Технологии управления детским садом

Обновлено: 05.10.2024

организационно-административные методы управления реализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ДОУ, решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления в ДОУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника;

психолого-педагогические методы направляют коллектив ДОУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы педагогической деятельности;

метод общественного воздействия характеризуется участием педагогов в управлении ДОУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и развитием демократических начал в управлении.

В организации возможны три формы проявления административных методов:

– обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);

– согласительные (консультация, компромисс);

– рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.).

Система административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:

1) воздействия на структуру управления;

2) воздействия на процесс управления.

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

Воздействие на процесс управления – это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личности в частности.

Административное воздействие связано с тремя типами подчинения.

2. Пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений.

3. Осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с максимальным результатом.

Условно среди административных методов управления различают организационно-административные и организационно-распорядитель­ные методы управления.

Характеристика экономических и социально – психологических методов управления.Характеристика социально - психологических методов управления. Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы - человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами. Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды

Процесс принятия управленческих решений в дошкольном образовательном учреждении. Принятие управленческого решения— важнейший этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого управленца. Итогом управленческой и организационной работы является управленческое решение.

Управленческое решение — директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели (т.е. поставлена цель, сформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность).

Виды управленческих решений

Решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются или в обстановке определенности, или в обстановке риска (неопределенности).

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

- по времени управления на стратегические, тактические, оперативные;

- по степени участия специалистов на индивидуальные, коллективные, коллегиальные;

- по содержанию управленческого процесса на социальные, экономические, организационные, технические;

- по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

- по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

- по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

- по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные;

- по сложности: простые и сложные;

- по жесткости регламентации: контурные (приблизительно обозначают схему действия и дают подчиненным широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления), структурированные (предполагают инициативу со их стороны подчиненных лишь в решении второстепенных вопросов) и алгоритмические (практически исключают инициативу подчиненных).

Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, которая выделяет организационные, интуитивные и рациональные решения.

Любое решение связано с человеком, лидером управления, поэтому с психологической точки зрения принятие решения— это всегда критический момент поведенческого акта, связанного выбором, предпочтением (в каком-то отношении) одному варианту действий по сравнению с другими.

Принятие решения можно определить как процесс неслучайного выбора действий. Осуществить выбор — значит отдать предпочтение (в каком-то отношении) одному по сравнению с другим. Результатом процесса принятия решений является само решение. В сущности, решение — это такое ощущение субъекта, что процесс решения закончен и в результате этого он уже знает, как должен действовать, не только знает, что хочет в данной ситуаций, но и приблизительно представляет, каким образом намерен достигнуть этого.

Принимая то или иное решение, руководитель должен иметь в виду двоякий эффект: производственно-экономический и социальный, нравственно-психологический. И оценкой оптимальности принятого им решения являются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы.

Процесс выработки и принятия решений включает в себя следующие этапы:

- выработку и постановку цели;

- изучение проблемы на основе получаемой информации;

- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

- конкретизацию решения для его исполнителей.

Индивидуальные различия принятия решений

Поведение в процессе принятия решения выражает психическую организацию и жизненный опыт руководителя. Оно опосредовано социальными установками, нормами и традициями, господствующими в социуме отношениями, что в значительной степени определяет содержание и стиль принимаемых решений.

В науке выделены следующие индивидуальные стили принятия управленческих решений.

Решения уравновешенного типа свойственны людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Уравновешенность проявляется в том, что выдвижение гипотез и их проверка одинаково привлекают внимание человека. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна.

Импульсивные решения характерны для людей, у которых процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. Это приводит к тому, что процесс принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки. В практической работе импульсивность решений может привести к тому, что руководитель будет стремиться внедрить в жизнь решения, которые недостаточно осмыслены и обоснованы.

Инертные решения— результат очень неуверенного и осторожного поиска. После появления исходной гипотезы ее уточнение идет крайне медленно. Оценки сверхкритичны, каждый свой шаг человек проверяет неоднократно. Это ведет к растягиванию процесса принятия решений во времени.

Рискованные решения напоминают импульсивные, но отличаются от них некоторыми особенностями индивидуальной тактики. Если импульсивные решения перескакивают через этап обоснования гипотезы, то рискованные все же его не обходят, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена какая-то несообразность. В конечном итоге, хотя и с опозданием, элементы построения гипотез и их проверки уравновешиваются.

Решения осторожного типа характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью. Человек, прежде чем прийти к какому-либо выводу, совершает множество разнообразных подготовительных действий. Решениям осторожного типа присуща утверждающая оценка. Осторожные люди более чувствительным к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Их больше пугают ошибки, чем радуют успехи. Поэтому тактическая линия осторожных — избежать ошибок. Для импульсивных, например, характерна противоположная тактическая линия: они ориентируются на успех и менее чувствительны к неудачам.

Методы подготовки и принятия управленческих решений. В качестве методов выработки вариантов решений ис­пользуются:

1. Метод аналогии.

2. Метод эксперимента.

3. Экономико-математические методы.

4. Метод имитационного моделирования.

5. Метод деловых игр.

6. Методы системного анализа.

Наиболее распространенным методом принятия управ­ленческих решений является аналоговый метод, который за­ключается в использовании прошлого опыта.

Особенно эффективно применение аналогового метода принятия решений в условиях использования персональных компьютеров, позволяющих быстро найти аналогичное решение и ознакомиться с его содержанием.

Метод эксперимента состоит в проверке вариантов решения на практике и оценке их результатов. Этот метод применим только в тех случаях, когда он не угрожает нанесением серьезного ущерба объекту управления.

В случаях простых управленческих задач, для решения которых выявлены основные факторы, представляется воз­можным построение экономико-математических моделей, состоящих из системы уравнений и неравенств, отражающих существенные связи, количественные соотношения и ограни­чения при решении задач. При таком подходе может быть найдено оптимальное решение, которое обеспечивает выбор наилучшего варианта на основе определенного критерия.

В зависимости от формы взаимосвязи между исходными данными и искомыми величинами различают программирование линейное, нелинейное, динамическое. Для установления зависимостей между элементами эко­номико-математической модели применяются различные ста­тистические и вероятностные методы, например, методы корреляционного, регрессионного, статистического анализа, теории массового обслуживания и т. п.

Для решения задач в условиях многовариантности и не­определенности применяются также методы имитационного моделирования, деловых игр и системного анализа. Имитационное моделирование заключается в построении модели исследуемого объекта, отражающей наиболее важ­ные для целей исследования его стороны. Построенная модель используется для изучения поведения исследуемого объекта во времени при помощи осуществляемых на этой модели экспериментов, позволяющих определить оптимальное решение.

Деловая игра представляет собой саморегулируемую имитационную модель изучаемого объекта (задачи, ситуа­ции). По правилам игры в ней участвуют несколько сторон, каждая из которых включает одного или группу лиц. Участ­вующие стороны, имеющие разные цели, должны в резуль­тате проведения игры найти взаимоприемлемое для всех сторон решение.

В отличие от экономико-математического моделирования деловая игра не имеет возможности выразить в количествен­ных параметрах оптимальность получаемого решения. Одной из главных задач деловой игры является выявление и учет в процессе поиска решения различного рода зависимостей. Под игрой понимается деятельность, отражающая, вос­создающая другие ее виды.Она осуществляется в изменен­ных по сравнению с действительностью условиях. Деловая игра является имитационной моделью, предназначенной для изучения процессов функционирования социально-эко­номических систем.

Методы системного анализа представляют собой совокуп­ность формализованных и логических методов и приемов, позволяющих осуществить анализ и синтез сложных систем, в том числе и систем управления в социально-экономических системах. Сферой применения системного анализа является реше­ние новых, неизвестных ранее задач, для которых отсутству­ют отработанные способы их решения. В системном анализе проблемы, подлежащие решению, различаются по степени их структуризации, под которой понимаются:

Заведующий в системе управления дошкольным образовательным учреждением: модели и факторы, определяющие лидерство руководителя.

Управление дошкольной организацией может быть эффективным только тогда, когда все его элементы упорядочены и соответствуют современным требованиям. А последние, как известно, быстро меняются. Работа в инновационном режиме делает необходимым поиск новых решений в вопросах администрирования. Предлагаем вашему вниманию 7 подходов, которые способствуют развитию ДОУ.

ВложениеРазмер
upravlenie_doshkolnoy_organizatsiey_mozhet_byt_effektivnym_tolko_togda.docx 27.02 КБ
prilozhenie.doc 253 КБ

Предварительный просмотр:

Управления образованием администрации

Красноармейского муниципального района

Современные управленческие технологии

(методические рекомендации для руководителей ДОУ)

Управление дошкольной организацией может быть эффективным только тогда, когда все его элементы упорядочены и соответствуют современным требованиям. А последние, как известно, быстро меняются. Работа в инновационном режиме делает необходимым поиск новых решений в вопросах администрирования. Предлагаем вашему вниманию 7 подходов, которые способствуют развитию ДОУ.

Подход №1 – системный . Системный подход в развитии дошкольного образования является основой реализации программы ФГОС. Он предполагает акцент на процесс принятия управленческих решений на каждом уровне организации. Все системы, отделы и звенья в ДОУ связаны между собой коммуникационными каналами, которые позволяют избежать единоначалия в принятии управленческих решений и делать их более эффективными.
Основная задача руководителя организации в рамках данного подхода – обеспечить открытость, адаптивность и развитие образовательной системы в соответствии с принципом системности.

Подход №2 – процессный (функциональный). Управление ДОУ – это система взаимосвязанных между собой функций, а каждая функция представляет собой серию из определенных действий. Их последовательное выполнение обеспечивает успех деятельности ДОУ. То есть управление представляет собой иерархическую структуру процессов, обеспечивающих функционирование организации.

Функции управления, в рамках этой концепции, следующие:

принятие управленческих решений;

оценка и контроль.

Функциональный подход определяет основы для принятия управленческих решений и способы их реализации.

Подход №3 – интегративный . Его основу составляют знания, умения, навыки и компетенции руководителя, а также кадрового состава. Открытый стиль педагогической коммуникации, партнерское общение между членами коллектива, родителями и воспитанниками создает положительный микроклимат в ДОУ.

Одним из важных требований профессиональных стандартов к педагогическим сотрудникам является коммуникативная компетентность. Однако даже опытные воспитатели сталкиваются с трудностями в построении коммуникационного процесса. Основная из них связана с налаживанием контакта с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Для эффективной организации коммуникаций в работе с детьми и родителями, воспитатели и руководители ДОУ проходят курсы повышения квалификации и переподготовки .

Подход №4 – личностно-ориентированный . Руководитель использует его как в организации образовательного процесса, так и в системе взаимодействия с кадрами.

факторах мотивации сотрудников;

удовлетворенности воспитателей условиями труда;

сформировавшемся в ДОУ микроклимате;

эффективных стилях руководства и т.п.

Выделяют три стиля руководства – либеральный (отсутствие инициативы со стороны руководителя), авторитарный (руководитель – абсолютный лидер) и демократический (управление при взаимодействии с коллегами). Заведующий должен уметь использовать каждый из них в соответствии с ситуацией.

Подход №5 – деятельностный . Рассматривает управление как вид деятельности, включающий следующие компоненты:

объект и субъект;

действия, способы и средства достижения цели;

контроль и оценка результатов.

Говоря о категории деятельности, Л.С. Выготский выделяет два ее аспекта в педагогической деятельности: инструментальная структура деятельности и взаимоотношения с другими людьми.

Подход №6 – ситуационный подход . Основным принципом управления, согласно данного подхода, является ситуация. То есть управленческие решения руководителя должны опираться на конкретные обстоятельства.

Ситуационный подход в управлении ДОУ предполагает:

Анализ образовательной деятельности и определение дефектов ее реализации.

Оценка результатов деятельности.

Прогнозирование развития образовательной деятельности ДОУ

Прогнозирование осуществляется на основании конкретных воспитательных ситуаций с помощью методов педагогической диагностики.

Подход №7 – управление по результатам . Управление по результатам предполагает систему, при которой для каждого сотрудника или группы определены показатели результативности. Руководитель и подчиненные ставят цели и задачи деятельности и согласовывают их. Это помогает более осмысленно и целенаправленно подходить сотруднику к собственной деятельности, находить наиболее эффективные способы реализации поставленных целей.

Управление по результатам осуществляется на трех уровнях:

оценка качества и полноты услуг, оказываемых ДОУ;

диагностика удовлетворенности родителей результатами деятельности.

В качестве результатов могут выступать такие целевые показатели, как здоровье, уровень социализации и формирование ценностных ориентиров, уровень развития в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями и др.

Таким образом, современная система управления ДОУ требует от руководителя комбинированного использования как базовых, так и инновационных подходов в управлении. Применяя их, заведующий ДОУ опирается на принципы эффективной научно-методической деятельности, учета инновационных процессов в образовании, формирования кадрового потенциала, обеспечения условий для реализации ФГОС и др.

Технология формирования индивидуального стиля управленческой деятельности руководителя.

Развитию индивидуального стиля управленческой деятельности способствуют технологии:

В настоящее время экономика функционирует принципиально новых условиях, которые требуют от организаций в независимости от формы собственности в конкурентной борьбе доказать свое право на существование путем формирований на рынке новых технологий. В двадцать первом веке все больше внимания уделяю различным аспектам инновационного развития отдельных хозяйствующих субъектов, также приходит осознание того, что инновационное развитие выступает в качестве важнейшей составной части экономического развития.

Повышение качества системы управления предприятия может быть достигнуто вследствие проведения исследовательских процедур показателей деятельности, включая в себя исследование, как управляемых систем, так и управляющей подсистемы, а именно проведение исследований и анализа внутренней и внешней среды предприятия, производственных и сбытовых процессов, финансового состояния, качественного состава персонала, системы маркетинга.

Как и любая другая система, система управления предприятием включает в себя совокупность элементов, объединение которых можно провести в целях функционирования, при этом очень важно выделить субъекты и объекты управления, основных элементов системы управления. Каждый элемент необходимо исследовать для того, чтобы выполнить обеспечение целостности исследования системы управления.

Рисунок 1 Обобщенная схема управления[2, с. 90]

Для процесса управления характерно наличие иерархической структурой, которая также может включать несколько подуровней по следующим направлениям деятельности (производственная деятельность, сбытовая политики, мероприятия по снабжению, финансовая политика и др., которые в свою очередь могут включать совокупность соответствующих подпроцессов.

Повышение роли инноваций в современных условиях способно предопределять процессы. связанные с активизацией инновационной деятельности предприятий на основании повышений степени эффективности производства, осуществления перспективных научно-исследовательских разработок и реализации инновационных программ.

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления относительно характера управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации (ДОУ). Стало очевидно, что совокупность проблем по обучению, воспитанию, развитию детей дошкольного возраста можно довольно успешно решить успешно только в процессе совершенствования системы управления, на основании использования научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных организаций, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

Существование изменений в сфере образования невозможно при наличии устаревшей системы управления, но и процесс по обновлению системы управления требует определенного временного промежутка.

В качестве одного из путей повышения эффективности управления дошкольной образовательной организации выступает процесс по внедрению в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности является довольно сложным процессом, который непосредственно связана с постоянным обновлением и совершенствованием содержания, системы методов, средств, технологи управления, что, в конечном итоге, способно повлиять на качество педагогического процесса.

Инновационная деятельность непосредственно связана с поиском и реализацией инноваций в целях расширения ассортимента услуг и повышения их качества, совершенствований технологии и организации предоставления услуг.

Инновационная деятельность включает:

- процессы по выявлению проблем организации;

- осуществление инновационных процессов;

- организацию инновационной деятельности [1, с. 29].

Современные экономические условия требуют, четкого и полного определения финансовых ресурсов, универсального для любой экономической системы. Вся совокупность финансовых ресурсов организации как внутренних, так и внешних исходя от временного промежутка, в течение которого они находятся в собственности коммерческой организации может быть разделена на краткосрочные (менее чем один год) и долгосрочные (более чем один год). Это деление является достаточно условным, а масштабы временного интервала находятся в зависимости от финансового законодательства страны, правил по ведению финансовой отчетности. В качестве одного из путей повышения эффективности управления дошкольной образовательной организации выступает процесс по внедрению в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности является довольно сложным процессом, который непосредственно связана с постоянным обновлением и совершенствованием содержания, системы методов, средств, технологи управления, что, в конечном итоге, способно повлиять на качество педагогического процесса.

- существуют сомнения в необходимости использования;

- есть определенные сомнения в возможностях применения;

- данное направление вызывает интерес;

- существует уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;

- свой ответ[4, с. 34].

Крайне важно, чтобы цели, которые определяет руководитель ДОУ, предоставляли возможности для получения более высоких результатов при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение будет расценено как успешное, если оно позволило провести решение тех или иных конкретных задач дошкольного образовательного учреждения.

Руководителю нужно учитывать совокупность индивидуальных качеств участников инновационного процесса, показатели их профессионального уровня, совокупность организаторских навыков, умений, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительным педагогическим нагрузкам.

Инновации в управлении могут позволить поднять на более высокий уровень планирование, организацию и совокупность других управленческих функций руководителя, способствуют развитию органов самоуправления в ДОУ, совершенствую организационную структуру дошкольной организации и т. д., что формирует благоприятные условия, которые способствуют профессиональному и творческому росту педагогов положительно, влияют на показатели качество образовательного процесса, повышают конкурентоспособность дошкольной организации.

Проведение оценок эффективности взаимодействия ДОУ с семьей в рамках внедрения инноваций в систему управления, нужно проводить при использовании обобщенных оценочных показателей, которые включают на целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Для анализа и конкретизации результатов можно использовать данные анкетирования родителей и педагогов, наблюдение. Целесообразно проводить работу с группой родителей, уделяя больше времени индивидуальной форме учитывая показатели разноуровневости педагогической подготовки родителей. Применение дифферецированных подходов к работе с родителями будет способствовать повышению педагогической компетентности, а также налаживанию партнерских отношений.

Также можно предложить проведение мастер классов педагогов Опыт работы по созданию развивающей среды в группах ДОУ.

С педагогами детского сада проводят мероприятия с использованием интерактивных методов работы: деловые игры, тренинги, семинар, мастер-класс, на которых происходит закрепление и уточнение знаний педагогов.

Также следует проводить работу, которая связана с решение конкретных задач, которые затрагивают вопросы здоровья и развития детей: сохранения и укрепления здоровья детей; социализации личности ребенка; коррекционной работы по решению проблем личностного развития детей.

Для решения конкретно определенной задачи организуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями: родительские собрания, как общие, так и по группам. Компонентами процедур проведения собрания выступает комплексное представление результатов детской деятельности; организация выставок детских и семейных творческих работ.

Также можно предложить внедрение консультаций для молодых родителей для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада. Их также можно проводить проводятся как совместно с детьми, так и без детей. Цель консультаций: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам нервно - психического развития детей раннего возраста.

Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации необходимо провести создание условия, для игровой деятельности детей при использовании различных макетов побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации.

Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее. Поведение может иметь любые другие формы проявления, однако всегда следует искать мотив поведения.

Несмотря на то, что для мотивационной структуры характерна определенная стабильность, она может меняться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, а в процессе его воспитания, образования и пр.

Поэтому мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий[3.

В Детском саду возможности материального стимулирования педагогов являются крайне ограниченными. Низкие зарплаты приводит к тому, что многие вынуждены осуществлять поиск дополнительного заработка, перегружать себя либо в образовательном учреждении, либо за ее пределами. Результатом стать значительное сокращение показателей производительности и эффективности педагогического труда. Понятно, что решение данной злободневной проблемы лишь в самой незначительной степени зависит от руководителя. Однако возможности существуют и у него. Известно, что зарплата может быть увеличена пропорционально нагрузкам педагогов. Существует возможность повышения ее с повышением разряда, который присваивают по итогам аттестации.

Иногда могут возникать возможности по дополнительному поощрению лучших педагогов за счет фондов руководителей, которые образуются по результатам коммерческой деятельности, и таким образом, хоть как-то материально стимулировать более высокое качество труда.

Внедрение ИКТ по методическому сопровождению педагогов в ДОУ посредством новых форм может позволить:

- вести документацию старшего воспитателя, педагогов в формате ИКТ;

- проводить интернет-рассылку педагогам посредством электронной почты методических материалов, консультаций, электронных каталогов, информации относительно конкурсного движения и повышения квалификации и т. д. также будет значительно способствовать процессам самообразования педагогов;

- организация обучающих вебинаров для педагогов, курсов повышения квалификации – в данном случае педагогам предоставиться возможность повышения квалификации без отрыва от производства;

В ДОУ необходимо также введение рейтинговой системы оценки достижений педагога. В рейтинг достижений подлежат включению показатели результативности профессиональной деятельности педагога, количество участия педагогов и их воспитанников в различных методических мероприятиях на протяжении определенного периода времени, осуществление дессиминации педагогического опыта на разных уровнях. Такая система может предоставить возможности не только для создания здорового соревновательного момента, но и будет способствовать процессу по определению педагогами достигнутых высот и формированию дальнейших возможностей профессионального роста.

Правильно организованная работа в сфере обеспечения безопасности труда способна повысить дисциплинированность работников, что, в свою очередь, ведет к повышению производительности труда, снижению количества несчастных случаев, поломок оборудования и иных нештатных ситуаций, то есть повышает в конечном итоге эффективность производства.

Программа улучшения условий и охраны труда в год включает следующие мероприятия:

- мероприятия, связанные с обеспечением работников совокупностью сертифицированных средств индивидуальной защиты, спецодежда, обувь, инструмент;

- мероприятия в сфере технического перевооружения оборудования;

- мероприятия, связанные с привлечением охранных предприятий для обеспечения безопасности персонала и соблюдение правил внутреннего распорядка;

- мероприятия, связанные обеспечение содержания производственных и бытовых помещений на основании требований санитарных и строительных норм и правил;

- направления по улучшению эргономики и культуры труда.

Наличие информационного обеспечения и обратной связи в сфере вопросов профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма в ДОУ можно осуществлять на ежедневных планерках руководителями подразделений, на ежеквартальном собрании трудового коллектива, регулярном административном обходе подразделений и путем организации личного приема сотрудников руководством организации.

Активная работа связанная с улучшением условий и охраны труда в организации предоставит возможности сотрудникам в уверенности их безопасности на рабочем месте, а также в том, что в случае возникновений профессиональных заболеваний или травм они будут социально защищены.

В рефлексивной части управленческого проекта нужно провести корректировку, внести ряд изменений, подвести итогов, определить дальнейшее направление стратегии управленческого воздействия на повышение эффективности функционирования ДОУ.

Инновационный подход к планированию праздников в детском саду компенсирующего вида

Инновационный подход к планированию праздников в детском саду компенсирующего вида В начале каждого учебного года перед музыкальным руководителем стоит не простая задача: выбрать идеи, сюжеты, сказки, по мотивам которых.

Песня-переделка заведующей детским садом Песня заведующей детским садом. (на мотив "Я не могу иначе" В. Толкуновой) Автор текста - Юлия Банникова Наша заведующая будет ее исполнять.

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. (Слова.

1. Введение. Современное требование к образованию меняют позицию современного руководителя дошкольной организации как управленца. Ведь в современном мире основным вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Для повышения качества образования, поднятия имиджа упреждения, его конкурентоспособности является внедрение в педагогическую практику инновационных технологий управления, направленных на обновление дошкольной организации, а так же инновационной методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. Возникает вопрос, какую технологию управленческой деятельности эффективно и грамотно современный руководитель может использовать для повышения качества образования? Ведь общая стратегия задается государством, социумом, учредителем и является стартовой точкой для определения стратегии - программы действий, приоритетной для достижения основной цели развития учреждения. Одним из эффективных средств решения данной задачи, является метод проектирования, как форма планирования и организации работы, влияющая на повышения качества образования.

Актуальность На сегодняшний день в образовательных организациях устаревшие методы управления на основе традиционных методов, не адаптированных под современные требования государственных стандартов и социального заказа родителей воспитанников дошкольной организации. Большинство руководителей дошкольных организаций еще "советской закалки", когда система работала" сказал-сделал", а современный мир диктует другие условия, отталкиваясь от заказчика. Так же не малую роль играют педагоги, которые не объединены единой целью организации.

Новизна проектного управление в дошкольных организациях не имеет широкого распространения, что является принципиально новой организационной технологией управления. Она заключается в том, что определены объективные направления и этапы внедрения управленческих инноваций, доказана их необходимость для повышения эффективности управления ДОУ и повышения качества образования.

Гипотеза проекта: Внедрение проектной деятельности в управленческую деятельность руководителя ДОУ будет успешным при реализации следующих условий:

  • заинтересованность руководителя в конечном результате;
  • мотивированные педагоги в достижении цели;
  • организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов и компетентности родителей (законных представителей);
  • вовлечение в проект социальных партнеров, специалистов и родителей (законных представителей);
  • планомерная работа по укреплению материально-технической базы;
  • диссеминация педагогического опыта;
  • получение обратной связи от всех участников проекта.

Срок реализации проекта: 5 лет

База: ГБДОУ детский сад №2 общеобразовательного вида Кронштадтского района Санкт-Петербург.

Участники проекта: руководитель, педагоги, специалисты, родители и социальные партнеры.

Цель проекта. Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения проектной деятельности для повышения качества образования дошкольной организации.

Основные задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать информационные источники по проектной деятельности в управлении организации.
  2. Создать условия для организации команды единомышленников.
  3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей.
  4. Организовать единое образовательное пространство для решения поставленных задач.
  5. Повысить мотивацию качества образования.
  6. Разработать материально-техническую базу.
  7. Формировать образовательное пространство в соответствии с государственными стандартами.
  8. Вовлечь социальных партнеров и родителей для реализации проекта.
  9. Распространять педагогический опыт.

2. Этапы реализации проекта

I этап предполагал выявление инновационных потребностей ДОУ, подбор и анализ методической, справочной информационной базы по методу проектной деятельности в управлении ДОУ, формулирование идей и возможностей реализации проектной деятельности в ДОУ, планирование этапов работы;

II этап: Создание коллектива единомышленников, вовлечение социальных партнеров и родителей в проект, создание материально-технической базы и образовательного пространства.

III этап: мотивация и стимулирование педагогических работников к проектной деятельности.

IV этап: разработка презентационных материалов; обобщение опыта работы на районном региональном и российском уровнях.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Повышение качества образовательного процесса и научно-методической работы в ДОУ.
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов и родителей.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в районе, регионе и России.
  • Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды.
  • Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие расширение партнерских связей.

4. Перспективы дальнейшего развития проекта. Участие ДОУ и отдельных педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения опыта проектной деятельности; расширение форм работы с социальными партнерами и родителями; дальнейшее укрепление материально-технической базы; обобщение опыта работы на районом, региональном и российском уровнях.

5. Предполагаемый продукт: Создание "портфеля" проектов для повышения качества образования.

Предлагаемый проект является результатом деятельности коллектива ДОУ под моим руководством, которые заинтересованы в развитии организации и желают реализовывать его перспективы и возможности. Наш коллектив продолжим дальнейшую работу по реализации данного проекта. Нас цели вдохновляют и "крылья" нам дают, мы сад наш развиваем и идем правильной дорогой в современном обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о технологиях управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Технология управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения

Надо отметить, что научно-теоретический аспект по этому вопросу достаточно широко представлен работами и монографиями различных современных авторов, как российских, так и зарубежных (Б.Н. Герасимов, В.В. Морозов, У. Райс-Джонстон, С.О. Календжнян и др.)

По нашему мнению, на сегодняшний день развитие управленческих технологий связано с потребностью быстрого и эффективного тиражирования новых видов деятельности и подходов к организации деятельности, которые призваны обеспечить передачу информации на основе современных научных данных, т.е. внедрение инноваций.

Мы попытались определить для себя ключевые понятия через призму прикладного характера.

Можно много и пространно говорить об управленческих технологиях, используя их различные классификации, но мы хотели бы остановиться на двух аспектах, которые на наш взгляд более актуальны, практико-ориентированы и внедряются нашей управленческой командой.

Это технология управления проектами и кадровая политика, реализуемая посредством, так называемых, социальных, человеко- ориентированных технологий, в рамках системного подхода в управлении.

Если говорить о технологиях управления, направленных на продвижение учреждения в целом, с учетом ориентации на потребности и запросы общества (родители, дети, система образования муниципалитета), то конечно необходимо уделить внимание технологии управления проектами.

Технология управления проектами. В нашем понимании, проект – это уникальный комплекс взаимосвязанных работ или мероприятий, направленных на создание продукта или услуги в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству результатов.

Таким образом, проектное управление – это не просто качественный менеджмент, это целенаправленный комплекс взаимосвязанных действий, ориентированных на результат.

Наиболее очевидный способ сделать свой проект более управляемым и эффективным – это разбить процесс его исполнения на последовательные этапы с указанием дедлайнов (контрольных сроков).

Рис. 1 Схема проектной технологии управления.


- проект по билингвальному развитию дошкольников, который находится на этапе активной реализации;

- проект по созданию единой цифровой образовательной среды, позволяющей осуществлять процесс преемственности между детским садом и школой более эффективно; данный проект находиться на стадии разработки и внедрения.

Однако, необходимо отметить, что несмотря на все достоинства проектной структуры управления, существуют и недостатки такого подхода. В первую очередь, это переходный период. Требуется определенное время для того, чтобы команда проекта сработалась и выполняла свои функции, как слаженный механизм.

Для более продуктивной работы, на наш взгляд, целесообразно использование социальных управленческих технологий в рамках системного подхода к организации управленческой деятельности.

На наш взгляд, деятельность учреждения становится эффективной, если работа носит командный характер. И в команде каждый четко знает область своей компетенции и сферу своей ответственности.

Команда, в нашем понимании, – это коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи. Как показывает практика нашего учреждения, такой вариант работы более эффективен по сравнению с традиционным администрированием, которое функционирует по схеме: прямое указание руководителя – исполнение – контроль.

В нашем учреждении работа в команде направлена, в деловом и в человеческом аспектах так, чтобы каждый член команды привносил свои ноу-хау, опыт и увлеченность. В многообразии мнений и групповой динамике рождаются новые идеи.

На рисунке представлена структура кадрового ресурса нашего учреждения.

Рис. 2. Структура кадрового ресурса ДОУ.


Теперь обозначим составляющие нашей управленческой технологии (расположены не в иерархической последовательности, а перечислением):

1. Делегирование полномочий. Делегирование полномочий позволяет каждому работнику заниматься стратегией своего дела, вместо того, чтобы решать одни оперативные задачи. Передача полномочий стимулирует персонал к проявлению инициативы и ответственности, в результате чего обеспечивается быстрая реакция на изменения условий, одновременно возрастает уровень мотивации.

2. Достаточное информирование. Информируя сотрудников в правильный момент времени, т.е. вовремя, в достаточном объеме и не только внутренней информацией учреждения, но более широким спектром информации, можно формировать доверительную партнерскую атмосферу и прогнозировать деятельность сотрудников, как ответную реакцию на информацию.

3. Правильное целеполагание. Цели и задачи должны быть конкретными, подробными, понятными и реально выполнимыми, с обозначением сроков исполнения.

4. Обязательная обратная связь, как система контроля и мотивации. Сотрудники должны сразу получать отзыв об успешности или неуспешности их работы. Признание успехов приводит к закреплению позитивного результата как нормы деятельности и сохранения темпа работы. Следует отметить, что и негативная обратная связь помогает в работе над ошибками, но если она оформлена как конструктивная критика.

Так, например, мы считаем что, к процессу формирования имиджа учреждения причастны не только педагогические работники. Вовремя почищенный от снега двор, исключительная чистота, вкусные блюда играют колоссальную роль в шкале критериев оценки эффективности работы учреждения.

6. Развитие и мотивация персонала.

Как правило, должностные инструкции ограничиваются описанием общих положений и задач. На наш взгляд, необходимо формировать определенный профиль требований к лицу, занимающему какую-либо должность. Профили требований могут дополнять должностные инструкции, описывая при этом конкретные требования к работе (компетенции, квалификацию, отдельные способности и личностные качества). И зная те параметры, которые не соответствуют заданным требованиям можно планировать траекторию развития педагогических кадров.

Согласитесь, вряд ли вы сочтете целесообразным сотрудничество с работником, у которого главный мотив работы в учреждении – это близкое территориальное расположение ДОУ к месту его жительства.

И говоря о мотивации, на наш взгляд, необходимо строить управленческую работу с ориентирами в большей степени на формирование внутренней, а не внешней мотивации.

Рис. 3 Составляющие управленческой технологии.


Вашему вниманию были представлены некоторые аспекты технологии управленческой деятельности нашей команды. Мы открыты для того, чтобы перенимать опыт успешных управленцев в сфере образования, и надеемся, наш опыт также будет полезен.

Читайте также: