У какого растения встречаются воздушные корни георгин аконит

Обновлено: 04.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

И Государственное бюджетное социальное учреждение
Калининградской области

профессиональная образовательная организация

Контрольно – оценочные средства

по учебной дисциплине

ОП.04 Ботаника

по профессии СПО 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства

Форма проведения оценочной процедуры: зачет

Составлены в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013г№755

Рассмотрены на заседании методической комиссии информационных технологий и физической культуры, протокол № 1 от 30 августа 2017 года.

Паспорт комплекта фонда оценочных средств.

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащее проверке.

Оценка освоения учебной дисциплины.

3.1 Формы и методы оценивания

3.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

Фонд оценочных средств для итоговой аттестации по учебной дисциплине.

Идентификатор изменения в фонде оценочных средств.

Паспорт комплекта фонда оценочных средств учебной дисциплины

В результате освоения рабочей программы учебной дисциплины обучающийся должен

определять структуру растений;

основные законы исторического развития живой природы.

классификацию растений, их функции;

внешнее и внутреннее строение растений;

типы размножение растений, их сущность.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определяемых руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Формой аттестации по учебной дисциплине является зачет

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащее проверке.

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений:

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

определять структуру растений

-наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях.

основные законы исторического развития живой природы.

классификацию растений, их функции;

внешнее и внутреннее строение растений;

типы размножение растений, их сущность.

- внеаудиторная самостоятельная работа (индивидуальные задания).

Оценка освоения учебной дисциплины.

3.1 Формы и методы оценивания

Текущий контроль освоения обучающимися программного материала учебной дисциплины имеет следующие виды: входной, оперативный и рубежный.

Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программы учебной дисциплины, а также стимулирования учебной работы обучающихся , мониторинга результатов образовательной деятельности и обеспечение максимальной эффективности учебно- воспитательного процесса.

Оперативный контроль проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы оперативного контроля (контрольная работа, тестирование, опрос, выполнение практических работ, наблюдение за деятельностью обучающихся и т.д.) выбираются преподавателем, исходя из методической целесообразности.

Рубежный контроль является контрольной точкой по завершении отдельного раздела учебной дисциплины.

Зачет (или дифференцированный зачет) проводится по окончании изучения дисциплины.

В системе оценки знаний используются следующие критерии:

3) К каким видоизменениям относят колючки боярышника?

4) Как называется укороченный стебель у луковицы?

5) Какое основание у листа щавеля?

а) Стреловидное

б) Копьевидное

в) Клиновидное

г) Сердцевидное

6) Основная функция листьев?

а) Поглощение воды

б) Размножение

в) Фотосинтез

г) Орган защиты

7) Как называется лист у шиповника?

б) Непарноперистосложный

в) Парноперистосложный

г) Трижды перистосложный

8) Какой по форме и глубине расчленения лист дуба?

а) Пальчатолопастной

б) Перистолопастной

в) Пальчаторазделенный

г) Перисторассеченный

9) К какому видоизменению относят клубнелуковицу?

10) Как называется лист у гороха?

а) Тройчатосложный

б) Непарноперистосложный

в) Парноперистосложный

г) Дважды перистосложный

11) К каким видоизменениям относят колючки барбариса?

12) Какое жилкование имеет лист кукурузы?

б) Пальчатое

в) Параллельное

Вариант 2

1. Определите метаморфозы корня: а) луковица, усы б) клубни, усики в) корнеплоды, корнеклубни г) корневища, клубнелуковицы

2. Типы корневых систем:

б) мочковатые, стержневые

г) придаточные

3. Какое видоизменение стебля у земляники?

г) суккуленты

4. К какому видоизменению относят клубень?

5. Назовите лист, у которого расчленение листовой пластинки доходит
до основания черешка?

а) перисторассеченный

б) перистораздельный

в) пальчаторассеченный

г) пальчатолопастной

6. К метаморфозам побегов относятся:

а) корнеплоды, корнеклубни

б) корневища, клубни

в) воздушные корни

г) азотофиксирующие клубеньки

7. Основная функция листьев?

а) поглощение воды

б) размножение

в) фотосинтез

г) орган защиты

8. У какого растения встречаются воздушные корни?

а) георгин

9. К каким видоизменениям относят корневище ландыша?

10. Как называется укороченный стебель у луковицы?

а) п о ч к а

11) Какое основание листа у липы?

а) Клиновидное

б) Стреловидное

в) Копьевидное

г) Сердцевидное

12) Какая корневая система у кукурузы?

а) Стержневая

б) Мочковатая

в) Ветвистая

Ключ

Тема 1.5. Генеративные органы растений, их функции и морфология.

А. ТЕКТ ЗАДАНИЙ

Задание: выбрать один правильный ответ

1. Цветки на цветоножках одинаковой длины, прикреплены к главной оси ( неопределенное соцветие ).

а) зонтик в) початок

б) головка г) корзина

2. Что соединяет цветоножка?

а) цветок со стеблем в) цветок с листом

б) цветок с корнем г) цветок с побегом

3. Какое цветоложе у пиона?

а) вогнутое в) выпуклое

б) плоское г) бокаловидное

4. Из чего состоит околоцветник?

а) цветка в) только венчика

б) чашечки и венчика г) тычинки и пестика

5. Неправильным венчиком является:

а) колокольчатый в) трубчатый

б) язычковый г) все ответы верны

6. Если в околоцветнике хорошо различимы чашечка и венчик, то околоцветник…

а) простой венчиковидный в) чашечковидный

б) двойной г) тычиночный

7. Совокупность тычинок

а) Androceum в) Gyoneceum

б) Calyx г) венчик

8. Разнополые цветки находятся на одном и том же растении, это растение называется:

а) двудомное в) однодомное

б) многодомное г) обоеполое

9. Простое неопределенное соцветие

а) метелка в) сложный зонтик

б) щиток г) сложный щиток

10. Главная ось соцветия заканчивается цветком и в разные стороны продолжает расти главная ось ( вид определенного соцветия )

а) извилина в) завиток

б) развилина г) корзинка

11. Главная ось расширена в виде блюдцевидной формы, сидячие цветки.

а) початок в) корзина

б) зонтик г) щиток

12. Соцветие у черемухи:

а) кисть в) зонтик

б) колос г) корзинка

13. Одногнездный или многогнездный плод, образован из нескольких плодолистиков, вскрывается дырочками:

а) стручок в) коробочка

б) боб г) орех

14. Средний слой в сочных плодах

а) экзокарпий в) эндокарпий

б) мезокарпий г) мякоть

15. Многосеменной плод цитрусовых:

а) костянка в) яблоко

б) тыквина г) померанец

Задание: выбрать один правильный ответ

1. Многосеменной плод у цитрусовых:

а) померанец в) яблоко

б) тыквина г) костянка

2. Одногнездный или многогнездный плод, вскрывается дырочками:

а) боб в) стручок

б) коробочка г) стручечек

3. Средний слой в сочных плодах

а) мезокарпий в) эндокарпий

б) экзокарпий г) мякоть

4. Цветки на цветоножках одинаковой длины, прикреплены к главной оси ( неопределенное соцветие ).

а) головка в) зонтик
б) початок г) корзина

5. Совокупность тычинок

а) Calyx в) Gyoneceum

б) Androceum г) околоцветник

6. Неправильным венчиком является:

а) колокольчатый в) трубчатый

б) язычковый г) венчиковидный

7. Какое цветоложе у пиона?

а) плоское в) вогнутое

б) выпуклое г) бокаловидное

8. Что соединяет цветоножка?

а) цветок с корнем в) цветок с листом

б) цветок со стеблем г) цветок с побегом

9. Если в околоцветнике хорошо различимы чашечка и венчик, то околоцветник…

а) простой венчиковидный в) двойной

б) чашечковидный г) простой

10. Разнополые цветки находятся на одном и том же растении:

а) однодомное в) многодомное

б) двудомное г) обоеполое

11. Из чего состоит околоцветник?

а) чашечки и венчика в) цветка

б) только венчика г) тычинки

12. Простое неопределенное соцветие:

а) метелка в) сложный зонтик

б) щиток г) сложный щиток

13. Главная ось расширена в виде блюдцевидной формы, сидячие цветки.

а) корзина в) початок

б) зонтик г) кисть

14. Соцветие у черемухи:

а) колос в) кисть

б) зонтик г) корзинка

15. Главная ось заканчивается цветком и в разные стороны продолжает расти главная ось (определенное соцветие)

а) развилина в) завиток

б) извилина г) корзина

Ключ

В. Биологический диктант

Задание: дописать предложение

Вариант 1.

1. Многоорешковые плоды у……

2. Растение, семена которого богаты белком……….

3. Определить плод у кориандра посевного…….

4. Какое соцветие у ландыша…….

5. У лимона плод……

6. Плод земляники – это……

7. Плоды какого растения имеют шаровидную форму, оранжево-красную окраску, на верхушке которых остаются чашелистики…….

8. Однополые цветки на двух различных растениях тополя, крапивы, щавеля называются…..

9. Андроцей - это…..

10. Обоеполый цветок- это. .

11. Перечислите составные части пестика………

12. Раздельнолепесный венчик – это…

Вариант 2

2. Чашечка состоит из..

3. Околоцветник называется двойным, если..

4. Растение называется двудомным…..

5. Соцветие – это…..

6. Ложные сочные плоды…..

7. Андроцей – это:

8. Плоды сухие невскрывающиеся односемянные - это …….

9. Дайте определение однодомному растению…..

10. Перечислите составные части тычинки………..

11. Сроснолепесный венчик – это…

12. Однополый цветок- это.. ….

Ответы к биологическому диктанту

Ключ

1. Многоорешковые плоды у малины, костянки

2. Растение, семена которого богаты белкомфасоль

3. Определить плод у кориандра посевноговислоплодник

4. Какое соцветие у ландышарыхлая кисть

5. У лимона плодпомеранец

6. Плод земляники – этокостянка

7. Плоды какого растения имеют шаровидную форму, оранжево-красную окраску, на верхушке которых остаются чашелистикишиповник майский

8. Однополые цветки на двух различных растениях тополя, крапивы, щавеля называютсяоднодомные

9. Андроцей – этосовокупность тычинок, состоящие из тычиночной нити и пыльника, которая прикрепляется к нити при помощи связников.

10. Обоеполый цветок- это цветок, когда на одном экземпляре имеются и женские и мужские цветки.

11. Перечислите составные части пестика – завязь, столбик, рыльце

12. Раздельнолепесный венчик – это это венчик, когда все лепестки располагаются отдельно друг от друга.

Вариант 2

1. Цветок – это укороченный побег, развивающийся из цветочной почки

2. Чашечка состоит излисточков

3. Околоцветник называется двойным, если хорошо различается чашечка и венчик

4. Растение называется двудомнымкогдаразнополые цветки, находящиеся на одном и том же растение

5. Соцветие – этосовокупность мелких цветков, расположенных на осях лежанных листов

6. Ложные сочные плоды это плод шиповник, яблоко, померанец

7. Андроцей – этосовокупность тычинок

8. Плоды сухие невскрывающиеся односемянные – этозерновка, желудь, орех

9. Как называется цветок, в котором можно провести только одну ось симметрии?

10. К сухим раскрывающимся плодам относятся:

А. семянка, зерновка, орех

Б. костянка, ягода

В. крылатка, тыквина

Г. стручок, боб, коробочка

12. Сросшиеся в трубочку прилистники называются:

А. листовым влагалищем

Г. листовой пластинкой

13. Назовите лист конского каштана:

14. У какого семейства характерны листья с влагалищами:

15. К какому семейству относят горец перечный?

16. Какое жилкование у класса однодольных?

А. параллельнонервное, дугонервное

17. По формуле цветка определить семейство: * Ca Co A G

18. Какое семейство у горца змеиного?

19. По морфологическим признакам определить лекарственное растение: корень стержневой, стебли ветвистые, покрыты волосками, оранжевый млечный сок, околоцветник двойной, чашечка – 2, венчик – 4, тычинок много, пестик – 1, соцветие простой зонтик, плод коробочка:

А. одуванчик лекарственный

Б. чистотел большой

В. ревень тангутский

Г. мята перечная

20. В каком семействе двугубый венчик?

21. Какие бывают почки по характеру образования в природе?

В. листовые, цветочные

22. Для какого растения характерен ребристый стебель?

23. К какому видоизменению относят клубень?

24. Назовите лист, у которого расчленение листовой пластинки доходит до основания черешка?

25. Какое жилкование имеет лист дуба?

26. Форма венчика цветка одуванчика:

А. укороченной главной осью, наличием боковых осей и цветками на цветоножках

Б. удлиненной главной осью, наличием боковых осей и сидячими цветками

В. удлиненной главной осью, отсутствием боковых осей и сидячими цветками

Г. укороченной расширенной осью и сидячими цветками

28. Для растений семейства Solanaceae характерен плод:

А. ягода, коробочка

Б. костянка, померанец

В. стручок, стручочек

29. К сухим невскрывающимся плодам относится:

А. стручок, листовка, коробочка

Б. орех, семянка, зерновка

В. боб, стручочек

Г. тыквина, померанец

30. Какое соцветие у подорожника?

А. сложный колос

Б. простой колос

31. Определить растение семейства Papaveraceae

А. мята перечная

Б. горец змеиный

В. пастушья сумка

Г. чистотел большой

32. К какому семейству относятся ценные пищевые растения?

33. В каком семействе многие лекарственные растения содержат эфирные масла?

34. Какое соцветие у ландыша?

35. Определить плод у чистотела?

В. стручковидная коробочка

36. По формуле цветка определить семейство:

37. Какое листорасположение у семейства Lamiaceae?

38. Какие растения называются однодомными?

А. мужские цветки на одном растении

Б. женские цветки на одном растении

В. мужские и женские раздельнополые цветки на одном растении

Г. мужские и женские цветки раздельнополые цветки на разных растениях

39. Какие листья в семействе Fabaceae, подсемействе цезальпиниевые?

40. Определить семейство у адониса весеннего:

41. К метаморфозам побегов относятся:

А. корнеплоды, корнеклубни

Б. корневища, клубни

В. воздушные корни

Г. азотофиксирующие клубеньки

42. Тычинки состоят из:

Б. пыльника, тычиночной нити

43. Наличие на корнях клубеньков с азотофиксирующими бактериями, характерно для семейства:

44. Лист клена имеет жилкование:

45. Главными частями цветка являются:

В. тычинки, пестики

Г. цветоножка, цветоложе

46. Простой околоцветник состоит из:

А. чашечки и венчика

Б. только чашечки или венчика

В. чашечки, пестиков

Г. венчика, тычинок

47. Сложные листья с прилистниками типичными для растений семейства:

48. Для растений семейства Lamiaceae характерен стебель:

49. Наличие раструбов характерно для растений семейства:

В. главный, боковые

51. Соцветие простая кисть характеризуется:

А. удлиненной главной осью и сидячими цветками

Б. удлиненной главной осью, отсутствием боковых осей и цветками на цветоножках

В. удлиненной осью, отсутствием боковых осей и сидячими цветками

Г. расширенной главной осью с сидячими цветками

52. Для какого семейства характерна корзинка?

53. Форма венчика у семейства Fabaceae:

54. Листовая пластинка расчленена до центральной жилки, такой лист называется:

55. Какое соцветие у одуванчика?

56. Для растений семейства Brassicaceae характерен плод:

57. Какой стебель у семейства Poaceae?

58. Какое жилкование у ландыша?

59. Определить семейство по формуле цветка:

60. Какого семейства кукуруза?

61. Какие бывают почки по расположению на стебле?

Б. верхушечные, боковые

62. Укороченные побеги встречаются у …

Б. тюльпана, гиацинта

Г. яблони, тополя

63. Какое положение стебля в пространстве у тимьяна или чабреца?

64. Основная функция листьев?

А. поглощение воды

65. К какому видоизменению относят клубнелуковицу?

66. Какое жилкование имеет лист кукурузы?

67. Укажите нижнюю завязь у растений?

Б. наперстянка, львиный зев

В. горицвет, лютик, ветреница

Г. огурец, тыква, яблоко

68. Какой плод у красавки?

69. Определить растения из семейства Liliaceae:

А. ландыш, купена

В. ромашка, ноготки

70. К какому семейству относят календулу?

71. По формуле цветка определить семейство:

72. Какие растения называются двудольными?

А. мужские цветки на одном растении

Б. женские цветки на одном растении

В. мужские и женские раздельнополые цветки на одном растении

Г. мужские и женские раздельнополые цветки на разных растениях

73.Соцветие зонтик характеризуется:

А. удлиненной главной осью, отсутствием боковых осей и сидячими цвет­ками

Б. удлиненной главной осью, наличием боковых осей и цветками на цве­тоножках

В. укороченной главной осью, отсутствием боковых осей и цветками на цветоножках

Г. расширенной главной осью с сидячими цветками

74. Корзинка характерна для семейства?

75. Из какого семейства лекарственные растения: горец перечный, горец змеиный, ревень тангутский?

76. В каком семействе растения содержат млечный сок, а стебли и листья по­
крыты жесткими волосками?

77. У какого семейства плод стручочек?

78. Какое соцветие у аниса?

А. сложный колос

Б. сложная кисть

В. сложный зонтик

Г. сложный щиток

79. Какое семейство у пастушьей сумки?

80. У какого семейства чашечка опадает в начале цветения?

81.У какого растения встречаются воздушные корни?

82. Характер стебля у шалфея лекарственного?

83. К каким видоизменениям относят корневище ландыша?

84. Какое основание листа у щавеля?

85. Какой по форме и глубине расчленения лист у валерианы?

86. Как называется лист у шиповника?

Г. трижды перистосложный

87. Какое расположение листьев у одуванчика?

Г. прикорневая розетка

88. К каким видоизменениям относят колючки барбариса?

89. У какого растения нельзя провести ни одной плоскости симметрии?

90. Как называется соцветие у гладиолуса?

91. К какому соцветию относится развилина?

В. простому неопределенному

Г. сложному определенному

92. У какого семейства прилистники, срастаясь между собой, охватывают основание междоузлия, образуя раструб?

93. К какому семейству относят пустырник и мяту?

94. По формуле цветка определить семейство: * Са2+2 Со4 А2+4 G(2)

95. Какое соцветие у черемухи?

96. Какой стебель и листорасположение в семействе Lamiасеае?

А. стебель округлый с очередным листорасположением

Б. стебель четырехгранный с накрест-супротивным листорасположением

В. стебель сплюснутый с мутовчатым листорасположением

Г. стебель ребристый

97. К какому семейству относится чистотел большой?

98. По цветку определить семейство: обоеполый, правильный, чашечка и вен­чик свободные по 4, тычинок 6, пестик 1, соцветие: кисть, метелка.

99. По морфологическим признакам определить семейство: стебель ребристый полый, листья простые рассеченные, имеются стеблеобъемлющие влагалища, цветок 5-мерный, обоеполый, плод вислоплодник.

100. Тип плода у Fаbасеае?
А. зерновка

101. Какая корневая система у кукурузы?

102. Характер стебля у шиповника

103. Как называется укороченный стебель у луковицы?

104. Какое основание листа у липы?
А. клиновидное

В. копьевидное
Г. сердцевидное

105. Какой по форме и глубине расчленения лист дуба?

106. Как называется лист у гороха?

Г. дважды перистосложный

107. Какое листорасположение у можжевельника обыкновенного,

Г. прикорневая розетка

108. К каким видоизменениям относят колючки боярышника?

109. У какого растения неправильный венчик?

110. Как называется соцветие у незабудки?

111.Сложный зонтик характерен для семейства:

112. По формуле цветка определить семейство:

113. По морфологическим признакам определить лекарственное растение. Ко­рень - стержневой; нижние листья - прикорневые, черешковые, неперистораздельные, стеблевые сидячие, ланцетные; цветки - мелкие, белые; соцве­тие - кисть; плод - двугнездный, стручочек.

А. чистотел большой

Б. пастушья сумка

В. горец перечный

Г. пустырник сердечный

114. Какое соцветие у рябины?

А. сложный щиток

Б. сложный зонтик

В. простой щиток

Г. сложная кисть

115. По цветку определить семейство. Цветок неправильный; чашечка срост­нолистная из 5 чашелистиков; венчик двугубый, срастается из 5 лепестков, образуя верхнюю и нижнюю губу; тычинок - 4, пестик - 1; завязь верхняя, 4-х гнездная; плод - орешек.

116. К какому семейству относится ревень?

117. Метелка встречается у растений:

118. По цветку определить семейство Ро1уgоnасеае?

А. цветки мелкие, обоеполые, правильные; чашелистиков нет; венчик от 3-6 лепестков;

тычинок 3-9, пестик 1, плод - орешек

Б. цветки с правильным двойным околоцветником; чашечка из 2-4 чашелистиков; венчик

состоит из 4 лепестков; тычинок 4, пестик 1, плод - коробочка

В. цветки обоеполые, правильные, чашечка и венчик по 4, тычинок 6, пестик 1, плод - стручок

Г. цветки простые, правильные; чашелистиков 5, венчиков 6, пестик 1,
плод – коробочка

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник, Суматохин Просвещение 2020

Существует три вида корней у растений: главные, боковые и придаточные.

№ 2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Корень – это один из органов у высших растений, который находится, как правило, под землей и выполняет целый ряд важнейших функций.

Ризоиды – это тонкие выросты, которые, по сути, заменяют корни у растений низшего порядка: грибов, мхов, лишайников и некоторых видов водорослей.

Для сравнения самые элементарные ризоиды образованы только одной вытянутой клеткой, которая отходит от основания. В более развитых случаях внешне они могут напоминать уменьшенный ветвящийся корень. Однако твердый стержень, как и ткани, у ризоидов всегда отсутствуют, а по строению они однородны.

По функциям ризоиды отвечают только за крепление растения в почве и его питание. Корни же, кроме этих функций, служат еще и для накапливания, и для синтеза полезных веществ.

Стр. 165. Вопросы после параграфа

№ 1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

Развитие корневой системы растений во многом зависимо от условий, в которых они произрастают. Хорошо развитая корневая система является результатом хорошего структурирования почвы, потому что растения не только в ней удерживаются, но и из нее получают достаточное количество воды, органических веществ и минеральных солей.

Например, у растений, которые растут в тундре, и-за низких температур, корни располагаются сразу у поверхностей. У сосен и многих хвойных растений, которые растут на болотах и во влажных местностях, корневая система также поверхностная. У таких же растений, но растущих на песчаных территориях, корни уходят на значительную глубину. У пшеницы, которая растет на хорошо орошаемых полях, корни вырастают в длину всего лишь 50 см, но по структуре разветвленные. У пшеницы, растущей на сухих полях, коревая система скудная, длина корней достигает 2,5 метров. Соответственно, и растения, обитающие в сухих пустынях, отличаются длинными корнями, поскольку грунтовые воды на таких местностях находятся очень глубоко.

№ 2. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

Корни являются важной частью любого растения, однако, у всех у них они разные по своему внешнему виду. Например, у моркови корни называют корнеплодами. В них содержится запас питательных веществ. У георгины – клубнекорень или корневой клубень, который образуется в результате скопления и запасания питательных веществ в боковых корнях. У плюща – прицепки, расположенные на стебле и помогающие растению расти к солнцу, плетясь по какой-либо поверхности. У орхидеи – воздушные корни, свисающие с веток, благодаря которым растение может расти даже в очень увлажненных местах, присасываясь к почве и прочно удерживаясь в ней.

№ 3. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды? Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

Формирование корнеплода характерно для двулетних растений из семейства маревые (свекла), капустные (брюква, репа), зонтичные (петрушка, пастернак, морковь) и астровые (цикорий). Чуть реже корнеплоды формируются у однолетних растений, например, у редиса, и у многолетних – катран (семейство Капустные).

Двулетним растениям корнеплоды нужны для накопления и запаса питательных веществ, которые они будут использовать для роста в течение второго года жизни. Потому что в дикой природе на первом году у них вырастает надземная часть, которая к зиме отмирает, а подземная зимует в виде корнеплода. На втором году жизни такие растения расцветают и дают семена.

№ 4. Чем отличаются корневые клубни от корнеплодов? В чём их сходство?

Отличий между корневыми клубнями и корнеплодами несколько. Во-первых, корневые клубни – это толщенные запасающие придаточные корни, так как корнеплоды – утолщенные запасающие главные корни. Во-вторых, корневые клубни являются пригодными для вегетативного размножения растений, а вот корнеплоды – нет.

Сходство корневых клубней и корнеплодов в том, что они являются видоизменёнными корнями и служат местом накопления запасов питательных веществ, необходимых растению для роста и развития.

Стр. 165. Подумайте

С чем связаны видоизменения корней?

Видоизменения корней у растений связаны, прежде всего, с выполнением ими особых функций и приспособлением к новым условиям среды их существования. В результате этого значительно меняется их строение. Например, в период отложения веществ в главном корне происходит его видоизменение – форма становится клубневидной, конусовидной или репчатой формы. Из-за этого такой корень называется корнеплодом и встречается у свеклы, репы, моркови, редьки и т.д.

У некоторых растений, например, у георгин, орхидей или земляных орешков, питательные вещества запасаются в боковых и придаточных корнях, за счет чего образуются корневые клубни. Они служат не только для комфортной перезимовки корня растения, но также и для его вегетативного размножения.

Кроме этого различают и такие видоизменения корней, как воздушные корни (у многих тропических растений), корни-присоски (у растений-паразитов), втягивающие корни у луковичных и корневищных растений. Все они прямо связаны с выполнением такой дополнительной функции, как накопление запасных веществ – крахмала, сахаров и прочих элементов. При этом корни могут становиться мясистыми, толстыми, разросшимися.

Читайте также: