Там уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные осенью сенокосные дороги

Обновлено: 05.10.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал адресован в помощь учителям русского языка и литературы и может использоваться при подготовке к ОГЭ.

с грамматическим заданием (9 класс)

1)Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная земля за ночь стала золотой. 2)Бледно-желтый свет поднимался от земли, засыпанной листьями.
3)Начиналось бабье лето. 4)Дни как бы сделались светлее и чище. 5)Воздух, трава, сухие ветки — все затянулось цепкой паутиной, которая тянулась с запада на восток (так дуют осенние ветры), и каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали всю землю своей пряжей.
6)Ледяное небо по ночам блистало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз; Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки; Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные осенью сенокосные дороги. 7)Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в саду с листвой. 8)Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию дождя, и жалел милых друзей, оставшихся в Москве, потому что они не могли наслаждаться этой картиной.
9)Ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. 10)Внезапно листья оживали, превращаясь в золотых плоских рыб, и с плеском и брызгами разлетались по воде, испуганные отражением бледного солнца. (172 слова)
(По К. Паустовскому)

Для педагогов:

1-второй раз текст читать с указанием номеров предложений;

2- задание №2 оценивается 2 баллами (1 балл снимается, если в транскрипции не проставлены ударение или мягкость согласных),

№3 оценивается 2 баллами ( 1 балл снимается, если не выделена основа слова или неверно указан суффикс),

№6 оценивается 2 баллами ( 1 балл за верно указанную грамматическую основу, 1 балл за верно указанный вид односоставного предложения),

№7 оценивается 4 баллами (2 балла за верно указанное предложение, 1 балл – за грамматическую основу, 1 балл – за характеристику предложения),

№8 оценивается 4 баллами (2 балла – за верно указанные 2 грамматические основы, 1 балл – за схему, 1 балл – за характеристику);

3- грамматические задания распечатать для каждого ученика

Грамматическое задание 1 вариант

Укажите cтиль текста.

Напишите транскрипцию слова ледяное (предложение 9).

Выполните морфемный разбор слова прислушиваясь (предложение 7)

Из предложений 6-9 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.

Из предложений 3-5 выпишите притяжательное местоимение.

Из предложения 2 выпишите словосочетание с видом подчинительной связи управление.

Выпишите грамматические основы предложения №8. Составьте его схему и напишите характеристику этого сложного предложения.

Импровизация волны

Импровизация волны

Импровизация волны запись закреплена

Константин Георгиевич Паустовский

Утром я вышел на крыльцо, - вчерашняя черная земля стала золотой. Бледный желтоватый свет подымался от земли, засыпанной листьями, и дни сразу сделались светлее и чище.

Началось бабье лето. Воздух, трава, сухие ветки – все было затянуто цепкой паутиной. Она тянулась с запада на восток, - так дуют осенние ветры. Каждое утро тысячи маленьких пауков покрывали всю землю, как сказочные ткачи, своей пряжей.

В реке начали брать шересперы – серебряные и сильные рыбы, а по вечерам я топил в избе печь, слушал треск огня и скрип веток по ветхой крыше и читал.

Иногда в полночь робкий дождь начинал перешептываться в одичалом саду. Я выходил на порог, долго прислушивался к сонному бормотанью дождя и жалел далеких, милых друзей, прекрасных друзей, оставшихся в Москве.

А ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. Внезапно листья оживали, превращались в золотых плоских рыб и с плеском и брызгами разлетались по воде, испуганные отражением бледного солнца.

Диктанты 9 класс 2 четверть

Диктанты

Контрольный диктант

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

Объём слов: 143

  1. Определите стиль и тип речи данного текста;
  2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.

Если весной, летом и осенью водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде красивых снежинок, которые по виду и форме напоминают разнообразные фигуры правильной формы. Чем тише морозная погода, тем красивее и правильнее по форме падающие снежинки. Когда же сильный ветер, у них обламываются лучи и грани и белые цветки и звёзды превращаются в снежную пыль. Слой за слоем ложится снег на землю. Каждый новый слой бывает рыхлым, потому что между снежинками всегда много воздуха.4

А кто задумывался, отчего хрустит снег под ногами?4 А хрустит он оттого, что под тяжестью нашего тела у снежинок обламываются звёздочки и лучи.

Когда вслед за оттепелью ударит мороз, на снегу образуется твёрдая корочка, которую и называют настом. В такое время тяжело передвигаться по снегу.

Снежная шуба очень важна для земли, так как защищает посевы от холода и помогает бороться с засухой.4

Объём слов: 147

  1. Найти главное и придаточное предложения, определить вид придаточного предложения (в тексте предложения под номером 4).

Контрольный диктант за 2 четверть 9 класса

1. В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса.

2.Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой?

3. Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, — живая жизнь.

4.Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера.

5.Оно манило прозрачностью и глубиной.
6.Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. 7.Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.
8.Озеро меняло краски.

9.Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой.

10.Потом цвет озера стал оловянным.

11.Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей.
12.Я плыл в мир русской сказки — в древние Кижи.

13.Те, кто не бывал там, думают, что Кижи — островок, который затерялся среди водных просторов.

14.Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов.

Объём слов: 166

Грамматическое задание:

Найдите СПП-я с придаточными времени — 4,7,9,11
Найдите СПП-я с придаточными изъяснительными – 6,13,14
Найдите СПП-я с придаточными определительными – 1, 13
Объясните функцию двоеточия в предложении 1 – обобщающее слово
Укажите предложение со сравнительным оборотом — 11
Сколько грамматических основ в предложении 13 — 4
Выпишите все союзы из предложения 14.- однако, что
Выпишите из текста все прилагательные, в которых написание –НН- объясняется исключением из правил — деревянном, оловянном.
Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью управление – цвет озера
Назовите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство — 7
Замените словосочетание НА ДЕРЕВЯННОМ ПАРУСНИКЕ, образованном с помощь связи согласование, словосочетанием со связью управление – парусник из дерева.

Итоговые диктанты за 9 класс

В восемнадцать лет невозможно быть оседлым, и однажды ты вдруг почувствуешь неодолимое желание соприкоснуться с неизведанным, неизвестным.
Как прекрасно в вечерний час подняться по дрожащему корабельному трапу на празднично освещенную палубу и присоединиться к шумной толпе пассажиров, которые прощаются с землей и уходят в море, в какую-то новую, удивительную, ни с чем не сравнимую жизнь.
Когда пароход загудел трубным голосом и палуба стала содрогаться от работы упрятанных в трюме машин, закипела у бортов темная, с нефтяными оранжевыми пятнами, со световыми бликами вода, вдруг вздрогнул и, медленно разворачиваясь, стал отходить берег с темной толпой провожающих на причале. Поплыли, туманясь, портовые огни, убегая все дальше и дальше в глубь материка, желтея там, вдали, а веселые звезды стали приближаться, иные, казалось, висели прямо на реях, и их можно было, как бабочку, снять рукой.
И вдруг дохнуло свободой, соленой прохладой, и Черное море глянуло прямо в глаза.
Я расхаживал по нижней палубе среди поющих, кричащих, пляшущих пассажиров, гордых и печальных, неподвижно сидящих и вповалку храпящих прямо на палубе. Я был один из них в эту ночь, безвестной песчинкой, отправлявшейся в далекое и неизведанное плавание.

Объём слов: 180

По Б. Ямпольскому

2.

На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным и появилось больше трещин, которые замедляли движение. Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.
На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту. На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. Незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет. Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета. Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна.
Подъем на этот хребет продолжался в течение трех дней вследствие сильных трещин льда. Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по долине южного склона хребта, имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами, покрытыми снегом.

Объём слов: 148

3.

В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог.
Особенно хорошо здесь ранней осенью. На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, и самое главное — осенью сюда приходят лоси. Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. Неизвестно, кто и когда забыл посаженный сад. Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было, но однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Такие картины память наша хранит как лекарство на случай душевной усталости. Сколько раз после трудового дня я приходил в себя и, успокоенный, засыпал, стоило только закрыть глаза и вспомнить рябины со снующими в них дроздами, запах грибов и двух лосей, жующих кислые яблоки…

Объём слов: 165

4.

Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная земля за ночь стала золотой. Бледно-желтый свет поднимался от земли, засыпанной листьями.
Начиналось бабье лето. Дни как бы сделались светлее и чище. Воздух, трава, сухие ветки — все затянулось цепкой паутиной, которая тянулась с запада на восток (так дуют осенние ветры), и каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали всю землю своей пряжей.
Ледяное небо по ночам блистало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз; Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки; Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные осенью сенокосные дороги. Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в саду с листвой. Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию дождя, и жалел милых друзей, оставшихся в Москве, потому что они не могли наслаждаться этой картиной.
Ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. Внезапно листья оживали, превращаясь в золотых плоских рыб, и с плеском и брызгами разлетались по воде, испуганные отражением бледного солнца.

Объём слов: 172

По К. Паустовскому

5.

Семья Раевских переживала счастливые моменты жизни: прославленный генерал Раевский, счастливый отец и обаятельный собеседник, был полон сил и энергии; сыновья, чьи имена прогремели на всю Россию, готовились к великому будущему; прелестные, хорошо образованные и умные дочери вносили атмосферу романтической женственности. То, что ждало семью в будущем: горечь от неудавшейся жизни баловня семьи — старшего сына Александра, героическая и трагическая судьба Марии, смерть самого генерала, не выпустившего до последней минуты из рук портрета дочери, уехавшей в Сибирь вслед за мужем-декабристом, — все это и отдаленно не приходило в голову участникам этого веселого путешествия. Здесь господствовала та обстановка взаимной любви, которой Пушкин, по его собственным словам, никогда не наслаждался и которой так жаждал. Пушкина приняли в этот круг как члена семьи, как своего. Девочки-дочери были моложе его и тоже рвались чувствовать себя взрослыми, да и в самом генерале было много той детской простоты, которая бывает в действительно умных людях. Мир Раевских привлекал Пушкина любовью и счастьем.
Пребывание поэта в семье Раевских, несмотря на его краткость (всего несколько недель), сыграло огромную роль в жизни и в поэзии Пушкина.

Объём слов: 185

Словарные диктанты

№1

Абзац, агитация, аспирант, ассистент, без вести пропал, бескорыстный, Вселенная, всеобъемлющий, громоздкий, доблестный, древесный, интонация, индивидуальный, кандидат, компромисс, конгресс, конкуренция, континент, лелеять, либеральный, ополченец, ориентироваться, приверженец, процесс, прогнозировать, результат, рентген, ровесник, сверстник, стадион, тунеядец, цивилизация, шефствовать (быть шефом)– шествовать (идти, шагать), эсминец.

№2

Антенна, аттестат, аккуратный, аппарат, бассейн, бешеный, бюллетень, галерея, гостиница, грамматика, грамотный, группа, дискуссия, дрожжи, жжёный, жужжать, иллюминация, иллюстрация, интеллигенция, канонада, коллектив, коллега, колонна, колоссальный, коллекция, комментировать, корреспондент, металлический, оккупация, профессия, профессор, современник, телеграмма, терраса, территория, трасса, труженик, экспресс, юный.

№3

Аппетит, агрессия, аббревиатура, аттракцион, баллада, баррикады, в рассрочку, грациозный, гроссмейстер, геноцид, иммигрант, иммунитет, инициалы, инцидент, комиссия, коэффициент, мировоззрение, ни больше ни меньше, оппозиция, официант, пациент, пацифизм, перрон, программа, репетиция, социальный, стационар, тоннель, циклевать, цистерна, цигейка, цинизм, циркуляр, цитата, цитрусовый, цитадель, циферблат, эмигрант, экспозиция, энциклопедия, эпиграмма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- уметь проводить анализ текста; видеть композиционные и художественные возможности жанра эссе на примере текста К.Г. Паустовского; вдохновиться поэзией поэта-земляка о временах года, попробовать свои силы в написании эссе;

- проявлять интерес к жанру эссе, его выразительным возможностям, любовь к родному краю, способность высказываться в эссеистическом жанре.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный (составление схем, ассоциативных рядов), аналитический, практический, проблемный, самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оформление: слайд-фильм, музыка Чайковского "Времена года”, выставка книг К.Г. Паустовского и В.Г. Бояринова.

I. Мотивационно-целевой этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы надеемся, что вам он понравится.

Познакомьтесь с целями нашего урока, а теперь соответственно поставьте цели перед собой: что вы будете делать на уроке, какова ваша цель пребывания на нем.

…Язык есть не только говор, речь, язык есть образ всего внутреннего человека: его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил, умственных и нравственных.

II. Познавательно-обобщающий этап.

Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересным жанром – эссе, его композиционными и художественными возможностями жанра на примере текста К.Г.Паустовского, попробуем свои силы в этом жанре. В ходе урока мы будем опираться на уже известные вам литературоведческие понятия, которые нам необходимо вспомнить, восстановить в памяти.

- Какие стили речи вы знаете?

- Вспомните типы речи.

- Можете ли вы назвать малые жанры прозаической речи?

Малые жанры прозаической речи:

- В каких жанрах наиболее ярко выражено субъективное начало? (Очерк, эссе)

2. Мы с вами сегодня остановимся на эссе. Что же означает само слово эссе? Что это за жанр?

Эссе (с французского – "попытка, проба”) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому. В зависимости от этого выделяют его разновидности: беллетристические, литературно-критические, исторические, философские и другие. ("Литературный энциклопедический словарь”, 1987)

Для эссе главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Перед вами слово осень, какие ассоциации оно у вас вызывает?

журавли улетают осенняя печаль грусть золотая дожди унылая слякоть школа и т. д.

3. А вот у К.Г. Паустовского осень "предательская”. Почему? Давайте прочтем его эссе, которое так и называется "Предательская осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у детей).

Учитель читает текст Паустовского "Предательская осень” (Вместо предисловия)

4. Вопросы и задания для анализа текста:

Каково настроение писателя в начале повествования?

Какие мысли, чувства, переживания связаны с приходом осени? Изменилось ли внутреннее состояние автора?

Какие картины осени рисует автор? Какой тип речи здесь преобладает?

Уходит ли чувство печали у автора? Какой синоним можно подобрать к слову печаль?

Почему не приходит так необходимое вдохновение? (обратимся к названию)

Что такое предисловие? (Предисловие – это предварительные разъяснения и замечания автора. Оно должно быть четкое, логичное, последовательное)

Найдите повторяемые речевые конструкции и проанализируйте их. ("И я опять не написал ни строчки”, И я, конечно, не написал ни строчки”, "Такою осенью я, конечно, ничего не написал”.)

Какова роль союза И, слова конечно и определения "такою осенью”? Почему не приходит вдохновение? Он не мог писать вообще или именно предисловие?

Какую роль играют абзацы? (Красная строка и тире выполняют функцию эстетическую: они придают тексту некоторую пространственную свободу, дают нам ощутить, как свободно чувствует себя автор на природе, замедляется ритм текста, автор созерцает, как плавно течет жизнь природы, не суетно, сравнивая с "асфальтовой Москвой”)

К какому жанру обратился писатель? (Эссе, так как главным осталось внутреннее состояние автора, его мироощущение, а не события)

Так почему он назвал эссе "Предательская осень”? (Осень предательская, потому что она не принесла ожидаемого вдохновения, но отвлекла от обыденного и внесла в жизнь художника такую необходимую паузу. Он погрузился в раздумья, созерцание прекрасного мира природы. И эта заворожившая художника красота потребовала иного жанра – эссе, где возник поток ассоциаций, раздумий, впечатлений автора, потому что "такою осенью” требовался иной жанр, нежели строгое и логичное по стилю и построению предисловие. Главным осталось внутреннее состояние автора, возникшее в нем миропонимание и мироощущение)

Можем ли мы теперь сформулировать основную мысль текста? (Автор передает ощущение хрупкости человеческой жизни, её мимолетности перед вечной, непреходящей красотой природы.)

Типичные приемы для эссе: сравнения, параллели, метафорические образы, возможности синтаксиса, рефрена (повторов) (поиск таких примеров у Паустовского: "тысячи маленьких пауков покрывали всю землю, как сказочные ткачи, своей пряжей”, "Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз”. "Однажды ночью я проснулся от горького винного запаха, - он проникал вместе с ночным ветром через открытое окно. Раньше этого запаха я не замечал. Это было первое дыхание настоящей осени, - она уже шелестела до горизонта дождем палой листвы” (образные картины). "Я видел созвездие Дельфина и туманные огни, что носят название Волосы Вероники, и огненную черту Персея. Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки, когда на востоке ясно видна пепельная тень от Северного полушария Земли. Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные по осени сенокосные дороги” (синтаксис, многосоюзие. "Каждая осень может быть последней в жизни” - рефрен).

Выводы: язык автора образный и выразительный. Текст включает элементы предисловия, очерка. В нем соединились разные типы речи, но преобладает описание. Эссе объединило возможности разных жанровых систем и форм речи. Свобода накладывает на пишущего ответственность: интересная мысль автора должна найти словесное выражение.

5. А вот как о временах года говорит наш поэт-земляк, выпускник нашей школы Бояринов В.Г. (композиция в сопровождении слайд - фильма с фотографиями нашего края по временам года, музыка Чайковского "Времена года”)

Читайте также: