Срезали ветку острыми ножами запела ветка семью голосами

Обновлено: 05.10.2024

Группа: народный музыкальный духовой инструмент.

Происхождение: Был известен с древних времён как пастушеский инструмент. Семейства продольных флейт – сопели и свирели. Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Тембр: имеет мягкий, ласковый звук различной окраски и силы в разных регистрах.

Звукоизвлечение: Хроматические звуки извлекаются благодаря неполному прикрытию пальцами звуковых отверстий. Точность звучания достигается: навыками в дыхании и подаче струи воздуха в ствол инструмента, правильном расположении самого инструмента.

Устройство: из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок.

Это интересно: Чаще всего, если верит легендам и мифам, такими инструментами пользовались пастухи, очаровывая своей игрой и стадо, и диких зверей и даже природу. Например, мифологический персонаж Пан из легенд древней Греции.

Загадки:

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

Срезали ветку острыми ножами,

Запела ветка семью голосами.

Из лесу вынесли,

И никак не отцеплялась.

Повисела пять минут –

И случилось чудо тут:

Стала удочка короткой,

Издавать вдруг стала нотки.

Ну, скажите мне на милость,

Что же с удочкой случилось?

(Превратилась в дудочку:

Дудка на живописных полотнах:

Михаил Васильевич Нестеров. Лель. Весна. 1933 Софи Андерсон. Пастушок, играющий на свирели Лилия Титова. Лель Владимир Лемзяков. Мелодия осени

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Музыкальные загадки

Р ояль с баяном подружились

И навсегда объединились.

А ты названье угадаешь

Содружества мехов и клавиш?

(аккордеон)

Т ри струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент.

Х лещут палки по спине,
Но совсем не больно мне.
Я трещу и грохочу.
В ногу вас ходить учу.

У гадай с одной попытки,
Ну-ка, время не тяни!
Я похожа на улитку,
Медным трубам я сродни.
Инструмент я духовой
И, бывает, полковой.

(валторна)

Н овогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре.
Этот танец нас пленил,
Его Штраус сочинил.

З аливается трёхрядка,
И народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха –
Есть и кнопки и меха.
И весёлые старушки
Под неё поют частушки

О на у папы шестиструнная
Ее настройка – дело трудное
И чтобы папу не расстраивать
Ее нам лучше не настраивать

Н а мой призыв отряд

Становится под знамя,

Мехами в кузнице мне

О н руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!

С резали ветку острыми ножами,
Запела ветка семью голосами.

У скрипки есть огромный брат.
Огромней он во много крат.
Смычок коснется струн сейчас,
И мы густой услышим бас.

В нём четыре музыканта,
Виртуоза и таланта,
Пропоют любой мотив.
Как зовётся коллектив.

К упи, денег не жалей —
Со мной ехать веселей.

В збодрят, удивят и тебя и меня
Испанскому танцу добавят огня
Ты догадаешься скоро
Хоть их не видать из ладони танцора

М узыкальным инструментом
Кашу есть и щи хлебать
Можно запросто, а после
Для друзей своих сыграть.

К то Это бум? Кто это Бах?
Кто это прячется в медных котлах?
Гром – отвечают подружки
Войлочные колотушки

(литавры)

О н похож на погремушку,
Только это не игрушка!

(маракас)

П од музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат

Н а листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

Н ужно, чтобы меня спеть,
Музыкальный слух иметь.
Чтобы лучше прозвучало,
Выучи слова сначала.

П ервую пляшут так резво детишки,
Парами скачут девчонки, мальчишки.
В Польше вторая с рожденья живёт,
Всех отгадавших к себе позовёт.

(полька)

Я кручусь, но не юла,

А по мне бежит игла.

Я, ничуть не уставая,

Говорю, пою, играю

Я музыкальный инструмент,
Но обо мне заходит речь
В домах, где холодно зимой,
И там, где люди топят печь

(труба)

М еня не каждая включает партитура,

Но в геометрии я важная фигура.

З убы чёрные и белые выстроились в ряд.
Ты не бойся - не кусаются,
А если тронешь - зазвучат.

В нём так много голосов –
Баритонов и басов.
Восемь теноров, сопрано
Вместе слаженно поют.
Путешествуют по странам
И гастроли там дают.

(хор)

П ервая в таборе век свой живёт,
Вашу судьбу по ладони прочтёт,
Пляшет вторую она у костра,
Что за слова, вам ответить пора

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Играть" на дудочке дети начинают в раннем возрасте, а вот что это за инструмент и как действительно на нём играть, вот задача, которую можно и нужно решить.

ПАСПОРТ ИНСТРУМЕНТА



Название: Дудка

Группа: народный музыкальный духовой инструмент.

Происхождение: Был известен с древних времён как пастушеский инструмент.Семейства продольных флейт - сопели и свирели. Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Тембр: имеет мягкий, ласковый звук различной окраски и силы в разных регистрах.

Звукоизвлечение: Хроматические звуки извлекаются благодаря неполному прикрытию пальцами звуковых отверстий.Точность звучания достигается: навыками в дыхании и подаче струи воздуха в ствол инструмента, правильном расположении самого инструмента.

Устройство: из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок.

Это интересно!

Чаще всего, если верит легендам и мифам, такими инструментами пользовались пастухи, очаровывая своей игрой и стадо, и диких зверей и даже природу. Например, мифологический персонаж Пан из легенд древней Греции.



Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

Срезали ветку острыми ножами,

Запела ветка семью голосами.

Из лесу вынесли,

И никак не отцеплялась.

Повисела пять минут -

И случилось чудо тут:

Стала удочка короткой,

Издавать вдруг стала нотки.

Ну, скажите мне на милость,

Что же с удочкой случилось?

Превратилась в дудочку:


Дудочка играет

С виду дудочка простая, но звучаньем поражает:

В нём небесная лазурь, солнца лучик после бурь.

В нём звучание лесов под порывами ветров,

В нём последний вальс листвы, плеск ручья и песнь травы.

Спящих рек, озёр дыханье, встречи в нём и расставанья,

В нём томленья грустной ивы, птиц волшебные мотивы.

Вопросы и задания:

Дети делятся на пары. Один ребёнок играет на дудочке какую-нибудь мелодию, второй – описывает картину природы, к которой подходит данная музыка.

Придумайте сказку об одной волшебной дудочке, звуки которой превращались в то, о чём она играла.


Полёт музыки

Мама ослика прибежала на луг и встревожено спросила:

- Что случилось, сынок?

- Ничего не случилось. Я спел песню о полёте бабочки, - ответил ослик.

- Ослик, твоя песня распугала всех бабочек, - засмеялась зайчиха, выглянув из травы.

- Не слушай её. Пошли домой, я тебе сладкой морковки дам, - успокоила мама сына.

На следующий день ослик снова гулял на лугу. Бабочки по-прежнему красиво порхали вокруг, но ослик даже не взглянул на них. Он задрал голову повыше и стал любоваться стремительным полётом птиц.

- Кто тебя испугал, сынок?

- Никто меня не испугал. Я спел песню о полёте птиц

- Ты своим криком оглушил всех птиц, - опять заметила зайчиха.

- Каждый поёт как умеет, - сердито заметила мама ослика и увела сына домой.

Когда ослик снова пришёл на луг, его мордочка была перевязана лентой, а сверху красовался бантик.

- Ослик, бантики носят на голове, а не на мордочке, - захихикала зайчиха.

- Я завязал мордочку, чтобы больше не петь, - пробубнил ослик с закрытым ртом.

Тут из травы послышали нежные переливы. Эльф сидел на цветке и играл на тростниковой дудочке. Ослик заслушался. Ему так захотелось спеть песню о том, как летает музыка, но его мордочка была перевязана бантом.

- Иа-иа, я никогда не спою песню о полёте, - пробубнил ослик и низко опустил голову.

- Песню о полёте нельзя спеть! – звонко крикнул эльф. Он взлетел и приземлился на голову ослика. Эльф развязал бантик, поднёс свою дудочку к губам ослика и попросил:

Ослик дунул. Нежные, дрожащие трели взлетели над лугом, точно птицы.

- Ой, моя музыка летит, - восхитился ослик.

- Я дарю тебе эту дудочку, ослик, потому что ты любишь полёт, - сказал эльф, улыбаясь.

Он привязал к дудочке бантик и повесил её ослику на шею. Ослик стоял, не смея верить своему счастью.

Вечером мама нашла ослика на лугу. Перед ним сидели зайчата и зайчиха.

- Ослик, сыграй моим зайчатам песенку о полёте бабочек, - попросила зайчиха.

Ослик сыграл, а ещё он сыграл песенки о полёте шмеля и о полёте птиц, о полёте ветерка и облаков.

- Кто научил тебя так хорошо играть на дудочке, сынок? – удивилась мама.

- Музыка. Я выдуваю её из дудочки, и она летает, - весело ответил ослик.

Вопросы и задания:

Нарисуй эльфа, играющего на дудочке.

Придумай сказку о том, как эльф и ослик стали петь дуэтом.

Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы научиться петь?

Придумайте для ослика песенку, запишите её на листочке и красиво украсьте.



Паспорт жалейки

Название: Жалейка — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Группа: Духовой инструмент, аэрофон

Родина: Россия

Происхождение: Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

Тембр: пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый Брёлка по сравнению с пастушеской жалейкой обладает более деликатным и нежным звуком, так как изготовлена целиком из дерева..

Звукоизвлечение: необходимо привести в колебательное движение язычок пищика с помощью воздуха, заключенного в стволе инструмента.

Устройство: Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Брелка состоит из конусообразной игровой трубки, расширяющейся к концу ствола, и овального раструба-резонатора на конце, предназначенного для усиления низких звуков. Кроме того, для брелки характерен мундштучок с так называемой пищалкой из двух тростниковых пластинок. Брелка имеет 7-8 отверстий и обладает диатоническим строем.

Язычки-пищики брелки изготовляются из пластинок тростника. Тростник для пищиков подбирают таким, чтобы он по диаметру совпадал с трубкой, на которой крепятся язычки. Длина инструмента вместе с резонатором составляет порядка 30 сантиметров.

Автор: Маховская Алла Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия" дошкольное отделение "Центр развития ребенка"
Населённый пункт: пос.Сиверский, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе в условиях ДИМ "Русская изба"
Тема: "Пастушок, пастушок, заиграй во рожок"
Раздел: дошкольное образование

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к культуре своей страны.

Задачи: познакомить детей с трудом взрослых по уходу за домашними

животными, с посильной помощью детей взрослым. Развивать интерес к

поэтическому народному творчеству.

Ход занятия:

Хозяйка приглашает пришедших детей пройти к ней в избу.

Хозяйка: здравствуйте, гости мои любезные! Проходите, присаживайтесь.

Сегодня я хочу познакомить вас со своим внучком Ванечкой. Он по возрасту

такой же, как вы, но, не смотря на это, очень толковый и работящий, мой

Раздается русская народная мелодия, в избу входит Ваня с дудочкой

(мальчик в р.н. костюме).

Я сгоню на луг росистый

Там у речки, речки быстрой,

Сделаю свирель я,

И рассыплюсь соловьиной

Хозяйка: дети, вы поняли, в каком деле помогает Ваня? Кто он? Как его

можно назвать? Ванечка, внучок, загадай нашим гостям загадки. Поглядим,

такие же они смышленые.

Мальчик загадывает загадки.

Кто пасет овец и коз

Там, где луг травой зарос?

Срезали ветку острыми ножами,

Запела ветка семью голосами.

Хозяйка: садись, Ванечка, рядом с детьми, отдохни. Умаялся, наверно, мой

родной, с утра ведь, на ногах.

Дальше в ходе беседы хозяйка обращается к Ване, в случае, если дети

затрудняются с ответом, он дает правильный ответ.

Ребятки, а что значит пасти? Кого нужно пасти пастушку? Как вы думаете,

почему привлекали к этой работе детей? Стадо пасти – это легко или трудно?

Почему? Почему пастушку нужно вставать очень рано утром? Почему

возвращаться с лугов надо поздно вечером? Почему в летний день пастушку

нужно позаботиться о том, чтобы напоить животных? Для чего пастушку

Хозяйка выставляет репродукцию картины А.Васнецова «Спящий

Хозяйка: пастухи и маленькие пастушки в старину в деревнях были в очень

большом почете. Даже знаменитые художники изображали их на своих

полотнах. Дети, кто изображен на этой картине? Что делает пастушок?

Когда происходило то, что изображено на картине, - в старину или в наше

время? Почему? Во что обут мальчик? Чем отличается рубашка мальчика от

современной рубашки? Из какого материала сделана его сумка? Почему

мальчик уснул возле дерева? Какой у него был день, как вы думаете? Можно

ли сказать, что он устал, умаялся?

Хозяйка: ребятки, а сейчас я прочту вам русские народные потешки, а вы

вместе с Ваней их обыграете, будете показывать все, что услышите.

Обыгрывание потешек.

А коровки в лад ему

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Выгоню коровушку со двора голиком,

Приходи ко мне, коровушка, со своим молоком.

Коровушка, ходи, кормись, да с молоком вернись!

Хозяйка: а теперь я проверю вашу смекалку.

Конюшня – это …помещение для лошадей.

Коровник, сарай, конура, овчарня, свинарник – это…

Телочка появилась на свет на заре –Зорька. Ночью –Ночка. Черную корову –

Ночка, чернуха. Бурая – буренка. Красивая – Красавка. Жеребенок, который

быстрый, как чайка летает – Чайка. Быстрый и умный, как орел – Орлик.

Быстрый и зоркий, как сокол – Сокол, Соколик.

Хозяйка: Ванечка, внучок, а сейчас ты развлеки наших гостей. Выходите на

Дети, изображая коров, гуляют пол лугу. По сигналу (звучанию дудочки)

подбегают к пастушку.

И коров не нахожу.

Ну, куда же мне идти,

Где коровушек найти?

Надо дудочку достать

И на дудочке сыграть.

Все услышат, прибегут

И со мной домой пойдут.

Хозяйка: ну, что ж, гости дорогие, делу - время, а потехе - час. Пора нам с

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть на открытие нашей русской избы. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! Пригласила я гостей, со всех волостей. По русскому обычаю, гостей всегда встречали вкусным, румяным караваем с солью. Отведайте хлеба - соли, гости дорогие (угощает всех гостей)

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие в нашу избу! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. А кто ещё знает русские пословицы и поговорки про гостей?

Ребё нок 1: Гости-люди подневольные, где посадят за столы, там и садятся!

Ребё нок 2: Гостю - почет, а хозяину - честь!

Ребё нок 3:Туда голуби летают, где их, как гостей привечают!

Ребенок 4: В гости ходят на других посмотреть, да себя показать!

А может, кто то и из взрослых знают пословицы о гостях?

Хозяйка: Хорошо молодцы много назвали пословиц и поговорок

А теперь будем праздник продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

В круг вставайте хоровод начинайте.

Хозяйка: Дети, кто знает, что у меня в руках? Лапти! Правильно их в старину русские люди обували на ноги. Сейчас мы с ними поиграем

Хозяйка: Раньше на Руси, у детей таких игрушек как у вас сейчас не было, и они играли в самодельные игрушки и одной из таких игрушек, была матрёшка. (показываю матрёшку) Это сёйчас в наше время матрёшка считается русским сувениром, а тогда с матрёшками дети играли, вот и мы сейчас с матрёшками поиграем.

Надо по команде разобрать и собрать матрешки

Хозяйка: Молодцы хорошо поиграли!

Достаёт короб, и ставят его перед детьми.

Вы внимательно слушайте загадки и отгадки находите в коробе

1 загадка: Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

А вот и 2 загадка:

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

А теперь, ребятки, трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Запела каждая семью голосами.

Что же за инструмент получился?

А вот и последняя загадка:

Какими музыкальными инструментами можно щи хлебать?

Дети: деревянными ложками.

Хозяйка: Ой, а кто это так весело смеется? А это подружки - хохотушки.

Две девчонки: Мы- веселые подружки.

Мы – подружки - хохотушки!

И на празднике, на нашем

Мы частушки споём и спляшем!

Две девочки поют частушки

Мы пели и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Ждет весёлая игра.

Родители : Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать!

Ребё нок: Мы славно гуляли

На празднике нашем.

Нигде не видали

Мы праздника краше!

Так будьте здоровы,

До дому, до хаты!

Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами!

Видите самовар уже пыхтит (в руках самовар)

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Хозяйка: Проходите в горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Кукла на самовар для оформления русской избы

Кукла на самовар для оформления русской избы Для оформления русской избы мною была сшита кукла на самовар, которую мы с детьми ласково прозвали Агафья Никитична. Для ее изготовления.

Сценарий новоселья в средней группе с участием родителей Сценарий новоселья в средней группе с участием родителей Авторы: Добротворская Лариса Вадимовна, Сергеева Елена Владимировна. Действующие.

Сценарий развлечения к Дню Матери с участием родителей

Сценарий развлечения к Дню Матери с участием родителей Сценарий развлечения на тему: "Наши мамочки родные!" Цель: - формирование у детей среднего дошкольного возраста уважительного отношения.

Читайте также: