Технология выращивания комнатных растений 6 класс конспект

Обновлено: 05.10.2024

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: цветы различных видов, горшки для цветов разных размеров и из разных материалов, набор материалов для дренажа, совок садовый, лейка, рабочая тетрадь.

Совет, который дают специалисты по видеоэкологии, состоит в том, что люди в помещении, где они находятся подолгу, обязательно должны завести комнатные растения.

Но, чтобы растение прижилось в Вашем помещении, надо соблюсти некоторые условия:

  1. Если комната загромождена мебелью, цветы плохо развиваются и угнетают человека, вместо того чтобы его радовать;
  2. Если стены оклеены пёстрыми обоями или увешаны многочисленными картинами, не следует ставить растения с пёстрыми листьями и цветами. Здесь подходят растения без цветов и с одноцветными листьями.
  3. При однотонной обстановке хороший эффект дают яркие, цветущие растения.
  4. Цветы должны быть расположены на такой высоте, чтобы их можно было обозревать сверху или со стороны. Растения с поникающими стеблями помещают высоко, а высокие растения ставят на пол.

Комнатные растения не только способствуют единению человека с природой, но и своей красотой, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают нервное напряжение. Растения являются и санитарами жилых помещений: они поглощают пыль, очищают воздух, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.

Успех в озеленении зависит от правильного выбора растений, которые соответствуют по своим природным свойствам комнатным условиям. Требования различных растений к окружающим условиям неодинаковы:

ü Тропические растения ( традесканция, комнатный виноград, папоротники ) – требуют много тепла;

ü Субтропические ( герани, гортензия, лавр, китайская роза ) – требуют много влаги;

ü Теневыносливые ( монстера, традесканция, бегонии ) – переносят слабую освещенность;

ü Светолюбивые ( алоэ, лимон, аспарагус ) – требовательны к свету;

ü Чистый воздух хорошо проветриваемых помещений полезен для большинства растений.

Взвешивая все условия помещений и природные свойства растений, нетрудно подобрать лучшие декоративные растения для той или иной комнаты. Следует обзаводиться домашними растениями в период покоя или в начале роста и развития. Кроме того, они должны быть хорошо укоренёнными, здоровыми и не имеет на себе вредителей.

Но для дальнейшего нормального роста и развития растений требуется уход, который включает в себя: выбор соответствующей почвы, полив, очистку, подкормку и пересадку ( перевалку ).

Комнатные растения выращивают в горшках, у которых верх шире дна или в широких плошках, т. е. низких горшках. Такая форма позволяет легко выколачивать растения из посуды при пересадке. Новые горшки перед посадкой в них растений хорошо вымачивают, а старые тщательно промывают в горячей воде и просушивают на огне.

Каждому растению нужно подобрать соответствующую почвенную смесь, состоящую из листовой ( торфяной и перегнойной ) и дерновой земли, песка. Для различных растений требуется разная по составу земля.

Одним из важнейших мероприятий по уходу за растениями является полив. Его частота и количество воды зависит от вида растения, фазы развития и времени года. Рекомендуется поливать водой с температурой на 2-3 градуса выше температуры окружающего воздуха.

Все растения условно делят на 3 группы полива:

  1. Обильный полив ( бегонии, фикусы, плющи, лимон ) – поливать как только подсохнет верхний слой почвы;
  2. Умеренный полив ( хлорофитум, пальмы, аспарагус ) – поливать через 1-2 дня после того, как подсохнет верхний слой почвы;
  3. Редкий полив ( кактусы, алоэ, гиппеаструм, глоксиния ) – можно оставлять без полива на недели и даже месяцы.

В весеннее – летний период растения необходимо опрыскивать ( только не на солнце ), а в сухих и тёплых комнатах их опрыскивают и зимой.

Для улучшения фотосинтеза, предупреждения заболеваний и поражения растений вредителями помогает регулярная очистка, т. е. промывание листьев. Вымытое растение обязательно споласкивают чистой водой из пульверизатора. Растения с опушёнными листьями ( глоксиния, фиалки ) очищают от пыли мягкой кисточкой.

Растениям для жизни требуется дополнительное питание – подкормка. Они состоят из азотистых, калийных и фосфорных удобрений, которых в почве недостаточно. Растения подкармливают во время роста ( весной и летом ), предварительно полив их водой. Подкормку производят вечером.

Активно растущие растения подкармливают чаще; цветущие растения – после появления бутонов; кактусы подкармливать не рекомендуется.

По мере роста растения и увеличения его корневой системы необходима пересадка – замена почвы без сохранения кома. Пересаживают растения весной, с началом роста ( с конца февраля по май ); горшки выбирают больше предыдущих на 2-3 см.

  1. На дренажное отверстие горшка кладут черепки выпуклой стороной вверх ( для стока воды );
  2. Затем укладывают дренаж ( битые черепки, гальку, керамзит ); толщина дренажного слоя зависит от размера горшка и растения, которое будет в нём выращиваться;
  3. И насыпают подготовленную земляную смесь.

После пересадки горшок заполняют землёй не до краёв, т. к. надо оставить место для полива.

Для крупных растений в больших горшках, применяют частичную пересадку : удаляют верхний слой земли и на его место насыпают новую горшечную землю с большим количеством органических удобрений для улучшения питательного состава оставшейся в горшке старой земли. После этого растение обильно поливают. ( Пальмы и кактусы 3 дня не поливают ).

Для растений плохо переносящих пересадку применяют перевалку, т. е. растение переносят в новую, большую посуду с сохранением кома. Ком с растением ставят на новый дренажный слой и заполняют пустые места между стенкой горшка и комом почвой, землю уплотняют. Затем растение поливают, опрыскивают и ставят на некоторое время в затемнённое место. Переваливать растение можно в любое время года.

Все комнатные растения можно размножать самостоятельно. Существуют различные способы размножения:

1) Семенами ( цикламены, бегонии ) – земля должна быть средней влажности, а температура для прорастания не ниже 25 0 С.

2) Черенками ( лимон, традесканция, фикус, фуксия и др. ) – весной и летом. Черенки бывают: стеблевые, листовые и корневые. Их содержат в песке под стеклом с систематическим опрыскиванием. Укоренившиеся черенки высаживают в горшки и первые 1,5 – 2 недели укрывают стеклянной банкой.

3) Делением куста и корневыми отпрысками ( агавы, алоэ, драцены ) – делят куст и отделяют отпрыски весной. Разделённые части и отпрыски высаживают в горшки соответствующих размеров, следя за тем, чтобы корневая шейка находилась на том же уровне, на каком она была до отделения.

4) Делением клубней ( глоксиния, бегония ) – клубни разрезают так, чтобы на каждой части имелся глазок ( спящая почка ). Клубни делят весной и высаживают в горшки.

5) Луковицами ( амариллис ) – луковицы отделяют весной после цветения и высаживают в горшки в лёгкую землю, а после укоренения, переваливают в более тяжёлую землю.

6) Прививками ( кактусы, розы, цитрусовые ) – это наиболее сложный способ: он заключается в сращивании привоя ( части прививаемого растения – черенка, почки и т. п. ) с подвоем ( растением или его частью, на которых производится прививка ). Его применяют в тех случаях, когда при размножении другими способами не удаётся сохранить сортовые особенности размножаемых растений.

В настоящее время выращивание растений без почвы получило довольно широкое распространение. Выращивание растений без почвы оказалось особенно рентабельным в цветоводстве. Специалисты цветоводства отмечают высокое качество продукции, при таком способе выращивания растений, как в отношении формы, величины, так и окраски и аромата цветов. Кроме того, растения значительно раньше зацветают, чем при обычном выращивании.

В настоящее время различают три основных способа выращивания растений без почвы – это гидропоника, на субстратах и аэропоника.

Гидропоника – выращивание растений без почвы на искусственных питательных средах, в которых все необходимые элементы питания даются в легкоусвояемой форме, нужных соотношения и концентрациях.

Этот способ построен на следующих принципах:

  • Обеспечение постоянного доступа воздуха к корням ;
  • Создание оптимальных условий увлажнения в пространстве, где размещаются корни, т. к. они обладая большой всасывающей поверхностью и нежными покровами, при недостатке влаги быстро высыхают;
  • Установление простейшего контакта корней с питательным раствором, обеспечивающим наилучшее всасывание воды и растворённых в ней минеральных солей.

Комнатные растения при таком способе выращивания, помещают в гидрогоршки - двойные горшки ( один внутри другого ). Горшки должны соответствовать следующим требованиям:

  • Ø Наружный сосуд не должен пропускать воду;
  • Ø Внутренний горшок должен быть с прорезями или с отверстиями для активного взаимодействия корней с гидропонным раствором;
  • Ø Наружный горшок не должен быть прозрачным;
  • Ø Оба горшка должны быть изготовлены из материала, который не вступает в реакцию с питательным раствором. Лучше для этого подойдут обожженные керамические горшки из глины или глазурованные. В глазурованных горшках не будет проступать налёт из минеральных солей. Наиболее подходящая форма внешнего горшка – сферическая

Субстраты – инертные заменители земли: гравий, вермикулит, перлит, керамзит, крупнозернистый песок, мох, торф. По названию субстратов, используемых в чистом виде или в смеси, даётся название способу выращивания: гравийная культура, песчаная культура, торфяная культура и т. д. Инертные субстраты легко поддаются дезинфекции, не вступают в химические реакции с растворёнными в воде минеральными солями и хорошо обеспечивают доступ воздуха к корням.

Субстрат должен обладать следующими свойствами:

  • Ø Легко пропускать воздух и раствор, хорошо смачиваться им;
  • Ø Не вступать в химическое соединение с растворёнными веществами;
  • Ø Иметь слабокислую или нейтральную реакцию;
  • Ø Не препятствовать развитию корневой системы и удерживать растение в вертикальном состоянии.

При правильной эксплуатации субстраты из гранита и кварца используют до 10 лет, из керамзита и перлита 6 –10 лет, а из вермикулита только 2–3 года.

Аэропоника ( воздушная культура ) – это бессупстратный способ выращивания растений. При этом способе ( растения берут в любой фазе развития ) корневую шейку растений закрепляют зажимами на крышке ящика, который наполняют питательным раствором так, чтобы 1/3 корней находилась в растворе, а 2/3 – в воздушном, влажном пространстве между налитым раствором и крышкой ящика.

Корни можно увлажнять двумя способами:

  1. Опрыскивание корней мелкораспылённым питательным раствором. Для этого в ёмкостях устанавливают специальные распылители, которые подают питательный раствор к корням в виде мельчайших капель или тумана. Распыление необходимо проводить 1 раз в сутки в течении 2 – 3 минут.
  2. Периодическое подтопление с низу или же постоянное присутствие питательного раствора в нижней части ёмкости, т. е. часть коней находится во влажном воздухе, что обеспечивает к ним доступ кислорода, а кончики корней в растворе.

Фитодизайном – называют искусство по созданию комфортной и благоприятной обстановки в помещении при помощи растений, их правильного подбора и расстановки. Композиции, созданные в доме, делают его ещё уютнее и комфортнее. Ансамбли, предназначенные для офиса, помогают созданию рабочей и дружеской атмосферы, в которой сотрудники работают более плодотворно.

Для любого интерьера – неважно, в каком он стиле, можно подобрать растение. Для каждого стиля и для каждой комнаты существуют свои виды растений, которые призваны регулировать влажность, уровень кислорода, поглощать пыль и вредные вещества. Но, конечно же, их главная функция – создавать хорошую атмосферу и положительное настроение.

Правильный подбор растений – залог успеха, ведь продуманный фитодизайн в любой комнате пойдёт на пользу всем её обитателям. Эстетика, комфорт, снижение шума, очищение воздуха, оздоровление микроклимата – всё это могут дать нам обычные комнатные растения.

Прежде чем приступать к работе над композицией из горшечных растений, необходимо определить, в каком месте композиция будет находиться. От места ее расположения зависит выбор растений, растительного субстрата и сосудов. Необходимо учитывать растительное сообщество растений и их физиологические особенности: потребности в определенной температуре воздуха, количестве света, воды. Следует также помнить и о правилах флористики, то есть растения должны быть правильно подобраны по размерам, внешнему виду, по форме и скорости роста, структуре и возможности группирования.

Кроме 4-х основных приёмов размещения комнатных растений ( одиночные, композиции из горшечных растений, комнатный садик и террариум ) существует большое разнообразие комбинированных композиций с использованием горшечных, выгоночных и срезанных цветов.

Рассмотрим некоторые приёмы размещения растений:

  1. Одиночные растения ( вечнозелёные или цветущие ) – располагают на полу, подоконнике или подставке. Они могут быть миниатюрными ( цикламен, бегония ) или крупными ( фикус, пальма ).
  2. Композиции из горшечных растений – размещают на полках, этажерках, подставках. Горшки с цветами устанавливают близко друг к другу, чтобы образовалось большое зелёное пятно: заданий план – высокое растение с крупными листьями, передний план – более низкие.
  3. Комнатный садик – контейнер с растениями, посаженными в грунт или в отдельные горшки и задекорированный мхом, камешками. Он м. б. как миниатюрным, так и образовывать крупную композицию.
  4. Террариум – цветочная композиция внутри стеклянного сосуда ( аквариума со съёмной крышкой ).

Комбинированные композиции расширяют возможности оформления интерьеров. Они бывают настольными, подвесными, напольными. При подборе растений для таких композиций надо тщательнее учитывать их биологические признаки.

Для таких композиций подходят многосекционные керамические вазы ( лучше вазы с секциями разной высоты ).

Разновидности комбинированных композиций :

I. Декоративные недолговечные композиции: эти композиции собирают в основном только из цветущих растений и используют в течении непродолжительного времени ( на выставке, юбилее, переговорах ). Растения для них оставляют в горшках или упаковывают в полиэтиленовые пакеты, а после разборки такой композиции помещают обратно в горшки и возвращают на свои места.

Сферы деятельности: человек - природа и человек - художественный образ.

Фитодизайнеры говорят: "для того чтобы стать профессионалом, работать нужно 12 лет - первые три года занимаешься составлением букетов из живых цветов, следующие три работаешь с сухоцветами, а затем совершенствуешься в оформлении интерьера и ландшафта".

4. Практическая работа: пересадка ( перевалка ) комнатных растений в кабинете технологии.

Выполняется учащимися по технологической карте. По окончании работы учитель совместно с учащимися проверяет качество выполненной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект урока для учащихся 6 класса по программе А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. соответствует ФГОС.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя школа № 42"

Конспект урока технологии

6 В класс, реализующий АООП


Стрельникова Елена Ивановна

г. Ульяновск

Тема урока: Комнатные растения в интерьере квартиры.

Коррекционные задачи:

Образовательная - познакомить учащихся с основными видами комнатных растений, приемами размещения комнатных растений в интерьере;

Воспитательная - привлечь внимание детей к эстетическому оформлению интерьера помещения, содействовать воспитанию самостоятельности, чувства ответственности за выполняемую работу. Приучатъ обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, перечитывать прочитанное и т. д.).

Развивающая - Формировать навыки самоконтроля, развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Развивать быструю переключаемость внимания.

Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.

Межпредметные связи: биология, изобразительное искусство, литература

Материально-техническое оснащение: компьютер;

- операционная система Microsoft Windows;

- текстовый процессор Microsoft Word;

- программа разработки презентаций Microsoft Power Point.

- Мультимедийная презентация Комнатные растения.ppt.

- файлы: Практическая работа_спальня.doc, Практическая работа_гостиная.doc, Практическая работа_кухня.doc, Практическая работа_детская комната.doc;

- Комнатные растения.tst (проверочный тест).

Тип урока: Комбинированный

I. Организационная часть – 3 мин.

Тема нашего урока :Комнатные растения в интерьере квартиры.

Учитель: Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Учитель: На этом уроке нам нужно решить важную проблему, как сделать интерьер красивым и комфортным, с помощью комнатных растений.

Учитель: Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.

Интерьер дома без комнатных растений часто кажется скучным и однообразным, лишенным живого воображения и индивидуальности. Комнатные растения, их зелень и свежесть, всегда придают тепло и уют дому, подчеркивают гостеприимство хозяев и привносят яркую изысканную живую ноту в любой интерьер.

III. Повторение пройденного материала – 5 мин.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с планировкой жилого дома и вариантами отделки стен, потолка и пола в нем.

- какие зоны должны быть в жилом доме?

- Какие зоны в комнате?

IV. Изложение нового материала – 10 мин.

Учитель: Традиция украшать свое жилище цветами сохранилась с древних времен и успешно развивается в наши дни. Прекрасно, когда помеще­ния, в которых мы живем, трудимся, отдыхаем, украшены цветами.

А чем полезны цветы?

Учитель: - А как вы думаете, украшение интерьера, является искусством?

Фитодизайн - от греческого "фито"- растение и английского "дизайн"- проект, замысел. Это настоящее искусство по оформлению интерьера. Создание гармоничных, действительно радующих глаз интерьеров – достаточно сложная задача. Чтобы ее решить, нужно знать особенности каждого вида растений и законы аранжировки.

А сейчас мы познакомимся с профессией фитодизайнера.

2. Правила фитодизайна

Растения не должны забирать пространство у других обитателей дома.

Цветочная композиция должна соответствовать размеру помещения, где она находится. Чем больше помещение тем, соответственно, большую группу растений можно в нем представить.

Растения "смягчают" углы, оживляют скучные стены, скрывают недостатки ремонта.

Чем наряднее обстановка, тем проще должны быть растения. И наоборот.

Приемы размещения комнатных растений.

1. Одиночные растения

Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим. Растение располагают отдельно на полу, на подставке или декоративном кашпо. Отдельно стоящие растения могут быть миниатюрными как цикламен, бегония, или крупными, как фикус или пальма. Разнообразные виды лиан, разрастаясь, образуют зеленую стену. Одиночные растения с разнообразными листьями наиболее эффектны на фоне однотонной стены. Особые требования предъявляются к внешнему виду горшка или кашпо. Одиночные растения больших размеров нередко используют еще и для того, чтобы отделить одну часть комнаты от другой (например, в зале "гостиную" от "столовой") или чтобы заполнить образовавшуюся в комнате пустоту.

2. Композиции из горшечных растений

Горшечная группа – коллекция растений в горшках, установленных близко друг к другу, чтобы создать эффект зеленого пятна. Растения можно разместить на полу, этажерках, подставках.
Внутри группы или на заднем плане обязательно должны присутствовать крупные растения с густой кроной и мощными ветвями. Они составляют скелет будущей композиции. Для создания гармоничной картины нужны также и растения среднего размера. Сюда могут быть включены красивоцветущие или декоративно лиственные растения. Дизайнеры обычно используют не более 5–7, а начинающим цветоводам, чтобы не впасть в безвкусицу, советуют обходиться 3-4. И этого оказывается вполне достаточно, учитывая, что меж собой они будут различаться по размеру, форме листовой пластинки, окраске и времени цветения. Красивая и вполне завершенная композиция может получиться даже из одного вида.

3. Комнатный садик

Контейнер с растениями, посаженными в грунт или в отдельные горшки, образует комнатный садик. Он может быть маленьким и располагаться на столе, окне либо образовывать крупную композицию, занимающую угол комнаты или часть помещения. В комнатном садике растения могут быть высажены в один общий контейнер, либо в цветочных горшках, помещенных в контейнер, наполненный почвенной смесью. Все растения комнатного садика должны быть разнообразны по высоте, форме и окраске листьев. При этом нужно учитывать соответствие размеров растений габаритам контейнера. Общую высоту композиции определяет высота самого большого растения. Основную массу садика составляют декоративнолистные растения. При этом в центр контейнера необходимо поместить горшок с теневыносливым растением, так как на его долю придется света меньше, чем на долю растений, высаженных по краям. Чтобы смягчить угловатые контуры контейнера, в садике рекомендуется посадить ампельное растение или лиану (плющ, традесканцию, карликовый фикус)

4. Террариум

Прекрасным декоративным элементом любого интерьера является террариум. Это цветочная композиция, созданная внутри сосуда из стекла или прозрачного пластика. Отверстие такого сосуда заужено или закрыто прозрачным материалом, так что доступ наружного воздуха ограничен или вовсе перекрыт. В результате растения не страдают от сквозняков, а воздух внутри контейнера всегда более влажный, чем в комнате. Террариум можно устроить в круглом или квадратном аквариуме.

Разновидности комнатных растений

(работа с учебником) выписать разновидности комнатных растений со страницы 21-22.

растения с прямостоячими стеблями

лианы и ампельные растения

Озеленение интерьера. (3 мин)

Учитель: Озеленение интерьера требует творческого подхода, осмысления участия растительной декорации в общем ансамбле.

Гостиная - нередко самая "зеленая" комната в городской квартире. Здесь размещают наиболее красивые и дорогие растения.

- Какие растения можно расположить в гостиной?

И это не случайно. Во-первых, комнатные растения создают особую атмосферу уюта, необходимого помещению, предназначенному для приема гостей. Во-вторых, как правило, гостиная - одна из наиболее светлых комнат в квартире. Поэтому в ней уютно не только людям, но и растениям.(Слайд )

На кухне комнатные растения размещают не реже, а то и чаще, чем в гостиной. Это объясняется подходящими условиями (хорошей освещенностью, высокой влажностью воздуха. В свою очередь, растения очищают атмосферу кухни.

- Какие растения лучше всего подойдут для озеленения кухни?

Для кухни больше подойдут красивые, но неприхотливые растения, такие как бегония, традесканция, сенполия. Не рекомендуются нежные и капризные растения, а также крупные экземпляры, которые будут лишь мешать привычной кухонной суете. Следует избегать сильно пахнущих растений.

- Почему? Назовите растения издающие аромат? (герань, гардения)

На кухне растения обычно располагают в подвесных корзинах, настенных кашпо, подоконниках. Цветная зелень придает кухонному интерьеру дополнительный уют и свежесть. Очень украшают кухню лианы и другие свисающие комнатные растения – это красивые дополнения в любой кухне.

В спальне комнатные растения выращивают реже, чем в остальных жилых комнатах квартиры. В спальне, действительно, не стоит устраивать большие "зеленые массивы". Однако вы вполне можете оживить комнату 1-2 напольными цветами, красивым ампельным растением или несколькими небольшими растениями, размещенными на туалетном столике. Следует избегать растений с сильным или неприятным ароматом, а также растения с запахом, действующим на человека как стимулятор и поэтому мешающим сну.

V. Практическая работа учащихся– 10 мин.

Учитель: - А сейчас попробуйте себя в роли фитодизайнера, выполнив практическую работу в мини- группах по два человека. Вы не только должны выбрать растение, найти ему место в интерьере, но и обосновать свой выбор.

Давайте повторим птб при работе с ножницами.

Учащиеся работают по группам:

1 группа – детская комната;

2 группа – спальня;

3 группа – гостиная;

4 группа – кухня.

Демонстрация работ учащихся, объяснение результата, сдача работ.

VI. Подведение итогов –5 мин.

Учитель: - Пригодятся ли вам в дальнейшей жизни, знания, полученные на уроке.

- Я рада, что этот урок оказался для вас полезным, и мы вместе решили проблему, поставленную в начале урока.

VII. Домашнее задание - 2 мин.

2 Нарисовать один из понравившихся приёмов размещения цветов в интерьере.

- Спасибо за внимание.

Используемые ресурсы:

1. Технология: Учебник для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана –Граф, 2012 год.

2. Современный интерьер вашего дома/ Сост. А. В. Белоус. – Мн.: Миринда, 2005 год

3.Гельмут Янтра. Комнатные растения. 365 советов. – М.: АСТ.Астрель 2004 год.

4. Блеклок Дж. Аранжировка цветов / Пер. с англ. Н. Падалко. – М.: ФАИР –ПРЕСС, 2006 год.

Комнатные растения радуют глаз, украшают дизайн интерьера и очищают воздух в квартире. Пожалуй, не найдется такого человека, который хотя бы раз в жизни не задумывался о приобретении зеленого друга в свое жилье.

Роль комнатных растений в жизни человека


Комнатные растения выполняют свою главную функцию: дарят людям радость, помогают им быть здоровее, а значит, лучше трудиться, большего достичь. И люди, и животный мир в отсутствие растений долго жить не способны.

Интересно знать, что каждый цвет обладает определенными свойствами: красный — создает впечатление тепла, желтый — бодрит, зеленый — придает свежесть, тишину, белый — успокаивает.

Комнатные цветы не только создают уют, но и приносят пользу:

- они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы;

- повышают влажность воздуха;

- убивают бактерии (гибискус, или китайская роза, уже через три недели пребывания в комнате полностью освобождает ее от микробов);

- снижают электромагнитное излучение;

- используются как лекарства (каллизия душистая (золотой ус) является ценным сырьем для лечения многих заболеваний, целебным становится, когда на усах сформируется по 9 суставчиков);

-используются в пищу.

Растения – это живой организм, обладающий определенной энергией. У каждого растения есть свой индивидуальный набор свойств и качеств, благодаря которому оно может оказывать влияние на жизнь человека тем или иным способом.

Уход за комнатными растениями

Уход за комнатными растениями совсем не так прост, как кажется. Если есть желание заниматься разведением комнатных растений самостоятельно, то стоит учесть ряд факторов, которые помогут Вам в этом:

Соблюдение температурного режима


Комнатным растениям нужна умеренная температура, без резких колебаний воздуха в период активного роста и более низкая температура воздуха в период покоя.


30°С максимальная температура воздуха для большинства комнатных растений, при условии, что поддерживается высокая влажность воздуха.

25°С максимальная температура воздуха для большинства комнатных растений при обычной влажности воздуха.

15°С минимальная температура воздуха для нежных комнатных растений.

10-13°С минимальная температура воздуха для не очень выносливых комнатных растений.

5-7°С минимальная температура воздуха для выносливых комнатных растений.

Соблюдение светового режима

Для того, чтобы растение могло нормально и развиваться, ему необходимо достаточное количество света. Наши растения предъявляют различные требования к освещению. Обычно различают светолюбивые растения, растения, предпочитающие полутень и теневыносливые растения. Что касается размещения, то светолюбивые растения помещают обычно на южное окно, предпочитающие полутень - на восточное или западное, а теневыносливые - на северное. Если вашим растениям недостаточно света используйте, например, люминесцентные лампы. Освещение от них максимально приближено к естественному свету и они почти не излучают тепла. Кроме того, люминесцентные лампы расходуют энергии в 4 раза меньше, чем лампы накаливания.



Полив


Частота полива определяется состоянием растения и внешними условиями (тепло, влажность почвы и воздуха, интенсивность освещения и т.д.). Земля в горшках должна, как правило, находиться в умерено влажном состоянии. Нельзя допускать резких переходов от недостатка влаги к ее избытку. Это значит, что полив должен быть регулярным и равномерным. Есть золотое правило полива растений - лучше поливать меньше, но чаще, чем реже и помногу.

Какой водой поливать:

•Поливать растения лучше всего только мягкой дождевой, речной или прудовой водой. Жесткой воды, содержащей различные соли следует избегать.

•Следует учитывать, что дождевая вода может быть загрязнена промышленными выбросами, если вы живете в промышленном районе или не далеко от него.

•Хлорированную воду из водопровода отстаивают как минимум сутки, чтобы хлор успел улетучиться.

•Температура воды должна быть, по крайней мере, не ниже комнатной. Особенно важно это правило при поливе тропических растений. Кактусы рекомендуется поливать более теплой водой. Поливка растений холодной водой может вызвать загнивание корней, опадание бутонов и даже гибель растений. Наоборот, поливка теплой водой растений в холодном помещении также нежелательна, т.к. это приведет к преждевременному росту растения.

Подпитка почвы микроэлементами


Растению, так же как и нашему организму, необходимо дополнительное питание в виде различных микроэлементов. Например, недостаток в почве кальция приводит к остановке роста корней и стеблей, молодые побеги и листочки погибают; а недостаток калия препятствует образованию завязей. Растение, имеющее недостаток калия, чаще подвержено различным грибковым заболеваниям.

Влажность воздуха


Этот параметр часто остается без внимания, а ведь он не менее важен, чем все остальные в процессе ухода за комнатными растениями. Чаще всего растения опрыскивают, чтобы хоть как-то уберечь их листву от пересыхания, но данная мера эффективна только в том случае, если проводить ее регулярно, практически ежечасно. В зимний период, когда влажность воздуха в отапливаемом помещении не более 20%, выжить растению совсем не просто, при том, что ему комфортно жить во влажности 60-80% (а для некоторых видов даже более). Растения очень страдают от нехватки влаги, листва становится бледная и жухлая. Кроме этого, некоторые виды, например аспарагус, вовсе не цветут при низкой влажности воздуха. Во время ухода за комнатными растениями оптимально использовать увлажнитель воздуха, который поддержит необходимый уровень влажности воздуха в помещении, и избавит Вас от надоедливой обязанности постоянно опрыскивать листву растений.

Пересадка


Комнатные растения в интерьере квартиры.


Цветы в квартире — важная часть ее интерьера. Их следует подбирать и размещать со вкусом, чтобы они вписывались в общую гармонию комнаты, не мешали открывать окна, двери. При правильном подборе и составлении композиций, комнатные растения способны сильно изменить весь облик жилого помещения: внести художественный акцент в оформление квартиры или же служить средством расчленения пространства, например, зелёной ширмой для уголка отдыха.

Цветы - один из элементов убранства квартиры, поддающихся законам аранжировки. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи с интерьером. Существует четыре основных приема размещения комнатных растений: одиночные растения, композиции из горшечных растений, комнатный садик, террариум.

Хотите спросить о чем-то? Жмите на кнопку слева " Задать вопрос "

Урок технологии в 5 классе по теме "Уход за комнатными растениями. Пересадка растений". Цель урока:получить знания о комнатных растениях, о способах пересадки, изучить правила ухода за растениями.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Локотская средняя общеобразовательная школа

Рыльский район Курская область



Уход за комнатными растениями.

Коськова Оксана Павловна

План – конспект урока технологии

Тема: Уход за комнатными растениями. Пересадка растений.

Цели: получение знаний об основных требованиях к условиям содержания комнатных растений; изучить историю выращивания комнатных растений; изучить многообразие комнатных цветов; выяснить какие комнатные цветы чаще всего встречаются в наших домах и как они влияют на настроение человека.

Образовательная: формирование начальных знаний расстановки комнатных растений в зависимости эстетики жилища.

Воспитывающая: развитие эстетически – художественного вкуса.

Развивающая: развитие познавательного интереса обучающихся к предмету и самостоятельности учащихся.

Тип урока: Комбинированный: урок изучение нового материала и урок закрепление знаний с использованием деятельностных технологий.

Методы: обьяснительно - иллюстративный; частично-поисковый с элементами проблемного и проектного обучение.

Формы: фронтальный; индивидуальный, работа в группах.

Профориентационная работа: обобщение первоначальных знаний о профессиях дизайнер.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, слайд-презентация по теме, книги о комнатных растениях, иллюстрации с вариантами комнатных растений, алгоритм размещения растений, кроссворд по теме, карточки с заданиями, учебники, рабочие тетради.

Межпредметные связи: биология, рисование, история, информатика, литература, русский язык.

Оборудование. Словарные слова, комнатные растения, приспособления для ухода за комнатными растениями, дидактический материал, горшки для цветов.

Организационный момент.

- проверка явки учащихся;

- заполнение классного журнала;

- визуальная проверка готовности обучающихся к уроку.

Вот звенит уже звонок

Начинается урок

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады! Здравствуйте!

А теперь за парты сели

На меня все посмотрели.

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

На уроке будьте старательными

Будьте спокойными и внимательными.

Всё пишите, успевайте,

Слушайте, не перебивайте.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в увлекательное путешествие в далёкие страны, чтобы узнать много интересного. А девиз нашего урока такой:
Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!

II. Повторение пройденного материала.

-А теперь отгадайте загадку и скажите, какую тему мы сейчас повторим?

Из стран далеких, из заморских стран, пересекая океан,

Попали к нам чудесные цветы

Окраски разной, дивной красоты

Теперь они живут у нас в домах,

На окнах, полках и столах

Очищают воздух, создают уют

И круглый год цветут.

Дети: (Комнатные растения)

Учитель: - Почему они так называются?

Дети: -Те растения, которые содержат и разводят в жилых помещениях называются комнатными.

Учитель: - Посмотрим, как вы знаете комнатные растения! С помощью загадок давайте определим знаете ли вы цветы:

- Назовите и охарактеризуйте основные группы растений.

Декоративнолистные;

Декоративноцветущие;

Декоративноцветущие горшечные растения;

Кактусы – растения суккуленты.

- Назовите какие бывают группы растений по внешнему виду.

1) Растения с прямостоячими стеблями

2) Розеточные

3) Злаковидные

4)Кустистые

5)Шаровидные

6)Лианы и ампельные растения

Учитель: Но как сделать так, чтобы растения хорошо росли, радовали нас густой листвой и пышным цветением? Сегодня мы это узнаем.

III . Введение в тему.

- Теперь мы отгадаем кроссворд с помощью загадок.

1.Накрыт бокал с водицей ежовой рукавицей. Кактус

2. Вырос кустик пышный

На окне не лишний

С тонкими усами

На концах с кустами. Хлорофитум

3.Лист с горбочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет

Зато лечит нас в любой час. Алоэ.

4. На длинной толстой ножке

Огромные лепешки. Диффенбахия

-Какое ключевое слово получилось? Уход

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Тема сегодняшнего урока уход за комнатными растениями.

Комнатные растения – это кусочек природы у нас дома и за ними надо правильно ухаживать.

-Чтобы растения были здоровы, красивы внешне необходимо их пересаживать.

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Уход за комнатными растениями. Пересадка растений. (Запишите тему урока.)

А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке? Изучение правил и приёмов ухода за растениями.

Педагог делает резюмирующее заключение:

Итак, цель нашего занятия: получение знаний об основных требованиях к условиям содержания комнатных растений, познакомиться с историей их появления в жилище человека. Узнаем, какую роль играют растения в жизни человека. Научиться ухаживать за комнатными растениями, на практике пересадить комнатное растение.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать и какова же их роль в жизни человека.

IV . Изучение нового материала.

Первые комнатные растения появились в Египте в III в. до н.э., на рисунках пирамид и статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов.

Ни кому не надо доказывать, что растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить в наше время дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений люди стараются восполнить дефицит общения с природой. Каждый цветок несет в дом не только красоту, но и много полезных свойств для человека. Все без исключения растения выделяют особые летучие вещества —фитонциды. Эти вещества убивают микробов, они как бы дезинфицируют воздух.

Жизнь человека связана с природой. С древних времен люди, используя цветы, украшали свои жилища, святилища, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед Отечеством (надевали венки из лавра) и т.д.

В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

Беседа: вы уже многое знаете о комнатных растениях. Какую роль они играют в жизни человека? (Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.);

Какова роль комнатных растений в интерьере жилища? (Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища);

Как влияют комнатные растения на организм человека? (Своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность.
Уход за комнатными растениями.
- В чем, на ваш взгляд, заключается уход за растениями? Каждому комнатному растению необходим уход, который заключается в следующем свете, воде, почве, удобрении.

-Чтобы растения были здоровы, красивы внешне необходимо:

Рыхлить - когда почва становится плотной, ее нужно рыхлить, рыхление – второй полив, у корней рыхлим на поверхности, землю, которая находится дальше от корней можно рыхлить глубже;

Опрыскивать - необходимо опрыскивать растение вечером, когда нет солнца, чтобы лучи не сожгли листья растений;

Подкармливать – надо хотя бы раз в месяц растения;

Протирать пыль - у растений с большими листьями – тряпочкой, у маленьких и с пушистыми листьями – кисточкой, слегка придерживаем снизу левой рукой, протираем правой, слегка влажной тряпочкой;

Пересаживать - по мере необходимости.

Мы с вами много работали и немного устали. Давайте отдохнем

Физкультминутка.

Все встанем и на минутку превратимся в розу. (Презентация)

Ядовитые комнатные растения

молочай, олеандр, диффенбахия, манстера, фикус,эуфорбия

Многие прекрасные растения, которыми мы себя окружаем, вовсе не безопасны. Вещества, содержащиеся в них, могут при контакте вызвать раздражение кожи или даже отравление. Только не надо портить себе радость от растений. Надо просто обращаться с ними правильно:
*Ухаживая за ними, надевайте резиновые перчатки и, главное, следите за тем, чтобы сок не попал в глаза, в рот или какую-нибудь не зажившую ранку.

*Если в доме есть маленькие дети, то лучше отказаться от опасных растений до той поры, пока малыши не начнут понимать, что такое опасность.
*Домашние животные тоже не всегда так умны, как это принято считать. Кошки с удовольствием обгрызают, а птицы поклевывают зеленую поросль, - но увы, она часто бывает ядовитой.

Видеоролик

V . Проверка усвоения и понимания нового материала.

В нашей школе очень много растений, давайте, угадаем кабинет по цветам. (Презентация)

Важным элементом ухаживания за комнатными растениями является пересадка растения в другой горшочек. Сейчас на улице весна – самое время для этого действия.

Различают три вида пересадки: ( записать в тетрадь )

1. Собственно пересадка, когда корневая система максимально очищается от старой земли.

2. Перевалка – при которой ком земли с корнем сохраняется. Его осторожно вытаскивают из горшка и затем сажают, в новый горшок, не разбивая.

3. Замена верхнего слоя земли. Этот способ годится для тех растений, которые вы не можете пересадить ( из – за размера, например ). Тогда вы разрыхляете (если требуется) верхний слой земли, удаляете его и заменяете на новый.

Я предлагаю выполнить практическую работу.

Техника безопасности и организация рабочего места.

• Аккуратно разложить нужные инструменты, и надеть фартук и печатки;

• В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте;

• Использовать инструменты по назначению;

• Работать внимательно, не мешая друг другу;

• Остаток земли аккуратно смести в ящик;

• Не нужные отходы выбросить в мусорное ведро;

• После работы вымыть руки с мылом;

Принадлежности и материалы: горшок, совок, керамзит, крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, газета, перчатки, лейка с водой.

Извлеките растение из горшка (выполняйте работу над специально расстеленной для этого газетой.)

Сделайте дренаж для нового горшка.

Дренаж – это рыхлый слой на дне горшка, необходимый для удаления лишней влаги из почвы. Без дренажного слоя мокрая земля соприкасаясь с дном горшка будет закисать. Растение может погибнуть.

Выберите почвенную смесь соответствующую растению.

Выполните перевалку (пересадку).

Поместите растение в слабоосвещенное место класса.

Уберите за собой рабочее место.

В ходе п/р учитель задает воросы:

Скажите, чем отличается перевалка от пересадки растения?

Как правильно поливать растение?

Почему после пересадки растение не следует помещать на освещенное место?

Физминутка

- А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело!

VII . Закрепление полученных знаний.

-Посмотрим, как вы усвоили нашу тему?

VIII . Итог урока.

Вспомните цель урока?

Что мы узнали сегодня на уроке?

Вот и получилась наша ромашка. Посмотрите, какая она красивая, как у неё много лепестков и какая у неё большая сердцевинка. Это благодаря вашей активной работе.

IX . Рефлексия

В заключении хотелось бы сказать вам всем спасибо за работу и поддержку.

А о том, как вы чувствовали себя на моём уроке, я узнаю из букета который вы сейчас составите.

Выходите и приклейте цветок того цвета который соответствует вам.

Голубой- не комфортно

X . Оценивание работ детей за урок. Выставление оценок.

XI . Домашнее задание

Литература:

1. Технология: Учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана –Граф, 2000. – 240с.: ил.

2. Современный интерьер вашего дома/ Сост. А. В. Белоус. – Мн.: Миринда, 1999.– 448 с.: ил. – (Азбука быта).

3. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях / Пер. с англ. О.И. Романовой. – М.: Кладезь –Букс, 2001. – 255 с.: ил.

4. Блеклок Дж. Аранжировка цветов / Пер. с англ. Н. Падалко. – М.: ФАИР –ПРЕСС, 2000. – 256 с.: ил. – (Грандиозный мир).

Читайте также: