Технология развивающих игр в детском саду игровой набор блоки дьенеша

Обновлено: 08.07.2024

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М., "логические кубики" (Копылов Г., "логические блоки" (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Цель: развитие у детей (сенсорных способностей) познавательных интересов и творческих способностей.

1. Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними.

2. Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий.

3. Развивать творческие способности, воображение детей.

4. Развивать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры, предметы одежды и др.) по самостоятельно найденному основанию.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения личностных затруднений

6. Формировать элементарные математические и пространственные представления.

Концептуальной основой педагогической технологии блоки Дьенеша являются следующие идеи:

- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми (Д. Б. Эльконин).

- В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические преобразования. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Блоки Дьенеша - помогут дошкольникам в увлекательной и непринуждёной форме осваивать сложные математические понятия

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

Значение игр с блоками Дьенеша в педагогическом процессе ДОУ

Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.

Логические блоки Дьенеша

Набор состоит из 48 фигур, среди которых нет ни одной одинаковой

Достоинства и недостатки методики Дьенеша

Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.

Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

Дети играют на полу с блоками Дьенеша и обручами

Методика Дьенеша исключает скучные задания — ребёнок обучается математике легко и непринуждённо

Однако находятся взрослые, которые считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию (при том, что российская педагогика признала методику очень эффективной не только для развития интеллекта, но и творческой личности дошкольника). В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие:

  • недостаточное цветовое разнообразие;
  • некорректное понятие толщины (ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные);
  • детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков;
  • в продаже в свободном доступе нет альбомов с упражнениями по методике Дьенеша.

Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

  • Образовательные:
    • закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
    • накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
    • совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
    • формирование основ алгоритмического мышления.

    Ребёнок играет с блоками Дьенеша

    На начальном этапе малыши должны просто познакомиться с новым пособием — рассмотреть и потрогать его

    В целом задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:

    1. Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
    2. Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.
    3. Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.
    4. Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов.

    Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.

    Хорошо, если воспитатель сумеет заинтересовать и родителей упражнениями с логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировав элементы методики на одном из собраний. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет более эффективным.

    Воспитатель предлагает родителям на собрании поиграть с логическими блоками

    Любая образовательная деятельность будет эффективнее при взаимодействии с семьёй ребёнка

    Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша

    Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

    • занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
    • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
    • деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).

    Занятия по ФЭМП

    Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ФЭМП. На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет.

    Дошкольники выполняют задание по карточкам с блоками Дьенеша

    Традиционно блоки Дьенеша используются в ДОУ на математических занятиях

    Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.

    Моделирование сказок на коммуникативных занятиях

    Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.

    Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша

    Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства (у каждой группы — коробка с блоками). Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определённого цвета в зависимости от царства).

    Дальше сказку можно продолжить в соответствии с замыслом самих дошкольников. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. д.

    Блоки Дьенеша можно включить и в занятие по ознакомлению с окружающим миром для лучшего усвоения материала. Например, воспитатель рассказывает ребятам о Чувашской Республике, её особенностях, в том числе о характерных чувашских узорах, их символичном значении. Внимание детей обращается на то, что детали орнамента напоминают геометрические фигуры. И вот здесь педагог предлагает ребятам самим превратиться на время в мастеров и сложить знакомые символы, используя блоки Дьенеша.

    Физкультурные занятия и подвижные игры

    Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию. Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).

    Крупные модули в виде блоков Дьенеша как атрибуты для физкультурного занятия

    Логические блоки уместно использовать и на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ

    Приведём примеры спортивных игр:

    Жетоны для ребят в роли мышей в подвижной игре

    Кот ловит только мышей с такой же символикой, как у него

    В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.

    Сюжетно-ролевые игры

    Проведение игр с блоками Дьенеша в детском саду

    С помощью набора Дьенеша можно придумать огромное количество дидактических игр для разного дошкольного возраста.

    Два мальчика и девочка, сидя за столом, выполняют задания с блоками Дьенеша

    Таблица: картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

    Мальчик и девочка составляют изображениеиз блоков по схеме

    При создании картинки в старшем дошкольном возрасте учитываются все свойства фигур, а не только форма (как в младшей группе)

    Таблица: фрагменты конспектов игровых занятий с применением блоков Дьенеша в ДОУ

    • А у наших у ворот
      Чудо-дерево растёт.
      Чудо, чудо, чудо, чудо
      Расчудесное!
      Не листочки на нём,
      А мешочки на нём,
      А мешочки на нём,
      Словно яблоки!
    • Три медведя шли домой. (Дети шагают, как медведи)
      Папа был большой-большой. (Поднимают руки вверх, потягиваются)
      Мама чуть поменьше ростом. (Руки на уровне груди)
      А сынок малютка просто. (Приседают, показывают руками)
      Очень маленький он был. (Присев, качаются по-медвежьи)
      С погремушками ходил. (Встают, руки перед грудью сжаты в кулаки)
      Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Имитируют игру с погремушками).

    Воспитатель предлагает сделать Тяпе подарок: снимает с дерева ещё один мешочек — там находятся контурные изображения домика для собачки. Это дождик смыл с картинок все краски. Задача дошкольников — раскрасить крышу синим цветом, а саму будку красным.
    Продуктивная деятельность детей. Анализ работ, обсуждение формы крыши и будки. Педагог хвалит все рисунки. Тяпа очень довольна и забирает рисунки, чтобы подарить их своим друзьям.

    • По дорожке, по дорожке
      Скачем мы на правой ножке (Подпрыгивают на правой ноге, руки на поясе)
      И по этой же дорожке
      Скачем мы на левой ножке (Подпрыгивают на левой ноге, руки на поясе)
      По тропинке побежим,
      До лужайки добежим. (Бег с высоким подниманием колен).

    Чтобы снять с города густой туман, который напустил волшебник, нужно решить математические задачки:

    • Ходит петушок,
      Красный гребешок.
      Шесть хохлаток тоже там.
      Сколько всех? Скажите нам?
    • Четыре щенка в футбол играли.
      Одного домой позвали.
      Он в окно глядит, скучает.
      Сколько их теперь играет?
    • Пять пушистых кошечек
      Улеглись в лукошечке.
      Тут одна к ним прибежала.
      Сколько кошек вместе стало?
    • По дороге на полянку
      Четыре морковки зайка съел.
      На пенёк потом он сел
      И ещё морковку съел.
      Ну-ка, быстро сосчитай-ка,
      Сколько съел морковок зайка?

    Следующее задание: на столе мальчик строит по схеме из блоков Дьенеша дворец, а девочка — замок.
    Чары сняты. Жители города благодарят ребят за помощь. Возвращение в детский сад. На память о приключениях дошкольники получают воздушные шары.

    Наталья Баёва

    Виктория, конечно. сейчас мы её (стену) блоками Дьениша обложим. и будет всем счастье.

    Юлия Савенкова

    Екатерина Ведерникова


    Екатерина Ведерникова

    Любовь Шилова

    👍
    👍
    👍

    Елена Саранина

    🙏🏻

    благодарю!

    Елена Галиновская

    Вера Тазидинова

    😊

    Спасибо большое,очень ценно

    Блоки Дьенеша - помогут дошкольникам в увлекательной и непринуждёной форме осваивать сложные математические понятия

    Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

    Значение игр с блоками Дьенеша в педагогическом процессе ДОУ

    Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.

    Логические блоки Дьенеша

    Набор состоит из 48 фигур, среди которых нет ни одной одинаковой

    Достоинства и недостатки методики Дьенеша

    Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

    Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

    Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.

    Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

    Дети играют на полу с блоками Дьенеша и обручами

    Методика Дьенеша исключает скучные задания — ребёнок обучается математике легко и непринуждённо

    Однако находятся взрослые, которые считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию (при том, что российская педагогика признала методику очень эффективной не только для развития интеллекта, но и творческой личности дошкольника). В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие:

    • недостаточное цветовое разнообразие;
    • некорректное понятие толщины (ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные);
    • детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков;
    • в продаже в свободном доступе нет альбомов с упражнениями по методике Дьенеша.

    Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп

    Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

    • закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
    • накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
    • совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
    • формирование основ алгоритмического мышления.

    Ребёнок играет с блоками Дьенеша

    На начальном этапе малыши должны просто познакомиться с новым пособием — рассмотреть и потрогать его

    В целом задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:

    Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.

    Хорошо, если воспитатель сумеет заинтересовать и родителей упражнениями с логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировав элементы методики на одном из собраний. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет более эффективным.

    Любая образовательная деятельность будет эффективнее при взаимодействии с семьёй ребёнка

    Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша

    Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

    Занятия по ЭМП

    Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ЭМП. На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет.

    Дошкольники выполняют задание по карточкам с блоками Дьенеша

    Традиционно блоки Дьенеша используются на математических занятиях

    Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.

    Моделирование сказок на коммуникативных занятиях

    Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.

    Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша

    Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства (у каждой группы — коробка с блоками). Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определённого цвета в зависимости от царства).

    Физкультурные занятия и подвижные игры

    Таблица: фрагменты конспектов игровых занятий с применением блоков Дьенеша в детском саду

    • А у наших у ворот
      Чудо-дерево растёт.
      Чудо, чудо, чудо, чудо
      Расчудесное!
      Не листочки на нём,
      А мешочки на нём,
      А мешочки на нём,
      Словно яблоки!
    • Три медведя шли домой. (Дети шагают, как медведи)
      Папа был большой-большой. (Поднимают руки вверх, потягиваются)
      Мама чуть поменьше ростом. (Руки на уровне груди)
      А сынок малютка просто. (Приседают, показывают руками)
      Очень маленький он был. (Присев, качаются по-медвежьи)
      С погремушками ходил. (Встают, руки перед грудью сжаты в кулаки)
      Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Имитируют игру с погремушками).
    • От дома начинается у дома и кончается.
    • По дорожке, по дорожке
      Скачем мы на правой ножке (Подпрыгивают на правой ноге, руки на поясе)
      И по этой же дорожке
      Скачем мы на левой ножке (Подпрыгивают на левой ноге, руки на поясе)
      По тропинке побежим,
      До лужайки добежим. (Бег с высоким подниманием колен).
    • Ходит петушок,
      Красный гребешок.
      Шесть хохлаток тоже там.
      Сколько всех? Скажите нам?
    • Четыре щенка в футбол играли.
      Одного домой позвали.
      Он в окно глядит, скучает.
      Сколько их теперь играет?
    • Пять пушистых кошечек
      Улеглись в лукошечке.
      Тут одна к ним прибежала.
      Сколько кошек вместе стало?
    • По дороге на полянку
      Четыре морковки зайка съел.
      На пенёк потом он сел
      И ещё морковку съел.
      Ну-ка, быстро сосчитай-ка,
      Сколько съел морковок зайка?

    Сюжетно-ролевые игры

    Проведение игр с блоками Дьенеша в детском саду

    Таблица: картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

    Открытое занятие с использованием блоков Дьенеша в УДО

    Таблица: пример конспекта открытого занятия по ЭМП во второй младшей группе (фрагмент)

    • За окном повеселело,
      Выпал снег пушистый, белый.
      Лёг на крышу и дома,
      В гости к нам пришла зима.
    • Мы погреемся немножко,
      Мы похлопаем в ладошки,
      Ножками потопаем,
      И себя похлопаем.

    Примеры схем к блокам Дьенеша для работы с дошкольниками

    Для проведения многих дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша воспитателю необходимы схемы.

    Фотогалерея: задания для младших и средних дошкольников

    Задача малышей — подобрать к картинке детали-блоки определённого цвета, размера и формы

    Задача дошкольников — дополнить дерево листочками-фигурами, согласно схеме

    Дошкольники строят дорожки из блоков по схеме, закрепляя знания о цветах и формах предметов

    Фотогалерея: задания для старших дошкольников

    Во многих играх для старших дошкольников используется символическое обозначение свойств логических блоков

    Чтобы машина смогла доехать до дома, на каждую схематическую картинку ребёнок должен положить определённый блок

    Дошкольники должны составить картинку из деталей, ориентируясь на четыре их свойства, включая толщину

    В старшем дошкольном возрасте педагог, прежде всего, знакомит ребят с символическими обозначениями свойств блоков.

    Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. Причём, практиковать такую работу можно уже с младшего дошкольного возраста. Если педагог будет заниматься по методике Дьенеша регулярно, то результат не заставит себя долго ждать. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.

    Читайте также: