Су 27 скорость посадки

Обновлено: 04.07.2024

Су-27, или Flanker-B по классификации НАТО, — отечественный многоцелевой истребитель четвертого поколения, предназначенный для ведения воздушного боя. Успех этой боевой воздушной машины привел к ее массовым закупкам и эксплуатации за рубежом, а также к появлению множества различных модификаций изначальной конструкции. Су-27 является основным военным самолетом ВВС России.

Система управления вооружением

В Су-27 используется система управления вооружением (СУВ), состоящая из следующих подсистем:

  • радиолокационный прицельный комплекс;
  • оптико-электронная прицельная система;
  • система единой индикации;
  • система управления оружием;
  • запросчик системы государственного опознавания;
  • cистема объективного контроля.

Помимо этого, в СУ-27 есть ИЛС-31, который на стекле фонаря (так называется остекление кабины) показывает в виде букв и цифр информацию о текущем положении боевой машины в воздушном пространстве. Также Су-27 оснащен ИПВ, электронным индикатором тактической обстановки. ИПВ и ИЛС-31 могут дублировать информацию друг друга, однако система индикации позволяет пилоту нормально ориентироваться в отображаемой информации.

Окраска самолета

Су-27 окрас

Номера самолетов наносятся на киль и переднюю часть фюзеляжа. Первые машины имели номера одинакового размера, более поздние образцы — уменьшенный размер цифр на килях. Фирменный логотип нанесен на корпус в нижней части киля. Боевые ракеты на таких самолетах выкрашены в белый, учебные отличаются тремя черными полосами, окольцовывающих корпус снаряда.

История создания истребителя Су-27

В 1972 Су-27 (тогда носивший кодовое название Т-10, как проект) прошел конкурс от КБ МиГ, и после было принято решение об одновременном создании легкого и тяжелого истребителей, в том числе на базе наработок ОКБ Сухого.

Тем не менее до момента, когда Су-27 окажется на вооружении России, пройдет еще долгое время: начало эксплуатации этих машин было положено только в 1985 году.

Прототипы

Первый прототип Су-27 поднялся в воздух 20 мая 1977 года. На нем было выполнено 38 полетов для проверки летных качеств (т.е. на эту модель не было установлено вооружение). Следующий образец во время испытаний попал в продольную раскачку, в результате чего машина была разрушена, а летчик погиб. На образцы под номерами 4 и 5 были установлены двигатели нового типа. Позже были построены 5 самолетов Т-105, на которых в том числе тестировалось и вооружение.

В ходе испытаний было выявлено, что машины образца Т-10 не только значительно уступают своему прямому конкуренту— F-15, но и в принципе имеют плохие характеристики расхода топлива, аэродинамики и некоторых других атрибутов. Конструкторами было принято отчаянное решение: не выпускать в серию практически завершенную модель самолета, а разработать новую на ее базе, превосходящую прямого соперника.

Т-10 - прототип Су-27

Т-10 – прототип Су-27

Модель Т-10С была разработана в кратчайшие сроки. 20 апреля 1981 года первый серийный образец заново сконструированного самолета поднялся в небо для проведения испытательного полета. Испытания прошли успешно, хотя и с этой моделью все было не так гладко: в декабре того же года одна из таких машин разрушилась в воздухе, погубив пилота.

Позже характеристики истребителя не раз менялись и дорабатывались, в том числе и после запуска серийного производства. В целом советским авиаконструкторам удалось создать машину, не уступающую F-15 в большинстве характеристик, а по некоторым и превосходящую его.

Характеристики истребителя

Рассмотрим основные характеристики истребителя Су-27 на примере модификации Су-27П(С):

  • масса пустого самолета: 16300 кг;
  • масса топлива: 9400 кг (максимальная), 5240 кг (нормальная);
  • максимальная скорость (на высоте 11 км): 2500 км/ч;
  • минимальная скорость: 200 км/ч;
  • дальность полета при полной заправке: 3900 км;
  • максимальная высота полета: 22500 м.

Таким образом, Су-27 по своим техническим характеристикам превосходит многие модели четвертого поколения.

Конструкция

Учитывая историю создания модели Су-27, его конструкцию можно назвать по-своему уникальной, а также одной из самых эффективных среди истребителей, современных этому выпуску.

Планер самолета

Планер самолета состоит из трех частей: носовой, передней и хвостовой. Носовая часть представлена в виде полумонококка, в среднюю входят баки, гаррот и боковые отсеки центроплана. Задняя часть включает в себя хвостовые балки и центральный бак.

Су-27 имеет интегральный планер. Крыло самолета плавно сопряжено с фюзеляжем, сливаясь в единый несущий корпус. Крылья стреловидные — 42° по передней кромке. Удлинение крыла 3,5, сужение — 3,4.


Аэродинамика самолета была улучшена за счет уменьшения веса корпуса: около трети металлической конструкции заменено на титан. В то же время композитные материалы в конструкции практически не были использованы.

Окраска самолета стандартизированная. Нижняя часть имеет светло-голубой цвет, а верхняя окрашена в трехцветный камуфляж голубых оттенков. Любопытно, что на всех самолетах серии камуфляжные пятна располагаются идентичным образом.

Капоты двигателей в ходе эксплуатации быстро приобретают радужный оттенок в результате образования окисной пленки от нагревания. Стойки шасси окрашены в светло-серый цвет, а диски колес — в зеленый. Створки шасси и внутренняя поверхность люков, а также тормозной щиток выкрашены в красный.

Кабина Су-27

Большинство модификаций Су-27 рассчитаны на одного пилота. В них расположено одно место перед панорамной приборной панелью. Основные пилотажные приборы — КПП и ПНП-72. Кабина оборудована двумя основными рычагами управления: для самолета и для двигателя. На первом рычаге расположены кнопки управления автопилотом, стрельбы из пушки, пуска ракет, переключатель типа оружия и т.д.

Кабина Су-27

Система управления самолетом

Су-27 оснащен СДУ-10С, которая улучшает аэродинамические свойства планера в полете, снижает нагрузку и управляет полетом. Система управления имеет два рабочих режима и один аварийный.

Автоматическое управление обеспечивается системой САУ-10, которая стабилизирует угловые положения самолета, высоту его полета, переведение в горизонтальный полет, управление вооружением, заход на посадку по радиомаякам и другие функции.

Чтобы повысить надежность управления и защитить управление самолетом от взлома, каналы СДУ имеют разные типы сигналов: продольный — четырехканальный, а креновый и курсовой — трехканальный. Исправность системы контролируется кворумами, а все каналы управления синхронизированы между собой.

Пилотажно-навигационный комплекс

На Су-27 используется система ПНК-10, состоящая из двух комплексов:

Кроме того, истребитель оборудован СО-69 или СО-72 (в зависимости от модификации), а также ответчиком системы государственного опознавания.

ПНК-10 способен автономно или при помощи радиокоррекции сообщать пилоту информацию о курсе и дальности полета, а также параметры крена и тангажа. За счет измерения курсового угла радиостанции встроенный радиокомпас ориентирует летчика для эффективного ведения самолета. Кроме того, системы ПНК способны как автоматически, так и в ручном режиме пилотировать самолет по заданному курсу и возвращать его на программно заданный аэродром.

Силовая установка

На Су-27 используются два двигателя АЛ-31Ф. Они расположены под хвостовой частью фюзеляжа. Используемые двигатели имеют низкий расход топлива и на форсаже, и на минимальной тяге.

АЛ-31Ф

Двигатели широко разнесены относительно корпуса. При попадании в один двигатель вероятность повреждения и отказа второго существенно снижается. Кроме того, такая конструкция снижает зависимость влияния фюзеляжа на воздухозаборники и создает довольно широкий внутренний туннель для оружейной подвески.

Управлением вектором тяги занимается регулятор сопла и форсажа РСФ-31. Сопла форсажных камер регулируются автоматически, они используют в качестве рабочей жидкости моторное топливо.

Топливная система

В большинстве модификаций Су-27 топливо находится в шести баках, из которых 4 — фюзеляжные и 2 — крыльевые. Полный запас топлива составляет 9400 кг. Однако в основном используется неполный вариант заправки топлива, при котором запас составляет 5240 кг. В качестве топлива применяются авиакеросин, РТ, Т-1, ТС, а также смеси этих веществ.

Гидравлическая система

Гидравлическая система предназначена для работы стоек шасси, тормозов колес, рулевых приводов системы и других механизмов.

Пневмосистема

Пневмосистема Су-27 заряжается техническим азотом и необходима для аварийного выпуска шасси и для пневмопривода фонаря кабины пилота.

Шасси

Используется трехопорное шасси с передней опорой. База шасси составляет 5,8 м, колея — 4,34 м. Используются газомасляные амортизаторы стоек.

Электроснабжение

Первичная сеть переменного тока (200/115 В) двухканальная, имеет 400 Гц стабильной частоты. Вторичная сеть тоже двухканальная, но ее напряжение гораздо слабее (27 В). В качестве аварийного питания имеются две никель-кадмиевые батареи.

Бортовые средства связи

На судне установлено 2 радиостанции: Р-800Л и Р-864Л, а также аппаратура внутренней связи П-515 и аппаратура записи переговоров П-5ОЗБ. Кроме того, самолет оснащен аппаратурой телекодовой связи для обмена тактической информацией.

Бортовой комплекс обороны

Вооружение

Су-27 вооружение

Всего самолет оборудован десятью узлами подвески. Максимальная боевая нагрузка самолета составляет 6 тонн боеприпасов, среди которых могут быть ракеты различных классов.

Модификации самолета Су-27

Эффективность Су-27 положила начало множеству модификаций этой машины, более узконаправленных на решение специфических боевых задач либо совершенствующих конструкцию. Приведем некоторые варианты модификаций этого самолета в хронологическом порядке:

  • Су-27С.
  • Су-27П;
  • Су-27СК;
  • Су-27СМ.
  • Су-27СМ3.
  • Су-27СКМ: экспортная версия Су-27СМ.
  • Су-27УБ: двухместный учебно-боевой истребитель для переподготовки летчиков.
  • Су-27УБК.
  • Су-30.
  • Су-33.
  • Су-33УБ.
  • Су-34 (Фуллбэк).
  • Су-35 (Фланкер-Е+).

Кроме того, существуют украинские модернизации самолета. В 2014 году В. В. Гелетей своим приказом утвердил 4 модификации Су-27 под наименованиями Су-27П1М, Су-27УП1М, Су-27С1М и Су-27УБ1М. Однако, исходя из открытых источников, в ВВС Украины так и не поступило ни одной из названных модификаций.

В общей сложности было выпущено 24 модификации Су-27, из которых 4 были сконструированы специально по заказу ВВС Украины.

Боевое применение

До прекращения существования СССР было выпущено порядка 680 самолетов образца Су-27 и его модификаций. На данный момент эти самолеты эксплуатируют следующие государства:

  • Россия и страны СНГ;
  • КНР;
  • Ангола;
  • Вьетнам;
  • Армения;
  • Эритрея;
  • Индонезия и другие.

Таким образом, истребители Су-27 являются одними из самых распространенных воздушных боевых машин, в частности, среди поколения 4.

Во времена СССР Су-27 находился в составе войск ПВО. Сейчас этот самолет — один из главных на вооружении российских ВВС (около 400 самолетов этой модели сейчас стоят на вооружении России). Некоторые модификации (например, Су-27СМ) относятся уже к поколению 4++, это одни из самых совершенных воздушных машин на сегодняшний день.

Истребитель Су-27: дважды рожденный

Один против всех


Кроме того, по замыслу военных, в число основных боевых задач ПФИ входило, в частности, уничтожение истребителей противника в ближнем воздушном бою с применением управляемых ракет и пушки, перехват воздушных целей на большой дальности при наведении с земли или и ведение воздушного боя на средних дистанциях с применением управляемых ракет, прикрытие войск и объектов производственной инфраструктуры от нападения с воздуха, противодействие средствам воздушной разведки противника, сопровождение самолетов дальней и разведывательной авиации и защита их от истребителей противника, ведение воздушной разведки и уничтожение малоразмерных наземных целей в условиях визуальной видимости с применением бомб, неуправляемых ракет и пушек. Причем воздушные цели ПФИ должен был уничтожать на средних и малых дистанциях, в свободном пространстве и на фоне земли, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при использовании противником активных и пассивных помех.

На 10% лучше F-15


Самолет небывалой компоновки


Как из одного ПФИ сделали Су-27 и МиГ-29


Например, открытым оставался вопрос о появлении в компоновочной схеме самолета такого нового для всех элемента, как хвостовые балки, к которым крепилось цельноповоротное горизонтальное оперение. Такое решение многим казалось излишним, и осенью того же 1974 года появился вариант с привычным и, как представлялось, более простым решением: заменой балок на обтекатели. Его приняли в качестве основного, началась работа по подготовке рабочей конструкторской документации по самолету, чертежники приступили к работе… Внезапно в конце сентября уже следующего, 1975 года, аэродинамические испытания показали, что этот вариант значительно хуже прежнего, с балками — и все вернулось к первоначальному проекту.


Второе рождение легенды



Плата за уникальность

За этим разговором и этим решительным высказыванием главного конструктора Су-27 последовала целая череда труднейших испытаний, выпавших на долю создателей машины. Поскольку фактическая переделка самолета, по мнению функционеров Министерства авиапромышленности, наверняка означала срыв утвержденных наверху сроков, они сделали все, чтобы заставить Михаила Симонова отказаться от принятого решения. Но, к счастью, безуспешно. Мало-помалу Т-10 в новом варианте довели до первых серийных экземпляров, и весной 1981 года, как вспоминает Олег Самойлович, начались испытания первого экземпляра самолета новой компоновки — Т-10-7.


Испытания нового самолета — это всегда риск, который, увы, зачастую не обходится и без жертв. Потребовал свою долю и Су-27, во время испытаний которого погибли несколько летчиков, в том числе Евгений Соловьев и Александр Комаров, а испытатель Николай Садовников — едва не погиб. Правда, ему довелось на личном опыте проверить и доказать, насколько живучей оказалась новая машина. Вспоминает Михаил Симонов: «При проведении госиспытаний машина Т-10-17 оказалась в очень тяжелых условиях. Летчик-испытатель Николай Садовников на скорости 1000 км/ч и высоте 1000 м в предгрозовой обстановке попал в зону мощной турбулентности. Нагрузки возникли такие, что треть правой консоли разрушилась. Машину резко бросило вверх с сильным правым креном.


Встреча с заклятым другом

Испытания еще продолжались, когда в 1984 году первые серийные машины с завода в Комсомольске-на-Амуре начали поступать в войска. Годом позже завершились Государственные совместные испытания, а окончательно Су-27 был принят на вооружение ВВС и авиации ПВО Советского Союза постановлением Совета министров СССР от 23 августа 1990 года. К этому времени Су-27 — в специально облегченном варианте П-42 (под этим шифром скрывался один из первых серийных образцов Т-10-15) — успел установить 27 мировых рекордов скорости и скороподъемности. Всего же за Су-27 зафиксировано 41 мировой рекорд, часть из которых является абсолютными.


Об этом самолете написаны целые книги, которые остаются бестселлерами — так же, как и сам Су-27. И рассказывать о нем можно еще очень долго. Но хочется закончить эту статью очень показательными воспоминаниями Михаила Симонова о том, как его детище все-таки встретилось в боях — к счастью, всего лишь учебных! — со своим главным соперником, американским истребителем F-15: «По приглашению американских властей два Су-27 участвовали в большом празднике, который продолжался три дня, с 9 утра и до 9 вечера. Непрерывно взлетали и садились самолеты. Наши Су-27 участвовали в высшем пилотаже и все могли сравнить их с истребителями США F-14, F-16, F-15 и F-18. Жара на аэродроме была немилосердная. После полетов в тень под крыло Су-27 к Виктору Пугачеву приходили американские летчики с уважением пожать ему руку, дружески похлопать по спине. Мне доставляло удовольствие видеть, что лица американских пилотов были отнюдь не праздничными. Скорее они были с легкой грустинкой. А говорили они о том, что Су-27 поставил перед ними проблемы: им теперь предстоит пересматривать вопросы маневренности своих истребителей, их возможности в ближнем маневренном бою.


Су-27 пилотажной группы

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27

Требованиями к новому истре­бителю были высокая маневренность, большая дальность полета, мощное вооружение и сов­ременный комплекс БРЭО, необходимые для того, чтобы эффективно противодействовать американскому истребителю F-15.

Официально ВВС СССР сформулировали требования к перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) в 1971 году; за основу взяли характеристики американского F-15, увеличив их на 10% В этот период ВВС США взяли на вооружение концепцию истребительного парка, состоящего из двух типов машин: легких – F-16 и тяжелых – F-15. В Советском Союзе поступили точно также. Расчеты показали, что оптимальный состав истребительного парка ВВС СССР должен включать одну треть тяжелых и две трети легких истребителей (в современных российских ВВС тяжелыми считаются истребители Су-27, а легкими – МиГ-29). Летом 1972 года руководством страны было принято решение о полномасштабной разработке перспективных фронтовых истребителей. Первым главным конструктором по теме Т-10 стал Н.С. Черняков, проектированием занималась бригада Л.И. Бондаренко

Первый прототип Т-10 на площадке музея ВВС в Монино

Первый прототип Т-10 на площадке музея ВВС в Монино

Эскизное проектирование было окончено в 1975 году, а в 1976-м вышло постановление Совета министров СССР о разработке самолета Су-27. С февраля 1976 году главным конструктором Су-27 стал М.П. Симонов. Первый полет на Т-10-1 выполнил 20 мая 1977 года B.C. Ильюшин,

В 1978 году в Комсомольске-на-Амуре началась сборка самолетов установочной партии. Оказалось, что самолет хоть и мог быть запущен в серийное производство, но по ряду параметров не удовлетворял техническому заданию, более того, проигрывал F-15. Потому по настоянию М.П. Симонова данный вариант истребителя так и не был запущен в серийное производство. Де-факто предстояло спроектировать истребитель заново. Без решительной поддержки министра авиапрома И.С. Силаева истребитель Су-27 (Т-10С) в его известном всему миру облике вряд ли бы состоялся - слишком много времени и денег ушло на проектирование и постройку первых Т-10. Первый Т-10С (Т10-7) поднял в воздух аэродрома ЛИИ в Жуковском 20 апреля 1981 года B.C. Ильюшин. Государственные испытания Су-27 были завершены в 1985 г., при этом серийное производство началось раньше – в 1982-м.

Серийные Су-27 начали поступать в войска с 1984 г., однако официально на вооружение были приняты лишь в 1990 г., после устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации. Истребители поступавшие на вооружение ВВС получили обозначение Су-27С (серийный), а войск ПВО – Су-27П (перехватчик).

КОНСТРУКЦИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27

Истребитель Су-27 — двухдвигательный моноплан с двухкилевым оперением с трапециевидным в плане крылом умеренной стреловидности по передней кромке, с развитыми корневыми наплывами. Корпус истребителя цельнометаллический. Широко применены титановые сплавы. Композиционные материалы используются ограниченно. Самолет имеет интегральную компоновку, крыло плавно сопрягается с фюзеляжем.

Истребитель Су-27 в парадной ярко-синей раскраске

Истребитель Су-27 в парадной ярко-синей раскраске

Крыло трехлонжеронной кессонной конструкции, угол стреловидности по передней кромке составляет 42 градуса, угол отрицательного поперечного V 2,5 градуса. Механизация крыла состоит из флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов, и адаптивных отклоняемых двухсекционных носков крыла.

Хвостовое оперение истребителя Су-27 включает дифференциально отклоняемый стабилизатор и два киля с рулями направления.

Шасси убирающееся трехопорное с одноколесными стойками. Все опоры убираются поворотом вперед по полету, носовая - в фюзеляж, основные - в центроплан.

На истребителе Су-27 установлена электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием в канале тангажа и трехкратным резервированием в каналах крена и курса, обеспечивающая нормальное пилотирование при статической неустойчивости в продольном канале до 5% и автоматическое отклонение носков крыла в зависимости от режима полета.

Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10 обеспечивает пилотирование самолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Основными элементами комплекса являются инерционная курсовертикаль и радиосистема ближней навигации. Истребитель Су-27 оснащен всеми необходимыми общесамолетными системами, аппаратурой радиоэлектронной борьбы.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-27

Первым в ВВС СССР в 1984 году ис­требители Су-27 получил 60-й ис­требительный авиаполк ПВО, дис­лоцированный на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре). Обучение летчиков на новой происходило в Центрах боевого применения ВВС в Липецке и истребительной авиации ПВО в Саваслейке.

1 30-мм пушка ГШ-301 с боезапасом 150 снарядов;

6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27Р/Т;

4 ракеты ближнего боя Р-73

Су-27 фактически в базо­вой конфигурации состоял на вооруже­нии как ВВС, так и истребительной авиации (ИА) ПВО СССР. До распада Советского Союза большая часть дислоцированных на европейской территории Союза Су-27 принадлежала войскам ПВО. На 1991 год на вооружении ВВС и ИА ПВО СССР со­стояло порядка 500 истребителей Су-27.

После распада СССР вооруженные Су-27 полки остались на Украине (831-й иап, Миргород; 136-й иап ПВО, Киров­ское, Крым; сейчас Украина располагает 70 Су-27, из них только 16 исправны) и Узбекистане (9-й гв. иап ПВО, Андижан).

Ка­захстан получил Су-27 в 1990-х годах от России в обмен на стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Первые четыре Су-27 прибыли в Казахстан в 1996 году.

В отличие от МиГ-29, до настоящего времени было не так уж много случаев применения Су-27 в реальных боевых действиях.

В ходе эфиопо-эритрейского вооруженного кон­фликта 1999 года эфиопские Су-27 трижды сталкивались в воздушных боях с эритрейскими МиГ-29, в каждом из которых сбили по одному МиГу, не понеся потерь. Сказывалось преимущество Су-27 в скорости и маневренности. По некоторым данным, и с обеих сторон в воздухе сражались бывшие советские летчики (на эфиопских самолетах – россияне, а на эритрейских - украинцы). В 2000 г. посол Эритреи в РФ даже прямо заявил о том, что на стороне Эфиопии в конфликте участвовал ряд бывших советских офицеров, с указанием их фамилий и воинских званий.

В 2000 году ВВС Анголы потеряли истребитель Су-27 от огня с земли.

В 1992 году грузин­ской ПВО был сбит российский Су-27, выполнявший патрулирование в районе грузино-абхазского конфликта.

МОДИФИКАЦИИ СУ-27

Здесь будут рассмотрены модификации одноместного истребителя Су-27.

Т-10

Первые прототипы, так и не пошедшие в серию.

Су-27 (Т-10С)

Су-27П

Одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО. Из системы управления вооружением исключена возможность ра­боты по земле; несколько изменен состав авионики.

Су-27СК

Серийная коммерческая версия истребителя Су-27. Выпускается с 1991 года на в г. Комсомольск-на-Амуре. Часто обозначается просто как Су-27К (ранее обозначение Су-27К было принято для палубных истребителей, но потом их переименовали в Су-33).

Су-27СКМ

Су-27М (Су-35)

Су-27М разрабатывался с 1988 г. как многоцеле­вой истребитель завоевания превосходства в воздухе, обладающий еще большей маневренностью, чем Су-27. Вместе с тем его ударные возможности стали более широкими, чем у Су-27. В 1993 году данный истребитель по­лучил обозначение Су-35.

Проекции истребителя Су-35

Проекции истребителя Су-35

В килях большей площади разме­щены дополнительные топливные баки, вместимость внутренних баков возросла на 1500 кг. Истребитель получил возможность дозаправляться в воздухе. Убираемый топливоприемник смонтирован по левому борту перед ка­биной.

Су-27СМ

П-42

Максимально облегченный для уста­новки мирового рекорда скороподъем­ности один из первых серийных Су-27 (Т-10-15), с целью снижения массы с самолета даже смыли краску. Взлет­ная масса уменьшена до 14100 кг, тяга каждого двигателя на форсаже увеличена до 29,955 кН. В 1986-1988 годах на П-42 установлено 27 мировых рекор­дов скорости и скороподъемности.

Т-10-20

Серийный Т-10-20 был доработан в вари­ант для побития рекорда скорости на зам­кнутом 500-км маршруте; мировой рекорд установлен не был. Самолет облегчили, на крыло установлены законцовки оживальной формы (по типу первых Т10), за­пас топлива увеличен до 12900 кг

Т-10-24

Серийный Т-10-24 был переоборудо­ван в летающую лабораторию для оцен­ки влияния переднего горизонтального оперения (ПГО) на устойчивость и управ­ляемость.

Т-10-26 (ЛЛ-УВ (КС))

Еще одна летающая лаборатория для испытаний двигателя АЛ-31Ф с экспериментальным поворотным соплом. В нее был переоборудован Т-10-24.

Су-37

В 1995 г. Су-27М под № 711 был оснащен двигателями АЛ-31 ФП с тягой по 14510 кгс на форсаже и управляемым вектором тяги. Этот истребитель получил название Су-37.

Истребитель Су-37

Истребитель Су-37 был оснащен двумя БРЛС: модернизированной импульсно-доплеровской Н011М с ФАР, расположенной в носовой части фюзеляжа, и станции обзора задней полусферы, обеспечивающей управление ракетами, запущенными в заднюю полусферу.

В состав оптико-электронных систем истребителя был включен тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем.

Самолет получил возможность дозаправки в воздухе за счет оснащения убирающейся штангой топливоприемника.

К сожалению, истребитель № 711 разбился при испытательном полете в 2002 г. В настоящее время программа создания Су-37 прекращена.

Китайские Су-27

Всего на вооружении ВВС Китая сейчас находится в общей сложности 276 Су-27, Су-30 и J-11.

ОКРАСКА

Истребители Су-27

Сверху вниз: Су-27 строевого полка ВВС России (нередко краска на них обдиралась до грунтовки); Су-27 пилотажной группы "Соколы России" Липецкого авиацентра; Су-27 ВВС Украины.

Опытные и экспериментальные Су-27 периода 1990-х годов окрашивались по разным камуфляжным схемам, ничего общего с настоящей камуфляжной или маскировочной окраской не имеющим - ма­шины должны были привлекать внимание.

На самолеты ВВС СССР и РФ опознава­тельные знаки наносили на внешние по­верхности килей, нижние и верхние поверх­ности крыла. Двузначные бортовые номера наносились на внешние поверхности килей и борта фюзеляжа перед кабиной,

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.


Авиация

Су-27

Су-27 – это советский (российский) многоцелевой истребитель четвертого поколения, созданный в ОКБ Сухого в 70-х годах прошлого столетия. Основная задача этой машины – завоевание господства в воздухе.

Прототип Су-27 впервые поднялся в воздух в 1977 году, а в 1984 году серийные истребители начали поступать в войска. Официально эксплуатация Су-27 началась в 1985 году, она продолжается и в наши дни. Более того, на основе этой замечательной машины разработана целая линейка модификаций. Всего существует более десяти разновидностей этого истребителя.

Сегодня самолет Су-27 – это один из основных истребителей российских ВВС, кроме того, эта машина эта машина стоит на вооружении военно-воздушных сил стран СНГ, Индии, Китая, Вьетнама, Анголы и других стран.

Истребитель Су-27 – одна из наиболее удачных машин, созданных конструкторами ОКБ Сухого, и один из лучших истребителей четвертого поколения в мире. А еще можно сказать, что это просто очень красивый самолет, завораживающий своим изяществом и особой грацией. Авиаконструкторы говорят, что только красивый самолет хорошо летает, и истребитель Су-27 – наглядное подтверждение этого правила.

Также следует отметить, что эта машина обладает великолепными летно-техническими характеристиками: на счету Су-27 несколько мировых рекордов.

Су-27

История крылатой машины

В то время считалось, что боевые реактивные самолеты все больше будут походить на скоростные многоразовые ракеты, боестолкновения в воздухе будут проходить на средних и дальних дистанциях, а воздушные свалки времен прошедшей войны окончательно канули в Лету. Эти истребители имели крыло с тонким профилем и высокой удельной нагрузкой, что давало ощутимые преимущества на сверхзвуке, однако значительно снижало маневренность и увеличивало взлетную и посадочную скорость. Основной упор делался на использование ракетного вооружения.

За ходом американских разработок внимательно следили в Советском Союзе. Информация, поступавшая по разным каналам, тщательно анализировалась. Работа над советским истребителем четвертого поколения началась еще в 1969 году – но она велась в инициативном порядке. Только в 1971 году последовал соответствующий приказ о начале государственной программы разработки нового истребителя, который должен был стать советским ответом американскому F-15.

Был объявлен конкурс, участие в котором приняли ведущие авиационные КБ Советского Союза. Любопытно, что генеральный конструктор Сухой изначально не планировал заниматься новой машиной, потому что его ОКБ и так было перегружено работой: в то время испытывались первые предсерийные образцы Су-24, шла разработка ракетоносца Т-4, штурмовика Су-25, разрабатывались новые модификации Су-17 и Су-15.

Кроме того, Павел Осипович считал, что существующий уровень развития отечественной радиоэлектроники не позволяет создать истребитель с требуемыми характеристиками. При этом следует отметить, что именно конструкторы ОКБ Сухого первыми в инициативном порядке начали работать над обликом нового истребителя.

Первый вариант нового самолета был создан в КБ Сухого еще в 1970 году. Это был истребитель с интегральной компоновкой, крылом умеренной стреловидности и выраженными корневыми наплывами. Самолет изначально проектировался как статически неустойчивый , его устойчивость в полете должна была обеспечиваться ЭДСУ.

В 1971 году военные сформулировали требования к новому истребителю. Они не стали оригинальничать: просто взяли основные характеристики F-15 и добавили к ним по 10%. Машина должна была обладать высокой маневренностью, скоростью, иметь мощное вооружение и большую дальность полета, иметь совершенный комплекс БРЭО.

Су-27

В 1972 году состоялись два технических совета, на которых ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна представили свои наработки по новой машине. По их результатам ОКБ Яковлева выбыло из конкурса. В то же время микояновцы предложили разрабатывать не один, а сразу два истребителя: легкий и тяжелый – но при этом максимально унифицировать их оборудование. Это должно было ускорить производство и удешевить серийные машины.

В это же время в США была принята аналогичная концепция: в качестве легкого истребителя выступал F-16, а тяжелого – F-15. Поэтому и в СССР решили поступить так же.

Эскизное проектирование истребителя было завершено в 1975 году, прототип машины получил обозначение Т-10, его первый полет состоялся в мае 1977 года.

До 1979 года было построено несколько предсерийных самолетов. Летные испытания и отработка оборудования показали, что летно-технические характеристики Т-10 значительно уступают ТТХ своего потенциального противника – американского истребителя F-15. Кроме того, было много проблем с радиоэлектронным оборудованием нового самолета, нормально не работала его РЛС. Т-10 не соответствовал техническому заданию. Создатели самолета столкнулись с нелегкой дилеммой: либо попытаться “довести” существующий самолет и начать его серийное производство, либо полностью переделать машину. При этом решение нужно было найти в максимально сжатые сроки. Конструкторы остановились на втором варианте.

В кратчайшее время был создан практически новый самолет, он получил обозначение Т-10С, и уже в апреле 1981 года он поднялся в небо. Эта машина имела крыло трапециевидной формы со скругленными корневыми наплывами и другим расположением двигателей. Было изменено также расположение носовой стойки шасси и тормозных щитков, проведены другие доработки.

Серийное производство нового самолета началось в 1981 году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, хотя государственные испытания машины официально завершились только в 1985 году. Официально на вооружение этот самолет был принят в 1990 году, после окончательной доработки и устранения всех дефектов, выявленных в ходе эксплуатации.

Устройство Су-27

Су-27 выполнен по интегральной аэродинамической схеме – его крыло плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя единое целое. На самолетах с подобной компоновкой фюзеляж отсутствует как таковой: подъемную силу создают не только крылья, но и корпус машины.

Крыло самолета оснащено корневыми наплывами с большой стреловидностью, это значительно улучшает аэродинамические характеристики истребителя на больших углах атаки, по передней кромке стреловидность крыла – 42°. Крыло Су-27 оснащено флаперонами и двухсекционными носками крыла.

Горизонтально оперение самолета цельноповоротное, вертикальное – двухкилевое.

Фюзеляж Су-27 можно разделить на три части: переднюю, среднюю и хвостовую.

В передней части самолета находится бортовая РЛС, кабина пилота, носовая стойка шасси и некоторые системы электронного оборудования. Полностью герметизированная кабина пилота содержит кресло-катапульта К-36 ДМ, в двухместных модификациях истребителя кресла пилотов расположены тандемом.

Средняя часть фюзеляжа содержит центроплан крыла, топливные баки, отсек вооружения и тормозной щиток. Здесь же находятся стойки основного шасси. В хвостовой части истребителя находятся два двигателя, отсек оборудования, центральная балка с топливным баком и тормозные парашюты.

Шасси самолета трехопорное, с передней стойкой. Все три стойки имеют по одному колесу. Передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, а основные – в центроплан крыла.

Силовая установка истребителя состоит из двух двухконтурных ТРДДФ АЛ-31Ф с форсажной камерой.

Топливная система истребителя состоит из пяти баков, в которые вмещается 9400 кг топлива. Благодаря внушительному объему топлива Су-27 обладает значительным боевым радиусом, максимальная дальность полета составляет 3900 км.

Бортовой комплекс обороны самолета состоит из станции предупреждения об облучении и системы выброса помех.

Су-27 вооружен автоматической пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боекомплект 150 снарядов), а также различным ракетным вооружением. Пушка установлена в правом наплыве крыла. Самолет имеет десять узлов подвески. Ракетное вооружение самолета включает в себя ракеты различных классов. Максимальная боевая нагрузка самолета – 6 тыс. кг.

Су-27

Применение Су-27

После распада СССР Су-27 стал одним из основных истребителей российских ВВС. Сегодня в составе военно-воздушных сил РФ примерно 400 подобных машин. На базе Су-27 создано множество модификаций, последние из которых намного совершеннее базовой модели. Истребитель Су-27СМ относится уже к поколению 4++.

В отличие от своего американского аналога F-15, истребитель Су-27 практически не применялся в реальных боевых действиях.

Один Су-27 ВВС РФ был сбит зенитной ракетой в ходе грузино-абхазского конфликта в 1993 году.

Су-27 ВВС Эфиопии использовались во время эфиопо-эритрейского конфликта, где они записали на свой счет три МиГ-29 противника.

Российские Су-27 участвовали в российско-грузинском конфликте 2008 года.

Су-27

Читайте также: