У мхов взрослое растение фотосинтезирует имеет диплоидный набор хромосом

Обновлено: 08.07.2024

Важно не забыть, что у животных при образовании гамет происходит сначала митоз, а потом мейоз. У растений наоборот, сначала мейоз, а потом митоз. При спорогенезе у растений из диплоидных клеток образуются гаплоидные клетки, которые потом делятся митозом

№1 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для гамет и спор рас­те­ния мха ку­куш­ки­на льна? Объ­яс­ни­те, из каких кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния они об­ра­зу­ют­ся.

Га­ме­ты мха ку­куш­ки­на льна об­ра­зу­ют­ся на га­ме­то­фи­тах из га­п­ло­ид­ной клет­ки путём ми­то­за. Набор хро­мо­сом у гамет оди­нар­ный — n.

Споры мха ку­куш­ки­на льна об­ра­зу­ют­ся на ди­пло­ид­ном спо­ро­фи­те в спо­ран­ги­ях путём мей­о­за из ди­пло­ид­ных кле­ток. Набор хро­мо­сом у спор оди­нар­ный — n

№2 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для га­ме­то­фи­та и гамет мха сфаг­ну­ма? Объ­яс­ни­те из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки?

1) Га­ме­то­фит и га­ме­ты сфаг­ну­ма га­п­ло­ид­ны, и набор хро­мом, и ко­ли­че­ство ДНК в клет­ках от­ве­ча­ют фор­му­ле nc.

2) Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры, ко­то­рая об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из тка­ней спо­ро­фи­та.

3) Спора де­лит­ся ми­то­зом, об­ра­зуя га­ме­то­фит.

№3 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для споры, га­ме­то­фи­та и спо­ро­фи­та мха ку­куш­кин лён? Из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти ста­дии раз­ви­тия мха?

1) Спора и га­ме­то­фит мха со­дер­жат га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом, а спо­ро­фит ди­пло­и­ден.

2) Спора об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из спо­ро­нос­ных кле­ток спо­ро­фи­та,

а га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры путём ми­то­за.

3) Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся после опло­до­тво­ре­ния из зи­го­ты путём ми­то­за.

№4. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для гамет и спор рас­те­ния плауна булавовидного? Объ­яс­ни­те, из каких кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния они об­ра­зу­ют­ся.

Га­ме­ты плауна об­ра­зу­ют­ся на га­ме­то­фи­тах ( заростках) из га­п­ло­ид­ной клет­ки путём ми­то­за. Набор хро­мо­сом у гамет оди­нар­ный — n.

Споры мха плауна об­ра­зу­ют­ся на ди­пло­ид­ном спо­ро­фи­те (взрослое растение) в спо­роносных колосках путём мей­о­за из ди­пло­ид­ных кле­ток. Набор хро­мо­сом у спор оди­нар­ный — n

№5. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для га­ме­то­фи­та и гамет папоротника? Объ­яс­ни­те из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки?

1) Га­ме­то­фит (заросток) и га­ме­ты папоротника га­п­ло­ид­ны, и набор хро­мом, и ко­ли­че­ство ДНК в клет­ках от­ве­ча­ют фор­му­ле nc.

2) Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры, ко­то­рая об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из тка­ней спо­ро­фи­та ( взрослого растения)

3) Спора де­лит­ся ми­то­зом, об­ра­зуя при прорастании га­ме­то­фит.

№6. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для споры, га­ме­то­фи­та и спо­ро­фи­та хвоща? Из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти ста­дии раз­ви­тия мха?

1) Спора и га­ме­то­фит (заросток) хвоща со­дер­жат га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом, а спо­ро­фит ( взрослое растение) ди­пло­и­ден.

2) Спора об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из кле­ток спороносного колоска спо­ро­фи­та,а га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры путём ми­то­за.

3) Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся после опло­до­тво­ре­ния из зи­го­ты путём ми­то­за.

№7 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для кле­ток мя­ко­ти иго­лок и спер­ми­ев сосны? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки

1) в клет­ках иго­лок сосны набор хро­мо­сом – 2n; в спер­ми­ях сосны – n;

2) взрос­лое рас­те­ние сосны раз­ви­ва­ет­ся из зи­го­ты (2n);

3) спер­мии сосны раз­ви­ва­ют­ся из га­п­ло­ид­ных мик­ро­спор (n) путём ми­то­за

№8 Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток — n;

2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры;

3) хромосомный набор спермиев — n;

4) спермии образуются из генеративной клетки путём митоза

№9 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ядер кле­ток эпи­дер­ми­са листа и вось­ми­ядер­но­го за­ро­ды­ше­во­го мешка се­мя­за­чат­ка цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

1. Эпи­дер­мис листа имеет ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Взрос­лое рас­те­ние яв­ля­ет­ся спо­ро­фи­том.

2. Все клет­ки за­ро­ды­ше­во­го мешка га­п­ло­ид­ны, но в цен­тре на­хо­дит­ся ди­пло­ид­ное ядро(об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те сли­я­ния двух ядер) — это уже не вось­ми­ядер­ный, а се­ми­кле­точ­ный за­ро­ды­ше­вый мешок. Это га­ме­то­фит.

3. Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся из кле­ток за­ро­ды­ша се­ме­ни путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния. Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния из га­п­ло­ид­ной споры.

№10. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ве­ге­та­тив­ной, ге­не­ра­тив­ной кле­ток и спер­ми­ев пыль­це­во­го зерна цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

1) набор хро­мо­сом ве­ге­та­тив­ной и ге­не­ра­тив­ной кле­ток — n;

2) ве­ге­та­тив­ная и ге­не­ра­тив­ная клет­ки пыль­цы об­ра­зу­ют­ся путём ми­то­за при про­рас­та­нии га­п­ло­ид­ной споры;

1. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Споры образуются при мейотическом делении диплоидной материнской клетки спор. Споры гаплоидные. Гаметы образуются на гаметофите путем митоза. Гаметы гаплоидные.

2. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке (спорогона) у мха кукушкина льна? Объясните, в результате какого деления и из каких исходных клеток образуются эти органы.

1) Клетки листьев - это часть гаметофита. Гаметофит образуется из споры путем митоза. Спора, а следовательно и гаметофит, имеют одинарный набор хромосом.
2) Коробочка на ножке - это спорофит. Он образуется из зиготы путем митоза. Зигота, а следовательно и спорофит, имеют двойной набор хромосом.

3. Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуек мужской шишки и микроспоры ели? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) в клетках чешуек мужских шишек набор хромосом – 2n (диплоидный), в микроспоре – n (гаплоидный);
2) мужские шишки развиваются из клеток спорофита путем митоза;
3) микроспоры образуются из клеток спорангия в мужских шишках в результате мейоза

4. Какой хромосомный набор характерен для клеток спорофита и клеток заростка папоротника? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) Клетки спорофита папоротника диплоидные (2n), образуются из диплоидной зиготы митозом.
2) Клетки заростка гаплоидные (n), образуются из гаплоидной споры митозом.

5. Какой хромосомный набор характерен для яйцеклетки и спермия цветкового растения? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) хромосомный набор яйцеклетки и спермия гаплоидный (n);
2) яйцеклетка образуется в результате митоза гаплоидной мегаспоры, спермий – в результате митоза гаплоидной генеративной клетки.

6. У зеленой водоросли улотрикса преобладающим поколением является гаметофит. Какой хромосомный набор имеют клетки взрослого организма и спорофита? Объясните, чем представлен спорофит, из каких исходных клеток и в результате какого процесса образуются взрослый организм и спорофит.

1) хромосомный набор в клетках взрослого организма – n (гаплоидный), спорофита – 2n (диплоидный);
2) взрослый организм образуется из гаплоидной споры путем митоза;
3) спорофит – это зигота, образуется при слиянии гамет в процессе оплодотворения

7. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

1) клетки пыльцевого зерна имеют одинарный набор хромосом (n), образуются из гаплоидной споры митозом;
2) спермии сосны имеют одинарный набор хромосом (n), развиваются из генеративной клетки пыльцевого зерна митозом

8. Какой хромосомный набор характерен для клеток взрослого растения и споры сфагнума? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) хромосомный набор в клетках взрослого растения сфагнума гаплоидный (n);
2) хромосомный набор споры гаплоидный (n);
3) клетки взрослого растения образуются из гаплоидной споры при делении митозом;
4) спора образуется при делении мейозом клеток спорангия

9. Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени, яйцеклетки и корня цветкового растения? Ответ поясните.

1) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом, он образуется при слиянии двух ядер центральной клетки (2n) и одного спермия (n);
2) в яйцеклетке гаплоидный набор хромосом (n), так как яйцеклетка образуется при делении митозом гаплоидной мегаспоры;
3) клетки корня имеют диплоидный набор хромосом (2n), как и все соматические клетки цветкового растения

10. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

1) хромосомный набор споры – гаплоидный (n), споры образуются из диплоидной зиготы путем мейоза;
2) хромосомный набор гамет – гаплоидный (n), гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путем митоза

11. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток гаплоидный (n), они образуются путем митоза при прорастании гаплоидной споры;
2) хромосомный набор спермиев гаплоидный (n), они образуются из генеративной клетки путем митоза

12. Какой хромосомный набор содержат клетки зародыша и эндосперма семени диплоидного цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) Клетки зародыша имеют диплоидный набор хромосом. Они получились из зиготы путем митоза.
2) Клетки эндосперма имеют триплоидный набор хромосом. Они получились путем митоза из клетки, образовавшейся при слиянии центральной диплоидной клетки и спермия.

13. Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуй женских шишек и макроспоры (женской споры) ели? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются клетки шишки и макроспора ели.

1) в клетках чешуй женских шишек диплоидный набор хромосом – 2n;
2) в макроспоре гаплоидный набор хромосом – n;
3) женские шишки развиваются из зиготы (диплоидных клеток спорофита, взрослого растения) в результате митоза;
4) макроспора образуется из клетки (спорогенной клетки) семязачатка в женской шишке в результате мейоза

14. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и спор папоротника? Объясните, из какой исходной клетки и в результате какого деления формируются клетки этих органов.

1) в клетках листа папоротника диплоидный набор хромосом – 2n;
2) лист папоротника развивается из зиготы (зародыша) путем митоза
3) в споре папоротника гаплоидный набор хромосом – n;
4) споры образуются из клеток спорангия в результате редукционного деления (мейоза)

15. В чем различие строения семени и споры у цветковых растений? Укажите, что развивается из споры и семени в жизненном цикле этих растений.

1) спора – одна клетка, а семя – многоклеточная структура (орган), состоящая из семенной кожуры, зародыша и эндосперма;
2) из спор образуются женский и мужской гаметофиты (зародышевый мешок и пыльцевое зерно);
3) из семени развивается новое растение (спорофит).

16. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и клеток корневища щитовника мужского? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) клетки заростка папоротника имеют n (гаплоидный) набор хромосом;
2) заросток – гаметофит, развивается из гаплоидной споры в результате деления митозом;
3) клетки корневища папоротника имеют 2n (диплоидный) набор хромосом;
4) корневище (как и все взрослое растение) развивается из диплоидной зиготы (клеток зародыша) в результате деления митозом.

17. Определите число хромосом (n) и число молекул ДНК (с) в заростке папоротника перед началом образования сперматозоидов и перед первым делением зиготы. Ответ обоснуйте.

1) число хромосом перед началом образования сперматозоидов (митозом) – n, число молекул ДНК – 2c;
2) это наблюдается потому, что заросток (гаметофит) гаплоидный, а число молекул ДНК перед делением удваивается;
3) число хромосом перед первым делением зиготы – 2n, число молекул ДНК – 4c;
4) это наблюдается потому, что зигота диплоидна, а число молекул ДНК перед делением удваивается.

18. Определите число хромосом (n) и число молекул ДНК (с) при формировании пыльцевого зерна сосны перед началом деления материнской клетки микроспор и каждой клетки тетрады микроспор. Ответ обоснуйте.

1) число хромосом перед началом деления материнской клетки микроспор – 2n, число молекул ДНК – 4с;
2) это наблюдается потому, что клетка относится к спорофиту (диплоидна), а число молекул ДНК перед делением удваивается;
3) число хромосом в каждой клетке тетрады микроспор – n, число молекул ДНК – с;
4) это наблюдается потому, что тетрада микроспор образуется из диплоидной материнской клетки микроспор в результате мейоза.

19. Определите число хромосом (n) и число молекул ДНК (с) при образовании споры кукушкина льна в начале деления спорогония и после первого деления. Ответ обоснуйте.

1) число хромосом перед началом деления спорогония – 2n, число молекул ДНК – 4с;
2) это наблюдается потому, что спорогоний относится к спорофиту (диплоиден), а число молекул ДНК перед делением удваивается;
3) число хромосом после первого деления спорогония (мейозом) – n, число молекул ДНК – 2с;
4) это наблюдается потому, что спорогоний делится мейозом, после первого (редукционного) деления число хромосом и число молекул ДНК уменьшается вдвое, хромосомы двухроматидные.

20. Какой хромосомный набор (n) характерен для макроспоры, из которой в дальнейшем формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются макроспора и яйцеклетка.

1) набор хромосом макроспоры гаплоидный – n;
2) макроспора образуется из диплоидной клетки (материнской клетки макроспоры) семязачатка (макроспорангия) путем мейоза;
3) набор хромосом яйцеклетки тоже гаплоидный – n;
4) яйцеклетка образуется из гаплоидной макроспоры путем митоза.

21. Какой хромосомный набор (n) характерен для гамет (яйцеклетки и сперматозоидов) и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) набор хромосом в гаметах гаплоидный – n;
2) гаметы образуются из гаплоидных клеток заростка (гаметофита) в результате митоза;
3) набор хромосом в спорах также гаплоидный – n;
4) споры образуются из диплоидных клеток спорангия в результате мейоза.

22. Какие клетки и каким способом деления образуются в тычинках покрытосеменных растений из материнских клеток спор? Каким клеткам и в результате какого деления дают начало образовавшиеся клетки?

1) Из материнских клеток спор пыльцевого мешка образуются микроспоры.
2) Они образуются путём мейоза
3) Они дают начало мужским гаметофитам — пыльцевым зёрнам, образующимся в результате митоза микроспор.

23. Какими способами деления, и в каких органах растения образуются споры мха Кукушкин лён и его гаметы. В результате какого процесса образуется спорофит мха?

1) Споры мха кукушкин лён образуются в результате мейоза материнских клеток спорангия.
2) Гаметы образуются на гаметофитах в антеридиях и архегониях путём митоза.
3) Спорофит образуется в результате оплодотворения яйцеклетки на женском растении мха.

24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Процесс формирования половых клеток у цветковых растений подразделяется на два этапа — спорогенез и гаметогенез. (2) Споры образуются у растений путём митотического деления материнских клеток спор. (3) Процесс образования микроспор или пыльцевых зерен у растений называют микроспорогенезом, а процесс образования мегаспор — макроспорогенезом. (4) Из микроспоры в результате мейоза образуются вегетативное и генеративное ядра. (5) Генеративное ядро делится митозом и образует два спермия. (6) Макроспора в результате двойного митотического деления образует восьмиядерный зародышевый мешок. (7) Зародышевый мешок — это женский гаметофит цветкового растения.

2) Споры растений образуются путём мейоза.
4) Вегетативное и генеративное ядра образуются в результате митотического деления микроспоры.
6) Из макроспоры образуется зародышевый мешок в результате трёх митотических делений.

25. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Из каких исходных клеток развиваются взрослые особи и гаметы? В результате какого деления формируются гаметы?

1) хромосомный набор взрослого организма – n (гаплоидный);
2) хромосомный набор гамет – n (гаплоидный);
3) взрослый организм развивается из гаплоидной споры;
4) гаметы образуются из клетки взрослого организма;
5) гаметы образуются путём митоза

26. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры и спермия цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) клетки микроспоры имеют гаплоидный набор (n);
2) клетки спермия имеют гаплоидный набор хромосом (n);
3) микроспора образуется из диплоидных клеток спорангия (клеток спорогенной ткани);
4) микроспора образуется в результате мейоза;
5) спермий образуется из генеративной клетки пыльцевого зерна (споры);
6) спермий образуется в результате митоза



27. Все представленные на рисунках 1–4 объекты относятся к одной стадии жизненных циклов растений различных отделов. Как называют эту стадию?



28. Какие клетки в схеме размножения улотрикса обозначены цифрами 1, 2, 3? Какой набор хромосом они имеют, из каких клеток и в результате какого процесса они образуются?

1) цифрой 1 обозначен гаметофит – взрослое растение, имеет гаплоидный набор хромосом, образуется из спор путем митотических делений;
2) цифрой 2 обозначена зигота, она диплоидна, образуется при слиянии гамет;
3) цифрой 3 образуются гаметы, они гаплоидны, образуются в результате митоза на гаметофите



29. Рассмотрите рисунок жизненного цикла хламидомонады и укажите названия стадий, обозначенных цифрами 1 и 2. В результате какого деления образовались клетки, обозначенные цифрой 1? Чем представлены гаметофит и спорофит этой зеленой водоросли?

1) 1 – стадия бесполого размножения, 2 – стадия зиготы
2) Клетки, обозначенные цифрой 1 (споры), образовались в результате мейоза
3) У хламидомонады гаметофитом является само растение, а спорофитом является зигота

30. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) в клетках зародыша набор хромосом – 2n (диплоидный), в спорах – n (гаплоидный);
2) зародыш развивается из зиготы в результате митоза;
3) споры образуются из клеток спорангия в результате мейоза

31. Какой хромосомный набор характерен для клеток спорогона (коробочки на ножке) и спор сфагнума? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) в клетках спорогона (коробочке на ножке) диплоидный набор хромосом (2n);
2) в спорах сфагнума гаплоидный набор хромосом (n);
3) спорогон (коробочка на ножке) развивается из зиготы;
4) клетки спорогона развиваются в результате митоза;
5) споры развиваются из клеток спорогенной ткани (спорангия, спорофита);
6) споры образуются в результате мейоза

При половом размножении постоянно создаются новые комбинации генов, что увеличивает генетическое разнообразие потомства и, соответственно, шансы приспособиться к меняющимся условиям среды. Создание новых комбинаций генов происходит в процессе мейоза. Мейоз имеет место в ходе образования гаплоидных клеток — спор или гамет. При этом хромосомы, доставшиеся организму от матери и отца, перестают существовать как целое — в результате кроссинговера образуются новые варианты хромосом, скомбинированные из отцовских и материнских. Таким образом, хромосомы детей, как правило, не идентичны хромосомам родителей — они содержат другие комбинации аллелей (вариантов генов).

В ходе мейоза происходит редукция хромосомного набора — образование из диплоидной клетки 4 гаплоидных клеток (n), у которых каждая хромосома представлена уже не парой гомологов, а 1 хромосомой. У человека путем мейоза образуются половые клетки (гаметы), каждая из них несет 23 хромосомы.

Диплоидность клеток в жизненном цикле восстанавливается при оплодотворении — слиянии гамет. При этом объединяются два разных хромосомных набора из двух разных геномов (генома матери и генома отца).


У других организмов соотношение диплоидной и гаплоидной фаз цикла может быть разным. Разные организмы демонстрируют большое разнообразие жизненных циклов, однако во всех них можно выделить диплоидную фазу, или диплофазу — от оплодотворения до мейоза — и гаплоидную фазу, или гаплофазу — от мейоза до следующего оплодотворения.


Например, у животных (слева) гаплоидны только гаметы, у растений (посередине) есть диплоидное поколение (спорофит) и гаплоидное поколение (гаметофит), а у многих одноклеточных преобладает гаплоидная фаза, а зигота после оплодотворения делится мейозом, в результате чего снова получаются гаплоидные клетки.

Соотношение гаплоидной и диплоидной стадии в жизненном цикле разных организмов может быть разным. Как мы уже видели, у животных единственной стадией является диплоидная, а гаплоидны только гаметы. У некоторых организмов, наоборот, единственной стадией является гаплоидная, а диплоидна только зигота, которая сразу после полового процесса вступает в мейоз. Такую ситуацию мы можем наблюдать, например, у хламидомонады. У большинства растений обе фазы представлены. У мхов привычные нам зеленые растения являются гаплоидными. На них формируются органы полового размножения: антеридии, в которых образуются сперматозоиды, и архегонии, в каждом из которых имеется одна яйцеклетка. Образующиеся гаметы после оплодотворения дают диплоидную стадию, которая развивается непосредственно на гаплоидной. Она представляет собой тонкую длинную нить с расширением на конце. Она коричневого цвета, т. к. не содержит хлорофилла, неспособна к фотосинтезу и живет за счет гаплоидной части растения. Внутри расширения, называемого коробочкой, множество клеток делится мейозом, образуя гаплоидные споры. Споры дают начало зеленым гаплоидным растениям. Таким образом, основной стадией у мхов является гаплоидная.

Основная жизненная стадия у папоротникообразных — диплоидная. На листьях папоротников или в специальных структурах у хвощей и плаунов образуются спорангии, в которых в результате мейоза формируются мелкие одноклеточные споры. Разлетаясь и попадая в подходящие условия, они дают начало гаплоидной стадии — заростку. На заростках образуются антеридии и архегонии, формируются гаметы, происходит оплодотворение, и из зиготы развивается диплоидное растение. У семенных растений самостоятельной гаплоидной стадии не существует, она представлена группами клеток, развивающихся в специальных органах диплоидных родительских организмов. Некоторое время отдельно существует только мужской гаметофит в виде пыльцевого зерна, но в нем в это время не происходит заметных процессов жизнедеятельности. После оплодотворения из зиготы новый диплоидный организм первые этапы развития также проходит внутри материнского организма.

Систематическое положение

Высшие споровые растения

Отдел: моховидные, или настоящие мхи

Класс: листостебельные, или настоящие, мхи

Класс: сфагновые мхи

Отдел: печеночные мхи

Отдел: антоцеротовые мхи

Бриология — наука о моховидных.

Основная характеристика отдела Моховидные

  1. Небольшие размеры.
  2. Влажные местообитания.
  3. Отсутствие корней, есть ризоиды.
  4. Отсутствие проводящей ткани.
  5. Для полового размножения необходимо присутствие капельножидкой влаги для передвижения сперматозоидов.
  6. В жизненном цикле чередование поколений с преобладанием гаплоидного гаметофита (!).

Отдел Моховидные

КЛАСС ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕ МХИ

Кукушкин лен (Рис. 1)


Широко распространен во влажных лесах умеренной зоны. Его коричневатый стебель, достигающий в длину 30 см, содержит мертвые вытянутые клетки, выполняющие функцию проведения и накопления воды. Простые листочки состоят из нескольких слоев зеленых клеток и не имеют жилок. В нижней части стебля молодого мха образуются одноклеточные выросты — ризоиды, выполняющие функцию поглощения воды и минеральных солей. Обычно кукушкин лен растет в виде куртин, в которых содержится несколько сотен особей. Зеленые растения мха — это гаплоидная стадия, или гаметофит. Мох кукушкин лен — раздельнополое, или двудомное, растение. На верхушке одних растений формируются женские органы, называемые архегониями (рис. 2).


Каждый архегоний содержит одну яйцеклетку. На мужских растениях развиваются антеридии — органы, представляющие собой мешочки, в которых образуются сперматозоиды. Так как растение гаплоидное, образование гамет не требует мейоза. Для оплодотворения мху нужна вода, по которой сперматозоиды могли бы переплыть на женское растение и проникнуть в архегоний. Для этого бывает достаточно дождя или обильной росы, капли которой лягут на верхушки растений. После оплодотворения из образовавшейся зиготы развивается диплоидный спорофит. Он растет на гаплоидном зеленом растении и использует образованные им вещества. Сам он не содержит хлорофилла и не фотосинтезирует. Он имеет вид длинной коричневой нити, называемой ножкой. Одним концом она прикреплена к верхушке гаметофита, а на другом образуется расширение, являющееся спорангием. В этом расширении формируются материнские клетки спор, которые делятся мейозом, образуя множество одноклеточных спор. Зрелый спорангий состоит из коробочки и крышечки. Крышечка отрывается, и споры высыпаются и разносятся ветром на большие расстояния. Из спор, попавших во влажное освещенное место, вырастает тонкая ветвящаяся нить (протонема). На ее концах формируются почки, дающие начало новым гаплоидным растениям.

КЛАСС СФАГНОВЫЕ МХИ

Мох Сфагнум

Важной группой мхов являются сфагновые мхи (рис. 3). Они широко распространены и образуют так называемые сфагновые, или верховые, болота. Верхушки сфагнума имеют светло-зеленые листочки. По мере роста мха нижняя его часть оказывается под толщей более молодых листочков, отмирает и начинает разлагаться. Ткани мха содержат карболовую кислоту, которая имеет мощное бактерицидное действие. Разложение мха происходит без доступа воздуха и в условиях почти полного отсутствия микроорганизмов. Мох практически не гниет и превращается в торф. Торф, как губка, удерживает влагу, происходит заболачивание лесов.


Сфагнум не имеет ризоидов. Он впитывает воду всей своей поверхностью. Мелкие светло-зеленые листья, покрывающие стебель и ветви, состоят из клеток двух хорошо различимых под микроскопом типов. Узкие зеленые фотосинтезирующие клетки образуют сетчатую структуру, в которой происходит движение органических веществ. Между ними находятся крупные прозрачные мертвые клетки, от которых остались только оболочки (рис. 4). Эти клетки служат резервуаром для воды. Через поры в их клеточных стенках происходит пополнение запасов воды из окружающего воздуха.


Сфагнум — однодомное растение. Архегонии (женские органы полового размножения) и антеридии (мужские органы полового размножения) располагаются на одном растении. Сперматозоиды (n) по каплям воды достигают яйцеклеток (n), происходит оплодотворение. Образуется зигота (2n), из которой вырастает спорангий. Там происходит мейоз и образуются гаплоидные (n) споры, дающие начала тонкой нити-предростку — протонеме (n). На ней образуется почка, прорастающая в новый гаметофит (n).

ОТРЯД ПЕЧЕНОЧНЫЕ МХИ

Небольшие нежные растения, тело которых представлено чаще всего слоевищем в виде пластинки неправильной формы. У некоторых слоевище несет чешуйки, соответствующие листьям. Есть многочисленные ризоиды. Протонема развита слабо.

Размножение половое (подобно другим мхам) и бесполое (с помощью особых почек).

Распространенный представитель печеночных мхов — маршанция (рис. 5).


ОТРЯД АНТОЦЕРОТОВЫЕ МХИ (РИС. 6)

Распространены большей частью в тропиках.

Спорофиты (спорогонии) рогообразной формы.

В основании ножки спорангия находится меристема, поэтому ножка постоянно растет. Образование и созревание спор происходит продолжительное время.

Большинство однодомны. Перекрестное опыление (женские и мужские гаметофиты созревают в разное время).

Значение мхов

  1. Образование торфа.
  2. Водный запас экосистем.
  3. Виды, образующие экосистемы.
  4. Содержат антибиотики.

Систематическое положение

Высшие споровые растения

Общая характеристика Папоротникообразных

  1. Возникли в девоне. Биологического расцвета достигли в карбоне, став основной лесообразующей группой. Остатки лесов образовали обширные залежи каменного угля.
  2. Наибольшее количество видов в тропической зоне.
  3. Предпочитают влажные местообитания, т. к. мужские гаметы подвижны, и влага нужна для передвижения сперматозоида к яйцеклетке.
  4. Есть ткани и органы.
  5. В жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит.
  6. Размножение половое и бесполое (спорообразование).
  7. Органы полового размножения многоклеточные.

Отдел Папоротниковидные

В настоящее время отдел насчитывает примерно 12 000 видов.

Жизненные формы: травы, деревья (рис. 1) и лианы (несколько тропических видов). Есть водные формы (сальвиния плавающая (рис. 2)).



Листья могут быть дифференцированы на стерильные и фертильные (ужовник (рис. 4)), или выполнять одновременно обе функции (большинство папоротников (рис. 5)). У страусника фертильные листья не фотосинтезируют (рис. 6).




Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5

Большинство папоротников имеют подземное корневище и хорошо развитые придаточные корни (рис. 7).



Жизненный цикл папоротников включает чередование гаплоидного гаметофита и диплоидного спорофита с преобладанием спорофита. В жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого размножения (рис. 8).


При бесполом размножении на нижней стороне листа образуются парные выросты —сорусы (рис. 9). Сорус представляет собой ножку и покрывальце, закрывающее снизу шаровидные спорангии (рис. 10), отходящие от основания ножки. В спорангиях формируются материнские клетки спор, которые делятся мейозом с образованием гаплоидных клеток, становящихся спорами. В сухую погоду края покрывальца отгибаются, а оболочка спорангия лопается из-за неравномерного утолщения стенок образующих ее клеток.



Из спор, попавших во влажное освещенное место, развивается гаплоидный гаметофит папоротника — заросток — в виде сердцевидной пластинки с многочисленными ризоидами. На его нижней стороне образуются антеридии со сперматозоидами и архегонии с яйцеклетками. Так же как и мхам, папоротникам для оплодотворения нужна вода. По ней многожгутиковые сперматозоиды папоротника плывут к архегониям. Там сперматозоиды сливаются с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу. Из нее вырастает новое диплоидное растение.

В лесах умеренной зоны наиболее часто встречаются щитовник мужской, кочедыжник женский, орляк.

Отдел плауновидные

  1. Побег стелющийся, дихотомически ветвящийся.
  2. Листочки (филлоиды) мелкие простые с одной центральной жилкой.
  3. Размножение половое и бесполое (спорообразование).
  4. В жизненном цикле преобладает диплоидный спорофит.

Представителем плаунов, часто встречающихся в нашей стране, является плаун булавовидный (рис. 11).


В жизненном цикле плаунов, как и всех папоротникообразных, происходит чередование полового и бесполого размножения (рис. 12). На концах побегов плауна образуются прямостоячие спороносные колоски — стробилы. Спороносные колоски покрыты видоизмененными чешуевидными листочками — спорофиллами — на которых образуются спорангии. В спорангиях в результате мейоза образуются гаплоидные споры. Созревшие споры высыпаются, и из них развивается гаплоидный заросток. У многих видов плаунов заросток развивается под землей в течение нескольких лет, питаясь гетеротрофно, в основном за счет симбиоза с грибом. На зрелом гаметофите образуются архегонии с яйцеклетками и антеридии со сперматозоидами. После оплодотворения из зиготы развивается диплоидный спорофит, который питается за счет гаметофита, пока не достигнет поверхности земли, где он начинает фотосинтезировать.


Отдел хвощевидные

Древняя группа сосудистых растений, представленная в настоящее время примерно 30 видами.

Стебли полые, состоящие из отдельных члеников и выполняющие функцию фотосинтеза (рис. 13). Для увеличения прочности под эпидермой проходят пучки волокон склеренхимы, образуя ребра на поверхности стебля. Кроме того, в стеблях хвощей откладываются мелкие кристаллы окиси кремния, увеличивающие их жесткость.

Под землей у хвоща образуется густая сеть корневищ, служащих для вегетативного размножения и переживания зимы.


Весной из-под земли вырастают спороносные побеги. Они имеют коричневый цвет, т. к. не содержат хлорофилла и живут за счет накопленных в прошлом году запасов питательных веществ. На их спорофиллах в результате мейоза образуются гаплоидные споры, которые имеют специальные нитевидные выросты, меняющие форму в зависимости от влажности. Это позволяет им легче покидать спорангий и шире распространяться. Они дают начало гаплоидному заростку. Жизненный цикл хвощей похож на жизненный цикл папоротников (рис. 14).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

hello_html_68333173.jpg

Жизненные циклы растений

8.1. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2, к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 21211

A) имеет гаплоидный набор хромосом

Б) имеет диплоидный набор хромосом

B) формируется в результате деления споры митозом

Г) формируется из зиготы в результате митоза

Д) образует споры

hello_html_68333173.jpg

8.2. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2, к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 12212

A) происходит образование спор

Б) происходит образование половых клеток

B)половые клетки сливаются

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

hello_html_m74d1c8b8.jpg

8.3. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 12122

A)доминирует в цикле развития

Б) делится путём мейоза

B)образует половые клетки

Г) зимует на дне водоёма

Д) с наступлением благоприятных условий прорастает

hello_html_629d2944.jpg

8.4. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 22112

A) имеет диплоидный набор хромосом

Б) образуется в результате слияния клеток

B)делится путём митоза

Г) имеет гаплоидный набор хромосом

Д) образует зооспоры

hello_html_m11a1624d.jpg

8.5. Установите соответствие между характеристиками и половыми поколениями цветковых растении, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 21221

А) имеет гаплоидный набор хромосом в 8 ядрах

Б) представляет пыльцевое зерно

В) спермий сливается с яйцеклеткой

Г) спермий сливается с центральной клеткой

Д) образует пыльцевую трубку

ПОКОЛЕНИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

hello_html_m201077a4.jpg

8.6. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 21121

А) происходит образование спор

Б) происходит образование половых клеток

В) образуется зигота

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

hello_html_m22f35a8f.jpg

8.7. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 12122

А) имеет гаплоидный набор хромосом

Б) имеет диплоидный набор хромосом

В)формируется в результате митотического деления споры

Г) формируется в результате митотического деления зиготы Д) содержит споры

9.1. Выберите три верных ответа из шести и запишите циф ры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных: 345

1) являются многолетними растениями 4) образуют плоды с семенами

2) содержат хлоропласты с хлорофиллом 5) представлены разнообразными жизненными формами

3) имеют цветки и соцветия 6) размножаются семенами


9.2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.На рисунке изображено растение. Укажите признаки, характерные для отдела, к которому относят это растение. 356

1) клеточное строение

2) способность к фотосинтезу

3) зависимость размножения от наличия воды

4) наличие в клетках хлорофилла

5) преобладание гаметофита над спорофитом

6) отсутствие корней

10.1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 112122

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) отсутствие корней 1) Моховидные

Б) преобладающее поколение — гаметофит 2) Папоротниковидные

В) образование заростка в цикле развития

Г) участие в образовании торфа

Д) наличие корневища

Е) участие в образовании каменного угля

10.2. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 121221

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) в большинстве травянистые растения 1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) опыление происходит с помощью ветра

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Е) образуют заростки в процессе развития

10.3. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 211122

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) образование плодов 1) Папоротниковидные

Б) половое поколение представлено заростком 2) Покрытосеменные

B) размножение спорами

Г) зависимость процесса оплодотворения от наличия воды

Д) редукция гаметофита в цикле развития

Е) двойное оплодотворение

10.4. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 122212

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) не выносят засушливых условий 1) Папоротниковидные

Б) в основном деревья и кустарники 2) Голосеменные

B) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) половое размножение при наличии воды

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

10.5. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 221122

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) наличие вегетативных органов – стебля с листьями 1) Водоросли

Б) спорофит в виде коробочки на ножке 2) Моховидные

B) отсутствие органов и тканей

Г) обитание большинства видов в водоемах

Д) наличие покровной ткани

Е) участие в образовании торфа

10.6. Установите соответствие между особенностями размножения и отделами растений, для которых они характерны 112221

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) размножение спорами 1) Папоротниковидные

Б) для оплодотворения необходима вода 2) Цветковые

B) образование половых клеток в семязачатках

Г) для оплодотворения не требуется вода

Д) редукция гаметофита

Е) образование спор на листьях в спорангиях

10.7. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны 221112

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) опыление ветром 1) Моховидные

Б) корневая система стержневая 2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) образование предростка в жизненном цикле

Д) наличие ризоидов

Е) доставка мужских гамет к яйцеклеткам с помощью пыльцевой трубки

10.8. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны. 221112


ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) образуют шишки 1) Папоротниковидные

Б) семязачатки расположены на чешуях открыто 2) Голосеменные

B) размножение связано с водой

Г) большинство растений - травы

Д) заростки - тонкие зеленые пластинки

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

27.1. Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1) спороносные побеги 2 n , заросток плауна n

2) спороносные побеги – часть спорофита, образуются из (2 n ) зиготы, митозом

3) заросток плауна – гаметофит, образуется из ( n ) споры, митозом

27.2. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор зооспоры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

1) зооспоры n , гаметы n

2) зооспоры образуются из (2 n ) зиготы, мейозом

3) гаметы образуются из ( n ) взрослой хламидомонады, митозом

27.3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) гаметы n , споры n ,

2) гаметы образуются на ( n ) гаметофите (взрослое листостебельное растение), митозом

3) споры образуются на (2 n ) спорофите (коробочка на ножке), мейозом

27.4. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

1) восьмиядерный зародышевый мешок n , зародышевая почечка семени 2 n

2) восьмиядерный зародышевый мешок – гаметофит, образуется из ( n ) мегаспоры, митозом

3) зародышевая почечка семени – из (2 n ) зародыша, митозом

hello_html_68333173.jpg

Жизненные циклы растений

8.1. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2,

A) имеет гаплоидный набор хромосом

Б) имеет диплоидный набор хромосом

B) формируется в результате деления споры митозом

Г) формируется из зиготы в результате митоза

Д) образует споры

8.2. Установите соответствие между характеристиками и поколениями папоротника, обозначенными цифрами 1 и 2,

A) происходит образование спор

Б) происходит образование половых клеток

B)половые клетки сливаются

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

hello_html_m74d1c8b8.jpg

8.3. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2

A)доминирует в цикле развития

Б) делится путём мейоза

B)образует половые клетки

Г) зимует на дне водоёма

Д) с наступлением благоприятных условий прорастает

8.4. Установите соответствие между характеристиками и поколениями хламидомонады, обозначенными цифрами 1 и 2

A) имеет диплоидный набор хромосом

Б) образуется в результате слияния клеток

B)делится путём митоза

Г) имеет гаплоидный набор хромосом

Д) образует зооспоры

hello_html_m11a1624d.jpg

8.5. Установите соответствие между характеристиками и половыми поколениями цветковых растении, обозначенными цифрами 1 и 2

А) имеет гаплоидный набор хромосом в 8 ядрах

Б) представляет пыльцевое зерно

В) спермий сливается с яйцеклеткой

Г) спермий сливается с центральной клеткой

Д) образует пыльцевую трубку

ПОКОЛЕНИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

hello_html_m201077a4.jpg

8.6. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2

А) происходит образование спор

Б) происходит образование половых клеток

В) образуется зигота

Г) представляет собой спорофит

Д) представляет собой гаметофит

hello_html_m22f35a8f.jpg

8.7. Установите соответствие между характеристиками и поколениями мха, обозначенными цифрами 1 и 2

А) имеет гаплоидный набор хромосом

Б) имеет диплоидный набор хромосом

В)формируется в результате митотического деления споры

Г) формируется в результате митотического деления зиготы Д) содержит споры

9.1. Выберите три верных ответа из шести и запишите циф ры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных:

1) являются многолетними растениями 4) образуют плоды с семенами

2) содержат хлоропласты с хлорофиллом 5) представлены разнообразными жизненными формами

3) имеют цветки и соцветия 6) размножаются семенами


9.2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.На рисунке изображено растение. Укажите признаки, характерные для отдела, к которому относят это растение.

1) клеточное строение

2) способность к фотосинтезу

3) зависимость размножения от наличия воды

4) наличие в клетках хлорофилла

5) преобладание гаметофита над спорофитом

6) отсутствие корней

10.1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны.

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) отсутствие корней 1) Моховидные

Б) преобладающее поколение — гаметофит 2) Папоротниковидные

В) образование заростка в цикле развития

Г) участие в образовании торфа

Д) наличие корневища

Е) участие в образовании каменного угля

10.2. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны.

ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) в большинстве травянистые растения 1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) опыление происходит с помощью ветра

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Е) образуют заростки в процессе развития

10.3. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) образование плодов 1) Папоротниковидные

Б) половое поколение представлено заростком 2) Покрытосеменные

B) размножение спорами

Г) зависимость процесса оплодотворения от наличия воды

Д) редукция гаметофита в цикле развития

Е) двойное оплодотворение

10.4. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) не выносят засушливых условий 1) Папоротниковидные

Б) в основном деревья и кустарники 2) Голосеменные

B) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) половое размножение при наличии воды

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

10.5. Установите соответствие между признаками растений и отделами, к которым их относят

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) наличие вегетативных органов – стебля с листьями 1) Водоросли

Б) спорофит в виде коробочки на ножке 2) Моховидные

B) отсутствие органов и тканей

Г) обитание большинства видов в водоемах

Д) наличие покровной ткани

Е) участие в образовании торфа

10.6. Установите соответствие между особенностями размножения и отделами растений, для которых они характерны

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) размножение спорами 1) Папоротниковидные

Б) для оплодотворения необходима вода 2) Цветковые

B) образование половых клеток в семязачатках

Г) для оплодотворения не требуется вода

Д) редукция гаметофита

Е) образование спор на листьях в спорангиях

10.7. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

A) опыление ветром 1) Моховидные

Б) корневая система стержневая 2) Голосеменные

B) размножаются спорами

Г) образование предростка в жизненном цикле

Д) наличие ризоидов

Е) доставка мужских гамет к яйцеклеткам с помощью пыльцевой трубки

10.8. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых эти признаки характерны


ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ

A) образуют шишки 1) Папоротниковидные

Б) семязачатки расположены на чешуях открыто 2) Голосеменные

B) размножение связано с водой

Г) большинство растений - травы

Д) заростки - тонкие зеленые пластинки

Е) редукция гаметофита в жизненном цикле

27.1. Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

27.2. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор зооспоры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

27.3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

27.4. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Читайте также: