Технологии музыкального воздействия в детском саду картотека

Обновлено: 05.10.2024

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.
В. М. Бехтерев
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Р. Роллан
Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык — музыка.
П.И. Чайковский

В работе педагога-психолога с детьми музыка используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

пробуждению детей после дневного сна поможет : тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Итак, влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

Как уменьшить нервное возбуждение?

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Достоинствами музыкотерапии являются:

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

3. Возможность контроля;

4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыка для свободной деятельности детей

Детские песни

Музыка для пробуждения после дневного сна

Лютневая музыка ХYII века

Музыка для релаксации

Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.

1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения-игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 минут до 45 минут, кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т. к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Музыкотерапия проводится педагогами ДОО в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для организованной, совместной и свободной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Презентация инструктора по физической культуре на тему "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Игровые здоровьесберегающие технологии Зарядка для глаз- Двадцать первый век- век информационных технологий. Организм детей, в том числе детей дошкольного возраста, подвергается.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.

Здоровьесберегающие технологии в ДУ «Реализация личностно-ориентированного подхода в специально организованной форме образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии. Босохождение

Здоровьесберегающие технологии. Босохождение Укрепление и стимулирование здоровья детей является одним из приоритетных направлений деятельности воспитателя с детьми. Важную роль в укреплении.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [/b] Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Картотека Музыкотерапия детском саду Выполнила: Муз.руководитель 1 кв. катего.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Картотека Музыкотерапия детском саду Выполнила: Муз.руководитель 1 кв. катего.

Картотека Музыкотерапия детском саду Выполнила: Муз.руководитель 1 кв. категории Полещук В.Л.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способству.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

В последнее 10-летие дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные подходы к развитию детей. Одним из таких новшеств является музыкальная терапия, позволяющая корректировать поведение, формировать когнитивные и социальные навыки у воспитанников.

Методика демонстрирует высокую эффективность при обучении дошкольников вне зависимости от их возраста и состояния здоровья. Поэтому музыкотерапия в детском саду используется все чаще.

Дети и музыка

Что такое музыкотерапия для детей

Музыкальная терапия является научно обоснованным методом, использующим различные свойства музыки в целях стимуляции чувственных переживаний.

Позитивные эмоции, возникающие у ребенка при прослушивании мелодий, оказывают благотворное влияние на его физиологическое и психологическое здоровье.

Музыкотерапия в основном реализуется посредством прослушивания мелодий, игры на инструментах, пения. Нередко ее методы сочетают с танцевальными упражнениями.

Цели и задачи музыкотерапии в ДОУ

Основной целью использования музыкотерапии в ДОУ является развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевых качеств воспитанников.

Перед педагогом, использующим эту методику, стоит несколько задач:

  • формирование творческих способностей у детей;
  • развитие эмоционального интеллекта;
  • расширение когнитивных возможностей;
  • тренировка общей и мелкой моторики.

Влияние ритма и тональности на организм человека

Основой музыкального произведения является мелодия, выражающая его главную мысль и образ. Она представляет собой комбинацию ритма и тональности, которые оказывают прямое воздействие на эмоциональное состояние и поведение человека.

Музыкальный ритм увлекает за собой сердечный: чем ниже его скорость, тем реже пульс. В этом случае мелодия будет оказывать на организм расслабляющее действие. Напротив, быстрый ритм сопровождается возбуждающим эффектом и формированием отрицательных эмоций.

В обработке тональности участвует лимбическая система мозга, которая отвечает за мотивацию. Минорная мелодия подавляет эмоции, усугубляет депрессивное состояние, ослабляет волю. Напротив, мажорные звуки способны улучшать настроение и воодушевлять человека.

С помощью мелодии можно влиять на физиологические показатели: секрецию гормонов и нейромедиаторов, артериальное давление, восприятие боли. Кроме того, ритмичный звук синхронизирует поведение и мышление людей в группе, а тональность является ключевым компонентом в построении взаимопонимания.

Когда была отмечена эффективность музыкотерапии для детей

Впервые использовать музыкальную терапию в сфере образования предложил в 1940-х гг. американский психолог Эверетт Гастон. Он разработал специализированные учебные программы, которые были утверждены несколькими крупными колледжами и университетами США. Эксперимент оказался удачным, после чего педагоги стали внедрять идеи Э. Гастона в школах.

Спустя всего 10 лет в стране начали работать программы по подготовке специалистов, использующих звукотерапию в детских образовательных и медицинских учреждениях.

Музыкотерапия

Как нужно подбирать музыку по темпераменту ребенка

Выбор музыкального произведения должен зависеть от темперамента слушателя. Спокойному, медлительному ребенку рекомендованы композиции с подвижным темпом.

Из классических произведений подходят вальсы или марши, например:

Активному и импульсивному дошкольнику следует слушать мелодии со спокойным ритмом, способствующим расслаблению и стабилизации эмоционального состояния.

Примером таких произведений являются:

Как используется музыкотерапия в ДОУ

Применение музыкотерапии сегодня является многообещающим направлением дошкольных учреждений. Эта технология помогает эффективно корректировать психофизическое здоровье учащихся в процессе их повседневной деятельности. Педагоги используют музыку для формирования социальных ценностей и созидательных параметров личности у детей раннего возраста.

Основные правила

Ключевым фактором результативности терапии является грамотно составленная музыкальная программа, которая учитывает возрастные особенности и эмоциональное состояние воспитанников.

При реализации подхода педагоги должны использовать все возможные методы, воздействуя на различные функции организма и аспекты личности детей.

Например, для оздоровления и укрепления органов дыхания полезна игра на духовых инструментах, для развития мелкой моторики – на клавишных. При отсутствии у воспитанников навыков самообладания рекомендовано прослушивание спокойной расслабляющей мелодии или естественных звуков природы.

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание играет ключевую роль в формировании речевых функций. Также оно является важным фактором полноценного физического развития ребенка: сильные респираторные мышцы обеспечивают эффективный метаболизм и защиту от патогенных микроорганизмов.

Целью дыхательной гимнастики является формирование навыков управления частотой и глубиной дыхания, что достигается благодаря таким простым упражнениям:

  • выдуванию мыльных пузырей;
  • вдыханию цветочных ароматов;
  • имитации голосов животных;
  • вокализации букв, буквосочетаний и др.

Правильное дыхание также помогает приобрести навыки эмоционального самоконтроля: управляя фазами выдоха и вдоха, можно получить успокаивающий или мобилизующий эффект соответственно.

Фонопедические занятия

Высокоэффективным способом развития голоса, слуха и когнитивных способностей дошкольников считается система фонопедических упражнений российского педагога-исследователя В.В. Емельянова.

Его методика основана на преподавании техники вокала и артикуляционных приемах защиты и восстановления голосового аппарата. Фонопедическая гимнастика способствует формированию чувства ритма, правильного дыхания, навыков звукообразования и интонирования.

Система включает несколько типов упражнений:

Рекомендованные произведения

При подборе музыкальных произведений важно учитывать время суток и характер деятельности детей. Например, в утренние часы воспитанники дошкольного учреждения нуждаются в заряде бодрости, который обеспечивают быстрые и эмоционально насыщенные мелодии.

Напротив, перед приемом пищи или сном им необходимо расслабиться, прослушав тихие, медленные композиции.

Когда воспитанник приходит в образовательное учреждение, он должен ощутить атмосферу благожелательности. Формированию позитивного психологического климата способствуют короткие сбалансированные мелодии, написанные в классическом стиле.

К утреннему прослушиванию рекомендуются такие произведения:

Желательно выбирать динамичные и эмоционально насыщенные произведения, чтобы ребенок обратил на них внимание. Продолжительность одной композиции не должна превышать 5 минут.

Перед сном

Прослушивание медленных, тихих мелодий перед сном способствует расслаблению и быстрому засыпанию.

Терапевты советуют использовать такие произведения:

Вечером перед уходом

Вечером ребенок нуждается в снятии усталости и психологического напряжения.

В этом ему помогут спокойные, тихие мелодии, например:

Если ребенку не нравится никакая музыка

Если ребенок не воспринимает или испытывает стойкое негативное отношение к музыке, рекомендуется использовать различные стимулы:

  • установить доверительные взаимоотношения с воспитанником;
  • привлекать учащегося к планированию программы, что поможет выявить и развить его интересы;
  • провести несколько индивидуальных занятий;
  • поощрять старания и успехи похвалой.

При обучении в группах важно, чтобы ребенок почувствовал себя полноценным участником коллектива. Поэтому необходимо привлекать его к коммуникации с другими детьми.

Вгруппе

В каких случаях музыкотерапия не поможет

В большинстве случаев музыкальная терапия сопровождается позитивными результатами, однако не рекомендуется использовать ее для самостоятельного лечения опасных физических и психиатрических состояний.

Хотя правильно подобранная мелодия ослабляет некоторые патологические симптомы, пациенту может потребоваться медикаментозное или физиотерапевтическое воздействие.

Эффективность выбранного типа музыки может показаться низкой, если терапевт не сможет учесть предпочтения, физическое и психологическое состояние клиента.

Интересные факты о музыкотерапии

Музыкотерапия не знакома большинству людей, однако сегодня она стремительно развивается и применяется в образовании и клинической медицине.

Можно назвать несколько интересных фактов об этой области знаний, которые могут многих удивить:

  1. Профессия музыкального терапевта официально признана в некоторых развитых странах. Чтобы получить право на осуществление этой деятельности, необходимо иметь степень бакалавра.
  2. Специалисты используют только научно обоснованные методы и гарантируют получение оздоровительного эффекта.
  3. Посетить процедуру вправе любой человек вне зависимости от возраста, состояния здоровья, уровня образования. От клиента не требуется владеть специальными знаниями и навыками.
  4. Методика эффективна в коррекции нежелательных психологических состояний, лечении патологий нервной и респираторной системы. Кроме того, она облегчает течение сложных болезней.

В России музыкотерапия признана полезной медицинской практикой, но пока вузы не разрабатывают программ по подготовке профессионалов. Ожидается, что это произойдет в ближайшем будущем.

Музыка – источник особой детской радости. Еще в раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Чтобы детям научиться чувствовать музыку более глубоко, ему необходимо ее пережить, пропустить через себя. В этом ребенку помогут музыкотерапевтические приемы, используемые во время слушания.

(для определения характера произведения)

(для старших дошкольников)

Прослушав музыкальное произведение (это может быть народная, классическая, современная музыка), дети делятся на 2-4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.

(на закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз)

Для ее проведения понадобится игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек, фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.

Музыкальный руководитель поет:

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идем, все идем.

Свою песенку поем, да поем.

Приходите в теремок, в теремок,

Будем печь большой пирог, да пирог.

Задачи: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.

Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это

увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия

музыки, что приносит и нужный психотерапевтический

Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается

придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый

(музыкальная подвижная игра)

На площадке чертится круг. Дети стоят за кругом. Водящий – баба Яга становится в центр круга с завязанными глазами. Дети идут за кругом и поют:

В темном лесе есть избушка

Стоит задом-наперед, (поворачиваются в другую сторону)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,

Словно огоньки горят. (показывают руками)

Ух, сердитая какая! (приседают испуганно)

Дыбом волосы стоят! (вскакивают, поднимают руки вверх, пальцы растопырены)

Читайте также: