Триз технологии в детском саду по фгос картотека

Обновлено: 05.10.2024

Аннотация. Статья посвящена обсуждению проблемы использования технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Представлен обзор работ авторов, актуализирующих указанную проблему. Показан опыт автора статьи по использованию данной технологии в работе с дошкольниками.

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал [9, с. 3].

На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер.

В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая задача – совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Внедрение инновационных технологий в ДОО – важное условие совершенствования системы дошкольного образования.

Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология Г.С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированная к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук, С.В. Лелюх С.В., Н.Н. Хоменко Н.Н. и др. около 20 лет назад [9, с. 4].

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

ТРИЗ - технологии используются в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместных со взрослым видах деятельности, в работе с родителями.

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на занятиях из всех образовательных областей. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществлять эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие [6, с. 2].

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и практически воплощаются в творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях [5, с. 5].

Занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения [5, с. 6].

В совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей игры и упражнения ТРИЗ - технологии используются следующим образом:

2. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в образовательном процессе в специально организованном обучении (на играх-занятиях, занятиях).

3. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в самостоятельной деятельности детей [5, с. 9].

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ

Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему.

Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.

Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

Метод морфологического анализа. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвики. Цель метода - систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта [10, с. 42].

Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное, сверху прикрепляется стрелка или контур по величине сектора. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи [9, с. 26].

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло [9, с. 26].

Метод контрольных вопросов. Этот метод позволяет генерировать новые идеи и решения, сформулировать их с помощью наводящих вопросов. Применяется в форме монолога, обращенного к самому себе, либо диалога изобретателей [9, с. 30].

Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития творческого воображения у детей: Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. Еще один путь для развития творческого воображения – это специальные игры.

Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно назвать самые обычные предметы и придумать их назначения [4, с. 18].

Придумай окончание сказки. Жил-был зайчик. Он был маленький, беленький и очень одинокий. Решил он найти себе друга. Поскакал он мимо елочек на опушку леса.. . Играя с ребенком, нужно помнить, что главное – это развитие общих особенностей воображения, умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем [4, с. 19].

ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте подготовки их к школе.

Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию ТРИЗ.

273- ФЗ [Электронный ресурс].

4. Белоусова, Л.Е. Веселые встречи [Текст]/ Л.Е. Белоусова. - СПб.: Детство- Пресс, 2009. – 128 с.

6. Петухова, О.А. Вариативные изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/О.А. Петухова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. – 76 с.

9. Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) [Текст]/ Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: Изд-во: Аркти, 2010. - 76 с.

11. Утёмов, В. В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. – Киров, 2013. – 212 с.


С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
• Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
• Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
• Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
• Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое, мы двигаемся вперёд. Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.
ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ В ТРИЗ-ИГРЫ.

Цель: формировать умение определять временную зависимость объекта и его функции. развивать речь, память, внимание, мышление.

Правила игры: На экране 4-5 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть бабочка, птица, дерево, т.е. любая живая система. Изображения появляются на экране, детям необходимо правильно распределить по вагончикам. Например, птица. 1 вагончик-яйцо,2 вагончик-расколотое яйцо,3 вагончик-цыплёнок, 4 вагончик-курица,5 вагончик-петух

Цель: расширять представления о взаимосвязях живой и неживой природы, необходимости бережного ее использования; формировать представления о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

Описание игры – игра будет интересна педагогам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста. Лексическая игра рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Дети учатся задавать вопросы по картинке и отвечать на них.

Вариант игры

На экране карточки с картинками. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: Живой? Неживой? Кто? Что?

Возьмите такое количество карточек, которое ребенок с легкостью просмотрит за один раз.

Кто это? Кошка. КТО — КОШКА. Она ЖИВАЯ! Что кошка делает? Она бежит, смотрит, ищет (и другое);

Кто это? Утка. КТО —ПТИЦА! Она ЖИВАЯ! Что птица делает? Она летает, машет крыльями;

Что это? Это дерево. ЧТО-камень! Он не живой!

Живое-изображение цветка(картинки: дерево, лиса, пчела, зубр, синица, божья коровка)

Неживое – изображение радуги (картинки: камень, дождь, снег, вода, лед, солнце)

Цель: формировать умения детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия. Актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных , развивать речь, память, внимание, мышление, воображение,

Материал: На экране картинки с изображением объектов природы, внизу экранапустой квадратик.

1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик

2 карточка: яблоня, вишня, тополь, декабрист

3 карточка: брусника, голубика, клюква, помидор

4 карточка, ласточка, скворец, грач, воробей

5 карточка: зубр, медведь, жук-олень, бабочка

Цель: развивать умение узнавать и называть 4-6 видов деревьев и кустарников, овощей, зерновых культур, лесных ягод и др., развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов природы, развивать логическое мышление.

Задание№1. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. Нужно показать картинку, где луковицы посажены позже других.

Задание№2. к рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. Нужно показать картинку, где морковь посажена раньше .

Задание №3. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста картофеля. Нужно показать картинку, где картофель посажен позже.

Цель: развивать умения замечать объекты неживой природы и их свойства в природе и в обыденной жизни, сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны.

Ход: На экране время года, например, осень, внизу явления природы, например, иней, дождь, снег, листья. Ребенок должен сказать, бывает или не бывает.

Цель: развивать умение группировать животных и растения по определённому признаку, месту обитания, природно-климатическим зонам, развивать мышление

Ход: Суть данной игры заключается в том, чтобы ребёнок к определённой карте подбирал недостающую пару, которая подходит по смыслу

Дети подбирают карточки: белый медведь – ледники, овощи – огород, и т. д.

Фрукты-растут в саду-сад

Когда карточки разложены, подвести итог каждой аналогии, объясняя взаимосвязь предметов.

Цель:развивать умение группировать растения по месту произрастания (лесные, луговые, растения водоёма, садовые, полевые, огородные, растения цветника.)

Ход: На экране наборы изображение растений- лесных, полевых, садовых и др. Участники игры получают задание собрать букет, но цветы строго определенного места обитания. Например, только лесные.

Цель: формировать представления о признаках животных как живых существ: животные двигаются (ходят, прыгают, плавают, летают); формировать умение группировать животных по разным признакам: по классам (птицы, рыбы, насекомые), способу передвижения (прыгающие, плавающие, летающие).

Летают: пчела, бабочка, грач, ворона, галка

Прыгают: белка, кузнечик, заяц, лягушка

Плавают: бобёр, щука, выдра, дельфин, карп

Цель : развитее концентрации и распределение внимания , развитие мышления, связной речи.

Ход: Сейчас на экране будут показаны картинки, необходимо внимательно рассмотреть каждую и найти на ней что не так.

Цель: развитее концентрации и распределение внимания; развитие зрительной памяти; активизация познавательной активности дошкольников.

Цель: учить детей строить гипотезы. обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление.

Ход игры: На экране предлагается ряд картинок: объект + необычный признак (например, мохнатая книга). Необходимо соединить, у какого объекта мог быть взят этот признак – мохнатость. Ответы детей – у медведя, собаки и т.д.

Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, внимание, речь.

Правила игры: У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться.

Ход : Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины). В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).

Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Ход: Все карточки представляют собой процесс возникновения. Игра знакомит с привычными каждому ребенку явлениями: прорастание семени, рост растения, появление цыпленка и т.д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.

Цель: систематизировать представление учащихся об окружающем мире; развивать умения сравнивать объекты природы и предметы рукотворного мира и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы; развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать наблюдательность.

Ход: из предложенных вариантов картинок, необходимо распределить предметы рукотворного и природного мира.

Цель:

Ход: на экране сюжетная картина на которой различные предметы лежат не на своих местах, задача воспитанников найти их и разложить по местам.

Цель: формирование навыка классификации объектов окружающего мира;

формировать умение размышлять, объединять. учить детей находить общее между различными явлениями или предметами; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход: воспитанникам необходимо объединить предложенные картинки по какому-либо признаку (по форме, по цвету, по структуре и т.д.).

Цель: развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему.

Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

1. Выстройте этажи системного лифта в правильном порядке. Разрезаем лифт на квадратики и просим ребят восстановить верную последовательность. Для этого задания можно выбрать любые объекты, но лучше начать с простых и понятных: дом, чашка, платье.

Сначала наш взгляд фокусируется на центральном квадрате. Это объект, или система, с которой мы работаем. Для искусственных объектов обязательно формулируем функцию. Например, автомобиль - перемещает людей и грузы, стул - удерживает человека в определенной позе и т.п.

Если подняться на этаж выше – мы окажемся в надсистеме. Это место, в котором может находится наш объект, что-то, частью чего он может стать.

Надсистем может быть много. Если мы говорим о дереве – это может быть лес, сад, оранжерея или подоконник в комнате, если дерево ещё маленькое.

Опускаемся на нижний этаж – попадаем в подсистему. И здесь мы уже можем подробнее рассмотреть, из каких частей состоит система. Если это дерево – пристально всматриваемся в каждую часть: ветки, листья, ствол, кора, корни. Если это стул – делим его на спинку, ножки, сиденье. Машину можем разделить на колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и т.д.

Вот так могут выглядеть простейшие варианты.

Цель : формирование у детей диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развитие мышления, воображения и фантазии, любознательности, наблюдательности.

Ход: на одной части домино изображен предмет, на другой маленькие человечки, играется по принципу домино

20 .Кольца Луллия

Цель: развитие познавательной активности, развитие интеллектуально-творческих способностей детей, развитие речи.

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход: дети составляют ….. из частей других объектов.

Цель: развивать креативное воображение и образное мышление, гибкость мышления и творческие способностей у детей. Способствовать воспитанию творческой инициативы.

Ведущий предлагает посмотреть на какую-то непонятную абстрактную картинку. Участники придумывают как можно больше вариантов, на что похоже это изображение.

Цель: формировать фонематические представления. Учить символическому моделированию сказок. Воспитывать самостоятельность мышления при выборе символического обозначения.

С детьми составляется схема сказки и по этой схеме сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.

Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной схеме сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Цель: упражнять детей в установлении причинно – следственных связей и зависимостей своих действий и поступков, и действий и поступков сверстников. Развивать речь, мышление, развивать умение предвидеть последствия негативных действий.

Воспитателю необходимо задавать ребёнку наводящие вопросы, чтобы ему было легче.

Важно помнить! Пусть ребёнок каждый раз старается подробно аргументировать свой ответ, при этом подсказывайте ему новые слова и обороты, таким образом, будет обогащаться его речь. на отрицательных ситуациях заострите внимание, что значит, вот таким образом нельзя никогда поступать.

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход: дети составляют фоторобот из частей других объектов.

Цель: развивать умение систематизировать материал по нескольким параметрам, развивать аналитическое мышление конструктивные умения, способности к моделированию и воображение.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.

Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Задачи – в зависимости от примерного комплексного тематического планирования.

ТРИЗ для детей – это гимнастика для интеллекта и воображения.

Организация такого наглядного пособия может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей , при проведении режимных моментов. [1]


Данное методическое пособие предназначено для знакомства детьми с функциями и составными частями каких либо объектов, которые выбираются в зависимости от примерного комплексного тематического планирования.

Методические рекомендации:


Воспитатель показывает картинку с изображением солдата (2 этаж – Желтый).

Дети: Чтобы был Мир, чтобы защищать слабых, женщин и детей.




Воспитатель показывает картинку с изображением репчатого лука (2 этаж – Желтый).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что изображено на втором этаже нашего дома?

Воспитатель: Правильно! Кто мне скажет, как лук выращивают и какие условия для этого нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, рассмотрим лук.

- Скажите, лук какую форму имеет? (Круг, шар, овал)

- Какого цвета? (Коричневая, золотистая, синий, белый)

- Как называется верхняя часть лука? (одежда лука) (Шелуха)

- А кто сможет показать, откуда будут расти корешки?

- Для чего нам нужен зеленый лук? (Ответы - в зеленом луке много витаминов, они нужны, чтобы не болеть.)

Воспитатель : Дети, а вы знаете, что нужно сделать для того, чтобы вырастить зелень – перо лука. (Посадить и поливать).

Цель : организовать совместную познавательно-исследовательскую деятельность взрослого с детьми.

-Научить детей сажать лук;

-Закрепить знания детей о строении лука;

-Формировать представление детей о пользе лука;

-Углубить знания об условиях для комфортного роста растений;

-Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, развивать трудовое умение, вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желание ухаживать за ним.

Оборудования и материалы : Чиполлино (помощник воспитателя), волшебная корзинка, луковицы на каждого ребенка, ящик для посадки лука с землей, лейка, бутылка с водой, фартуки, раскраски, совок.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это?

Чиполлино: Здравствуйте, мои друзья!

Дети: Здравствуй, Чиполлино!

Чиполлино: Ребята, я пришел к вам не просто так, а с большой просьбой. Но прежде чем я вам о ней расскажу, отгадайте загадки:

1. Сидит дед во сто шуб одет;

2. В десять одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Дети-лук).

Воспитатель : Конечно - это лук! А это овощ или фрукт? Где он растет? (ответы детей.)

Чиполлино: Дорогие друзья, мой дедушка попросил посадить лук, а я не умею. Помогите мне пожалуйста. В моей корзине лежат луковицы и все, что нужно для посадки.

Воспитатель : Ребята, рассмотрим лук.

- Скажите, лук какую форму имеет? (Круг)

- Какого цвета? (Коричневая, золотистая)

- Какой на ощупь лук? (Трогают- жесткий)

- Как называется верхняя часть лука? (одежда лука) (Шелуха)

- А кто сможет показать, откуда будут расти корешки?

- Для чего мы сажаем лук? (чтобы получить зеленый лук)

- Для чего нам нужен зеленый лук? (Ответы - в зеленом луке много витаминов, они нужны, чтобы не болеть.)

- Правильно, молодцы. Действительно, лук нужно обязательно употреблять в пищу. Он очень полезен. Про него говорят: Лук от семи недуг. Что такое недуг? (Ответы - когда болеют). В луке содержится очень много витаминов, которые помогают организму противостоять простудным заболеваниям. Лук больше всего полезен в свежем виде, но нужно кушать вареным и жареным.

Воспитатель : Дети, а вы знаете, что нужно сделать для того, чтобы вырастить зелень. (Посадить и поливать).

Воспитатель : Сегодня я покажу вам, как можно сажать луковицу в землю – у нас есть ящик с землей, лук, лейка и фартуки. (достаю). Но сначала мы немного отдохнем. Встали.

Солнышко, припекай наш лучок согревай -

(дети поднимают руки вверх и качаются)

Лучок вырастет большой, (показывают на лучок, поднимают руки снизу вверх)

Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику). (2раза)

Воспитатель : - А сейчас мы приступим с вами к посадке лука, давайте оденем фартуки.

1) Сделать углубление в земле;

2) Взять луковицу и опустить её в ямку носиком вниз.

3) Присыпать землёй, оставляя верхнюю часть луковицы.

Теперь я предлагаю вам посадить луковицы. ( Под индивидуальным контролем воспитателя и помощника)

Воспитатель : Ребята, мы посадили лук, куда поставим ящик, чтобы было светло и тепло?

Дети: Мы поставим ящик на окошко.

Воспитатель: Верно! А теперь снимем фартуки и помоем руки с мылом.

Давайте ещё раз вспомним, что мы знаем о луке. (ответы).

- Почему полезно есть лук? (Ответы детей)

- Какую часть лука употребляют в пищу? (Саму луковицу и зелень)

- Молодцы. Ребята всё запомнили, аккуратно все посадили лук, и мы будем наблюдать, как растет лук, (компьютер –картинка рост лука, а потом будем обязательно кушать лук, чтобы укреплять своё здоровье, потому что лук – это витамины.

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше занятие? (Да). Чиполлино, а тебе?

Чиполлино : Спасибо, ребята, Я все понял. У меня для вас есть подарки. (достает раскраски и раздает детям).

Используемая литература:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: