Технологическая карта уход за комнатными растениями 5 класс

Обновлено: 20.09.2024

Учитель вместе с ребятами проводят исследование. Знакомит с комнатными растениями, показывает их роль в жизни человека. Развивая положительное отношение к труду, воспитывает любовь к природе.Урок помогает учащимся самим пронаблюдать процесс развития растения и выяснить факторы, влияющие на его рост.

Оценить 867 1

Технологическая карта урока

Составитель: Митина Ольга Николаевна

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Тема урока: Комнатные растения

УМК: 1. Картинки с изображением цветочно-декоративных растений,
комнатные растения, таблички с названием комнатных растений, табличка-фитонциды

2. Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта.

Цель урока: познакомить учащихся с видами комнатных растений.

-учить распознавать комнатные растения;

-стимулировать развитие познавательных способностей;

-воспитывать бережное отношение к растениям.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Создаёт мотивацию к учебной деятельности, определяет содержательные рамки урока.

Эмоционально настраиваются на рабочий ритм урока.

Личностные-умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Актуализация знаний учащихся

Осенью мы познакомились с растениями, которые растут и цветут на улице-в цветниках, на клумбах и радуют нас своей красотой, яркой окраской.

-Кто помнит названия этих растений?

-Как эти растения называются, одним словом?

-Какие из этих цветов мы выращиваем в школе?

-Для чего люди выращивают цветочно-декоративные растения?

2. Работа по карточкам

Организует повторение изученного материала в разнообразных формах.

Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.

Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.

Познавательные - структурирование знаний

Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднений. Постановка цели и задач урока

- На прошлых уроках мы уже знакомились с некоторыми растениями, которые выращивают ради красивых цветов. Сейчас проверим, как вы их запомнили. Перед вами 3 фотографии растений и их названия.

- Прочитайте название цветка и определите, под каким номером его фотография.

- Покажите их среди растений класса.

- Все ли растения смогли определить?

В чем возникло затруднение? (нет фотографии еще 1 растения и мы не знаем, как оно выглядит)

- Что нужно сделать? (узнать, как выглядит растение)

Что нам в этом поможет? (книга, учебник, учитель)

Какую цель каждый поставит себе на урок? (узнать, как называются и выглядят новые комнатные растения)

Перед вами на столе стоят комнатные растения.

- Эти растения люди выращивают ради красивых листьев.

- Знакомы ли они вам?

Как называется эта группа растений? (Комнатные растения).

Посмотрите на эти растения, на каждом из них табличка с названием, это очень красивые названия (читают по очереди), часть из них вы должны запомнить.

А какие кроме перечисленных комнатных растений вы еще знаете?

Какие комнатные растения есть у вас дома?

Подумайте и скажите, зачем человек выращивает комнатные растения?

Есть еще комнатные растения, которые лечат человека

Какие части растения используются для лечения? В каких случаях? Пощупайте их листочки? Какие они? (Мясистые, сочные).

А еще есть комнатные растения, которые выделяют в воздух вещества, называемые фитонцидами.

Эти вещества убивают микробов, они как бы дезинфицируют воздух (герань = пеларгония).

Итак, цветы украшают нашу жизнь и радуют нас. Чем? Какой может быть расцветка комнатных цветов?

Но есть, ребята, комнатные растения, которые не цветут или цветут очень редко, в чем тогда их ценность?

Посмотрите на растения в кабинете и назовите те, которые имеют необычную окраску листьев

Создаёт проблемную ситуацию. Задаёт наводящие вопросы, помогая учащимся сформулировать правильный ответ.

Задаёт проблемные вопросы.

Дети рассматривают фотографии цветов, определяют их названия и находят среди цветов в классе.

Демонстрируют выполнение задания.

Учащиеся формулируют общие признаки растений и делают вывод

Читают по очереди

Познавательные – установление причинно-следственных связей, анализ, выдвижение гипотез

Коммуникативные – умение участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные – инициативное сотрудничество

Коммуникативные – умение выражать свои мысли

Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?

-Чтобы узнать, как они называются, выполните практическую работу.

- Работать будете в группах.

- У вас на парте лежат конверты. Достаньте листок с описанием растения.

- У каждой группы свое растение.

- Работать будем по плану:

1. Прочитайте описание комнатного растения,

2. Обсудите между собой, какое из растений подходит под это описание.

3. Запомните, как оно называется и его основные признаки.

4. Выберите растение и прикрепите к нему название.

5. Докажите, что именно это растение подходит под это описание.

-Посмотрите на наши комнатные цветы. Прочитайте названия на табличках. Эти названия очень красивые, но есть и очень трудные. Мы должны запомнить их, чтобы знать, как правильно за ними ухаживать и какую пользу приносят эти растения

Составление кластера по ответам учащихся

План работы в группах на доске.

На доске написаны названия растений.

Перед учащимися выставлены цветы в горшках с табличками.

Читают по очереди

Работа с рабочими тетрадями, подписывают названия цветов

Работа в группах.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный цветок.

Работа с цветами на столе.

1 человек от группы выходит к доске, обосновывает свой выбор цветка, зачитывая описание растения и прикрепляет на горшок с цветком его название.

Читают по слогам, обращая внимание на ударение.

физкультминутка

Все встаем и на минутку превратимся в цветы

Наши нежные цветки

Ветерок чуть дышит

Наши алые цветки

Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сегодня мы с вами познакомились с комнатными растениями узнали много названий.

Давайте внимательно посмотрим на два комнатных растения – бальзамин и папоротник – и определим, чем они отличаются друг от друга:

А что общего между ними?

Перечислите как можно больше комнатных растений (по цепочке)

Где выращивают комнатные растения?

Чем отличаются комнатные растения от цветочно-декоративных растений?

Помогает воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.

Ученики работают в рабочей тетради: узнают комнатные растения по листьям, соединяют стрелками названия растений.

Познавательные-построение логической цепи рассуждений

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Какие растения называются комнатными?

а) которые выращивают в саду

б) которые растут в лесу

в) которые выращивают в комнате

2. Из перечисленных ниже растений, выбери комнатное:

3. Почему комнатные растения весь год зелёные?

а) за ними хорошо ухаживают

б) они находятся в тёплом помещении

в) их привезли из стран, где нет зимы

4.Где надо ставить большинство комнатных растений?

б) ближе к свету

в) в затемнённых местах

5. Прочитайте вслух слова: циния, папоротник, астра, фикус, фиалка, тюльпан. Распределите их на 2 группы и дайте название каждой группе.

Организует самостоятельную работу учащихся и проверку по эталону.

Выполняют упражнение, проводят самопроверку. Ещё раз проговаривают новый способ действий.

Регулятивные-умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Познавательные-умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

8.Включение в систему знаний и повторение

-Работа по учебнику

Нацеливает учащихся на понимание места данной темы в системе знаний.

Анализируют, обобщают, делают выводы, выполняя задание.

Познавательные – построение логической цепи рассуждений

9.Рефлексия деятельности.

Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке. Закончите предложения, которые написаны на карточках.

- Какая цель была поставлена в начале урока?

- Сегодня на уроке я научилась…

- Сегодня на уроке мне понравилось…

- Сегодня на уроке мы повторили…

- Сегодня на уроке мы закрепила…

- Мне было трудно…, но я …

- Я люблю комнатные растения, потому, что…..

По результатам урока оцени уровень твоей работы

Организует работу по формированию привычки к рефлексии.

Учащиеся отвечают на вопросы

давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Познавательные – контроль и оценка результатов деятельности

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Хорошая разработка урока "Комнатные растения", в которой ребята совместно с педагогом учатся проводить исследования. Дети знакомятся с комнатными растениями и бережное отношение к ним. Технологическая карта содержит все этапы урока. Спасибо.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

спасибо автору за предоставленный материал. Взяла в свою копилочку. Использую на практике. Подробнее.

спасибо автору за интересный материал. работаю по этой теме . многое возьму себе на заметку. Подробнее.

Спасибо автору за предоставленный материал. Яркое красочное описание. Актуальная тема. В своей практ. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок в 5 классе

Тема: «Уход за комнатными растениями.

учитель профильного труда

Телятникова И. В.

Тема: Уход за комнатными растениями. Пересадка растений.

Цели: получение знаний об основных требованиях к условиям содержания комнатных растений ; изучить историю выращивания комнатных растений; изучить многообразие комнатных цветов; выяснить какие комнатные цветы чаще всего встречаются в наших домах и как они влияют на настроение человека.

Образовательная: формирование начальных знаний расстановки комнатных растений в зависимости эстетики жилища.

Воспитывающая: развитие эстетически – художественного вкуса.

Развивающая: развитие познавательного интереса обучающихся к предмету и самостоятельности учащихся.

Тип урока: Комбинированный: урок изучение нового материала и урок закрепление знаний с использованием деятельностных технологий.

Методы: обьяснительно - иллюстративный; частично-поисковый с элементами проблемного и проектного обучение.

Формы: фронтальный; индивидуальный, работа в группах.

Профориентационная работа: обобщение первоначальных знаний о профессиях дизайнер.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, слайд-презентация по теме, книги о комнатных растениях, иллюстрации с вариантами комнатных растений, алгоритм размещения растений, кроссворд по теме, карточки с заданиями, учебники, рабочие тетради.

Межпредметные связи: биология, рисование, история, информатика, литература, русский язык.

Оборудование. Словарные слова, комнатные растения, приспособления для ухода за комнатными растениями, дидактический материал, горшки для цветов.

I. Организационный момент.

- проверка явки учащихся;

- заполнение классного журнала;

- визуальная проверка готовности обучающихся к уроку.

Вот звенит уже звонок

Начинается урок

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады! Здравствуйте!

А теперь за парты сели

На меня все посмотрели.

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

На уроке будьте старательными

Будьте спокойными и внимательными.

Всё пишите, успевайте,

Слушайте, не перебивайте.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти !

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в увлекательное путешествие в далёкие страны, чтобы узнать много интересного. А девиз нашего урока такой:
Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!

II . Повторение пройденного материала.

-А теперь отгадайте загадку и скажите, какую тему мы сейчас повторим?

Из стран далеких, из заморских стран, пересекая океан,

Попали к нам чудесные цветы

Окраски разной, дивной красоты

Теперь они живут у нас в домах,

На окнах, полках и столах

Очищают воздух, создают уют

И круглый год цветут.

Дети : (Комнатные растения)

Учитель: - Почему они так называются?

Дети: -Те растения, которые содержат и разводят в жилых помещениях называются комнатными.

Учитель : - Посмотрим, как вы знаете комнатные растения! С помощью загадок давайте определим знаете ли вы цветы:

- Назовите и охарактеризуйте основные группы растений.

1) Декоративнолистные;

2) Декоративноцветущие;

3) Декоративноцветущие горшечные растения;

4) Кактусы – растения суккуленты.

- Назовите какие бывают группы растений по внешнему виду.

1) Растения с прямостоячими стеблями

2) Розеточные

3) Злаковидные

6)Лианы и ампельные растения

Учитель: Но как сделать так, чтобы растения хорошо росли, радовали нас густой листвой и пышным цветением? Сегодня мы это узнаем.

III . Введение в тему.

- Теперь мы отгадаем кроссворд с помощью загадок.

1. Накрыт бокал с водицей ежовой рукавицей. Кактус

2 . Вырос кустик пышный

На окне не лишний

С тонкими усами

На концах с кустами. Хлорофитум

3 .Лист с горбочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет

Зато лечит нас в любой час. Алоэ.

4. На длинной толстой ножке

Огромные лепешки. Диффенбахия

-Какое ключевое слово получилось? Уход

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Тема сегодняшнего урока уход за комнатными растениями.

Комнатные растения – это кусочек природы у нас дома и за ними надо правильно ухаживать.

-Чтобы растения были здоровы, красивы внешне необходимо их пересаживать.

· Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Уход за комнатными растениями. Пересадка растений. (Запишите тему урока.)

· А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке? Изучение правил и приёмов ухода за растениями.

Педагог делает резюмирующее заключение:

Итак, цель нашего занятия: получение знаний об основных требованиях к условиям содержания комнатных растений, познакомиться с историей их появления в жилище человека. Узнаем, какую роль играют растения в жизни человека. Научиться ухаживать за комнатными растениями, на практике пересадить комнатное растение.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать и какова же их роль в жизни человека.

IV . Изучение нового материала.

Первые комнатные растения появились в Египте в III в. до н.э., на рисунках пирамид и статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов.

Ни кому не надо доказывать, что растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить в наше время дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений люди стараются восполнить дефицит общения с природой. Каждый цветок несет в дом не только красоту, но и много полезных свойств для человека. Все без исключения растения выделяют особые летучие вещества —фитонциды. Эти вещества убивают микробов, они как бы дезинфицируют воздух.

Жизнь человека связана с природой. С древних времен люди, используя цветы, украшали свои жилища, святилища, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед Отечеством (надевали венки из лавра) и т.д.

В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

Беседа: вы уже многое знаете о комнатных растениях. Какую роль они играют в жизни человека? ( Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы. );

Какова роль комнатных растений в интерьере жилища? ( Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища );

Как влияют комнатные растения на организм человека? ( Своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность.
Уход за комнатными растениями.
- В чем, на ваш взгляд, заключается уход за растениями? Каждому комнатному растению необходим уход, который заключается в следующем свете, воде, почве, удобрении .

-Чтобы растения были здоровы, красивы внешне необходимо:

• Рыхлить - когда почва становится плотной, ее нужно рыхлить, рыхление – второй полив, у корней рыхлим на поверхности, землю, которая находится дальше от корней можно рыхлить глубже;

• Опрыскивать - необходимо опрыскивать растение вечером, когда нет солнца, чтобы лучи не сожгли листья растений;

• Подкармливать – надо хотя бы раз в месяц растения;

• Протирать пыль - у растений с большими листьями – тряпочкой, у маленьких и с пушистыми листьями – кисточкой, слегка придерживаем снизу левой рукой, протираем правой, слегка влажной тряпочкой;

• Пересаживать - по мере необходимости.

Мы с вами много работали и немного устали. Давайте отдохнем

Физкультминутка.

Все встанем и на минутку превратимся в розу. (Презентация)

Ядовитые комнатные растения

– молочай, олеандр, диффенбахия, манстера, фикус,эуфорбия

Многие прекрасные растения, которыми мы себя окружаем, вовсе не безопасны. Вещества, содержащиеся в них, могут при контакте вызвать раздражение кожи или даже отравление. Только не надо портить себе радость от растений. Надо просто обращаться с ними правильно:
*Ухаживая за ними, надевайте резиновые перчатки и, главное, следите за тем, чтобы сок не попал в глаза, в рот или какую-нибудь не зажившую ранку.

*Если в доме есть маленькие дети, то лучше отказаться от опасных растений до той поры, пока малыши не начнут понимать, что такое опасность.
*Домашние животные тоже не всегда так умны, как это принято считать. Кошки с удовольствием обгрызают, а птицы поклевывают зеленую поросль, - но увы, она часто бывает ядовитой.

Видеоролик

V . Проверка усвоения и понимания нового материала.

В нашей школе очень много растений, давайте, угадаем кабинет по цветам. (Презентация)

Важным элементом ухаживания за комнатными растениями является пересадка растения в другой горшочек. Сейчас на улице весна – самое время для этого действия.

Различают три вида пересадки: ( записать в тетрадь )

1. Собственно пересадка, когда корневая система максимально очищается от старой земли.

2. Перевалка – при которой ком земли с корнем сохраняется. Его осторожно вытаскивают из горшка и затем сажают, в новый горшок, не разбивая.

3. Замена верхнего слоя земли. Этот способ годится для тех растений, которые вы не можете пересадить ( из – за размера, например ). Тогда вы разрыхляете (если требуется) верхний слой земли, удаляете его и заменяете на новый.

Я предлагаю выполнить практическую работу.

Техника безопасности и организация рабочего места.

• Аккуратно разложить нужные инструменты, и надеть фартук и печатки;

• В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте;

• Использовать инструменты по назначению;

• Работать внимательно, не мешая друг другу;

• Остаток земли аккуратно смести в ящик;

• Не нужные отходы выбросить в мусорное ведро;

• После работы вымыть руки с мылом;

Принадлежности и материалы: горшок, совок, керамзит, крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, газета, перчатки, лейка с водой.

1. Извлеките растение из горшка (выполняйте работу над специально расстеленной для этого газетой.)

2. Сделайте дренаж для нового горшка.

Дренаж – это рыхлый слой на дне горшка, необходимый для удаления лишней влаги из почвы. Без дренажного слоя мокрая земля соприкасаясь с дном горшка будет закисать. Растение может погибнуть.

3. Выберите почвенную смесь соответствующую растению.

4. Выполните перевалку (пересадку).

5. Произведите полив.

6. Поместите растение в слабоосвещенное место класса.

7. Уберите за собой рабочее место.

В ходе п/р учитель задает воросы:

Скажите, чем отличается перевалка от пересадки растения?

Как правильно поливать растение?

Почему после пересадки растение не следует помещать на освещенное место?

- А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело!

VII . Закрепление полученных знаний.

-Посмотрим, как вы усвоили нашу тему?

VIII . Итог урока.

Вспомните цель урока?

Что мы узнали сегодня на уроке?

Вот и получилась наша ромашка. Посмотрите, какая она красивая, как у неё много лепестков и какая у неё большая сердцевина. Это благодаря вашей активной работе.

IX . Рефлексия

В заключении хотелось бы сказать вам всем спасибо за работу и поддержку.

А о том, как вы чувствовали себя на моём уроке, я узнаю из букета который вы сейчас составите.

Выходите и приклейте цветок того цвета который соответствует вам.

Голубой - не комфортно

X . Оценивание работ детей за урок. Выставление оценок.

XI . Домашнее задание

Литература:

1. Технология: Учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана –Граф, 2000. – 240с.: ил.

2. Современный интерьер вашего дома/ Сост. А. В. Белоус. – Мн.: Миринда, 1999.– 448 с.: ил. – (Азбука быта).

3. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях / Пер. с англ. О.И. Романовой. – М.: Кладезь –Букс, 2001. – 255 с.: ил.

4. Блеклок Дж. Аранжировка цветов / Пер. с англ. Н. Падалко. – М.: ФАИР –ПРЕСС, 2000. – 256 с.: ил. – (Грандиозный мир).

Комнатные растения - улучшают микроклимат помещения, увлажняют и очищают воздух, вбирают вредные пары и углекислый газ. Зная определенные рекомендации по размещению и уходу за ними, вы добьетесь того, что они будут радовать вас сочной зеленью и шикарными цветами.

ВложениеРазмер
Уход за комнатными растениями 137.43 КБ

Предварительный просмотр:

Уход за комнатными растениями.

Комнатные растения - улучшают микроклимат помещения, увлажняют и очищают воздух, вбирают вредные пары и углекислый газ. Зная определенные рекомендации по размещению и уходу за ними, вы добьетесь того, что они будут радовать вас сочной зеленью и шикарными цветами.

Максимально создать идеальные условия для растений возможно только в оранжерее с достаточным количеством больших высоких окон, соблюдая температурный баланс и поддерживая необходимую влажность.

Но различные растения могут требовать разные комфортные условия содержания в зависимости от свето-, теплолюбивости и влажности.

Основные рекомендации по размещению комнатных растений:

  • размещайте растения как можно дальше от батарей отопления;
  • не устраивайте сильных сквозняков (особенно зимой), но проветривайте помещения;
  • ставьте растения вблизи окон в зависимости от яркости света.

Кроме того, не забывайте, что растения – это живой организм, для нормального их роста и развития необходим уход, который включает выбор соответствующей почвы, пересадку и очистку. Своевременный полив, подкормка, рыхление почвы, протирание (а возможно, и промывание) листьев от пыли требуют доступного расположения растений.

Каждому растению нужно подобрать соответствующую почвенную смесь, состоящую из листовой (торфяной и перегнойной) и дерновой земли, песка. Различают тяжелые, средние и легкие смеси в зависимости от количества дерновой земли, входящей в состав той или иной смеси.

Для растений, корневая система которых слабо развита (папоротники), используют легкую смесь, для быстро растущих (аспарагус) — среднюю, а для растений с мощной корневой системой (цитрусовые) — тяжелую. Любую смесь можно приобрести в специализированном магазине или приготовить самостоятельно. Важно, чтобы она была достаточно питательной, хорошо пропускала воздух и влагу.

Одним из важнейших мероприятий по уходу за растениями является полив. Его частота и количество воды зависят от многих факторов:

  • вида растения;
  • фазы развития (в период роста растение нуждается в большем поливе, чем в период покоя);
  • времени года (летом полив обильный, зимой — умеренный).

Поливают растения по-разному: ежедневно — частый полив (бегония, лимон, плющ), через день-два — умеренный (пальмы), раз в неделю, месяц — редкий (кактусы, алоэ).

Большинство комнатных растений следует поливать так, чтобы вода пропитала землю и немного стекла в поддон горшка. Для полива используют лейку с длинным носиком, при этом носик лейки должен касаться края горшка (рис. 1). Некоторые растения, такие как цикламен, поливают с поддона.

https://tepka.ru/tehnologiya_7/114.jpg

Рис. 1. Полив растения

Поливать растение следует отстоявшейся (не менее суток) водой. Температура воды должна быть на два-три градуса выше комнатной.

Улучшить процесс фотосинтеза, предупредить заболевания растений и поражение вредителями помогает регулярная очистка растений, т. е. промывание листьев.

По мере роста растения увеличивается его корневая система, посуда становится для него мала. В таком случае необходима пересадка — замена почвы без сохранения кома. Для этого растения вынимают из старого горшка (рис. 2), помещают в посуду с водой, осматривают корни. Предварительно новый горшок (его размер должен быть немного больше предыдущего) моют горячей водой с мылом.

https://tepka.ru/tehnologiya_7/115.jpg

Рис. 2. Удаление растения из горшка

На дно горшка укладывают черепки выпуклой стороной вверх, делают дренаж: насыпают слой мелких камешков или керамзита, а затем — крупнозернистый песок (слоем до 2 см). Дренаж готов. После этого засыпают почвенную смесь, делают в ней углубление и сажают растение (рис. 3). Уровень почвы должен быть ниже края горшка на 2-3 см. После пересадки растение необходимо сразу же полить. Исключение составляют кактусы, их поливают примерно через неделю после пересадки.

https://tepka.ru/tehnologiya_7/116.jpg

Рис. 3. Пересадка без земельного кома

В случаях, когда растения плохо переносят пересадку (например, пальмы) или необходимо ускорить цветение, применяют перевалку: растение переносят в новую, большую посуду с сохранением кома (рис. 4). Для этого новый горшок должен свободно вмещать прежний. Ком выбивают из старого горшка. Ставят его на новый дренажный слой и заполняют пустые места между стенкой и комом почвой, землю уплотняют. Затем растение поливают, опрыскивают и ставят на некоторое время в затененное место.

https://tepka.ru/tehnologiya_7/117.jpg

Рис.4. Перевалка растения

Размножают комнатные растения различными способами. Семенами, которые прорастают при температуре не ниже 25 °С, можно размножить кактусы, цикламены, бегонии. Черенками весной и летом размножают лимон, мирт, традесканцию и др. Отрезками стебля размножают монстеру и др. Делением куста весной можно рассадить папоротники. Наиболее сложный способ — прививка (кактусы, цитрусовые).

Для нормального роста необходимо периодически (раз в 10-14 дней с весны до осени) подкармливать растения питательными веществами. Для этого лучше использовать готовое удобрение для цветов.

Как разместить цветы на подоконнике ?

В размещении растений требуются определенные правила и некоторые идеи. При наличии нескольких растений выбирайте горшки, контейнеры или кашпо одного стиля и цвета. Причем во всем интерьере помещения, а не только на подоконнике. Ритмичность расставленных на одинаковом расстоянии друг от друга растений будет успокаивающе действовать на психику.

Красиво цветущие или растения с пышной зеленой шапкой лучше размещать в одиночестве. Для небольших многочисленных кашпо можно продумать декоративные вертикальные лесенки вдоль оконных проемов или горизонтальные линии при подвешивании (плетистые и свисающие растения).

При наличии небольших растений, условия ухода за которыми одинаковы в режиме полива и освещения, можно разместить в единую цветочницу по всей ширине подоконника. При наличии различных по форме растений лучше организовать несколько уровней, разместив цветочный столик перед окном ниже уровня подоконника.

Размещение цветов на полу

Достаточно высокие и крупные растения можно разместить на полу. Емкость для таких растений должна быть тяжеловесной, чтобы избежать опрокидывания. Для возможности уборки можно использовать низкую напольную подставку.

Интересно будет выглядеть пара растений по обе стороны от двери. Например, в качестве отдельно стоящих экземпляров, могут быть использованы цветущие штамбовые деревца или лианы типа филодендрон и монстера. Это добавит симметрии большому помещению возле двери, привнесет в него частицу сада.

Размещение растений на подставке

Растения с красивыми удлиненными стеблями и ажурными переплетениями лучше выглядят в интерьере на подставках, изготовленных из различных материалов. Сейчас очень много стильных напольных конструкций, подходящих под любой интерьер.

Советы и правила, куда поставить цветы в квартире

Размещение цветов на стенах

На фоне пастельных оттенков стен хорошо выглядят лианы, плющи, различные традесканции. Можно достичь и обратного эффекта: разместить растения со светлыми или контрастными листьями, либо яркими цветами на фоне темных поверхностях стен. Раскидистые растения оживят монотонность стен с вертикальными полосами.

Как выбрать комнатные растения

Выбор стоит остановить на тех представителях флоры, которые будут хорошо сочетаться с общим стилем помещения при наличии достаточного освещения.

Конечно, большинство цветущих комнатных растений являются светолюбивыми. Им будет комфортно только вблизи источников естественного освещения. Это окна, зимние сады, оранжереи.

Ни одно растение не может расти без света, в полной тени. Теневыносливые растения могут быть размещены максимум в 2 м от окон, направленных на север, и не более 3 м от окон, выходящих на другие стороны.

Для очищения воздуха хорошо размещать растения, обладающие противомикробными свойствами. Это олеандр, пеларгония, пятнистая бегония, лимонное дерево и фикус.

Цветущие растения снимают зрительную усталость. Выбирайте цикламены, азалии, изящные орхидеи, миниатюрные розы или огромные монстеры.

Обзаведитесь растениями, чей легкий аромат может улучшить настроение – в больших помещениях они не будут столь навязчивы.

Растения улучшают эстетику помещения, что влияет в лучшую сторону на психологическое состояние детей и воспитывает у них вкус. Забота о растениях прежде всего воспитывает трудолюбие.

Цель: познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями, правилами ухода за комнатными растениями, провести практическую работу – посадить отпрыски хлорофитума в грунт.

Планируемые результаты: освоят правила ухода за комнатными растениями, научаться отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать достижения, научаться докладывать.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, заранее приготовить отпрыски хлорофитума с корнями 2-3см, картинки комнатных растений, слова карточки: с названиями растений для взаимопроверки, видами размножений растений, условиями ухода за растениями; книги “Зеленая аптека РБ”, “Растения Республики Башкортостан”).

(Класс разделить на 4 группы и посадить по группам)

I. Организационный момент.

Дети, вам тепло? (Да)

В классе светло? (Да)

Прозвенел уже звонок (Да)

Уже закончился урок? (Нет)

Только начался урок? (Да)

Хотите учиться? (Да)

Значит, можно всем садиться!

II. Мотивационно-целевой этап. Звучит музыка “Вальс цветов”

Послушайте музыку и ответьте на вопрос:

- Какую картину вы представили прослушав музыку? (Ответы детей)

- Кто догадался о чем пойдет речь на уроке? (О цветах)

- А где мы видим цветы? (В саду, на клумбе, в цветниках и т.д.)

- Вспомните на какие группы ученые разделили все растения? (Растения, которые растут на улице и на растения комнатные)

- Какова роль растений в жизни человека? (Очищение воздуха, эстетическая – радуют нас своей красотой, есть и лекарственные растения)

- Лекарственные травы также собирают и на территории Башкортостана (показ книг “Зеленая аптека РБ”, “Растения Республики Башкортостан”)

- А чем же отличаются комнатные растения от растений на улице? (Условиями жизни)

- А какие же условия необходимы комнатным растениям? (Вода, тепло, солнечный свет, почва – показ слайда 1)

- А почему же иногда и комнатные растения выглядят не лучшим образом? (Потому, что и за ними нужно правильно ухаживать). Слайд 2


1 - Кто догадался, какая же тема урока сегодня? (Как ухаживать за комнатными растениями). Слайд 3


III. Работа по теме урока.

- На сегодняшнем уроке мы научимся ухаживать за комнатными растениями и так же посадим наши отпрыски хлорофитума в грунт.

- Но прежде вспомним названия комнатных растений которые мы изучили на прошлом уроке. (Работа в парах по карточкам). Слайд 4 показать для взаимопроверки.


- А какие комнатные растения есть у вас дома? (Выступление Анаид и Ани, рассказывают о герани и спацифиллуме). Слайд 5 фото с данными растениями.


- Как нужно ухаживать за комнатными растениями? (Слайд 6, 7)



  • Полив.
  • Рыхление почвы.
  • Опрыскивание.
  • Удаление пыли с листьев.
  • Достаточное освещение.
  • Пересадка.
  • Подкормка.
  • Обрезка.

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
Вверх и полетел
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.

- Почему бабочку сравнивают с цветком? (Она яркая, красивая похожа на цветок).

V. Практическая работа.

Роль растений очень важна. Сегодня мы посадим комнатное растение – хлорофитум в грунт, это растение ценно потому, что оно очень хорошо очищает воздух. Чистый воздух - залог здоровья, проблема очищения воздуха мировая проблема, даже 2013 год - объявлен годом окружающей среды, чтобы люди задумались об экологии. Мы с вами поможем очистить воздух нашей комнаты. Вместе посадим отпрыски хлорофитума в землю. Комнатные растения бывают самые различные, по форме листьев, по цвету, по запаху и также по способам размножения. Хлорофитум размножается отпрысками. Все комнатные растения размножаются способами. Слайд 8


  • Стеблевыми черенками.
  • Листовыми черенками.
  • Луковицами.
  • Делением куста.
  • Отпрысками.

Исследовательская работа по теме “Размножение хлорофитума отпрысками”.

(Слайды 9, 10, 11, 12)





  • Познакомились с учителем биологии и побывали в кабинете биологии.
  • Сорвали отпрыски комнатного растения – хлорофитума.
  • Поместили отпрыски растения в воду 30 сентября.
  • Стали наблюдать за растениями. Первые корни зафиксировали 3 октября.
  • На сегодняшний день растения имеют корни от 2 до 4 см и готовы к посадке в грунт.
  • Вывод: таким образом мы познакомились с комнатным растением – хлорофитумом, узнали о размножении растения, провели исследовательскую работу, научились ухаживать за комнатными растениями.

- А сейчас мы все вместе посадим наши растения в землю. (Организованно по группам посадить хлорофитум в землю. К в перчатках, распределить заранее роль каждого: 1 – держит растение, 2 – помогает посадить, 3 – закапывает, 4 – поливает)

VI. Работа в тетради.

- Откройте рабочие тетради и приклейте фотографию хлорофитума.

VII. Рефлексивно-оценочный этап. (Слайд 13)

- Оцените свою работу на уроке?

- Сложно ли ухаживать за комнатными растениями, что нужно для этого?

VIII. Подведение итога урока. (Слайд 14)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие задания вам больше всего понравились?


1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: 1 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования; изд-во “Просвещение”. – М.: Просвещение, 2012.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: 1 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: методическое пособие с поурочными разработками / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012.

Читайте также: