Способы размножения растений для детей
Обновлено: 19.09.2024
Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.
Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности, взаимоконтроль и взаимооценку.
Воспитывать интерес к жизни растений, стремление больше знать.
- Прозвенел и смолк звонок,
На меня все посмотрели
И на гостей наших тоже
Улыбнулись и присели.
- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, красный– тревожно,
- Настроение замечательное, настрой рабочий.
И так начинаем работу .
1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень.)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина .) Растения - ключевое слово.
Сегодня мы продолжим изучение растений и узнаем много нового и интересного о растениях.
Вопросы: 1. А что такое растение? ( 3 слайд)
2. Какие признаки жизни растений вы знаете?
3.Назовите части растений и подпишите. ( 4сл.)
4. Какое значение для человека имеют растения? (5сл.
5. Что нужно растению для роста и развития? (6сл.)
6.Как вы думаете с чего начинается жизнь растений? (7сл.)
7.А откуда берутся семена? ( созревают в плодах. С их помощью растения размножаются). (8сл.)
8. Подумайте бывают ли у растений дети?
9.А где вы наблюдали , что у растений есть дети?
Сегодня на уроке мы познакомимся со способами размножения растений.
- Подумайте, какие части растения нужны для размножения? (Корень, стебель, лист, плод (семя (10сл.)
- (Слайд - 11) - Вегетативным путём размножаются многие сорные растения ( сорняки), например, одуванчик, картофель, лук пырей . (12сл.)
Многие цветковые растения размножаются с помощью семян.
- А где образуются семена у растений? ( 13сл.) В плодах.
Плод у растений - орган размножения . (14сл.)
. В некоторых плодах бывает одно семя, например в плоде вишни или сливы. А в других – много. Например, в коробочке мака – тысячи семян! - Подумайте, зачем растению так много семян?
Закончите предложение: Чем больше образуется семян, тем больше может появиться новых растений если семена попадают в благоприятные условия.
(сл.15)- Жизнь дуба начинается с плода, жёлудя.
Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.
— Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.) (слайд 17 )
— Что такое опыление? ( Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.)
В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не
произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители. Они помогают размножаться растениям. ( слайд18 )
Однажды ученые поставили такой опыт : на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов. ( слайд 19)
В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри . Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики в глубь цветка. (слайд19)
После опыления у растений появляются плоды (семена).
Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле.
Зачитаем вывод по учебнику стр.80. Работа с учебником.
Обратимся к рисунку. Что размножается под номером 1 – малина. А чем она размножается? ( корнем) и т. д. Как называется этот способ размножения?
Кто из вас с родителями уже что-либо размножал? Как ещё распространяются растения?
— А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?
П лоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.
Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики . (слайд21)
Б) Легкие семена одуванчика благодаря своим парашютикам долго парят в воздухе и могут пролететь до 10км., а семена ясеня – на 20 км. Семена клена улетают почти на 90 км.
Семена берёзы ветер уносит на 20 км.
В) Одно растение подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по обочинам дорог- везде где ступает нога человека.
Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 25-26)
А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд27
В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.
И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.
Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений.
Также плоды и семена растений вместе с грязью пристают к колёсам машин и так перевозятся на новые места. (сл.28 )
Подведём итог : _ Как распространяются семена? (сл.30)
( с помощью ветра, животных, птиц, машин, человека)
Физминутка: « На лужайке, на ромашке жук летал в цветной ромашке.
Жу – жу - жу - жу -жу - жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь. Низко – низко наклоняюсь.
Посмотрите, какая красота! У кого дома растут цветы?
А какие растут у вас цветы? - Зачем люди выращивают комнатные растения?
- Комнатные растения- источник красоты, хорошего настроения, чистого воздуха, здоровья.
У нас в классе , посмотрите тоже какие красивые цветы. Вы бы хотели иметь их у себя дома? А как можно это сделать? Их можно размножить.
Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
Ты должен над цветами наклониться, не для того, чтоб рвать или срезать. А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.
1. Сейчас мы с вами проведём практическую работу.
Будем учиться размножать комнатные растения 3 способами.
1-я группа- размножение фиалки листовым черенком.
3-группа – размножение хлорофитума делением куста.
2-группа- размножение герани стеблевыми черенками.
- С правилами размножения вас познакомят консультанты, которые есть в каждой группе. Правила размножения .
1) Размножение листовыми черенками. - фиалка
А) берут целый лист с черенком- черенок до 5см длиной;
В) черенок помещают в почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке горшка. Основание пластинки горшка не должно касаться почвы.
Г) почву вокруг пластинки листа приминают карандашом.
2) Размножение стеблевыми черенками. -герань
А) черенок должен иметь 7 -15 см в длину;
Б) отрезают листья с нижней части черенка;
В) с помощью карандаша делают углубление в почве;
Д) помещают в углубление черенок, почву вокруг приминают карандашом.
Е) накрывают стеклянной банкой или пакетом .
3)Размножение делением куста. – хлорофитум.
А) растение вынимают из горшка и осторожно, отряхнув землю и обнажив места соединения, отделяют одно или несколько дочерних растений:
Б) место соединения разламывают и разрезают ножом. Ни в коем случае не разрывайте растения;
В) отдельные части пересаживают в горшки;
Г) корни присыпают почвой и приминают, чтобы не остались воздушные карманы.
Итог: Каким способом вы размножали растения? ( вегетативным)
Уход за комнатными растениями.
Д/З Ответить на вопрос: « Как плоды и семена попадают на новые территории?
Итог урока: 1. Назовите способы размножения растений Размножаются вегетативно (частями растения) -
Цель: дать сведения о способах размножения растений (семена, отростки, луко-вицы ,клубни .Прививать бережное отношение к растительному миру.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: Познание Раздел: Естествознание
Тема: Способы размножения растений. Цель: дать сведения о способах размножения растений (семена, отростки, луко-вицы ,клубни .Прививать бережное отношение к растительному миру. Билингвальный компонент: гүл- цветок, жапырақ- лист Словарная работа: размножение, стадия роста, рост
деятель-ности
Действия педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный
Дети встают в круг, и воспитатель загадывает загад-ку:
-Пусты поля, мокнет земля
дождь поливает, когда это бывает?
-Поле черн-белым стало, а еще похолодало
мерзнет в поле озимь ржи
что за месяц подскажи
Какой сейчас идет месяц?
- Ой, кажется к нам кто- то пришел!
В группу к детям приходит Незнайка и приносит искус-ственный цветок. Он рассказывает детям, что вырастил красивый цветок, у которого есть стебель, листья, краси-вые цветы.
С интересом слуша-ют воспитателя
Организационно-поисковый
- Ребята, как вы думаете, мог Незнайка вырастить этот цветок? Почему нет? Этот цветок можно назвать растением? Он живой или нет?
Незнайка спорит с ребятами и пытается доказать, что его цветок живой, а дети доказывают ему, что он не живой.
Воспитатель предлагает детям и Незнайке разобраться что такое растение, откуда они берутся и что необхо-димо, чтобы вырастить цветок.
- Растения потому и называются растениями, что они все время растут. Причем растут растения везде вокруг нас. Посмотрите, в группе много комнатных растений. В огороде – растут овощи, в парке – деревья и кустарники.
Инд. ответы: нет не мог, он из пластмассы
Инд.отв: растения – живые существа. Они дышат, питаются, рас-тут, размножаются.)
Соглашаются, проявляют интерес
Вокруг нас окружает растительный мир. Во всех странах, на всех континентах, на всей нашей планете растут растения.Но как же так получается что, растения распространились везде, ведь у них нет ножек. Как так получается, что растет деревце, а потом вдруг рядом вырастает еще одно деревце? Вот об этом мы сегодня и узнаем.
1. (предлагает рассмотреть схему растения)
- Рассмотрите, пожалуйста, вот эту картинку. Все расте-ния выглядят по-разному, но почти у все них есть общие органы:
- Вот это корни. Как вы думаете, для чего они нужны растению?
- Через корни растение получает необходимые микро-элементы, вещества и влагу для роста и цветения.
- Это стебель или ствол. Какую функцию он выполняет?
- Конечно- это основа . Ствол, стебель мы можем срав-нить с туловищем человека.
- Это листья. Для чего они нужны?
- Это цветок. Он очень украшает это растение, но это не самая главная его задача. После того как цветок опы-лится, отцветет, на его месте образуется плод с семе-нами. Есть растения, семена которых умеют летать с по-мощью ветра, некоторые семена переносятся с помощью животных. Люди также помогают многим растениям пу-тешествовать: они собирают семена в одном месте, а по-садить могут совсем в другом месте. Так вот и путеше-ствуют растения.
- Кроме семян, некоторые растения могут размножаться отростками, т.е. небольшими веточками от главного растения- это комнатные растения. Такой отросток мы поставим в воду, чтобы он пустил корни и тогда мы сможем посадить его в землю. Но есть растения, кото-рые размножаются только луковичками и клубнями- это некоторые садовые и комнатные цветы- тюльпан, нарци-сы, лилии, георгины, картофель. лук.
Физкультминутка “Цветочная зарядка” Говорит цветку цветок: (дети поднимают и опускают руки) “Подними-ка свой листок. Выйди на дорожку (дети шагают на месте, высоко) Да притопни ножкой. Да головкой покачай – (вращение головой) Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка –(наклоны туловища в стороны) Вот зарядка для цветка.
- Молодцы! Все о чем мы с вами говорили называется размножением растений, но что же ещё нужно, чтобы вырос красивый цветок, зацвела яблоня, дала плоды морковка и т.д.?
Наша планета заселена разнообразными растениями.
Существует около 500 000 видов растений.
Растения существуют за счет процесса фотосинтеза: использования энергии Солнца и углекислого газа и питаются неорганическими веществами почвы и воздуха.
Размножение растений – это ряд процессов, благодаря которым и становится возможным увеличение их количества.
Способы размножения растений:
Вегетативный способ, который представляет собой появление из многоклеточной части родительской особи новой особи.
Рассмотрим вегетативное размножение растений.
Размножение корнями
- Корневыми отпрысками (мята, облепиха, валериана, астра, ландыш, малина, драцена, агава…)
Дело в том, что корни этих растений пролегают неглубоко под землёй и растут горизонтально по отношению к поверхности почвы.
В результате на корнях формируются почки (придаточные) и из них уже вырастают отпрыски (надземные побеги), которые можно вместе с частью материнских корней пересадить на другое место.
Корневыми клубнями (бегонии, батат, георгины…)
Корни (утолщённые) разделяют на части, каждая из которых имеет минимум одну почку. Срезы подвергают обработке фунгицидом.
Корни выдерживают в хорошо проветриваемом, сухом и тёплом месте до тех пор, пока поверхность срезов не покроется пробковым (защитным) слоем. После чего черенки готовы к посадке.
Корневыми черенками (японская ветреница, коровяк, турецкий мак, некоторые сорта яблонь, шиповник…)
Длинные корни растений обрезают; нарезают их кусочками, длиной по 5-6 см. (сделав косой срез).
Черенки втыкают в специальную почвенную смесь для рассады; сверху добавляют грунт и керамзит или песок. А уже молодые растения пересаживают в открытый грунт или горшки.
Размножение листом
- Листовым черенком со средней жилкой (стрептокактус, глоксиния…),
- Листовой пластинкой с черешком (сенполия, морщинистая пеперомия…).
Размножение стеблями (надземными побегами)
Суть способа состоит в том, что часть побега (привой) приживляют к такому же или близкому по виду растению.
Прививают по-разному: отдельные почки или целые веточки в расщеп побега, в надрез в коре.
- Отводками (крыжовник, смородина, малина, ежевика…)
Если, к примеру, побег (отводок) крыжовника прижать к почве и зафиксировать, то произойдёт образование побегов (из боковых почек) и придаточных корней.
- Усами (земляника, лапчатка, костяника, несколько видов злаков, живучка ползучая…)
- С теблевыми черенками (плющ, гевея, виноград, смородина, камелия…).
Черенок являет собой часть побега, а во влажной почве укореняется и образует корни (придаточные). То есть одна веточка способна дать несколько кустов.
Размножение стеблями (подземными побегами)
Благодаря луковицам растения способны развиваться и выживать в неблагоприятных погодных условиях.
- Корневищем (пион, ирис, некоторые виды папоротников, пырей ползучий, бегония королевская…)
Когда растение отцветёт, его выкапывают и отделяют отростки; также обрезают кончики длинных листьев. А при высадке следят за тем, чтобы отросток корневища располагался под землёй.
Вегетативное размножение растений имеет хозяйственное назначение - совмещение полезных признаков нескольких растений в одном и быстрое воспроизводство многолетних и двулетних растений.
Вегетативное размножение имеет также и биологическое значение - возможность размножения растений при отсутствии насекомых для опыления или ветра и в случае вырубки или пожаров, при значительной степени повреждений растений.
Что обозначает слово радуга? В старину часто радугу называли "райской дугой". Люди считали, что.
В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся.
Привычные с раннего детства ели, сосны, берёзы, дубы; знакомые цветы и трава – ничего особенного, -.
Содержание. Виды растений: Зеленые водоросли Мохобразные Папортники Хвойные Цветковые Из каких частей.
План занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.
2. Практическая работа. Инструктаж.
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята и гости, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.
II. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
1. Переход к теме занятия. Чтение стихотворения педагогом.
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, а потом подумайте о чём идёт речь.
В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (автор Нищева Наталия)
– Молодцы, мы поговорим с вами о комнатных растениях (Слайд1).
2. Рассказ педагога.
– Самый первый вопрос, который у нас возникает, почему растения называются комнатными? (Предположения детей)
– Комнатными растениями называются такие растения, которые пригодны для выращивания в жилище.
В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами. Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность.
Где мы можем найти нужное растение в данное время? (Заказать, купить в магазине, вырастить самому). А раньше люди путешественники привозили растения из экспедиций. Селекционеры выводили новые сорта растений, устойчивых в нужных условиях.
3. Какие растения вы знаете?
– Какие названия растений вы знаете?
– Роза, ромашка, алоэ…
– Что нужно растениям для того чтобы они хорошо росли?
– Вода, земля…
– Правильно, ребята. Растениям необходим свет, вода, грунт (Слайд3).
Все растения нуждаются в уходе. Одним растениям нужно много света, они называются светолюбивыми, соответственно те растения, которые лучше переносят тень, называются тенелюбивые. Также и с водой: существуют влаголюбивые и засухоустойчивые растения (Слайд 4,5).
Давайте сейчас я прочитаю сказку, вы слушайте внимательно и запоминайте способы ухода за растениями.
(Сказка о комнатных растениях)
– Итак, как Маша ухаживала за растениями? (поливала, протирала пыль)
5. Продолжение рассказа педагога с элементами беседы.
Существуют два основных способа размножения растений: семенное размножение и вегетативное размножение (Слайд 6).
При семенном размножении вся информация о будущем растении заключена в семени - небольшой коробочке с твердым покрытием, которое защищает информацию и содержит в себе запас питательных веществ. Семя может долгое время ожидать благоприятных условий для развития, а затем быстро начинает развиваться.
Второй способ размножения растений - вегетативное размножение. Здесь новое растение образуется от части старого. Бывает достаточно срезать побег или ветку, чтобы получить новое растение. К вегетативному размножению относится размножение клубнями, луковицами, черенками (частями стебля, листа, корня).
(Видео о способах размножения растений)
6. Вывод.
III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.
- Что-то мы устали, разомнемся, ребята? (да)
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Пальчиковая гимнастика Подсолнух
У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).
2. Практическая работа. Инструктаж.
Составим алгоритм посадки комнатного растения (раздаются карточки, дети составляют в нужном порядке) (Слайд 7, Приложение 2).
- Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами проведем черенкование толстянки и посадим черенки в землю.
Инструктаж: правила работы садовыми инструментами и инвентарём (Слайд 8).
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место.
Ребята черенкуют, рассаживают черенки по стаканчикам.
Читайте также: