Субаренда лесного участка для заготовки древесины

Обновлено: 07.07.2024

Лесной участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в аренду (статья 72 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 № 693 утверждены типовые формы договоров аренды лесных участков, закрепляющие обязательства сторон, а также ответственность за нарушения при использовании лесов.

Так, в соответствии с разделом III типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины арендатор обязан:

- принять лесной участок от арендодателя по акту приема-передачи лесного участка;

- использовать лесной участок по назначению;

- вносить арендную плату;

- подавать лесную декларацию;

- представлять арендодателю материалы по отводу и таксации лесосек, технологические карты лесосечных работ;

- осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией;

- реализовывать меры по предупреждению лесных пожаров, проведению воспроизводства лесов, санитарно-оздоровительных мероприятий, по расчистке квартальных просек и замене квартальных столбов, сохранению объектов лесного семеноводства;

- иные, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и договором аренды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств арендатор несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ст. 99 ЛК РФ, раздел VI типовой формы договора аренды лесного участка для заготовки древесины).

Гражданско-правовая ответственность наступает с момента нарушения пользователем лесного участка соответствующих пунктов договора. Основанием для её наступления является судебное решение, вынесенное по итогам рассмотрения заявлений компетентного органа, которым могут быть расторгнуты ранее заключенные договоры аренды, купли-продажи лесных насаждений, взыскана образовавшаяся задолженность, неустойка.

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В частности, предусматривается ответственность за самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ), самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10 КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.25 КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27 КоАП РФ), незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28 КоАП РФ).

Нормами КоАП РФ за нарушение лесного законодательства предусмотрены такие виды наказания, как штрафы, дисквалификация, приостановление деятельности.

Что касается уголовной ответственности, то она устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации за нарушения лесного законодательства, имеющие наиболее высокую степень общественной опасности. Это, к примеру, незаконная рубка лесных насаждений в случаях, когда ущерб был причинен в значительном, крупном или особо крупном размере, совершен группой лиц или должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 260 Уголовного кодекса РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога или неосторожного обращения с огнем (ст. 261 Уголовного кодекса РФ), нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба (ст. 262 Уголовного кодекса РФ).

Санкции данных статей предусматривают альтернативные наказания от штрафа до лишения свободы.

Помимо перечисленных видов ответственности законодателем предусмотрены и иные негативные последствия для нарушителей условий договоров о лесопользовании.

В Реестр включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры, а также сведения о нарушении указанными лицами лесного законодательства, информация о лицах, которые уклонились от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Суд указал, что запрет на переуступку прав и обязанностей договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вступил в силу после заключения соглашения о переуступке


Эксперты отметили, что положения п. 7 ст. 448 ГК оказались слишком жесткими и не вполне отвечающими реалиям экономической деятельности в стране – на основании данной статьи суды зачастую признавали недопустимой уступку прав и перевод долга по договору, заключенному на торгах.

В Определении № 306-ЭС20-21765 Верховный Суд отказал в удовлетворении иска Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, требовавшего признать недействительным соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, на которое ранее дало согласие.

В соответствии с положениями ч. 9 и 18 ст. 83 Лесного кодекса Федеральным агентством лесного хозяйства в период с 16 июля по 2 августа 2019 г. была проведена плановая выездная проверка исполнения министерством переданных полномочий РФ в области лесных отношений и расходования средств субвенций, по результатам которой выявлены нарушения законодательства.

В акте от 2 августа 2019 г. агентство указало, что на момент уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка действовал п. 7 ст. 448 ГК в редакции Закона № 42-ФЗ, которым были внесены изменения в часть первую ГК. Согласно ей, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом. Таким образом, по мнению агентства, соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка имеет признаки недействительной сделки и подлежит отмене.

Министерство обратилось в арбитражный суд. Оно сослалось на необходимость выполнения до 1 мая 2020 г. предписания агентства, учитывая ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса и п. 7 ст. 448 ГК. Министерство попросило признать соглашение о переуступке недействительным в соответствии со ст. 166 ГК.

Более того, заметил ВС, ч. 6 ст. 71 Лесного кодекса предусматривала запрет на уступку прав по договорам аренды, заключенным по конкурсу, тогда как право на заключение договора аренды лесного участка по настоящему делу было реализовано министерством посредством такого вида конкурентной процедуры, как аукцион.

Таким образом, Верховный Суд отказал в удовлетворении иска.

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что cложившаяся практика применения п. 7 ст. 448 ГК все это время ограничивала победителя торгов на переуступку его прав и обязанностей по договору аренды, заключенному по результатам аукциона, императивно возлагая на него обязанность исполнить обязательство лично. На основании данной статьи суды зачастую признавали недопустимыми уступку прав и перевод долга по договору, заключенному на торгах.

Вместе с тем, указала она, существует и иная позиция, которую подтвердил ВС в определении относительно возможности уступки права с согласия арендодателя. Эта позиция также имеет свое правовое обоснование. Так, из содержания п. 2 ст. 607 ГК, п. 3 ст. 3 ЗК РФ и из положений п. 5 ст. 22 ЗК РФ прямо следует возможность арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды, а значит, требования п. 7 ст. 448 ГК не подлежат применению в случае согласования арендодателем, отметила Валентина Ященко.

Валентина Ященко обратила внимание, что в указанных случаях ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор. Следовательно, уступка этого права другому лицу не посягает на публичные интересы, а также не противоречит принципу конкуренции при проведении торгов и недопущения предоставления лицу, не участвующему в проведении торгов, необоснованных преимуществ, не посягает на исключение возможности для лица, не участвующего в торгах.

По мнению адвоката, такой подход будет применим только к правоотношениям, возникшим из соглашений об уступке прав, заключенных до 4 февраля, то есть до внесения изменений в ст. 71 ЛК РФ, запретившую передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка независимо от формы торгов, а значит, определение существенно не изменит дальнейшую сложившуюся судебную практику.

Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров отметил, что в определении ВС прослеживается начало тенденции, по которой в связи со значимостью объекта договора аренды ради публичного интереса не были проигнорированы существенные обстоятельства.

Адвокат указал, что ранее в судебной практике возникали споры, где оспаривалась возможность переуступки прав в данной сфере. Как правило, государственные органы и прокуроры ссылались на нарушение законодательства о защите конкуренции, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц. Также, отметил он, были ссылки на п. 7 ст. 448 ГК. Данные доводы отклонялись с указанием на приоритет норм лесного законодательства перед нормами гражданского законодательства, так как на тот момент в п. 6 ст. 71 ЛК был установлен запрет на уступку права и перевод долга по обязательствам, возникшим из договора аренды, а также на передачу предоставленного лесного участка в субаренду только для победителя конкурса или единственного участника конкурса, с которым заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Федеральное агентство лесного хозяйства, учитывая многочисленные обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений по вопросам образования и предоставления лесных участков и (или) их частей для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений являются в том числе части земельных участков.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающие предоставление юридическим лицам в пользование частей лесного участка в составе земель лесного фонда в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в порядке, установленном для предоставления лесных участков.

Вопросы предоставления лесных участков в целях использования лесов для указанных целей урегулированы статьями 9, 21, 25, 43, 46 Лесного кодекса.

Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса).

Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 данного Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса).

С учетом положений Лесного кодекса и Земельного кодекса предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда для размещения линейных объектов может осуществляться в постоянное (бессрочное) пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 2 - 4 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса); в аренду без проведения торгов (статьи 9 и 45, пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса); в безвозмездное пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 1 и 5 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса).

В соответствии с земельным законодательством образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, для предоставления в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. При этом согласно части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.

Таким образом, образование части лесного участка для предоставления в пользование в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, для постановки на государственный кадастровый учет осуществляется на основании как проектной документации лесных участков, так и утвержденного проекта межевания территории для линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Следует учитывать, что образование части лесного участка влечет ограничение права (например, права аренды лесного участка при многоцелевом использовании лесов) или обременение такого лесного участка и не является образованием нового объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, необходимо также отметить, что требования, предусмотренные статьей 11.2 Земельного кодекса, в части согласования образования земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании частей лесного участка не применяются.

Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанных случаях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о регистрации.

Следует учитывать, что положениями Федерального закона N 280-ФЗ установлено основание предоставления частей лесных участков в аренду сроком до одного года без осуществления их государственного кадастрового учета. В указанном случае определение местоположения части лесного участка осуществляется в соответствии с прилагаемой к договору аренды схемой расположения части лесного участка, составленной на основании проектной документации лесного участка либо проекта межевания территории. Сведения о таких частях лесных участков следует учитывать в форме N 7-ГЛР, утвержденной приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г., с указанием местоположения и списка координат их границ, определяемых на основании документов об образовании частей лесного участка.

Юридические лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, осуществляют самостоятельно деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков.

Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость обеспечения многоцелевого, рационального использования лесов, Рослесхоз рекомендует для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда осуществлять с учетом изменений законодательства, в том числе на основании договора аренды части лесного участка.

Государство предоставляет гражданам возможность брать в аренду не только стандартные земельные участки для строительства на них жилья и для иных целей, но и лесные массивы, составляющие лесной фонд РФ.

По сравнению с общим порядком пользования землей аренда лесов имеет ряд ограничений, но они не лишают человека возможности вести хозяйственную деятельность, получать прибыль и проводить рекреационные мероприятия.

Законодательство

Общие положения об отношениях аренды излагаются в первом параграфе 34 главы Гражданского кодекса. Нюансы аренды земельных участков, такие как порядок предоставления лесных массивов и заключение договора аренды лесного участка их использования, описываются в главе 6 Лесного кодекса.


Проведение аукциона аренды определяется главой 8 ЛК.

Статья 101 Земельного кодекса определяет земли лесного фонда. Сюда относятся:

  • Земли, покрытые лесами;
  • Земли, не покрытые растительностью, но предназначенные для ее восстановления (пожарища, вырубки);
  • Земли, на которых находятся хозяйственные объекты, обслуживающие лесное хозяйство (дороги, болота, просеки).


Арендаторами могут быть как физические и юридические лица.

Арендодателями и уполномоченными органами по этому вопросу выступают представители органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Участок в аренду

Лесные земли предоставляются в пользование для следующих целей (ст. 25 ЛК):

  • Заготовка и переработка лесных ресурсов;
  • Охотничья деятельность;
  • Научно-исследовательская деятельность;
  • Предоставление рекреационных услуг;
  • Возведение гидротехнических сооружений (водохранилища, порты);
  • Изучение земных недр, исследование месторождений ископаемых.

Аренда может предоставляться как для одной из перечисленных целей, так и для нескольких сразу. Возможно предоставление лесных участков сразу нескольким арендаторам для различных целей, если характеристики участка позволяют арендовать и проводить многоцелевое использование.

Оформление договора

Предоставление участка проходит двумя путями: через прямое заключение договора аренды участка лесного фонда с государственными органами и через проведение аукционных торгов.

Участок без аукциона

Аукционный порядок реализуется во всех случаях, кроме использования лесов в следующих целях:

  • Охотничья деятельность;
  • Строительство и обслуживание линейных объектов;
  • Заготовка древесины для использования ее с целями, определенными статьями 43-46 ЛК (строительство гидротехнических объектов, разработка недр).

В этих случаях между арендатором и государством договор заключается без аукциона.

В заявлении указываются такие реквизиты, как:

  • Если заявление отправляется от имени юридического лица, то указываются его наименование, организационное форма, адрес регистрации. Если заявление подает гражданин (в т.ч индивидуальный предприниматель), то указываются его паспортные данные и место проживания;
  • Местонахождение и площадь лесного участка;
  • Цель и способ использования участка, указание на правовые нормы, подтверждающие приемлемость этих целей;
  • Требуемый срок аренды;
  • Кадастровый номер участка;
  • Данные о предварительном решении предоставления участка в пользование. Указываются в случаях, когда участок образовался в силу такого решения.
  • Контактные данные.

арендная плата в договоре

К заявлению необходимо приложить документы:

  • Если от имени заявителя выступает другой человек, то он представляет доказательства правомочности своего представительства;
  • Документы, подтверждающие необходимость целевого использования участка.

Уполномоченный орган путем межведомственного взаимодействия получает следующие документы:

  • Данные о нахождении на налоговом учете;
  • Подтверждение права собственности на находящиеся на лесном участке объекты (если такие имеются);
  • Лицензию на использование земных недр (если необходима).


Возможно самостоятельное предоставление этих данных заявителем.

Уполномоченный орган извещает заявителя о своем согласии или отказе на предоставление аренды в течение двух дней после принятия решения. Само решение принимается в течение 30 дней с получения всех документов.

На подготовку типового договора аренды лесного участка дается 3 дня с момента принятие решения, он подписывается в течение 10 дней с этого момента.

регистрация договора аренды земли

Типовой договор содержит следующие пункты (перечислены по порядку):

  • Дата и место заключения;
  • Наименование арендодателя (органа власти), а также ФИО и должность его уполномоченного лица;
  • Основания действия договора – соответствующие статьи ГК и ЛК;
  • Данные арендатора (юр. лица или гражданина);
  • Решение, являющееся основанием предоставления участка в аренду (протокол о результате аукциона или решение органа власти);
  • Собственник участка (государство или муниципалитет);
  • Площадь и местонахождение участка; ;
  • Права и обязанности, ответственность сторон;
  • Порядок изменения и расторжения;
  • Срок действия;
  • Дополнительные условия;
  • Подписи сторон.

К договору прилагаются такие документы, как акт приема-передачи участка, регламент начисления арендной платы и ее расчет, подробные характеристики и план участка.


Договоры могут заключаться только в отношении тех лесных участков, по которым было проведено проектирование силами государственных органов.

В ходе проектирования составляется подробная документация обо всех характеристиках участка, которая и прикладывается к соглашению.

отчет об оценке

Как правило, государство ограничивает возможность предоставления участка в субаренду. Требуется, чтобы условия субаренды были полностью аналогичными условиям аренды во избежание нецелевого использования земель лесного фонда.

На арендатора налагается больший круг обязанностей, чем при использовании прочих видов собственности. Арендатор обязуется обеспечивать противопожарную безопасность лесов, поддерживать их приемлемое санитарно-гигиеническое состояние.


Информация об арендаторах хранится в Реестре арендаторов лесных участков.

Аукцион

Аукцион на право заключения договора проводится во всех случаях, кроме предусмотренных статьями 36 и 43-46 ЛК.


Начальная цена определяется в порядке, изложенном в статьях 73 и 76 ЛК.

как оформить договор аренды земли

В заявке на участие указываются личные данные физического лица, наименование и организационная форма юридического лица, местонахождение, реквизиты счета в банке. Участник должен внести аукционный задаток и приложить к заявке чек о его уплате. Отказ от предоставления права участия в торгах может быть дан на основании непоступления задатка, процесса банкротства предприятия, отсутствия в заявке необходимой информации.


Остальным участникам возвращаются их задатки в течение 5 дней.

Если на аукционе аренды участков лесного фонда присутствует только один участник, то он автоматически признается победителем, он обязуется заключить договор аренды в течение 20 дней

Если на приобретение права аренды за начальную цену никто не согласился после ее троекратного объявления, торги объявляются несостоявшимися.

Сроки

Отличительной чертой договоров аренды лесных участков является их неотъемлемый срочный характер.


В этом Лесной кодекс корректирует общие положения ГК, где допускается бессрочное действие договора.

проверка документов у арендодателя

Максимальный срок, на который может быть заключено соглашение – это 49 лет. Но арендатор имеет право на продление договора в том случае, если он надлежащим образом исполнял его условия и своевременно вносил арендную плату.

Минимальный срок договора аренды лесного участка равен 10 годам, за исключением случаев предоставления участков с целью обработки древесины и строительства и эксплуатации сооружений гидротехнической направленности. Здесь минимальный срок составляет один год.

получение налогового вычета при покупке квартиры

Арендаторы часто интересуются, как взять земельный участок в аренду с правом выкупа.

При покупке квартиры можно получить налоговый вычет. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Хотите оформить в собственность участок, взятый в аренду на 49 лет? Здесь есть подробная инструкция.

Переуступка

Переуступку следует отличать от субаренды. Если во втором случае отдается в пользование лишь некоторая часть объекта при сохранении приоритетного права его использования за первичным арендатором, то при переуступке право аренды отдается третьему лицу полностью и безвозвратно.


Законодательство накладывает на этот процесс одно ограничение – переуступка должна происходить с официального согласия арендодателя, то есть государства.

Государство, в свою очередь, заинтересовано в продолжении целевого и рационального использования лесного участка, поэтому на практике оно тщательно проверяет потенциального арендатора перед тем, как позволить передать ему право пользования.

Читайте также: