Технология проблемного диалога в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Применение технологии проблемно-диалогического обучения в старшем дошкольном возрасте. Использование приемов данной технологии в различных НОД.

Оценить 834 0

ФИО: Куярова Элла Александровна

Должность: воспитатель

Тема: Использование проблемно-диалогического обучения в старшем дошкольном возрасте

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Постановка Проблемы

Предъявление первого факта

Предъявление второго факта

побуждение к осознанию

побуждение к проблеме

- Ребята, кто знает свою национальность? Назовите

– Ученые подсчитали, что

сейчас в России существует более 180 национальностей. Это очень много

– А сколько было национальностей у древних людей?

– Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили?

– Какой возникает вопрос?

Мордвин, русский, татарин

Думаем, одна (Проблемная ситуация.)

– Была одна национальность, а стало

много.(Осознание противоречия.)

– Откуда взялось столько национальностей (Вопрос.)

– С.В.Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен

жанр нового произведения.

– Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы

– Какой же возникает вопрос?

– Это сказка о животных.

(Проблемная ситуация.)

В нашем городе видели памятник Е. Пугачеву?

– Когда жил этот человек?

– А люди помнят его и сейчас. Как вы думаете, почему помнят Пугачева?

– Емельян Пугачев пришел в Саранск обманом. Он представился чужим именем, сказав, что он – государь Петр III

– Что вы сказали сначала?

– А что оказывается на самом деле?

– Какой же возникает вопрос?

– Давно, тысячу лет назад.

– Он был хорошим человеком

или великим воином.

(Житейское представление)_

– что он был хорошим человеком

и великим воином.

Что он обманывал людей (Осознание противоречия.)

Почему ему поставили памятник

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы занятия детьми. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для ребят. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет детям сформулировать тему занятия.

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

– Кто догадался, о какой стране идет речь?

– Значит, о чем мы сегодня будем говорить?

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

При подготовке конкретного урока необходимо учитывать следующее. Во_первых, для выдвижения и проверки гипотез детям, как правило, необходим определенный материал. Во_вторых, количество решающих гипотез может варьировать: либо одна, либо несколько. В_третьих, порядок выдвижения гипотез может быть либо последовательным, либо одновременным На занятиях с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.

– Итак, у нас есть два предположения : сказка о животных и басня. Проверим первое предположение. Назовите признаки сказок о животных.

– Давайте посмотрим, есть ли эти черты в этом произведении.

– Значит, можно считать произведение сказкой о животных?

– У нас есть еще одно предположение – басня. Какие черты характерны для басни?

– поработаем в группах . Я еще раз прочту произведение, а группа определит,

присутствуют ли в тексте черты басни.

– Как думает первая группа, вторая….

– Так это басня или сказка?

– С какой басней мы сегодня познакомились?

– Сказки – это рассказы с

целью развлечения, там есть стихи. песни.

– Это произведение не для

развлечения, оно поучительное.

– В этом произведении животные ведут себя и разговаривают, как люди.

Это произведение учит нас, как надо себя вести…

(Открытие нового знания.)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. при использовании данного метода сначала создается проблемная ситуация, а затем ребят побуждают к осознанию и формулированию проблемы. В каждом учебном предмете возможны все приемы создания проблемной ситуации, но частота их применения существенно различается.

– Мы повторили некоторые сведения об Арктике. А что вы можете сказать о животном мире Арктики?

– Предлагаю вам посмотреть видеосюжет.

– Что вы думали сначала? И как оказывается на самом деле?

– Так о чем мы сегодня будем говорить?

– Животных здесь почти нет или очень мало, потому что очень холодно.

(Житейское представление.)

Смотрят сюжет о многообразии животного мира Арктики.

(Проблемная ситуация.)

– Мы думали, что животных

в Арктике почти нет. А на самом деле их много, и они очень разные. (Осознаниепротиворечия.)

как много животных в Арктике и о том, как они там живут

ребят выдвигать и проверять гипотезы. Предметная специфика метода проявляется, прежде всего, в материале, предъявляемом детям для выдвижения и проверки гипотез

картинки на доске. (Открывает рисунки.)

– Какие у вас возникают предположения, как животные выживают в таких условиях?

Итак, у нас появилось несколько предположений. Как можно их проверить?

– Мы поработаем с энциклопедиями в группах. Каждая группа читает, рассматривает фотографии об одном из животных Арктики.

– Заслушаем первую группу.

Аналогично работает с

– Итак, все наши предположения .

Рассматривают иллюстрации с изображением животных Арктики

– У многих животных густая

шерсть(1_я решающая гипо_

теза). А еще есть толстый

слой жира (2_я решающая

гипотеза). Животные могут

находить достаточное коли_

чество пищи (3_я решающая

– Прочитать в книге или энциклопедии, посмотреть

Работают по группам..

– Мы прочитали о белых медведях. У них густая шерсть, толстый слой подкожного жира.. (Аргумент.)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы занятия детьми. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для ребят. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет детям сформулировать тему занятия.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

При подготовке конкретного урока необходимо учитывать следующее. Во_первых, для выдвижения и проверки гипотез детям, как правило, необходим определенный материал. Во_вторых, количество решающих гипотез может варьировать: либо одна, либо несколько. В_третьих, порядок выдвижения гипотез может быть либо последовательным, либо одновременным На занятиях с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. при использовании данного метода сначала создается проблемная ситуация, а затем ребят побуждают к осознанию и формулированию проблемы. В каждом учебном предмете возможны все приемы создания проблемной ситуации, но частота их применения существенно различается.

ребят выдвигать и проверять гипотезы. Предметная специфика метода проявляется, прежде всего, в материале, предъявляемом детям для выдвижения и проверки гипотез


Ключевые слова: проблемное обучение, технология, приобщение к художественной литературе, деятельность детей, деятельность педагога.

Хочу поделиться своей методической разработкой основной образовательной деятельности в ДОУ в контексте проблемно-диалогического обучения. Данная технология была разработана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО г. Москва Мельниковой Еленой Леонидовной.

Проблемно-диалогическое обучение предполагает такое обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога. [4]

Постановка проблемы — это этап формулирования темы занятия.

Поиск решения — это этап становления нового знания.

Между ними — диалог — мостик, который ведет к новому знанию.

побуждающий диалог — это система отдельных стимулирующих реплик, которые помогают детям работать творчески

— побуждающего к выдвижению гипотез;

— побуждающего к проверк е гипотез

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение участвует в формировании готовности детей к творческой деятельности; растет познавательная активность, процесс усвоения знаний выглядит более привлекательным (подробнее о проблемно-диалогическом обучении [2], [5])

Я предлагаю посмотреть, как методы проблемно-диалогического обучения украшают организованную образовательную деятельность, способствуют более живому детскому восприятию материала и решают общедидактические задачи.

Возрастная группа : от 6 до 7 лет

Форма : групповая

Цель : формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии проблемного диалога.

Задачи :

— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;

— воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

— прививать любовь к книгам, чтению; стимулировать познавательную активность.

Действия педагога

Действия детей

Вводная часть

(вступление о мероприятиях, проводившихся в группе). Постановка проблемы.

Подводящий к теме диалог.

Демонстрирую свою любимую книгу, из нее выпали картинки (спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду).

Определить содержание картинок. Найти то, что их объединяет.

Что такое храбрость (словарная работа), подбор синонимов.

Нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть?

Участвуют в беседе о Книжкиной неделе, определяют содержание выпавших картинок; находят слово, которое роднит всех людей, изображенных на картинках.

Выдвигают варианты ответа с примерами.

Основная часть .

Предлагаю ответить на вопрос, нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть.

1.Предлагаю послушать рассказ Л. Н. Толстого, но сначала о нем самом.

Предлагаю прочитать название рассказа, копия обложки книги вывешивается на доску.

2.По обложке предлагаю определить место действия событий в рассказе.

3. Игра на внимание.

4. Чтение рассказа.

5. Выявление впечатления от прочитанного .

— Какие моменты в рассказе показались самыми напряженными?

— Что чувствовали, когда слушали рассказ?

6. Анализ рассказа. Беседа .

— Кто главные герои рассказа?

— Откуда на корабле взялась обезьяна?

— Как она себя вела?

— Какое действие она совершила, что дало толчок всем остальным событиям?

— Что сделал мальчик? Почему?

— Как вела себя обезьяна дальше?

— Как люди на палубе вначале реагировали на ее действия?

— Почему они замерли от страха?

— Что заставило мальчика опомниться?

— Что заставило его прыгнуть?

— Какой человек — капитан?

— Как мальчик поступил? Так, нужна храбрость, чтобы прыгнуть?

— Чему научился мальчик? (не совершать необдуманных поступков)

— Какой эпизод изображен на картине?

8. Творческие задания .

Желтая команда — разложить иллюстрации в том порядке, как происходили события в рассказе.

Красная команда — прочитать пословицы, определить, какая из них подходит к рассказу.

Зеленая команда — моделирование обложки (альбомный лист, вырезанные корабль, название рассказа, фигурки мальчика, обезьяны, льва, собачки, малыша, клей, фломастеры)

Какие фигурки остались неиспользованными, почему?

Читающие дети воспроизводят название и озвучивают его.

Поднимают зеленый парус, если рассказ понравился, красный — нет.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответ на главный вопрос.

Рассматривание иллюстрации, ответы на вопрос.

Заключительная Рефлексия.

Понравилось ли занятие?

Поднимают зеленый парус — да, если нет — красный.

Ключевые слова

технология, проблемное обучение, деятельность педагога, приобщение к художественной литературе, деятельность детей

Технология проблемного диалога в полном объёме используется в школе. В дошкольном образовании рассматривается использование проблемных ситуаций, которые, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Матюшкина, включают в себя три основных компонента:

  • неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации (новое знание или способ деятельности, которые ребёнок должен усвоить, разрешая противоречие); ценность противоречия в познании в том, что оно, воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового, а эмоция, возникающая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль;
  • познавательную деятельность ребёнка;
  • возможности ребёнка анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, так как ни слишком трудное, ни слишком лёгкое задание не способствуют возникновению проблемной ситуации (степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения поставленного задания)

Существуют определённые способы создания проблемных ситуаций, которые педагог может использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку проблемность – неотъемлемая черта познания старших дошкольников, и именно проблемность обеспечивает постоянную открытость ребёнка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н. Н. Поддъяков), а также в собственной постановке новых вопросов и проблем. Педагог, максимально используя проблемы, выдвигаемые детьми должен ещё и преднамеренно создавать ситуации специальными заданиями, направленность которых – заострить противоречия в сознании ребёнка и выявить из этих преднамеренных ситуаций противоречия, которые он способен замечать.

Пути создания проблемных ситуаций, личностно-значимых для ребёнка:

  • преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;
  • преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
  • побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие – ядро проблемной ситуации – в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога).

Для создания проблемных ситуаций можно использовать следующие методические приёмы:

1. подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

2. изложение различных точек зрения на один и то же вопрос;

3. предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;

4. побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

5. постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;

6. постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.)

Технология деятельностного подхода дает развернутый ответ на вопрос, как учить, выделив следующие этапы:

1. Введение в игровую ситуацию.

2. Создание психологического настроя на игровую деятельность.

3. Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь его с предыдущим.

4. Мотивационная игра.

Детям предлагается дидактическая игра, которая актуализирует необходимое для открытия нового знания. Игра должна быть составлена так, чтобы в ходе неё в деятельности ребёнка на возникло затруднения: (с детьми 3 – 4 лет организуется работа с предметами, каждое действие ребёнок фиксирует в речи. Дети 5 -6 лет, фиксируя в речи свои шаги, выполняют материализованное действие.) Каждый ребёнок должен принять участие в игре. Необходимое условие – чёткое объяснение правил игры. В результате каждый ребёнок должен самоопределиться:

1) понимать, что от него требуется в игре;

2) определить, может он играть в эту игру или не может;

3) хочет он играть в эту игру или не хочет. 3 – 5 минут

3. Затруднение в игровой ситуации.

В конце мотивационной игры возникает ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи. Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. 1 минута.

Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.

Проходит всегда в одном и том же месте (месте для обдумывания), где ребёнок может чувствовать себя комфортно. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей, выводит их к самостоятельному выходу из затруднительной ситуации. 5 – 7 минут.

Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога другие дидактические игры при наличии свободного времени.

Итог деятельности.

Дети фиксируют в речи:

1) что нового узнали;

2) где новое знание пригодится.

Примечание. Во время занятия дети работают за столами 2 – 3 минуты. Всё остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

Постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под научной редакцией О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выступление на Межрегиональной конференции

Подготовила: Маслова Е.Ю.

1 квалификационная категория

г. Ярославль, 8.04.2016г.

Использование технологии проблемного диалога в дошкольном образовательном учреждении.


На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Проблемное и развивающее обучения включают в себя элементы друг друга. Применение в практике обучения этих видов привело к возникновению методов получивших название активные, в основе, которых лежит диалогическое взаимодействие педагога и обучающегося.

Одной из них является технология проблемного диалога, автор которой – Мельникова Елена Леонидовна. Технология проблемного диалога в полном объёме используется в школе. Технология эта не только уникальна, но и универсальна. Поэтому её можно применять в дошкольном образовании. И спользование проблемного диалога в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Но прежде чем начать применять этот метод, нужно учесть особенности мышления дошкольников. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако, логическое мышление ещё не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредотачиваться на изменениях объекта.

Исходя из этого, мы пришли к выводу, что для работы с дошкольниками подходит только простая схема занятия с одной проблемой и одним решением. В его содержание входит: простое понятие - описание, простое понятие-определение, правило, закономерность. С одарёнными детьми возможно использование схемы занятия с одной проблемой и несколькими решениями.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление детей. На этапе постановки проблемы педагог пошагово подводит обучающихся к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Как показывает практика, продолжением диалога для школьников являются логические действия, то для дошкольников это выражается в продуктивной деятельности.

Использование проблемного диалога с дошкольниками не только возможно, но и необходимо. В процессе специально выстроенного общения с детьми обеспечивается творческое усвоение знаний, возрастает активность воспитанников в процессе обучения, формируются такие универсальные учебные действий как: осуществление поиска и выделение необходимой информации, принятие решения и его реализация, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, умение задавать вопросы, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). – М., 1989. – 80 с.

Кукушин В. С. Теория и методика обучения – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 474 с.

Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения // Школа–2100. Образовательная программа и пути её реализации. – М. : Баласс, 1999. – № 3.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под научной редакцией О.В. Чиндиловой. –
М.: Баласс, 2012 г.

Читайте также: