Технология критического мышления в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Краткий комментарий к статье от Анны Леонидовны:

Познавательного чтения…

В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Ведь для педагога-дошкольника в образовательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самостоятельно добывать знания, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.

Ребенок должен обладать следующими интегративными качествами:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  • Любознательный, активный.
  • Эмоционально отзывчивый .
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы .
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа.

  • способен конструктивно и критически мыслить;
  • быстро реагировать на вызовы общества;
  • принимать рациональные решения;
  • проявлять точные и быстрые реакции.

Успешная и лёгкая адаптация в современном социокультурном пространстве.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Ключевой задачей, определяющей успех достижения современных целей образования, является для нас ответ на вопросы: Как организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели образования? Перед нами встал вопрос отбора наиболее эффективных развивающих технологий. Познакомившись с технологией развития критического мышления, мы приняли решение поэтапного внедрения элементов технологии РКМ в практику нашей работы.

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше.

Технология РКМ разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления - это не просто создание педагогом благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту дошкольников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации:
  • информационной грамотности
  • социальной компетентности:
  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
  • побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома
  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.
  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой. Так как во время обсуждения, споров, дискуссий мысль оттачивается, то мы предпочитаем использовать виды парной, подгрупповой работы. А так же работу в малых группах.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

А сейчас опишем те приемы, которые мы применяем в образовательном процессе:. Вот некоторые из них:

Синквейн – это не способ проверки знаний детей

а)имя существительное, тема

б)признак предмета(подбираем прилагательные) – два слова

г) фраза, выражающая отношение автора к теме

3.Желтеют, вянут, опадают.

4.Шуршит под ногами разноцветный ковёр.

  1. Родина
  2. Большая, богатая
  3. Кормит, охраняет, любит
  4. Дом, в котором мы живем
  5. Россия

Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так как не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем иллюстрированные или смешанные кластеры.

В нашем кластере мы систематизировали знания детей об осени, дифференцировали и структурировали полученную информацию: признаки осени, живая и неживая природа, труд людей, осенние праздники. Для легкости запоминания мы использовали схемы, фотографии, картинки.

Цель: Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

- красная – чувства, эмоции

- синяя – управление процессом

Применяемая нами технология РКМ, как мы уже говорили, является метапредметной, т.е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

На протяжении последних пяти лет, мы очень успешно и продуктивно используем такие развивающие технологии как: метод проектов, технология формирования исследовательского поведения дошкольников, и интеграция с ними универсальной технологии РКМ дошкольников оптимизировала развивающих эффект от их использования.

В результате проделанной нами работы по использованию ТРКМ как средства достижения современных целей образования, у детей сформированы такие личностные универсальные учебные действия, как:

- умение вырабатывать своё собственное мнение;

- способность анализировать тексты, проблемы;

- способность прийти к определённым умозаключениям;

- способность логично выстроить цепь доказательств;

- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

Вот некоторые результаты интеграции технологии РКМ с технологией исследовательской деятельности в практике нашей работы. Участие в конкурсах разного уровня. Это городские и региональные конкурсы исследовательских работ и творческих проектов, где наши ребята занимали первые места. А так же были лауреатами в различных номинациях.

Результатом интеграции ТРКМ с технологией проектной деятельности стали разработанные и успешно реализованные совместные проекты:

Нами выделены положительные моменты использования ТРКМ. Мы остановимся на них подробнее. ДЕТИ:

- Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

- Принимать продуманные решения.

- Учатся работать в группах и парах.

- Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

- Формируются коммуникативные навыки.

- Дети не боятся высказывать своё мнение

- Учатся здоровой дискуссии.

- Удобно РКМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др.

- Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.

Данный опыт может быть использован в работе педагогов ДОУ старших и подготовительных групп, как для детей с недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей направленности.

Таким образом, подводя итоги, мы отмечаем, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательной деятельности (дети-педагоги-родители).

Главная Развивающие занятия с детьми

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Возникает ряд вопросов:

Как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников? Как вовлечь воспитанников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не педагог, а сам воспитанник или ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих дошкольников к получению знаний. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Можно. Более того, как и другие качества ума, мышление можно развивать.

Развивать мышление– значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Результативность критического мышления включает в себя:

  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей;
  • умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
  • сформированность навыков самостоятельной и групповой деятельности;
  • интерактивное включение воспитанников в учебно-воспитательный процесс.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Данная технология разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.

Его присутствие на каждом занятии обязательно. Этот этап позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;

побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

получить новую информацию;

соотнести с уже имеющимися знаниями.

На этапе вызова эффективны такие приемы обучения, как:

На этапе осмысление эффективны следующие приемы:

Тонкие вопросы, это те вопросы, которые требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать?

А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: Дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?

Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз занятия:

на стадии вызова — это вопросы до изучения темы,

на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при рефлексии— демонстрация понимания пройденного.

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.

Последняя строчка – это слово — синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Так как не все дети дошкольного возраста умеют писать и читать, то можно составлять синквейн устно, а также с использованием условных обозначений предметов, схематических записей.

Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

поет, учит, прощает

На этапе рефлексии используются следующие приемы:

Так как не все дети умеют читать, то можно использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы.

- красная – чувства, эмоции

- синяя – управление процессом

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Великий мыслитель и философ Конфуций в свое время сказал такие слова:

4 Цель критического мышления научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя

6 Технология критического мышления состоит из трёх этапов: 1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний) 2 фаза осмысление содержания (получение новой информации) 3 фаза рефлексия (рождение нового знания)

7 Приёмы развития критического мышления: Верные и неверные утверждения Кластер Инсерт Дерево предсказаний Дневники Бортовой журнал Толстые и тонкие вопросы Таблицы Чтение с остановками Синквейн Кубик Перемешанные события Заучивание по схеме Загадка Зигзаг Цитата Круги Корзина идей и многое другое

9 Вертолет, Самолет Военный Вертолет, Самолет, Фуникулер, Дирижабль. Пассажирский Ракета, Луноход, Спутник, Космический Корабль, пароход, парусник, лодка, ледокол, яхта, Водный Подводный Вертолет, Самолет Воздушный Подводная лодка Грузовой Грузовик, камаз, прицеп Транспорт Трактор, комбайн, сеялка Грузовой Хлебоуборочный Каток, экскаватор, бульдозер, панелевоз, автокран, башенный подъемный кран Строительный Снегоуборочный Наземный Подземный Эскалатор, подземная электричка Велосипед, мотоцикл, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, маршрутное такси Пассажирский Пожарная машина, скорая помощь, машина газовой службы, полиция Служебный

12 Вопросы симулируют мышление ребёнка, заставляя его мозг работать. Дети имеют возможность пофантазировать, высказать своё мнение. Происходит обучение как критическому мышлению, так и творческому, так как от ребёнка требуется связное монологическое высказывание

18 "Тонкие и толстые вопросы" Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Таблица " толстых " и " тонких " вопросов Толстые? Тонкие? Дайте 3 объяснения, почему. Кто? Объясните, почему. Что? Почему Вы думаете. Когда? Почему Вы считаете. Может. В чем различие. Будет. Предположите, что будет, если. Мог ли. Что, если. Как звать. Было ли. Согласны ли Вы. Верно ли.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

• актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

• побудить дошкольников к активной работе.

• получить новую информацию;

• соотнести с уже имеющимися знаниями.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

• целостное осмысление, обобщение полученной информации;

• формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

А сейчас опишем те приемы, которые мы применяем в образовательном процессе.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа (предложить картинку детям).

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой (выкладываются иллюстрации).

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Он достаточно широко используется в нашем дошкольном мире. И он, я считаю, уникален, потому что, развивает у дошкольников воображение, представление, умение анализировать и делать самостоятельные выводы. Детям предлагается слово, а они подбирают к нему слова - ассоциации.

Суть данного приема заключается в следующем: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это… (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это… (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это… (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это… (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это… (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

а)имя существительное, тема

б)признак предмета(подбираем прилагательные) – два слова

г) фраза, выражающая отношение автора к теме

Нами разработана модель написания синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям, т.к не все дети 5-6 лет умеют читать, она служит алгоритмом, который помогает детям составить синквейн. Как это происходит?

1 этап. На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

2 этап. Вводится “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

3 этап. “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.

4 этап. Детям дается алгоритм составления синквейна.

2.Хитрая, рыжая

3.Обманывает, ворует, крадется

4.Она съела колобка

Гриб - лисичка

2.Большая, богатая

3.Кормит, охраняет, любит

4.Дом, в котором мы живем

Существует различные вариации для составления дидактического синквейна, которые способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты:

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Пугает, охотиться, воет

По лесу рыщит, добычу ищет

Серенький бочок

Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем.

- красная – чувства, эмоции

- синяя – управление процессом

Применяемая нами технология РКМ, как мы уже говорили, является метапредметной, т.е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

На протяжении последних пяти лет, мы очень успешно и продуктивно используем такие развивающие технологии как: метод проектов, технология формирования исследовательского поведения дошкольников, и интеграция с ними универсальной технологии РКМ дошкольников оптимизировала развивающих эффект от их использования.

В результате проделанной нами работы по использованию ТРКМ как средства достижения современных целей образования, у детей сформированы такие личностные универсальные учебные действия, как:

- умение вырабатывать своё собственное мнение;

- способность анализировать тексты, проблемы;

- способность прийти к определённым умозаключениям;

- способность логично выстроить цепь доказательств;

- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

Нами выделены положительные моменты использования ТРКМ. Мы остановимся на них подробнее.

- Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

- Принимать продуманные решения.

- Учатся работать в группах и парах.

- Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

- Формируются коммуникативные навыки.

- Дети не боятся высказывать своё мнение

- Учатся здоровой дискуссии.

- Удобно РКМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др.

- Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.

Данный опыт может быть использован в работе педагогов ДОУ старших и подготовительных групп, как для детей с недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей направленности.

Таким образом, подводя итоги, мы отмечаем, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательной деятельности (дети-педагоги-родители).

Список использованной литературы

1.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение- 1986.- с.234

3.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. - № 4

4.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31

5.Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. - 2009 .

Читайте также: