Технология бусоград в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Бусы… Как много мы о них знаем, как мало мы о них знаем! Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творческих способностей.

Я решила попробовать эту методику в своей работе. Мы с моими ребятами находимся только в начале пути этой интересной и увлекательной истории…

Важным и неоценимым помощником данной методики является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Работу нужно начинать со знакомства с бусами. Пусть дети расскажут о цвете, определяют форму бусин, размер бус по отношению к другим (методом сравнения)
На следующем этапе мы с ребятами попробовали водить хоровод и в руках у них были бусы. Зачастую, детям трудно ходить хороводным шагом по кругу, ребята постоянно тянут руки друг друга, круг получается неправильной формы. А это упражнение позволяет, чтобы круг был не растянутым. На начальном этапе ребятам было непонятно, трудно, но постепенно у них стало получаться. Сейчас мы с вами тоже попробуем.

….Вообще перед началом игр и упражнений с бусами можно придумать некое сказочное предисловие, чтобы это впоследствии стало как традицией… ну например.

В прекрасном городе Бусограде живет сказочная фея Бусинка, она любит яркие, красивые, цветные бусы. Она придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники. Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.

Хороводый шаг с бусами (Это упражнение развивает координацию, ориентацию в пространстве, вызывает желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях).

А сейчас фея Бусинка принесла волшебную шкатулку с бусинами. Игра называется "Бусы и шкатулочка" ее можно использовать в качестве пальчиковой игры на муз. занятии, она способствует развитию мелкой моторики, воображению.

Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.

"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?" Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.

Звучание музыки различных жанров позволяет детям выкладывать из бус различные образы, которые соответствую характеру произведения, придумывать свои сказочные истории. А это будет интересно всем и старшим и младшим.

Надеюсь, что мой опыт окажется полезным в вашей педагогической работе. И вы, однажды возьмете бусы, устроитесь поудобнее и начнете создавать свои картины и творить чудеса. Спасибо за внимание!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей

основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка.

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Однако, в последние годы наблюдается рост числа дошкольников , имеющих речевые отклонения, которые отрицательно влияют на все психические функции, и отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

В разы выросло число детей дошкольного возраста не умеющих грамотно и правильно выразить свои мысли; построить диалог на определенную тему, не умеющих поделиться с другими новой для них информацией и быть понятыми.

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе и комфортного общения с окружающими, поэтому ф ормирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, это возможно посредством разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.

Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладение письмом.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Было замечено, что у большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Дети с общим недоразвитием речи моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по мостику и т.д. Плохо подражают при имитации движений. Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физической культуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.

Дети с общим недоразвитием речи отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Сегодня помощь детям с ОНР, является одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения.

Контингент воспитанников группы с общим недоразвитием речи формируется из числа детей, прошедших психолого-медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в специализированной группе.

Дети с общим недоразвитием речи имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи.

В течение учебного года специалисты учреждения – учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный и физкультурный работник, а также воспитатели в рамках подгрупповой и индивидуальной работы выявляют особенности развития каждого ребенка, разрабатывают индивидуальную коррекционно-развивающую программу, обеспечивают необходимые условия для компенсации имеющихся у ребенка нарушений, обучают родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком. В детском саду разработана своя программа для детей с нарушениями речи, с помощью которой применяются в основном игровые и развивающие методики.

Выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста.

Совсем недавно мы узнали и увлеклись необычной технологией, которая содержит в себе все выше перечисленные задачи и с которой нам хочется поделиться с вами.

В этой методике 5 ступеней и для каждого возраста разработаны специальные упражнения и игры с бусами.

Как много мы о них знаем, как мало мы о них знаем! Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный, безопасный и эстетически притягательный дидактический материал.

При виде бус у каждого ребенка, у каждой женщины загораются глаза – хочется их взять, потрогать, покрутить, примерить…

При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации, мелкой моторики рук и, конечно же творческих способностей. Помимо этого, ребенок на практике постигает такие понятия, как: цвет, форма, размер, закрепляет навыки пространственной ориентировки, сенсорных эталонов, развивает память, воображение, мышление, речь.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладение родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Общеизвестным является факт, что мелкие движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения работы пальцев стимулируют работу мозга.

В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики как пальчиковые игры и упражнения с предметами.

Использование упражнений с таким предметом как бусы оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

Мы вам предлагаем использовать бусы в своей работе и хотим показать, как с помощью такого обыденного, но одновременно интересного предмета из гардероба женщины, можно развивать мелкую моторику рук и тем самым добиваться коррекции речи у детей дошкольного возраста.

- в непосредственной образовательной деятельности, в том числе и в художественно-творческой деятельности,

- на логоритмических занятиях,

- в праздниках и развлечениях

- в самостоятельной деятельности детей.

Дети охотно работают с этим материалом, через довольно непродолжительное время осваивают основные приемы и, затем их фантазию бывает трудно унять.

Для повышения ребенком выполнения упражнений мы предлагаем сочетать работу с бусами с проговариванием или пропеванием коротких песенок, четверостиший или скороговорок.

Многие дети с речевыми нарушениями испытывают дискомфорт в отношениях со сверстниками. И здесь тоже приходят на помощь наши старые знакомые – бусы. Ведь невозможно, не общаясь построить общий дом, или сказочную полянку, или же опуститься на морское дно.

Интересен вариант этой игры, когда ребенок отгадывает, что пытался изобразить его сосед. В процессе уже одной этой игры обогащается словарь ребенка.

Дети с удовольствием используют данную технику в самостоятельной деятельности.

И, конечно же нельзя не отметить релаксирующий эффект от занятий с бусами. Здесь еще одним неоценимым помощником является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Нами замечено, что в процессе работы с бусами многие дети с проблемами спастического состояния верхних конечностей (контрактур) гораздо легче и быстрее преодолевают эти сложности. Спастичностью или спастикой называют двигательные нарушения, причиной которых является повышенный тонус мышц. При нормальном состоянии мышечная ткань эластична и сгибание или разгибание конечностей происходит без всякого труда. Когда при сгибании и разгибании чувствуется сопротивление мышц, это говорит о повышении их тонуса. В результате игр с бусами у ребенка формируется пластичная, выразительная рука, так необходимая нам в музыкально-ритмическом движении.

I этап. Подготовительный.

Работу начинали со знакомства с бусами. На данном этапе дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения), работаем как с отдельными бусинами (под пристальным присмотром взрослого), так и со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.

II этап. Конструктивный .

На данном этапе работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.

III этап. Творческий.

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам. А также составление цифр и обыгрывание звуков, выкладывание с помощью бус простых слов (для подготовительных к школе групп) . А также совместное придумывание с детьми стихов на заданный звук или нахождение слов, начинающихся с выложенной из бус буквы.

Данная технология позволяет педагогу не останавливаться на разработках Майи Ивановны Родиной, которая, по ее словам, сама продолжает находиться в творческом поиске в придумывании новых форм работы с бусами, новых поэтических строк, которые помогут ребенку применять в своих играх с бусами, а идти дальше и проявлять свои творческие способности, придумывая интересные речевые упражнения и четверостишия к ним.

Задачей взрослых является помочь ребенку начать полноценно использовать возможности ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.

Цель: разогреть ладони

Атрибут: крупная бусина, бусы на нитке

Ребенок зажимает между ладонями крупную бусину, катает ее, с легким нажимом и проговаривает слова:

Бусинку в руках катаю и ладошки согреваю,

Очень быстро я катаю, никогда не замерзаю!

Ребенок зажимает между ладонями нитку бусин и катает ее с легким нажимом, проговаривая слова:

Бусы мы в руках катаем и ладони согреваем,

Очень быстро мы катаем никогда не замерзаем.

Цель: развитие координации захвата мелких предметов двумя пальцами

Атрибуты: красивая шкатулка, бусины большого диаметра на подносе

Ребенок должен поднять бусину большим пальцем и мизинцем и положить в шкатулку. Упражнение выполняется сначала одной рукой (ведущей), затем другой рукой и двумя руками одновременно.

Пальцы помогают маме

Старший пальчик и меньшой

Поднимают груз большой

Упражнение усложняется: на поднос выкладываются бусины разного диаметра. Сначала выполнить ведущей рукой, затем другой и двумя одновременно (при этом бусины могут быть любого размера вперемешку)

Цель: укреплять хватательную функцию пальцев

Атрибуты: бусины среднего размера на подносе, блюдце

Ребенок захватывает большим пальцем и указательным бусину, остальные пальцы распрямляем в разные стороны (изображаем петушиный гребешок), должен поднять бусину и положить в блюдце. Упражнение выполняется сначала одной рукой (ведущей), затем другой рукой и двумя руками одновременно.

Петушок клюет зерно

Очень мелкое оно.

Петушок, клюет, клюет,

Клювом зернышки берет

Для следующих упражнений нами были изготовлены дидактические пособия

С неба капелька упала, на ладонь ко мне попала - по контуру

Ой, ме-ня всю на-мо-чи-ли дож-де-вы-е ка-пель-ки.

Я на них не о-би-жа-юсь и не злюсь, ни ка-пель-ки! - по отдельным бусинам

Тучка по небу летала, капли на поля роняла. - по контуру

Их ре-ши-ла сос-чи-тать: один, два, три, че-ты-ре, пять! - по отдельным бусинам

Атрибуты: нитка из бусин одинакового размера

Катать бусины между подушечками пальцев

Вот сегодняшний урок

У меня в руках шнурок

Атрибуты: бусы маленького размера, карандаш (палочка)

Ребенок наматывает бусы на карандаш (палочку). Карандаш при этом не крутится, а бусы ложатся ровно

Атрибуты: бусы маленького размера

Бусами оплетать пальцы одной руки, быстро расплести, затем оплести пальцы другой руки, расплести

Паучок пошел гулять, паутинку заплетать.

Он плетет, плетет, плетет – паутинка все растет.

Может он поймать туда и букашку, и жучка.

Насекомых мы спасем – паутиночку порвем!

Цель: активизировать подвижность и гибкость в работе пальцев

Атрибут: Стойка в виде ворот, сверху на планке привязаны две нити по 4 бусины среднего диаметра, которые висят сверху-вниз

Ребенок берет бусину указательным и большим пальцем, затем перехватывает следующую бусину средним и большим и тд.

Упражнение выполняется ведущей рукой сначала в одном, затем в противоположном направлении. Затем рука меняется и повторяются движения пальцами. Неработающую руку убрать за спину.

Пальчики не отдыхают

Бусинки перебирают

Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками.

Все описанные упражнения просты по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму, что актуально для детей старшего дошкольного возраста.

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста может осуществляться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде праздников и развлечений.

Мы только в начале пути, но непременно будем продолжать придумывать новые сюжеты для своих занятий в коррекционной работе с детьми логопедических групп, так как убеждены, что использование данной технологии способствует не только коррекционному воздействию, но также влияет на развитие позитивно-комфортной среды пребывания ребенка в нашем детском саду.

Разрешите познакомиться, я - фея «Бусинка. Я люблю все яркое, красивое, цветное. Я живу в сказочно красивом городе – Бусоград! Жители Бусограда очень любят играть, и я придумываю для жителей своего города увлекательные игры, устраиваю праздники. Но эти игры всегда непростые, а волшебные. Я принесла для вас волшебный сундучок, предлагаю открыть его и стать добрыми волшебниками.

Привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях является важным моментом. Так, обученные конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего чада.

Одновременно осуществляется эмоционально-положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего ребенка. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию свое ребенка, укрепляют их веру в себя!

В результате совместной деятельности как педагогов ДОУ, так и родителей в применении данной технологии, мы заметили, что у многих детей, имеющих проблемы в речевом развитии снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кружковой работы

Воспитатель:

Жигунова Н.Н.

Тип проекта: развивающий, творческий.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Актуальность проекта:

Реализация содержания осуществляется как в непрерывной непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной, самостоятельной деятельности, и индивидуальной работе с детьми.

Участники проекта: дети 3-4 лет, родители, воспитатели.

Цель проекта: формирование сенсорных эталонов, коммуникативных качеств личности, интеллектуально-творческого развития детей.

Задачи проекта:

освоение сенсорных эталонов;

развитие мелкой моторики;

развитие речевых и коммуникативных навыков;

формирование личностных качеств - внимание, терпение, эмпатия и др.;

формирование навыков пространственной ориентировки;

развитие психических процессов (мышление, внимание, память).

Предполагаемый результат:

у детей сформированы представления о сенсорных эталонах;

развита мелкая моторика;

речевые и коммуникативные навыки соответствуют возрастной норме;

навыки пространственной ориентировки у детей сформированы;

психические процессы развиты в соответствии возрастных особенностей детей.

Продукт проекта:

Картотека конструктов НОД;

Разработка консультаций и игровых тренингов:

Создание фото, видео материалов по результатам работы по проекту;

Дессиминация опыта работы по проекту.

Форма реализации проекта:

Познавательно-игровая образовательная деятельность;

Этапы проекта:

беседы с родителями о целях и задачах проекта, помощи детям

составление перспективного плана работы

сбор материалов для мини-музея, выставок, атрибутов для игр

составление творческих рассказов, решение творческих задач

Анализ и обобщение

выставки по теме проекта

городская стажерская площадка с презентацией опыта работы (открытое занятие)

Тематическое планирование

Работа с детьми

Работа с родителями

Что такое хорошо и что такое плохо

Части тела и лица

Части тела и лица

Привить интерес к работе с

Оснащение предметно-развивающей среды:

подбор дидактического и развивающего материала

Используя бусы, строим фигуры обучаем

Оснащение предметно-развивающей среды:

изготовление атрибутов для игр;

Осенние приметы, периоды осени

Лес, деревья, ягоды, грибы

Ориентировка в пространстве, умению составлять рассказ и презентовать свою работу.

Учим работать в паре.

Расширяем понятийный словарь ребенка.

Новый год зимние развлечения, забавы

Зимние приметы, периоды зимы

При помощи бус выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом.

Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик.

Фотографии с родителями

Народное творчество, культура и традиции

Учим работать в паре.

Расширяем понятийный словарь ребенка.

Дети с помощью бус создают и украшают предметы ближайшего окружения. В процессе работы к бусам добавляются дополнения – формочки. Дети учатся придавать фигуре объем с помощью ее наполнения.

Использованная литература:

1. М. И. Родина, "Бусоград", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.

2. М. И. Родина, А. И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2008г.

Вы не можете посетить текущую страницу по одной из причин:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. кэш поисковой системы ссылается на устаревшую страницу сайта
  3. неправильный адрес страницы
  4. у вас нет права доступа к этой странице
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблема повторится, пожалуйста, обратитесь к администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

Читайте также: