Технология наглядного моделирования в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например, "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать? Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы?

Что же такое модельные схемы?

Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

Метод наглядного моделирования

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

самостоятельного анализа ситуации или объекта;

развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);

развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

составление рассказов по картине и серии картин;

Элементы модели

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

определение взаимосвязи между ними;

объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Рассказ-описание пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

выделение значимых объектов картины;

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

объединение мини-рассказов в единый сюжет.

“Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Сравнительное описание предметов

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

Метод - наглядное моделирование, использование в совместноой и непосредственной образовательной деятельности.

ВложениеРазмер
modelirovanie.docx 30.28 КБ

Предварительный просмотр:

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Моделирование – как способ познания в детском саду.

Подготовил: воспитатель Мартемьянова О.В.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

Виды и приемы наглядного моделирования.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей;

4. Моделирование в изобразительной деятельности;

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование ( наглядно-практический метод обучения ) .

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами : вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п).

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей , придерживаясь ряда требований к ним:

- аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

- доступность для познания;

- расчленённость элементов объекта;

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

- использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет) ;

- построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет) .

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:

- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод моделирования , разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей :

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов , закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету , воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

Второй вид - предметно-схематическая модель . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов -заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид - графические модели , обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Приемами наглядного моделирования являются:

  • заместители,
  • пиктограммы,
  • мнемотаблицы.

Замещение – это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Схемы – модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В работе наглядное моделирование , позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов , пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями , отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В сюжетно - ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними.

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель . В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату) которое представлено пятью компонентами:

Постановка цели и мотивация трудового процесса.

Отбор предметов труда.

Порядок трудовых действий.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели , устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.

Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей.
а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

4. Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

1. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004

3. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1

4. Кудрова Т. И. 2.Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с.51 -54

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007 6. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53

7. Смышляева Т. 3.Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 № 1 с. 7–12

8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997

9. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс .


Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи.


Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец.

Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования

Обобщение опыта логопедической работы.

Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности.


Метод наглядного наглядного моделирования в процессе автоматизации фонем

Работа на логопункте, где коррекционно- образовательная деятельность введется согласно теории и методики развития речи детей дошкольного возраста с учетом специфики башкирского языка.


Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).

В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на.

1. В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс ее восприятия. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н. Н. Подьякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель.

2. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что-либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.

3. Моделирование —это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально задействовать зрительную, двигательную и ассоциативную память и активизировать речь для решения познавательных задач.

4. Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним, в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Доступность моделирования заключается в том, что в его основе лежит принцип замещения реальных предметов рисунком, схемой, значком.

5. Следовательно, актуальность в том, что:

• дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему.

• Использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Формирует навык практического использования приемов работы с память.

• Графические аналогии помогают видеть главное, анализировать, синтезировать и систематизировать полученные знания. Активизируют память и мышление.

6. Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения, заключающийся в том, что мышление, внимание, память и речь ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.

8. Цель применения наглядного моделирования :

Изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

9. Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:

• усвоение и анализ сенсорного материала увязывается с наблюдением за реальными объектами и явлениями, свойствами и отношениями в окружающей действительности.

• перевод его на знаково-символический язык, т. е. процесс замещения предметов схематическими образами.

Выполнение первых двух этапов являются необходимым условием для перехода к третьему:

• работе с моделью, т. е. ее использования для раскрытия отраженных в ней связях.

10. Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие задачи:

• Знакомство с моделями, как способом предоставленной информации.

• Формирование навыка дешифровки модели.

• Формирование навыка самостоятельного моделирования

11. В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей :

Предметная модель :

имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью. (Глобус, экосистема, модели построек, точные копии автомобилей, домов, животных и т. д.)

Предметно-схематическая модель :

Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. (Алгоритмы умывания, сервировки стола, ухода за растениями и т. д.)

Графические модели :

12. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.

Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.

Можно использовать карточки-модели, отражающие общие признаки объектов, явлений.

Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями

С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)

Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

Используют макеты, планы, схемы, вектор, как направление движения, предметно-схематические изображения, с целью овладения детьми умений ориентироваться в пространстве, использования пространственных предлогов, составления планов комнат, схем маршрутов и т. д.

Предполагает использование картинок построек (с передачей объема, схемы построек, схемы-развертки построек и отдельных деталей. Построение предметных моделей детских площадок, различных объектов из деталей конструктора.

Использует модель расположения основных цветов спектра (радуга) схемы свойств предметов и явлений, контурные изображения сенсорных эталонов.

Предметные картинки, схемы, таблицы для обобщения, классификации и взаимосвязей предметов и явлений.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация (графические модели сказок, загадок и т. д.)

Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.

Предметно-схематические изображения сказок (контурные и силуэтные изображения, контурные рамки).

Предметные модели-атрибуты персонажей для драматизации сказок.

Схемы-описания картин, предметов и т. д. Опорные схемы для составления описательных рассказов о животных, временах года, природных явлений и т. д.

С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине.

Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.

Развитие изобразительной деятельности и художественное конструирование.

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений. Так же могут использоваться схемы построения различных композиций и узоров. Схемы строения объектов, их движения. Модель спектрального круга.

Предполагает создание и использование макетов объектов, созданных руками человека. Пиктограммы (эмоции человека, картинки и схемы-модели трудовой деятельности человека. Схемы самообслуживания (умывание, одевание, пользование предметами личной гигиены и т. д.) Схемы–модели семьи, родственных отношений и правил поведения в социуме. Использование схем и карточек – символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Создание и применение схем с правилами подвижных игр. Схемы последовательности упражнений зарядки. Графические изображения тела в движении и т. д.

Требования, предъявляемые к модели :

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.

2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;

3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

4. она должна облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев).

Составление синквейна с помощью метода наглядного моделирования Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей Задачи: 1. Закрепить понятия: предмет, признак.

Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту. Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Наглядное моделирование в работе с детьми дошкольного возраста Тюкенеева Ольг.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Наглядное моделирование в работе с детьми дошкольного возраста Тюкенеева Ольг.

Наглядное моделирование в работе с детьми дошкольного возраста Тюкенеева Ольга Валерьевна высшая квалификационная категории

«Учите ребенка каким–нибудь известным ему пяти словам и он будет долго мучитс.

Актуальность использования наглядного моделирования во-первых, ребёнок-дошкол.

Актуальность использования наглядного моделирования во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и позволяет привлечь и удержать внимание детей во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания; в-четвертых, модели помогают рассматривать и описывать объекты в определенной последовательности, по плану, обучая тем самым логике рассматривания, рассказывания. Технология моделирования приобретает всё большую популярность в методике и практике работы с дошкольниками. Использование моделирования в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется Н.Н. Поддъяковым, Л.С. Венгером, Н. Кондратьевой, А. Фридман, С.Н. Николаевой и другими авторами

Основы моделирования формируются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений.

Основы моделирования формируются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов и действий

8 сек 17 и 18 слайд

8 сек 17 и 18 слайд

До 16 слайда 22 сек Еще более явно выступает момент наглядного моделирования.

До 16 слайда 22 сек Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

До 16 слайда 22 сек

До 16 слайда 22 сек

Рисунок дошкольника, бесспорно, - наглядная модель изображаемого объекта или.

Рисунок дошкольника, бесспорно, - наглядная модель изображаемого объекта или ситуации

МОДЕЛИ - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объек.

МОДЕЛИ - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных или знаковых элементах. МОДЕЛИРОВАНИЕ (относительно дошкольного детства) – совокупность практических действий по использованию модели, замещение, кодирование и декодирование модели, символов, знаков, зарождение понимания семиотической функции. ( Венгер Л.А.) В настоящее время моделирование рассматривается с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность в других - как вид знаково-символической деятельности. Особенностью моделирования как метода заключается в том, что он делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, отношения объектов. В основе лежит принцип замещения: предмет, который ребенок не видит, может быть заменен изображением, схемой, моделью, а это повышает уровень усвоения новых знаний, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядное мышление

Подготовительный этап включает: систему подготовительных упражнений . специал.

Подготовительный этап включает: систему подготовительных упражнений . специальные приемы обучения детей действиям замещения. упражнения на нахождения различных средств связи между объектами В обучении моделированию мы придерживаемся следующих этапов: Подготовительный этап Основное внимание на данном этапе уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формирование установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы. А так жнее используем специальные приемы обучения детей действиям замещения, которые направлены на овладение широтой использования заместителей, на постепенное усвоение их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, чисто условно обозначающим предмет;

Основной этап включает: Использование готового символа или модели. Составлени.

Основной этап включает: Использование готового символа или модели. Составление моделей и мнемотаблиц совместно с воспитателями. Основной этап На этом этапе взрослый демонстрирует детям готовый символ или модель. Происходит их рассматривание, разбор, перекодирование информации в образы, воспроизведение информации с опорой на символ либо модель. На этом же этапе дети учатся составлять модели и мнемотаблицы совместно с воспитателями.

Заключительный этап : самостоятельное составление либо придумывание моделей и.

Заключительный этап : самостоятельное составление либо придумывание моделей или мнемотаблиц. Заключительный этап. Самостоятельное составление либо придумывание моделей или мнемотаблиц.

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛЯМ: модель должна быть простой для восприятия и доступной д.

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛЯМ: модель должна быть простой для восприятия и доступной для действий с ней; ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; оптимизировать познавательную деятельность ребёнка. Чтобы модель как наглядно – практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований, которые вы видите на экране. При выборе модели необходимо также учитывать возраст детей, содержание осваиваемых знаний, уровень развития познавательных умений, особенности восприятия формы выражения модели. Обязательным условием введения моделей в процесс познания является интеграция с другими методами обучения (словесными: пояснения, объяснение, указание; игровые: наблюдения) вместе с моделированием

11,5 сек ГРАФИЧЕСКИЕ ПОШАГОВЫХ ДЕЙСТВИЙ МАКЕТНЫЕ Обозначающие признаки объект.

11,5 сек ГРАФИЧЕСКИЕ ПОШАГОВЫХ ДЕЙСТВИЙ МАКЕТНЫЕ Обозначающие признаки объектов (цвет, форма, величина) Обозначающие способы сенсорного обследования Раскрывающие связи Обозначающие понятия В И Д Ы М О Д Е Л Е Й СЕНСОРНЫЕ ПОНЯТИЙНЫЕ Одним из принципов использования наглядных моделей является расширение видов моделей и постепенное введение в арсенал детской деятельности. В обстановке нашей группы, во всех центрах активности, представлены разные виды моделей, разработанные педагогами - практиками по аналогии с которыми нами разрабатываются и составляются авторские. Я предлагаю познакомиться более подробно с видами моделей

СЕНСОРНЫЕ МОДЕЛИ

Понятийные модели ПОНЯТИЙНЫЕ МОДЕЛИ

Понятийные модели ПОНЯТИЙНЫЕ МОДЕЛИ


Макетные модели МАКЕТНЫЕ МОДЕЛИ

Макетные модели МАКЕТНЫЕ МОДЕЛИ

Макетные модели Животные жарких стран Животные северных широт Домашние животн.

Макетные модели Животные жарких стран Животные северных широт Домашние животные Дикие животные МАКЕТНЫЕ МОДЕЛИ

Графические модели ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Графические модели ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

 МОДЕЛИ ПОШАГОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

МОДЕЛИ ПОШАГОВЫХ ДЕЙСТВИЙ






Характеристика моделей по образовательным областям № Образовательная область.

Технология использования моделей для развития речи Задачи Вид модели Методы и.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Слайд 2 (Ушинский К.Д)

В своей практике при отборе содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, мы опирались на современные подходы к педагогическому сопровождению развития детей. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста является использование наглядного моделирования.

Технология моделирования приобретает всё большую популярность в методике и практике работы с дошкольниками. Использование моделирования в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется Н.Н. Поддъяковым, Л.С. Венгером, Н. Кондратьевой, А. Фридман, С.Н. Николаевой и другими авторами.

Основы моделирования формируются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов и действий.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Рисунок дошкольника, бесспорно, - наглядная модель изображаемого объекта или ситуации

В настоящее время моделирование рассматривается с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность в других - как вид знаково-символической деятельности. Особенностью моделирования как метода заключается в том, что он делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, отношения объектов. В основе лежит принцип замещения: предмет, который ребенок не видит, может быть заменен изображением, схемой, моделью, а это повышает уровень усвоения новых знаний, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядное мышление.

В обучении моделированию мы придерживаемся следующих этапов: Подготовительный этап Основное внимание на данном этапе уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формирование установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы. А так жнее используем специальные приемы обучения детей действиям замещения, которые направлены на овладение широтой использования заместителей,на постепенное усвоение их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, чисто условно обозначающим предмет;

На этом этапе взрослый демонстрирует детям готовый символ или модель. Происходит их рассматривание, разбор, перекодирование информации в образы, воспроизведение информации с опорой на символ либо модель. На этом же этапе дети учатся составлять модели и мнемотаблицы совместно с воспитателями.

Заключительный этап. Самостоятельное составление либо придумывание моделей или мнемотаблиц.

Чтобы модель как наглядно – практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований, которые вы видите на экране. При выборе модели необходимо также учитывать возраст детей, содержание осваиваемых знаний, уровень развития познавательных умений, особенности восприятия формы выражения модели.

Обязательным условием введения моделей в процесс познания является интеграция с другими методами обучения(словесными: пояснения, объяснение, указание; игровые: наблюдения) вместе с моделированием.

Одним из принципов использования наглядных моделей является расширение видов моделей и постепенное введение в арсенал детской деятельности. В обстановке нашей группы, во всех центрах активности,представлены разные виды моделей, разработанные педагогами - практиками по аналогии с которыми нами разрабатываются и составляются авторские. Япредлагаю познакомиться более подробно с видами моделей

Сенсорные модели: Обозначающие признаки живых объектов (цвет, форма, величина) а также способы сенсорного обследования. Примерами таких моделей являются схемы описания и сравнения Ткаченко

Понятийные модели. Данные модели применяются при обобщении понятий, раскрывают связи между понятиями.

Например. модель сад и огород служит для обобщения понятий овощи и фрукты

Макетные модели. Примерами таких моделей служит настенные модели по безопасности:данная модель имеет карточки по правилам безопасного поведения. При работе с которыми ребенок выбирает как он должен поступить в конкретной ситуации, если ответ выбран правильно, то загорается лампочка

Графические модели (для обозначения понятий).

Как классификационное древо, для формирования умения сравнивать, обобщать, классифицировать. Например: в центре круга выставляется условное обозначение – транспорт, дети группируют предметные картинки по видам транспорта (воздушный, водный, наземный) на крыльях мельницы.

Так же можно использовать модель для обучения детей отгадывать загадок. Начинать следует со знакомства с уже разработанными схемами – загадками, например, выставляем в кармашки, карточки символы.Оранжевая, треугольная, растет на грядке под землей, что это?

Так же на секторах круга могут быть и картинки и знаки. Дети вращают круг и выбирают в соответствии с заданным признаком необходимые сектора. Нами разработаны круги с рядом заданий на совершенствование грамматического строя речи: Правильно согласовать прилагательное с существительным. Например: круглый, оранжевый апельсин. Согласовать числительное с существительным. Например: один кабачок, два кабачка, пять кабачков. Образовать слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета. Например: огурец, маленький огуречик, большой огуречище. Употребить грамматическую категорию. Например: помидор, помидоры не стало помидоров. Составлять предложения. Например: мальчик идет домой.

Опыт использования данной технологии показал, что моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления и речи. Работа с моделями на всех этапах обогащает конкретные представления детей. Действующие модели дают не только представление о внешних особенностях объекта, но и раскрывают его характер, его связь с внешним миром. Применение наглядных моделей позволяет привлечь и удержать внимание детей, облегчает им процесс запоминание учебного материала и служит дополнительной опорой, позволяющей осуществлять речемыслительную деятельность

Многолетняя практика моей работы с детьми 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи, основанная на комплексном и системном подходе, позволяет отметить особые затруднения, которые испытывают дети в актуализации словаря и грамматическом конструировании речи. Учитывая, что слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений и имеет звуковую форму, я осуществляю коррекционную работу в единстве всех компонентов языковой системы.

1. Актуализация технологии наглядного моделирования в разделе формирования лексико-грамматических средств речи

Кроме того, что у детей отмечается обиходная речь с лексико-грамматической и фонетической недостаточностью, у них наблюдается неточное знание и употребление многих слов, несформированность обобщающих понятий, навыков словообразования и словоизменения, бедность, скудность и ограниченность словаря; трудности в подборе слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий; нередко допускаются замены нужных слов другими, сходными по значению. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В грамматическом оформлении речи отмечается низкий уровень способности к построению предложений, грубые многократные ошибки при употреблении падежных окончаний, в согласовании различных частей речи – то есть многочисленные аграмматизмы. Практика показывает, что нарушение речи нередко включает сочетание разных ее аспектов: мотивацию, программу высказывания, грамматическое структурирование фразы и текста, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность.

Известно, что плотность логопедических занятий чрезвычайно высока. Она достигается за счет активного использования разнообразных игр и упражнений, направленных на формирование не только речевых процессов, но и тесно связанных с речевой деятельностью процессов: внимания, памяти, пальцевой и артикуляторной моторики, дыхания, словесно-логического мышления.

Кроме того, на занятиях по формированию правильного произношения, по обучению грамоте, навыкам связной речи нами успешно используются разнообразные наглядно-графические схемы, модели, таблицы, условные обозначения, символы; что делает коррекционный процесс более динамичным и продуктивным.

Исходя из указанных противоречий и учитывая характерные особенности детей с лексико-грамматическим недоразвитием речи, я стала продумывать и разрабатывать наиболее оптимальные и результативные технологии, позволяющие максимально активизировать детей в речевой деятельности, сохраняя при этом их интерес.

2. Авторские идеи и разработки по проблеме

С целью речевой активизации и поддержания стойкого интереса к выполнению предлагаемых заданий я сочла целесообразным постепенно вводить условные модели, карточки - схемы, символы… Они служили наглядной опорой для детей с низким уровнем речевой мотивации, т.е. пассивным детям, часто не справляющихся с заданиями. Дети заметно активизировались, интерес был явно повышен, ответы становились и динамичнее, подбор слов не был столь затруднен как раньше, планирование высказывания стало доступнее.

Мною предпринята попытка систематизировать речевые игры и упражнения, направленные на преодоление лексико-грамматических трудностей у детей, с использованием наглядных моделей, обладающих многофункциональностью, вариативностью и обеспечивающих интегрированность не только в подаче нового материала, но и в закреплении ранее изученного.

Известно, что значительно лучше воспринимается и сохраняется информация, полученная в виде зрительных образов. Ведь не зря в процессе обучения широко используются рисунки, схемы, плакаты, диаграммы, фотографии и киносюжеты.

Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

Исходя из этого, используемые мною наглядные модели включают стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи. Это:

Данная символика выбрана не случайно: она максимально приближена к морфемному разбору слов и к синтаксическому разбору предложения по школьной программе.

Разработанные и апробированные мною модели не привязаны к одной-единственной инструкции, лексической теме, грамматической категории. Они направлены на систематическое, многократное повторение речевого материала, так как только длительные упражнения формируют навык. Известно, что стойкий динамический стереотип грамматических закономерностей родного языка формируется при практическом их употреблении и осуществлении переноса на самостоятельное высказывание. Оптимизировать же этот процесс помогает наглядная модель как ощутимое присутствие того, о чем или по поводу чего говорим.

Предлагаемая мною система игр и упражнений на преодоление лексико-грамматических трудностей с использованием наглядных схем-моделей находит научно-теоретическое обоснование в перспективном направлении, основанном на применении наглядного моделирования.

3. Научное обоснование проблемы наглядного моделирования

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:

  • Усвоение и анализ сенсорного материала;
  • Перевод его на знаково-символический язык;
  • Работа с моделью.

На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, Л.Н. Ефименкова.

Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П.

Теория порождения речи, созданная известным психологом Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкина и др.

Принципы и задачи ТРИЗ (технологии развивающего обучения) отражены в работах Л.А.Венгер, Т.В.Егоровой, А.П.Усовой.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью ( Цеханская Л.И. ) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.).

Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, способности к перцептивной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н.М., Агаева Е.Л.).

Ряд исследователей, изучавших особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые сказываются на дальнейшем обучении.(Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.И.Маевская, Е.С.Мастюкова, С.К,Сиволапов, Л.Ф.Спирова, Л.С.Цветкова и др.) Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

4. Теоретическая концепция наглядного моделирования

Актуальными и перспективными на сегодняшний день являются исследования педагогов и психологов, которые показали, что основой развития умственных способностей служит овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Конечно, любой здоровый ребенок в той или иной мере овладевает действиями замещения и наглядного моделирования без каких-либо педагогических воздействий, поскольку использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольников видах деятельности (сюжетно-ролевые игры, конструктивная деятельность, схематизм в рисовании, лепке, аппликации). Однако, это происходит стихийно и уровень развития умственных способностей у разных детей оказывается чрезвычайно различным, возможности, имеющиеся у каждого ребенка, реализуются далеко не полностью.

5 . Цель и задачи авторской работы

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Развитие речевых возможностей детей 5-летнего возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование системы специально подобранных наглядных моделей.

Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:

- целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;

- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

- закреплять обобщающие понятия;

- упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;

- упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);

- упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;

- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;

- формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;

- анализировать семантику и способы образования сложных слов;

- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;

6. Внедрение технологии наглядного моделирования в систему коррекционной работы по преодолению лексико-грамматических трудностей у детей с ОНР

Технология наглядного моделирования, направленная на преодоление лексико-грамматических трудностей у детей, требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения, методы, средства), так и специальных подходов к обучению. Основными принципами, определяющими эффективность воздействия, являются:

- коррекционно-развивающее обучение, направленное на формирование личности ребенка;

- активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения;

- систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному);

- доступность и прочность усвоения речевого материала;

- сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям.

Включение технологии наглядного моделирования в коррекционную работу по преодолению лексико-грамматических трудностей позволяет эффективно осуществлять комплексный дифференцированный подход с учетом разных речевых возможностей детей (Приложение № 4):

Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для преодоления различных лексико – грамматических трудностей.

Например:

1

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в именительном падеже.

Ход выполнения задания: Логопед сопровождает свой речевой образец и ответы детей речеобразующими жестами.

Лексико-грамматический материал: по лексическим темам.

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Ход выполнения задания: Логопед сопровождает свой речевой образец и ответы детей речеобразующими жестами.

Лексико-грамматический материал: по лексическим темам.

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах.

Лексико-грамматический материал: по лексическим темам.

Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Цель: закреплять названия профессий, упражнять в подборе однородных членов предложения.

В данном случае карточка-модель переворачивается. Кружки слева символизируют детенышей, а кружок справа – их маму.

Цель: упражнять в назывании детенышей животных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.

Ход выполнения задания: Речевой образец логопеда сопровождается речеобразующими жестами: «Лисенок…(указательный жест на кружок слева) …лисята (указательный жест на кружки слева)…много лисят (обобщающий жест кружков справа).

В предлагаемой технологии наглядного моделирования систематизированы речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных коррекционно-развивающих задач:

1. На расширение предметного словаря.

2. На практическое овладение навыками словообразования и словоизменения.

3. На расщирение глагольного словаря.

4. На расширение словаря прилагательных.

Игры и упражнения для совершенствования лексико-грамматических средств речи с использованием наглядных моделей

1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):

2. На практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:

3. На расширение глагольного словаря:

4. На расширение словаря прилагательных:

Предлагаемая система игр и упражнений для совершенствования лексико-грамматических средств языка, основанная на использовании технологии наглядного моделирования, легко и гармонично вписывается в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.

7. Результативность работы

По результатам первичного логопедического обследования на начало учебного года дети имели практически равноценные речевые возможности: с низким уровнем на 1-ом году обучения – 56,7%, на втором – 54%; со средним уровнем соответственно 43,3% и 46%.

Заключительная диагностика в конце первого года обучения показывает как значительный разрыв в высоких показателях (15% и 22,7%), так и резкое сокращение детей с низким уровнем на конец года (более чем вдвое!): 1 г.о. - 20,7%, 2 г.о. - 9,8%. Средние показатели на конец года также увеличились: 64,3% и 67,5% соответственно.

Использование наглядных моделей помогает детям преодолевать лексико–грамматических трудности путем практических, целенаправленных действий; способствует прочному усвоению элементарных закономерностей языка и осуществлению переноса речевых навыков в самостоятельную речь.

Параллельно с собственно логопедической работой по формированию и совершенствованию лексико–грамматических навыков у детей осуществляется коррекция и других высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

Данные методические материалы используются при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий, а также в процессе домашней работы родителей с детьми при условии соответствующего их обучения логопедом.

Возможности использования технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико–грамматических нарушений у детей неограниченны. Расширение диапазона использования моделей (введение в работу по обучению грамоте, звуковому анализу слова, по синтаксическому составу предложения), углубление и усложнение содержания, дополнение новыми – вот перспективы их применения в дальнейшей работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Читайте также: