Уборка урожая комбайном ск 4

Обновлено: 04.10.2024

Расположение кабины относительно молотильной камеры – спереди и слева. Бункер находится собственно над молотилкой, в центральной части агрегата. Двигатель расположен позади бункера. Передние колеса большего диаметра, ведущие. Задние колеса меньшего диаметра, служат для управления и маневрирования. Передача усилия от мотора на все узлы происходит посредством ременных передач.

Введение

Зерноубо́рочный комба́йн

— сложная зерноуборочная машина (жнея-молотилка), выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание хлеба, подачу его к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих примесей, транспортировку чистого зерна в бункер и механическую выгрузку из него.

Одна из важнейших сельскохозяйственных машин, способная выполнять сразу несколько различных операций. Например, зерноуборочный комбайн срезает колосья, выбивает из колосков зёрна и очищает зёрна струёй воздуха. Сложная машина выполняет функции трёх простых — жатки, молотилки и веялки.

К зерноуборочным комбайнам выпускаются дополнительные приспособления, позволяющие собирать разные сельскохозяйственные культуры.



История комбайна и комбайностроения

Родиной современного зерноуборочного комбайна являются США. В 1828 году S. Lane заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Однако, эта машина построена не была.

Первым осуществленным комбайном нужно считать изобретенный Е. Briggs и E. G. Carpenter в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу; вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от 2 задних колес.

В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Н. Moore и J. Hascall получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (ок. 240 га). До 1867 года работы по конструированию и созданию комбайнов проводились преимущественно в восточных штатах США.

Построенный в 1875 году в Калифорнии комбайн конструкции D. С. Peterson, нашёл себе значительно большее применение, чем комбайны других изобретателей.

В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм (в том числе Holt (англ.)русск.), которые выпускали комбайны для продажи.

Комбайны этого типа хотя и были очень близки в основном по принципиальной схеме к современным машинам, но резко отличались от последних своим оформлением. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, главным образом, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 — от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов и их вес иногда доходил до 15 т.

В конце 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США работало около 600 комбайнов калифорнийского типа. В начале 1890-х годов с целью замены живой тяги механической в качестве двигательной силы начали применять паровые самоходы, от которых в дальнейшем перешли к тягачам-тракторам с двигателем внутреннего сгорания.

Первый комбайн фирмы Holt с 36-футовым (11 м) режущим аппаратом в комплекте со 120-сильным паровым самоходом с отдельным вспомогательным паровым двигателем на раме комбайна был выпущен в 1905 году. В 1907 году той же фирмой Holt на комбайн был установлен двигатель внутреннего сгорания.

Применение в последующие годы более надежных материалов, совершенных механизмов и легких бензиновых двигателей с большим числом оборотов значительно снизило вес комбайна, уменьшило их стоимость и сделало их более доступными для применения в сельском хозяйстве. Однако, эта совершенная машина, несмотря на её громадные преимущества, стала достоянием только крупных хозяйств США, массе же мелких фермеров приобретение и применение комбайнов было недоступно.

Только с 1926 года началось относительно широкое внедрение комбайнов в сельскохозяйственном производстве США. Развитие зернового хозяйства США и высокие цены на хлеб при дороговизне рабочих рук в сельском хозяйстве влияли как на развитие производства комбайнов, так и на их внедрение.

Тем не менее расцвет комбайностроения в США продолжался всего несколько лет. В это время в США лишь 14—15 % фермерских хозяйств использовали комбайны. Фермерами Канады в 1928 году было куплено 3657 комбайнов. В 1929 году — 3295, в 1930 — 1614, а в 1931 — всего 178. Мировой экономический кризис очень сильно сказался на экспорте пшеницы и на производстве комбайнов.

Производство комбайнов, доходившее в 1929 до 37 тыс. в год, упало в 1933 до 300 шт.; многие фирмы совершенно прекратили выпуск комбайнов. Попытки внедрения комбайнов в мелкие фермерские хозяйства — главным образом, за счет выпуска небольших комбайнов с шириной захвата до 5 футов (1,5 м) — вызвали лишь незначительный рост производства комбайнов.

По данным на 1930 в США насчитывалось 60 803 комбайнов, а к 1936 их число увеличилось до 70 тыс. В 1930 комбайнизацией было охвачено менее 1 % фермерских хозяйств США. Еще меньше комбайнов в других странах: так, к 1936 в Канаде их было всего 10 500, в Аргентине — 24 800. В европейских странах число комбайнов было незначительно.

ГодыПроизводствоПродано в СШАЭкспортировано
19143030
192036272717929
19234000н. д.н. д.
19245600н. д.н. д.
19255100н. д.н. д.
19261176062774707
19271830030н. д.
1928~27800210006800
192936900н. д.~6800
193024400н. д.н. д.
19315801н. д.н. д.
19324000н. д.н. д.
1933300н. д.405
193540006 000500 (1934)

Комбайн Нива СК-5

Комбайн Нива СК-5


Самоходный зерноуборочный комбайн Нива СК-5 является модернизированной версией модели СК-4. Популярность, спрос и качество исполнения этих агрегатов не падает уже многие годы. По техническим возможностям комбайн достаточно вынослив, но все же стоит применять его на небольших и средних площадях.

Принцип работы стандартный для этой техники. Скошенные колосья попадают в молотилку. Сам молотильный механизм состоит из регулируемых приводов, шнека, режущих частей, мотовила и корпуса. Корпус закреплен на шарнирах под наклоном.

Регулируемая подвеска помогает избежать перекоса жатки. Ее транспортное или рабочее состояние изменяется посредством специальных опор. Данные опоры также служат для копирования неровностей рельефа поля, используются при ремонте.

Технические характеристики:

  • производительность – 5 кг/с;
  • мощность двигателя – 155 л. с.;
  • вместительность бака для горючего – 300 л;
  • вместительность бункера – 3000 л;
  • скорость отгрузки зерна – 40 л/сек;
  • диаметр молотилки – 0,6 м;
  • ширина жатки – 5 м;
  • вес – 7400 кг;
  • габариты – 7607*3930*4100.

Предлагаем также ознакомиться с видео, на котором представлен обзор комбайна Нива СК-5:

Комбайны в СССР и России

В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt (англ.)русск. в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, дал относительно хорошие показатели работы. Но применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл — в 1914 году началась Первая мировая война.

Все они были не приспособлены для уборки влажного хлеба, в связи с этим в 1936 году Люберецкий завод имени Ухтомского приступил к выпуску северного комбайна конструкции советских изобретателей Ю. Я. Анвельта и М. И. Григорьева — СКАГ-5-А (северный комбайн Анвельта—Григорьева 5-й модели), который был приспособлен для уборки влажного хлеба на небольших площадях.

ГодыПроизводствоМТССовхозах НКСХ
1930347
1931354871741
1932100101096343
19338578224411886
193482891053113434
1935201691520715522
1936425452986129900
1937440006768333740

Благодаря собственному производству уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. В уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек, даже несмотря на многочисленные ограничения в работе и наличие конструктивных недостатков.

После Великой Отечественной войны в СССР были произведены крупные научные исследования, существенно обогатившие теорию зерноуборочного комбайна. В частности была детально исследована роль отбойного битера и соломотряса в процессе сепарации зерна, что позволило существенно повысить эффективность работы указанных узлов. Были произведены исследования аэродинамических свойств грубого вороха, что позволило существенно улучшить эффективность очистки зерна. На основании указанных достижений в 60-е годы были разработаны проекты высокопроизводительных (для тех лет) комбайнов типов СК-5 и СК-6.

Комбайн СК-4

Агрегат разработан на комбайновом заводе города Таганрога, в КБ под руководством Изаксона, известного конструктора тех времен. Там же несколькими годами ранее была создана и предыдущая модель – СК-3. Сделать ее более совершенной, устранив некоторые недочеты, был призван новый комбайн. Он выпускался в течение 12 лет – с 1962 по 1974 год.

За это время его создатели были удостоены Ленинской премии, а сама машина не раз получала награды и золотые медали международных выставок (в Брно, Будапеште, Лейпциге). Производили агрегат одновременно два предприятия: кроме Таганрогского комбайнового . А с 1964 года сборка осуществлялась и на Красноярском комбайновом заводе.

Как и модель СК-3, данная самоходная машина Нива была оснащена: широкой молотилкой (почти 1,2 метра), возможностью регулировки хода рабочих органов во время движения, гидравлическим усилителем для поворота.

Однако благодаря удлинению клавиш соломотряса и применению более крупных шнеков с увеличенным шагом спирали ее производительность повысилась на четверть.

Подверглись реконструкции и другие узлы. В частности, изменены детали копнителя, увеличены скребки элеватора.

Фото комбайна СК-4

Особенности, преимущества и недостатки комбайна СК-4

Схема зерноуборочного комбайна


Режущий аппарат жатки (2) срезает стебли, мотовило (1) укладывает их на платформу жатки, шнек (3) транспортирует срезанную хлебную массу к центру жатки и пальцами, которые имеются в центральной части, проталкивает в наклонный корпус (4), где стебли транспортируются транспортёром. Уже в корпусе самого комбайна перед молотильным барабаном (6) имеется камнеуловитель (5), в который под действием гравитации из хлебной массы выпадают камни. Молотильный барабан производит обмолот колосьев, вымолоченное зерно, полова и мелкие примеси просыпаются сквозь деку (7) на транспортирующую решётку (9). Солома и оставшееся в ней недомолоченое зерно выбрасывается на клавиши соломотряса (8), где за счёт вибрации и возвратно-поступательного движения клавиш, а также их специальной конструкции происходит отделение зерна от соломы и оно просыпается на решето (11).

Вентилятором (10) под решето подаётся воздух, потоком воздуха зерно очищается от легких примесей. Солома по соломотрясу поступает в измельчитель (17) или копнитель (на схеме отсутствует, устанавливается вместо измельчителия). Очищенное зерно ссыпается в камеру зернового шнека (15) который подаёт зерно в бункер (16). Недомолоченные колосья по решетке поступают на поддон, по которому они ссыпаются в колосовой шнек (13), возвращающий колосья в молотильный барабан.[1].

Существуют также т. н. роторные комбайны. В них в отличие от классического комбайна вместо молотильного барабана, отбойного битера и соломотряса установлен продольный ротор. Данное решение позволяет увеличить производительность и уменьшить потери зерна, однако требует более мощного двигателя и хуже работает при большой влажности. Наиболее рационально использовать роторные комбайны на полях с большой урожайностью.

Технические характеристики

Технические характеристики комбайна зерноуборочного СК-4:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Тип двигателяСМД-14К или СМД-15К
Мощность двигателя56кВт
Частота вращения (номинальная)1700об/мин
Число цилиндров двигателя4шт.
Диаметр одного цилиндра12см
Ход поршня14см
Объем бака для горючего140л
Расход горючего (удельный)218г/кВт*ч
Производительность (если урожай 1,5 т/га)35000м2/ч
Производительность (если урожай 3 т/га)17700м2/ч
Тип молотилкис одним бильным барабаном
Ширина молотилки1,19м
Диаметр барабана0,55м
Длина барабана1,19м
Захват жаткиот 3,2 до 5м
Тип очисткиодинарная, с двумя решетками
Длина клавиши соломотряса3,64м
Длина соломотряса2,9м
Объем зернового бункера1,8м3
Радиус поворота направо (минимум)6,2м
Радиус поворота налево (минимум)9,5м
Вес (с шестиметровой жаткой)6,28т
Размеры (с обычными двигателями):
— длина транспортная10,145м
— длина рабочая9,805м
— ширина транспортная5,3м
— ширина рабочая5,34м

Возможно вас заинтересует: Оригинальные запчасти дон 1500 вот тут.

Источники

  • Сельскохозяйственная энциклопедия 1 изд. 1932—1935 М. ОГИЗ РСФСР
  • Сельскохозяйственная энциклопедия 2 изд. 1937—1940 М. — Л. Сельхозгиз



Современный широкозахватный комбайн фирмы CASE


Современный зерноуборочный комбайн New Holland



Старинный комбайн (Новый Южный Уэльс, Австралия)



Прицепные зерноуборочные комбайны на полях СССР, 1930-е годы

Сегодня я хочу продолжить обзор площадки с ретро-комбайнами, которая находится на территории предприятия Ростсельмаш в Ростове-на-Дону.

В прошлой статье я подробно рассказал вам про комбайн СК-3 , а теперь перейдём к его преемнику СК-4 .

Несмотря на то, что оба комбайна на первый взгляд кажутся совершенно идентичными, на самом деле различий между ними довольно много.

Комбайн СК-4 пришел на смену СК-3 в 1962 году. Фактически, он представлял собой продукт глубокой модернизации предыдущей модели и, как говорили в новостном выпуске 1962 года , он был на 25% эффективнее, чем СК-3.

Но давайте начнём с главного отличия СК-4 от СК-3 — двигателя.

Более мощный мотор

Если СК-3 оснащался маломощным двигателем СМД-7, выдававшим всего 65 л.с. (что было явно мало для тяжёлого комбайна), то СК-4 получил тракторный силовой агрегат СМД-14 или СМД-15К.

Это были четырёхтактные 4-цилиндровые дизели, развивавшие мощность 56 кВт или 75 л.с. при 1700 об/мин.

Интересно, что был реализован непосредственный впрыск в камеру сгорания, что в начале 60-х было довольно прогрессивным решением.

Еще одной особенностью нового мотора стало дополнительное охлаждение камер сгорания в головке цилиндров.

Если говорить проще, то СМД-14 был компактным и максимально эффективным силовым агрегатом, который считался чуть ли не лучшим мотором для сельхозтехники в СССР.

Двигатель по-прежнему располагался сверху по центру комбайна, что делало его обслуживание максимально простым.

Он запускался при помощи отдельного двухтактного одноцилиндрового мотора-пускача. Т.е. принцип тот же, что и во всех советских тракторах.

Основной двигатель соединён с коробкой передач, которая передаёт крутящий момент на приёмный шкив.

Такая трансмиссия обеспечивала три передачи переднего хода и одну — заднего.

Особенности конструкции

Компоновка СК-4 в целом соответствовала СК-3. Это значит, что ведущими были большие передние колёса, а управляемыми — задние, выполненные в меньшем масштабе.

Рулевое управление производится через вал червячного механизма и конические шестеренки. Для облегчения управления колесами оно подключено к дополнительному контуру гидроусилительной системы.

Вращение подборщика и мотовила, а также изменение положения жатки по высоте осуществлялось при помощи гидравлики.

Жатки у СК-4 была полностью идентичны жаткам комбайна СК-3. Это значит, что на выбор предлагались модели с разной шириной захвата: 3,2 метра (модель СК-43), 4,1 метра (модель СК-44), а также 5 метров (модель СК-45).

Комбайн СК-4, выставленный на музейной площадке, оснащён более современной жаткой СКЖ-4.1. Она выглядит немного иначе, чем оригинальные жатки, устанавливавшиеся на СК-4 .

Оригинальное мотовило было оснащено пятью граблинами и позволяло производить уборку как прямостоящих, так и полеглых хлебов.

Повышение эффективности уборки на четверть по сравнению с СК-3 удалось добиться, в первую очередь, путём удлинения клавиш соломотряса (с 2,92 до 3,64 м), а также установки шнековой спирали большего диаметра и шага.

На бумаге это выглядит следующим образом. Производительность СК-3 при урожае 3 т/га составляла 14500 м2/час, а у СК-4 она повысилась до 17700 м2/час.

При урожае в 1,5 т/га производительность и вовсе взлетала до отметки 35000 м2/час.

Как работает СК-4

Путь урожая внутри комбайна происходил следующим образом. Жатка при помощи мотовила нагибала колосья, а режущий аппарат производил срез.

При помощи транспортёра колосья попадали в молотильный барабан, где происходило отделение основного количества зёрен.

Зёрна попадают на грохот, а солома уходит на соломотряс. Последний сбивает остатки зёрен, которые не отделились в молотильном барабане.

Ну а далее урожай попадает в бункер при помощи зернового элеватора, а солома уходит в копнитель в задней части комбайна.

Бункер СК-4 вы видите на фотографии выше. Он вмещает 1,8 кубических метров зерна и служит временным хранилищем до перегрузки в подъезжающий рядом грузовик или трактор.

Интересно, что на бункере этого комбайна указан год выпуска — 1971. И это кое-что значит!

Модернизация

Дело в том, что в 1969 году комбайн был модернизирован и получил название СК-4А.

Он отличался двухсекционной декой с увеличенным углом обхвата. Вторым важным изменением стал отбойный битер, который установили в новое положение относительно барабана и резко увеличили его окружную скорость.

И так как выставленный на территории Ростсельмаш комбайн изготовлен в 1971 году, то можно сделать предположение, что это именно СК-4А.

СК-4 получил множество наград, в том числе отмечен дипломом 1-й степени, золотой медалью и серебряным кубком международных торговых ярмарок Лейпцига, Брно и Будапешта, а коллектив разработчиков был награждён Ленинской премией.

Комбайн выпускали в Ростове-на-Дону и в Таганроге до 1974 года. Кроме колёсной версии производили полугусеничные комбайны СКП-4 и СКПР-4, а также комбайн на гусеничном ходу СКГ-4.

Всего же сделали 855 589 штук СК-4 и СК-4А, а также их модификаций.

Он стал миллионным комбайном, произведенным на Ростсельмаш, что и было отражено в стилизованной надписи на торце постамента.

Его отреставрировали и. отправили работать в один из колхозов, где его эксплуатировали еще множество лет! И это после восьми лет простоя в качестве памятника.

Это ли не прекрасная демонстрация надёжности советской техники и ростовских комбайнов в частности?!

Конечно, СК-4 не может сравниться с современными комбайнами по производительности, эффективности и экономичности.

Например, TORUM 785 , входящий в текущую производственную линейку Ростсельмаш, оснащается дизелями мощностью до 520 л.с.

Его производительность достигает 45 т/час, а за сезон один такой комбайн может убирать до 2000 га.

Я думаю не стоит говорить о том, что современная кабина комбайна TORUM 785 оснащена кондиционером и звукоизоляцией, в то время как у СК-4 был лишь небольшой навес над местом механизатора.

Конструктивные особенности и технические характеристики комбайна ск-4

Комбайн СК-4

Агрегат разработан на комбайновом заводе города Таганрога, в КБ под руководством Изаксона, известного конструктора тех времен. Там же несколькими годами ранее была создана и предыдущая модель – СК-3. Сделать ее более совершенной, устранив некоторые недочеты, был призван новый комбайн. Он выпускался в течение 12 лет – с 1962 по 1974 год.

Как и модель СК-3, данная самоходная машина Нива была оснащена: широкой молотилкой (почти 1,2 метра), возможностью регулировки хода рабочих органов во время движения, гидравлическим усилителем для поворота.

Однако благодаря удлинению клавиш соломотряса и применению более крупных шнеков с увеличенным шагом спирали ее производительность повысилась на четверть.

Особенности, преимущества и недостатки комбайна СК-4

Подверглись реконструкции и другие узлы. В частности, изменены детали копнителя, увеличены скребки элеватора.
Фото комбайна СК-4

Устройство

Двигатель

Четырехтактный двигатель с четырьмя рядными цилиндрами, сделанными в виде вставных гильз, работает на дизельном топливе. Подача горючего осуществляется напрямую. Охлаждение происходит с помощью жидкости, поступающей в радиатор из водяного насоса.

Двухтактный карбюраторный пусковой мотор с одним цилиндром и стартером служит для запуска. Он имеет с дизелем общее охлаждение. Отбор мощности у него, как и у основного двигателя, происходит и с той, и с другой стороны.

Трансмиссия

Коробка передач – двухходовая. Внутри у нее находятся промежуточный, передаточный и приводной валы. Их правые подшипники жестко зафиксированы, а левые свободно ходят.

У приводного и промежуточного вала имеются тормозные шкивы, позволяющие замедлять или останавливать вал КПП при выключении сцепления. Благодаря этому передачи переключаются тихо, а шестеренки меньше изнашиваются.

Гидравлика

В системе гидравлики работают основной и дополнительный контуры с общим баком. Первый из них призван регулировать скорость вращения мотовила и подборщика, а также менять положение мотовила (по отношению к механизму резания). Также с помощью основной системы поднимается и опускается жатка, варьируется скорость зерноуборочного комбайна СК-3. А дополнительной системой пользуются, когда нужно повернуть ведомые колеса.

В основном контуре перекачивает масло шестеренчатый насос НШ-32Э. Кран-распределитель подает это масло на один из гидроцилиндров (вариатора мотовила, поднимания и опускания жатки, поднимания и опускания мотовила). А кран управления подает его на гидроцилиндр вариатора ходовой части. Одновременно эти краны работать не могут (ввиду последовательного соединения).
схема комбайна СК-4

1 — режущий аппарат; 2 — мотовило; 3 — шнековый транспортёр; 4 — наклонный транспортёр; 5 — приёмный битер; 6 — молотильный барабан; 7 — выгрузной шнек; 8 — бункер; 9 — отбойный битер; 10 — зерновой элеватор; 11 — колосовой элеватор; 12 — двигатель; 13 — соломотряс; 14 — соломонабиватель; 15 — копнитель; 16 — мост управляемых колёс; 17 — решётка; 18 — вентилятор очистки; 19 — мост ведущих колёс; 20 — грохот; 21 — подбарабанье.

Рулевое управление

На колонке руля находится коробка рулевого механизма, а на кронштейне ведущего моста – картер. Передача вращения происходит посредством вала и конических шестеренок, одна из которых отлита одновременно с рулевым валом. На этом же валу запрессован червяк передаточного механизма, сцепленный с двойным роликом. Величину зазора между червяком и роликом меняют с помощью регулировочного винта.

Для облегчения поворота ведомых колес используется дополнительный контур гидросистемы. Его обслуживает шестеренчатый насос НШ-10Д. С механизмом колес связан золотник, который может двигаться внутри своего корпуса. Корпус, в свою очередь, соединен с рулевой тягой. Когда масло поступает на золотник, то оно направляется либо на слив (в нейтральном положении), либо в одну из полостей гидроцилиндра. В последнем случае происходит поворот – влево или вправо.

Жатка

В комплект этого механизма обязательно входит наклонная камера, оснащенная транспортером цепочно-пластиночного типа. Это отдельное, самостоятельное устройство. Сама же жатка, кроме корпуса, включает: механизм для резания, мотовило с регулятором числа оборотов, башмаки для копирования рельефа, шнек и делители. Управляется жатка (и все ее рабочие органы) с помощью гидравлических цилиндров, размещенных с обеих ее сторон.

Башмаки для копирования, которые соединяются с кронштейнами шарнирами, способны немного поворачиваться вокруг своих осей. Их уровень можно менять, регулируя высоту среза (соответственно 10, 13 и 18 сантиметров). Если копирование не нужно (при рыхлом или влажном грунте), то используют проставки, сводящие к минимуму расстояние между транспортером и шнеком.

Мотовило эксцентрикового типа размещено на двух приваренных к трубе опорах. Оно оснащено предохранительной муфтой, срабатывающей при перегрузках. Граблины могут устанавливаться в четырех положениях. Вариатор частоты вращения состоит из двух шкивов, связанных клиновыми ремнями.

Режущий механизм, закрепленный на переднем брусе жатки, включает в себя чугунные секции с двумя пальцами, а также прижимные лапки, выполненные из стали. У каждого пальца внутри находится заостренный стальной вкладыш. Насечка режущих сегментов серповидная, а сам нож состоит из головки, спинки и этих сегментов.

Для сведения: в зависимости от захвата жатки, которой оснащен комбайн СК-4, меняется его полная маркировка. Так, модель СК-45 имеет захват 5 метров, модель СК-44 – 4,1 метра. Соответственно, самый маленький захват (3,2 метра) имеет модель СК-43.

Технические характеристики

Технические характеристики комбайна зерноуборочного СК-4:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип двигателя СМД-14К или СМД-15К
Мощность двигателя 56 кВт
Частота вращения (номинальная) 1700 об/мин
Число цилиндров двигателя 4 шт.
Диаметр одного цилиндра 12 см
Ход поршня 14 см
Объем бака для горючего 140 л
Расход горючего (удельный) 218 г/кВт*ч
Производительность (если урожай 1,5 т/га) 35000 м2/ч
Производительность (если урожай 3 т/га) 17700 м2/ч
Тип молотилки с одним бильным барабаном
Ширина молотилки 1,19 м
Диаметр барабана 0,55 м
Длина барабана 1,19 м
Захват жатки от 3,2 до 5 м
Тип очистки одинарная, с двумя решетками
Длина клавиши соломотряса 3,64 м
Длина соломотряса 2,9 м
Объем зернового бункера 1,8 м3
Радиус поворота направо (минимум) 6,2 м
Радиус поворота налево (минимум) 9,5 м
Вес (с шестиметровой жаткой) 6,28 т
Размеры (с обычными двигателями):
— длина транспортная 10,145 м
— длина рабочая 9,805 м
— ширина транспортная 5,3 м
— ширина рабочая 5,34 м

На видео зерноуборочный комбайн СК-4 в работе:

Назначение

Комбайн представляет самоходную зерноуборочную машину, осуществляющую одновременно покос стеблей растений и операции сепарации зерна злаковых культур. С его помощью на полях можно косить, выбивать из колосьев зерна, очищать струей воздуха от половы и помещать зерновую массу в накопительный бункер. Он выполняет одновременно функции жатки, молотилки и веялки.

Зерноуборочный комбайн СК 4

Технические характеристики

Вес с жаткой т 6,28
Длина транспортная м 10,14
Скорость на верхней передаче км/ч 17,7
Радиус поворота м ≤ 9,5
Пропускные возможности молотилки кг/c 3,8

Характеристики двигателя

На комбайне установлен тракторный силовой агрегат СМД-14, который мог заменяться на СМД-15К. Эти четырехтактные дизельные моторы с 4 цилиндрами в виде вставных гильз развивают мощность 56 кВт (75 л. с.) и отличаются исключительной надежностью. Агрегат вращает вал со скоростью 1700 об/мин. Подача топлива происходит непосредственным впрыском в камеру сгорания. В силовых агрегатах применен радиатор охлаждения с подачей охлаждающей жидкости от водяного насоса. Запуск дизеля производится при помощи дополнительного пускового мотора малой мощности.

Комбайн СК 4

Расход топлива

Самоходная машина расходует 0,218 кг/кВт*ч дизтоплива.

Устройство и работа комбайна

Комбайн самоходный изначально предназначался для уборки зерноколосовых или крупяных культур. Поэтому конструкция оптимально соответствует выполняемым задачам. В нем применена фронтальная жатка с шарнирно-подвешенным корпусом. Мотовило оснащено пятью граблинами и позволяет производить уборку как прямостоящих, так и полеглых хлебов. Для этого применен ряд усовершенствований функционала.

Основными рабочими узлами и механизмами являются:

  • Двигатель четырехцилиндровый с прямой подачей дизельного топлива, используется принудительная система охлаждения.
  • Трансмиссия с механической КПП.
  • В гидравлике давление создается шестеренчатым насосом, от него передается гидроцилиндрам. Они управляют частотой вращения подборщика и мотовила, изменяют положение жатки по высоте.
  • Рулевое управление производится через вал червячного механизма и конические шестеренки. Для облегчения управления колесами оно подключено к дополнительному контуру гидроусилительной системы.
  • Жатка имеет механизм резания, эксцентриковое мотовило, делитель и шнек. Регулировкой по высоте башмаков копирования рельефа возможно устанавливать высоту среза стеблей на 10–18 см соответственно.

С двух сторон жатка также управляется гидроцилиндрами (видео комбайна СК 4).

Комбайн СК 4

Преимущества и недостатки

СК-4 обладает рядом преимуществ, к ним относятся:

  1. Сравнительно небольшие габариты и вес самоходной машины, которые позволяют применять комбайн на ограниченных по размеру полях (со сложным рельефом).
  2. Высокая производительность и минимальные потери зерновой массы при уборке зерновых культур.
  3. Более качественная, чем у предшествующих аналогов, предварительная очистка зерна с возвратом недомолоченной массы в соломотряс.
  4. Относительный комфорт в кабине водителя обеспечивают отопление, дополнительная изоляция от громкого звука и вибрации.
  5. Лёгкость маневрирования обеспечивается применением гидропривода руля и КПП.
  6. Возможность установки дополнительного оборудования по подбору и измельчению соломы, остающейся после уборки на поле.

К недостаткам этой техники следует отнести быструю изнашиваемость приводных клиновидных ремней. Система подсоединения жатки требует значительных трудозатрат при установке и сервисном обслуживании.

Отзывы

По отзывам аграриев тех лет машина отличалась надежностью и маневренностью в полевых условиях, работала долгие годы без капитального ремонта в условиях дефицита запчастей.

Комбайн СК 4

Чем может комплектоваться

Стоимость нового и б/у

Покупка СК-4 может рассматриваться как приобретение раритета, а не зерноуборочной техники для производства полевых работ. Экземпляр самоходного комбайна 1969 года выпуска можно приобрести за 1 млн. р.

Аналоги

Самоходный комбайн СК 4 стал продолжателем легендарной серии отечественных самоходных комбайнов в 1962 г., флагман советского сельхозмашиностроения выпускался вплоть до 1974 г.

YouTube
Instagram


В 1953 году он закончил Киевский сельскохозяйственный институт. На распределении предложили поехать в Беларусь. Кадров на Полесье катастрофически не хватало. Из института в разные уголки Беларуси тогда распределили 15 дипломированных специалистов. Валентин отправился на Гомельщину, в Лельчицкую МТС. И сразу на высокую должность — главным инженером.

Затем приходили новые партии комбайнов. Но производительность оставалась низкой. Да и урожайность не радовала — 7—8 центнеров с гектара. Сказывалась слабая продуктивность почв — болота тогда еще не осушили, земли были в основном песчаные.

Как правило, в комбайнах выходили из строя режущие ножи, пластинки, транспортеры, подшипники. За новыми деталями аграрии добирались в ближайшее отделение ГУТАП (Главное управление автотракторной промышленности). Свет неблизкий: Калинковичи, 120 километров.


Председатель колхоза имени Калинина Несвижского района Яков АЛЕКСАНКИН вручает переходящий вымпел Ивану ШУТУ, который ударно работал на СК-4. 1967 год.
Фото из архива.


В дороге едва хватало времени вздремнуть. Из Лельчиц выезжали в двенадцать ночи. В шесть утра останавливалась в Мозыре у Припяти. Паром доставлял через реку, еще насколько часов — Валентин Николаевич в ГУТАП. Ровно сутки уходили на доставку. Сейчас в Калинковичи и обратно можно успеть за четыре часа.

В 1962 году Таганрогский завод и Ростсельмаш начали выпускать новую модель комбайна — СК-4. Из существенных отличий — конструкторы устранили недостатки в соломотрясе. Он стал более качественно отделять зерна. Модель превосходила предыдущую по производительности на 25 процентов. Хотя что в СК-3, что в СК-4 не было кабины. Вместо нее — навес в виде шляпки боровика — как защита от солнца.

А что Ростсельмаш? Сейчас это группа компаний, которая входит в пятерку мировых производителей сельскохозяйственной техники. В составе 13 предприятий. Весной 2007-го на Ростсельмаше открывают производство комбайна пятого класса производительности. В 2010 году модельный ряд техники — 18 типов сельскохозяйственных машин, более 100 моделей и модификаций сельхозтехники, включая комбайны. В этом году завод выпустил первые экземпляры трактора, производство которого перенесли из Канады.

24 января 1961 года Ростсельмаш собрал 100-тысячный самоходный комбайн СК-3. Его ждал успех: в 1956-м на Всемирной выставке в Брюсселе он стал обладателем главной награды — Гран-при. Всего сошло с конвейера 169 тысяч этих машин.

Зарубежные страны охотно покупали советские комбайны. Технику на экспорт готовили для работы в особых климатических условиях. Для этого у сборочного цеха находилась отдельная площадка.

Читайте также: