Технология нанесения грунта на металл

Обновлено: 07.07.2024

Грунтовка по металлу

В современно мире существует большое количество материалов, которые используются для защиты от появления коррозии. Она покрывают металлическую поверхность тонким слоем пленки, которая не дает железу и другими видам металлов окисляться. Многие виды веществ против коррозии наносятся непосредственно перед лакокрасочными покрытиями. Одним из таких средств является грунт по металлу.

Характеристики грунтовки по металлу

Характеристики грунтовки по металлу

Грунтовка по металлу представляет собой специализированный раствор, который наносится на металлическую поверхность для ее выравнивания и для защиты ее от коррозии. Данный материал применяют для обработки металлических поверхностей и на производственных предприятиях, и в быту. Грунтовка наносится на поверхность любого металла и образует тонкую защитную пленку, которая обладает устойчивостью к влаге и перепадам температур.

Важно: Во время использования данного материала необходимо узнать, каким является расход грунтовки по металлу. В среднем он составляет 100 граммов на метр квадратный.

Грунтовка по металлу в своем составе имеет специальные вещества, которые глубоко проникают в структуру любого металла и препятствуют его окислению. Грунтовка подходит для нанесения на любые металлические поверхности. Ее очень часто используют для проведения качественных лакокрасочных работ.

В настоящее время производится большое количество грунтовок, предназначенных для обработки металлических изделий. На сегодняшний день это один из самых эффективных методов защиты от появления коррозии.

Таблица. Технические требования согласно ГОСТ

Наименование показателяЗначениеМетод испытания
Органоразбавляемые грунтовкиВодно-дисперсионные грунтовки
Показатели грунтовки.
1 Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее 13,0 48,0 По ГОСТ 17537
2 Условная вязкость при температуре (20±0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246, с 13 - 180 30 - 180 По ГОСТ 8420
3 Время высыхания: для грунтовок естественной сушки до степени 3 при температуре (20±2) °С, ч, не более: По ГОСТ 19007 и 9.4 настоящего стандарта
для эпоксидных грунтовок 36
для всех остальных 24 5
для грунтовок горячей сушки, ч, не более 4 2
4 Жизнеспособность (срок годности) после смешения компонентов при температуре (20±2) °С, ч, не менее: Не определяют По ГОСТ 27271
для эпоксидных грунтовок 4
для всех остальных 6
5 Класс и подкласс опасности (температура вспышки в закрытом тигле, °С): По ГОСТ 19433 и 9.5 настоящего стандарта
3.1 Менее минус 18 Менее минус 18
3.2 Минус 18 и более, но менее 23 Минус 18 и более, но менее 23
3.3 23 и более, но менее 61 23 и более, но менее 61
9.1 Более 61, но менее 90 Более 61, но менее 90
Показатели покрытия: 6 Внешний вид покрытия После высыхания грунтовка должна образовывать однородную, без кратеров, пор и морщин поверхность После высыхания грунтовка должна образовывать однородную, без кратеров, пор и морщин поверхность По 9.6 настоящего стандарта
7 Адгезия покрытия, баллы, не более 2 2 По ГОСТ 15140
8 Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 3 3 По ГОСТ 6806
9 Стойкость покрытия к статическому воздействию при температуре (20+2) °С, ч, не менее- По ГОСТ 9.403, метод А и 9.7 настоящего стандарта
воды 24 24
раствора хлористого натрия с массовой долей 3 % 8 8
10 Стойкость покрытия к статическому воздействию химически агрессивных сред при температуре (20 ± 2) °С, ч, не менее 2 2 По ГОСТ 9403, метод А и 9.8 настоящего стандарта

Грунтовка для покраски металла

Грунтовка для покраски металла

Покраска метала грунтовкой является достаточно сложным процессом. Процедуру необходимо проводить по правилам, которые прописывает каждый производитель на упаковке материала. Процесс не занимает много времени.

Он состоит из следующих этапов:

На данном этапе осуществляется очистка поверхности от всевозможных загрязнений. Это нужно, чтобы грунтовка покрыла металл и способствовала наилучшей его адгезии с лакокрасочным материалом. После устранения крупных загрязнений необходимо промыть поверхность и дать ей высохнуть. После этого нужно поработать наждачной бумагой. Она поможет выровнять поверхность металла для лучшего нанесения состава грунта.

Наносить грунтовочный материал на поверхность металлического изделия необходимо тонким слоем. При необходимости можно использовать несколько слоев нанесения. Их количество зависит от качества металлического материала. В некоторых случаях окрашиванию подвергаются старые изделия, которые уже имеют следы образования ржавчины. Структура метала становится неоднородной. В этом случае наносить вещество необходимо в несколько слоев.

Применение грунтовки по металлу

Грунтовку по металлу рекомендуется использовать при проведении лакокрасочных работ металлических изделий. Она служит защитой от коррозии. Ее можно наносить не только под лакокрасочные изделия, но и как самостоятельный продукт. Она таким образом может использоваться тогда, когда нет необходимости делать металлическую поверхность более привлекательной с эстетической точки зрения.

Грунтовка служит для:

  • защиты металла от коррозии,
  • повышения уровня прочности металлического покрытия,
  • устойчивости металлов к перепадам температур,
  • продления срока использования того или иного металлического изделия.

Виды грунтовок по металлу

Сегодня имеется большое количество видов грунтовки по металлу.

Они представлены следующими категориями:

Данная грунтовка относится к разряду двухкомпонентных. Она состоит из оротфосфорной кислоты и специального вещества для ее разбавления. Ее можно использовать для покрытия практически всех типов металлических поверхностей.

Виды грунтовок по металлу

Данный вид грунтовки по металлу относится к разряду изолирующих. Она используется для защиты металлического изделия или поверхности от образования коррозии. В ее составе находятся наполнители, которые представлены железным суриком, цинковых белил и многих других вспомогательных компонентов.

Данная грунтовка используется преимущественно для того, чтобы снизить электрохимические качества металлов.

Данный вид грунтовки является уникальным. Она не образует на поверхности металла тонкую пленку. Она проникает в его структуру на молекулярном уровне и меняет его свойства. Благодаря этому металл становится более плотным и твердым.

В ее составе имеется смесь магния и цинка. Она предназначена для того, чтобы металл приобрел высокий уровень прочности. Металл становится более твердым, что не дает образовываться на его поверхности даже небольшим царапинам.

Она используется для того, чтобы устранять ржавчину. Она смешивается с элементами ржавчины и делает ее структуру более пористой. После этого налет легко удаляется.

Статьи по теме

Огнезащита металлоконструкций

Огнезащита металлоконструкций

Ни для кого не секрет, что металлу не свойственна горючесть. Однако, не смотря на это, воздействие высоких температур приводит к изменению его твердости, в результате чего металл становится мягким, гибким и в результате способен деформироваться. Все это является причинами, по которым несущая способность металла утрачивается, что может стать причиной обрушения целого здания или его отдельной части во время пожара. Несомненно, это очень опасно для человеческой жизни. Для того, чтобы не допустить такого, при строительстве применяются разнообразные составы, способные сделать металлоконструкцию более устойчивой к высоким температурам.

Двухкомпонентный полиуретановый клей

Двухкомпонентный полиуретановый клей

Двухкомпонентным называется клей, состоящий из двух компонентов (смолы и отвердителей) и не имеющий в своем составе растворителей. Компоненты клея, как правило, хранятся отдельно. Отвердители могут быть порошковые или жидкие. При смешивании смолы с отвердителями происходит химическая реакция, следствием которой является отвердевание состава. Насколько быстро состав затвердеет, зависит от таких факторов, как температура и качество предварительной зачистки. Для того, чтобы смесь приобрела абсолютную свою прочность, необходимо некоторое время.

Алкидная эмульсия

Алкидная эмульсия

Требования защиты окружающей среды вызвали интерес к алкидным эмульсиям. Стабильные эмульсии можно получить из большинства алкидов при условии, что вязкость смол не слишком большая и прилагаемых сдвиговых сил достаточно для эмульгирования.

Порошковое покрытие металлических изделий

Порошковое покрытие металлических изделий

Формирование покрытий связано с процессами сплавления частиц, растекания расплава и химического отверждения (в случае термореактивных красок).

Ситовой анализ

Ситовой анализ

СИТОВЫЙ АНАЛИЗ (а. size analysis; н. Kornanalyse; ф. analyse par tamisage; и. analisis granulometriсо) — определение гранулометрического состава измельчённых материалов просеиванием через набор стандартных сит с отверстиями разных размеров.

Виды грунтовок

Виды грунтовок

Грунтовка – это жидкий состав, предназначенный для предварительной обработки поверхностей перед их последующей отделкой.

Покрасочная камера своими руками

Покрасочная камера своими руками

Для проведения процедуры покраски автомобиля необходимо иметь не только подходящие лакокрасочные изделия, но и оборудование. Для этой цели используются камеры для проведения окрашивания автомобилей или отдельных их деталей.

Алюминиевая пудра - применение

Алюминиевая пудра - применение

В современном мире такое красящее вещество, как серебрянка известно многим людям. Оно нашло широкое применение и в быту, и в промышленной сфере. Оно пользуется огромной популярностью за счет своих декоративных и защитных качеств.

Хромирование деталей

Хромирование деталей

В качестве декоративной отделки отдельных деталей сегодня используется большое количество веществ. Немалое количество из них сделано на основе хрома.

Грунтовка по металлу нужна практически для любого изделия и широко используется в авто и авиапромышленности, ведь она не позволяет развиваться ржавчине, а также считается незаменимым помощником перед финишной покраской. Антикоррозийная особенность позволяет использовать такой раствор даже при реконструкции авто, а также для оцинкованного железа, стали, нержавейки перед тем, как на него наносится аэрозольная или алкидная краски.

Грунтовка по металлу. Технология выполнения работ

Своими руками грунтуем по металлу

Грунтовка для металла по ржавчине состоит из большого разнообразия органических и неорганических компонентов. Также в ее составе присутствуют минеральные наполнители.

В основном, грунтовка для металла продается на прилавках строительных магазинов в виде жидкого раствора (сейчас вам может встретиться также аэрозольная масса в специальных баллончиках, которой очень просто работать, сокращая расход материала). Только правильно подобранная грунтовка металла перед нанесением финишной отделки защитит ваше изделие, поверхность или авто и продлит срок его эксплуатации.

Любая грунтовка по металлу имеет такие базовые характеристики:

  • повышает устойчивость изделия к расслоению;
  • обладает водоотталкивающим эффектом;
  • повышает прочность поверхности;
  • улучшает внешний вид перед нанесением отделочных материалов.

Но, все грунтовки могут иметь между собой определенные различия по: цене, времени высыхания, расходу, разбавителю, форме выпуска (аэрозольная для авто или ручного распыления пульверизатором либо обычная масса для покрытия поверхности валиком или кисточкой). Также есть смеси, которые предназначены специально для наружных или внутренних работ.

Далее в статье мы расскажем, как правильно подобрать грунтовку, чтоб ее стоимость и качество были в правильном соотношении.

Для чего нужна грунтовка металла?

Грунтовка по металлу. Технология выполнения работ

Грунт по металлу

Грунтовка металла необходима для повышения уровня адгезии декора с функциональным покрытием на обрабатываемой поверхности. Именно промежуточный ярус грунтовки обеспечивает прочное сцепление.

Но, будьте осторожны, ведь большая часть лакокрасочных материалов нужно наносить без грунтовок, ведь любая прослойка между поверхностью и покрытием могут увеличить расслоение при больших сменах рабочей температуры.

Кроме этого, очень часто грунтовка отличается самостоятельной функциональностью: она образует антикоррозийную защиту и не позволяет основанию разрушатся от воздействия агрессивной среды.

Главное требование, которое выдвигается ко всем разновидностям вещества – прочная адгезия по отношению к металлу. Некоторые растворы можно совмещать только с определенными разновидностями красок, а некоторые считаются универсальными и используются для работ на любом покрытии, даже на поверхности авто. Практически для всех грунтовок используются растворители на органической основе, ведь водно-дисперсионный состав не смачивает гладкую поверхность из металла.

Оптимальные технические характеристики, которыми должна обладать масса для грунтования, приведены в таблице ниже.

Окрас вещества Серый, кирпичный
Вид пленки Матовый либо полуглянцевый
Массовая часть нелетучего вещества 50-60%
Условная вязкость Не меньше 45
Длительность высыхания Не более 12 часов
Эластичность пленки на изгиб Не больше 1
Твердость пленки 0,35 у.е.
Расход материала 60-120 г/м2
Рекомендуемая толщина слоя 15-20 мкм

Технология выполнения работ

Грунтовка по металлу. Технология выполнения работ

Грунтуем металлические поверхности

Далее в статье мы расскажем, по какой технологии должна выполняться грунтовка металла, включая удаление ржавчины и старого покрытия с авто или поверхности.

Грунтовка металла производится таким образом:

  • перед покраской и выполнением работ по обработке поверхности авто или изделия, необходимо зачистить при помощи шпателя рыхлые наслоения стали, которая подверглась коррозии;
  • остатки старых лакокрасочных материалов удаляются таким же образом, но только в результате размягчения специальной смывкой или строительным феном (если вы используете смывку, оберните изделие полиэтиленом, который будет препятствовать испарению раствора);
  • ржавчину нужно удалять щеткой с металлическим ворсом или специализированными насадками для ручного инструмента (также можно приобрести специальный преобразователь для ржавчины, который превратит ее прочное и нерастворимое покрытие);
  • для выполнения последующих работ сталь нужно обезжирить ветошью либо растворителем;
  • грунтовка металла выполняется в 1-2 слоя при помощи кисточки, валиков или можно использовать аэрозольный пневматический пульверизатор;

Если вам предстоит грунтовка металла из коррозионно-стойкого материала, его будет достаточным очистить от пыли и жира.

Приблизительный расход вещества для работ по металлическим поверхностям на 1 м2 составляет около 50-150 г. Расход раствора напрямую зависит от его вязкости и шероховатости обрабатываемой поверхности.

Разновидности материала

Грунтовка по металлу. Технология выполнения работ

Грунт по металлу

Сегодня для наружных и внутренних отделок по грунтовке изделий и поверхностей из металла разработано большое разнообразие материалов, которые используются перед покраской и продлевают их жизненный цикл.

Среди такого большого разнообразия стоит выделить следующие вещества:

Грунтовка на основе глифталевого лака 021 известна под названием карминной или серой грунтовки. Разбавителем ГФ — 021 считается сольвент, иногда можно использовать уайт-спирит в сочетании с ацетоном либо скипидаром в пропорциональном соотношении один к одному.

ГФ – 021 не слишком термостойкая грунтовочная масса, которая способна выдержать температуру до 60оС. Такая антикоррозионная обработка с помощью ГФ – 021 обеспечивает прочную защиту, а также может использоваться как самостоятельное покрытие. В сочетании с глифталевой грунтовкой 021 может использоваться алкидная и масляная краски.

Грунтовка металла под номером 021 имеет такие технические особенности:

  • массовая часть нелетучего вещества составляет от 54 до 60%;
  • на отлип один слой высыхает в течение 12 часов;
  • вещество стойко к статическому воздействию раствора из поваренной соли в течении суток, а к минеральному маслу в течении двух.
  1. ГФ – 031

По сравнению с ГФ – 021, ГФ – 031 – термостойкая масса, ее можно использовать при температуре до 200оС. Такая обработка подходит для оцинкованного железа, стали, алюминия, магния и хорошо сочетается с покраской различной эмалью.

Такая масса надежно защищает обрабатываемую поверхность от коррозии, считается стойкой к химическим воздействиям, а также используется в авто и авиационной промышленности.

Технические характеристики материала:

  • масса имеет желтый окрас;
  • при температуре в 100оС один слой высыхает за 2-3 часа;
  • основной компонент раствора – глифталевый лак;
  • разбавителем может послужить ксилол, сольвент, РКБ-1 либо РС-2;
  • ценовая категория вещества варьируется в районе 100-120 рублей.
  1. ВЛ – 02

Данное вещество – это кислотная грунтовка. Отличительной особенностью такого состава является то, что он не только липнет к обрабатываемой поверхности, но еще и разрушает и преобразует металл и покрывает его стойкой пленкой из фосфатных соединений.

Основной составляющей такого состава является поливинбутираль, а в качестве растворителей могут подойти ксилол, Р6, Р648, РФГ.

Такую массу можно считать самой быстросохнущей, ведь при температуре в 20оС один слой способен высохнуть за 15 мин.

Грунтовка по металлу. Технология выполнения работ

Грунт ВЛ – 02 можно использовать перед покраской практически любыми лакокрасочными материалами на растворителе из органики. Это идеальное средство для оцинкованного железа, алюминия и нержавейки, которое повышает уровень сцепления даже без обработки грубой наждачной бумагой.

Это эпоксидная грунтовка по металлу. В ее составе находится смесь пигментов с наполнителями на алкидном и уретановом лаках. Отличием состава является то, что в нем присутствует преобразователь ржавчины.

Такой грунт может пигментироваться в любой оттенок и служить в качестве полноценного покрытия. В таком случае грунт наносят в 2-3 слоя с промежуточным просыханием.

АУ – 1417 Р можно использовать только для отделки черного металла, а на нее можно наносить только полиуретановую эмаль.

Надеемся, что наша информация стала вам полезной и грунтовка металла в наружных и внутренних отделках будет вам по плечу!


Производители строительных материалов поставляют на торговые площадки множество средств для предварительной обработки основания. К таковым относится грунтовка по металлу. Рассмотрим, чем составы различаются, как правильно их использовать. Ознакомимся с принципами действия грунтов, их особенностями. После прочтения статьи перед лакировкой или окрашиванием подготовка металлических изделий будет выполнена правильно с учетом технологии декоративной отделки.

Обязательно ли грунтование металла

По технологии окрашивания и лакирования процесс включает в себя три этапа: подготовка рабочей поверхности, грунтование и финишная отделка. То есть второй этап это не рекомендация производителя, а обязательное мероприятие. Здесь решается сразу несколько задач:

  1. Обеспыливание. Одно из условий получения качественного результата – чистое основание. Уборка и мытье – не достаточные меры для устранения мельчайших крупиц, что способны повлиять на ЛКМ. Грунтовка для металла под покраску их скрепляет с поверхностью и нейтрализует негативный эффект.
  2. Адгезия. Краски и лаки даже предназначенные для отделки конкретного материала с разной степенью взаимодействуют с тем или иным составом. Грунтовка служит посредником, который исправляет ситуацию и повышает прочность сцепления ЛКМ с основанием.
  3. Выравнивание. Для создания декоративной пленки кроме прочего необходимо создать однородное состояние рабочей поверхности. Здесь без грунта для металла не обойтись даже в случае с новыми изделиями.

Существует еще сопутствующий эффект, свойственный всем грунтовочным составам. Заключается он в снижении расхода декоративных материалов. Хотя при работе с основами высокой плотности это утверждение спорно. Но точно упрощается процесс, краски с лаками лучше и равномернее распределяются по поверхности.

Наряду с базовыми свойствами составов выделяются дополнительные, свойственные той или иной группе материалов. Так, грунтовки для металла или по ржавчине изготавливаются способны оказывать защитное действие от окружающих условий. Как правило, это влага и химические реагенты, которые провоцируют и способствуют развитию коррозионных процессов.

После выполнения грунтования правильным составом с соблюдением технологического процесса можно приступать к окрашиванию либо лакировке металла. Результат будет качественным, прочным и надежным. Обработанные конструкции будут служить дольше с сохранением заданных форм и характеристик.

Группы грунтовочных составов

Первый критерий выбора грунтовки по металлу – назначение. Составы могут быть пригодны для чистого, ранее окрашенного металла либо по ржавчине.


Последние нередко применяются с нарушением инструкции. Здесь подразумевается обязательное удаление коррозионных образований. Допустимо присутствие тонкого налета, который механически удалять не рекомендуется из-за риска серьезного повреждения металлических изделий (мягкие, тонкослойные, сильно стертые).

Со средствами для ранее окрашенных поверхностей подход схожий. Здесь обязательно удаление отслаивающихся участков, выравнивание трещин, сколов и углублений путем ошкуривания. Перед абразивной обработкой металла можно использовать кордщетку и шпатель для грубой очистки.

Первая группа грунтов предполагает выбор с учетом природы металлического основания. Это черный или цветной металл, слой оцинкованного покрытия на стальных конструкциях. Каждый из вариантов не универсален. Применение для иного основания приводит к результатам, которые будут отличаться от заявленных в худшую сторону.

Отдельный тип грунтовок по ржавчине для наружных и внутренних работ по металлу – серия 3 в 1.

Это универсальные материалы для финишной отделки металла с функцией защиты от агрессивных условий эксплуатации. Также покрытие проявляет инертность к коррозии, предупреждает ее развитие. Наносить средство нужно в 2-3 слоя.


Характеристика подвидов

Второй критерий выбора грунтовки по ржавчине и металлу – функциональный ингредиент (вяжущее вещество, добавки). Главный компонент в составе задает основные технические характеристики материалу. Также он важен для выбора декоративной краски или лака, чтобы была хорошая совместимость.

Обзорная характеристика (потребительские свойства) различных подвидов грунтовок представлена в таблице.

Тип грунта Описание Особенности
Алкидный В готовом виде содержит серый или коричневый пигмент. Создает тонкую пленку высокой плотности за счет быстрого испарения. Обладает хорошей адгезией с органическими красками и лаками. Недорогое средство относится к группе универсальных материалов для наружного и внутреннего использования, работ с большинством оснований по природе. Это достоинство также можно отнести к минусам из-за короткого срока действия, относительно невысокой адгезии с плотным металлом (не проникает). Допустим грунт для отделки акриловыми ЛКМ.
Ортофосфорный или фосфатирующий Кислотная база характеризуется инертностью к ржавчине. Состав оказывает защитное действие: предотвращает развитие и повторное появление коррозии. Содержащийся пигмент придает массе различные оттенки серого. Грунт обладает хорошей адгезией к органическим ЛКМ. Материал допустим для обработки поврежденных коррозией поверхностей. Чаще покрывается сталь, реже алюминий и оцинковка. Сухой остаток отличается термостойкостью (до +220 градусов по Цельсию).
Акриловый Синтетическое вяжущее водорастворимое, что объясняет отсутствие запаха и быстрое высыхание. Состав не содержит токсичных веществ. Проявляет хорошую адгезию к черным и цветным металлам. Последующее окрашивание либо лакировка допустима водорастворимыми составами. Применяется чаще для внутренних работ из-за меньшей устойчивости к природным явлениям на фоне альтернативных материалов (например, алкидный грунт или ортофосфорный)
Эпоксидный Грунтовка по металлу и ржавчине для наружных работ обладает высокой адгезией к любому металлу. Проявляет стойкость к перепадам влажности и температуры. Из-за сильного запаха чаще применяется снаружи здания. Большим спросом пользуется в автомобильной промышленности.
Пассивирующий с содержанием металлов В состав могут входить соединения цинка, хрома, калия, стронция, свинца, кальция, бария. Хроматы способны подавить коррозионный процесс практически на любом металлическом основании. Принцип действия – смена химически активного состояния металла на пассивное. В составе на упаковке может быть указано содержание хроматов. Оптимальным и наиболее эффективным показателем концентрации считается 0,062 моль/л (меньшее количество провоцирует появление ржавчины).
Протекторный с металлическими соединениями Здесь в состав входят порошкообразный алюминий, цинк или магний. Содержание металла может достигать 90 %. Принцип действия состава со свинцом (сурик)основан на химической активности добавок со ржавчиной. Результат реакции по свойствам схож с цементным камнем. Алюминиевая пудра из-за малого веса всплывает, поэтому образуется покрытие схожее с оцинковкой.
Изолирующий с нейтральными пигментами Образует тонкослойное водонепроницаемое покрытие. Срок службы короткий. Сухой остаток разрушается под воздействием природных явлений. Нарушенная пленка теряет защитные свойства, подлежит удалению и обновлению.


Относительно назначения рассматривается 2 момента: условия эксплуатации и природа основания. К последним относятся такие металлы:

  • цветной – медь, алюминий, латунь (допустима оцинковка);
  • черный – чугун, железо и его сплавы, сталь;
  • оцинкованноепокрытие (в том числе цветные металлы).

Отдельный подвид грунтовок предназначен для работ с металлом, на поверхности которого имеются масляные пятна и копоть. Такие участки сложно очистить, лакокрасочные материалы здесь отслаиваются из-за плохой адгезии. Грунтовочный состав также препятствует проникновению веществ сквозь образуемую пленку.

Есть еще грунт по ржавчине преобразующего действия. При взаимодействии состава со ржавчиной получается хрупкое и практически нерастворимое вещество. Эта прослойка самостоятельно не имеет защитных свойств, но способствует проникновению пассивирующих составов. Так формируется пленка высокой прочности.

Видео описание

В этом видео показаны результаты тестирования антикоррозионных грунтовок после нанесения на чистый металлический образец автомобильного корпуса:

Технология проведения работ

Рабочее основание подлежит очистке от грязи, пыли, отслаивающихся элементов или полностью от старого покрытия. При необходимости применяется обезжириватель. Далее выполняется грунтование.

Как правило, достаточно формирования одного равномерного слоя. Методы нанесения предполагают напыление состава (аэрозоль, краскопульт) или распределение жидкости валиком, кистью. Максимальный расход получается при работе с последним инструментом.


Коротко о главном

Грунтование металла перед финишной отделкой необходимо независимо от его состава.

Грунт защищает основание от коррозии, воздействия окружающих условий, обеспечивает хорошую адгезию с красками и лаками.

Различают грунтовку по составу, назначению и принципу действия.

Существуют отдельные виды грунтовок: преобразователи ржавчины и универсального действия для финишной отделки (серия 3 в 1).


Грунто́вка — состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с окрашиваемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов.

Кроме того, грунтовки могут выполнять и другие функции: защищать металл от коррозии, перекрывать поры и другие дефекты окрашиваемой поверхности, а также обеспечивать адгезионное сцепление в системах антикоррозионной защиты металла.

Для начала их можно поделить на 2 группы:

Заборные как правило передаются нам по наследству со словами какая это классная штука и как рисковал брат/кум/сват/сосед вынося его через проходную своего завода)))

Или покупаются на рынке, разлитыми в пластиковые бутылки от прохладительных напитков. Как правило с такой же историей как и те что передавались по наследству)))

Или покупаются в хозмагах и строительных магазинах.

Заборными я их называю потому как они универсальные. Ими можно покрасить и металлический и деревянный забор))) А вот машину не стоит))

Да, они бывают действительно классными, которые держатся как зубами! Но! Пробовать их можно только если у вас есть опыт и вы можете покрасив жестянку и дождавшись высыхания определить качество этого грунта.

Большая половина материала который привозит народ со словами "грунт у меня есть свой" отдаю им назад, ибо им только заборы красить!

Но даже хорошие заборные грунты я применяю только на днище, внутрянке, скрытых полостях. И только тогда когда бюджет совсем скудный.
Как они поведут себя после нанесения на них краски — ХЗ…

Они как правило идут двухкомпонентные. Комплект состоит из двух баночек которые мешаются в определённой пропорции (в зависимости от того какой грунт. изучаем инструкцию или визуально прикидываем её исходя из объёма баночек в комплекте.) Пропорции могут быть от 5:1 до 1:1. Других пока не встречал…
Но кислотные грунты бывают и однокомпонентные.

Нормальные грунты в свою очередь можно разделить на:

1) Антикоррозионные (кислотные) — служат для нанесения первым слоем. Наносится очень тонким слоем, не более 30мкм! Обязательно должны быть перекрыты!
2) Эпоксидные — отличная зашита! Но так же желательно перекрыть их.
3) Наполнительные — служат для запонения пор, рисок от наждачки и других неровностей окрашиваемой поверхности. По ним уже можно смело красить!

В большинстве случаев после борьбы со ржавчиной для выравнивания поверхности придётся использовать шпатлёвку.
Много копий сломано в спорах о том как её наносить. На голый метал или на грунт.

В нашем случае всё очевидно. Поверхность ремонтная, после ржавчины и/или сварки. Её необходимо сначала грунтовать!

По материалам каждый выбирает сам. Это зависит от толщины вашего кошелька и региона проживания. Зачастую многие пишут что первый раз слышат про тех производителей материалы которых я советую применять.

В последнее время я плотно подсел по грунтам на Novol, по вспомогательным материалам и материалам для антикора на APP.

Ибо у этих фирм классное сочетание цена/качество/доступность.

Откровенных разочарований в них у меня не было. Да и подделок под них у нас нет!

Поэтому буду рассказывать какие материалы я использую приводя примеры по этим фирмам.

Начнём по порядку.
Для начала ещё раз хорошенько отмываем поверхность, продуваем её сжатым воздухом.
Затем матуем поверхность. Делается это для улучшения адгезии.

Адгезия (от лат. adhaesio – прилипание) – способность лакокрасочного покрытия к прочному сцеплению с окрашиваемой поверхностью. Адгезия обусловлена физическим и химическим взаимодействием активных групп связующего с активными центрами на поверхности подложки. При низкой адгезии ЛКМ к поверхности пленка краски будет легко отслаиваться, то есть покрытие будет недолговечным, с низкими защитными и механическими свойствами. Огромное значение для повышения адгезии ЛКМ к подложке играет правильная подготовка поверхности к окрашиванию.

Очень интересный способ подготовки металла встретил в БЖ у vmg1961

Да и в остальных темах там много интересного!

Для этих целей используем наждачку. Наносим ей риски на металле. грунт за них будет лучше держаться.
Имхо оптимальный вариант — 240-я. Если использовать более крупную то риски будут слишком глубокими, их сложно будет заполнить и получить ровную поверхность.
Если тереть более мелкой то адгезия будет ниже!

Если мы используем новые детали то их так же надо подготовить. Причём более тщательно, т.к. качество их металла оставляет желать лучшего!

Они обычно идут в чёрном транспортировочном грунте. Грунт этот надо обязательно счищать! до голого металла. Как изнутри так и снаружи.

Дополнено со слов vmg1961

"Если "черный" транспортный грунт катафорезный, и об этом есть соответствующая наклейка — сдирать его категорически не надо. Ибо под ним, как правило, слой меиталлического цинка. Его можно либо разматовать и перекрыть эпоксидным — либо использовать специальные адгезионные грунты для гладких поверхностей.

На приличных деталях клеится этикетка с указанием, что деталь загрунтована катафорезным грунтом. Если ее нет то делаем тест. Тряпку мочим растворителем для краски — кладем ее на деталь и ждем 15-30 минут. Если растворитель никак не повлиял на грунт — то это правильный, катафорезный. Если грунт повреждается растворителем — его надо сносить нафиг. Этот тест еще называют "сольвент-тест"…"


Перед нанесением грунта на заматованную поверхность её обязательно обезжирить!

Это конечно можно делать и обычным растворителем, но в дальнейшем перед покраской мы всё равно будем использовать специальный обезжириватель (антисиликон).
Всё равно банку покупать. Поэтому лучше купить её заранее и использовать на всех этапах.
Я в основном покупаю такой


Затем ждём полного выветривания обезжиривателя и приступаем к грунтованию кислотником.

Все грунты которые я использую — двухкомпонентные!

Кислотник обычно использую Novol Protect 340



Как я уже писал выше наносится он очень тонким слоем! Перебарщивать не стоит. Поэтому только краскопульт, кистью не вариант.

Учитывая толщину слоя матовать его нельзя!

Кислотник как и грунт-наполнитель "пористые", они пропускают влагу! Их обязательно надо перекрывать.

Дополнено со слов vmg1961

"Эпоксидный грунт НЕЛЬЗЯ наносить на кислотный. Потому что на поверхности кислотного грунта после высыхания образуется пленка фосфатов, с которыми у эпоксидника адгезии нет.
Поэтому: на металл наносится кислотный грунт, полная сушка — матование (если наносили кистью и слой получился толстым, если слой тоненький то матовать не надо!) — АКРИЛОВЫЙ или ПОЛИУРЕТАНОВЫЙ — полная сушка, матование и только потом эпоксидный грунт.
Если акриловый грунт после высыхания выхлядит как бархат — то это брак. Это он вскипел."

Поэтому подождём пока он подсохнет и перекрываем его эпоксидным грунтом.

Эпоксидник обалденная штука! Он очень твёрдый. не пропустит к кислотнику никакую гадость!


Его главный плюс сразу же является и минусом. Его поверхность "стеклянная" для достижения хорошей адгезии его необходимо матовать! Но матуя мы убьём на корню его преимущество. Поэтому грунтуем им минимум в 2-3 слоя. Выдержка между слоями не менее 15 минут. Но долго не тяните, т.к. через 12 часов он полностью затвердеет! (это при 20 градусах, а в жаркую погоду гораздо быстрее!)

Нанеся несколько слоёв мы надёжно защитим поверхность от проникновения влаги, а при матовании не повредим нижние слои. Тем самым не похерим его защитные свойства.

Для матования производитель советует следующую градацию наждачки:
"На сухо", механическая Р360 Р500
"На сухо", вручную Р400 Р500
Есть ещё "На мокрую", но оно нам не надо!

Далее после матования мы продуваем поверхность, обезжириваем и на носим герметик.
Герметик обязательно наносить на места сварки и вычищенные заводски швы и стыки кузовных панелей.
Я им ещё и арки обильно промазываю. Так что кантика почти не остаётся, так грязи негде задерживаться)))


Так и в банках большего объёма, для нанесения кистью


Различия артикулов (620-630) вызвано разной упаковкой.

Но больше всего мне понравился Inter Troton Master
В состав его добавлена алюминевая пудра.


За счёт меньшего объёма он выходит дороже своих собратьев. Но работать с ним классно!

Когда я делал своё авто то у меня был халявный стекольный герметик.
Применял его. Штука обалденная, но вот цена)))) Хороший стекольный клей-герметик стоит раза в 3 дороже шовного.

А есть ещё такая классная штука как Гравитекс-герметик APP U 210


Если работать им под низким давлением и держать сопло близко к поверхности он очень красиво ложиться как оригинальный герметик!

А если давление и расстояние побольше то он ложится мелким барашком, как родной гравитекс!

Герметикам надо дать время хорошо просохнуть! И только потом перегрунтовывать эпоксидником. Если не высохнет до конца то грунт слезет!

Перед грунтованием естественно продуть и обезжирить.

Эпоксидный грунт на герметик также наносим в 2-3 слоя. с небольшой межслоевой сушкой. Как и при перегрунтовке кислотника.

НО! Для матования эпоксидника которым мы перекрыли герметик наждачка не годится!
Поэтому используем скотч брайт З60.


Матовать им эпоксидник не так просто! Надо уловить момент когда грунт уже достаточно высох и не тянется, но ещё не задубел.

Следующим слоем на поверхности кузова наносится грунт-наполнитель, например

Novol Protect 310


На днище и в арках можно обойтись и без него. Но и с ним хуже не будет)))

Про материалы для антикора поговорим в следующей части!

PS_1 Ни один маляр не будет долго и упорно бодаться с вашей ржавчиной, полностью удалять транспортировочный грунт и т.п. Они просто с большего зашкурят и загрунтуют обычной грунтовкой. Вылезет всё довольно быстро. максимум через 2 года. Это в лучшем случае. После особо одарённых рыжеет через полгода!

Если не хотите услышать от него ответ "а что ты хотел, машина то не новая, да ещё и ржавая" То избавляйтесь от ржавчины сами!

Господа маляры, никого не хотел обидеть. Но вы же знаете сами что среди вас на 10 человек приходится 9 мудаков которые только позорят вашу профессию! А оставшимся 10% честь и хвала. Но хорошо если их наберётся 10%((

PS_2 Для продувки я использую компрессор. Любой, даже очень дорогой компрессор немного плюётся маслом и влагой. Даже если регулярно сливать конденсат влага будет. Она будет образовываться в шлангах при прохождении через них нагретого компрессором воздуха. То что при покраске надо использовать масловлагоотделитель все знают. Но он необходим даже при продувке! Советую купить вот такого малыша который крепится перед самым пистолетом.


Стоит он около 10 баксов, а польза от него огромная!

PS_3 Небольшой совет по обезжиривателю. Не пользуйтесь сразу целой банкой. лучше отлить 2/3 в пластиковую бутылку от растворителя или даже от обычной воды. С неё и наливать проще будет и закручивается она проще. А оставленная 1/3 пускай ждёт своего часа при покраске. Стоя в уголке она сохранится лучше и будет гарантировано чистой.

PS_4 Берите грунты разных цветов!
Кислотник — кирпично-красный
Эпоксидник — светло-серый
Так вы будете видеть хорошо ли вы перекрыли предыдущий слой или нет!
Цвет наполнительного выбирается исходя из будещего цвета краски.

PS_4 Грунт, за исключением эпоксидного, не является защитой. Нельзя ездить на загрунтованной машине! Всякая гадость с дороги (сажа, солярка, масла) попадают на него с дороги. особенно в дождь. поэтому перед покраской его обязательно придётся удалить и нанести по новой. Иначе либо облезет либо в скором времени опять проявится ржавчина!

И в завершение очень полезное видео по нанесению грунтов!

Грунтование

Подготовка

В прошлый раз мы зашлифовали шпатлевку, теперь наша поверхность ровная, без вмятин и царапин. Казалось бы, что еще нужно — бери краскопульт да и крась! Но нет, сделано только полдела. Следующий стратегически важный этап — грунтование.

Зачем же применяют грунты при ремонте кузовов? Во-первых, в эстетических целях. Получить высокие декоративные качества лакокрасочного покрытия не так то просто. Чтобы скрыть грубую фактуру металла, места переходов покрытий из одного в другое (шпатлевки в металл, металла в старое ЛКП), убрать шлифовальные риски и мельчайшие поры на шпатлевке, под краску еще издавна наносили специальные грунты — выравниватели или наполнители.

Однако одного только декоративного эффекта недостаточно. Нужно еще, чтобы металл кузов автомобиля сохранялся в хорошем состоянии как можно дольше. Добиться этого можно только с помощью нанесения на металл еще одного грунта — антикоррозионного.

Сегодня поработаем и с теми, и с другими.

Маскировка перед грунтованием

Маскировка не подлежащих ремонту мест

Когда будете обезжиривать поверхность перед грунтованием, помните, что шпатлевку сильно смачивать обезжиривателем нельзя, так как она впитывает и долго удерживает влагу. Поэтому достаточно слегка пройтись по ней увлажненной салфеткой.

Готовим грунт

Перед разбавлением грунт нужно хорошенько взболтать и перемешать, чтобы поднять со дна банки необходимые компоненты.

В среднем на одну деталь уходит около 150-200 грамм неразбавленной грунтовки. Отливаем необходимое количество грунта в сухую, чистую емкость и приступаем к смешиванию.

Для приготовления однокомпонентного (1K) грунта достаточно добавить в него указанное производителем количество разбавителя (зачастую это 5-20%). Отвердитель в однокомпонентные продукты не добавляется.

Если же вы имеете дело с двухкомпонентным (2K) грунтом, его сначала смешивают с соответствующим отвердителем в строгом объемном соотношении, указанном на банке (например 2:1), а затем смесь доводится до нужной вязкости добавлением разбавителя (5-20%). Подробнее о приготовлении ЛКМ читайте здесь.

Как бы там ни было, перед приготовлением материала ознакомьтесь с рекомендациями производителя.

Для соблюдения пропорций смешивания удобно использовать специальные мерные емкости и линейки, содержащие на себе всю необходимую разметку.

Заправляя приготовленный грунт в бачок пистолета, обязательно отфильтруйте его через специальную воронку с сетчатым фильтром (в крайнем случае через капроновый чулок 🙂 ).

Итак, грунтовка приготовлена, машина оклеена и обезжирена. Осталось разве что обдуть поверхность сжатым воздухом, после чего можно приступать к нанесению антикоррозионного грунта.

Наносим антикоррозионный грунт

В статье о видах и свойствах грунтов мы уже говорили, что адгезионная прочность слоя антикоррозионного грунта обратно пропорциональна его толщине, поэтому наносятся такие грунты тонким одинарным слоем, толщина которого должна находиться в пределах 10-15 мкм.

Визуально определить эту величину очень просто: если грунт полностью укрыл ремонтную зону и не просвечивает — его толщина более 15 мкм. Рекомендуется наносить слегка прозрачный слой, на грани укрывистости — адгезия в этом случае будет максимальной.

Значительное превышение рекомендованной толщины антикоррозионных грунтов может привести к ухудшению адгезии всего покрытия.

В этом случае кислота, не успев полностью прореагировать, остается под следующим слоем. Да и кроме нее в грунтах присутствует множество других летучих веществ, которым тоже нужно время на испарение. Поэтому не стоит спешить, нужно дать слою грунта хотя бы минут 15-20 на реакцию и испарение, а уже после этого наносить грунт-наполнитель.

Предостережения

Среди травящих антикоррозионных грунтов встречаются материалы, на которые допускается наносить покровные эмали, без предварительного нанесения вторичного грунта. Стоит сказать, что это хоть и самый быстрый, но далеко не самый лучший способ, так как по причине отсутствия слоя вторичного грунта покрытие получится слишком непрочным и недолговечным — именно из-за малой толщины всего ЛКП.

Еще одно предостережение. Если поверхность требует шпатлевания, то грунты кислотного отверждения могут наноситься исключительно после завершения шпатлевочных работ. Шпатлевать поверх кислотников, а также 1K травящих грунтов недопустимо! Единственным антикоррозионным материалом, допускающим нанесение под полиэфирные шпатлевки является эпоксидный грунт.

Кстати, именно наличие слоя грунта и под шпатлевкой (а не только на ней) отличает окраску высшего качества от стандартной.

Окраска высшего качества VS Стандарт

В стандартной мы шпатлевку наносим на голый металл, шлифуем ее, после чего сверху кладем кислотник для защиты металла вокруг зоны ремонта и далее — грунт-наполнитель. Либо слой эпоксидного грунта, а затем наполнитель — можно применять и такой вариант (особенно на старых проблемных ЛКП). Но так или иначе, в этом случае под шпатлевкой остается голый металл.

Конечно, визуально результат в этих двух случаях (стандарт и люкс) будет одинаков, но надежность и долговечность… Если, конечно, это вас волнует.

Эпоксидный грунт под шпатлевку наносится тонким одинарным слоем в пределах 15 мкм.

Как правило, шпатлевать можно не дожидаясь полного высыхания эпоксидного грунта, без его предварительной шлифовки (обычно через час-полтора уже можно шпатлевать, уточняйте в техничке). В этом случае у нас будет максимальная адгезия, так как шпатлевка, помимо механической адгезии, получает еще и химическую (сцепляемость шпатлевки и полусухого слоя грунта).

Если же прошло длительное время и грунт полностью полимеризовался, перед шпатлеванием его необходимо обработать скотч-брайтом. Максимальное время, по истечении которого грунт должен быть зашлифован перед нанесением следующего материала, смотрите в TDS!

Нецелесообразно использовать два разных антикоррозионных грунта в процессе ремонта на одном элементе. При этом большинство производителей категорически запрещают наносить эпоксидный грунт поверх кислотного.

Так как первичные грунты несут защитную функцию, то шлифовать их не нужно (да и толщина слоя у них и без того мала). Поэтому после рекомендованной выдержки (15-20 минут) необходимо сразу нанести вторичный грунт. К чему и приступим.

На изображениях в этой статье продемонстрирована окраска класса стандарт (без эпоксидного грунта): шпатлевка на голый металл, сверху кислотосодержащий (травящий) грунт, затем наполнитель.

Нанесение первичного антикоррозионного грунта

Для защиты голого металла на зону ремонта наносится слой травящего антикоррозионного грунта

Наносим грунт-наполнитель

При работе с вторичными грунтовками важно обращать внимание как на общую толщину покрытия, так и на толщину отдельно взятых слоев, а также на выдержку между ними.

Казалось бы, чем слой наполнителя толще, тем выше качество поверхности, а нам проще с ней работать. Но нет, не все так просто. Основные проблемы, возникающие с вторичными грунтами связаны как раз-таки с превышением толщины рабочего слоя и недостаточной межслойной выдержкой.

Что это за проблемы?

Первая проблема связана с долгим отверждением и усадкой материала. Все мы знаем, что если некоторое количество готового к распылению лака или грунта оставить в банке, то через некоторое время образуется не твердое вещество, а некая желеобразная субстанция. Вот и при нанесении слишком толстых слоев грунта происходит практически то же самое.

Дело в том, что полимерные материалы не просто сохнут — в них, помимо испарения растворителей и разбавителей, протекает процесс сшивания молекулярных цепочек. И хотя процесс полимеризации протекает во всем объеме материала, испарение растворителя происходит только с его поверхности. Этот процесс сопровождается формированием пленки на поверхности лакокрасочного слоя.

Из слоя нормальной толщины растворители успевают испариться вовремя — до начала формирования поверхностной пленки. Все процессы в этом случае протекают корректно и равномерно.

В толстом же слое растворителей содержится больше, а значит времени на их испарение необходимо больше. А поскольку вверху испарение растворителей происходит интенсивнее, это приводит к тому, что создание поверхностной пленки несколько опережает испарение из слоя всех растворителей.

К тем же последствиям приводит и недостаточная просушка — как между слоями грунта, так и перед ускоренной сушкой.

Обычно для всех грунтов рекомендуемая межслойная выдержка составляет около 10 минут при хорошем воздухообмене и температуре воздуха около 20°С. Нет воздухообмена — увеличиваем выдержку до 15 минут.

Первый слой — он важный самый

Далее коснемся нанесения первого слоя.

Из тонкого же слоя растворитель испаряется быстрее, что позволяет избежать указанных дефектов.

Вместе с тем, следует избегать и слишком сухого нанесения первого слоя. Иначе при нанесении следующего слоя под ним будет заключено некоторое количество воздуха, который потом может подняться на поверхность краски в виде отдельных пузырьков.

Для эффективного выполнения своих функций общая толщина акрилового грунта-наполнителя должна находиться в пределах 100-150 микрон. В среднем стандартные наполнители за один проход дают толщину от 35 до 60 микрон, поэтому искомая толщина достигается за 2-3 прохода.

Нанесение акрилового грунта-наполнителя

Нанесение акрилового грунта-наполнителя. После его высыхания и шлифовки деталь можно красить

Техника нанесения

Немаловажную роль играет и техника нанесения наполнителя. При локальном грунтовании рекомендуется наносить слои особым образом — уменьшая, а не увеличивая, как это обычно принято, зону распыления материала.

Сказанное проиллюстрировано ниже.

Техника нанесения грунта

Сушка грунта

Грунты можно сушить как при нормальной комнатной температуре, так и принудительно. Принудительная сушка, конечно же, более эффективна. Сюда относится сушка инфракрасными лампами и сушка в камере при 60°С.

Если при естественной сушке нужно ждать, как правило, от 3 до 12 часов (в зависимости от вида и толщины слоя наполнителя), то при 60°С наполнитель готов к шлифованию уже через 20-30 минут, а при ИК-сушке — уже через 15-20 минут.

Сушка грунта-наполнителя в естественных условиях не ухудшает его конечных свойств. Но при условии, что это качественный продукт (грунт должен иметь в своем составе специальные добавки, позволяющие ему не реагировать с кислородом и воздушной влагой). В противном случае за стабильность дальнейшего процесса покраски поручиться нельзя.

Рекомендации по количеству слоев, общей толщине, времени межслойной и общей сушки грунта-наполнителя, как и любого другого материала, описаны в технической документации к продукту. Этих рекомендаций стоит придерживаться — они являются результатом множества тестов, проведенных изготовителем продукции.

После полного высыхания грунта-наполнителя можно приступать к его шлифованию под покраску. Этим займемся уже в следующей статье.

Читайте также: