Технология сотрудничества в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Выступление на районной августовской конференции работников образования на тему:

Выполнила: Вафина Л.А.,

Воспитатель МБДОУ Кирбинский

детский сад “Умырзая”

Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей. В процессе подобного взаимодействия ребенок овладевает способами делового сотрудничества и содержательного общения со сверстниками, что, в свою очередь, положительно влияет на осознанность и инициативность при решении широкого круга учебных задач.

Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают необходимость поиска культуросообразных способов регулирования взаимоотношений между субъектами на всех уровнях, включая и личностный уровень. Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развитие таких типов человеческих отношений как сотрудничество, сотворчество, партнёрство, умение работать в команде.

Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия. Сотрудничество как одна из ценностей культуры задаёт основания важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.

В работах многих российских учёных (Ш.А.Амонашвили, М.И.Лисиной, Т.К.Ахаян и др.) раскрывается деятельный, гуманистический характер сотрудничества, его диалогическая структура, подчёркивается необходимость освоения сотрудничества с дошкольного детства. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе.

Проблема развития сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях педагогов и учёных. Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (Р.С.Буре, М.В.Крулехт), в игре (Д.В.Меджерицкая, В.Я.Воробьёва и др.), в изобразительной деятельности (Т.С.Комарова, И.А.Рудовская и др.).

Поставленная в современной Концепции дошкольного образования задача повышения развивающего потенциала обучения напрямую связана с разработкой теоретических и практических вопросов развития сотрудничества детей в образовательной деятельности в детском саду, что отвечает актуальным потребностям широкой практики воспитания дошкольников и подготовки к школе. В связи с этим является необходимым поиск эффективных путей развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в непосредственно образовательной деятельности в условиях детского сада.

Для решения данных задач с успехом применяется технология сотрудничества.

Актуальность технологии сотрудничества заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

При обучении дошкольников навыкам сотрудничества основное внимание детей обращается на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя.

Достижение этой цели можно добиться посредством решения следующих задач :

Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.

Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.

Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Этапы работы с детьми:

Подготовительный этап включает в себя работу с детьми младшего дошкольного возраста.

Первый этап. Цель первого этапа – освоение элементарных форм учебного сотрудничества (данный этап программы реализовала с детьми среднего дошкольного возраста).

Второй этап. Целью второго этапа является – освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества (данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста).

Третий этап. Целью третьего заключительного этапа является – обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно-образовательной деятельности (данный этап программы реализуется с детьми подготовительной группы).

Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения в ДОУ открывает широкие возможности для освоения детьми опыта сотрудничества со сверстниками в силу регулярности и систематичности их проведения, разнообразия образовательного содержания, возможности интеграции разных видов детской деятельности, а также применения и реализации усложняющихся моделей сотрудничества.

Сотрудничество старших дошкольников в процессе образовательной деятельности представляет собой тип взаимодействия в условиях решения детьми образовательной задачи, требующей объединения усилий, предполагающий согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижения общего результата. Процесс сотрудничества характеризуется эмоциональной вовлечённостью дошкольников в действия партнёра, пониманием необходимости взаимообсуждени я позиций и действий для достижения более эффективного совместного результата, коммуникативной активностью, согласованностью и естественностью во взаимодействии.

Сотрудничество дошкольников со сверстниками во время НОД будет развиваться эффективно если:

- если в процессе проведения НОД воспитателем выдвигаются задачи, требующие от детей поиск совместного решения, и создаётся активный интерес к сотрудничеству дошкольников друг с другом.

- используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества на разных видах занятий и свободу выбора модели сотрудничества со сверстниками при решении поставленных педагогом задач.

Можно выделить следующие модели сотрудничества:

- совместно-индивидуальная модель – она предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально.

- совместно-последовательная модель – она предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого ( по этому принципу действует производственный конвейер).

- совместно-взаимодействующая модель – она предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов(сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата).

Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД) с использованием технологии сотрудничества с детьми старшего дошкольного возраста:

1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения. Роль воспитателя:

– помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их (т.е. устно или символично обозначить все точки зрения);

– регулировать эмоциональный настрой детей, вводя новые или напоминая правила дискуссии;

– если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную).

2. Второй структурный элемент – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом, работа в парах, деятельность в микрогруппах.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.

Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения.

Важным шагом в моей работе становится обучение детей самооценке.

Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учиться, должен уметь оценивать свои достижения следующим образом: определять области своего знания, и незнания, видеть в своем незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.

Этому воспитатель обучает детей, показывая образцы собственных оценочных суждений, при обобщении высказывании детей.

В процессе НОД, дошкольники обучаются и другим видам оценки:

- перед выполнением задания детям воспитатель предлагает оценить возможный уровень сложности выполнения задания (трудно, легко) или прогностическая оценка.

- после выполнения задания ребёнок подводит итоговую оценку (например, работа прогнозировалась как легкая, а оказалась тяжёлой).

В конце НОД обычно проводилась ретроспективная оценка, осуществляемая после решения задания. С её помощью оценивается, как работала группа или пара (дружно, быстро, правильно выполнили задание и т.д.).

И проводится общая итоговая оценка, где педагог выясняет, что было изучено на занятии, какие были трудности, что понравилось больше и т.д. Дети самостоятельно определяют, над какими заданиями им необходимо поработать на следующем занятии.

Таким образом, в процессе реализации технологии сотрудничества в процессе НОД, дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом, навыками само и взаимного контроля результатов деятельности, формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их.

Современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. В связи с введением ФГОС ДО мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе дошкольной образовательной организации становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием.

Поэтому мы сегодня вспоминаем советских педагогов-новаторов, изменивших вектор отечественного образования - это Амонашвили, Лысенкова, Волков, Шаталов, Щетинин, Ильин, Гончарова, Москаленко, Палтышев, Никитин и другие. Идеи и опыт этих педагогов сегодня широко признаны. То, что учителя-новаторы привнесли в педагогику в плане новизны, можно охарактеризовать общей фразой — педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества – это система методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности, это отношение к воспитанию как к творческому взаимодействию педагога и ребёнка.

Актуальность заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.

Основными принципами технологии сотрудничества являются :

1. Развивающий характер обучения, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в основной образовательной деятельности развивающего цикла. Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач: формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе; развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий; развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Этапы работы с детьми :

В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества между детьми не возникают спонтанно, но вместе с тем, детям очень нравится эта деятельность, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности.

I этап. Освоение элементарных форм учебного сотрудничества (данный этап программы может быть реализован с детьми среднего дошкольного возраста).

II этап. Освоение правил взаимодействия со взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества (данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста).

III этап. Обучение детей самостоятельному выбору формы организации занятия (данный этап программы реализуется с детьми подготовительной группы).

Основная образовательная деятельность в детском саду дает большие возможности для освоения детьми опыта сотрудничества со сверстниками из-за регулярности и систематичности проведения, возможности интеграции видов деятельности, разнообразия образовательного содержания.

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

1. Проблемная ситуация, которая будет побуждать детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения. Можно организовать дискуссию.

2. Формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом: работа в парах и в микрогруппах.

3. Непосредственное выполнение задания. Здесь воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе или на отдельном материале.

4. Организация контроля и оценки.

Еще в своей работе я использую различные игры на развитие сотрудничества. Это игры на развития интереса к партнеру по общению; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие навыков взаимодействия в группе; игры на сплочение детского коллектива.

Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни и позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения

С. Л. Соловейчик Педагогика для всех

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии

Маврина И. В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Автор: Порошина Татьяна Сергеевна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий [3].

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО ) современный дошкольник должен уметь планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, уметь работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, а также активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, уметь разрешать конфликты [4].

Доброта, отзывчивость, дружеские взаимоотношения - основа технологии сотрудничества. Важно найти новое разнообразное содержание деятельности и общения для дошкольников, которое увлечет их радостью объединения усилий для достижения интересного совместного результата.

Сотрудничество ребенка со сверстниками и взрослыми является необходимым фактором первичной социализации личности ребенка дошкольного возраста, одним из существенных условий ее полноценного формирования. Еще один аспект сотрудничества–это возможность развития межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста. В ходе таких отношений у детей закладываются моральные и нравственные принципы поведения, возникают избирательные привязанности между ними.

Технология сотрудничества включает трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.

Важно не давать детям готовые знания, а привлекать детей к принятию решений, учитывая их мнение и поощряя самостоятельность суждений. Таким образом у каждого ребенка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных ситуаций. Основными методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба [1,3].

Второй этап включает осмысление предстоящих моделей сотрудничества, которая предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок – участник деятельности выполняет свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе становится частью общего итогового результата. Согласование действий участников осуществляется в ее начале - на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Совместно-исследовательская модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательного выполнения действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого. Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищенности, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряженные ситуации, как выход к доске (мольберту) или ответ с места.

Дети с удовольствием откликаются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа, благодаря усилиям каждого. По примеру взрослых они начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, который необходим им для создания коллективных работ.

На третьем этапе сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.

Задача воспитателя создать творческие ситуации в игровой, коммуникативной, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде; поддерживать творческие инициативы детей, атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам; создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю и настойчивость в получении результата [1,2].

Важной составляющей совместной деятельности на основе технологии сотрудничества является рефлексия, через которую у детей идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы. С помощью вопросов, адресованных детям, необходимо фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания. Грамотно организованная работа по развитию рефлексии значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребенка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Таким образом, применение технологии сотрудничества помогает готовить дошкольника к жизни в современном обществе, эффективно взаимодействовать между собой, со взрослыми, с окружающим миром.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс описывает вариант знакомства педагогов дошкольного образования с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов

Ж.Г. Клочкова, заведующая

Е.В. Волкова, старший воспитатель

Т.Ю. Коровкина, педагог-психолог

Н.М. Королева, учитель-логопед

К.Н. Плотникова, учитель-логопед

И.И. Чуева, социальный педагог

отделения по дошкольному образованию №3

пгт. Знаменка Орловского района

Цель: знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, сосуд, теннисные мячики, камешки Марблс, песок, гидрогель, мяч, шкаф с ящиками с заготовками ствола дерева рябины, березы и дуба, пластилин, листья дуба, рябины, березы из фетра, желуди, карандаши, фломастеры, клей.

Этому изречению уже много-много лет, но оно особо актуально в настоящее время. В современном обществе в связи с развитием информационных технологий детям становится труднее общаться и взаимодействовать между собой. Многие из них увлечены электронными устройствами и не интересуются друг другом.

Эта ситуация имеет двойственный характер: с одной стороны информатизация общества – это большой технологический прорыв, с другой – это большой урон в сфере коммуникации. Именно поэтому наша задача – с дошкольного возраста обучить детей взаимодействовать друг с другом.

Что же это такое – ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА?

Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены такими педагогами как: Лев Семенович Выготский, Шалва Александрович Амонашвили, Ирина Владимировна Маврина и др.

Актуальность проблемы развития навыков совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где указаны условия, необходимые для, создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

В дошкольный период под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, постигает мир человеческих отношений.

Заполнение этого сосуда поможет понять организацию технологии сотрудничества в дошкольном возрасте.

Перед нами стоит задача: способствовать приобретению у дошкольников навыков совместной деятельности.

Чтобы того, чтобы этого достигнуть, сначала мы объединяем детей в небольшие группы (соединяем мячики по 2 или 3 и кладем в сосуд). Это возможно, если установлен контакт с партнером.

Затем мы создаем проблемные ситуации, которые определят цель и мотивируют участников образовательного процесса к совместной деятельности, стремлению действовать сообща. (Засыпает в сосуд теннисные мячики).

Для достижения результата необходим совместный поиск решения проблемы, который еще больше объединит детей для достижения поставленной цели (Засыпаем в сосуд камешки марблс).

При непосредственном выполнении задания дети учатся слушать друг друга, взаимодействовать между собой, самостоятельно применять навыки сотрудничества. (Засыпает гидрогель)

И наконец, взаимная проверка и оценка результатов совместной деятельности, определение дальнейшей стратегии (Засыпаем песок).

Таким образом, очень важна последовательность развития этапов взаимодействия. Если первым в сосуд насыпать гидрогель или песок, то в нем не останется места для мячиков. Так и в сотрудничестве - нельзя требовать от детей взаимодействия не научив правилам общения со сверстниками.

Согласно концепции Майи Ивановны Лисиной [2], на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся этапов. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности.

1 этап (младший дошкольный возраст): обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

2 этап (средний дошкольный возраст): обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности, развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

4 этап (старший дошкольный возраст(6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Организация в микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

Благодаря совместной продуктивной, игровой, трудовой деятельности, реализуемой в виде заданий в парах, подгруппах у дошкольников развиваются навыки совместной деятельности, такие как:

Приобретение социального опыта партнерства, форм и способов сотрудничества - Педагог учит детей договариваться, доверять друг другу, вести диалог, использовать доброжелательные слова.

Освоение правил взаимодействия через использование системы символов и знаков для выражения своих действий - Обсуждая каждое совершенное действие, дети совместно обозначают его при помощи условных знаков-символов, которые придумывают вместе. В дальнейшем, это поможет им осуществлять деятельность самостоятельно.

Развитие основ самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки результатов деятельности – Дети овладевают навыками само- и взаимоконтроля; формируется база учебной деятельности, которая позволит безболезненно войти в школьную жизнь

Практическая часть мастер-класса

Одной из форм организации совместной деятельности детей может выступать создание мини-музея, которая позволяет систематизировать и обогащать имеющиеся представления детей дошкольного возраста []. Рассмотрим это на практике. Я приглашаю к участию 6 человек фокус-группы.

Станем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая мячик друг другу, улыбнитесь соседу, назовите свое имя и скажите, что вы любите. Меня зовут Наталия, я люблю дружить…..

А теперь я предлагаю вам выбрать камешек (желтый, голубой, зеленый) и занять место за тем столом, на котором стоят камешки такого же цвета. (На столе находится контейнер с камешками определенного цвета). – Участники делятся по парам.

Пояснения для аудитории: Таким образом, я показала вариант разделения участников на группы. Другим вариантом деления детей на подгруппы, например во время логопедического занятия, может стать определение первого звука в слове.

(Выполнение практической деятельности участников)

Пояснения для аудитории: в работе с детьми правила взаимодействия можно фиксировать при помощи схем. Изначально схемы я предлагаю детям сама (показ схем), в дальнейшем они могут придумывать их сами.

Совместное создание мини-музея позволяет создать доверительные отношения, формировать умение устанавливать последовательность действий, распределять обязанности между участниками, достигать совместно намеченного результата, ощутить чувство взаимной ответственности.

Вопросы для фокус-группы (направленные на решение логопедических задач: как называется лист с березы(рябины, дуба) – березовый…

назовите плоды рябины (дуба)

назовите ласково можно добавить другие, если останется время

Пояснения для аудитории: данные вопросы позволяют решить речевые задачи: образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обогащение словаря и другие.

Я с вами согласна, технология совместной деятельности дошкольников универсальна и может использоваться педагогами при организации любого вида детской деятельности.

Благодарю фокус-группу за сотрудничество.

Сегодня на нашем мастер-классе мы познакомились с технологией сотрудничества для развития навыков совместной деятельности у дошкольников. Именно в этом возрасте закладываются основы взаимодействия друг с другом.

Морозова А.Н., Мельникова О.В. (ред.). Музейная педагогика: Из опыта методической работы. Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 416 с.

Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383 с.

Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.

Читайте также: