Триз технологии в детском саду системный оператор

Обновлено: 03.07.2024

Гуманизация, социализация, индивидуализация – основные принципы, закреплённые в нормативных документах по дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения, согласно ФГОС ДО – воспитание поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей.

Именно технология ТРИЗ – РТВ наиболее полно позволяет педагогу реализовывать эти важнейшие принципы в доступной и интересной для детей форме: обучение детей способам самостоятельного добывания информации возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Поэтому ТРИЗ можно назвать школой творческой личности. Мой опыт работы показал, что применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Системный оператор позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Он позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.

В среднем дошкольном возрасте я продолжала обучать детей использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получение более развернутых знаний о надсистемах и подсистемах объектов живой и неживой природы. Я познакомила детей с моделью анализа объектов с помощью пяти экранов (с волшебным телевизором, где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект). Дети узнали функциональные особенности отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Мы также проводили анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.

Сам себе системный оператор

ВложениеРазмер
igry_triz.docx 1.08 МБ
triz_sistemnyy_operator.docx 24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8

Григорьева Алена Сергеевна

го Красноуральск, 2019

Учимся мыслить системно!

Думать объемно, учитывая все, без исключения, составляющие предмета анализа, могут далеко не все взрослые. Что уж говорить о детворе. В итоге, какие-то моменты остаются упущенными, и наше представление о вещах становится неполным, а значит и не до конца корректным, объективным.

Подчеркивая принципиальную важность всеобъемлющего системного мышления, советский исследователь, создатель методики ТРИЗ, Генрих Альтшуллер, разработал концепцию системного оператора.

Она была призвана восполнить недостаток нашего мышления, дав людям возможность мыслить на десятки шагов вперед, выявляя тонкие причинно-следственные связи и закономерности вещей. По мнению ученого, только в этом случае мы сможем преобразовывать мир, не опасаясь разрушительных последствий своих не до конца обдуманных решений и действий.

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Алгоритм системного мышления

Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.

1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.

2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.

3. Выявление составляющих объекта.

4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выяснение основного места обитания или функционирования.

5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам

Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:

- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);

- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:

• Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т. д.

• Надсистема. Домашние животные.

• Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.

• Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.

• Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.

• Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.

Или другой пример:

• Система. Спелый помидор.

• Подсистема. Кожица, мягкая серединка, семечки.

• Надсистема. Растения. Овощи.

• Прошлое. Был крошечной зеленой помидоркой, которая появилась на помидорном кусте.

• Настоящее. Сейчас это спелый овощ ярко-красного цвета. Сладкий и сочный. Помидор очень полезен для здоровья.

• Будущее. Мы его порежем на кусочки, смешаем с другими порезанными овощами и приготовим салат, который потом скушаем.

• Антисистема. Помидоры боятся всяких жучков и червячков, которые пытаются их скушать еще на грядке.

Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом детей и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.

Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"

Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах.




Использование приёма ТРИЗ (системный оператор) в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приёма ТРИЗ (системный оператор)в работе с детьми дошкольного возраста.


Конспект НОД по познавательному развитию.


(2 слайд)В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления детей приобретает особую актуальность.Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАСТЕР - КЛАСС

I квалификационной категории

Серебрякова Александра Викторовна

Знание ТРИЗ расширяет представление о мире и дает возможность решать задачи, которые ранее казались неразрешимыми. Творческий подход к решению проблем требуется сейчас едва ли не в каждой области знани й…

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Этапы мастер - класса

Деятельность фокус группы

Актуализация, вхождение в тему

У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, уши чтобы слушать, ноги ходить… Всё это принадлежит нам и всё это очень важно, но улыбка важна не только для самого себя, она важна и для других. Давайте подарим, друг другу улыбки и пусть эта встреча принесет нам радость общения и положительные эмоции.

- Спасибо, вы замечательно улыбаетесь и теперь мы готовы начать работать.

- Написали? Теперь отложите их в сторону, позже мы к ним вернёмся.

- участники сидят за столами, взаимодействуют с мастером

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников творческое воображение, изобретательскую смекалку, диалектическое мышление.

Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер. Изначально он разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику.

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

ТРИЗ технология включает в себя:

· Метод маленьких человечков (ММЧ)

· Метод фокальных объектов (МФО)

· Системный оператор (надсистема и подсистема)

Тут же можно рассмотреть прошлое и будущее, как системы, так и надсистемы и подсистем.

Как же работать с системным оператором?

Возьмём для примера книгу.

Система – это и есть наш рассматриваемый объект.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система - велосипед, подсистема: колеса, рама, руль, сиденье, педали, цепь; кукла – голова, туловище, руки, ноги и т.д.). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (если порвётся цепь, педали не смогут крутиться, если нет руля – нет возможности управлять и т.д.) Итак, в нашем случае у книги есть обложка, листы, корешок.

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемый объект. Надсистема может быть разной: велосипед – это транспорт, кукла – игрушка и т.д. Что такое книга? Частью чего она может быть?

Верно, книжного магазина, библиотеки.

Отправляемся в прошлое. Какой раньше была наша система? Здесь можно рассмотреть историческое развитие. Какие были книги? Пергамент, береста. Подсистема прошлого в данном случае – это кора, шкура животного, т.к. пергамент – выделанная кожа, береста – кора дерева. Надсистема прошлого, т.е. к какой группе относится предмет: животные в случае с пергаментом и дерево. Та же работа проводится и с системой будущего. Для детей она сложнее, т.к. иногда требует проявления фантазии или определённых знаний. В нашем случае: система – электронная книга, подсистема – все составляющие электронной книги, надсистема – магазин электроники.

В итоге, системный оператор представляет собой замкнутый цикл, в котором все экраны взаимосвязаны.

Полностью девять экранов используются в старшем дошкольном возрасте.

- познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- формируется системное представление об окружающем мире;

- растет словарный запас, развиваются творческие способности.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов.

И мы, взрослые должны им в этом помочь – сформировать у детей такое качество мышления, как системность – способность ребенка воспринимать любой предмет, который он познает всесторонне, во всем многообразии связей.

Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам.

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит?

В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.

В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.

В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);

- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);

- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)

- что это? (дерево) Какое оно? (красивое, живое - что делает?)

- из чего состоит?

- чем дерево было в прошлом?

- где оно могло находиться?

- раз мы уже знаем, что это яблоня, какой она станет весной (цветущей), и у нее появятся (цветы), а какой она станет осенью (плодоносящей) и – яблоки.

Итак, в старшем возрасте мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Из загадки уже понятно, где лиса живет и чем занимается, но подробно описать внешний вида животного нам поможет подсистема:

Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие, хвост длинный и пушистый. Хвост для лисы, как руль, помогает на поворотах, когда охотится на мышей и мелких грызунов. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.


Игры на выявление над-системных связей помогают определить и закрепить среду обитания живых объектов и их местонахождение.

Дети любят играть в эту игру и легко называют –

где объект живет или может находиться.

- где слон живет? (в Африке, в Индии)

- а где он может находиться? (цирке, зоопарке)

Игры на выявление прошлого и будущего объекта формируют у детей представления о том, что все живое растет и развивается, а также знакомят их с этапами жизненного цикла (сейчас, раньше, в будущем).

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экране посмотри!

В результате работы по использованию технологии ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников у детей:

- развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- формируется системное представление об окружающем мире;

- растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, поддерживает их интерес к познанию мира природы.

Читайте также: