Совершенствование организации управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования

Обновлено: 05.10.2024

В статье представлен комплекс действий, обеспечивающий формирование комфортной городской среды. Кроме того, указан ряд принципов, которые должны соблюдаться местными органами власти при осуществлении их деятельности в сфере благоустройства территории. Автор обосновывает мероприятия по совершенствованию управления благоустройством муниципальных образований и указывает ожидаемые эффекты от их выполнения.

Администрация муниципальных образований несет первичную ответственность за качество благоустройства и озеленения территории [4]. Муниципальные власти выделяют средства на проведение необходимых работ, выбирают приоритетные направления развития, наиболее востребованные проекты. Стоит отметить, что лишь эффективное управление благоустройством может вдохнуть новую жизнь в городские пространства, повысить качество общественных территорий, привлечь новых жителей, а также инвестиции в развитие [5].

Для повышения эффективности системы управления благоустройством муниципального образования его администрации необходимо, на мой взгляд, выполнение определенного комплекса действий. Рассмотрим его более подробно.

Первый шаг – это обустройство оживленных общественных пространств или создание подобных. Администрации городского округа следует отобрать те места, где каждый день пересекается множество жителей. Это могут быть вокзалы, площади, а также различные рынки, парковые зоны и бульвары. Отметим, что положительные и отрицательные качества данных пространств известны каждому горожанину. Поэтому начинать надо именно с них, обновлять городскую среду, менять наиболее популярные места скопления людей, где соединяется множество потоков из местных жителей.

Второй шаг – это обустройство мест для молодежи. Молодежь должна иметь свои общественные пространства. В качестве подобных пространств можно выделить отдельные здания, помещения или уличные открытые пространства. Важным отличием становится то, что они в большей степени ориентированы на молодежь. Молодым людям необходимо больше мест для общения и обмена информацией, идеями. Грамотное управление деятельностью по благоустройству через учет интересов молодежи и взаимного влияния повышает эффективность управления и увеличивает социальный и экономический потенциал города.

Третий шаг – это представление культурного и исторического наследия муниципального образования в выгодном свете. Администрации следует уделить ещё большее внимание истории города, основным вехам в его развитии. Для каждого жителя свой город – это больше, чем просто место жизни. Город влияет на развитие, город становится предметом гордости за край и страну в целом. Патриотизм и любовь к Родине начинается с исторического наследия места, где живут люди. Обновлению подлежат старые улицы, здания заводов, различные кварталы и площади – это всё может стать предметом достопримечательности, предметом истории и гордости за свой город. Администрация городского округа Домодедова должна направлять больше средств для развития подобных объектов и поддержания их на соответствующем уровне.

Четвертый шаг – это обновление социальной инфраструктуры. Ни один город не может считаться благоустроенным, если в нем отсутствует или находится в упадке социальная инфраструктура. Стоит отметить, что практически ни одно муниципальное образование не обошёл стороной тот период, когда массово возводились разношёрстые торговые центры и офисные помещения. Администрации городов уделяли большее внимание развитию бизнеса, нежели общественных пространств. Однако не стоит слишком зацикливаться на ошибках прошлого, а следует развивать социальную инфраструктуру.

Развитие социальной инфраструктуры напрямую зависит на оценку жителей комфорта и удобства проживания. Социальная инфраструктура требует всегда больших объемов инвестиций, что может быть не по силам самому муниципальному образованию. Поэтому администрация города должна привлекать всё больше и больше средств из бюджетов более высоких уровней. В свою очередь привлечение средств зависит от непосредственного качества управления, предлагаемых для софинансирования объектов социальной инфраструктуры, качества подготовки документации и так далее. Только рост качества управления будет способствовать выделению дополнительного финансирования со стороны вышестоящих бюджетов. Ремонт, реконструкция или строительство школ, библиотек, больниц и музеев – улучшает жизнь людей в разы. Учет администрации данных программ и проектов показывает то, что власть направлена на повышение комфортности проживания своих жителей.

Пятый шаг – это трансформация депрессивных или заброшенных зданий и сооружений. Отметим, что наличие в городском округе ряда заброшенных или плохо эксплуатируемых зданий влияет на восприятие мира среди жителей. Банально, подобные здания и сооружения могут оказывать депрессивное влияние на психику людей. При этом заброшенные пространств, требующие вложений в обновление, всё равно обходятся для города дешевле, чем строительство новых общественных пространств. Старые заводы, помещения цехов можно и нужно переоборудовать в объекты социальной инфраструктуры, выделяя помещения молодым сообществам и компаниям. В них можно проводить различные выставки и культурные мероприятия. Обновление заброшенных парков, домов культуры, детских центров не требует столь значительных вливаний средств, но предоставляет значительные результаты.

Для повышения качества реализации базовых задач благоустройства необходимо действовать в следующих направлениях:

  1. Повышение механизации в уборке территории и придомовых пространств. В современный век робототехники достаточно неэффективным является отказ от использования новейшего оборудования и технологий уборки.
  2. Привлечение бизнеса в процессы поддержания чистоты и озеленения территорий, которые примыкают к их объектам. Заметим, что привлечение бизнеса может быть на принудительной основе. При этом активно действующим предпринимателям и бизнесам можно предоставлять различные преференции и льготы.
  3. Пропаганда среди населения в отношении поддержания чистоты и уборки улиц. Советские субботники хоть и были принудительными, но оказывали большую помощь для повышения качества благоустройства и озеленения. Однако с точки зрения влияния муниципальных структур достаточно сложно мотивировать население.

Однако муниципалитеты имеют значительное влияние на бизнес, который может уже мотивировать своих работников и сотрудников проявлять большую социальную активность и ответственность перед городом и общественным пространствами. Поэтому совершенствование системы благоустройства и озеленения территорий должно начинать с доведения до приемлемого уровня эффективности базовых задач благоустройства.

После выполнения рассмотренных выше пяти шагов, а также доведения базовых задач и функций благоустройства администрацией муниципального образования до приемлемых значений можно совершенствовать систему благоустройства и дальше.

В качестве основных направлений деятельности местных органов управления в сфере благоустройства можно указать:

  • освоение незанятых участков под многофункциональное или смешанное строительство;
  • первоочередное развитие жилых кварталов, а также территорий под многофункциональную застройку;
  • озеленение и благоустройство городских пространств, в первую очередь, открытых.

В процессе благоустройства местным органам власти следует придерживаться ряда принципов [1, 3]:

  1. Создание функционального многообразия. В современных концепциях благоустройства больше нет места монофункциональным районам, таким как деловой центр, содержащий только офисные помещения или здания, или спальным районам, которые пустуют в рабочее время. Важно создание многофункциональных районов, в которых будут совмещаться уличный ритейлер, сфера услуг, офисные здания и помещения, а также комфортное жильё.
  2. Переход к компактной и плотной застройке. Всё больше профессионалов в области градостроительства и благоустройства отмечают преимущества, которые даёт среднеэтажная застройка, но с высокой плотностью. Это позволяет использовать открытые пространства.
  3. Приоритет в области безопасности и здоровья. Организация дворов без машин, снижение трафика, повышение качественных характеристик воздуха и создание возможностей для использования открытых общественных пространств круглогодично.
  4. Комфортность пешеходного и транспортного перемещения. Основной упор делается на баланс пешеходных коммуникаций, общественного транспорта. Минимальное значение уделяется автомобильному транспорту, который заполняет всё свободное пространство вне зависимости от протяженности магистралей и парковок. Власти должны совершенствовать общественны транспорт, а также понимать путь жителей на работу и с неё.
  5. Повышение гибкости и автономности используемых зданий и сооружений. Во власти местных органов управлять строительством и будущим обликов города. Чем более гибкими будут возводимые здания и сооружения, чем больше автономности каждое из них будет иметь, тем качественнее будущее благоустройство и оценка эффективности со стороны населения города.
  6. Повышение комфортности текущего и строящегося жилья. Конечно, повлиять на планировки уже построенных многоквартирных домов невозможно, однако администрации надо более четко подходить к выбору будущих мест для застройки и проектов, которые будут возводиться на данных участках. Кроме того, следует поощрять застройщиков и управляющие компании, которые используют современные энергосберегающие материалы, активно вовлекают жильцов в решение вопросов и проблем.

В качестве дополнительных можно привести следующие рекомендации местным органами власти по совершенствованию их деятельности в сфере благоустройства.

Во-первых, местные органы власти должны направлять свои действия на совершенствование структуры участников, которые принимают решения относительно развития города, его благоустройства и озеленения. Например, возможно создание координационного совета, в который будут входить главы отделов и департаментов, специалисты из разных областей, а также руководители частных компаний.

Во-вторых, администрация города должна понимать, что финансировать все элементы благоустройства и озеленения невозможно за счет муниципального бюджета. Это могут позволить себе только лишь крупные города, такие как Москва. Финансирование можно получать из регионального и федерального бюджетов в рамках соответствующих программ развития, однако наиболее эффективным и независимым путем получения дополнительного финансирования является взаимодействия государства и частного бизнеса. Стоит отметить, что здесь не только ГЧП, но и привлечение организаций, строителей и иных меценатов не только за счет механизмов ГЧП, но и в рамках предоставления различных преференций и льгот. Преференции и льготы не всегда выражаются в денежном эквиваленте. Органы местной власти могут предоставлять лучшие участки земли, помещения именно тому бизнесу, который активно вовлечен в благоустройство и озеленение территорий.

В-третьих, разумной практикой для совершенствования является тестирование различных инициатив на небольшом контрольном участке. Если планируемые мероприятия действительно эффективны, тогда практику переносят на весь город.

В качестве ожидаемых эффектов от реализации рассмотренных мероприятий можно указать следующие: повышение качества планирования и прогнозирования развития городской среды; рост вовлеченности и активности местных жителей в решении разных вопросов относительно благоустройство и озеленения территорий; прирост количества точек притяжения в городском пространстве и повышение доступности точек притяжения для населения и всех групп жителей; появление открытых пространств, которые можно использовать в разное время года; повышение инвестиционной привлекательности городского округа и др.

Формирование в России демократического государства в качестве первостепенной задачи предполагает развитие местного самоуправления как фундамента общественной системы. Реформирование организации местной власти в Российской Федерации показало не только жизнеспособность местного самоуправления, но и наличие больших резервов в его развитии и совершенствовании. Местное самоуправление, представляя собой сложное явление современной социальной практики, пока еще недостаточно эффективно и не всегда востребовано обществом как самостоятельная форма народовластия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

blagoustroystvo_territorii_diplom00.docx

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Институт экономики, менеджмента и информационных технологий

Допустить к защите

ТЕМА: Совершенствование организации управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования (на примере г.Гатчина )

(должность, уч. степень, уч. звание)

ВВЕДЕНИЕ

Формирование в России демократического государства в качестве первостепенной задачи предполагает развитие местного самоуправления как фундамента общественной системы. Реформирование организации местной власти в Российской Федерации показало не только жизнеспособность местного самоуправления, но и наличие больших резервов в его развитии и совершенствовании. Местное самоуправление, представляя собой сложное явление современной социальной практики, пока еще недостаточно эффективно и не всегда востребовано обществом как самостоятельная форма народовластия.

Местное самоуправление является частью гражданского общества. Оно реализуется в пределах муниципальных образований и включает в себя элементы самоорганизации населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Оно обеспечивается во взаимодействии органов местного самоуправления с населением. Это взаимодействие является важным элементом системы социальных взаимодействий в рамках города как муниципального образования.

Вместе с тем, утрата обществом традиций самоорганизации для решения вопросов совместного благоустроенного проживания на соответствующей территории, отсутствие должных финансово-экономических основ местного самоуправления, организационно-правовые и кадровые проблемы создают сложные условия для совершенствования практики местного самоуправления.

Благоустройство территорий муниципального образования – важнейшая составная часть потенциала муниципалитета и одна из приоритетных задач органов местного самоуправления, являющаяся важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей муниципалитета.

При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.).

Благоустройство является той составляющей территории муниципального образования, которая может сформировать комфорт, эстетическую и функциональную привлекательность, качество и удобство жизни граждан.

Внешнее благоустройство муниципального образования - это дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зеленые насаждения, уличное освещение и др.1

Объектами комплексного благоустройства территории является все ее элементы, ранжированные по уровням, т.е. комплексное благоустройство охватывает весь город, кроме части участков природного комплекса и особо охраняемых природных территорий, подлежащих экологической реабилитации.

С ростом городов и повышением технологического уровня промышленности все более острой становится проблема благоустройства городских территорий и управления услугами благоустройства городского муниципального образования. Эта проблема требует тщательно взвешенных управленческих решений, связанных с планированием работы предприятия благоустройства и использования территориальных ресурсов в рамках существующей социально-политической системы.

В свою очередь осознание населением личной ответственности и обязанностей в обустройстве своего города отстает от его ожиданий от местной власти. Взаимодействие органов местной власти с населением не востребуется обеими сторонами в той степени, чтобы стать фактором регулирования социальной напряженности.

Таким образом, актуальность исследования этой проблематики исключительно высока, т.к. ее практическое воплощение затрагивает социальные интересы населения муниципальных образований, финансовые и хозяйственные интересы инвесторов и городских властей.

Цель исследования заключается в исследовании организационно-правовых основ благоустройства территории муниципального образования, практики и проблем их реализации в практической деятельности на примере муниципального образования г. Гатчина, а также в выработке предложений по благоустройству территории муниципального образования.

Предметом исследования выступает организационно-правовой механизм благоустройства территории МО, объектом исследования - МО г. Гатчина.

Из наиболее значительных исследований в области управления развитием и благоустройством территорий следует отметить труды российских ученых: В.В. Владимирова, П.Г. Грабового, В.А. Горемыкина, А.П. Гужвина, А.В. Дончева, К.Н. Дьяконова, Л.Г. Ибрагимова, В.Ф. Касьянова, Т.Г. Маклаковой, В.А. Колясникова, И.Д. Кужелева, Г.А. Малояна, В.А. Прорвича, В.К.Степанова, Н.П. Стражникова, В.Ф. Фалалеева, А.М. Шепелева, М.С. Шумилова, Е.В. Щербины, а также в трудах зарубежных ученых Д. Меддоуза, К. Петри, Дж.У. Форрестера. Проблемы повышения эффективности градостроительного освоения городских территорий и их рационального использования решались в работах: Ю.В. Алексеева, Д.Г. Донцова, А.К. Иванова, И.Я. Конторовича, А.О. Кудрявцева, Б.А. Портнова, А.Б. Ривкина, Н.Г. Юшковой и др. исследователей.

Информационную базу работы составили данные, содержащиеся в справочно-статистических и аналитических материалах ряда федеральных министерств и ведомств - Госкомстата, Министерства регионального развития РФ, Минфина РФ, а также актов местного самоуправления МО г. Гатчина.

Структурно работа включает три главы, введение, заключение и список литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Системообразующие элементы благоустройства территории муниципального образования

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду. Основной Закон государства обязывает граждан сохранять природу и окружающую среду и поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Одним из эффективных средств реализации конституционного права граждан на благоприятную или, как принято называть, комфортную жилую среду является благоустройство территории. Комплексное благоустройство территории рассматривается как деятельность по обеспечению ее безопасности, доступности, эстетичности и приспособленности к удобному использованию в соответствии с функциональным назначением.

Эти цели достигаются путем проведения одного или нескольких видов (комплекса) работ, включающих пластическую организацию рельефа, озеленение, архитектурное освещение и создание колористического решения объектов, размещение малых архитектурных форм и объектов городского дизайна, рекламы, визуальной коммуникации и информации, произведений монументального искусства и т.п.2

Благоустройство и озеленение являются важнейшими сферами деятельности муниципального хозяйства, создающими те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни, т.е. условия для здоровой, комфортной, удобной жизни для всех жителей города, района, квартала, микрорайона.

В современных исследованиях благоустройство является составной частью различных отраслей: коммунального хозяйства, городского хозяйства, градостроительства и др.

В сферу деятельности коммунального хозяйства входит также эксплуатация жилищного фонда, с которой органически связаны коммунальные предприятия и службы внешнего благоустройства населенных пунктов.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома, под которой понимается наличие в нем внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги. Таким образом, услуги благоустройства и жилищно-коммунальные услуги не могут сосуществовать в раздельности и обеспечивают соответствующие условия проживания в том либо ином жилом помещении.

Управление благоустройством муниципального образования

Управление благоустройством Муниципального образования

Аннотация: Статья отражает основные вопросы, касающиеся системы управления благоустройством муниципального образования. В первую очередь речь идет о теоретических основы благоустройства муниципального образования, а также описывается существующее положение дел, касающихся выдвинутой к рассмотрению проблемы.

Ключевые слова: благоустройство, муниципальное образование, инвестиции, управление.


Создавая безопасную, удобную и привлекательную среду территорий муниципальных образований, создается общий критерий, по которому оценивается работа администрации муниципального образования.
Уфа - город в Российской Федерации, является столицей Республики Башкортостан. Население города составляет 1 130 000 человек. Является один из городов, вошедших в число крупнейших культурных, экономических и научных центров Российской Федерации. Также является 31-м городом Европы по численности населения.
В 2016 году город Уфа получила почетное второе место в России на Всероссийском конкурсе "Самое благоустроенное городское поселение России". Второе мосте - это очень хороший показатель, но есть над чем работать и усовершенствовать. Тем самым возникает актуальность в совершенствовании управления благоустройством муниципального образования.
Основными проблемами по управлению благоустройством муниципального образования являются:
- недостаточное количество сотрудников,
- не корректно поставленные задачи,
- отсутствие системы инженерной и транспортной инфраструктуры, озеленения городской территории, а также обеспечение условий экономии ресурсов.
Таким образом, можно сказать что на территории муниципального образования, существуют некоторые проблемы, которые, по мере поступления решаются местными властями. Несмотря на то, что город очень большой, благоустройство осуществляется быстрыми темпами. Особенно уделяется внимание создания зон отдыха для граждан, составляются сценарии для реализации мероприятий по содержанию улиц, бульваров, скверов, парковых территорий.
Основная проблема - это мусор. Сколько бы не было задействовано сотрудников, если граждане сами не перестанут мусорить, то город просто станет большой кучей из отходов. Требуется всего лишь утилизировать мусор в специальные контейнеры и урны. Город старается стать лучше, но если сами граждане не будут помогать, то ничего из этого не получится.
В заключении стоит отметить, что не только для города Уфа актуальность решения вопросов состояния городских дорог и благоустройства территорий становится на первый план. Таким образом, для совершенствования управления благоустройством муниципального образования необходимо выполнить:
- увеличить пропускную способность трасс, шоссе и городских дорог. Это поможет сократить количество пробок, тем самым снизит загрязнение воздуха.
- благоустроить территории парков. Благодаря этому появятся новые зеленые насаждения, которые также благоприятно скажутся на экологии города.
- адаптировать территории для людей с ограниченными возможностями. С помощью этого граждане с физическими отклонениями смогут себя чувствовать в городе полноценно.

Как получить эту работу через 2 минуты?

Введение 3
1. Правовые и теоретико-методологические основы благоустройства и озеленения территории муниципального образования 6
1.1. Понятие и основы формирования благоустройства и озеленения территории муниципального образования 6
1.2. Основы управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования 10
1.3. Современная отечественная и зарубежная передовая практика благоустройства и озеленения муниципальных образований 14
2. Анализ благоустройства и озеленения территории муниципального образования г. Лаишево Лаишевского муниципального образования 20
2.1. Характеристика сферы озеленения и благоустройства муниципального образования г. Лаишево Лаишевского муниципального образования 20
2.2. Проблемы управления сферой благоустройства и озеленения территории муниципального образования города Лаишево Лаишевского муниципального района 26
3. Разработка проекта совершенствования управления сферой благоустройства и озеленения территории муниципального образования город Лаишево 33
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Объект исследования – сфера благоустройства и озеленения территории муниципального образования.
Предметом исследования являются инструменты управления муниципальным образованием город Лаишево в части организации благоустройства и озеленения территории.
Цель исследования состоит в разработке мероприятий совершенствованию организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
- систематизировать понятие и основы формирования благоустройства и озеленения территории муниципального образования
- рассмотреть основы управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования
- изучить современную отечественную и зарубежную передовую практику благоустройства и озеленения муниципальных образований
- исследовать состояние сферы озеленения и благоустройства муниципального образования город Лаишево
- выявить проблемы управления сферой благоустройства и озеленения территории муниципального образования город Лаишево
- разработать проект совершенствования управления сферой благоустройства и озеленения территории муниципального образования город Лаишево.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, статистические сборники Росстат, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет по теме исследования.
Теоретическую базу исследования составили монографии зарубежных и российских ученых в части организации благоустройства и озеленения территории муниципальных образований.
Методическую базу исследования составили общенаучные методы исследования, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников. В первой главе работы рассмотрены правовые и теоретико-методологические основы благоустройства и озеленения территории муниципального образования, а именно: понятия и основы формирования благоустройства и озеленения территории муниципального образования; основы управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования; проведен обзор современной отечественной и зарубежной передовой практики благоустройства и озеленения муниципальных образований.
Во второй главе проведен практический анализ работы сектора благоустройства и озеленения в муниципальном образовании город Лаишево, выявлены проблемы управления сферой благоустройства и озеленения территории муниципального образования город Лаишево. В третьей главе разработан проект совершенствования управления сферой благоустройства и озеленения территории муниципального образования город Лаишево.

Читайте также: