Сравните сухие и набухшие семена фасоли сравните их размеры и форму

Обновлено: 05.10.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 1 Строение семян

Глава I. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Ответы к § 1. Строение семян

Вопросы в начале параграфа

1. Какие растения имеют семена?

Семена имеют все растения, которые относятся к отделу Покрытосеменных и Голосеменных: злаковые растения, цветочные растения, хвойные растения, лиственные растения и т.д.

2. Какова роль семян в жизни растений?

При помощи семян Покрытосеменные и Голосеменные растения размножаются и расселяются на разные территории. Способ распространения семян может быть самый разнообразный: они могут разноситься ветром как у одуванчика, могут переносится дикими животными как семена дуба жёлуди, могут перемещаться человеком как семена злаковых или огородных растений.

3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

У семян есть плотная защитная оболочка. Поэтому, в отличие от спор, семена намного лучше защищены от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

В семенах содержится необходимый запас питательных веществ. Поэтому процент всхожести и выживаемости молодых растений размножающихся семенами намного выше, чем у споровых растений.

Семена могут храниться продолжительное время и начинают прорастать как только попадут в подходящие условия. Споры должны сразу попасть в необходимую им среду, в противном случае они могут погибнуть.

Лабораторная работа: Строение семян двудольных растений

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.

Форма набухших семян фасоли остаётся прежней, а размер увеличивается.

2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке.

Рубчик фасоли находится на вогнутой стороне семени (в углублении).

4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.


6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

Питательные вещества находятся в семядолях.

7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.

Запас питательных веществ семени двудольных растений находится в запасающей ткани — эндосперме либо в самом зародыше. У фасоли запас питательных веществ находится в самом зародыше — в двух семядолях.

Фасоль является двудольным растением. Она не имеет эндосперма и все питательные вещества запасает в двух семядолях (части самого зародыша).

Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.

2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.

Кожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.

3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.

Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.

4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.


5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.

У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша.

Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?

Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю называют однодольными, а растения, содержащие в зародыше семени две семядоли называют двудольными.

2. Каково строение семени фасоли?

Семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш фасоли состоит из стебелька, почечки, корешка и двух семядолей.

3. Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?

У фасоли запас питательных веществ находится в семядолях зародыша, а у миндаля и ясеня запас питательных веществ находится в эндосперме.

4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Зерновка пшеницы состоит из околоплодника, сросшегося с семенной кожурой, эндосперма и зародыша. Зародыш зерновки пшеницы состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.

5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?

У зерновки пшеницы, как и других злаков, эндосперм прилегает к зародышу.
У ландыша эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему.
У частухи созревшие семена не имеют эндосперма вообще.

6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

У зародыша однодольного растения имеется одна семядоля, а у двудольного растения — две семядоли.

Подумайте

Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

Семенные растения наиболее жизнеспособны, чем другие виды растений: папоротники, споровые растения, голосемянные растения, так как у них более совершенные репродуктивные (генеративные, предназначенные для размножения) органы. Так, семена таких растений:

- защищены плотной семенной оболочкой;
- внутри семени (в семядолях или в эндосперме) содержится достаточный запас питательных веществ и воды;
- семена могут переноситься ветром, птицами и животными, водами рек и ручьёв и т.д.;
- способны быстрее произрастать и развиваться.

Задания

Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.

Рассмотрим семя яблока


Рассмотрим семя тыквы


Яблоня и тыква — двудольные растения, но у яблони есть эндосперм, а у тыквы все питательные вещества расположены в семядолях, а эндосперма нет.

Словарик

Однодольные растения — это растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю (пшеница, кукуруза, лук и т.д.)

Двудольные растения — это растения, имеющие в зародыше семени две семядоли (фасоль, горох, яблоня и т.д.)

Семядоли — это зачаток первых листьев будущего растения

Эндосперм — это специальная часть семени, которая содержит запас питательных веществ

Зародыш — это зачаток будущего растения

Семенная кожура — это защитная оболочка семени

Семяножка — это отросток, которые прикрепляет семя к растению

Микропиле — это маленькое отверстие в месте прикрепления семени и семяножки, через которое в семя проникают воздух и вода.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник, Суматохин Просвещение 2020

Семена есть у всех растений, которые относятся к отделам Покрытосеменные и Голосеменные.

№ 2. Какова роль семян в жизни растений?

Благодаря семенам растения могут пережидать неблагоприятные условия окружающей среды, размножаться и расселяться на разных территориях, занимая новые площади земной поверхности.

Стр. 159. Моя лаборатория

Строение семян двудольных растений

Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Сравниваем их размеры и форму.

Сухие семена маленькие, сморщенные, с твердой кожурой. У набухших семян семенная кожура стала мягче, появился рубчик, общий размер увеличился, но форма осталась прежней.

На вогнутой стороне семени находим рубчик. Над ним находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода.

Рубчик является местом прикрепления семени к семяножке. Он находится в углублении – на вогнутой стороне семени.

Снимаем блестящую плотную кожуру. Изучаем зародыш. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелек, почечку.

Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.

Выясняем, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

Запас питательных веществ в семени фасоли содержится в двух семядолях.

Строение семян однодольных растений

Рассматриваем форму и окраску зерновки пшеницы.

Форма зерновки пшеницы продолговатая, цвет у нее золотисто-желтый.

Препаровальной иглой пробуем снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясняем, почему она не снимается.

Кожистый околоплодник очень плотно срастается с семенной кожурой зерновки пшеницы, поэтому снять его невозможно.

Рассматриваем в лупу разрезанную вдоль зерновку. Находим эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком 102, изучаем строение зародыша.

Зародыш зерновки пшеницы состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.

Зарисовываем зерновку пшеницы и подписываем названия её частей.

Diagram Description automatically generated

Стр. 159. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие растения называют двудольными, а какие – однодольными?

Однодольными называют растения, у которых в зародыше семени находится только одна семядоля.

Двудольными называют растения, у которых в зародыше находится сразу две семядоли.

№ 2. Каково строение семени фасоли?

Семя фасоли типичное для покрытосеменного двудольного растения. По форме оно напоминает боб, вогнутый на одной стороне, и выпуклый на другой. На вогнутой части есть рубчик. Это место крепления семяножки, которая является связующим звеном с околоплодником. Рядом располагается мелкое отверстие – микропиле (семявход), через которое внутрь семени проникает воздух и влага. Сверху семя покрыто тонкой семенной кожурой, при удалении которой можно увидеть зародыш. Он располагается рядом с микропиле и является основой для будущего развивающегося растения. В его строении различимы стебелек, почечку, семядоли и зародышевый корешок.

№ 3. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Зерновка пшеницы имеет удлинённую форму. В нижней ее части находится зародыш, в верхней – бородка. Выпуклая сторона семени называется спинкой, а ее противоположная сторона – брюшком. Вдоль брюшка есть бороздка или углубление.

В зерновке пшеницы различают три основные части. Это две плодовые и две семенные оболочки, эндосперм и зародыш. Оболочки надежно защищают ее от проникновения вовнутрь вредных веществ и микроорганизмов и от механических повреждений. Плодовая оболочка состоит из трех слоев: поперечный, продольный и трубчатый. Семенная оболочка также состоит из трех слоев: верхний прозрачный, средний пигментный и нижний прозрачный набухающий.

За семенной оболочкой находится краевой слой эндосперма, который состоит из одного ряда толстостенных клеток. Под ним – эндосперм (основная часть зерновки), который состоит из тонкостенных клеток, полностью заполненных питательным веществом – крахмалом. Эндосперм и его краевой слой формируют хранилище для питательных веществ, которые необходимы для молодого астения про прорастания семени.

№ 4. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Зародыш у двудольных растений имеет две семядоли, а запасные вещества, которые ему необходимы при прорастании, содержатся либо в нем, либо в эндосперме. Состоит зародыш из первичного корешка, первичного стебелька и почечки. Пример: дыня, подсолнечник, огурец, фасоль и т.д.

Зародыш у однодольных растений имеет только одну семядолю, а питательные вещества (крахмал, жиры и белки), которые нужны ему для полноценного прорастания, накапливаются только в эндосперме. От эндосперма зародыш отделяется семядолей, которая прощупывается на поверхности целого зерна в виде опоясывающего бугорка. Семядоля защищает зародышевую почку и, хоть и не содержит питательных веществ, но является их проводником из эндосперма.

Стр. 159. Подумайте

В чём состоит биологическая роль семян?

Биологическая роль семян обширна, и нельзя ее рассматривать только с точки зрения полезности для растений. Естественно, что при помощи семян растения могут размножаться и расселяться на разные территории при помощи ветра (у берез, сосен, одуванчика), воды или животных (орешник, дуб). Немалое значение в распространении семян и у людей, которые случайно или специально перевозят нужные, а иногда и ненужные растения. При этом семена могут долгое время оставаться жизнеспособными, особенно у сорняков.

В семенах растений содержится большое количество питательных веществ – белков, жиров и углеводов. Именно поэтому они являются ценной пищей для многих птиц и животных, которые хоть и поедают плод, но разносят семена. Интересно, что около 80% всех семян распространяется именно путем поедания плодов животными. Также они часто закапывают семена в норы.

Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы — Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается — Кожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша — Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений — У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша. Вывод: Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.

сухие семена фасоли гораздо меньше тех, которые набухли (были в воде). сухая фасоль сморщенная, неровная, а набухшая гладкая, мягкая.

1. На рисунке показан процесс - транскрипция.

Думаю что поймёте))))

1. Почему при недостатке воды происходит увядание растений?

1) уменьшается давление клеточного сока на стенку вакуоли клетки

2. Растения подкармливают азотными удобрениями, так как эти удобрения

3) способствуют увеличению зелёной массы растений

3. При пересадке рассады капусты у неё прищипывают верхушку корня для

1) усиления образования придаточных корней

4. Почему на корнях растений при пересадке необходимо оставлять почвенный ком?

1) для сохранения корневых волосков

5. Какой из перечисленных организмов относят к царству Растения?

6. К высшим споровым растениям относят

4) папоротник орляк

7. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)

2) предросток в виде зелёных нитей

8. Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, – особенности строения

9. К доклеточным формам жизни относят

1) вирус герпеса

10. Одним из признаков, по которым грибы выделяют в самостоятельное царство, яв-ляется то, что они

2) неподвижные гетеротрофы

11. Что развивается из вегетативной почки цветкового растения?

2) стебель с листьями и почками

12. По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органи-ческих веществ из листьев ко всем органам?

13. Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле

14. Наличие влажной и голой кожи у дождевого червя связано с процессом

15. Тип беспозвоночных, у представителей которого впервые в животном мире появи-лась сквозная пищеварительная система, –

4) круглые черви

16 Одним из отличий кольчатых червей от круглых является то, что у кольчатых есть

4) кровеносная система

17. Наиболее сложное внутреннее строение среди перечисленных беспозвоночных жи-вотных имеют

18. Что из перечисленного ниже может стать объектом изучения учёного-зоолога?

2) строение передней конечности ящерицы

19. К какому типу отношений относят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в од-ном водоёме?

20. Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

Читайте также: