Технологическая карта покрытосеменные растения 5 класс

Обновлено: 05.10.2024

Цели урока:сформировать представление о существенных признаках покрытосеменных растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, роли в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать представление о покрытосеменных растениях.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания. Способствовать формированию ключевых компетенций на различных этапах урока.

Воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД): развить интеллектуальные способности, интерес к биологическим знаниям. Формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения), прививать навыки самоорганизации, самооценки.

Планируемые результаты:

-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

- воспитание у учащихся любви к природе;

- способность ставить цели

- сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные:

Познавательные:

-умение находить сходство и различие между голосеменными и покрытосеменными растениями, обобщать полученную информацию;

- умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений;

- умение находить различия между жизненными формами покрытосеменных растений;

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности покрытосеменных;

приведение результатов сравнения покрытосеменных с другими представителями царства растений;

объяснение роли покрытосеменных в природе и жизни человека.

по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

по способу организации деятельности:индивидуально-групповой;

по ведущему методу обучения: проблемно- поисковый.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Основные понятия:: покрытосеменные растения, цветок, плод, жизненные формы.

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (информация на слайдах); частично-поисковые ( использование сведений на различных источниках информации)

Необходимое оборудование:

учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Биология. Введение в биологию.5класс.М.:Дрофа, 2013г.;

рабочая тетрадь к учебнику;

цветущие комнатные растения;

Структура и ход урока ( технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап

Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой рабочего листа

Л: Понимание важности знаний.

Р.самоконтроль учебной деятельности

Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Учитель проводит опрос:

Работа по дидактическим карточкам.

Всему классу предлагается выполнить работу: вставьте пропущенные слова .

Как и папоротники, голосеменные растения имеют корень, стебель и листья. У голосеменных растений появились ________. Они располагаются в шишках на поверхности чешуек открыто, поэтому растения этой группы называют_______. Пихта, ель, сосна относятся к ______ растениям. Так как листья у них представлены хвоинками.

Несколько обучающихся выполняют задание по дидактическим карточкам. Отвечают на вопросы. Работают по рядам, оценивается правильность ответа.

П: Учащиеся имеют представления о голосеменных растениях их характерных признаках.

Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Формулирование темы урока, постановка цели

Учитель предлагает учащимся посмотреть на комнатные растения и прочитать эпиграф урока: Разнообразе и прекраснем мир растений:

Мхи,водоросли, папоротники, плауны,

И семенные:сосны, туя, пихта, ели,

Но властелины царства не они.

Ученики обсуждают эпиграф урока, выявляют их различие с голосеменными растениями. Учитель задает наводящий вопрос: какой орган есть у них, которого не было у других растений, ранее нами изученных?(цветок). Также включается мультимедийная презентация, в ходе которой обучающиеся определяют тему урока, называют цель.

Вступают в дискуссию по определению темы урока.

Формулируют цели урока. Приступают к заполнению рабочего листа (приложение 1)

Л: Умение строить рассуждения.

Р: Целеполагание.

Изучение нового материала

Учитель сообщает о задании в рабочем листе.

Задание 1. Пользуясь текстом учебника (параграф 17 стр. 83-87), выпишите основные признаки покрытосеменных растений.(приложение 1)

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают содержание параграфа, анализируют

информацию, делают записи в рабочем листе.

П: Информационный поиск.

П: Осуществлять классификацию информации. Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, обобщение.

Первичная проверка понимания

Учитель раздает задание ученикам (задание на парту)

и просит систематизировать полученные объекты.(приложение 2).

Выполняют задания №114-118 в рабочей тетради.

Физкультминутка- сосчитай цветы.

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вотромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелёк,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой.

Всех цветов не сосчитать в букете!

1. Знакомятся с информацией о строении покрытосеменных растений , используя рисунки и текст учебника.

3. Проводят сравнение с голосеменными растениями.

4.Знакомятся с жизненными формами покрытосеменных растений.

5. Отображают информацию в рабочей тетради.

6. Обсуждают результаты

7. Делают выводы по проделанной работе

8. Используя критерии, оценивают свою работу.

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

П: обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.

Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности.

Первичное закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция.

В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание в рабочем листе. Учитель дает пояснения к выполнению задания:

2. Зашифруйте ответы (верно/неверно) в виде графических знаков.

3. Оцените работу, используя шкалу перевода баллов в оценку.

Графический диктант

1.Только у покрытосеменных растений имеется – цветок и плод

2.Покрытосеменным растениям систематики дали второе название- цветковые

3. У большинства покрытосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

4. Жизненные формы покрытосеменных- деревья, кустарники и травы.

5. Растения называются покрытосеменными потому что -их семена защищены листьями.

6.Цветковые растения можно встретить во всех природных зонах нашей планеты- в тундрах, степях, пустынях.

7.Покрытосеменные называют господствующей группой растений.

8. Из цветка формируется корень.

9Покрытосеменные менее высокоорганизованны, чем голосеменные.

10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.

Правильные ответы выводятся через компьютер на экран.

Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, используя критерии оценивания, обучающиеся проставляют набранное количество баллов в рабочий лист.

Р:Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

полученный результат с

Заполняют в рабочем листе рефлексию, объявляют полученную оценку на уроке, используя шкалу перевода баллов в оценку.

Критерии перевода баллов оценку:

20 балла и выше – пятерка

16 – 20 баллов – четверка

11 – 15 баллов тройка

10 баллов и ниже - двойка

Р: Участие в подведении итогов урока; самооценка. Л:Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Информация о домашнем задании

Сообщает домашнее задание:

Прочитать параграф№17 , выделить основные понятия, записать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Задания № 119-121 в рабочей тетради.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Заместитель руководителя по УВР _________________ /_Картавенко О.А. /

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

спасибо автору за предоставленный материал. Взяла в свою копилочку. Использую на практике. Подробнее.

спасибо автору за интересный материал. работаю по этой теме . многое возьму себе на заметку. Подробнее.

Спасибо автору за предоставленный материал. Яркое красочное описание. Актуальная тема. В своей практ. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для выяснения знаний о цветковых растениях; содействовать в усвоении знаний о разнообразии жизненных форм растений; способствовать выявлению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Научиться приводить примеры разнообразия жизненных форм растений в природе; знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений; использовать учебник как источник информации о разнообразии покрытосеменных растений.

Познавательные: находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую,

перерабатывать полученную информацию, применять для решения познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о покрытосеменных растениях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы.

Растения: однолетние, двулетние, многолетние.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Проверяет готовность к уроку.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп;

Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью.

Актуализация знаний

Целеполагание

Направляет на формирование темы и цели урока.

Выявляет уровень знаний учащихся.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию – Почему эти растения называют цветковыми?

Работа в группах. Среди предложенных названий растений выбирают растения, которые имеют цветок. Учащиеся обсуждают, выделяют и называют цветковые растения.

Учащиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи урока.

Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают связи между частным и общим.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: получают информацию о цветковых растениях.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

Изучение нового материала

1.Покрытосеменные растения.

Предлагает учащимся провести исследование, используя раздаточный материал и задание в Рабочем листе. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

Проводит инструктаж по ТБ.

Рассказывает о происхождении покрытосеменных растений.

2.Жизненные формы цветковых растений.

Ответить устно на вопросы:

-Что общего между деревьями, кустарниками и травами?

-Чем они отличаются?

Задаёт познавательные вопросы.

К какой форме растений относится банан?

К какой группе растений относится ряска?

Учащиеся в группах проводят исследование, находят внутри плодов семена. Отвечают на вопрос: почему цветковые растения называют Покрытосеменными?

Работают с рисунком 79 учебника.

2.Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу в Рабочем листе

Обсуждают вопросы в группах и дают ответы.

Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации,

проводят сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы.

Физкультминутка

Предлагает по названию растения определить его жизненную форму.

Кустарники –хлопаем в ладоши.

Деревья – поднимаем руки, дерево качается.

Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь, жёлтая акация.

3.Продолжительность жизни растений.

Используя гербарий растений и выданные морковь, свёклу определить к какой группе по продолжительности жизни они относятся.

Гербарий растений: одуванчик, ландыш, овёс, кукуруза, просо, пшеница, бархатцы, пастушья сумка, свёкла, морковь.

Работая в группе с раздаточным материалом и гербарием, определяют растения по продолжительности жизни, обсуждают в группах и дают ответы на вопросы.

Работают с терминами: однолетние, двулетние, многолетние.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации,

проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

4.Значение покрытосеменных растений.

1.На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных растений?

2.Проектная деятельность учащихся.

Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные.

Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле, обосновывать своё мнение.

Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью.

Закрепление пройденного материала.

1.Каковы отличительные признаки покрытосеменных растений?

1.Называют отличительные признаки покрытосеменных растений, записывают в Рабочем листе.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений в осознание усвоенного материала.

Задание на дом

Задаёт домашнее задание

П.23; с. 127-132 Вопросы. Задания.

Записывают задание, получают рекомендации к их выполнению.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

-Работая в группе, я…

-Мне трудно представить, что…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Выставляют оценки в дневник.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель биологии ГБОУ СОШ №29 г. Севастополь

Хоменко Наталья Михайловна

Биология 5-6 В.В. Пасечник

Технологическая карта

Познавательные: находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую,

перерабатывать полученную информацию, применять для решения познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о покрытосеменных растениях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы.

Растения: однолетние, двулетние, многолетние.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Проверяет готовность к уроку.

Это было необыкновенное зрелище. В широком поле на поляне растут прекрасные цветы. Цветы, кругом цветы, неземные краски. Цветы разных форм и окрасок. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! А какой аромат и чистейший воздух!

-Молодцы! Все справились с заданием. Положите цветы на край парты, они понадобятся позже.

А я приготовила для вас сразу 5 цветов. Каждый означает деятельность на уроке.

( по ходу урока цветы поочерёдно крепятся на доске).

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп;

Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью.

II .Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания. (первый цветок)

Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Регулятивные : формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Личностные : формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений;

Метапредметные: обучающиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений.

Личностные: у обучающихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.

Тип урока: комбинированный

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие обучающихся, положительный настрой на урок.

Приготовлены 5 цветков, каждый из которых будет означать деятельность во время урока.

Готовность к уроку. Приветствие учителя.

Вывешивается первый цветок.

1.С какими отделами растений вы познакомились?

2. Какие из этих растений относят к низшим растениям, чем они отличаются от высших?

3. С какими высшими растениями вы познакомились на прошлом уроке и в чем их особенности?

1.Водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники.

2.Водоросли, не имеют корней, стеблей и листьев.

3. Голосеменные, имеют корни, стебли и листья, размножаются не спорами, а семенами, которые располагаются на поверхности чешуи шишек.

На каждой парте имеются карточки.

Задача ребят -систематизировать предложение объекты.

Две группы имеют название, последняя нет.

Распределяют объекты на 3 группы:

1 – высшие споровые

3 – покрытосеменные или цветковые

4. Формулирование темы и цели урока

О чем говорит такое название? (покрытосеменные или цветковые).

О чем пойдет речь на уроке?

Вывешивается второй цветок.

Отвечают на вопрос: У представителей растений есть цветок.

О покрытосеменных, об их особенностях строения и жизнедеятельности, т.е. характеристика отдела Покрытосеменные

5.Получение новых знаний (работа в парах)

Вывешивается третий цветок

1. Используя гербарий заполнить в рабочих листах таблицу – Отличительные особенности Покрытосеменных растений от Голосеменных.

2. Дать краткую характеристику отдела Покрытосеменные при помощи учебника.

Вывешивается четвертый цветок

1. Заполняют таблицу при помощи гербария.

Вывешивается пятый цветок

Работают с текстом, исправляют ошибки. После выполнения задания, меняются с соседом по парте и проверяют с помощью эталона на доске.

Прикрепляют цветки к тому цветку на доске, какая работа понравилась больше всего на уроке.

9. Домашнее задание

Выдается дифференцированное домашнее задание, в зависимости от того, сколько баллов набрал обучающийся.

Получают домашнее задание в зависимости от цветка.

Тема:_______________________________________________

Цель: ____________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также: