Способы движения агрегатов при посеве

Обновлено: 05.10.2024

Предпосевная обработка почвы включает в себя боронование, сплошную культивацию, дискование и прикатывание. Рассмотрим технологию только основных операций предпосевной обработки.

Боронование зяби и посевов

Рассмотрим агротехнические требования, способы движения агрегата и контроль качества выполненной работы.

Агротехнические требования

При закрытии влаги почвенная корка должна быть полностью без пропусков разрушена. Перекрытие между смежными проходами — в пределах 0,10…0,15 м. Глубина рыхления почвы—0,04…0,06 м; размеры комков почвы после боронования допускаются: при бороновании зяби —0,04…0,05 м, при разрушении корки и рыхлении посевов— 0,03…0,04 м; высота гребней на пашне — не более 0,03 м, на посевах зерновых — не более 0,02…0,03 м.

При бороновании озимых, пропашных культур и многолетних трав глубина рыхления должна составлять 0,02…0,04 м, а повреждение растений — не более 5%.

Способы движения бороновальных агрегатов

Для начала приведем схему с описанием

sxema-dvijheniya-agregatov

а — челночный гоновый; б — диагональный в один след; в — диагональный в два следа (при ширине поля от 0,75 до 0,55 его длины); г — диагональный в два следа (при ширине поля от 0,55 до 0,3 его длины); д — вкруговую от периферии к центру; е — диагонально-угловой; R — радиус поворота; Е — ширина поворотной полосы; е — длина выезда; С — ширина загона; Вр — рабочая ширина захвата агрегата; L — длина гона.

Способы выбирают в зависимости от размеров поля и предшествующей обработки почвы. При длине гона более 500 м применяют челночный способ движения (а), а на полях, имеющих квадратную или прямоугольную форму, применяют диагональный (6) в один след и перекрестно-диагональный в два следа (в, г). На небольших полях агрегаты могут работать вкруговую (д). В этом случае образующиеся на поворотах огрехи обрабатывают угловыми проходами после окончания боронования всего загона.

Озимые и пропашные культуры боронуют челночным способом поперек рядков, а перекрестные посевы — диагональным (б) или перекрестно-диагональным способом (в и г).
Зябь и пары боронуют поперек или под углом к направлению вспашки, а при предпосевном бороновании — поперек или под углом к предполагаемому направлению сева.

Приведем схему разметки поля с описанием

sxema-razmetki-polya

а — квадратной формы при диагонально перекрёстном способе движения; б — прямоугольной формы с соотношением сторон 3 : 1 и более при диагонально-перекрестном способе движения; в — при диагонально-угловом способе движения.

Для работы челночным способом линию первого прохода провешивают от края на расстоянии, равном половине ширины захвата агрегата. При диагонально-перекрестном способе обработки полей квадратной формы линию первого прохода провешивают не по диагонали, а с отклонением влево на 0,7 ширины захвата агрегата (рис. 2, а).

Первый проход выполняют по провешенной линии 1—2, а после разворота — параллельно первому с соответствующим перекрытием. При последующих проходах агрегат в точках 3, 4, 5 и 6 поворачивают на 90° и ведут параллельно линиям 3—4 и 5—6, вторично обрабатывая почву в направлении, перпендикулярном диагонали участка. Разметку поля прямоугольной формы с соотношением сторон 3:1 и более проводят по схеме, показанной на рисунке 2, б. Агрегат ведут сначала по провешенной линии 1— 2—3—4, а после разворота — параллельно первому проходу.

Ширина поворотной полосы для бороновальных агрегатов с навесными зубовыми боронами равна двойной ширине захвата агрегата. В тех случаях, когда можно разворачивать агрегат за пределами поля, поворотные полосы не отбивают.

Контроль качества

Оценочные показатели качества: глубина обработки, выровненность и глыбистость поверхности, отсутствие огрехов. Глубину обработки замеряют линейкой по диагонали участка через 80… 100 м в 10 местах.

Выровненость поверхности определяют замером высоты гребней по диагонали участка через 80… 100 м, а глыбистость — подсчетом комков почвы размером более 0,04 м в рамке площадью 1 м2 по диагонали участка в 10 местах.

Отсутствие огрехов, наволоков от прохода борон и качество обработки поворотных полос определяют визуально.

Сплошная культивация почвы

Также рассмотрим агротехнические требования, способы движения агрегата, подготовку поля и контроль качества работы.

Агротехнические требования

Предпосевную культивацию проводят на глубину заделки семян. Неравномерность глубины обработки —не более ±0,01 м. Культиватор должен полностью подрезать сорную растительность и не выносить нижние слои почвы на поверхность. Дно борозды и поверхность поля должны быть ровными. Высота гребней — не более 0,04 м, перекрытие смежных проходов— 0,1…0,15 м. Огрехи и сгружение почвы не допускаются.

Способы движения и подготовка поля

Первую культивацию проводят поперек направления вспашки или под углом к ней, а повторную —поперек направления предыдущей. Направление предпосевной культивации не должно совпадать с направлением последующего сева.

Наиболее распространенные способы движения — челночный и диагонально-угловой (е). Для широкозахватных агрегатов, а также при работе агрегатов на коротких гонах, когда невозможен выезд за пределы поля, применяют тоновый способ движения машинно-тракторного агрегата с беспетлевым поворотом.

При челночном способе движения линию первого прохода провешивают на расстоянии, равном половине ширины захвата агрегата от края поля. При этом ширина поворотных полос должна быть равна четному числу проходов агрегата при их обработке. В противном случае линию первого прохода провешивают на расстоянии, равном 1,5 ширины захвата.

Необработанную полосу, равную 0,5 ширины захвата агрегата, после первого его прохода культивируют при обработке поворотных полос. При диагонально-угловом способе движения линию первого прохода провешивают согласно схеме (см. рис. 2, в). В этом случае поворотные полосы отбивают со всех четырех сторон.

Контроль качества

Качество работы оценивают по глубине обработки, гребнистости поверхности, степени подрезания сорняков, отсутствию обнажения дна борозды и огрехов.

Глубину обработки проверяют линейкой по диагонали поля в 10 местах; гребнистость поверхности замеряют линейкой по диагонали поля через 50 м; степень подрезания сорняков определяют подсчетом числа неподрезанных на 10 м2 по диагонали поля с пятикратной повторностью.

Вынос нижних слоев почвы, огрехи, наволоки, прямолинейность проходов агрегата, обработку поворотных полос определяют визуальным осмотром.

Порядок периодически повторяющихся элементов движения машинно-тракторного агрегата называется способом его движения. Часть или все поле, находящееся в одном массиве и отведенное для выполнения определенной сельскохозяйственной работы одному или нескольким агрегатам, называется рабочим участком. Часть рабочего участка, на котором выполняется технологическая операция принятым способом движения агрегата, называется загоном. Часть загона, выделяемая для поворотов, называется поворотной полосой, а линия между ней и остальной частью загона, на которой включаются и выключаются сельскохозяйственные машины (например, в углубление и заглубление плуга),- контрольной линией (бороздой).

При движении в загоне агрегат выполняет полезную работу или поворачивает. Движение при взаимодействии рабочих органов машины или орудия с почвой является рабочим ходом агрегата. Движение агрегата на повороте, при выезде из борозды, когда рабочие органы машины или орудия не взаимодействуют с почвой, называется холостым ходом. Если холостые ходы нельзя осуществить вне обрабатываемого поля, нужно обязательно выделить поворотные полосы с одной или с двух сторон. Ширина поворотной полосы зависит от радиуса поворота агрегата и вида поворота . Ширина поворотной полосы должна быть кратной ширине захвата агрегата, чтобы после обработки основного участка ее можно было обработать целым числом проходов. Ширина поворотной полосы должна быть минимальной, обеспечивающей поворот агрегата для следующего заезда. Наибольшая ширина поворотной полосы получается при полном петлевом повороте, наименьшая - при поворотах по полуокружности и с холостым пробегом. При работе с навесными машинами ширина поворотной полосы зависит только от радиуса поворота трактора и может быть уменьшена за счет применения заднего хода.

Ширина загона должна быть кратной захвату агрегата и обеспечивать наибольший коэффициент рабочих ходов.

Коэффициентом рабочих ходов называется отношение длины рабочих ходов к соответствующему полному пути движения агрегата. Это отношение определяется по формуле:

где L -длина рабочего пути агрегата, L0 --- длина холостого пути агрегата. При подготовке полей необходимо учитывать, что посевные, посадочные и почвообрабатывающие агрегаты выполняют работы преимущественно гонами при движении челноком, в свал и вразвал.

При движении челноком, агрегаты перемещаются в прямом и обратном направлениях с поворотами на 180° по смежным проходам.

При любых способах движения агрегата его траектория состоит из прямолинейных и криволинейных участков. В случае криволинейного движения отдельные точки агрегата движутся с резкой скоростью и описывают различные траектории. Точку агрегата, относительно которой определяются параметры всех других его точек, называют центром агрегата. За центр агрегата при расчетах принимается проекция на плоскость, по которой он движется:

на колесных тракторах с одной ведущей осью середина ведущей оси,

на гусеничных тракторах, точки пересечения продольной оси симметрии трактора с плоскостью, проведенной через середины опорных частей гусениц,

на колесных тракторах с двумя ведущими осями и управляемыми колесами каждой - середина прямой, соединяющей центры ведущих осей,

на колесных тракторах, имеющих шарнирное сочленение рамы,- центр шарнира.

Радиус поворота, траектория агрегата, поворот и т. д. рассчитывают относительно центра агрегата. Выбор способа движения машинно-тракторных агрегатов имеет важное значение для повышения производительности труда. При этом необходимо учитывать следующие условия, обеспечивающие наименьшие потери времени на холостое движение:

- при разбивке поля на загоны и определении направления рабочих ходов нужно установить возможно большую длину загона,

- ширина захвата агрегата должна быть как можно больше, а длина - как можно меньше,

- ширина загона должна быть кратной захвату агрегата,

- на поворотах нельзя допускать скорость более 10 км/ч.

При движении без петлевых поворотов облегчается управление агрегатом, уменьшается ширина поворотной полосы, сокращаются затраты времени на повороты и вспашку поворотных полос, что в конечном итоге повышает производительность агрегатов.

Способы движения агрегатов классифицируют по следующим основным признакам:

- по характеру разбивки поля на загоны;

- по числу одновременно обрабатываемых загонов;

- по направлению рабочих ходов;

- по виду поворотов.

Используют и такие классификационные признаки, как направление поворотов МТА и др. Однако они не имеют существенного значения для решения основных задач кинематики агрегатов.

По характеру разбивки поля на загоны различают загонные (поле разбивают на отдельные загоны) и беззагонные (поле на загоны не разбивают) способы движения. В зависимости от числа одновременно обрабатываемых загонов возможны однозагонные и многозагонные способы.

Для расчета количественных показателей холостого хода МТА основное значение имеют классификации способов движения по направлению рабочих ходов и по виду поворотов.

Все способы движения МТА по направлению рабочих ходов делят на три группы: гоновые,круговые и диагональные. При гоновых способах движения агрегат совершает рабочие ходы параллельно одной или двум сторонам загона с холостыми поворотами на обоих его концах.

При круговом способе движении МТА рабочие ходы совершаются вдоль всех четырех сторон загона без выключения рабочих органов, за исключением центра загона, где неизбежны несколько холостых петлевых поворотов. Различают круговые способы движения от периферии к центру (Рис. 5ж) и, наоборот - от центра к периферии.

При диагональном способе движения рабочие ходы агрегата совершаются под острым или тупым углом к сторонам загона. При этом обработка загона может начинаться как от угла (Рис. 5з), так и от диагонали поочередно с одной и другой стороны.

На основе различных сочетаний гоновых способов движения могут быть получены комбинированные способы. Например, на рисунке 5д комбинированный способ движения получен на основе способов движения всвал и вразвал.

По виду поворота МТА все способы движения делят на петлевые и безпетлевые. Способ считают петлевым, если в процессе работы на загоне МТА совершает хотя бы один петлевой поворотов соответствии с (Рис. 6 и 5, а, б, в, г, ж, з). При отсутствии петлевых поворотов способ движения МТА считается беспетлевым (Рис. 5, д, в).


Рис. 5. Основные способы движения МТА: гоновые петлевые — челночный (а); всвал (б); вразвал (в); чередование способов всвал и вразвал (г); гоновые беспетлевые — комбинированный (д); перекрытием (е); круговой от периферии к центру (ж); диагональный (з). v — развальная борозда; а — свальный гребень

При выполнении технологической операции – прикатывание, к.п. используют челночный способ движения МТА.

При необходимости отбивают поворотные полосы и провешивают линию первого прохода. Направление движения выбирают поперек или под углом к предшествующей обработке (посеву).


Основной способ движения (Рис. 6) - челночный, с петлевыми поворотами на концах загона. Линию первого прохода агрегата провешивают на расстоянии, равном половине ширины захвата агрегата от края поля.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вопросы: 1 Основные виды поворотов МТА. 2. Способы движения МТА. 3. Коэффи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вопросы: 1 Основные виды поворотов МТА. 2. Способы движения МТА. 3. Коэффи.

Вопросы:
1 Основные виды поворотов МТА.
2. Способы движения МТА.
3. Коэффициент рабочих ходов и оптимальная ширина загона.
ТЕМА 5 Виды и способы движения агрегатов

Основными видами поворотов, которые применяются при работе МТА, являются пово.

Основными видами поворотов, которые применяются при работе МТА, являются повороты на 900 и на 1800.
Повороты на 900 совершаются как при холостых заездах с выключенными орудиями, так и в рабочем состоянии при круговой работе агрегатов.
Поворот на 1800 производится главным образом при холостых заездах во время гоновой работы.

Минимальная ширина поворотных полос Emin=dк+2,7Rо+е При беспетлевых способах.

Минимальная ширина поворотных полос Emin=dк+2,7Rо+е
При беспетлевых способах поворота Emin1,5Rо+е
Основные виды поворотов и их длина

Виды движенияПо организации подготовки территорииПо направлению рабочих.

Виды
движения
По
организации
подготовки
территории
По
направлению
рабочих
ходов
По
направлению
движения
агрегата
загоновый
беззагоновый
гоновый
диагональный
круговой
Правопо-
воротный
Левопо-
воротный
К центру
К периферии

Челночный способ движенияСпособ движения: а — диагональный; б— диагонально-п.

Челночный способ движения
Способ движения: а — диагональный; б— диагонально-перекрестный
Круговые способы движения: а – от периферии к центру;
б – с угловыми поворотами

По кинематике проведения все работы можно разделить на 3 группы:1. Работа с г.

По кинематике проведения все работы можно разделить на 3 группы:
1. Работа с гоновым видом движения при симметричном агрегате
(боронование, лущение, культивация, посев, междурядная обработка).
Наиболее распространенным способом движения при выполнении этих работ является челночный способ движения.

3. Работы с круговым видом движения агрегата
(уборка зерновых, трав, т.е. в основном уборочные работы). Способ движения – круговой.

Сравнение и анализ способов движения производят:а) по производительности; б).

Сравнение и анализ способов движения производят:
а) по производительности;
б) по качественным показателям выполнения работы;
в) по удобству технологического обслуживания;
г) по безопасности работы и т.д.

Выбор способа движения агрегата определяется
1 Направлением обработки участка и требованиями агротехники;
2 Особенностями конструкции и использования машин ;
3 Наименьшей длиной холостого пути на участке;
4 Дополнительными затратами времени и средств на подготовку поля.
Коэффициент рабочих ходов φ – степень использования пройденного пути
средние длины рабочего и холостого ходов;

Разметка поляШирину загона и поворотной полосы определяем в зависимости от со.

Разметка поля
Ширину загона и поворотной полосы определяем в зависимости от состава агрегата, выбранного способа движения.

где Lp- длина загона, м
Bp- рабочая ширина захвата агрегата, м;
R - радиус поворота агрегата, м.

После расчета корректируют ширину загона таким образом, чтобы она была кратна удвоенной ширине захвата агрегата.
При заданной длине загона L и найденном значении С площадь загона F = LC·10-4 должна быть равна сменной выработке агрегата Wсм.

при работе навесных агрегатов с тракторами класса 1,4 радиус поворота R0.

при работе навесных агрегатов с тракторами
класса 1,4 радиус поворота R0 составляет 5. 6 м,
класса 3 – 7…8 м
класса 5 - 8. 9 м.

Для гусеничных тракторов класса 3 в зависимости от способа поворота и скорости движения
R0 в пределах от 5 до 13 м.

При работе прицепных тягово-приводных агрегатов с приводом от ВОМ радиус поворота может ограничиваться углом излома карданного вала.
Для таких агрегатов с тракторами класса 1,4 радиус R0  7. 8 м, класса 3 - R0  9. 11 м., класса 5 - R0 10. 13 м.
РАДИУС ПОВОРОТА АГРЕГАТА

Правильно скомплектованный агрегат должен отвечать следующим основным требованиям:

  • соответствовать требованиям агротехники, обеспечивать высокое качество выполнения технологического процесса;
  • обеспечивать рациональное использование машин с на­ибольшей производительностью и наименьшими затратами труда, средств и энергии;
  • быть удобным в обслуживании и эксплуатации.

Подготовка агрегата к работе включает подготовку трак­тора, сцепки, рабочих машин, проверку их технологического состояния; составление и регулировку агрегата на площадке; оборудование агрегата при необходимости дополнительными устройствами (маркерами, следоуказателями, сигнализацией, визирными приспособлениями). Указания по подготовке аг­регатов к работе и их технологической настройке проводятся с учетом рекомендаций типовых операционных технологий, руководств по эксплуатации сельскохозяйственных машин.

Рабочая ширина агрегата определяется по формуле: Вр = ВK * b, где ВK – конструктивная ширина захвата агрегата, м; b – коэффициент использования ширины захвата (табл. 1).

Сельскохозяйственные машины b
Бороны зубовые прицепные 0,98
Культиваторы паровые 0,96
Лущильники дисковые 0,96
Сеялки зерновые 1,00
Сажалки 1,00
Жатки зерновые 0,93-0,95
Комбайны зерновые (при прямом комбайнировании) 0,96
Комбайны кукурузо-силосоуборочные 1,00
Культиваторы пропашные 1,00
Плуги 1,10

Табл. 1. Предельно-допустимые значения коэффициента использования конструктивной ширины захвата агрегата.

Подготовка поля

  • Осматривают поле и устраняют причины (препятствия), которые могут снизить качество или создать неблагоприят­ные условия для работы агрегата.
  • Обозначают неустранимые препятствия, выбирают способ и направление движения, по которому устанавливают расположение загонов.
  • Отбивают поворотные полосы, провешивают линии первого прохода и нарезают контрольные борозды при гоновом движении.
  • Раз­бивают поле на загоны и делают прокосы на поворотных по­лосах или углах загонов при уборке.

Выбор способа движения агрегата

Выбор способа движения основывается на особенностях технологического процесса и предусматривает получение максимальной производительности, экономичности и соблю­дение агротехнических требований.

В ряде случаев неудачный выбор способа движения и свя­занных с ним поворотов агрегата на поворотной полосе при­водит к неравномерному износу сборочных единиц управле­ния поворотом и ходовой части.

Таким образом, правильный выбор рациональных спосо­бов движения агрегатов имеет большое значение для повыше­ния качественных и технико-экономических показателей их работы.

При выборе направления движения агрегата необходимо учитывать направление предыдущей обработки, конфигу­рацию поля и применяемые машины, а также меры по пре­дупреждению обрабатываемого участка от водной эрозии. Существуют различные способы движения агрегата: гоновые (наиболее распространенные), круговые, диагональные. В за­висимости от этого работы подразделяются на:

  • I группа – работы, выполняемые симметричными агрега­тами при гоновом или диагональном движении: посев, куль­тивация, междурядная обработка, опрыскивание и др. Наиболее часто на этих работах пользуются челночным способом движения, а в случае агротехнической целесообразности – пе­рекрестным.
  • II группа – работы, выполняемые асимметричными агре­гатами при гоновом движении. Таковы в первую очередь все виды пахотных работ, а также уборка свеклоуборочным агре­гатом, кукурузным початкоотрывателем и др. На этих работах наиболее часто применяют способы движения всвал, вразвал, с чередованием загонов всвал и вразвал.
  • III группа – работы, выполняемые агрегатами при круговом способе движения, главным образом по уборке зерновых и других культур.

Способы гонового движения агрегатов

Рис. 1. Способы гонового движения агрегатов: а) челночный с грушевидным поворотом; б) челночный с беспетлевым поворотом; в) движение с заездом на смежный загон (с чередованием загонов); г) и д) с одним петлевым поворотом в начале движения всвал и в развал, для плужного агрегата.

Читайте также: