Так как дождей не было в течение месяца трава высохла и пожелтела

Обновлено: 05.10.2024

Используя союз так что или союзные слова что, отчего, вследствие чего, образуйте СПП с придаточными присоединительными или следствия. Запишите эти предложения.
Образец: Мы усердно работали и сделали много. За это мы получили благодарность. - Мы усердно работали и сделали много, так что получили благодарность.
1. Снег сделался мокрым. Идти на лыжах было невозможно.
2. Был сильный мороз. Трудно было дышать.
3. Брат долго не писал. Это меня очень беспокоило.
4. Он много работает над собой, много читает. Своим развитием он стал заметно выделяться среди других.
5. Пурга прекратилась. Это нас всех обрадовало.

Допишите данные предложения так, чтобы получились СПП с придаточными: определительными, изъяснительными, причины, цели и т. д. Выделенные предложения допишите так, чтобы получились сложносочинённые предложения. Расставьте запятые.
1. Нам памятен тот день .
2. Лектор рассказал о том.
3. Мне казалось.
4. Жизнь молодёжи такова.
5. Он явился туда.
6. Стадион оживился.
7. Было так тихо.
8. В школе организовали драматический кружок.
9. Самолёт не вылетел в очередной рейс.
10. Цветы погибнут.
11. Он не трогался с места.
12. Лёд на реке уже посинел.

Расставьте необходимые знаки препинания.
Небо на закате розовеет. Вечерние лучи солнца пробиваются через облака. Облака плотные точно сбитые и солнечным лучам приходится проникать между их громадами. Там где свет проник к земле края облаков вспыхивают золотом. Если раньше они были сумрачными угрожающими то сейчас отделённые друг от друга этой нарядной золотой каймой они становятся удивительно красивыми. Багряным становится и дальний край неба. Он весь полыхает и теперь освещённый этим багрянцем становится словно живым. Оттенки красного ог и дело меняются там перемежаются тёмно- синими почти фиолетовыми полосами на них ярко выделяются бело-серые тучки которых не затронули лучи идущие поверху.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

УРОК № 27

Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными причины

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить определять вид придаточной части (придаточное причины), разграничивать союзы и союзные слова; научить сопоставлять подчинительные союзы в русском и украинском языках; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.

Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают предложения или записывают их на доске.)

1) Какие существуют сложные предложения?

2) На какие виды делятся придаточные обстоятельственные?

3) На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?

4) На какие вопросы отвечают придаточные образа действия?

5) Какие союзы или союзные слова используются в придаточных образа действия?

• Запишите выражения; устно замените их другими, сходными по значению; используя данные выражения, составьте сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным; выделите грамматическую основу.

Образец: сложить оружие — сдаться.

Пыль в глаза пускать, загребать жар чужими руками, сесть в калошу, смотреть сквозь пальцы, сложить голову, развесить уши, лезть на рожон, набить руку, терять голову, прикусить язык, пропустить мимо ушей, выйти сухим из воды, не ударить в грязь лицом.

• Прочитайте предложения; чем они отличаются по структуре?

1) Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.

2) Зная его характер, я не удивился его поступку.

— Почему придаточное предложение выражает значение причины точнее, чем деепричастный оборот?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

Придаточное предложение причины раскрывает причину того, о чем говорится в главном предложении. Присоединяется к главному предложению с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, затем что, из-за того что. Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Нельзя жить только сегодняшним (почему?), ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее.

Составные причинные союзы, за исключением так как, могут делиться. Запятая ставится перед второй частью союза, если на первую падает логическое ударение.

Так как дождей не было в течение месяца, трава высохла и пожелтела.

Слетает снег от ветра и оттого (отчего?), что по соснам бегают белки.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

• Запишите предложения, найдите придаточные причины; расставьте запятые, отметьте союзы; составьте схемы 1, 3, 4 предложений.

1) Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги.

2) Наташа заревела как ребенок только оттого что Соня плакала.

3) Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая.

4) Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

5) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги то он не мог не обратить на нее внимания.

6) Благодаря тому что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево.

7) Он был мрачен не только потому что сам вынужден остаться а и по потому что из-за него оставались мать и сестра.

8) Я поправился и так как погода улучшилась хожу на охоту один.

9) Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе потому что человек становится выше ростом оттого что тянется вверх.

— Какие союзы употребляются только в книжной речи?

3. Лингвистическое моделирование.

• Из двух предложений составьте сложноподчиненное с придаточными причины; выделите грамматическую основу и союзы.

1) Не будьте равнодушны. Равнодушие смертельно для души человека.

2) Трусливый друг страшнее врага. Врага опасаешься, а на друга надеешься.

3) Не открывайте вашей досады злому человеку. Он никогда вас не утешит.

4) Ничего не откладывай на после. После тебе легче не будет.

5) Не стремись знать все. Стремись не стать во всем невеждой.

6) Истина оттого не перестает быть истиной. Она бесконечно повторяется.

4. Решение лингвистической задачи.

• Решите лингвистическую задачу; запишите свой ответ, используя сложноподчиненные предложения с придаточными причины (например, художник Рыжов имеет . волосы, потому что. ).

Ответ: художник Рыжов имеет черные волосы, скульптор Белов — рыжие, а скрипач Чернов — белые.

5. Перевод с украинского языка на русский.

• Переведите предложения на русский язык, расставьте знаки препинания; обратите внимание на перевод союзов и союзных слов.

1) І хотілось цілувати руки матері твоєї що таку тебе вродила що таку тебе зростила у підгір’ї між ялин.

2) Земля прекрасна тому що в ній живуть дзвінкоголосі малюки.

3) Що ти любиш мене та жалуєш від того і я така веселенька.

4) Від того що сонце ніколи не заглядало в це тісне місце дощова вода нікуди не стікала тут завсіди було вогко.

5) Степ для них давно мов рідний брат бо в такім степу серцям не вузько.

6) Там батько ходить з сонячним чолом бо сонце чуб на промені позичило.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

1) Какие существуют виды придаточных обстоятельственных?

2) На какие вопросы отвечает придаточное причины?

3) Какими союзами или союзными словами скрепляется придаточное причины с главным предложением?

По союзам и по значению сложносочинённые пред­ложения делятся на три группы:

I. Сложносочинённые предложения с соедини­тельными союзами и, да (в значении и), ни-ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые сле­дуют одно за другим. Например: Ночь грозою бушевала, и молнии огни озаряли гряду отдалённых холмов. Отгремел грозами июль, и лето вдруг сразу перемахнуло на осень. Маячат впереди, далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие хол­мы. Ни один звук не выдал его, ни одна веточка не треснула под его ногами. К сумеркам мы дошли до водораздела. Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

II. Сложносочинённые предложения с раздели­тельными союзами или (иль), либо, то-то, не то — не то.

В них указывается на чередование явлений, на воз­можность одного явления из двух или нескольких. Например: Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределён­ный звук. То нагоняло чёрные тучи, то с неба лился прохладный весенний свет, то лепила мокрая снежная буря. Без­гранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотом.

III. Сложносочинённые предложения с противи­тельными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому. Например: Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основ­ная, чуть ли не единственная цель искусства. Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо. Какой-то Лев большой охотник был до кур, однако ж у него они водились худо.

Простые предложения, входящие в сложносочи­нённое предложение, отделяются друг от друга за­пятыми.

I. Два простых предложения, входящих в состав сложносочинённого, не разделяются запятой, если имеют :

1) общий второстепенный член (чаще обстоя­тельство места или времени);

2) общее вводное слово;

3) общее придаточное предложение (обстоятельствен­ное места или времени), относящееся к обоим предло­жениям, и соединяются соединительными или разде­лительными союзами (и, да (в значении и), или, либо). В многочленных сложносочинённых предложениях с повторяющимися соединительными и разделитель­ными союзами запятая разделяет все простые предло­жения в составе сложного.

Например : Кое-где виднелись небольшие леса и вились овраги.) — обстоя­тельство места кое-где является для обоих предложе­ний общим членом. Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился. — кажет­ся — общее для обоих предложений вводное слово.

Ветер стих и дождь перестал, когда мы были уже в пути — придаточное обстоятельственное времени, общее для обоих предложений, связанных сочини­тельной связью. За рекой и трава была гуще, и воз­дух свежее — при общем второстепенном члене — обстоятельстве места запятая разделяет части слож­носочинённого предложения, так как они связаны повторяющимся соединительным союзом и.

II. Простые предложения в составе сложносочи­нённого, соединённые союзами и, да (в значении и), да и, а, разделяются не запятой, а тире, если выража­ют быструю или неожиданную смену событий или резкое противопоставление. Например : Упали две-три крупные капли дождя — и вдруг блеснула мол­ния.

Союзные слова (относительные местоимения и наречия — который, какой, чей, кто, что; где, куда, откуда, почему и др.) не только связывают прида­точное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения. На них падает логическое ударение.

Сравните: 1. Чтобы человек искренне полюбил серьёзный труд, прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь. — союз чтобы только связывает придаточное предложе­ние с главным, а сам не является членом предложе­ния. 2. Осина, что рядом, торопливо посыпала листьями. — союзное слово что прикрепляет придаточное предложение к слову осина в главном и является подлежащим в прида­точном предложении.

Союзное слово выступает в роли разных членов предложения. Сравните: 1. Школа, которая воз­вышается на горе, недавно построена (подлежащее).2. Школа, которую недавно построили, стала одной из лучших (дополнение). 3. Школа, в которой мы учимся,— наш второй дом (обстоятельство).

В главном предложении часто бывают ука­зательные слова тот, там, оттуда, тогда, столько и др., которые указывают, что при нём имеется прида­точное предложение. Например: Только тво­ря, мы можем почувствовать всё то счастье, которое даёт свободный труд. Всё дело в том, чтобы хотеть и добиться. Я хочу грудиться так, чтобы далёкий мой земляк мог гордиться мною.

Указательные слова во многих случаях являются необходимыми членами главного предложения, без которых сложноподчинённое предложение не может быть построено.)

От сложноподчинённых предложений с указатель­ными словами надо отличать сложноподчинённые предложения с двойными союзами: чем — тем, если — то, так как — то и т. п. Ни та, ни другая часть двойных союзов не является членом предложения. В двойных союзах может употребляться только пер­вая часть, кроме союза чем — тем, в котором обяза­тельно употребляются обе части. Например: Чем скромнее человек, тем он прекраснее. И ес­ли металл запоздал на станкостроительный завод, то кто-то из нас плохо делал своё дело.

Придаточные определительные, относящиеся к су­ществительному, всегда стоят после него. Напри­мер: Мы остановились на отдых в том месте, где протекал ручей. и В том месте, где протекал ручей, мы остановились на отдых.

2. К определительным придаточным близки ме­стоименно-определительные придаточ­ные, относящиеся не к существительным, а к место­имениям тот, который, каждый, весь и др., употреб­лённым в значении существительного. Они отвечают на вопрос кто именно? что именно? Напри­мер : Лидер — это тот (кто именно?), кто в опре­делённой ситуации берёт на себя большую ответствен­ность за выполнение общих задач.

Например : Ещё накануне Дерсу говорил мне (что говорил!), что в этих местах бродит много тигров, и поэтому не советовал отставать от отряда. Мы лежали на мху, слушали (что слушали?), как падают с веток старые сосновые шишки. Известно (что из­вестно?), что слоны в диковинку у нас. Я рада (чему рада?), что экзамены прошли успешно.

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

1) при помо­щи подчинительных союзов что, как, будто, чтобы;

2) при помощи союзных слов, например: Наблю­дательный человек нередко подметит и учтёт очень важное, мимо чего пройдут равнодушно другие;

3) при помощи частицы ли, упо­треблённой в значении союза, например: Не зна­ешь, бежит ли вода под белым волнистым покровом и вёрстами крепкого льда?

В главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предло­жения. Сравните : Ему было трудно признаться, что он совершил этот проступок. И Ему было трудно признаться в том, что он совершил этот про­ступок.

Придаточные обстоятельственные предложения делятся на придаточные места, образа действия и степени, сравнительные, времени, цели, причины, условные, уступительные, следствия и при­соединительные.

I. Придаточное предложение места указывает на место или направление действия, о кото­ром сообщается в главном предложении. Придаточ­ное места относится ко всему главному предложению, служит для уточнения обстоятельства места главной части и связывается с главным предложением с по­мощью союзных слов где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова там, ту­да, оттуда, но указательные слова в главной части бы­вают не всегда. Придаточное предложение места отве­чает на вопрос где? куда? откуда?

Напри­мер: Я через силу скачет конь туда (куда?), где светится огонь.

II. Придаточное образа действия и степени указывает на то, как совершается дейст­вие, о котором говорится в главном предложении. Оно относится обычно к сочетанию глагола с указатель­ным словом так, связывается с этим сочетанием при по­мощи союза что и отвечает на вопросы как? каким образом? Если придаточное предложение отно­сится к сказуемому, выраженному сочетанием прила­гательного, наречия и т. п. (а не глаголом) с указа­тельными словами так, до того, настолько, до такой степени, то оно отвечает на вопросы как? в какой с т е п е н и?, т. е. является придаточным предложе­нием степени. Например: Стало так тихо (как? в какой степени?), что корни сосен закутывались подчас туманом.

III. Придаточные сравнительные при­крепляются сравнительными союзами как, словно, будто, как будто, точно, точно как, чем, подобно тому как и др. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как? Например : Небо всё чернело (к а к?), будто чугунная туча росла из-под земли. Воздух так прозрачен (к а к?), словно его совсем нет.

Сравнительные союзы связывают не только при­даточные сравнительные предложения, но и сравни­тельные обороты (которые являются обстоятельст­вами образа действия). Например : Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе веленья нашей со­вести и чести. Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.

В предложении с двойным сравнительным союзом чем — тем трудно выделить главное и придаточное предложения. Например: Чем дальше наша Роди­на, тем нам она милей.

IV. Придаточное предложение времени относится ко всему главному предложению и отвечает на во­просы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др. Для связи придаточного пред­ложения с главным используются союзы когда, пока, как только, до тех пор, пока (до тех пор пока), перед тем как, едва и др. В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др. Например: Пока солнце дремлет за облаком парчовым, тень освежает землю ды­ханьем родниковым. Когда Троекуров пришёл к обеду, гости направились к нему.

Придаточное предложение времени может уточ­нять обстоятельства времени. Например: Утром (когда именно?), как только мы отошли от бива­ка, тотчас же наткнулись на тропу.

V. Придаточное предложение цели указывает на цель того, о чём говорится в главном предложении. Оно относится ко всему главному пред­ложению, присоединяется к нему посредством союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.), отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего? В главном пред­ложении могут быть указательные слова для того, затем, с тем. Например : Какую надо силу (для чего?), чтоб разъять сто тысяч гроз в себе таивший атом?! Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, её слушать.

VI. Придаточное предложение причины раскрывает причину того, о чём говорится в глав­ном предложении. Соединяется оно с главным пред­ложением с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, затем что, из-за того что и др. Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? Например: Нельзя жить только сегодняшним (почему?), ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее.

Все составные причинные союзы, за исключением так как, могут делиться: указательная часть стоит в главном предложении, а что — в придаточном. Например: Так как дождей не было в тече­ние месяца, трава высохла и пожелтела. Слетает снег от ветра и оттого (о т ч е г о?), что по соснам прыгают белки.

VII. Придаточное условное предложение указывает на условие, в результате которого ста­новится возможным, желательным, необходимым то, о чём говорится в главном предложении. Условное предложение относится ко всему главному предло­жению, связывается с ним союзами если, ежели, кабы, коли, когда, и др., отвечает на вопрос при ка­ком условии? Например: Если народ един, он непобедим. Раз посеял просо, не жди бобов.

VIII. В сложноподчинённых предложениях с придаточными уступительными сообща­ется о таких двух действиях (явлениях), одно из которых совершается вопреки другому. Придаточ­ные уступительные предложения относятся ко всему главному предложению, соединяются с ним при по­мощи союзов хотя (хоть), пускай, пусть, несмотря на то что. Например: Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. Работа кипела, несмотря на то что уже наступила ночь.

Придаточные уступительные предложения могут присоединяться к главному посредством союзных слов сколько, как с усилительной частицей ни. На­пример: Как ни крепился Чичиков духом, однако похудел и даже позеленел во время таких невзгод.

X. Придаточное присоединительное содержит дополнительные сведения, замечания к то­му, о чём сообщается в главном предложении. Оно относится ко всему главному предложению, присоеди­няется к нему с помощью союзных слов что, вслед­ствие чего, отчего, зачем, почему. Например: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром.

Похожие документы:

Ялом И. Когда Ницше плакал/ Пер с англ. М. Будыниной

. должна быть, вероятнее всего, причиной этому является отек, накопившаяся жидкость. «Мы не знаем, с чем это связано . любое предложение, и теперь единственная свобода, о которой я мечтаю, — это свобода не работать в ночную смену в Главной боль .

Московско-татарские отношения во второй половине XVI в. 9- 44

. членами . кроме других величайших выгод для всего христианства, которые могут быть . предло . второстепенные . Эти сведения не являются исчерпывающими. Главный . словам Ив. Петрова, в слове своем не . связи с военными планами короля Владислава нахо­дится предложение .

Творчество советского писателя-сатирика Викто­ра Ефимовича Ардова (1900-1976) давно известно читателям. Вэтой книге собраны лучшие его про­изведения, писавшиеся

. предла­гаем другой выход. Произносите всю речь с большими перерывами между каждыми двумя словами . не могут быть переведены ни на один язык мира — до того все это . второстепенные . которой является . предложение. Ну, бывай, Павел. Отчего никогда не зайдешь, не .

С. В. Познышев Профессор Государственного Московского Психоневрологического Института

. не может быть прилагаемо понятие преступления. Это — несчастные случаи, которые не могут . ­зывает бессвязно, не отличая главного от второстепенного, бестол­ков, . по словам Б. и многих членов шайки, не было; другие говорят более уклончиво, что может быть, у .

Арктический роман

. , убегающей к главному входу в больницу, оттолкнула, попирая, слов­но бы это была не ступенька, а собственное . , которые не могут быть людьми, когда они вместе,— таким нечего делать вместе. и не стоит портить друг другу .

21 марта – 20 апреля

. предложение . это так, его не замечают? Кто здесь главный? Главный . второстепенных . не поверят, если им рас­сказать, что Весы могут быть другими. Они примут это . ней связано. Тайны его подчиненных не являются . слову, которое они чаще всего произносят. Это слово «друг .

Данная работа позволяет органично использовать при проверке знаний репродуктивный, поисковый и творческий методы, что показыват объективную картину усвоения знаний учащимися.

ВложениеРазмер
raznourovnevaya_zachetnaya_rabota.doc 26 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗНОУРОВНЕВАЯ ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Тема: Сложноподчиненные предложения (9 класс)

1 уровень : РЕПРОДУКТИВНЫЙ

а) Расставить знаки препинания (при необходимости); определить - простое или сложное предложение, доказать это графически.

Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна

б) Расставить знаки препинания и определить тип сложного предложения; доказать это графически

Одинокая капля сорвавшись с листа упала в воду и от неё пошли тонкие круги

В сонном воздухе стоял монотонный шум без которого не обходится степная летняя ночь

Гремел салют победу знаменуя огни ракет взлетали на виду

2 уровень: ПОИСКОВО – ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

а) Определить вид придаточного предложения

  1. Как только на сцену вышел артист, в зале наступила тишина
  2. Парусник шел туда, где море и небо сливались в синюю бесконечность
  3. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
  4. Человеку всегда дорого то место, где он родился и вырос
  5. Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет
  6. Так как дождей не было уже давно, трава высохла и пожелтела
  7. Всякое дело нужно делать хорошо, коли взялся за него
  8. Человек идет всё выше, как бы тропка ни была крута.

б) Найти предложения, где придаточное имеет несколько значений, определить их вид

  1. Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая
  2. Я так устал, что еле-еле смог объяснить причину опоздания
  3. Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита
  4. А вечер опять хороший такой, что песен не петь нам нельзя

3 уровень : ТВОРЧЕСКИЙ

Напишите мини-сочинение на любую тему, сохраняя условия:

  1. в тексте должно быть использовано сложносочиненное предложение
  2. в тексте должны быть использованы не менее 4 сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных
  3. графическая работа обязательна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Зачетная работа для учащихся 10 класса по теме "Параллельность прямых и плоскостей"

Читайте также: