Строение и многообразие покрытосеменных растений 6 класс строение семян

Обновлено: 05.10.2024

ВложениеРазмер
variant_1.doc 161.5 КБ
variant_2.doc 139 КБ
list_otvetov.doc 43 КБ
kriterii_otsenivaniya_i_otvety.doc 34 КБ
proveryaemye_rezultaty.doc 55.5 КБ
shkala_perevoda_ballov_v_traditsionnye_otsenki.doc 20 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа 1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1. Зародыш семени фасоли состоит из

а) зародышевого корешка, стебелька, почечки

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма

в) семядоли, эндосперма, почечки

г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки

2. Эндосперм - это

а) запасающая ткань, содержащая питательные вещества

б) внутренний слой кожуры

в) первый лист зародыша

г) конус нарастания зародыша

3. Корень, развивающийся из корешка зародыша, называется

а) главным б) боковым в) придаточным г) мочковатым

4. Корневые клубни образуются из

а) главного корня б) боковых корней

в) из главного и придаточного корня

г) из боковых или придаточных корней

5. Участок стебля, на котором развиваются листья, называют

а) узлом б) междоузлием в) побегом г) конусом нарастания

6. Устьица существует для

а) защиты растения б) осуществления водообмена

в) газообмена и испарения воды г) теплообмена

7. Наибольшее количество хлоропластов в листе содержится в

а) кожице б) устьицах

в) клетках столбчатой ткани г) клетках губчатой ткани

8. К покровным тканям относятся

а) пробка и луб б) кожица и луб

в) пробка и кожица г) кора и камбий

9. Растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одной особи, называются

а) однополыми б) обоеполыми в) однодомными г) двудомными

10. Плод пшеницы — это

а) зерновка б) костянка

в) семянка г) орех

В вопросе 11 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. Видоизменениями корней являются

а) корневые клубни б) придаточные корни-прицепки

в) столоны г) луковицы д) усики е) корнеплоды

12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено разрезанное вдоль семя фасоли. Определите и подпишите названия частей семени, указанных цифрами.

5)______
13. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено устьице с окружающими его клетками кожицы (А — вид сверху; Б — в разрезе).

подпишите названия структур, указанных цифрами.

1)_______ 2)_______ 3)_______ 4)_______ 5)______
14. Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют.

А) Ситовидные трубки

Б) Пробка В) Устьице

Ж) Корнеплоды З) Чечевички

2) Транспортная (проводящая)

Задание 15 выполняется с использованием приведённого ниже текста.

Покрытосеменные, или Цветковые, относятся к высшим растениям. Эта самая молодая и многочисленная группа царства растений является наиболее высокоорганизованной в растительном мире. Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям существования. Они растут за полярным кругом и в тропиках, в воде и в безводных пустынях, образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы; однолетние, двулетние и многолетние растения. Есть покрытосеменные растения, которые живут всего несколько месяцев, например мокрица. Другие, например дубы, могут жить сотни лет. Некоторые покрытосеменные имеют гигантские размеры. Так, эвкалипты и секвойи достигают в высоту более

100 м. А есть совсем крошечные растеньица, например ряска, размеры которой всего 1-2 мм.

Цветковые растения имеют вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок и плод с семенами) органы.

Строение вегетативных органов у разных цветковых растений очень разнообразно. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневая система может быть стержневой или мочковатой. Корни закрепляют растения в почве и обеспечивают его водой и минеральными веществами.

Побег состоит из стебля и листьев. Форма и строение стеблей и листьев у цветковых растений тоже очень разнообразны. Есть растения с прямостоячими, вьющимися, лазающими и лежащими стеблями. Листья могут быть очень больших размеров и совсем мелкие, простые и сложные. В листьях протекает процесс фотосинтеза, обеспечивающий растение органическими веществами.

Клубень, корневище и луковица являются видоизмененными побегами, с помощью которых растения размножаются. В них запасаются питательные вещества.

Почки представляют собой зачаточные побеги. Различают вегетативные (листоватые) и генеративные (цветочные) почки.

Цветок — видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами. Семя цветкового растения состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Семена двудольных растений имеют две семядоли, однодольных — одну. Семена находятся внутри сухих или сочных плодов.

Человек широко использует покрытосеменные растения в своей жизни. Практически все сельскохозяйственные растения, выращиваемые человеком, относятся к покрытосеменным растениям. Они обеспечивают человека продуктами питания, сырьём для различных отраслей промышленности, используются в медицине.

15. Прочитайте текст, озаглавьте его и составьте план.

Предварительный просмотр:

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1. Зародыш семени пшеницы состоит из

а) зародышевого корешка, стебелька, почечки

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма

в) семядоли, эндосперма, почечки

г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки

2. Семядоля — это

а) стебель зародыша б) корень зародыша

в) лист зародыша г) почечка зародыша

З. Питательные вещества семени пшеницы находятся в

а) корешке б) семядоле в) эндосперме г) семенной кожуре

4. В образовании корнеплодов участвуют

а) листья и основания стебля б) боковые корни

в) придаточные корни г) главный корень и нижние участки стебля

5. Корни, отрастающие от стебля, называют

а) боковыми б) стержневыми

в) придаточными г) главными

6. Корневой волосок отличается от клетки кожицы лука

а) большей поверхностью и более тонкой оболочкой

б) большей поверхностью и более толстой оболочкой

в) меньшей поверхностью и более толстой оболочкой

г) ничем не отличается

7. Угол между листом и расположенной выше частью стебля называется

а) основанием побега б) пазухой листа

в) междоузлием г) пазушной почкой

8. По ситовидным трубкам перемещаются

а) растворы органических веществ б) растворы неорганических веществ

в) кислород и углекислый газ г) вода и кислород

9. Стебель деревьев растёт в толщину за счёт деления клеток

а) луба б) камбия

в) древесины г) сердцевины

10. Соплодие развивается у

а) инжира в) банана

б) апельсина г) винограда

В вопросе 11 выберите три правильных ответа из шести предложенных.

11. Эндосперм есть в семенах

а) лука б) пшеницы в) ясеня

г) фасоли д) тыквы е) частухи

12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображена разрезанная зерновка пшеницы. Определите и подпишите названия её частей, указанных цифрами.

13. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено внутреннее строение листа, Определите и подпишите названия частей, обозначенных цифрами.

14.Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют

А) Ситовидные трубки Б) Кожица

В) Устьице Г) Сердцевина

Д) Сосуды стебля Е) Чечевички

2) Транспортная (проводящая)

Задание 15 выполняется с использованием приведённого ниже текста.

У большинства растений стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх. Прямостоячие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань, они могут быть одревесневшими (берёза, яблоня) или травянистыми (подсолнечник, кукуруза). Но есть растения, которые, не будучи в состоянии свободно держаться в воздухе, для того чтобы вынести к свету листья и цветы, вынуждены искать вертикальную опору. Такие растения с вьющимися или лазающими стеблями называют лианами. Лиана — одна из жизненных форм растений.

В зависимости от способа прикрепления побегов к опорам эти растения подразделяются на несколько групп, среди которых наиболее известны вьющиеся и лазающие лианы. У вьющихся лиан побеги подобно спирали обвиваются вокруг опоры, У одних лазающих лиан побеги прикрепляются к опорам с помощью усиков, как, например, у винограда, у других, как, например, у плюща, побеги к опоре прикрепляются особыми видоизменёнными корнями-прицепками, отрастающими от стеблей.

Лианы могут быть однолетними и многолетними, вечнозелёными и листопадными. В тропиках мощные древовидные побеги лиан могут достигать десятков и даже сотен метров в длину. Многие древовидные лианы имеют тонкие, гибкие и очень прочные побеги. Среди многолетних лиан встречаются растения с травянистыми стеблями, например хмель. У него осенью травянистые побеги отмирают, а весной вырастают новые, достигающие за лето б—8 м длины.

Большая часть лиан (около 80%) произрастает в тропических районах. В тропических лесах они, обвиваясь вокруг стволов деревьев, цепляясь за них усиками, присосками, перекидывая свои ветви с дерева на дерево, образуют иногда непроходимые чащи. В умеренном климате лианы встречаются значительно реже.

В России встречаются достаточно часто такие лианы, как плющ, актинидия, лимонник, хмель, и многие другие.

Есть среди лиан и растения-эмигранты, например эхиноцистис дольчатый, или бешеный огурец. Он получил своё название из-за особенностей своих плодов и характерного способа размножения. Плоды этой однолетней травянистой лианы несъедобны и по внешнему виду отдалённо напоминают огурец, покрытый мягкими шипами. Созревшие плоды с семенами разрываются и осуществляют резкий выброс семян, которые разлетаются на достаточно большое расстояние. Родиной эхиноцистиса является Северная Америка, но сейчас он встречается нередко и в средней полосе России.

Хмель выращивают как сельскохозяйственную культуру. Основное применение хмель находит в медицине и пищевой промышленности. Шишки хмеля являются сырьём для пивоварения. Стебли пригодны для изготовления низких сортов бумаги, а также грубой пряжи, пригодной для мешковины и верёвок. В некоторых странах молодые побеги хмеля используют в пищу.

57. Заполните схему.
Органы покрытосеменного растения:
Вегетативные - корень, побег;
Генеративные - цветок, плод с семенами.

6-32-58

6-32-59

1 - околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
2 - эндосперм;
3 - семядоля;
4 - почечка;
5 - стебель;
6 - корешок;
7 - зародыш;
Вывод: В зародыше содержится много органов. Зародышевый корешок, стебелек, почечка и семядоли.

6-33-60

61. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

6-33-61

Вывод: Зародыш - зачаток будущего растения. Каждый из органа зародыша очень важен, из него развиваются органы будущего растения.

62. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.
1 - стержневая;
2 - мочковатая.

6-34-63

Вывод: У двудольных корневая система стержневая , а у однодольных мочковатая.

64. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют?
Больше клубней, больше боковых корней создается при окучивании. И становится больше урожая. Окучивание очень полезно для растений.

65. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.
1- корневой чехлик;
2 - зона деления;
3 - зона роста;
4 - зона всасывания;
5 - зона проведения;
6 - корневые волоски.

6-36-66

1 - оболочка;
2 - вакуоль;
3 - глазок;
4 - корневой чехлик.

66.Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

6-36-66-2

Вывод: У них схожий: глазок, вакуоли, цитоплазма и оболочка.

6-37-67

Вывод: У корня много зон, и каждая зона выполняет свою работу.

68. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется?
Пикировка - отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка - пики.

70. Закончите определение.
Побегом называют стебель с расположенными на нем почками.

71. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

1 - верхушечная;
2 - пазушная;
3 - междоузлие.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая - генеративная.

6-39-72

1 - почечная чешуя;
2 - листья;
3 - почка;
4 - стебель.
Вывод: у генеративной почки, почка размером больше.

73. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
Почечные чешуйки.

74. Закончите заполнение схем.
Виды почек по строению: Вегетативные и генеративные.
Виды почек по расположению на стебле: Очередное, супротивное и мутовчатое.
Строение вегетативных почек: Почечная чешуя, листья зачат. , почка и стебель.
Строение генеративных почек: Почечная чешуя, листья зачат., почка , стебель зачат.

75. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

6-40-75

Вывод: Каждый орган почки вырастает и становится органом будущего растения.

76. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу приклепления к стеблю и каковы их части.

6-40-76

77. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.
Простые листья: 1, 4, 6, 8, 7.
Сложные листья: 2, 3, 5.

78. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.

6-41-78

6-41-79

80. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.

6-41-80

Устьице с окружающими его клетками кожицы.
1 - Замыкающая клетка;
2 - Устьичная щель;
3 - Хлоропласт;
4 - клетки кожицы.

6-42-82

83. На рисунке изображены световой и теневой листья. Какие особенности строения характерны для каждого из них?
1 – световой лист
2 – теневой лист.
Теневые листья более тонкие и имеют более тёмную зелёную окраску.
У световых листьев окраска более светлая.

84. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.

6-43-84

85. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.

6-43-85

86. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.

6-43-86

87. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.

6-44-87

88. Заполните таблицу.

6-44-88

6-45-89

6-45-90

Вывод: на обоих рисунках строение одинаковое, хотя выглядят они по-разному.

6-45-91

1 – чешуя
2 – видоизменённые листья
3 – почки
4 – донце
5 – придаточные корни
Вывод: у лука довольно простое строение, это: чешуя, видоизменённые листья, почки, донце, придаточные корни.

6-46-92

93. На рисунке подпишите названия частей цветка.

6-46-93

94. На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

6-46-94

Вывод: у первого цветка двойной околоцветик, а у второго – простой.

6-47-95

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П1

96. Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

6-47-96

В првильном можно провести несколько плоскостей симметрии, а в неправильном - только одну.

97. Впишите пропущенные слова.
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые.
Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночный, а цветок, имеющий только пестики, называют пестичным.
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомные.
Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других, то такие растения называют двудомными.

Вывод: биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе


Урок знакомит со строением семени однодольных и двудольных растений. Из урока вы узнаете, что зародыш двудольных растений имеет две семядоли. А зародыш однодольных растений имеет только одну семядолю. В данном уроке приводятся следующие понятия: зародыш, семядоли, эндосперм, однодольные растения, двудольные растения, зерновка, околоплодник.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Строение семян покрытосеменных растений"

Все растения подразделяют на низшие и высшие.

Высшие растения подразделяют на споровые и семенные.

Покрытосеменные, или Цветковые, ― это группа наиболее высоко организованных растений, самая молодая и в то же время самая многочисленная группа царства Растения.

Она включает примерно 250 тыс. видов, произрастающих во всех климатических зонах.

Покрытосеменные очень разнообразны. Среди них имеются вечнозелёные и листопадные деревья, а также кустарники… и полукустарники, однолетние… и многолетние травы.

Появились покрытосеменные на Земле с конца мелового периода мезозойской эры. Они приобрели целый ряд преимуществ по сравнению с другими высшими растениями, в том числе голосеменными.

На этот же период приходится наибольшее распространение насекомых, птиц и млекопитающих, которые связаны между собой цепями питания, приспособлениями к размножению и обитанием в одинаковых условиях среды.

Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на репродуктивные, или генеративные, и вегетативные. Репродуктивные, или генеративные, органы связаны с половым размножением растений. К ним относят цветок и плод с семенами. Вегетативные органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение — это один из способов бесполого размножения. К ним относят корень, стебель, лист.


Покрытосеменные растения, размножаются с помощью семян, которые образуются после отцветания. Семена их защищены околоплодником, т. е. они покрыты, что способствует их лучшему сохранению и распространению.

Отсюда и название этого отдела высших растений ― покрытосеменные (или цветковые).

Семена покрытосеменных различаются по размеру от маленьких до больших.

Например, самыми крупными семенами считаются семена сейшельской пальмы. Этот реликтовый вид встречается на склонах холмов и в долинах на двух древних гранитных островах в Сейшельском архипелаге. Семена достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг.

Также семена различаются по форме и окраске. Обратите внимание на форму и цвет семян фасоли, яблони, огурца, тыквы, хлопчатника, гороха.

Но в то же время все они имеют сходное строение.

Рассмотрим строение семени.

Семя состоит из кожуры и зародыша. Зародыш – это зачаток будущего растения. Семя фасоли состоит из двух семядолей. Семядоли – это первые листья зародыша растения.


В семенах многих растений хорошо заметен эндосперм – запасающая ткань, которая содержит питательные вещества для развития зародыша. В семенах пшеницы и лука, эндосперм хорошо заметен.

У других, например у миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остается лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

А у фасоли зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в основном в семядолях.

В зародыше пшеницы различают зародышевый корешок, стебелёк, почечку и семядолю.


Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.

Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольные. К двудольным растениям относят фасоль, горох, тыкву и другие.

Крупные семена легче рассмотреть, чем мелкие. Поэтому рассмотрим строение семени фасоли.

Одна из сторон семени фасоли выпуклая, другая вогнутая. Снаружи семя покрыто блестящей, гладкой кожурой. Она защищает его от высыхания и различных повреждений. Кожура семени фасоли может быть белой, светло-коричневой, пёстрой или другой окраски.

На кожуре виден рубчик — след от так называемой семяножки, посредством которой семя было прикреплено к стенке плода.

Возьмем размоченное в воде семя фасоли и снимем с него кожуру. Под кожурой мы видим зародыш. Для того что бы рассмотреть все его части, воспользуемся лупой. Корешок, стебелёк и почечка зародыша расположены между двумя семядолями. Семядоли крупные и толстые, в них содержится запас питательных веществ.

Семена однодольных растений имеют иное строение. Рассмотрим его на примере семян хлебных злаков, в данном случае пшеницы.

Зерно пшеницы называют зерновкой или сухим односемянным плодом.

По форме оно продолговатое и снаружи покрыто золотисто-жёлтым кожистым околоплодником, называемым плодовой оболочкой. Околоплодник так плотно сросся с кожурой семени, что отделить его невозможно.

Большую часть зерна пшеницы составляет эндосперм, клетки которого заполнены питательными веществами.

Зародыш семени пшеницы очень маленький, рассмотреть его можно только при помощи лупы. Наблюдаем корешок, стебелёк и почечку зародыша и семядолю. Когда семя прорастает, питательные вещества из эндосперма поступают к корешку, стебельку и почечке через семядолю.

Строение семян других однодольных, например лука, ландыша, может немного отличаться от строения семян злаков. Они также имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему, с одной стороны.

У частухи созревшие семена не имеют эндосперма. Подкововидное семя состоит из тонкой кожуры и зародыша, в семядоле которого сосредоточены все запасы, накопленные при созревании семени. Растёт частуха обыкновенная в различных местах с повышенным увлажнением — по берегам водоёмов и на мелководьях, на болотистых лугах, в канавах.

Из всех растений покрытосеменные наиболее широко распространены как в естественных местах обитания, так и в условиях агрокультуры.

Эволюция млекопитающих, птиц, насекомых во многом связана с цветковыми растениями, и они друг для друга не только пища, среда обитания, но и во многом средство для выживания и размножения.

Так, семена малины лучше всходят, если пройдут через пищеварительный тракт птицы, которая поедает плод этого растения.

Травоядные животные, питаясь травой, своими экскрементами удобряют почву, создавая лучшие условия для жизни этих же трав.

Насекомые, питаясь пыльцой и нектаром цветков, содействуют перекрёстному опылению растений.

Но в то же время гигантские стаи саранчи уничтожают огромные поля; стада коз полностью, с корнями выбивают растения, оставляя голые пустоши. В результате таких взаимодействий в природе численность какой-либо популяции увеличивается, а затем резко уменьшается.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Строение семян двудольных.swf

Строение семян однодольных.swf

Выбранный для просмотра документ Внешнее и внутреннее строение семян. 6 класс.pptx

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семян однодольных и двудольных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семян однодольных и двудольных.

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семян однодольных и двудольных цветковых растений. Во мне есть все: я должен стать красивым, Большим, зеленым, как родитель мой. Пока – покой. И я пока счастливый, И мир вокруг хоть тесный, но живой. В землю ляжет, чтобы встать И до солнышка достать.

Используя тетрадь по биологии под редакцией Ж.Курмангалиевой, выполните письм.

Используя тетрадь по биологии под редакцией Ж.Курмангалиевой, выполните письм.

Этот орган всегда скрыт внутри плода. Этот орган необходим цветковым растения.

Этот орган всегда скрыт внутри плода. Этот орган необходим цветковым растениям для размножения и расселения на Земле. Этот орган появляется в определённый период жизни цветкового растения. Этот орган называют зачаточным растением. СЕМЯ

А знаете ли Вы, что … семена различаются по массе и размерам, например: в кор.

А знаете ли Вы, что … семена различаются по массе и размерам, например: в коробочке мака находится 6-11 тысяч семян и весят 3-5 г вес одного семени у сейшельской пальмы примерно -15-20 кг.

А знаете ли Вы, что … самые мелкие, меньше 1 мм, семена у орхидей, 50 000 их.

А знаете ли Вы, что … самые мелкие, меньше 1 мм, семена у орхидей, 50 000 их семян весят всего 0,1г. семена рожкового дерева могут быть эталоном веса, например ювелирных изделий, семена которого имеют – одинаковый вес – 200 мг.

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени однодольных и двудольных.

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. Цель: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения семян однодольных и двудольных цветковых растений.

Семена растений отличаются по окраске, форме, размерам, способам распростране.

Семена растений отличаются по окраске, форме, размерам, способам распространения. Работа в группах по заданиям: 1 группа: Сравните семена фасоли и гороха и ответьте на вопрос: Чем они отличаются? 2 группа: Рассмотрите коллекцию семян и ответьте на вопрос: все ли семена одинаковых размеров? Приведите примеры. 3 группа: Какие приспособления имеют семена череды и лопуха для распространения и для чего они растениям нужны? 4 группа: Семена одуванчика, клена распространяются ветром. Какие приспособления имеются у них для этого?

Семена фасоли отличаются от семян гороха по окраске, форме, размерам

Семена фасоли отличаются от семян гороха по окраске, форме, размерам

Коллекции семян

Приспособления у семян череды и лопуха для распространения.

Приспособления у семян череды и лопуха для распространения.

Приспособления семян одуванчика и клена к распространению ветром.

Приспособления семян одуванчика и клена к распространению ветром.

Прорастание семени Проросток – это молодое растение со стеблем и листьями, ко.

Прорастание семени Проросток – это молодое растение со стеблем и листьями, которое развивается из зародыша.

Строение семени фасоли Рубчик Семявход Семенная кожура Семядоли Корешок Стебе.

Строение семени фасоли Рубчик Семявход Семенная кожура Семядоли Корешок Стебелек Почечка

Строение семени фасоли Семенная кожура Две семядоли Зародыш Зародышевый кореш.

Строение семени фасоли Семенная кожура Две семядоли Зародыш Зародышевый корешок Зародышевый стебелек Почечка

Строение семян двудольных растений

Строение семян двудольных растений

Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой Эндосперм Семядоля (щиток) Корешок.

Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой Эндосперм Семядоля (щиток) Корешок Стебелек Почечка Строение зерновки пшеницы

Строение зерновки пшеницы Кожура Одна семядоля (щиток) Зародыш Зародышевый ко.

Строение зерновки пшеницы Кожура Одна семядоля (щиток) Зародыш Зародышевый корешок Зародышевый стебелек Почечка Эндосперм

Кликните на картинку

Кликните на картинку

Лабораторная работа № 5. Строение семян однодольных и двудольных растений. Зн.

Лабораторная работа № 5. Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур. Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семян однодольного и двудольного растений . Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, пшеницы, салфетка, коллекции семян. Докажите, что семя состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы Работат.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы Работать за столом следует аккуратно. Не делать резких движений. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Строение семени

Растения Двудольные Однодольные Фасоль Горох Яблоня Астра Лук Пшеница Ландыш.

Растения Двудольные Однодольные Фасоль Горох Яблоня Астра Лук Пшеница Ландыш Лилия

А знаете ли Вы, что … Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”.

А знаете ли Вы, что … Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”: Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет.

семена растений имеют плотный покров – кожуру, которая защищает семя от повр.

семена растений имеют плотный покров – кожуру, которая защищает семя от повреждений, высыхания, проникновения микробов и от преждевременного старения; у фасоли на кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенкам плода; у фасоли рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход, через который внутрь семени проникает вода; внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение; цветковые растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями называют двудольными, а с одной семядолей - однодольными. Выводы урока:

§ 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия. Творческое задание на.

§ 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия. Творческое задание на выбор: приготовить мини - коллекцию семян, например в виде книжки; найти пословицы, поговорки, загадки, стихотворения по теме. Домашнее задание:

Подчеркните на листе одно из слов в каждой паре: Трудный – лёгкий Скучный – и.

Подчеркните на листе одно из слов в каждой паре: Трудный – лёгкий Скучный – интересный Непонятный – понятный Обычный – необычный Ненужный – полезный Нелюбимый – любимый. Рефлексия

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Выбранный для просмотра документ Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семян однодольных и двудольных цветковых растений. 6 класс..docx

Поурочный план Дата Класс ____6 -ые_ ___

Урок 10 биологии

Тема урока Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семян однодольных и двудольных цветковых растений (слайд 1) .

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения семян однодольных и двудольных цветковых растений.

Образовательные: сформировать у школьников представления о строении семян, о значении семян в жизни растений;

Развивающие: продолжить работу над развитием умений логически мыслить, сравнивать, выделять главное, самостоятельно работать с лабораторным оборудованием;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умения работать в группах.

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, коллекции семян, проросшие семена фасоли или гороха и пшеницы, пинцеты.

Термины и понятия : однодольные растения, двудольные растения, зародыш, щиток, эндосперм, семядоля, семенная кожура, рубчик, зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, почечка, семявход.

Во мне есть все: я должен стать красивым,

Большим, зеленым, как родитель мой.

Пока – покой. И я пока счастливый,

И мир вокруг хоть тесный, но живой.

В землю ляжет, чтобы встать

И до солнышка достать.

Содержание учебного материала

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

Начнём, пожалуй, наш урок,

Звонок сигнал даёт нам в срок.

Друг другу мило улыбнулись,

Ко мне тихонько повернулись.

II . Проверка д/з:

А). Самостоятельная работа (слайды 2 -3):

косточка сливы 8) сочные чешуи лука 15) придает устойчивость

нектарники 9) ситовидные трубки листовым пласинкам к ветрам

мякоть листа 10) млечный сок одуванчика 16) сокодвижение

мякоть яблока 11) эпидермис 17) корка мандарина

луб 12) отвечает за раскрытие бутона 18) раскрытие почек

кожица листа 13) защищает от испарения 19) сочная мякоть лимона.

кончик корня 14) скорлупа ореха

Покровная ткань

Основная ткань

Проводящая ткань

Шкала оценивания:

III . Введение в тему:

Ребятам, работая в группах, вы должны догадаться, о чем пойдет сегодня речь на уроке, используя при этом как можно меньше подсказок. Ответ необходимо записать на листочке и сдать учителю, указав число понадобившихся подсказок.

1. Этот орган всегда скрыт внутри плода.

2. Этот орган необходим цветковым растениям для размножения и расселения на Земле.

3. Этот орган появляется в определённый период жизни цветкового растения.

4. Этот орган называют зачаточным растением.

Учитель: Правильно, Это семя. Семя – орган полового размножения и расселения растений.

Слайды 5 - 6:

А знаете ли Вы, что

семена различаются по массе и размерам, например: в коробочке мака находится 6-11 тысяч семян и весят 3-5 г, а вес одного семени у сейшельской пальмы равняется примерно -15-20 кг.

самые мелкие , меньше 1 мм, семена у орхидей, 50 000 таких семян весят всего 0,1г.

Я думаю, что вы уже догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Правильно, сегодня на уроке мы начнем изучать семя.

Откройте тетради, запишите число и темы урока (с лайд 7):

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений.

Цель :

познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения семян однодольных и двудольных цветковых растений.

Работа в группах

IV . Изучение н/м:

А). Первоначальное представление о семени.

Семя представляет собой орган, который состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ;

семя защищает это растение, которое называется зародыш семени, от неблагоприятных условий до приживания на новом месте и помогает сохраняться годами;

в неблагоприятных для растения условиях этот зародыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, то есть семя не будет прорастать, а попав в благоприятные условия прорастают;

семена растений отличаются по окраске, форме, размерам, способам распространения (работа с коллекцией семян).

Б). Семена растений отличаются по окраске, форме, размерам, способам распространения

(слайды 8 – 11):

Работа в группах по заданиям:

Сравните семена фасоли и гороха и ответьте на вопрос: Чем они отличаются?

(семена фасоли отличаются от семян гороха по окраске, форме, размерам).

Рассмотрите коллекцию семян и ответьте на вопрос: все ли семена одинаковых размеров? Приведите примеры.

Какие приспособления имеют семена череды и лопуха для распространения и для чего они растениям нужны? (крючочки необходимы им для того, чтобы прицепиться к шерсти животных, одежде человека и переместиться на новые места обитания).

Семена одуванчика, клена распространяются ветром. Какие приспособления имеются у них для этого?

(у одуванчика семена имеют пуховые выросты, а у клена – специальные крылышки).

В). Семя - орган полового размножения и расселения растений (слайд 13):

Любое цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, то оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем побег. Это маленькое растение называют проростком . Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, затем семена.

Г). Строение семени двудольного растения (слайды 14 - 15):

Строение семени двудольного растения рассмотрим на примере семени фасоли. На внутреннем изгибе семени фасоли имеется рубчик – место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком имеется семявход – небольшое отверстие, через которое попадают в семя воздух и вода.

Снаружи любое семя покрыто оболочкой - кожурой . Толщина, твёрдость, поверхность, окраска её у семян цветковых растений неодинакова. Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

Под кожурой находится зародыш , который даёт начало новому растению. В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок . Зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки , зародышевого стебелька и двух семядолей (зародышевые листья) .

Но не у всех двудольных растений семена имеют такое же строение, как у фасоли. У дикой редьки, пастушьей сумки запас питательных веществ находится не только в семядолях, но и в других частях зародыша – корешке и стебельке ниже семядолей и почечка еще не развита.

Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш. Так, у лютика и фиалки небольшой зародыш окружён эндоспермом, где содержится запас питательных веществ.

Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом. Эндосперм хорошо представлен в семенах перца, томата, баклажана, сирени, мака, липы.

Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш.

Таким образом , у подсолнечника, тыквы, дыни, дуба, гороха, фасоли, запасные вещества отложены прямо в семядолях, а эндосперм практически отсутствует. Семядоли у них крупные, мясистые, а поэтому хорошо заметные.

Д). Строение семени однодольного растения (слайды 17 - 18):

Зародыш семени пшеницы слишком мал, поэтому находится в нижней части зёрна.

При разрезании зерна пшеницы, внутри семени кроме зародыша можно увидеть эндосперм, в клетках, которых содержатся запасы питательных веществ.

Строение зародыша пшеницы, ячменя, кукурузы, овса состоит из одной маленькой семядоли, зародышевого корня, стебля и почки, причём семядоля зародыша плотно прилегает к эндосперму, потому что во время прорастания зародыш с помощью семядоли получает из эндосперма питательные вещества.

Семядоля расположена у зародыша сбоку: на границе с эндоспермом и имеет форму маленького щита, поэтому семядолю и называют щитком.

Читайте также: