Технология засушивания и подготовки растений для выполнения аппликаций

Обновлено: 05.10.2024

Увлекательно и полезно общение детей с природой. Работа с природным материалом доступна детям дошкольного возраста, она развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Природа даёт нам неповторимое многообразие красок, форм. Как сохранить это богатство цвета?

ВложениеРазмер
Сушим цветы и листья для аппликации. 14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сушим растения и листья для занятий аппликацией.

Увлекательно и полезно общение детей с природой. Работа с природным материалом доступна детям дошкольного возраста, она развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Природа даёт нам неповторимое многообразие красок, форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного отношения к ней. Собирать природный материал можно круглый год, у каждого времени года есть свои прелести. Неоспоримо, что особенно богатую палитру красок даёт осень. Недаром поэты всех времён обращаются к этой теме.

А.С.Пушкин выразительно писал об этой поре:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

А багрец и золото, одетые леса…

В силу закона природы, вся эта прелесть упадёт ковром и постепенно исчезнут чарующие краски. Осенью упавшими листьями будет покрыта вся земля. Надо использовать для сбора природного материала любую встречу с природой: прогулки по скверу, выезды на природу, походы в ближайший лес. Сбор и заготовку не следует превращать в варварское истребление, нужно помнить о бережном отношении и брать только то, что нужно.

Как же сохранить всю эту красоту и богатство красок. Надо знать, в какое время собирать и как засушить. Для сбора растений есть свои сроки. Ромашку, васильки засушивают в первые три дня их цветения, мать-и-мачеху в октябре, канны – после заморозков, когда их листья становятся густо коричневые. Тюльпаны, георгины, пионы, мак, шиповник следует расчленять на отдельные лепестки. Календулу, виолу, космею – можно засушивать целыми.

Сроки сбора растений рекомендует З. А. Мамонтова в книге "Гербаризация растений с сохранением их естественной окраски и формы (М., 1965).

Помните: главное условие сохранения цвета - быстрое засушивание, а лавное условие сохранения формы - правильная укладка засушиваемого материала. Если материал для засушивания, по каким - то причинам начинает ломаться, то его следует зафиксировать – побрызгав не дорогим лаком для волос.

Для сбора дикорастущего материала: мха, веток, корней, гриба-чаги, бересты надо походить по лесу. Сухой материал для аранжировок может быть и в виде естественно высохших букетов, как из растений, так и цветов, объемно высушенных. Для этого букет нужно подвесить вниз бутонами, что бы стебли и листья высохли в прямом виде, не согнулись под тяжестью бутонов, своего веса. В стоячем положении сушат рогоз, колосья пшеницы, семенные головки лука.

Самый простой способ засушивания, доступный и для детей, положить материал для засушивания в книгу. От этого книга изменит свой объём, поэтому не стоит класть слишком много, не класть через каждую страничку, иначе влага не впитается и материал для засушивания начнёт гнить. Обязательно нужно положить на книгу груз и просматривать состояние качества просушки.

Целыми засушивать растения нужно с подкладыванием ваты, внутрь или для поддержания объёма вокруг. Этот вид засушивания требует наличие гнёта на всю поверхность, т.е. нужно сверху положить твёрдый не гнущийся картон и только потом желательно на всю поверхность картона - груз. Так растения лучше засушивать в стопке газет.

Из своего опыта знаю, что листья клёна, боярышника сохранят цвет, если их прогладить утюгом. Предварительно положив листья на стопку газет, и одной газетой накрыть для впитывания влаги. Проглаживаем горячим утюгом, переворачиваем на другую сторону, передвигаем на сухое место и снова проглаживаем. В течение 3 минут листья высыхают. Кстати, цветы обрабатывать, таким образом, не рекомендуется.

Растения, высушенные для составления композиций, при правильном хранении долгое время не теряют своих качеств.

Из засушенных растений, листьев с детьми дошкольного возраста выполняются аппликации предметные, декоративные, сюжетные. Их можно составлять как из целых растительных форм, так и из отдельных частей растения. Начинать работу по составлению аппликативных композиций легче всего из целых форм. Обогащение опыта со временем позволит детям самостоятельно составлять миниатюры, композиции.

"Аппликация из сухих трав, листьев и цветов в детском саду".

Доклад для воспитателей на педсовете.

Для полноценного обеспечения развития ребенка в дошкольных учреждениях разработано множество воспитательно-образовательных программ по разным видам деятельности и в разных возрастных группах. Большое внимание отводится художественно-эстетическому воспитанию, а так же (с недавних пор) и экологическому.

Для развития личности ребенка в вопросах эстетического воспитания разработано множество занятий по изобразительной деятельности, по аппликации, лепке, конструированию, ручному труду (рукоделию). Дети на этих занятиях учатся не только видеть прекрасное в окружающем мире, но и создавать своими руками красоту (рисовать картины, делать поделки из разных материалов). С некоторых пор большое внимание стало уделяться формированию у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Реализация этой проблемы проходит через решение следующих задач: формирование и расширение знаний детей о растениях, животных, природных явлениях, развитие доброжелательных отношений к живым объектам природы и окружающего мира, формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе и ее проявлениям. Объединяя оба раздела воспитания: художественного эстетического и экологического, мы можем развить у детей способность сохранять и создавать, видеть красоту природы.

Систематическое восприятие живой природы, ее красоты в экологическом понимании, когда окружающие ребенка растения и животные не болеют, находятся в хорошем состоянии благодаря созданным для них условиям - побуждает в детях чувство красоты и гармонии.

Они начинают замечать сочетание линий, цвета, формы, стремятся отобразить свои впечатления в рисунках, поделках и так далее. Это важный момент, и воспитателю нужно поддержать творческий поиск детей, показать, что так рождается художник.

Эта интересная техника создания картин и композиций из сухих или прессованных цветов называется - ОШИБАНА.

Работа с изумительным и уникальным природным материалом - не только увлекательный творческий процесс, но и способ изменить мировоззрение. Человек, в наш технократический век, должен повернутся лицом к природе, к ее бесконечному богатству форм и красок, к ее щедрой душе и глубокой мудрости. Создавая произведения из прессованных цветов, люди украшают ими свой дом, детский сад, учреждение. Любуясь красотой естественных линий и форм, человек возвращается к созерцанию подлинного и совершенного. На протяжении столетий человечество постепенно отдалялось от природы, предпочитая больше внимания уделять науке и технике, тем самым лишая себя чистейшего источника положительных эмоций. Так, создавая аранжировки и картины из сухих цветов и растений можно продлить красоту мимолетной жизни цветов. Их быстрое увядание глубоко ранит чуткое сердце любого человека, особенно детей. Поэтому возникает естественное желание продлить жизнь растениям. Жизнь цветка, сохранившего свою прелесть в картинах, перестает быть мимолетной. Цветок, становясь частью плоского коллажа, принадлежит уже не природе, а искусству.

Рост экологического сознания человечества приводит к поиску нового искусства, позволяющего видеть в одном цветке целую вселенную. Именно растения могут вдохнуть в наши сердца и в наши дома настоящее тепло и уют, если мы позаботимся об их долговечности, и найдем для них место в своей жизни. Во флористических коллажах любой элемент: лист, цветок, стебель имеет индивидуальную форму, узор, оттенок, фактуру и открывает перед зрителем целый мир.

Используя опознаваемый растительный материал при создании картин, позволяет нам зрительно окунуться в воспоминания детских сказок и мифов, в знания о целебных свойствах трав, в какие либо минутные переживания. Сила воздействия совершенных форм цветов и листьев на человека очень велика, особенно когда он начинает различать их изумительную красоту.

Как же овладеть техникой флористики? С чего начать? Каких принципов и приемов придерживаться при создании картин? Можно ли научить детей этому искусству? Как это сделать? Эти и многие другие вопросы рассмотрим в нашей дальнейшей беседе.

Обучая детей приемам изобразительной деятельности, в частности: аппликации из сухих листьев (флористике, мы решаем следующие задачи: экологического и художественно-эстетического развития:

1. Формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям природы, воспитание эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

3. Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работ в данном виде художественной деятельности (аппликации из сухих цветов, трав и листьев).

а) Передавать в аппликации различные изображения предметов (птицы, животные, насекомые, рыбы).

б) Создавать предметные, сюжетные и декоративные композиции из растительных форм.

в) Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

г) Подбирать цвета растительных форм в соответствии с цветом предметов или по желанию.

д) Учить дополнять композиции деталями, обогащающими изображения.

е) Правильно пользоваться ножницами.

4. Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции.

5. Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, о мире животных и растений.

6. Развитие у детей в процессе творческой деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи).

7. Формирование бережного и аккуратного отношения к материалам, так как сухие листья и травы очень хрупкие.

8. Развитие умений создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, располагать на формате предметы, соблюдать пропорции.

Флористика поможет открыть новые секреты творчества и мастерства при непосредственном общении с природой и ее направляющим.

Отправимся в это увлекательное путешествие и посмотрим, что же принесет нам новая встреча с неизведанным миром растений? Хорошо потрудилась природа. Сколько красок, красоты, совершенства и многообразия. К сожалению, этот мир не вечен. Сменяются времена года, и блекнут краски, увядает и исчезает былая красота. Шаг за шагом, открывая новое, мы постараемся продлить в нашем волшебном мире жизнь созданного природой. И не только продлить, но и создать новые прекрасные образы.

Работа с засушенными листьями, цветами и травами имеет свои особенности, поэтому с ними нужно познакомиться.

Наиболее доступно для детей работа из листьев, семян, трав, собранных во время экскурсий или прогулок по лесу, парку, лугу. Она проста, оригинальна и привлекательна. Основным отличием аппликации из сухих листьев и аппликации из бумаги являются готовые формы (листья, семена, цветы). Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передавать самые различные предметы и объекты – птиц, зверей, насекомых. При аппликации обычно стремятся сохранить естественную форму листа, но иногда приходится вырезать из листьев отдельные детали. Но увлекаться этим способом не следует, так как иногда теряется привлекательность и оригинальность изделия, появляется отталкивающий налет искусственности.

Начинать аппликационные работы из листьев желательно с простых форм, постепенно с приобретением навыков работы, усложняя композицию и количество предметов.

Листья деревьев и кустарников – разные по форме и величине, и окраску осенью приобретают разную. Но собирать их можно в любое время года, так как они всегда затребованы, а цветовая гамма лишь подчеркивает многообразие красок. Для сохранения и последующего использования листьев, их необходимо подготовить. Собранные листья кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и придавить сверху грузом. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями время от времени можно менять.

Для работы используют клей ПВА, так как другой клей изменяет природную окраску растений и портит их внешний вид.

Для работы, прежде всего надо составить эскиз, выбрать нужный по цвету и форме материал.

Основой для такой работы лучше брать плотную цветную и белую бумагу, или тонкий картон.

Перед началом работы надо продумать сочетание фона и листьев.

Умело, подбирая листок к листку, совмещая их с семенами, цветами и другими засушенными материалами, мы получим аппликацию, в которой надолго останется золото осени, яркость красок лета, нежность весны.

Сначала надо разложить композицию на фоне, проверить расположение всех деталей, и только после этого их можно наклеивать.

- Собирая материал для аппликации, помните, что нельзя обламывать ветки и вырывать с корнем цветы и траву, этим можно погубить растения;

- В работе с сухими листьями надо учитывать их особенности. Листья становятся хрупкими и ломкими.

- Приклеенные листья со временем могут деформироваться, измениться по цвету, раскрошиться, поэтому надо соблюдать способы хранения работ. Работу надо хорошо просушить под прессом и желательно вставить в рамку со стеклом.

- Хорошо иметь специально оборудованное место, материалы и инструменты для работы.

Собирать растения можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои особенности. Но, конечно самый богатый природный материал дарит нам золотая осень. Главное - не упустить короткий миг листопада и вовремя собрать листья, как только они приобретут красивый цвет. Для работ пригодятся листья разной формы, размера и цвета.

Зимой следует собрать семена деревьев: у липы похожие на маленькие коричневые груши, у ольхи - тоже коричневые, но совсем иные, как прочные небольшие розочки. А у клена и ясеня – крылышки-крылатки.

Ранней весной, когда начинают зеленеть луга, можно собрать и засушить дикорастущие растения.

В начале лета заготовляют тополиный пух, в середине лета - лесные цветы и травы, лепестки садовых цветов – выбирайте для засушивания яркие и крепкие цветы. Если представится возможность побывать на море – от туда обязательно надо привезти ракушки и камушки.

Чем разнообразнее материал, тем более творческими и интересными получатся работы. Собирать растения можно при любой возможности: во дворе, на прогулке по лесу, поездке на дачу и т.д. Засушенные цветы, травы, листочки и даже семена заменят детям краски и кисточки. Можно изготовить открытку в подарок, закладку для книги или панно на стену.

Подготовка природного материала

Чтобы сохранить собранные богатства природы, их следует засушить.

Листья подбираются листок к листочку и высушиваются в старых журналах. При необходимости листья можно разгладить горячим утюгом.

Как сушить листья


Семена разных растений: крылатки клёна и ясеня, арбуза, тыквы, дыни, подсолнуха, косточки фруктов, – промываются и высушиваются, а затем сортируются по картонным коробочкам.

Тополиный пух очищается от мусоринок, листвы и пыли с помощью вычесывания.

Оборудование

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

На занятиях аппликацией из природного материала понадобится:

1. Основа аппликации делается из картона, альбомных листов, бархатной или цветной бумаги.

2. Клей ПВА, тонкая кисточка для клея, подставка для кисточки.

3. Ножницы, чтобы вырезать детали.

4. Чашка с водой, чтобы в случае необходимости можно было смочить пальчик и осторожно поддеть ломкий сухой лист или мелкую деталь.

5. Для оформления работы – немного пластилина.

6. Бумажные салфетки для того, чтобы накрыть ими свежую аппликацию и придавить грузом.

ВИДЫ АППЛИКАЦИЙ


Накладная аппликация. Начать работу можно с придумывания картинок, не требующих вырезания из листьев никаких деталей, а создаваемых с помощью наложения листьев. Таких картинок можно придумать очень много: бабочки, грибочки, цыплята и другие птички, рыбки и т.д. Недостающие элементы можно пририсовать фломастером или сделать из других природных материалов. В этой технике листочки наклеивают друг на друга слоями. Аппликация получится яркой и веселой, если листочки будут отличаться по цвету.

Потренировавшись на простых картинках, дети могут начать придумывать многоярусные изображения.


Силуэтная аппликация. В этом виде аппликации лишние части листочка отрезаются, чтобы получилось именно то, что задумал маленький художник.


Модульная аппликация (мозаика). С помощью этой техники картинка создается путем наклеивания множества одинаковых или близких по форме и размеру листочков (или, например, семян клена). Так можно сделать чешую рыбки, хвост петушка или жар-птицы.

СОЗДАНИЕ РАБОТ

Из сухих листьев

Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Так что предоставьте детям возможность подбирать, прикладывать, составляь и экспериментировать с листьями.


Из листьев можно сделать как простые работы: рыбку, бабочку, улитку, уточку, зайчика, дерево с настоящими маленькими листиками и др.; так и более сложные: лису, медведя, сову, лягушку, кошку, собачку, муравья, павлина, парашютиста, цыпленка в лодке и др.

По такому же принципу, как сделана бабочка, можно сделать и стрекозу, только крылышки сделать из листочков поуже, а тельце подлиннее.

Прежде чем приступить к работе, нужно рассортировать имеющийся материал. Станет ясно, какой листочек на что похож. Папоротниковый – на длинный крокодилий хвост; лист акации – на целое дерево; крылатки клёна – на крылья стрекозы (а кто-то увидит в них уши зайца; кто-то – усы).

Рассортировав материал приступаем к составлению аппликации.

Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей надо выполнять по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации

Составление аппликации из засушенных листьев строится по следующему плану:

1. Определяем листья для базовых форм (голова, туловище) и их место на основе.

2. Подбираем и прикладываем мелкие детали (ушки, хвостики, лапки).

3. Оживляем поделку, придаем характерную особенность (веселость, грусть и т.д.)

При обучении детей изготовлению аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, выполненная воспитателем, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Затем воспитатель показывает как можно разложить листья, чтобы получился красивый узор и как приклеить лист к основе (капнуть немного клея на заднюю сторону каждого листочка или цветка и прижать их к бумаге в нужном положении).

После повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети усваивают последовательность и сам ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов, и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Из кусочков листьев

Сухие листья – очень хрупкий материал. Случается, что в процессе работы или хранения они ломаются. Сломанные части можно использовать для оформления работ: звездочки, дождинки, дорожку и т.д. Можно сделать мозаику из кусочков листьев. А если приготовить разноцветную крошку, то она поможет оживить фон.

Осенняя композиция

Из лепестков цветов

Из крылаток


Из семян ясеня и клена с детьми 5-7 лет можно сделать интересные, хотя и трудоемкие работы. Если очертить на картоне силуэт ежика и наклеить на его спинку крылатки ясеня – получится колючий ёжик. А, например, для совы крылатки ясеня станут перышками. Крылатки клена – это грива льва, цветок или ушки зайца.


Аппликация из тополиного пуха

Для такой аппликации используется бархатная бумага, а клей не нужен. Сначала при необходимости простым карандашом наносится эскиз. А затем тополиный пух аккуратно прикладывают к нужному месту и разглаживают пальцами так, чтобы распушенный пух прилип к бархату. Лучше всего из пуха получаются животные.

Если вы любите природу , вас завораживает красота растений и цветов , если вам нравится составлять гербарии , если вы испытываете тягу к изобразительному искусству — попробуйте себя в занятии ошибаной.

Natalya_Pyhova

Помните гербарии, которые мы засушивали для уроков природоведения в детстве? Искусство создания великолепных картин ошибана в своей основе похоже на составление такого гербария. Разница в том, что из растений и их деталей составляются методом коллажа изображения: пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные картины, абстрактные узоры и паттерны…

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

Ошибана: что это за техника и как она появилась

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

Упоминание о составлении картин из высушенных растений встречается в культуре Древнего Египта и Иудеи, Китая, Кореи и Таиланда. Наибольшего же развития это мастерство достигло в Японии около шести веков назад.

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

Тогда ошибана считалась искусством самураев. Так как это занятие требует одновременно и тонкого понимания природы, и развитого художественного вкуса, и умения максимально сосредоточиться и быть ловким, словно ювелир, самураи практиковали ошибану для достижения уравновешенности, тренировки внимания и точности и понимания природной гармонии.

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

Во второй половине XIX века, в Викторианскую эпоху, это вид рукоделия стал известен в Великобритании, потом распространился по Европе и другим континентам. Хотя по‑прежнему сегодня ошибана более всего распространена в Японии, но в последние десятилетия этот вид искусства стал популярен во всём мире в качестве увлекательного хобби.


22 редких и необычных вида рукоделия

Попробуйте заняться ошибаной, если…

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов


Карвинг для начинающих: учимся искусству создания шедевров из фруктов и овощей

Что нужно, чтобы начать?

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

Истинные мастера ошибаны используют множество профессиональных приёмов и секретов для подготовки материала и создания своих работ. На специальных сайтах и форумах увлечённые этим искусством обсуждают особые конфигурации инструментов и наилучшие дни, часы и погоду для срезания растений. Для дольшей сохранности готовых картин их помещают в герметичную раму под стеклом, откуда выкачивается воздух. Во все эти тайны вы тоже можете погрузиться, если серьёзно увлечётесь ошибаной. Для начала же вам потребуется совсем немногое.

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

Цель:
- познакомить;
- научить видеть композиционное пятно и дополнение к нему;
- научить создавать композицию, используя виды веточек и цветов;
- воспитать любовь к природе;
- развить конструкторское мышление, воображение, фантазию;
- развить эстетический вкус и художественное воображение;
- развить мелкую моторику рук и глазомер.

Описание:
Помните у Пушкина:
Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге вижу я
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…



На картине изображен весенний букет из засушенных анютиных глазок и листьев. Трудно не восхищаться очарованием этих цветов, таких милых и весёлых. Отдыхаешь, наслаждаясь изобилием красок этих фиалок. Пробуждение природы, первая весенняя радуга, аромат цветов, приближение лета, целебная сила, таинственная, чарующая красота природы.



Материалы:
- ножницы
- пинцет
- карандаш
- линейка
- бумага – кусок обои для основы фона
- белый картон
- клей ПВА
-кисть
-бесцветный лак
-засушенные анютины глазки, листья веточки.

.
Берём готовую картину, с обратной стороны, аккуратно, ножницами надрезаем заклеенный контур основы картины




Для основы работы используем кусок рифлёных обоев, он лучше передаёт характер сюжета композиции, природного материала.
На изнаночной стороне обоев очерчиваем и вырезаем необходимый размер основы картины





На готовой основе композиции прикладываем нижнюю часть букета, листья со стеблями. Очерчиваем карандашом, чтобы было легче понять, где будет располагаться нижняя основа букета. При работе используем пинцет



Промазываем клеем ПВА, Кисть мягкая, она лучше проходит по основе сухого материала, не ломая его. Приклеиваем



К основе букета прикладываем цветы, очерчиваем контур. Лучше использовать чередование разного цвета цветков








Мелкие листики стебельки, цветочки идут как дополнения в букете, они создают воздушность законченность композиции




После того как лак просохнет, накладываем аккуратно стекло. Между стеклом и сухим материалом не должно быть воздуха, тогда картина долго сохраняет свой цвет. Плотно прижимаем




С изнаночной стороны картины, закрепляем прижимными усиками и приклеиваем белый лист картона, для эстетического вида



Готовую работу вешаем на стену
Если с разных сторон рассматривать, увидишь яркость, необычное сочетание цвета в глазке цветка. Х подмигивая нам, природа передала нам свою хрупкость, очарование в цветах и листьях. Желаю вам всех творческих успехов!

Читайте также: