Трава белела ровной скатертью солнце мирно всплывало что это за прием

Обновлено: 17.09.2024

- Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?

Это задание лучше разделить между учениками. Например, одна группа находит тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра; дру­гая - в описании леса, растений; третья - в описании животных.

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной и не­зависимой жизнью. Человек как будто смотрит на нее снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меня­ющимися картинами неба. Человек может лишь уповать на при-

1. Прочитать стихотворения в прозе (по хрестоматии).

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Цель урока: углубить понятие о русском национальном харак­тере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения.

Ход урока I. Проверка домашнего задания

П. Подготовка заданий в группах

Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подго­товку достаточно 8—10 минут). Первая группа. Пейзаж.

Подготовить чтение пейзажных зарисовок, прокомментировать их.

- Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?

- Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

- Какую роль играет образ-символ грозы?

- Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?

- Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы? Вторая группа. Интерьер.

Подготовить пересказ описания избы Бирюка.

- Какие слова в описании являются ключевыми?

- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

- Какую роль играет описание интерьера избы?

- Как это описание помогает понять характер героя? Третья группа. Портрет.

- В чем особенности портрета Бирюка?

- Какие детали портрета героя вы считаете главными?

- Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

— Как портрет помогает раскрыть характер героя?

- Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора? Четвертая группа. Словарная работа.

— Объяснить, почему герой рассказа носит такое прозвище.

- Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

верста — примерно 1060 м;

верх (здесь) — овраг;

взыскать — заставить уплатить или подвергнуть наказанию;

дрожки — легкий открытый рессорный экипаж;

живот (здесь) — домашнее животное, лошадь;

замашная (рубашка) — домашняя рубаха из грубого холста;

засов — дверной запор в виде задвижки;

кушак — пояс, сделанный обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура;

лозники — ивовый кустарник;

лучина - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель;

мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремеслен­ников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть;

не давать спуску — не уступать власть, держать под контролем; оглобли — две жерди, служащие для запряжки лошадей; плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле - возле;

покромка — обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - по кромке, по краю;

полати - в деревенской избе: нары для спанья, устроенные под потолком;

полка (ружья) — часть кремневого замка (пускового механиз­ма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламене­ния порохового заряда в стволе;

понурить — уныло склонить плечи или голову;

ракиты - ивы; вожжа (вожжи) - часть упряжи: ремни, верев­ки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лоша­дью;

рогожа - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лоша­ди, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);

справлять (здесь) — выполнять (должность);

челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.

Пятая группа. Лексика.

- В чем различие лексики разных героев рассказа?

- Какое значение имеет это различие?

- Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование.

Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа.

Похожие страницы:

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

Реферат по дисциплине: Литература на тему: Жизнь и творчество И.С.Тургенева Выполнил студент 1 курса Москва 2009 . для детей, об успехах на уроках, об учителях, излагаются мысли о прочитанном .

Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть

Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г.

. гибнут. 13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. . с И. С. Тургеневым. Исследователи художественного мастерства Тургенева справедли­во отмечают, что «у Тургенева нет деревьев . как у мно­гих собратьев по творчеству. Более того, герой .

Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении

. ? (Нет, это уникальное творчество ведущих парижских модельеров, в . И.С.Тургенев? 1-й ученик (цитирует Тургенева). Себялюбие — самоубийство. Себялюбивый человек . надо давать урок по творчеству Маяковского. Необходимо мобилизовать себя к уроку. Проверим .

Перечитаете тургеневские пейзажи еще раз. Их в рассказе несколько. Изображен июльский день от раннего утра до позднего вечера, ночь и утро следующего дня. На какие детали этих описаний вы могли бы указать как на результат тонкой наблюдательности писателя, его обостренного внимания к тому, что происходит в природе? Найдите в описаниях природы сравнения, метафоры, олицетворения. Какова их роль? Как вам кажется, автор просто наблюдает и регистрирует и то, что заметил, или он восхищается, волнуется, радуется, удивляется? Как вы думаете, присутствует ли в этих описаниях лирическое начало?

И.С.Тургенев более сдержан эмоционально, он скорее зритель, чем участник процесса течения времени. Его восхищение красотами природы созерцательно, а личное присутствие - статично. Писатель видится мне в роли художника реалиста, подробно и скрупулезно передающего зрителю пейзаж во всех тонкостях и деталях.

Внимание И.С.Тургенева сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков (как у древнерусских писателей), земная же растительность прописана куда менее подробно.

Текст изобилует множеством определений, передающих цветовую гамму: "тускло-багровое", "светлое и приветно лучезарное", "блеск кованого серебра", "бледно-лилиовый", "золотисто-серый", "голубоватый", "алый" и т.д..

Множество сравнений дают читателю возможность абсолютно точно представить себе описываемый пейзаж: "блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра", "облака - подобны островам", "небо - бесконечно разлившаяся река", "вечерняя звезда - бережно несомая свечка",ё "приближающаяся ночь - грозовая туча", "облака…,как дым. ".

Текст оживает благодаря изобилию олицетворений ("солнце …- мирно всплывает", "вихри- круговороты -…гуляют по дорогам…", "уныло висело… небо", "звездочки… зашевелились" и т.д.); метафор ("утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем", "солнце…. мирно всплывает", "трава на дне долины…белела ровной скатертью", и т.д. ); эпитетов ("солнце…светлое и приветно лучезарное…мирно всплывает", "край… облачка засверкает змейками", "надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак", "ночная птица… пугливо нырнула в сторону", "неприятная, неподвижная сырость", "страшная бездна", и т.д.).

Писателю удивительно точно удается передать атмосферу погожего летнего дня: тепло и тишину, благостность и неподвижность. В разогретом воздухе едва различимы легкие ароматы полевых растений, но всеобъемлющи лишь тепло и красоты неба. Авторский текст подобен немому кино, где внимание зрителя приковано лишь к изображению, звуковой ряд практически полностью отсутствует.

Описание природы в исполнении И.С.Тургенева дает четкое представление о личности автора: это человек высокообразованный, тонкий, умный, влюбленный в родную русскую природу, но весьма сдержанный в проявлении своих эмоций.

Эпитеты и сравнения помогают создать лирическое описание.

Метафоры и олицетворения: взошел месяц; склонились звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; звезды мигали слабым светом; запотели листья; стали раздаваться живые звуки; жидкий, ранний ветерок пошел бродить и порхать над землею; полились потоки света и т.д.

Сама последовательность описаний утра, дня, вечера и ночи подготавливает читателя к пониманию причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.

Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.
1 . Был прекрасн… июльск… день.
2 . С ранн… утра небо ясно.
3 . Утренн… заря не пылает пожаром: она разливается кротк… румянцем.
4 . Солнце, светл… и приветно лучезарн… , мирно всплывает под узк… и длинн… тучкой.
5 . Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могуч… светило.
6 . В сухом и чист… воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.
И. Тургенев
− Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж над именами прилагательными с пропущенными окончаниями.
− Выпишите любое имя прилагательное. Разберите его, устно и письменно, как часть речи (см. Памятку).

Решение

1 ) Был прекрасный (И. п.) июльский (И. п.) день.
2 ) С раннего (Р. п.) утра небо ясно.
3 ) Утренняя (И. п.) заря не пылает пожаром: она разливается кротким (Т. п.) румянцем.
4 ) Солнце, светлое (И. п.) и приветно лучезарное (И. п.), мирно всплывает под узкой (Т. п.) и длинной (Т. п.) тучкой.
5 ) Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее (И. п.) светило.
6 ) В сухом и чистом (П. п.) воздухе пахнет полынью , сжатой рожью , гречихой .
Приветно — приветливо, ласково;
весело — радостно, оживлённо;
величаво — грандиозно светило — солнце.

Устный разбор:
1 ) Прекрасный — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?.
2 ) Начальная форма — прекрасный.
3 ) Согласуется с именем существительным в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
4 ) В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: день (какой?) прекрасный.

Письменный разбор:
Прекрасный (день) — прил., какой?, н. ф. — прекрасный, м. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
заря [ зар’а ] 2 слога
з [ з ] – согл., звонк., парн., твёрд. парн.
а [ а ] – гласн., безуд.
р [ р ’] – согл., звонк., непарн., мягк. парн.
я [ а ] – гласн., ударн.
4 б., 4 зв.

Июльское утро (начало рассказа): С самого раннего утра небо ясно: утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло багровое, как перед бурею, но светлое и приветливо-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра.
Июльское утро (конец рассказа): …полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшим холмам, от лесу до лесу, и сзади, по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синеющей из-под редеющего тумана, - полились сперва алые, потом красные потоки молодого, горячего света…

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже "парит" по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - несомненный признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, внимательно и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и отфыркивалась. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.

БЕЖИН ЛУГ (отрывок)

Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними далеко-далеко виднелось пустынное пол

Читайте также: