Технологическая карта покрытосеменные растения 5 класс
Обновлено: 05.10.2024
Цели урока:сформировать представление о существенных признаках покрытосеменных растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, роли в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать представление о покрытосеменных растениях.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания. Способствовать формированию ключевых компетенций на различных этапах урока.
Воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД): развить интеллектуальные способности, интерес к биологическим знаниям. Формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения), прививать навыки самоорганизации, самооценки.
Планируемые результаты:
-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
- воспитание у учащихся любви к природе;
- способность ставить цели
- сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные:
Познавательные:
-умение находить сходство и различие между голосеменными и покрытосеменными растениями, обобщать полученную информацию;
- умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений;
- умение находить различия между жизненными формами покрытосеменных растений;
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности покрытосеменных;
приведение результатов сравнения покрытосеменных с другими представителями царства растений;
объяснение роли покрытосеменных в природе и жизни человека.
по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
по способу организации деятельности:индивидуально-групповой;
по ведущему методу обучения: проблемно- поисковый.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Основные понятия:: покрытосеменные растения, цветок, плод, жизненные формы.
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (информация на слайдах); частично-поисковые ( использование сведений на различных источниках информации)
Необходимое оборудование:
учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Биология. Введение в биологию.5класс.М.:Дрофа, 2013г.;
рабочая тетрадь к учебнику;
цветущие комнатные растения;
Структура и ход урока ( технологическая карта)
Этапы урока
Деятельность
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Организационный этап
Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой рабочего листа
Л: Понимание важности знаний.
Р.самоконтроль учебной деятельности
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Учитель проводит опрос:
Работа по дидактическим карточкам.
Всему классу предлагается выполнить работу: вставьте пропущенные слова .
Как и папоротники, голосеменные растения имеют корень, стебель и листья. У голосеменных растений появились ________. Они располагаются в шишках на поверхности чешуек открыто, поэтому растения этой группы называют_______. Пихта, ель, сосна относятся к ______ растениям. Так как листья у них представлены хвоинками.
Несколько обучающихся выполняют задание по дидактическим карточкам. Отвечают на вопросы. Работают по рядам, оценивается правильность ответа.
П: Учащиеся имеют представления о голосеменных растениях их характерных признаках.
Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Формулирование темы урока, постановка цели
Учитель предлагает учащимся посмотреть на комнатные растения и прочитать эпиграф урока: Разнообразе и прекраснем мир растений:
Мхи,водоросли, папоротники, плауны,
И семенные:сосны, туя, пихта, ели,
Но властелины царства не они.
Ученики обсуждают эпиграф урока, выявляют их различие с голосеменными растениями. Учитель задает наводящий вопрос: какой орган есть у них, которого не было у других растений, ранее нами изученных?(цветок). Также включается мультимедийная презентация, в ходе которой обучающиеся определяют тему урока, называют цель.
Вступают в дискуссию по определению темы урока.
Формулируют цели урока. Приступают к заполнению рабочего листа (приложение 1)
Л: Умение строить рассуждения.
Р: Целеполагание.
Изучение нового материала
Учитель сообщает о задании в рабочем листе.
Задание 1. Пользуясь текстом учебника (параграф 17 стр. 83-87), выпишите основные признаки покрытосеменных растений.(приложение 1)
Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.
Изучают содержание параграфа, анализируют
информацию, делают записи в рабочем листе.
П: Информационный поиск.
П: Осуществлять классификацию информации. Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, обобщение.
Первичная проверка понимания
Учитель раздает задание ученикам (задание на парту)
и просит систематизировать полученные объекты.(приложение 2).
Выполняют задания №114-118 в рабочей тетради.
Физкультминутка- сосчитай цветы.
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вотромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелёк,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василёк.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой.
Всех цветов не сосчитать в букете!
1. Знакомятся с информацией о строении покрытосеменных растений , используя рисунки и текст учебника.
3. Проводят сравнение с голосеменными растениями.
4.Знакомятся с жизненными формами покрытосеменных растений.
5. Отображают информацию в рабочей тетради.
6. Обсуждают результаты
7. Делают выводы по проделанной работе
8. Используя критерии, оценивают свою работу.
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
П: обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.
Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности.
Первичное закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция.
В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание в рабочем листе. Учитель дает пояснения к выполнению задания:
2. Зашифруйте ответы (верно/неверно) в виде графических знаков.
3. Оцените работу, используя шкалу перевода баллов в оценку.
Графический диктант
1.Только у покрытосеменных растений имеется – цветок и плод
2.Покрытосеменным растениям систематики дали второе название- цветковые
3. У большинства покрытосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.
4. Жизненные формы покрытосеменных- деревья, кустарники и травы.
5. Растения называются покрытосеменными потому что -их семена защищены листьями.
6.Цветковые растения можно встретить во всех природных зонах нашей планеты- в тундрах, степях, пустынях.
7.Покрытосеменные называют господствующей группой растений.
8. Из цветка формируется корень.
9Покрытосеменные менее высокоорганизованны, чем голосеменные.
10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.
Правильные ответы выводятся через компьютер на экран.
Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, используя критерии оценивания, обучающиеся проставляют набранное количество баллов в рабочий лист.
Р:Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
полученный результат с
Заполняют в рабочем листе рефлексию, объявляют полученную оценку на уроке, используя шкалу перевода баллов в оценку.
Критерии перевода баллов оценку:
20 балла и выше – пятерка
16 – 20 баллов – четверка
11 – 15 баллов тройка
10 баллов и ниже - двойка
Р: Участие в подведении итогов урока; самооценка. Л:Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Информация о домашнем задании
Сообщает домашнее задание:
Прочитать параграф№17 , выделить основные понятия, записать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце параграфа.
Задания № 119-121 в рабочей тетради.
Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.
Заместитель руководителя по УВР _________________ /_Картавенко О.А. /
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
спасибо автору за предоставленный материал. Взяла в свою копилочку. Использую на практике. Подробнее.
спасибо автору за интересный материал. работаю по этой теме . многое возьму себе на заметку. Подробнее.
Спасибо автору за предоставленный материал. Яркое красочное описание. Актуальная тема. В своей практ. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Создать условия для выяснения знаний о цветковых растениях; содействовать в усвоении знаний о разнообразии жизненных форм растений; способствовать выявлению признаков однолетних, двулетних и многолетних растений; обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные
Научиться приводить примеры разнообразия жизненных форм растений в природе; знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений; использовать учебник как источник информации о разнообразии покрытосеменных растений.
Познавательные: находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую,
перерабатывать полученную информацию, применять для решения познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.
Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о покрытосеменных растениях.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы.
Растения: однолетние, двулетние, многолетние.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Проверяет готовность к уроку.
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп;
Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью.
Актуализация знаний
Целеполагание
Направляет на формирование темы и цели урока.
Выявляет уровень знаний учащихся.
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию – Почему эти растения называют цветковыми?
Работа в группах. Среди предложенных названий растений выбирают растения, которые имеют цветок. Учащиеся обсуждают, выделяют и называют цветковые растения.
Учащиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи урока.
Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают связи между частным и общим.
Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.
Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: получают информацию о цветковых растениях.
Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
Изучение нового материала
1.Покрытосеменные растения.
Предлагает учащимся провести исследование, используя раздаточный материал и задание в Рабочем листе. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?
Проводит инструктаж по ТБ.
Рассказывает о происхождении покрытосеменных растений.
2.Жизненные формы цветковых растений.
Ответить устно на вопросы:
-Что общего между деревьями, кустарниками и травами?
-Чем они отличаются?
Задаёт познавательные вопросы.
К какой форме растений относится банан?
К какой группе растений относится ряска?
Учащиеся в группах проводят исследование, находят внутри плодов семена. Отвечают на вопрос: почему цветковые растения называют Покрытосеменными?
Работают с рисунком 79 учебника.
2.Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу в Рабочем листе
Обсуждают вопросы в группах и дают ответы.
Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения.
Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации,
проводят сравнение объектов.
Коммуникативные: проявляют активность
в решении познавательных задач.
Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы.
Физкультминутка
Предлагает по названию растения определить его жизненную форму.
Кустарники –хлопаем в ладоши.
Деревья – поднимаем руки, дерево качается.
Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь, жёлтая акация.
3.Продолжительность жизни растений.
Используя гербарий растений и выданные морковь, свёклу определить к какой группе по продолжительности жизни они относятся.
Гербарий растений: одуванчик, ландыш, овёс, кукуруза, просо, пшеница, бархатцы, пастушья сумка, свёкла, морковь.
Работая в группе с раздаточным материалом и гербарием, определяют растения по продолжительности жизни, обсуждают в группах и дают ответы на вопросы.
Работают с терминами: однолетние, двулетние, многолетние.
Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации,
проводить сравнение объектов.
Коммуникативные: проявляют активность
в решении познавательных задач.
Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы
4.Значение покрытосеменных растений.
1.На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных растений?
2.Проектная деятельность учащихся.
Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные.
Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле, обосновывать своё мнение.
Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью.
Закрепление пройденного материала.
1.Каковы отличительные признаки покрытосеменных растений?
1.Называют отличительные признаки покрытосеменных растений, записывают в Рабочем листе.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: внесение необходимых дополнений в осознание усвоенного материала.
Задание на дом
Задаёт домашнее задание
П.23; с. 127-132 Вопросы. Задания.
Записывают задание, получают рекомендации к их выполнению.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Достигнуты ли цель и задачи урока?
-Работая в группе, я…
-Мне трудно представить, что…
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Выставляют оценки в дневник.
Познавательные: рефлексия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель биологии ГБОУ СОШ №29 г. Севастополь
Хоменко Наталья Михайловна
Биология 5-6 В.В. Пасечник
Технологическая карта
Познавательные: находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую,
перерабатывать полученную информацию, применять для решения познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.
Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о покрытосеменных растениях.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы.
Растения: однолетние, двулетние, многолетние.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Проверяет готовность к уроку.
Это было необыкновенное зрелище. В широком поле на поляне растут прекрасные цветы. Цветы, кругом цветы, неземные краски. Цветы разных форм и окрасок. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! А какой аромат и чистейший воздух!
-Молодцы! Все справились с заданием. Положите цветы на край парты, они понадобятся позже.
А я приготовила для вас сразу 5 цветов. Каждый означает деятельность на уроке.
( по ходу урока цветы поочерёдно крепятся на доске).
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп;
Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью.
II .Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания. (первый цветок)
Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.
Регулятивные : формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.
Личностные : формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений;
Метапредметные: обучающиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений.
Личностные: у обучающихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.
Тип урока: комбинированный
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Приветствие обучающихся, положительный настрой на урок.
Приготовлены 5 цветков, каждый из которых будет означать деятельность во время урока.
Готовность к уроку. Приветствие учителя.
Вывешивается первый цветок.
1.С какими отделами растений вы познакомились?
2. Какие из этих растений относят к низшим растениям, чем они отличаются от высших?
3. С какими высшими растениями вы познакомились на прошлом уроке и в чем их особенности?
1.Водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники.
2.Водоросли, не имеют корней, стеблей и листьев.
3. Голосеменные, имеют корни, стебли и листья, размножаются не спорами, а семенами, которые располагаются на поверхности чешуи шишек.
На каждой парте имеются карточки.
Задача ребят -систематизировать предложение объекты.
Две группы имеют название, последняя нет.
Распределяют объекты на 3 группы:
1 – высшие споровые
3 – покрытосеменные или цветковые
4. Формулирование темы и цели урока
О чем говорит такое название? (покрытосеменные или цветковые).
О чем пойдет речь на уроке?
Вывешивается второй цветок.
Отвечают на вопрос: У представителей растений есть цветок.
О покрытосеменных, об их особенностях строения и жизнедеятельности, т.е. характеристика отдела Покрытосеменные
5.Получение новых знаний (работа в парах)
Вывешивается третий цветок
1. Используя гербарий заполнить в рабочих листах таблицу – Отличительные особенности Покрытосеменных растений от Голосеменных.
2. Дать краткую характеристику отдела Покрытосеменные при помощи учебника.
Вывешивается четвертый цветок
1. Заполняют таблицу при помощи гербария.
Вывешивается пятый цветок
Работают с текстом, исправляют ошибки. После выполнения задания, меняются с соседом по парте и проверяют с помощью эталона на доске.
Прикрепляют цветки к тому цветку на доске, какая работа понравилась больше всего на уроке.
9. Домашнее задание
Выдается дифференцированное домашнее задание, в зависимости от того, сколько баллов набрал обучающийся.
Получают домашнее задание в зависимости от цветка.
Тема:_______________________________________________
Цель: ____________________________________________________________________________________________________________________
Читайте также: