Театрально игровые технологии в детском саду

Обновлено: 18.09.2024

В статье рассмотрены теоретические основы развития творческих способностей детей посредством игровых технологий и театрализованной деятельности. Приведены примеры из опыта работы по данной теме.

Содержимое публикации

Тиунова Надежда Николаевна,

Развитие творческих способностей детей посредством игровых технологий и театрализованной деятельности

в рамках реализации требований ФГОС

Дошкольный возраст – период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровые и реальные отношения со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент социального развития личности, основы межличностных отношений и формируются навыки конструктивного общения, необходимые для нормальной социализации.

Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре развиваются все психические процессы, формируется личность, происходит социализация. Большие значение для развития социально-коммуникативной деятельности имеет игра вообще и театрализованная игра в частности.

Театрализованная игра позволяет детям знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность не только способствует развитию социально-коммуникативных навыков у детей, но и обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка.

Многими исследователями и педагогами-практиками доказано, что театрализованные игры оказывают позитивное влияние на личность ребенка: Л.В. Артемова, Д.В. Менджерицкая, М.Д. Маханева, И.В. Зимина и др.

Педагогические возможности театрализованной игры нельзя переоценить: театрализованные игры применяются как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее раскрыть способности ребенка, раскрепостить его, повысить уверенность в себе и самооценку, социализироваться и научиться общаться со сверстниками.

Исследованиям проблемы творчества и креативности личности посвящены труды многих отечественных и зарубежных исследователей: Б. М. Теплова, Л. С. Выготского, Я.А. Пономарева, А. Л. Галина, Ю. З. Гильбуха Дж. Рензулли, П. Торренса, К. А. Хеллера, В. П. Эфроимсона, и мн. др.

Концептуальные основы разработки проблемы общения детей и подростков связа ны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева, М.И. Лисиной, Л.Ф. Обуховой, В.С. Мухиной и др.

Проблеме развития творческих способностей посвящены труды многих исследователей Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Н. С. Лейтеса, Д. Н. Узнадзе, А. В. Запорожца, А. Л. Галина, Б. Ф. Сорокина и др.

Не смотря на существование в психологии и педагогике различных подходов к изучению творческих способностей, факторы, оказывающие влияние на развитие творчества еще недостаточно изучены.

Работая с детьми, я убедилась на практике, что формирование творческих способностей неразрывно связано с развитием творческого мышления, творческой и познавательной активности детей, для овладения которыми необходима специально организованная деятельность.

Считаю, что важнейшей характеристикой выпускника детского сада должна стать мотивация ребенка к дальнейшему развитию, творческому росту, продолжению совершенствования. Развитые до необходимого уровня интеллектуальные и творческие способности детей, помогут ребенку в будущем решать различные учебные задачи, успешным в школе, найти свое место в системе дополнительного образования, разнообразить свой досуг.

Работая по методике М.А. Чистяковой, я в каждое занятие включаю ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Основной акцент делаю на обучении элементам техники выразительных движений, на приобретении навыков саморасслабления.

Методика ТРИЗ помогает развить художественно-изобразтельные навыки, фантазию, воображение и т.п. Интересны всем детям нетрадиционные приемы рисования: кляксография, монотипия, рисование нитью и т.п.

К совместным играм, творческим делам и мероприятиям я стремлюсь привлекать родителей воспитанников, что помогает сплотить семью, сплотить детей между собой и способствует созданию атмосферы единства, доброжелательности и открытости. Я считаю это особенно важным, потому, что родители должны знать, как проходит день ребенка в детском саду, чем он занят, чему научился.

Также в нашей группе существует традиция творческих домашних заданий, позволяющих родителям укрепить или наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе, а также способствует сплочению семьи и воспитателей детского сада.

Таким образом,целеполагаемая иорганизованная игровая и театрализованная деятельность помогает развивать творческие способности у детей, сплотить детский коллектив, развить у детей способность к общению, социализировать детей и нормализовать эмоциональную атмосферу в группе.

Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Помимо этого, целенаправленная работа с родителями повышает их мотивацию к участию в жизни ДОУ, к развитию их творческих способностей, способствует развитию социальной активности и личностному росту, дает возможность каждому родителю увидеть, как живут и взаимодействуют дети в детском саду.

Акулова, О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - № 4. - 2005. – С. 36-40.

Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 180 с.

Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. /Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2001. – 127 с.

Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в игре. /Е. Борисова. // Дошкольное воспитание. – № 2. –2002. – С. 2-8.

Дронова, Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. /Т.Н. Дронова. – М : Просвещение, 2005. – 116 с.

Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества. /Л.Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический проект, 2005. – 303 с.

Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. /М.Д. Маханёва. – М.: Сфера, 2001. – 212 с.

Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. /Е.В. Мигунова. – М.: Сфера, 2009. – 214 с.

Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду. /Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2001. – 128 с.

Пономарев, Я.А. Психология творчества. /Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 303 с.

Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников./Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2001. – 116 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Театрально - игровые технологии в детском саду

Захарова Е.В.

Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду.

Новизна нашего опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности в театрализации, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности.

Педагогический коллектив нашего детского сада столкнулся с вопросом что такое театрально-игровые технологии. Прежде чем продолжить нам необходимо было разобраться в вопросе:

Что такое технология?

Как и любая технология, это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Основные требования (критерии), предъявляемые к педагогической технологии:

Структура образовательной технологии

Структура любой образовательной технологии состоит из трех частей :

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно : если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. Если рассматривать театрально-игровые технологии, то в ней соблюдены все требования.

Концептуальные основы театрально - игровой технологии:

Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи Натальи Ильиничны Сац, которая является одной из основателей театрального искусства. Ею был создан самый известные в России детский театр, где детям предлагались спектакли, поставленные таким образом, чтобы детям было не скучно и понятно о чем идет речь. Ключевой проблемой ее педагогической теории является идея воспитывающего обучения.

Еще одним фундаментом являются психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Который отмечал то, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Содержательная часть

Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной инициативности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие самостоятельную деятельность детей и повышающие её результативность.

Создать благоприятные условия для раскрытия личности ребенка, индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к театрализованной деятельности.

В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры.

Театрально - игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На современном этапе театрально-игровые технологии могут быть использованы:

для освоения темы или содержания изучаемого материала;

в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) ;

как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации театрально - игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи;

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

В нашем детском саду с 2015 года в сетку занятий во все возрастные группы введено 1 театрализованное занятие в неделю.

Процессуальная часть

Система работы всего коллектива строится на концентрации и консолидации усилий участников образовательного процесса, направленных на реализацию этого направления. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса в ДОУ.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

упражнения по формированию выразительности исполнения;

упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, где он становится соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. На каждый учебный год музыкальным руководителей для всех возрастных групп составлено перспективное планирование по театрализованной деятельности.

Роль и методы театрально-игровых технологий

Театрализованная деятельность в детском саду пронизывает все режимные моменты: включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. В основе нашего подхода к построению занятий с использованием методов театральной педагогики лежит социоигровая методика (автор А. П. Ершова), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Педагоги ДОУ используют в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приемы:

Выбор детьми роли по желанию.

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.

Распределение ролей по карточкам.

Проигрывание ролей в парах (благодаря этому приему, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменять друг друга).

В своей работе воспитатели стали использовать полифункциональное игровое оборудование (театрализованная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал и др.). Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов: включить музыку, уединится, организовать театральную деятельность и т. д., а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки.

Для того чтобы дети проявили творчество, необходимо было обогатить их жизненный опыт. В связи с этим в каждой группе были организованы занимательные дела с использованием различных видов театров, организации мастерских по изготовлению театрализованных игрушек. Также был включен в образовательный процесс интерактивный театр. В педагогике под интерактивным обучением понимают такую организацию, которое направлено на всемерную активизацию познавательной деятельности детей посредством широкого, желательно комплексного, использования педагогических (дидактических) средств. Мы заинтересовались данным средством поскольку дети всегда стремятся активно поучаствовать в театрализованных мероприятиях.

Интерактивный театр - это небольшие спектакли, активно экспериментирующие методы работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль, отдаётся зрителю. Это яркое, весёлое, музыкальное представление с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий.

Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. П роигрывая с детьми роли, мы не раз убеждались, насколько важно в наше время, чтобы Театр оставался живым и подлинным. Живым – значит, лёгким на подъём и развивающимся. Подлинным – то есть, соответствующим высоким эстетическим канонам. В особенности, если это детский театр, а наша аудитория – дети.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами , предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.

В рамках проекта для повышения компетентности педагогов в применении театрально-игровых технологий в детском саду проводились консультации, круглые столы, мастер-классы.

Для родителей был проведен День открытых дверей, посвященный театрализации, где была представлена возможность увидеть:
- как дети стали строить отношения между собой;
- как ребята умеют соблюдать установленные правила игры;
- умеет ли выражать свои эмоции так, чтобы это не мешало другим окружающим;
- получается ли услышать, понять и правильно выполнить предложенное задание.

С родителями также было проведено анкетирование. Результаты показали, что, 100% родителей считают, что развитие творческой самостоятельности развивать необходимо, и они согласны оказывать помощь педагогом в проведении театрализованных представлений, 70% родителей могут быть активными участниками работы. Таким образом , родители заинтересованы в проведении такой работы в ДОУ, но при этом мы для себя отметили, что необходимо искать новые формы включения родителей в эту работу.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет педагогам ДОУ использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

В результате реализации нашего проект а уровень творческой самостоятельности у детей: значительно вырос

Что говорит об эффективности проводимой работы.

Развивается социальная активность детей, самостоятельность, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

Подводя итоги, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ролей. Накопленный практический материал помогает в увлекательной форме проводить утренники, досуги, развлечения. Целенаправленная организация восприятия интерактивных методов театра детьми дошкольного возраста и их собственная театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста, и прежде всего – на развитие творческих способностей.

Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию.

Театрально-игровые технологии в детском саду

Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду.

Новизна нашего опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности в театрализации, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности.

Педагогический коллектив нашего детского сада столкнулся с вопросом что такое театрально-игровые технологии. Прежде чем продолжить нам необходимо было разобраться в вопросе:

Что такое технология?

Как и любая технология, это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Основные требования (критерии), предъявляемые к педагогической технологии:

Структура образовательной технологии

Структура любой образовательной технологии состоит из трех частей:

1. Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

2. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

3. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно : если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. Если рассматривать театрально-игровые технологии, то в ней соблюдены все требования.

1. Концептуальные основы театрально - игровой технологии:

Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи Натальи Ильиничны Сац, которая является одной из основателей театрального искусства. Ею был создан самый известные в России детский театр, где детям предлагались спектакли, поставленные таким образом, чтобы детям было не скучно и понятно о чем идет речь. Ключевой проблемой ее педагогической теории является идея воспитывающего обучения.

Еще одним фундаментом являются психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Который отмечал то, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

2. Содержательная часть

Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной инициативности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие самостоятельную деятельность детей и повышающие её результативность.

3. Создать благоприятные условия для раскрытия личности ребенка, индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к театрализованной деятельности.

В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры.

Театрально - игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На современном этапе театрально-игровые технологии могут быть использованы:

· для освоения темы или содержания изучаемого материала;

· в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

· как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации театрально - игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи;

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

В нашем детском саду с 2015 года в сетку занятий во все возрастные группы введено 1 театрализованное занятие в неделю.

3. Процессуальная часть

Система работы всего коллектива строится на концентрации и консолидации усилий участников образовательного процесса, направленных на реализацию этого направления. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса в ДОУ.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

· разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

· упражнения по формированию выразительности исполнения;

· упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, где он становится соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. На каждый учебный год музыкальным руководителей для всех возрастных групп составлено перспективное планирование по театрализованной деятельности.

Роль и методы театрально-игровых технологий

Театрализованная деятельность в детском саду пронизывает все режимные моменты: включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. В основе нашего подхода к построению занятий с использованием методов театральной педагогики лежит социоигровая методика (автор А. П. Ершова), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Педагоги ДОУ используют в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приемы:

· Выбор детьми роли по желанию.

· Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.

· Распределение ролей по карточкам.

· Проигрывание ролей в парах (благодаря этому приему, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменять друг друга).

В своей работе воспитатели стали использовать полифункциональное игровое оборудование (театрализованная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал и др.). Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов: включить музыку, уединится, организовать театральную деятельность и т. д., а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки.

Для того чтобы дети проявили творчество, необходимо было обогатить их жизненный опыт. В связи с этим в каждой группе были организованы занимательные дела с использованием различных видов театров, организации мастерских по изготовлению театрализованных игрушек. Также был включен в образовательный процесс интерактивный театр. В педагогике под интерактивным обучением понимают такую организацию, которое направлено на всемерную активизацию познавательной деятельности детей посредством широкого, желательно комплексного, использования педагогических (дидактических) средств. Мы заинтересовались данным средством поскольку дети всегда стремятся активно поучаствовать в театрализованных мероприятиях.

Интерактивный театр - это небольшие спектакли, активно экспериментирующие методы работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль, отдаётся зрителю. Это яркое, весёлое, музыкальное представление с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий.

Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. П роигрывая с детьми роли, мы не раз убеждались, насколько важно в наше время, чтобы Театр оставался живым и подлинным. Живым – значит, лёгким на подъём и развивающимся. Подлинным – то есть, соответствующим высоким эстетическим канонам. В особенности, если это детский театр, а наша аудитория – дети.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.

В рамках проекта для повышения компетентности педагогов в применении театрально-игровых технологий в детском саду проводились консультации, круглые столы, мастер-классы.

Для родителей был проведен День открытых дверей, посвященный театрализации, где была представлена возможность увидеть:
- как дети стали строить отношения между собой;
- как ребята умеют соблюдать установленные правила игры;
- умеет ли выражать свои эмоции так, чтобы это не мешало другим окружающим;
- получается ли услышать, понять и правильно выполнить предложенное задание.

С родителями также было проведено анкетирование. Результаты показали, что, 100% родителей считают, что развитие творческой самостоятельности развивать необходимо, и они согласны оказывать помощь педагогом в проведении театрализованных представлений, 70% родителей могут быть активными участниками работы. Таким образом, родители заинтересованы в проведении такой работы в ДОУ, но при этом мы для себя отметили, что необходимо искать новые формы включения родителей в эту работу.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет педагогам ДОУ использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

В результате реализации нашего проект а уровень творческой самостоятельности у детей: значительно вырос

В своей работе большое значение уделяю предметно – пространственной среде, которая является основой самостоятельного детского творчества. Стараюсь создавать развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующую становлению театрально-игровой деятельности и развитию речи воспитанников. Свою работу провожу в несколько этапов. На начальном этапе я рассматриваю разные виды художественно - литературных произведений (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы.), отбираю литературные персонажи.

На втором этапе я анализирую отобранные произведения. Составляю вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности; подбираю физкультминутки, подвижные игры, загадки, четверостишия так, чтобы они были объединены общим сюжетом.

Театрализованные игры использую в сводной деятельности в утренние и вечерние часы. Регулярно включаю элементы театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности в качестве мотивирующего начала занятий, снятия факторов стресса у ребенка.



В работе с детьми я придерживаюсь принципов организации театрализованных игр:

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом, со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов соответствуют возрасту и умениям детей.




Проведенная мною работа по использованию в процессе развития речи ребенка театрализованных игр дала положительные результаты: дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание, игры, проводимые ими стали богаче по содержанию, расширился активный словарь. Театрализованные игры можно использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство для развития речевых умений. Театрализованная игра - способствует развитию речевых умений младших дошкольников. Важной частью моей работы является работа с родителями. В своей работе с родителями использую такие формы: консультации, родительские собрания, анкетирование, опросы, советы, вечера встреч, праздники, круглые столы. Осуществляю взаимодействие с родителями, с целью обогащения игрового опыта, речевой активности детей.

Пухова Ольга Ивановна,

воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №19 города Ишима

Диплом участника областного конкурса публикаций скачать >>>>

Читайте также: