Танцы на праздник урожая спектакль

Обновлено: 05.10.2024

Танцы до экстаза

Брайан Фрил. “Танцы на праздник урожая”. Режиссер — Прийт Педаяс. Московский театр “Мастерская П. Фоменко”.

“Счастье — состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо; успех, удача; участь, доля, судьба”.

После гастролей “Мастерской Петра Фоменко” в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Вологде театр, в который по-прежнему попасть невозможно, скоро закроет свой вот уже девятый сезон. И, конечно же, не случайно, что одним из безусловнейших фаворитов сезона стал спектакль “Танцы на праздник урожая”, спектакль, поставленный художественным руководителем Национального театра Эстонии Прийтом Педаясом по пьесе современного ирландского классика Брайана Фрила.

Сюжет “Танцев…” слишком прост для того, чтобы его пересказывать. Американцы, например, анонсировали свой фильм примерно так: “1936 год. Гражданская война в Испании. Европа взбудоражена происходящими переменами. Но на юге страны, где о войне знают только понаслышке, ежегодное празднество — “Танцы во время Луназы”. Майкл, самый младший в семье, живет с матерью и четырьмя ее сестрами. Внешнее спокойствие их семейной жизни прикрывает необузданность человеческих пороков…”. И так далее. Вроде все верно, однако истинную атмосферу выдуманной автором ирландской деревеньки Беллибег, которую американцы засунули почему-то в Испанию, ничто передать не способно.

Пьеса Фрила рассчитана, безусловно, на искусный женский ансамбль. Ну а таковой в “Мастерской”, безусловно, имеется. Когда Галина Тюнина (Кейт), Мадлен Джабраилова (Мегги), сестры Кутеповы (Агнес и Роуз) и Полина Агуреева (Крис), одетые в уютные вязаные одежды, вдруг бросают все свои сценические приспособления и искренне до самозабвения пускаются в ирландский пляс — прозаичные доли-судьбы пяти одиноких ирландских женщин проступают отменно. Житье-бытье, когда пять хорошеньких женщин вынуждены жить на зарплату, да еще учительскую, потому как всеобщая безработица, содержать брата-священника Джека (Карэн Бадалов), вдруг забывшего все слова, в том числе и простейшие, и еще растить-воспитывать сына Крис Майкла (Кирилл Пирогов), потому как его отец Джерри (Рустем Юскаев), особенного рвения к общению с сыном в общем-то не проявлявший, отправился еще и “воевать понемногу” (потому что есть “твердые понятия — демократия, рай… мужчинам это нужно” ). И что же остается? Да бросить все и податься к кострам Лунаса на праздник урожая — и, конечно же, всем вместе! Но этого никогда не будет. Разве только вдруг, внезапно, с легких рук (и ног) веселушки Мегги, да под трескуче работающий радиоприемник “Маркони”, который Джерри хотел починить и потому искал “запальную свечу” (вот они, настоящие мужчины!), они впятером начнут танцевать… Но только однажды.

При всем при том сиротливой жизнь этих ирландских женщин-одиночек назвать ну просто невозможно. И бесконечно долгие их встречи-расставания, и кротко-короткие прощания-прощения, и нежные взгляды-подгляды наполнены благородством и благодарностью — потому что “Бог не оставит”. Оттого первичная бытовая форма “Танцев…” в итоге наполняется тем небанальным содержанием, которое по сути своей универсально (ради него, наверное, и творит свои пьесы Фрил), а именно — философским осмыслением отдельно взятой среднестатистической человеческой жизни, и не обязательно женской. Жизни, упрямо не зависящей и ни от материального, и ни от идеального и, что бы ни происходило, всегда принимаемой безропотно. Хотя бы уже потому, что, как говорит Крис Майклу, “ты очень счастливый — у тебя мамины глаза” . Ну а потом все-таки, слава Богу, есть и какой-никакой кров, и какая-никакая семья, и какое-никакое здоровье. И вера. Как у “правильной сучки” Кейт (кстати сказать, по-моему, Галина Тюнина “правильную” учительницу сыграла не хуже, чем Мэрил Стрип). И пронзительное чувство собственного достоинства. Как у блаженной Роуз. И юмор. Как у немного вульгарной, но очень милой Мегги. Юмор, пусть в какой-то степени спровоцированный безысходностью, в конечном итоге и спасет, и успокоит: “Яйца только три, а нас семеро… Моли Бога, Роуз, чтобы твой петух начал нести яйца… Если бы мне пришлось выбирать между сигаретой и мужиком, лет пятидесяти двух, толстым, вдовцом, я бы выбрала… толстяка…”. И это жизнь!

Dancing at Lughnasa by Brian Friel (1990)

перевод с английского Валентина Хитрово-Шмырова

Действующие лица:

Майкл, молодой человек, рассказчик.

Кейт, сорока лет, школьная учительница

Мегги, тридцати восьми лет, домохозяйка.

Агнес, тридцати пяти лет, вязальщица

Роуз, тридцати двух лет, вязальщица.

Крис, двадцати шести лет, мать Майкла.

Джерри, тридцати трех лет, отец Майкла.

Джек, пятидесяти трех лет, священник-миссионер.

Майкл, от лица которого ведется повествование, произносит слова и Майкла — мальчика семи лет.

Когда действие начинается, МАЙКЛ стоит на авансцене слева, ярко освещенный светом прожекторов. Остальная часть сцены не освещена. Когда МАЙКЛ начинает свой монолог, сцена постепенно освещается.

По периметру всей сцены неподвижно стоят персонажи пьесы. МЕГГИ у кухонного окна (справа.) КРИС у входной двери. КЕЙТ на самом краю сцены справа. РОУЗ и ДЖЕРРИ сидят на скамейке в саду. ДЖЕК стоит позади РОУЗ. АГНЕС стоит в задней части сцены слева. Пока МАЙКЛ ведет рассказ, все остаются на своих местах.

На сцене включается свет. Кухня и садик освещены ярким летним солнцем. Тепло.

МАЙКЛ, КЕЙТ, ДЖЕРРИ и ОТЕЦ ДЖЕК уходят со сцены. Остальные заняты каждый своим делом. МЕГГИ готовит корм для кур. АГНЕС вяжет перчатки. РОУЗ приносит корзину с торфом и вываливает его в коробку стоящую за плитой. КРИС гладит на кухонном столе. ВСЕ молча работают. Затем КРИС, закончив свою работу, подходит к малюсенькому прикрепленному к стене зеркальцу и тщательно рассматривает свое лицо.

фрил, фоменко, театр, пьеса

"Танцы на праздник урожая" современного ирландского драматурга Брайена Фрила - пьеса-воспоминание. Противоречия между желаемым и действительным, правильным и ненормальным, порядком и необузданной стихией могли бы стать главной темой нового спектакля театра "Мастерская П.Фоменко", поставленного по этой пьесе. Но режиссер Прийт Педаяс, приглашенный на постановку из Эстонии, проигнорировал глобальные обобщения. Философские выводы заслонила житейская мораль. А история большой семьи, изложенная в пьесе, рассыпалась на несколько перетекающих друг в друга новелл, наполненных обаятельными мелочами и подробностями.

В ирландском захолустье бедствуют пять незамужних сестер. Действие происходит в августе 1936 года. Вот-вот разразится мировая катастрофа. Но семейство Мундэй переживает другие драмы. Все несчастные сестры несчастливы одинаково. Они тоскуют по большому светлому чувству, способному переменить жизнь, так же, как чеховские сестры - по Москве. Но женское счастье проходит стороной. В спектакле "Мастерской Петра Фоменко" горести заданы как неизбежность, факты и их причины не слишком интересуют режиссера и актрис. Что тем более странно, поскольку у каждой героини - свой характер и своя история. Почему крепкая и сметливая домохозяйка Мегги (Мадлен Джабраилова) обделена судьбой так же, как и другие сестры - нежная, но безвольная Роуз (Полина Кутепова) и более сильная Агнес (Ксения Кутепова), Кейт (Галина Тюнина) - школьная учительница, убежденная католичка, и самая младшая Крис (Полина Агуреева), осмелившаяся родить без брака и запятнавшая семью несмываемым позором?

Их жилище похоже на большую клетку - маленькое пространство сцены огорожено высоким забором (художник Владимир Максимов). Далеко-далеко, за холмами - воля вольная, костры до небес и игрища бесовские. А здесь - изнуряющая поденщина надомной работы. Ужин на всех, состряпанный всего из двух помидоров. Занудные нотации старшей сестры, рекомендующей полезный рыбий жир и поучительные книжки о неудачном замужестве. Уход за старшим братом (Карэн Бадалов), бывшим священником-миссионером, высланным из Африки за интерес к языческим культам. И танцы под радио - не от веселья, а от безысходности (балетмейстер Рамуне Ходоркайте). Самое большое приключение - переполох в курятнике из-за лисы. Явление отца Майкла переживается как событие, значительнее которого в жизни уже не будет. Встреча Крис и ее возлюбленного Джерри (Рустэм Юскаев) - одна из самых ярких сцен спектакля. Записной деревенский обольститель завлекает в медленный танец свою простодушную пастушку. А сестры с боязнью и завистью подглядывают в щелочки дощатых стен. Агнес, в отличие от обаятельной растрепы Крис, даже надела самое нарядное платье.

В противопоставлении христианской морали и дикарского язычества ирландский драматург не допускает компромиссов. Существование на стыке двух мировоззрений лишает рассудка, сводит в могилу. Но из этих противоречий состоит мир. К сожалению, эта важная для Брайена Фрила тема в спектакле Прийта Педаяса отошла на задний план. Может быть, поэтому Майкл, рассказывающий о жизни своей матери и теток, так до конца и не может понять, почему жизнь не бывает такой, какой должна быть. Герой Кирилла Пирогова с истовостью Гамлета пытается восстановить связь событий. Но не столько переживает и проживает свои воспоминания, сколько объясняет что к чему. Философская притча о танцах в католическом доме в день языческого праздника урожая оборачивается серией милых бытовых зарисовок.

Активный Регион

Главная

Танцы на празднике урожая






Режиссёр

Художник

Хореограф

Технолог

Художественный руководитель постановки

Читайте также: