Страшная и одновременно красивая посадка самолета

Обновлено: 05.10.2024

ЧП с Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево, когда самолёт загорелся при посадке, - далеко не первое в истории мировой авиации. В числе самых страшных огненных посадок были и такие, где счёт погибшим шел на сотни человек. Чаще всего в результате пожара на борту в панике возникали проблемы с эвакуацией. В результате - десятки, а то и сотни трупов: люди просто сгорали заживо или задыхались угарным газом.

Накануне в московском аэропорту Шереметьево произошла одна из страшных катастроф последнего времени. Во время посадки хвостовая часть самолёта загорелась.

По предварительным данным, при приземлении при сильном ударе шасси о землю были задеты топливные баки. Те вспыхнули, как факел. А вслед за этим и один из двигателей.

Самолёт тормозил на взлётно-посадочной полосе, оставляя после себя выжженное пространство.

В это время на борту, как позже станет известно, находились 78 человек - 5 членов экипажа, остальные - пассажиры. Известно, что выжить удалось лишь 37 из них. Остальные погибли. В их числе и, как предполагается, бортпроводник, помогавший эвакуироваться из горящего самолёта тем, кто находился в хвостовой части.

Но это далеко не первая смертельная огненная посадка. В числе самых страшных в истории мировой авиации счёт жертвам идет на сотни человек. Чаще всего люди гибли из-за паники, которая возникала на борту горящих авиасудов. В это время возникали проблемы с организацией эвакуации. Пассажиры просто физически не успевали покинуть объятое пламенем судно.

Сгорели заживо

19 августа 1980 года - одна из самых тяжёлых страниц в истории мировой авиации. После вылета из Эр-Рияда, где Lockheed L-1011 останавливался на дозапраку, фактически заживо сгорел 301 человек - все, кто был в тот момент на борту.

Пожар в самолёте, как позже выяснится, начался в грузовом отсеке. Но источник огня эксперты так и не смогли найти. Экипаж лайнера смог героически посадить судно. Но минуты шли, а из самолёта не вышел ни один человек - все были заперты внутри. Почему не проводилась эвакуация - загадка до сих пор. Но через несколько минут спасать уже было некого - судно было полностью охвачено огнём. В результате - сотни трупов и масса вопросов, ответы на которые не были найдены до сих пор.

Правило 90 секунд

То самое правило, что экстренная эвакуация в случае ЧП на борту должна занять не более 90 секунд, было выработано после трагедии с самолётом McDonell Douglas DC-9, которая произошла 2 июня 1983 года. Борт канадской компании Air Canada шёл рейсом из Далласа в Монреаль.

Пожар возник на борту в воздухе. Позже выяснится, что что-то воспламенилось в туалете. Лётчики успели вовремя посадить судно в ближайшем аэропорту. Но едва были открыты аварийные выходы, как пожар усилился - огонь получил приток свежего воздуха.

На борту в это время находился 41 человек, 23 из них погибли. То есть фактически половина. Одна из причин столь массовой гибели людей стала плохо организованная эвакуация.

Это не единственная авиакатастрофа, где количество жертв увеличилось из-за нерасторопности во время эвакуации.

Буквально два года спустя после инцидента с канадской авиакомпанией подобный случай произошёл с британской British Airtours. 22 августа Boeing 737 вылетел из Манчестера на Корфу. Хвост самолёта загорелся уже при разбеге на ВПП. Как позже выяснится, случилась неполадка в левом двигателе.

Борт успели остановить на земле, и экипаж начал эвакуацию. Но проводилась она медленно - аварийные выходы почему-то были открыты не сразу. Треть пассажиров просто задохнулись угарным газом. Тогда из 137 человек на борту погибло 55.

Роковая ошибка

Причиной пожара на борту самолётов чаще всего становились неисправные двигатели. Но непосредственно к трагедии приводили и роковые ошибки, допущенные пилотами.

Так произошло 8 апреля 1968 года с самолётом Boeing 707 британской авиакомпании BOAC, летевшего рейсом Лондон - Сидней.

Пожар из-за неисправности одного из двигателей возник сразу после взлёта. И экипаж принял решение возвращаться в Лондон и садиться. К этому времени машина превратилась в факел. Тогда из 127 человек погибли 5 пассажиров.

Эксперты же позже отметят, что сработал и человеческий фактор - ошибку допустил капитан судна, не отключивший подачу топлива в загоревшийся двигатель. Хотя это одно из обязательных требований при пожаре на борту.

Напомним, 5 мая в Шереметьеве произошла аварийная посадка самолёта рейса Москва - Мурманск. Самолёт Sukhoi Superjet 100 вернулся в аэропорт через 30 минут после взлёта из-за проблем со связью. При приземлении он сильно ударился шасси о взлётно-посадочную полосу. Спецслужбы не дежурили, ожидая приземления лайнера, так как угрозы не было, уточняют эксперты Царьграда. Пожар произошёл уже во время жёсткой посадки. По предварительным данным, которые подтвердил независимый технический эксперт, член Ассоциации технических экспертов России Юрий Антипов, у самолёта при ударе о землю произошёл подлом шасси, который мог привести к повреждению топливных баков и возгоранию борта. Установлено, что возгорание произошло не в воздухе. Выжили только 37 человек, включая 4 членов экипажа. 41 человек погиб.

По факту происшествия СК РФ возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц".

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

10 самых невероятных посадок самолётов

Вряд ли кто мечтает оказаться в самолёте, летящем с отказавшими двигателями, попавшем в шторм или сильный боковой ветер. А ведь все это и многое другое периодически происходит с воздушными судами, и тогда лётчикам приходится использовать всё своё мастерство и немало физических сил, чтобы выровнять лайнер, довести до аэродрома и удачно посадить, не допустив человеческих жертв. Далее речь как раз и пойдёт про 10 самых невероятных посадок самолётов.

1. Пролёт над жерлом вулкана (1982 г.)



Большинство людей стремится получить место в самолёте возле иллюминатора, чтобы насладиться открывающимися внизу видами, в том числе видами взлёта и п.

2. Чудо на Гудзоне (2009 г.)

3. Небесный кабриолет (1988 г.)

4. Гонка со смертью (1988 г.)



Экипаж Ту-134 31 декабря 1988 года настолько торопился к встрече Нового года, что стал снижаться по слишком крутой глиссаде, хотя приборы и вопили, что скорость слишком высока, а земля приближается слишком быстро. Летчики, презрев все инструкции, выпустили шасси на скорости 460 км/ч, а закрылки на такой скорости было бессмысленно выпускать, поскольку их бы просто сорвало воздушным потоком. В момент касания земли скорость была 415 км/ч (допустимый максимум 330 км/ч). Таким образом был установлен рекорд скорости посадки для лайнера гражданской авиации.
Приземляющемуся с такой скоростью воздушному судну длины ВПП оказалось мало и, несмотря на все старания лихого экипажа, самолёт проследовал дальше, остановившись в 1,5 метрах от схода на грунт на полосе безопасности. Пассажиры на удивление не пострадали, но лётчикам пришлось отвечать по всей строгости закона.

5. Самолёт без носа (2017 г.)



Самолёт, направлявшийся из Стамбула в кипрский Эрджан, столкнулся с сильным ветром и градом. На 1,5-километровой высоте у него снесло носовую часть и стекло пилотской кабины. В результате лётчики полностью лишились возможности смотреть вперёд, а в аэропорту все с отчаянием ожидали неминуемого. Первый пилот – украинский лётчик Акопов решил возвращаться. При посадке он слегка накренил борт, чтобы ему было видно через боковое стекло полосу. Также чётко сработали диспетчеры аэропорта и другие члены экипажа самолёта, в результате судно с 121 пассажиром и 6 членами экипажа удачно приземлилось.

6. Таёжное чудо (2010 г.)



Не всегда большие корабли могут пройти через традиционные каналы и шлюзы. Например, в гористой местности может быть очень большой перепад, где просто .

7. Посадка без командира (1990 г.)



10 июня 1990 года самолёт British Airways вылетел из Бирмингема в Малагу. Через 13 минут полёта у него вывалилось плохо установленное ветровое стекло, в результате чего вырывающийся из самолёта воздух подхватил командира и наполовину выбросил через образовавшееся отверстие. Лётчика спиной прижало к фюзеляжу снаружи кабины, в то время как его ноги застряли между панелью управления и штурвалом. Сорвало также дверь кабины пилотов, обломки которой обрушились на навигационную и радиопанель.
Находившийся в кабине бортпроводник вцепился в командира, не давая ему окончательно вылететь, а второй пилот начал экстренное снижение и подал сигнал бедствия. Второй пилот сумел посадить аварийный лайнер в Саутгемптоне. Все пассажиры и экипаж остались живы, ранения оказались лишь у командира и бортпроводника. Что до командира, то у него обнаружили несколько переломов, гематом и обморожение. Бортпроводник обморозил левый глаз, лицо и вывихнул плечо.

8. Случай в Ленинграде (1963 г.)



Анализ исследований крупнейших российских аэропортов, учитывающий 30 разных параметров услуг пассажирам от момента прилёта в аэропорт до посадки в сам.

9. Впечатляющая посадка аэробуса в штормовую погоду (2017 г.)

10. Неисправное шасси (2016 г.)



В Казахстане, в международном аэропорте столицы страны Астаны аварийную посадку смог благополучно совершить самолёт Foker-100 без передних шасси. При этом никто из пассажиров и членов экипажа общим числом 121 человек не пострадал. Причиной аварийной ситуации стала неисправность в механизме передних шасси. Командиру самолёта пришлось сажать его без этого довольно важного при посадке элемента. Передняя стойка вышла из люка не полностью, поэтому при посадке полагаться на неё нельзя было вовсе. Очевидцы взахлёб рассказывали, как самолёт после касания земли клюнул землю носом и потом ещё сотни метров скрежетал по бетону полосы. От сильного трения от него валили искры и чёрный дым. К счастью, самолёт при этом не загорелся. Удивительно, что после этой посадки повреждения корпуса самолёта оказались минимальными.

Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!


10/02/2022 Мастерство парковки от профессионального водителя фуры


03/02/2022 Жители Ижмы спасли оленя, который застрял в снегу и болоте


10/02/2022 Как правильно красить очень большие губы


08/02/2022 Первый вой маленького волчонка


11/02/2022 Танцор не сразу заметил, что потерял свою партнершу


04/02/2022 Лесовоз пытается проехать через реку с очень быстрым течением


08/02/2022 Китайский аппарат для чистки картофеля


08/02/2022 Необычная вариация прыжков на батуте


08/02/2022 Как поймать сбежавшего енота


10/02/2022 Посетитель схватил девушку-кассира, но та оказалась не робкого десятка


02/02/2022 Отец жалуется своей дочери на женскую логику


08/02/2022 Парни сделали эффектную копию суперкара Бугатти

Невероятное мастерство пилотов авиалайнеров сняли на камеру практически случайно. Сажать огромные самолеты приходилось и с отказавшими двигателям, а о знаменитом приземлении аэробуса на Гудзон и вовсе сняли фильм.



Годом позже у лайнера Ту-154 неожиданно исчезло электропитание, отключились приводы топливных насосов и бортовые системы.


Экипаж сориентировался в несколько минут: капитан увидел заброшенную посадочную полосу в тайге и посадил уже самолет как планер.

А самая известная еще в СССР посадка самолета в экстремальных условиях произошла 221 августа 1963 года. Ту-124 рапортовал о том, что у него остановились оба двигателя в воздухе. Пилоты посадили самолет прямо в Неву, пассажиров доставили к берегу на катерах.

Читайте также: