Свойства хлопка и льна 5 класс технология

Обновлено: 05.10.2024

Тема: Ткани из натуральных растительных волокон.

Лабораторно-практическая работа: Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

Тип урока : открытие нового знания (ОНЗ).

1. Ознакомить учащихся со свойствами хлопка и льна, их использованием, районами выращивания.

2. Формировать умения по определению свойств хлопчатобумажных и льняных тканей, научить распознавать эти ткани по внешнему виду.

3. Закрепить знания и умения учащихся по определению направления долевой нити в ткани, лицевой и изнаночной сторон ткани, вида отделки ткани.

4. Систематизировать и дополнить знания учащихся о классификации волокон, о тканях, выработанных полотняным переплетением и их свойствах.

5. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, тренировать коммуникативные умения, навыки самоконтроля.

Материалы и инструменты:

Образцы тканей: х/б с кромкой – 1; льняная без кромки – 1.

Образцы тканей для лабораторной работы: х/б ткани – 2шт.
льняной ткани – 2шт.

Толстая игла, лупа.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, начнем урок технологии. Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Материаловедение.

- Правильно. А что изучает наука материаловедение?

- Швейное материаловедение – это наука, которая изучает строение и свойства материалов, применяемых для изготовления швейных изделий.

- Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что для этого вы должны будете сделать?

- Сначала понять, что мы не знаем, а затем сами открыть новое.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

- Перед вами на парте лежит по два образца ткани. Из чего состоит ткань?

- Из нитей, плотно переплетенных между собой.

- Как называются нити, идущие вдоль ткани?

- Долевые нити или основа.

- Как называются нити, которые проходят поперек ткани?

- Поперечные или нити утка .

- Определите на предложенных образцах направление долевой нити. По каким признакам вы будете определять нить основы?

- По растяжению, по звуку, по кромке.

- Поясните, как по этим признакам вы определили направление д/н.

- По растяжению: долевая нить растягивается слабее, чем поперечная;

по кромке: д/н всегда проходит вдоль кромки;

по звуку: при резком растяжении ткани (хлопком) по д/н звук будет звонкий, а по поперечной – глухой.

- Определите вид отделки предложенных образцов. Какие бывают ткани по виду отделки?

- Суровые, отбеленные, гладкокрашеные, напечатанные (набивные), пестротканые, с блеском, с ворсом.

- Определите лицевую и изнаночную стороны ваших образцов. Чем отличается лицевая сторона ткани от изнаночной у тканей с разными видами отделки?

- У напечатанной ткани – по яркости и четкости рисунка;

у гладкокрашеной ткани и пестротканой – на лицевой стороне гладкая поверхность, а на изнаночной стороне – поверхность с узелками и ворсинками;

в тканях с ворсом – по длине ворса – на лицевой стороне он более длинный и пушистый, а в некоторых тканях ворс расположен только на лицевой стороне (например, бархат, вельвет);

у тканей с блеском лицевая сторона блестящая, а изнаночная – матовая.

- На какие группы можно разделить волокна по способу получения?

- На натуральные и химические .

- На какие группы можно разделить натуральные волокна по происхождению?

- На растительные, животные и минеральные.

- Растительные: хлопок, лен, пенька.

Животные: шерсть, нат. шелк.

Минеральные: асбест.

- Определите, из какого волокна изготовлены ваши образцы тканей.

3. Выявление причины затруднения.

- В чем причина затруднения?

- Мы не умеем определять из какого волокна изготовлена ткань.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель урока.

- Научиться определять свойства тканей и распознавать ткани по внешнему виду.

- Сформулируйте тему урока.

- Ткани из натуральных растительных волокон. Свойства х/б и льняных тканей.

- Запишите в тетрадь число и тему урока.

Что вам может помочь в достижении цели?

- Мы должны научиться определять свойства тканей, сравнивать их между собой.

- Составьте план действий.

- Чтобы по внешнему виду отличить х/б ткань от льняной мы должны:

1. ознакомиться с тканями из хлопка и льна;

2. научиться определять свойства этих тканей;

4. определить вид волокна, из которого изготовлена ткань.

5. Реализация построенного проекта.

- Для реализации вашего проекта давайте сначала познакомимся с тканями из хлопка и льна.

Хлопок – волокно, получаемое из семенных коробочек хлопчатника – однолетнего теплолюбивого кустарника.

Хлопчатник – очень древняя культура, его начали возделывать более 4000 лет назад. При созревании плода коробочка раскрывается. Собранное вместе с семенами волокно называется хлопком-сырцом. Хлопок представляет собой тонкие, короткие, мягкие, пушистые волокна белого цвета, которые по внешнему виду напоминают вату.

Районы возделывания хлопка: Китай, Индия, Пакистан, Узбекистан, Турция, Туркменистан.

Хлопок широко применяют в производстве тканей, швейных ниток, пряжи, трикотажных изделий, в медицине (бинты, вата).

Отходы хлопка используют для получения искусственных волокон.

Хлопковое масло используют в пищу.

Лен – однолетнее травянистое растение.

Разводят в основном два вида льна: лен-долгунец с длинным прямым стеблем высотой до 1метра – для получения волокна и лен-кудряш – короткий, с сильно ветвящимся стеблем – для получения семян.

Льняная пряжа состоит из прочных, круглых лубяных волокон.

Лен – одно из древнейших культурных растений, его начали возделывать около 9000 лет назад. Ткани из льна были известны еще в Древнем Египте. Технология обработки льна у них была развита очень высоко, что доказывает тот факт, что одежду из льна могли позволить себе носить только фараоны, жрецы и знатные люди. Льняные полотна были до того тонкие, что в них трудно было сосчитать число нитей.

Льняные ткани были хорошо известны и в Древней Греции.

В России лен всегда был любимым растением. Его разводили еще со времен Киевской Руси, что подтверждается летописями. С самого возникновения Руси лен разводили сначала в Псковской области, потом в Новгородской и Суздальской, по берегам рек Вологды и Двины, а затем во Владимирской, Ярославской областях, на Балтийском побережье.

Обработка льна состоит из следующий операций: 1 – мочка; 2 – мятье и трепанье.

Льняное волокно используют для производства летних костюмно-плательных тканей, белья, скатертей, полотенец. Из льняной пряжи вяжут летнюю одежду, салфетки. Льняное масло обладает лечебными свойствами, его широко применяют в народной медицине для профилактики и лечения многих заболеваний, а также используют в косметологии и парфюмерии.

Знаменитая царица Клеопатра отводила льняному маслу особое место. Она употребляла его в пищу, оно служило основой для всех ее чудодейственных кремов и масок.

Для дальнейшей реализации вашего проекта я предлагаю работу в парах.

Пользуясь инструкционной картой, определите свойства тканей и внесите полученные данные в форму отчета (учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу).

Через 5 – 7 минут каждая из пар называет по одному свойству ткани из таблицы и зачитывает результаты, которые они записали в форму отчета.

Остальные учащиеся дополняют и корректируют их ответ.

- Какие затруднения возникли в работе?

- Как вы можете себя проверить?

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Какие свойства характерны для х/б тканей?

- Они имеют матовую поверхность, мягкие на ощупь, сминаемость и осыпаемость нитей у них средняя, нити прямые, тонкие, обрыв нитей в виде ватки.

- Какие свойства характерны для льняных тканей?

- Слабый, не резкий блеск, на ощупь – жесткие, сильно сминаются и осыпаются, имеют извитые нити, неравномерные по толщине, на месте обрыва нитей образуются волокна с заостренными концами – кисточки.

- Какое свойство тканей из таблицы вы не смогли определить самостоятельно?

Демонстрация опыта – горение х/б и льняных волокон.

- Определите характер горения, запах, что остается в остатке.

- Желтое пламя, запах жженой бумаги, остается серый пепел.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь я раздаю вам еще по два образца ткани и предлагаю самостоятельно определить их свойства и вид волокна, из которого они изготовлены. На работу отводится 5минут. После самопроверки самостоятельной работы организуется рефлексия: выясняется, какие ошибки были допущены, проводится их анализ и устранение.

- В чем было затруднение?

- Нашли причины затруднений?

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Вы открыли новое знание. Какой следующий шаг вашей работы?

- Применить новое знание в практической деятельности.

- Где вы можете использовать знания, полученные по материаловедению?

- При раскрое ткани и изготовлении одежды (фартука, косынки), при уходе за одеждой.

- В чем их преимущества и недостатки тканей из натуральных растительных волокон?

- Преимущества:

¤ имеют хорошие гигиенические свойства

¤ натуральный, экологически чистый материал, не вреден для здоровья

¤ их легко стирать, гладить; выдерживают высокие температуры.

¤ легко мнутся

¤ имеют тенденцию к усадке.

- Что, на ваш взгляд, вы должны уметь определять в ткани, какие основные свойства?

- Направление долевой нити, кромку, лицевую и изнаночную стороны, осыпаемость срезов.

- Правильно. Предлагаю вам выполнить задания по карточкам.

1. Укажите номера тканей, выработанных из хлопкового волокна.

2. Укажите номера тканей с кромкой.

3. Какие ткани выработаны из льняного волокна?

Для удобства проверки ткани подбираются разных цветов и рисунков, но по определенному принципу.

№1. Ткань х/б, напечатанная, с кромкой.

№2. Ткань льняная, пестротканая, без кромки.

№3. Ткань х/б, гладкокрашеная, с ворсом.

№4. Ткань х/б, отбеленная, с кромкой.

№5. Ткань льняная, суровая, без кромки.

- Поменяйтесь работами с соседкой по парте. Проверьте работы друг друга.

- Какие затруднения возникли при работе?

- Поднимите руки, кто самостоятельно и верно выполнил задание.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

- Какую цель ставили на уроке?

- Научиться распознавать ткани из натуральных растительных волокон.

- Как различить по внешнему виду х/б и льняную ткани?

- По свойствам. Надо определить свойства и сравнить с таблицей.

- Теперь такая таблица есть у вас в папке и вы сможете это сделать самостоятельно.

Все текстильные материалы состоят из волокон. Различают две группы текстильных волокон: натуральные и химические. Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения.

Для производства растительных волокон (и тканей из них) чаще всего используют растения хлопчатника и льна (рис. 13).


Рис. 13. Растения хлопчатника (а) и льна (б)

Растительные волокна получают также из крапивы, конопли, кенафа, джута, но эти растения как сырье для текстильной промышленности используются гораздо реже.

Хлопчатник — однолетнее кустарниковое растение высотой более метра. После созревания плод хлопчатника — семенная коробочка — раскрывается. Внутри коробочки находятся семена, покрытые волокнами. Волокна хлопчатника белого цвета, пушистые, короткие, мягкие, тонкие. Из них и делают хлопчатобумажные нити и ткани. Кроме того, из семян хлопчатника получают масло, жмых для корма животным. За ценные свойства хлопок называют белым золотом.

Родина хлопчатника — Индия. Растение любит 30-градусную жару и большое количество влаги. В нашей стране хлопчатник не выращивают, потому что ему не хватает тепла для вызревания.

Лен — однолетнее растение высотой менее метра. В коре его стебля находятся волокна, из которых изготовляют ткань. Эти волокна называются лубяными. Они гладкие, длинные, прямые, жесткие и толстые. Льняные ткани обычно бывают серого цвета с характерным блеском, за что лен называют северным шелком.

На Руси издревле возделывали лен. Это растение любит свет, влагу, умеренное тепло, не боится легких заморозков. Лен и сейчас выращивают во многих областях России: Вологодской, Костромской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской и других.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон

Хлопчатобумажные ткани слегка шероховатые и не имеют блеска, их нити равномерны по толщине. Ткани из чистого хлопка легко мнутся, но хорошо разглаживаются. На срезах нити не осыпаются. Материалы из хлопка легкие и мягкие, создают ощущение тепла, хорошо впитывают влагу, быстро высыхают, пропускают воздух, хорошо стираются и выдерживают высокие температуры. Из них шьют одежду, нательное, постельное и столовое белье, полотенца и другие вещи.

Ткани из хлопка довольно прочные, обладают большей растяжимостью по утку и меньшей по основе. При стирке они садятся по нити основы.

Льняные ткани гладкие и слегка блестящие, имеют неравномерные по толщине нити. Ткани из чистого льна быстро мнутся, но хорошо разглаживаются. На срезах нити сильно осыпаются. Льняное волокно хорошо впитывает и испаряет влагу. Прилегающая к телу льняная одежда создает ощущение чуть влажной прохлады. Льняные ткани применяются для изготовления одежды, столового и постельного белья и полотенец.

Ткани из льна очень прочные, в прошлом они были незаменимы для парусных судов (парусина). Эти ткани малорастяжимы по основе и утку, обладают жесткостью, большой массой и толщиной. Сегодня из толстых, грубых волокон льна делают тяжелый и прочный брезент для палаток и рюкзаков. На льняных холстах художники пишут картины.

Виды хлопчатобумажных тканей

Ситец — легкая ткань полотняного переплетения для летних платьев, сарафанов, халатов, белья.

Батист — очень тонкая, мягкая ткань полотняного переплетения для блуз, летних платьев, белья.

Фланель — мягкая ткань с двусторонним начесом для зимних детских изделий, теплых мужских рубашек, домашних халатов.

Джинсовая ткань — плотная хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения бытового и производственного назначения.

Вельвет — ткань с ворсом в виде продольных рубчиков, используется для пошива верхней одежды.

Виды льняных тканей

Льняное полотно — группа тканей полотняного переплетения различной толщины и цвета, применяется для изготовления летней одежды и белья.

Льняной батист — тончайшее полупрозрачное льняное полотно, используется для белья и легкой одежды.

Холст — льняная ткань из толстой пряжи, служит для технического применения.

Парусина — грубая ткань полотняного переплетения, используемая для спецодежды.

Нитки и тесьма

Для изготовления швейных изделий кроме ткани необходимо множество дополнительных материалов.

Нитки служат для сшивания деталей и узлов швейных изделий, а также для обработки их срезов. По составу и толщине они бывают разными, их выбирают в зависимости от толщины ткани: тонкие ткани сшивают тонкими нитками, и наоборот. Основное требование — нитки должны быть прочными, высокого качества и соответствовать тону ткани.


Рис. 14. Виды декоративной тесьмы

Практическая работа № 8
Определение вида ткани. (Выбор ткани для проектного изделия)

Вам потребуются: образцы различных хлопчатобумажных и льняных тканей, ножницы, лупа.

Задание. При изготовлении одежды необходимо уметь различать льняные и хлопчатобумажные ткани. Определите вид ткани по предложенным учителем образцам (табл. 3).

Таблица 3
Основные признаки льняных и хлопчатобумажных тканей

По внешнему виду

Имеет шероховатую поверхность, без блеска, нити тонкие, одинаковой толщины

Жесткая, тяжелая, прохладная

Мягкая, легкая, теплая

Прочная, рвется с трудом. На разрыве нити виден пучок прямых волокон

Легко рвется, на разрыве видны пушистые волокна

Порядок выполнения работы

  1. Рассмотрите образцы тканей. Определите льняные и хлопчатобумажные ткани по внешнему виду и на ощупь. От каждого образца отделите по одной нити. Разорвите их поочередно. Рассмотрите, как выглядит разрыв (это лучше делать через лупу). Сделайте пометки на образцах и в таблице рабочей тетради.
  2. На каждом образце сделайте надрез и разорвите ткань. Определите льняные и хлопчатобумажные ткани по их прочности. Сделайте выводы.
  3. Попытайтесь обосновать свой выбор ткани для проектного изделия. Какие свойства этой ткани являются для вас наиболее важными и почему?

Новые понятия

Льняные и хлопчатобумажные ткани; виды тканей ткани бытового и производственного назначения; нитки, тесьма.

Методы обучения: беседа, рассказ (сопровождение презентацией), наглядно-иллюстративные, обобщение и закрепление полученных знаний; самостоятельная (практическая работа), наблюдение, самостоятельная работа учащихся.

Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.

Оборудование и материалы: коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей, проектор, экран, игла, клей, ножницы, лупа, форма отчета, карточки задания с практической работой, кроссворд.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: Фронтальная, групповая.

Ход урока

1. Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Тема: “Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопке и льне. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей ”. Слайд №1

2. Изучение нового материала.

Как вы думаете? Как называется наука о материалах какой-либо области производства.

(Подсказка на доске. Материаловедение.)

Швейное материаловедение – это наука изучающая строение и свойства материалов используемых для изготовления швейных изделий. Слайд №2

Волокно – тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер. Слайд №3

Текстильные волокна – волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий, классифицируются на две группы натуральные и химические. Рассмотрим их подробнее.

Ребята записывают таблицу “Классификация текстильных волокон” в тетрадь. Слайд №4

В 5 классе мы ознакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения и тканями из них.

Волокна растительного происхождения делятся на две группы: лубяные (вырабатывали из стеблей растений) и семенные. Слайд №5

С древнейших времён и до конца XIX века единственным сырьём для получения текстильных материалов служили натуральные волокна дикорастущих растений. Волокна вырабатывали из стеблей растений, их называли – лубяными. Во многих литературных произведениях можно найти подтверждение этого факта. Давайте вспомним.

Поиграем, отгадаем. Слайд №6

1. В каком произведении девочка спасла своих братьев от злых чар колдуна с помощью рубашки-кольчуги выполненной из растительного материала?

2. Как называется этот материал?

3. К какой группе волокон растительного происхождения он относятся?

Да, правильно – крапива.

Что же это за растение? Давайте узнаем о нем чуть больше. Слайд №7

В наше время трудно поверить, что такой распространенный сорняк, как крапива, в далеком прошлом использовался в качестве прядильного растения. Мало того, из крапивного волокна шили не только добротную одежду самого различного назначения, но и прочные паруса для рыбацких судов.

Из волокон крапивы вили не боящиеся влаги и солнечного света веревки и канаты, а также плели служившие исправно не один десяток лет рыболовные сети.

Есть в нашей местности ещё одно растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе или иван-чаем. Слайд №8

Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С заготовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, разделяют ее на волокна, сушат и убирают на хранение. Часть заготовленного материала окрашивают отваром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир.

В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешковину и многое другое. В народе растение нередко называли дикой коноплей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории нашей страны с IХ века, называемыми пенькой. Слайд №9

Действительно, в наше время пенька незаменима при изготовлении морских канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за наркотических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. В нашей стране конопля выращивалась в промышленных размерах, на ВДНХ даже есть композиция фонтана "Дружба народов" представляет собой стоящих по кругу 16 фигур девушек, символизирующих республики СССР. В центре - золотой сноп из пшеницы, подсолнечника и конопли. Именно этими культурами богата наша страна. Слайд №10

На уроке мы изучим два вида растений, которые наиболее часто используют для производства одежды. Отгадайте, что за растение? Слайд №11

Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.

Лён – это однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Существует три вида льна лён-долгунец, лён-кудряш, лён-межеумок. Для получения волокон выращивают лён-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 метра и диаметром 3-5 мм. Будучи самым прочным растительным волокном, лен идет на изготовление тентов, скатертей, постельного белья и одежды. Это длинное, шелковистое волокно часто обесцвечивают до белого цвета, так как лен плохо поддается окрашиванию. Высококачественный лен имеет гладкую и блестящую структуру и волокна длиной до 60 см. Льняной очес — короткое, рваное волокно, которое часто смешивают с другими волокнами. А ещё из семян льна получают льняное масло.

Просмотр клипа: Ансамбль “Гостья” - ЛЁН Слайд №13

  1. Сбор льна и обмолот.
  2. Вымачивание.
  3. Сушка.
  4. Мытьё, трепание.
  5. Чесание.
  6. Получение ленты и ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделка.
  • цвет волокон льна, от светло-серого до тёмно-серого;
  • лён обладает характерным блеском, так как его волокна
  • имеют гладкую поверхность;
  • нити по толщине не равномерны;
  • вид обрыва нити в виде кисточки;
  • лён переносит больший нагрев утюга;
  • на ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие;
  • у льна большая гигроскопичность;
  • горит лён ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги.

Преимущества и недостатки льняных тканей: Слайд №16

  • легко впитывают, сохраняют и быстро отдают влагу;
  • воздухопроницаемы, дают ощущение прохлады в жару;
  • обладают высокой прочностью (во влажном состоянии прочность еще выше, чем в сухом);
  • устойчивы к истиранию;
  • не ворсятся;
  • устойчивы к многократным стиркам и глажению;
  • нет раздвижения в швах.
  • имеет значительную сминаемость; дает большую усадку при стрике;
  • перед раскроем ткань обязательно нужно декатировать;
  • высокая осыпаемость срезов;
  • режутся со значительным усилием, ножницы приходится часто затачивать;
  • не имеет формоустойчивости.

Пора узнать о втором виде растения, которое является незаменимым в текстильном производстве. Попробуем отгадать, как оно называется? Слайд №18

В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает. (Правильно, хлопок).

Хлопок - волокно, покрывающее семена растения хлопчатника. Поэтому его называют семенным волокном. Давайте узнаем: откуда берётся хлопок? Слайд №19

Хлопок — это пушистое волокно, которое окутывает семена хлопчатника. Существует множество видов хлопкового волокна: гладкий, блестящий, жесткий, грубый и мягкий — они все имеют разные оттенки цвета: от чисто белого, до темно зеленого и синеватого. Хлопок был найден и в Азии и в Америке и культивировался с незапамятных времен. Из-за большого разнообразия видов хлопка, из него можно получить любые нити. Если его спрясть вручную, то получится замечательная пряжа для вязания и ткачества. Он может быть достаточно мягким для детской одежды и достаточно прочным для хозяйственных целей. Кроме того, хлопок - хороший абсорбент и его очень приятно носить в жаркую погоду.

Процесс выращивания хлопка:

Хлопчатник любит тёплый сухой климат, но требует много влаги для корней. Поэтому его выращивают в среднеазиатских республиках на поливных полях, а также в Казахстане. Слайд №20-24

  1. Сбор хлопка-сырца.
  2. Сушка.
  3. Очистка от примесей.
  4. Причёсывание.
  5. Изготовление ленты хлопка.
  6. Изготовление ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделочное производство.
  • цвет хлопка белый или кремовый;
  • волокна хлопка не имеют блеска;
  • поверхность ткани хлопка шероховатая;
  • нить в ткани равномерная по толщине, пушистая;
  • обрыв нити в виде ватки;
  • на ощупь волокна мягкие, тепловатые;
  • под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность;
  • волокна хлопка горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги;
  • хлопок обладает высокой гигроскопичностью (быстро впитывает влагу и быстро высыхает);
  • хлопок широко применяют в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток и т.д.

Преимущества и недостатки тканей из хлопка: Слайд №27

  • отличные гигиенические свойства (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаем, приятен на ощупь);
  • высокая прочность;
  • достаточная устойчивость к растяжению и изгибам;
  • устойчивость к многократным стиркам и глажению;
  • ткань хорошо настилается, не смещается и легко поддается резанию;
  • низкая осыпаемость срезов;
  • незначительное раздвигание в швах.
  • не имеет формоустойчивости;
  • устойчивость к истиранию меньше, чем у синтетических тканей;
  • практически не греет. Теплозащитные свойства ткани из хлопка могут быть увеличены благодаря ворсованию (например, байка);
  • высокая сминаемость;
  • дает большую усадку при стрике;
  • специальная обработка (облагораживание) делает хлопок менее сминаемым и безусадочным.

3. Выполнение практической работы: “Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения. Слайд №28, Приложение №1

Практическая работа: “Определение хлопчатобумажной и льняной ткани”. Слайд №29

Для учащихся быстро справившихся с практической работой выдаётся кроссворд. Приложение №2

4. Домашнее задание. Оформить на формате А4 коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей и подписывают их название.

5. Подведение итогов урока (рефлексия). Слайд №30

Да Нет Вопрос
1. Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются стебли растения?
2. Хлопок выращивают в странах с холодным климатом?
3. Хлопчатобумажные ткани используют для изготовления летней одежды?
4. На ощупь волокна льна мягкие и тёплые?
5. Волокно – это тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер.
6. Волокна растительного происхождения, горят ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел?
7. Льняная ткань имеет блестящую поверхность?
8. Обрыв нити в виде кисточки характерен для хлопковой нити?
9. “Кудряш” - это сорт льна?

Загадки: Слайд №31

Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы учащихся.

2 Виды волокон Текстильные волокна Натуральные Химические Растительные Животные Животные Минеральные Минеральные

4 Плоды хлопчатника - коробочки

6 Гигроскопичность высокая. Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность. Хлопок не накапливает электростатические заряды на своей поверхности в результате трения.

7 Изготовление тканей Изготовление ваты и перевязочного материала В качестве лекарственного средства Использование хлопкового семя

9 Существует 3 вида льна: Лен – долгунец Лен – долгунец Лен – кудряш Лен – кудряш Лен - межеумок Лен - межеумок

10 Коробочки с семенами льна

14 Лен в 2 раза прочнее хлопка. Лен в 2 раза прочнее хлопка. Лен не накапливает электростатический заряд. Лен не накапливает электростатический заряд. Температура тела человека под одеждой из льна на 3-4ºС ниже. Температура тела человека под одеждой из льна на 3-4ºС ниже. У льна прекрасная гигроскопичность. У льна прекрасная гигроскопичность. Изделия из льна сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Изделия из льна сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Давно известны целительные свойства льна Давно известны целительные свойства льна

16 Выполнение работы Рассмотрите образцы тканей; Рассмотрите образцы тканей; Сравните их между собой по внешнему виду и на ощупь; Сравните их между собой по внешнему виду и на ощупь; Начертите в рабочей тетради таблицу; Начертите в рабочей тетради таблицу; Вклейте образцы тканей в таблицу. Вклейте образцы тканей в таблицу.

17 Таблица Вид ткани Отличительные признаки По внешнему виду На ощупь Толщина нитей Образец ткани

Читайте также: