Соль азотной кислоты в составе минеральных удобрений 6

Обновлено: 05.10.2024

Ниже вы найдете CodyCross - ответы на кроссворды. CodyCross, без сомнения, одна из лучших словесных игр, в которые мы играли за последнее время. Новая игра, разработанная Fanatee, которая также известна созданием популярных игр, таких как Letter Zap и Letroca Word Race. Концепция игры очень интересна, так как Коди приземлился на планете Земля и нуждается в вашей помощи, чтобы пройти через раскрытие тайн. Это бросит вызов вашим знаниям и навыкам в решении кроссвордов по-новому. Когда вы найдете новое слово, буквы начнут появляться, чтобы помочь вам найти остальные слова.
Пожалуйста, не забудьте проверить все уровни ниже и попытаться соответствовать вашему правильному уровню. Если вы все еще не можете понять это, пожалуйста, прокомментируйте ниже и постараемся помочь вам.

Отгадайте загадку:

Расколи его — Будет зёрнышко. Посади его — Будет солнышко. Показать ответ>>

Раскудрявые овечки Ходят в летний день Над речкой. Показать ответ>>

Распускает хвост павлином, Ходит важный господином, По земле ногами — стук. Как его зовут. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Каким образом чабан может спасти стадо овец на острове, если на них движется пожар, не заходя при этом в воду и ничем не туша огонь?

Случайный анекдот:

Кассирша спрашивает к покупателя:
- Молодой человек, мелочь не посмотрите?
Покупатель:
- Ну. показывайте.

Знаете ли Вы?

Если мы на холоде не производим сокращение мышц, то образующегося в организме тепла становится недостаточно, чтобы согревать нас. Вот тогда мышцы и начинают сами непроизвольно сокращаться - дрожать, и образующееся при этой дрожи тепло восстанавливает и поддерживает нормальную температуру тела.


Нитраты (соли азотной кислоты)

Ключевые слова конспекта: нитраты, соли азотной кислоты, селитра, получение и применение нитратов, влияние нитратов на окружающую среду и здоровье человека.

Азотная кислота – одноосновная, образует один ряд солей – нитраты состава X(NO3)n , где X – катион металла или NH4. Нитраты щелочных металлов и аммония называют селитрами.

Нитраты – вещества с преимущественно ионным типом кристаллических решёток. При обычных условиях это твёрдые кристаллические вещества, которые могут быть окрашены только за счёт катионов металлов. Практически все нитрaты хорошо растворимы в воде, легкоплавки.

В водных растворах нитратов не происходит гидролиз по аниону, так как азотная кислота (HNO3) – сильная кислота.

Нитpаты разлагаются при нагревании, так как происходит внутримолекулярное окисление-восстановление. Азот в высшей степени окисления является окислителем по отношению к кислороду О –2 .

Получение и применение нитратов

Нитраты получают действием азотной кислоты HNO3 на металлы, оксиды, гидроксиды, соли.

Соли азотной кислоты устойчивы при обычной температуре. Они обычно плавятся при относительно низких температурах (200—600 °C), зачастую с разложением.

Основное применение нитратов — удобрения (селитры), взрывчатые вещества (аммониты), получение стекла, производство лекарств, пищевые добавки при производстве колбас, в пиротехнике, компоненты ракетного топлива.

Соли азотной кислоты являются компонентами минеральных удобрений. Растения используют азот из соли для построения клеток организма, создания хлорофилла.

Влияние нитратов на окружающую среду
и здоровье человека

Азот как основной питательный элемент влияет на рост вегетативных органов – зеленых стеблей и листьев. Избыточное употребление азотных удобрений не только ведет к аккумуляции нитратов в растениях, но и приводит к загрязнению ими водоемов и грунтовых вод. Для суммы нитрат-ионов в почве принята предельно допустимая концентрация (ПДК) – 130 мг/кг, в воде разных водоисточников – 45 мг/л.

Для самих растений нитраты безвредны, а вот для человека и травоядных животных они опасны. Смертельная доза нитратов для человека 8 — 15 г, допустимое суточное потребление – 5 мг/кг. Многие растения способны накапливать большие количества нитратов, например: капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла столовая, тыква и др. Такие растения называют нитрато-накопителями.

В организм человека 70% нитратов поступает с овощами, 20% – с водой, 6% – с мясом и рыбой. Попадая в организм человека, часть нитратов всасывается в желудочно-кишечном тракте в неизмененном виде, другая часть, в зависимости от присутствия микроорганизмов, значения рН и других факторов, может превращаться в более ядовитые нитриты, аммиак, гидроксиламин NН2ОН; в кишечнике из нитратов могут образоваться вторичные нитрозамины R2N–N=О, обладающие высокой мутагенной и канцерогенной активностью. Признаки небольшого отравления – слабость, головокружение, тошнота, расстройство желудка и т. д. Снижается работоспособность, возможна потеря сознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания учащихся об общих свойствах солей, изучить особые свойства нитратов и их применение.

Цель урока: закрепить знания учащихся об общих свойствах солей, изучить особые свойства нитратов и их применение.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепить понятия о составе нитратов как представителях класса солей;

рассмотреть физические свойства нитратов;

углубить знания о солях-нитратах в свете теории электролитической диссоциации и участия в окислительно-восстановительных процессах;

научить определять нитрат-ион в растворе;

познакомить учащихся с важнейшими представителями нитратов и показать их значение в народном хозяйстве и быту.

Воспитательные:

формировать навыки безопасного обращения с веществами;

формировать умения применения полученных знаний в быту;

воспитывать самостоятельность, чувство собственного достоинства;

воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость.

Развивающие:

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли;

развивать умения и навыки при проведении эксперимента с соблюдением правил техники безопасности;

развивать творческую деятельность;

совершенствовать навыки работы с компьютером;

развивать познавательные способности, потребности и интерес у учащихся к предмету.

Тип урока: урок формирования знаний

Используемые технологии: Педагогика сотрудничества, элементы ИКТ, проектного обучения, проблемного обучения, игровых технологий.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, видеофильмы; демонстрационные пробирки, спиртовка, спички, тигельные щипцы,

Растительные объекты: свекла, морковь, картофель, редька, редис, помидор, яблоко, апельсин, банан, свежевыжатые соки .

Предварительная работа

I. МОТИВАЦИОННО - ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Организационный этап: создание доброжелательной обстановки на уроке

Эпиграф:

«Высшее призвание человека состоит в том, чтобы не

Учитель: Ребята, я вам желаю благоприятного сотрудничества, чтобы все цели, которые мы сегодня перед собой поставили, были достигнуты.

Работать вы будете и в группах. Успех работы группы зависит от работы каждого члена этой группы, поэтому необходима взаимопомощь. На столах у каждого из вас есть карта с заданиями для группы.

Учитель: Но урок я хочу начать с проверки письменного домашнего задания и с проверки качества усвоения изученного материала. Все ли получилось по письменным заданиям? (называю ОТВЕТ К ЗАДАЧЕ)

II. Проверка З Н А Н И Й

1. Фронтальный опрос

С классом Блиц-опрос:

1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 –

2.Общее число электронов у атома азота –

3. Число неспаренных электронов атомов элементов подгруппы азота –

4.Степень окисления азота в азотной кислоте -

5. Степень окисления азота в аммиаке –

6.В молекуле азота связь –

7. В молекуле аммиака связь –

8. 3 – 10% - раствор аммиака называется …

10. в составе воздуха азот - %

11. Аммиак при нормальных условиях – это …

12. Аммиак при н.у. занимает объем …

13. Формула оксида азота (IV) – это …

14. Почему вовремя грозы почва обогащается азотом?

15. Как правильно хранить азотную кислоту?

2. Индивидуальный опрос (у доски)

Карточка № 1

Закончите уравнения практически осуществимых реакций:

а) HNO3 + CaCl2 =

б) HNO3 + NaOH =

в) НNO3 + SO2 =

г)HNO3 + K2SiO3 = (это реакция с упр. дом. зад)

Подпишите названия полученных солей. Последнюю реакцию запишите в ионном виде.

Карточка 2. 1). В молекулярном уравнении реакции


коэффициент перед формулой окислителя равен…

2) В молекулярном уравнении реакции

HNO3 + Zn = Zn( NO3)2 + NO2 + H2O

коэффициент перед формулой восстановителя равен…

Карточка 3. Написать с.о. азота, их соединения и дать им краткую характеристику.

NH3 N- N N2O NO N2O3 NO2 +Н2О =HNO3+HNO2 N2O5

HNO2 4NO2+2H2O+O2=4HNO3 HNO3

( соли нитриты) ( соли нитраты )

Аммиак - бесцветный газ с резким запахом, ядовит. Хорошо растворим в воде, образуя раствор NH4OH. Водный раствор аммиака обладает щелочными свойствами, ион аммония NH4 положительно заряжен, играет роль катиона металла.

NO – несолеобразующий оксид, в природе образуется при температуре электрической дуги. Реакция обратима.

N2O3 – солеобразующий оксид, неустойчив при обычных условиях, взаимодействует с водой, образуя азотистую кислоту – HNO2

N2O5 – бесцветное кристаллическое вещество, легко разлагается на NO2 и O2. сильный окислитель. В воде легко растворяется с образованием азотной кислоты.

А) что называется солеобразующими оксидами?

III. Переход к новой теме

Используя уравнения реакций 1, выясняем названия солей азотной кислоты. Нитраты” - в переводе с греч. означает “селитра”. КNO3, NaNO3, Са(NO3)2, NН4 NO3 называются селитрами.

NaNO3 – чилийская селитра

KNO3 – индийская селитра

Как вы считаете, почему их так назвали? (потому, что основные залежи минералов – именно в этих местах). И все они являются солями азотной кислоты и применяются как азотные удобрения

Целеполагание ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС?

Проблема нитратов активно обсуждается в настоящее время. Вопрос очень актуален, о нем говорят со всех каналов телевидения, пишут в газетах, говорят все, даже те, кто вообще не знает химию.

Но почему же, если все знают об опасности нитратов, зачем их применяют? Попробуем в этом разобраться и мы.

Итак, как можно сформулировать тему урока?

IV. Изучение нового

- общие свойства нитратов;

- особенные свойства нитратов;

- решение задач на вычисление % доли вещества

1. Химические свойства нитратов общие с другими солями

Уравнения реакций и наблюдения

Растворимость в воде

Взаимодействие с кислотами

Взаимодействие со щелочами

Взаимодействие с солями

Взаимодействие с металлами

Вывод: Итак, нитраты участвуют во всех реакциях, свойственных солям.

2. Особые свойства нитратов (введение новых знаний).

Учитель: соли азотной кислоты обладают особыми свойствами, узнаем из стиха

На соседей меди справа

Огонь влияет как облава,

Разлагая тот нитрат

На кислород и NО2.

При этом есть такой накал,

что выделяется металл.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛАЙД

а) 2NaNO3 ----- 2NaNO2 + O2

б) 2Cu( NO3)2------2CuO + 4NO2 + O2

в) 2AgNO3 -------- 2Ag + 2NO2 + O2

Проблемный вопрос перед проведением опыта.

Учитель. Какие вещества образуются при разложении нитратов?

---------оксиды металлов;

-------- кислород (во всех случаях) повторить Т.Б

Сказать о правилах хранения нитратов

3.Закрепим правила разложения (ребята выполняют самостоятельно, используя электрохимический ряд напряжений металлов).

Учитель: Однако, что касается нитрата аммония: NH4NO3= N2O + 2H2O

Качественная реакция на нитрат - ион

Учитель: Каким способом можно определить нитрат- ион в растворе? (учащиеся отмечают, что NO3 - ион не образует нерастворимых соединений, реакцией обмена определить нельзя). Вспомните яркое, заметное соединение, которое выделяется из нитрат – иона. Учащиеся отмечают бурый газ NO2 . Видиоролик

В раствор нитрата добавить серную кислоту до кислой реакции и медь. Смесь слегка подогреть. Выделение бурого газа указывает на наличие нитрат- иона в растворе.

Твердые нитраты можно распознать также по вспышке на раскаленном угольке щепоточки кристалликов соли. ( демонстрация ) ОПЫТ

4. Решить задачу. Вычислить м. д. в % азота в следующих соединениях:

В а р и а н т 1 .

1. Как называются соли азотной кислоты:

а) сульфаты; б) нитраты; в) хлориды.

2. При разложении нитратов образуется газ:

а) водород; б) азот; в) кислород.

3. KNO3 – это вещество, которое:

а) хорошо растворяется в воде;

б) газообразно, без цвета и запаха;

в) твердое вещество белого цвета;

г) твердое вещество синего цвета;

д) не растворяется в воде;

е) сильный электролит.

Запишите соответствующие буквы.

4. При нагревании нитрата меди(II), кроме оксида азота(IV) и кислорода, образуется:

а) нитрит меди; б) оксид меди; в) медь.

5. Соль, которую нельзя назвать селитрой, – это:

В а р и а н т 2 .

1. К солям азотной кислоты относится:

б) карбонат кальция;

2. Соли азотной кислоты по отношению к воде:

а) растворимые вещества;

б) нерастворимые вещества;

в) малорастворимые вещества.

3. При разложении аммиачной селитры не образуется:

а) кислород; б) оксид азота(I); в) оксид азота(IV).

4. Специфические свойства нитратов – это:

а) реакция с металлами;

б) разложение при нагревании;

в) обменная реакция с кислотами.

5. Установите соответствие между разлагающимися веществами и продуктами реакции.

Вещество Продукты реакции

Это эксперт-врач, эксперт-эколог, практик из среды опытных огородников и известный шеф-повар.

К р у г л ы й с т о л

Эксперт-врач. Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. Несомненно, при потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений) и даже до аммиака. Последние при поступлении в кровь могут вызвать:

• развитие онкологических заболеваний;

• появление заболевания, при котором кровь не способна удерживать кислород, – метгемоглобинемии (кислородного голодания);

• нарушение деятельности щитовидной железы и др.

--- Для самих растений нитраты безвредны, а для человека и животных опасны. Смертельная доза для человека 8–15 гр

---- Признаки небольшого отравления – слабость, головокружение, тошнота. Первая помощь при отравлении нитратами – обильное промывание желудка, приём активированного угля. Уменьшит вредное влияние нитратов – употребление витамина С. При критическом самочувствии незамедлительно обращаться к врачам.

Нитраты фармацевтике используют для получения лекарственных препаратов и это, конечно, большая польза

--нитрат серебра, который чернит ткать, бумагу (ляпис) применяют как противомикробное средство для лечения кожных язв, прижигания бородавок

-- основный нитрит висмута (денол) назначают внутрь при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

--нитраты также в составе мазей, присыпках, назначаемые при воспалительных заболеваниях кожи.

нитраты это полимеры, фотопленка тоже нашли использование в медицине.

Нитросоединения нашли свое применение для получения взрывчатых веществ.

С их прямой опасностью для жизни человека в русском языке появились новые термины. Это терроризм, террор, теракт. Печальных примеров, один страшнее другого, много. Мы против террора, нам ненавистен Игил. Не место на моей планете терроризму.

Я закончу выводом: « Практическую медицину невозможно представить без лекарственных препаратов, получаемых из нитратов и нитритов. Взрывы же на основе нитросоединений пусть будут только в мирных целях

Эксперт-эколог

Азот основной питательный элемент, который влияет на рост вегетативных органов – стеблей и листьев. Избыточное употребление азотных удобрений не только ведёт к аккумуляции нитратов в растениях, но и приводит к загрязнению окружающей среды. Один из признаков загрязнения водоёма, цветение воды, вызываемое буйным размножением водорослей.

Многие растения способны накапливать большое количество нитратов, например: капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла во время роста и развития стеблей и листьев. А при созревании семян потребление азота практически прекращается. Практически нужно прекратить и внесение азотных удобрений, т.е. нитратов в этот период. Плоды, достигшие полной зрелости, не содержат нитратов. В висячих плодах нитратов вообще нет. В зимний период угроза отравления нитратами невелика, однако в весенне-летний период этот риск значительно возрастает. Совет, в сезон созревания фруктов ввести в рацион питания чёрную и красную смородину, другие ягоды и фрукты. И конечно, зеленый чай.
Как распределяются нитраты в различных овощах?

1) У свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода – до 65%;

2) у моркови: в сердцевине – 90% и в наружной части – 10%;

3) у капусты – в кочерыжке и в толстых черешках листьев;

4) у картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных. Сосредоточены они под кожурой (поэтому необходимо чистить не экономя);

5) маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие, в огурце, сорванном утром, нитратов меньше.

Взрослый человек нормально переносит 150–200 мг нитратов в день, а 500 мг – предельно допустимая для него доза. Для грудного ребенка токсичны уже 10 мг.

В пищевой промышленности применяют в колбасном производстве, 7г на 100г фарша. Нитриты придают колбасе розовый цвет. К тому же присутствие нитритов необходимо ещё и по другой причине: они предотвращают развитие микроорганизмов, выделяющих токсические вещества. В своей работе я придерживаюсь следующих рекомендаций по предотвращению отравлении нитратами

Рекомендации по предотвращению отравления нитратами

1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.

2. Зелень (петрушку, укроп, салат и др.) необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасения употреблять в пищу.

3. Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 мин. (Нитраты хорошо растворимы в воде (особенно теплой) и вымываются из овощей.)

4. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.

5. Квашение, соление, консервирование и маринование способствуют снижению нитратов на 60–70%.

6. Нейтрализовать поступившие в организм нитраты могут ягоды черной и красной смородины, зеленый чай, а также аскорбиновая кислота (по 0,3–0,4 г в сутки).

Практик-огородник

Вы знаете у меня свой огород, выращиваю все культуры и с большим успехом. Получаю очень высокие урожаи. Применяю нитраты- т.е. азотные удобрения, но соблюдаю нормы и сроки их внесения. Азотные удобрения рекомендуется вносить в несколько приемов поздней осенью или ранней весной, так как талые воды смывают половину удобрений в моря и океаны. А там самое большое разнообразие жизни, обреченные на отравление ими.

Хочу дать совет всем огородникам из личного опыта. Бобовые растения вообще не нуждаются в азоте. Они сами обогащают им почву. Практикую севооборот – хороший метод! Высеваю поздней осенью клевер – это бобовое растение. Ранней весной скашиваю. Зеленая масса идет как витаминизированный корм моим домашним животным: коровам, козам. Тут двойная польза: молоко без вредных добавок, а почва с естественным азотом. Такая земля любую культуру родит на славу! Так при минимальных затратах могу предостеречь себя и свою семью от отравления нитратами. Вообще, для себя решил,- будущую свою профессию я вижу в сельскохозяйственном производстве

Я очень доволен, что мне посчастливилось выступить на этом мероприятии и хочу обратиться ко всем жителям нашей планеты с просьбой:

« Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

VI. Рефлексия

Читайте также: