Технология развивающее общение в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Развивающее общение вместо раннего развития и обучения.

Ключевые слова: раннее развитие, раннее обучение, форсированное обучение, амплификация развития, зона ближайшего развития, развивающее общение, парадоксы развития, автономность и самостоятельность.

Ранний опыт ребенка создает пространство возможностей успешного развития навыков речи, общения, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Родители, видя все возрастающие возможности своего ребенка, стремятся, как можно раньше, начать знакомство с буквами, цифрами, заменяя работу по развитию ранним обучением. Многие психологи на сегодняшний день аргументировано оспаривают необходимость такого форсированного обучения. Которое чаще всего влечет за собой негативные последствия - снижение познавательной мотивации еще до школы, эмоциональное истощение ребенка, торможение на определенном этапе мыслительных и других психических процессов. В таких ситуациях можно наблюдать все увеличивающуюся дисгармонию интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Не учитываются возрастные возможности ребенка и те виды деятельности, в которых развиваются дети в младшем возрасте. Не многим известно понятие “амплификации детского развития”, то есть обогащения жизни ребенка тем, что ему важно, исходя из возрастных задач развития. Термин “раннее развитие”, на мой взгляд, выглядит достаточно противоречивым в контексте того, что есть просто полноценное развитие, которое не тождественно раннему развитию. Поведенческие психологи смогли научить в свое время двухлетнего ребенка печатать на машинке. И что? У каждого навыка - счета, чтения, письма, существует свое время формирования, и все предыдущие изменения напрямую связаны с тем, чтобы этот навык был освоен в соответствующем возрасте. С этими закономерностями связано и понятие возрастной нормы, тех критериев развития, которые характерны для детей того или иного возраста.

Другими словами, можно говорить, что раннее обучение крайне эффектно: например, трехлетний ребенок говорит на двух языках, читает, пишет, считает. Является ли это свидетельством умственного развития ребенка? Здесь, скорее всего, можно говорить о высокой обучаемости таких детей, перфекционизме и настойчивости их родителей, так как усвоение готовых знаний не способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. В будущем у этих детей сохраняется завышенная самооценка, познавательный эгоцентризм, высокомерное отношение к сверстникам и, соответственно, трудности в общении с ними.

Таким образом, полноценное развитие не тождественно раннему обучению письму, чтению, счету. Оно не должно сводиться к стремлению напичкать малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Ему не нужны никакие специальные программы. Форсированное обучение может серьезно блокировать развитие и вызвать обратный эффект.

На консультацию пришла молодая мама с ребенком 2 лет и 7 месяцев с жалобами на то, что еще пару месяцев назад ее сын знал весь алфавит, узнавал буквы, цифры, хорошо учил стихи, а теперь - он все забыл, и никаких явных причин для этого нет. Мама описывала свой взгляд на воспитание, и мне было искренне жаль малыша. В два года у него уже не было детства. Он учил английский, посещал детский центр, занимался дома с мамой. И в какой-то момент инстинкт самосохранения, по–другому и не скажешь, защитил его от информационной нагрузки и задач, не соответствующих возрасту. Для мамы это должно было послужить сигналом, что мальчик пресыщен тем, что ему пытаются предложить. Как память имеет свои ограничения, так и любой психический процесс, не справляясь с нагрузкой, может ухудшать свою работу. Возможно, именно такая блокировка произошла и у этого ребенка.

Форсированное обучение может блокировать и познавательную потребность, так как оно стремиться дать готовые знания, информацию, а не учит ребенка думать, любопытствовать по поводу всего, что его окружает. Многие современные дети ничего не хотят спросить у взрослого и даже не у всех есть желания, которые они хотели бы загадать фее или золотой рыбке.

Важными критериями полноценного развития ребенка 2-3 лет можно считать:

По мнению многих психологов, указанный возраст называют первым этапом становления личности. Все классические симптомы кризиса трех лет напрямую связаны с этим. Дети экспериментируют, исследуют окружающее пространство и выстраивают свои границы, когда протестуют против помощи взрослого, делают все наоборот, игнорируют просьбы ит.д. С этими симптомами грамотные, с психологической точки зрения, родители не борются, и не перевоспитывают своих детей, а учитывают возрастные особенности и помогают своим детям. Послушные, инертные, пассивные дети настораживают психолога намного больше, чем дети активно отстаивающие свои желания и интересы.

Возможны и парадоксы развития. Когда дети начинают идти против возрастных законов, хотят оставаться маленькими, пить из бутылочки, просятся на ручки и т.п. Часто это происходит в ситуациях рождения брата или сестры, нежелания ходить в садик, отпускать маму. В таких случаях необходимо объяснять родителям, насколько сложно их детям сейчас, какой внутренний конфликт они переживают и как сложно им выбирать регресс и бороться против своего неизбежного взросления.

На сегодняшний день многочисленные развивающие центры предлагают занятия для детей с 1, 5 лет в образовательных целях, что является форсированным обучением. Но это имеет смысл, с психологической точки зрения, только в том случае, если целями таких групп является обучение родителей обогащать окружающую среду ребенка в развивающем диалоге с ним, знакомиться с играми, ситуациями и занятиями, которые могут быть познавательными для ребенка. Другими словами, цель развивающих групп для этого возраста является, на мой взгляд, предоставление развивающего пространства для ребенка и познавательной среды для родителей, их общения друг с другом, предоставление возможности задать тот или иной вопрос педагогу-психологу, увидеть своего ребенка среди сверстников и его умение находиться среди других. Многие современные дети и их родители испытывают потребность в таком общении, так как могут проживать изолированно или не иметь рядом детей своего возраста, или иметь слишком взрослых брата, сестру, не ходят в детский сад. Акцент развивающих занятий в детских центрах необходим на помощи в исследовании своих детей, а не на раннем обучении.

Принципиальную роль в развитии ребенка младшего возраста играет позиция взрослого – родителей, воспитателей, нянь и бабушек, их постоянное стремление (или его отсутствие) показывать ребенку, рассказывать, делать вместе с ним то, чем они сами занимаются в повседневной жизни, обращать его внимание на все то, что окружает нас. Идя с ребенком по улице гораздо проще молча вести его за руку, думая о своем и односложно отвечая на его бесконечные вопросы, чем удивляться хорошо знакомым вещам (например, “Смотри как интересно, лужа замерзла, а озеро нет. Почему так получается?”).

Или они стараются обеспечить ему наиболее благоприятные (из возможных) условия, или пускают его развитие на самотек, и тогда возможность ориентировать ребенка на максимальное развитие его внутреннего потенциала будет упущена. Любой нормально развивающийся ребенок обладает активностью, изначально она стихийная, и именно взрослый предлагает пути ее приложения с учетом интересов ребенка. По мнению Н.Лейтеса все дети изначально одаренные, но лишь немногие раскрывают и развивают свои способности.

Нельзя забывать и о том, что не менее активная роль в развитии ребенка принадлежит ему самому. Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств. Знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах. К сожалению, многие родителей больше интересует чистота одежды, комнаты, абсолютная безопасность ребенка и статичные варианты времяпровождения. Путешествия по новым местам, городам создают предпосылки для качественных скачков в развитии. Но опять же, это не должно превратиться в яркий калейдоскоп постоянной смены мест, что кроме перевозбуждения, пресыщения и усталости, вряд ли, принесет что-то важное для личностного развития.

Развивающее общение с ребенком 2-3 лет строится не по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлено на максимально разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого происходит постепенное развитие, совершенствование и усложнение всех психических процессов и личности.

Исключение составляет речевое развитие. Оно стоит в центре внимания в этом возрасте - наиболее сензитивном именно к развитию речи. По словам Л.С.Выготского, пути развития речи и мышления пересекаются у ребенка в возрасте двух лет. Необходимо поощрять любые попытки ребенка говорить. Взрослому не желательно выступать переводчиком детской речи или угадывать значение отдельных указательных жестов, звуков ребенка (“Ты хочешь эту игрушки? Ты хочешь пить?”). Гораздо важнее, может быть, не всегда понимать обращения ребенка без слов, формируя потребность сказать что-то. Иногда важно ответить на вопрос ребенка, даже если он задан только жестом.

Можно выделить основные принципы развивающего общения.

  1. Не форсировать обучение и развитие, не перегружать мозг ребенка.
  2. Создавать познавательное пространство, способствующее развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее.
  3. Поддерживать собственную активность ребенка.
  4. Стимулировать его познавательную активность. Взрослому обязательно участвовать в деятельности ребенка, формируя зону ближайшего развития. Зону, в которой ребенок осваивает новое с помощью взрослого. Не делает за ребенка, а умело наводит на нужное решение.Предоставить ребенку определенную свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-то делом, в выборе способов работы. Это предохранит его от перенапряжения и переутомления и позволит сохранить интерес к самому занятию.

Таким образом, раннее или форсированное обучение не ведет к полноценному развитию ребенка. Помощь взрослого в развитии Личности ребенка заключается в раскрытии возрастного потенциала ребенка в психологически грамотном общении с ним с учетом возрастных и задач развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Использование технологии развивающего общения в практике педагога ДОУ Выполнила: воспитатель МАДОУ № 4 Жданова Алена Валерьевна

Вся жизнь ребёнка в дошкольной организации должна быть направлена на развитие его личности и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Следующие факты говорят в пользу обучения Во – первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника. Во – вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведёт к большей самостоятельности каждого отдельного ребёнка, а значит, к развитию саморегуляции поведения. В – третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом. В – четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ребёнка растёт.

Чтобы помочь ребёнку разобраться в своих чувствах: Выслушайте его внимательно Разделите его чувства Назовите его чувства Покажите, что вам понятны желания ребёнка, подарите ему желаемое в фантазии

Шаг 4 Попросите детей озвучить свои позиции друг другу. Шаг 5 Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами, напомните правила существующие в группе, в детском саду или обществе целом. Шаг 6 Оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих.

Одной из важнейших задач младшего возраста является развитие речи и общение детей. Условием развития коммуникативных способностей детей служит богатая по своему содержанию предметно-развивающая среда.

Поэтому мы решили преобразовать игровые уголки в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей.

Мы стремились к тому, чтобы все игровые уголки, материалы и пособия были доступны детям, функциональны и востребованы ими в самостоятельных, свободных видах деятельности. А также, чтобы игровой материал был ярким, красочным и крупным.

Первое, что мы сделали – это убрали весь мелкий игровой материал, так как он представляет опасность для детей данного возраста.

Затем мы увеличили количество игрушек одного вида, которые наиболее часто задействованы в детских играх. Таким образом в нашей группе оказалось по 3-4 штуки таких игровых предметов как : машинок, пирамидок, матрешек, чайников, утюгов.

Тем самым мы предотвратили ссоры и капризы детей из-за игрушек, так как детям данного возраста свойственно подражание игровым действиям других детей.

Помня о том, что игрушка является источником деятельности и творческой мысли ребенка, мы периодически убирали игрушки, которые какое-то время служили основой для игры и доставали другие, чтобы вызвать новые игровые замыслы.

Для развития конструктивных умений детей у нас имеются различные виды конструкторов, дополненных разнообразным игровым материалом.

Чтобы дети реализовали полученные ими практические умения и навыки в Изо-уголке имеются: бумага разного формата, тонированная бумага, готовые геометрические формы из цветной бумаги, трафареты различных видов, книги раскраски, кисти, гуашь, карандаши.

Таким образом, насыщая игровое пространство, мы позаботились о том, чтобы дети могли удовлетворить свои потребности в познании, движении, общении.

Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что дети, привыкая к новой обстановке группы вели себя по-разному. Это проявлялось в их взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. В основном дети играли порознь, совместных игр у детей не возникало. Дети не могли играть вместе, так как их речь и навыки общения соответствовали их возрастным особенностям, были развиты не достаточно. Поэтому, мы сформулировали для себя следующие задачи: развивать речь, навыки общения через взаимодействие детей друг с другом в совместной игре; учить объединять игры одним сюжетом, принимать на себя роли и действовать в соответствии с элементарными правилами игры.

Для решения данных задач мы использовали все предметно-игровое пространство группы и участка, а также разнообразные формы организации детской деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, игры-драматизации, подражательно-исполнительские, творческие упражнения, импровизации и различные виды продуктивной деятельности.

Но особое внимание мы уделили организации сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

В своей работе мы исходили не только из паспортного возраста детей, но и учитывали общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье. Следующим нашим шагом было: научить детей игровым умениям, что происходило в совместных играх воспитателей с детьми, а также в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения. Принимая на себя ведущую роль в игре, мы учили детей соблюдать правила поведения, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом объединяя детей для совместной деятельности.

На первом этапе результатом работы было усвоение детьми ролевого поведения, что ориентировало детей на ролевое поведение, ролевой диалог. Стимулируя игровую деятельность и общение детей мы не только принимали на себя основные роли, но и поясняли игровые действия, а также создавали такие ситуации которые способствовали развитию ролевого диалога между детьми и объяснению детьми своих игровых действий с предметами.

Таким образом, мы смогли научить детей вступать в игровые контакты, ролевое взаимодействие друг с другом.

Однако этого было недостаточно для того, чтобы в играх зарождался сюжет, поэтому продолжая работу в данном направлении свою роль в игре мы свели к тому чтобы, не участвуя в ней активно направлять игровую деятельность детей, помогать детям развертывать сюжет, обогащать предметную игровую среду игрушками и предметами-заместителями.

Обогащая игровой опыт детей мы смогли объединить отдельные игровые действия в единую игровую линию: например, готовить обед, накрывать на стол, кормить.

Однако мы столкнулись с проблемой привлечения малоактивных детей к участию в играх и к взаимодействию и общению со сверстниками. Мы старались привлекать таких детей к речевому взаимодействию: участию в играх-драматизациях, предлагали различные роли в сюжетных играх. Беседую с родителями, выясняя причину такого поведения детей мы давали необходимые рекомендации родителям. Это касалось темы взаимодействия родителей и детей, их близких, а также созданию комфортных условий для ребенка дома.

Вывод: Таким образом, действуя поступательно, шаг за шагом, мы достигли определенных успехов : наши дети овладевают умением принимать на себя игровую роль, реализовывать игровые действия с игрушками и предметами-заместителями. В результате, дети стали легко вступать в игровые контакты, развертывая парное ролевое взаимодействие друг с другом, в связи с этим возросла речевая активность детей.

Изменилось к лучшему и эмоциональная атмосфера в группе: исчезли слезы и крик, реже возникали ссоры из-за игрового предмета, дети стали более доброжелательными друг к другу.

Несмотря на достигнутый результат, нам предстоит продолжить работу по обогащению содержания сюжетов игры, стимулируя детей образовывать различные сюжетные линии в игре.

Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО Дата проведения анализа: сентября 2016г Характеристика.

Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой.

Региональный компонент в предметно-развивающей среде

Региональный компонент в предметно-развивающей среде Региональный компонент в предметно-развивающей среде. Мы живём в Ростовской области. Наш край богат историей живших здесь казаков. Так хочится.

Фотоотчет о предметно-развивающей среде в нашей группе

Фотоотчет о предметно-развивающей среде в нашей группе Предметно-развивающая среда в нашей подготовительной группе "Ягодка"Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена.

Требование к развивающей предметно-пространственной среде Требования к развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС) Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день.

Творческий подход к предметно-развивающей среде

Творческий подход к предметно-развивающей среде В группе предметно - пространственная развивающая среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Она отвечает интересам и потребностям.

Еще Аристотель сказал, что человек — существо социальное. Его жизнедеятельность неразрывно связана с обществом, которое играет огромную роль в формировании личности. С раннего детства малыш постигает секреты поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников, в общественных местах и т. д.

Важнейшая роль на этапе взросления отводится именно родителям. Члены семьи первыми прививают ребенку основные правила поведения, умение ясно выражать свои мысли. Это необходимо для того, чтобы дети могли комфортно ощущать себя среди окружающих, общаться, развиваться, получать знания.

Приобретаемые навыки межличностных отношений называют коммуникативностью. Они закладываются еще в дошкольном возрасте, а развиваются и совершенствуются всю жизнь.

Что такое коммуникативные навыки?

дети с развитыми коммуникативными навыками

Поэтому перед взрослыми изначально стоит важная задача — научить ребенка:

  • понятно выражать и пояснять свои мысли, ощущения, эмоции и т. д.;
  • правильно и без искажения воспринимать получаемую информацию, то есть, обмениваться мыслями, идеями, переживаниями с другими людьми.

Психологические способности к коммуникации носят индивидуальный характер. Они обеспечивают степень эффективности взаимодействия людей между собой. Кому-то это удается проще, легче, а другой испытывает затруднения, дискомфорт. Разумеется, следует учитывать врожденные качества человека. Но, благодаря применению специальных методик, можно существенно улучшить степень взаимодействия личности с окружающими.

Опытные педагоги и психологи считают, что существует несколько основных навыков коммуникативности, которые необходимо развивать.

Присутствие всех этих составляющих в человеке дает возможность успешно взаимодействовать в социуме, то есть быть коммуникабельным.

Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников

Дошкольный возраст делится на несколько стадий. Каждая из них отличается своими особенностями общения:

  • от рождения до 2-х лет — ребенок контактирует с ограниченным кругом лиц, постигая первые азы взаимодействия;
  • 2-4 года — время от времени малыш уже вступает в эмоционально-практическую (играет, разговаривает) связь со сверстниками;
  • с 4 и до 6 лет наступает ситуативно-деловой период коммуникации (взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познает мир, поведенческие нормы и другие стороны жизнедеятельности), который происходит, в основном, в игровой форме;
  • к 7 годам формируются избирательно-постоянные предпочтения коммуникации, где ребенок общается с определенным кругом людей.

Кроме семьи, это могут быть воспитатели, репетиторы, а также друзья, разделяющие его интересы в играх и другой деятельности.

Подрастая, ребенок расширяет представление о практических навыках партнеров по взаимодействию, проявляет интерес к неизвестным сторонам личности. Благодаря полученным знаниям, появляется способность оценивать самого себя и свои возможности.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребенка

роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей

В дошкольном периоде очень важна поддержка и помощь взрослых, которые вступают в контакт с ребенком. От них он получает информацию о нормах и правилах общения, взаимодействия. Любое негативное или неуважительное проявление к личности малыша отрицательно влияет на формирование самооценки.

Перед родителями и воспитателями стоят следующие задачи:

  • культивировать в ребенке и самому демонстрировать ему нормы и правила коммуникации в обществе;
  • развивать желание общаться с окружающими;
  • помогать адекватно воспринимать социальные роли людей в обществе;
  • воспитывать умение говорить, выслушивать, правильно воспринимать эмоции собеседника;
  • подводить к осознанию того, что любой конфликт можно решить вербально, не теряя самообладание.

Коммуникативные навыки важны не только для социальной адаптации ребенка, но и для его умственно-психологического развития. Достаточный уровень коммуникации упрощает адаптацию ребенка в новом коллективе и позволяет определить его готовность к школе.

Возможные нарушения коммуникативных навыков

В комфортной и знакомой обстановке дети хорошо контактируют как со взрослыми, так и со сверстниками, отличаются непосредственностью, любознательностью, желанием совместно выполнять какие-то действия, играть. Но бывают случаи, когда взрослые замечают периодическое или стойкое нежелание ребенка общаться с другими людьми.

Такое поведение может быть вызвано:

  • определенными физиологическими причинами (нарушением мозговых функций, наличие отклонения слуха, речи, наследственными заболеваниями);
  • психологическими нюансами — неполадками в семье, неудачами в предыдущих попытках общения с ровесниками или взрослыми и, как следствие, получением эмоциональной травмы.

Не стоит забывать, что темперамент ребенка также влияет на развитие навыков коммуникации:

  • сангвиники общаются свободно, просто и легко сходятся с людьми;
  • эмоциональность и вспыльчивость холериков накладывает свой отпечаток на взаимодействие с окружающими;
  • сложно сходятся с людьми флегматики, но они спокойны, отличаются постоянством в своих привязанностях;
  • меланхолики — замкнутые, часто не уверены в себе, обидчивы.

Ошибки родителей

Важна не только общая атмосфера дома, но и непосредственное отношение к ребенку со стороны близких родственников. Иногда родители допускают серьезные ошибки, которые значительно затрудняют развитие коммуникабельности. Вот некоторые из них:

В семье необходимо правильно расставлять приоритеты, уделять достаточно внимания общению с ребенком. При этом важно учитывать интересы малыша, предоставлять ему время на обдумывание той ли иной ситуации, подчеркивать важность общения с ним. Не стоит предугадывать желания малыша, необходимо давать возможность их выражать.

Методы развития коммуникативных навыков

развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Решить задачу формирования коммуникативных навыков поможет организация различных видов игр (ролевых, дидактических и пр.) определенного содержания:

  • на установку контакта;
  • бессловесное общение;
  • на речевую выразительность;
  • на разрешение конфликтных ситуаций;
  • на умение сопереживать и др.

Игровые взаимодействия со сверстниками учат ребенка считаться с мнениями и желаниями других детей, отстаивать личную точку зрения, выстраивать общие планы и воплощать их в жизнь.

Не стоит забывать и о других методах воздействия на ребенка, таких как разъяснение, наглядный пример родителей, выполнение поручений, наблюдение и т. д.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Следует помнить, что игра должна соответствовать возрасту ребенка. То есть быть понятной и доступной. Если в семье несколько детей или игра предлагается среди других малышей (во дворе), то роль ведущего предлагается каждому по очереди. Взрослый первым показывает пример, объясняет правила, следит, чтобы участвовали все. Кто-то застеснялся, отстранился — необходимо мягко и ненавязчиво помочь ему присоединиться к играющим.

Любую ситуацию можно обыграть так, чтобы показать важность взаимодействия друг с другом. Читая ребенку сказку, беседуя о содержании, комментируя действия, вы также воспитываете коммуникативные навыки.

Упражнения, развивающие коммуникативность

Простые упражнения также способствуют приобретению ребенком коммуникативных навыков.

Разделив пространство (стол) на две половины, предложить малышу разложить позитивные и негативные картинки:

  • на одну сторону изображение с улыбающейся девочкой, на другую — с плачущей;
  • целая чашка — разбитая;
  • новая машинка — без колес и т. д.

Старшим дошкольникам можно предложить составить небольшой рассказ по одной из пар иллюстраций.

Определенными картинками выкладывается пословица. Детям читаются несколько. Они должны выбрать более подходящую к подобранным изображениям и объяснить свой выбор.

Можно прочесть сказку, предложить выбрать серию иллюстраций к ней, разложить в правильной последовательности. Затем обсудить действия героев повествования.

Ролевые игры, инсценировки также способствуют приобретению коммуникативных навыков у дошкольников.

Как развивать коммуникативные навыки ребенка в повседневной жизни?

как развивать коммуникативные навыки ребенка

Для того, чтобы в повседневной жизни человек мог полноценно расти и развиваться, получать знания, заниматься определенной деятельностью, он должен с детства ощущать:

  • психологический комфорт;
  • возможность общаться и самоутверждаться;
  • поддержку при организации совместной деятельности.

Вместе с тем, так же важно научиться:

  • понимать и принимать чувства, эмоции окружающих;
  • реагировать на них соответствующим образом.

Помочь подрастающему поколению освоить все эти правила и нормы взаимодействия друг с другом, овладеть технологией общения помогут взрослые. При этом важнейшая роль отводится родителям. Они имеют для ребенка неоспоримый авторитет, являются примером для подражания. Не обязательно быть профессиональным педагогом, достаточно не совершать выше описанные ошибки и следовать некоторым элементарным советам.

Советы и рекомендации для родителей

Регулярное общение с ребенком — это важнейшая составляющая семейного воспитания. Необходимо постоянно находить интересные темы, предлагать отвечать на вопросы, размышлять, рассуждать и интересоваться деятельностью других.

Важно выбирать понятные ребенку идеи и сюжеты для общения. В актуальные диалоги и пояснения необходимо вводить новые понятия и слова, подробно объясняя их значение.

Не забывайте искренне интересоваться жизнью ребенка, задавая вопросы о прожитом дне. Поощряйте желание рассказывать подробно. Отдельно обсуждайте спорные ситуации, которые вызывают непонимание или затруднение у малыша.

Если ребенок решил похвалиться своей поделкой, рисунком, выученным стихом, с вниманием отнеситесь к этому. Поинтересуйтесь планами на следующие достижения.

Стараясь воспитать в ребенке важные коммуникативные навыки, взрослые должны сдерживать негативные эмоции. Вмешиваться в детские конфликты можно только в самых крайних случаях. Это помогает им самостоятельно находить выход из сложных ситуаций, чем повышает уровень коммуникабельности.

Еще одна проблема — это общение в виртуальном пространстве. Уже с младшего дошкольного возраста родители позволяют детям пользоваться современными девайсами. Это отрицательно сказывается на коммуникативных способностях личности в дальнейшем. Чтобы у ребенка был достаточный словарный запас, гамма эмоций, чувств, проявлялся интерес к окружающему миру, необходимо дозировано использовать гаджеты.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

Читайте также: