Способы размножения растений для детей

Обновлено: 19.09.2024

Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.

Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности, взаимоконтроль и взаимооценку.

Воспитывать интерес к жизни растений, стремление больше знать.

- Прозвенел и смолк звонок,

На меня все посмотрели

И на гостей наших тоже

Улыбнулись и присели.

- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, красный– тревожно,

- Настроение замечательное, настрой рабочий.

И так начинаем работу .

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

4. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета

Это в летний жаркий день,

Расцвела в саду …….. (сирень.)

7. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

8. Платье потеряла,

Пуговки остались. (Рябина .) Растения - ключевое слово.

Сегодня мы продолжим изучение растений и узнаем много нового и интересного о растениях.

Вопросы: 1. А что такое растение? ( 3 слайд)

2. Какие признаки жизни растений вы знаете?

3.Назовите части растений и подпишите. ( 4сл.)

4. Какое значение для человека имеют растения? (5сл.

5. Что нужно растению для роста и развития? (6сл.)

6.Как вы думаете с чего начинается жизнь растений? (7сл.)

7.А откуда берутся семена? ( созревают в плодах. С их помощью растения размножаются). (8сл.)

8. Подумайте бывают ли у растений дети?

9.А где вы наблюдали , что у растений есть дети?

Сегодня на уроке мы познакомимся со способами размножения растений.

  1. Подумайте, какие части растения нужны для размножения? (Корень, стебель, лист, плод (семя (10сл.)
  1. (Слайд - 11) - Вегетативным путём размножаются многие сорные растения ( сорняки), например, одуванчик, картофель, лук пырей . (12сл.)

Многие цветковые растения размножаются с помощью семян.

  1. А где образуются семена у растений? ( 13сл.) В плодах.

Плод у растений - орган размножения . (14сл.)

. В некоторых плодах бывает одно семя, например в плоде вишни или сливы. А в других – много. Например, в коробочке мака – тысячи семян! - Подумайте, зачем растению так много семян?

Закончите предложение: Чем больше образуется семян, тем больше может появиться новых растений если семена попадают в благоприятные условия.

(сл.15)- Жизнь дуба начинается с плода, жёлудя.

Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.

— Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.) (слайд 17 )

— Что такое опыление? ( Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.)

В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не

произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители. Они помогают размножаться растениям. ( слайд18 )

Однажды ученые поставили такой опыт : на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов. ( слайд 19)

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри . Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики в глубь цветка. (слайд19)

После опыления у растений появляются плоды (семена).

Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле.

Зачитаем вывод по учебнику стр.80. Работа с учебником.

Обратимся к рисунку. Что размножается под номером 1 – малина. А чем она размножается? ( корнем) и т. д. Как называется этот способ размножения?

Кто из вас с родителями уже что-либо размножал? Как ещё распространяются растения?

— А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

П лоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики . (слайд21)

Б) Легкие семена одуванчика благодаря своим парашютикам долго парят в воздухе и могут пролететь до 10км., а семена ясеня – на 20 км. Семена клена улетают почти на 90 км.

Семена берёзы ветер уносит на 20 км.

В) Одно растение подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по обочинам дорог- везде где ступает нога человека.

Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 25-26)

А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд27

В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений.

Также плоды и семена растений вместе с грязью пристают к колёсам машин и так перевозятся на новые места. (сл.28 )

Подведём итог : _ Как распространяются семена? (сл.30)

( с помощью ветра, животных, птиц, машин, человека)

Физминутка: « На лужайке, на ромашке жук летал в цветной ромашке.

Жу – жу - жу - жу -жу - жу

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь. Низко – низко наклоняюсь.

Посмотрите, какая красота! У кого дома растут цветы?

А какие растут у вас цветы? - Зачем люди выращивают комнатные растения?

- Комнатные растения- источник красоты, хорошего настроения, чистого воздуха, здоровья.

У нас в классе , посмотрите тоже какие красивые цветы. Вы бы хотели иметь их у себя дома? А как можно это сделать? Их можно размножить.

Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Ты должен над цветами наклониться, не для того, чтоб рвать или срезать. А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.

1. Сейчас мы с вами проведём практическую работу.

Будем учиться размножать комнатные растения 3 способами.

1-я группа- размножение фиалки листовым черенком.

3-группа – размножение хлорофитума делением куста.

2-группа- размножение герани стеблевыми черенками.

- С правилами размножения вас познакомят консультанты, которые есть в каждой группе. Правила размножения .

1) Размножение листовыми черенками. - фиалка

А) берут целый лист с черенком- черенок до 5см длиной;

В) черенок помещают в почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке горшка. Основание пластинки горшка не должно касаться почвы.

Г) почву вокруг пластинки листа приминают карандашом.

2) Размножение стеблевыми черенками. -герань

А) черенок должен иметь 7 -15 см в длину;

Б) отрезают листья с нижней части черенка;

В) с помощью карандаша делают углубление в почве;

Д) помещают в углубление черенок, почву вокруг приминают карандашом.

Е) накрывают стеклянной банкой или пакетом .

3)Размножение делением куста. – хлорофитум.

А) растение вынимают из горшка и осторожно, отряхнув землю и обнажив места соединения, отделяют одно или несколько дочерних растений:

Б) место соединения разламывают и разрезают ножом. Ни в коем случае не разрывайте растения;

В) отдельные части пересаживают в горшки;

Г) корни присыпают почвой и приминают, чтобы не остались воздушные карманы.

Итог: Каким способом вы размножали растения? ( вегетативным)

Уход за комнатными растениями.

Д/З Ответить на вопрос: « Как плоды и семена попадают на новые территории?

Итог урока: 1. Назовите способы размножения растений Размножаются вегетативно (частями растения) -

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать сведения о способах размножения растений (семена, отростки, луко-вицы ,клубни .Прививать бережное отношение к растительному миру.

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательная область: Познание Раздел: Естествознание

Тема: Способы размножения растений. Цель: дать сведения о способах размножения растений (семена, отростки, луко-вицы ,клубни .Прививать бережное отношение к растительному миру. Билингвальный компонент: гүл- цветок, жапырақ- лист Словарная работа: размножение, стадия роста, рост

деятель-ности

Действия педагога

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Дети встают в круг, и воспитатель загадывает загад-ку:

-Пусты поля, мокнет земля

дождь поливает, когда это бывает?

-Поле черн-белым стало, а еще похолодало

мерзнет в поле озимь ржи

что за месяц подскажи

Какой сейчас идет месяц?

- Ой, кажется к нам кто- то пришел!

В группу к детям приходит Незнайка и приносит искус-ственный цветок. Он рассказывает детям, что вырастил красивый цветок, у которого есть стебель, листья, краси-вые цветы.

С интересом слуша-ют воспитателя

Организационно-поисковый

- Ребята, как вы думаете, мог Незнайка вырастить этот цветок? Почему нет? Этот цветок можно назвать растением? Он живой или нет?

Незнайка спорит с ребятами и пытается доказать, что его цветок живой, а дети доказывают ему, что он не живой.

Воспитатель предлагает детям и Незнайке разобраться что такое растение, откуда они берутся и что необхо-димо, чтобы вырастить цветок.

- Растения потому и называются растениями, что они все время растут. Причем растут растения везде вокруг нас. Посмотрите, в группе много комнатных растений. В огороде – растут овощи, в парке – деревья и кустарники.

Инд. ответы: нет не мог, он из пластмассы

Инд.отв: растения – живые существа. Они дышат, питаются, рас-тут, размножаются.)

Соглашаются, проявляют интерес

Вокруг нас окружает растительный мир. Во всех странах, на всех континентах, на всей нашей планете растут растения.Но как же так получается что, растения распространились везде, ведь у них нет ножек. Как так получается, что растет деревце, а потом вдруг рядом вырастает еще одно деревце? Вот об этом мы сегодня и узнаем.

1. (предлагает рассмотреть схему растения)

- Рассмотрите, пожалуйста, вот эту картинку. Все расте-ния выглядят по-разному, но почти у все них есть общие органы:

- Вот это корни. Как вы думаете, для чего они нужны растению?

- Через корни растение получает необходимые микро-элементы, вещества и влагу для роста и цветения.

- Это стебель или ствол. Какую функцию он выполняет?

- Конечно- это основа . Ствол, стебель мы можем срав-нить с туловищем человека.

- Это листья. Для чего они нужны?

- Это цветок. Он очень украшает это растение, но это не самая главная его задача. После того как цветок опы-лится, отцветет, на его месте образуется плод с семе-нами. Есть растения, семена которых умеют летать с по-мощью ветра, некоторые семена переносятся с помощью животных. Люди также помогают многим растениям пу-тешествовать: они собирают семена в одном месте, а по-садить могут совсем в другом месте. Так вот и путеше-ствуют растения.

- Кроме семян, некоторые растения могут размножаться отростками, т.е. небольшими веточками от главного растения- это комнатные растения. Такой отросток мы поставим в воду, чтобы он пустил корни и тогда мы сможем посадить его в землю. Но есть растения, кото-рые размножаются только луковичками и клубнями- это некоторые садовые и комнатные цветы- тюльпан, нарци-сы, лилии, георгины, картофель. лук.

Физкультминутка “Цветочная зарядка” Говорит цветку цветок: (дети поднимают и опускают руки) “Подними-ка свой листок. Выйди на дорожку (дети шагают на месте, высоко) Да притопни ножкой. Да головкой покачай – (вращение головой) Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка –(наклоны туловища в стороны) Вот зарядка для цветка.

- Молодцы! Все о чем мы с вами говорили называется размножением растений, но что же ещё нужно, чтобы вырос красивый цветок, зацвела яблоня, дала плоды морковка и т.д.?

Наша планета заселена разнообразными растениями.
Существует около 500 000 видов растений.

Растения существуют за счет процесса фотосинтеза: использования энергии Солнца и углекислого газа и питаются неорганическими веществами почвы и воздуха.

Размножение растений – это ряд процессов, благодаря которым и становится возможным увеличение их количества.

Способы размножения растений:

Вегетативный способ, который представляет собой появление из многоклеточной части родительской особи новой особи.

Рассмотрим вегетативное размножение растений.

Размножение корнями

  1. Корневыми отпрысками (мята, облепиха, валериана, астра, ландыш, малина, драцена, агава…)

Дело в том, что корни этих растений пролегают неглубоко под землёй и растут горизонтально по отношению к поверхности почвы.

Размножение растений своими частями 2 класс окружающий мир

В результате на корнях формируются почки (придаточные) и из них уже вырастают отпрыски (надземные побеги), которые можно вместе с частью материнских корней пересадить на другое место.

Корневыми клубнями (бегонии, батат, георгины…)

Корни (утолщённые) разделяют на части, каждая из которых имеет минимум одну почку. Срезы подвергают обработке фунгицидом.

Размножение растений клубнями

Корни выдерживают в хорошо проветриваемом, сухом и тёплом месте до тех пор, пока поверхность срезов не покроется пробковым (защитным) слоем. После чего черенки готовы к посадке.

Корневыми черенками (японская ветреница, коровяк, турецкий мак, некоторые сорта яблонь, шиповник…)

Размножение растений слива

Длинные корни растений обрезают; нарезают их кусочками, длиной по 5-6 см. (сделав косой срез).

Черенки втыкают в специальную почвенную смесь для рассады; сверху добавляют грунт и керамзит или песок. А уже молодые растения пересаживают в открытый грунт или горшки.

Размножение листом

размножение листом

  • Листовым черенком со средней жилкой (стрептокактус, глоксиния…),
  • Листовой пластинкой с черешком (сенполия, морщинистая пеперомия…).

Размножение стеблями (надземными побегами)

прививка

Суть способа состоит в том, что часть побега (привой) приживляют к такому же или близкому по виду растению.

Прививают по-разному: отдельные почки или целые веточки в расщеп побега, в надрез в коре.

  1. Отводками (крыжовник, смородина, малина, ежевика…)

способы размножения растений

Если, к примеру, побег (отводок) крыжовника прижать к почве и зафиксировать, то произойдёт образование побегов (из боковых почек) и придаточных корней.

  1. Усами (земляника, лапчатка, костяника, несколько видов злаков, живучка ползучая…)
  1. С теблевыми черенками (плющ, гевея, виноград, смородина, камелия…).

размножение стеблевыми черенками

Черенок являет собой часть побега, а во влажной почве укореняется и образует корни (придаточные). То есть одна веточка способна дать несколько кустов.

Размножение стеблями (подземными побегами)

луковицы

Благодаря луковицам растения способны развиваться и выживать в неблагоприятных погодных условиях.

  1. Корневищем (пион, ирис, некоторые виды папоротников, пырей ползучий, бегония королевская…)

корневище

Когда растение отцветёт, его выкапывают и отделяют отростки; также обрезают кончики длинных листьев. А при высадке следят за тем, чтобы отросток корневища располагался под землёй.

Вегетативное размножение растений имеет хозяйственное назначение - совмещение полезных признаков нескольких растений в одном и быстрое воспроизводство многолетних и двулетних растений.

Вегетативное размножение имеет также и биологическое значение - возможность размножения растений при отсутствии насекомых для опыления или ветра и в случае вырубки или пожаров, при значительной степени повреждений растений.

Почему радуга разноцветная

Что обозначает слово радуга? В старину часто радугу называли "райской дугой". Люди считали, что.

Состав почвы

В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся.

Удивительные растения мира

Привычные с раннего детства ели, сосны, берёзы, дубы; знакомые цветы и трава – ничего особенного, -.

Какие бывают растения

Содержание. Виды растений: Зеленые водоросли Мохобразные Папортники Хвойные Цветковые Из каких частей.

План занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.
2. Практическая работа. Инструктаж.


I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята и гости, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

II. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
1. Переход к теме занятия. Чтение стихотворения педагогом.
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, а потом подумайте о чём идёт речь.
В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,

В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (автор Нищева Наталия)
– Молодцы, мы поговорим с вами о комнатных растениях (Слайд1).

2. Рассказ педагога.
– Самый первый вопрос, который у нас возникает, почему растения называются комнатными? (Предположения детей)
– Комнатными растениями называются такие растения, которые пригодны для выращивания в жилище.

В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами. Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность.

Где мы можем найти нужное растение в данное время? (Заказать, купить в магазине, вырастить самому). А раньше люди путешественники привозили растения из экспедиций. Селекционеры выводили новые сорта растений, устойчивых в нужных условиях.

3. Какие растения вы знаете?
– Какие названия растений вы знаете?
– Роза, ромашка, алоэ…
– Что нужно растениям для того чтобы они хорошо росли?
– Вода, земля…
– Правильно, ребята. Растениям необходим свет, вода, грунт (Слайд3).

Все растения нуждаются в уходе. Одним растениям нужно много света, они называются светолюбивыми, соответственно те растения, которые лучше переносят тень, называются тенелюбивые. Также и с водой: существуют влаголюбивые и засухоустойчивые растения (Слайд 4,5).

Давайте сейчас я прочитаю сказку, вы слушайте внимательно и запоминайте способы ухода за растениями.
(Сказка о комнатных растениях)

– Итак, как Маша ухаживала за растениями? (поливала, протирала пыль)

5. Продолжение рассказа педагога с элементами беседы.
Существуют два основных способа размножения растений: семенное размножение и вегетативное размножение (Слайд 6).

При семенном размножении вся информация о будущем растении заключена в семени - небольшой коробочке с твердым покрытием, которое защищает информацию и содержит в себе запас питательных веществ. Семя может долгое время ожидать благоприятных условий для развития, а затем быстро начинает развиваться.

Второй способ размножения растений - вегетативное размножение. Здесь новое растение образуется от части старого. Бывает достаточно срезать побег или ветку, чтобы получить новое растение. К вегетативному размножению относится размножение клубнями, луковицами, черенками (частями стебля, листа, корня).
(Видео о способах размножения растений)

6. Вывод.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.

- Что-то мы устали, разомнемся, ребята? (да)

Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Пальчиковая гимнастика Подсолнух
У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

2. Практическая работа. Инструктаж.
Составим алгоритм посадки комнатного растения (раздаются карточки, дети составляют в нужном порядке) (Слайд 7, Приложение 2).
- Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами проведем черенкование толстянки и посадим черенки в землю.

Инструктаж: правила работы садовыми инструментами и инвентарём (Слайд 8).
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место.
Ребята черенкуют, рассаживают черенки по стаканчикам.

Читайте также: