Уборка урожая в школе

Обновлено: 12.09.2024

DSC 0047

Уборка урожая – это очень важное и ответственное дело в жизни школы.

Тем более, что весь год учащиеся вместе с учителями и работниками школы трудились, чтобы вырастить вкусный и полезный картофель. Пусть говорят, что дети не любят работать на пришкольном участке. В нашей школе уборка картофеля – это настоящий праздник. Ученики 7-10 класса с задором и весельем справились с поставленной задачей - заготовили1 тонну картофеля, по 100 кг моркови, свёклы. Был в этом году и урожай на огурцы - закрыто в банки 105 литров этого чудесного овоща.

Осень — время сбора урожая. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на школьном приусадебном участке используется для организации питания учащихся в школьной столовой, что гарантирует — без обедов ребята не останутся.
Сентябрьская погода порадовала нас тёплым солнечным деньком и мы, вооружившись перчатками, вёдрами и вилами, отправились на пришкольные участки, собирать урожай.
По традиции младшие школьники убирали урожай морковки и свёклы, а старшеклассники — оккупировали картофельное поле по всем флангам.




Урожай с первого поля готов!



Все ребята отнеслись к работе с ответственностью, старательно работали и не отвлекались на посторонние дела. Почти все…

- Рома! Помогай ребятам!
- Неа….




Но, не смотря ни на что, все овощи были убраны и отправлены в хранилище ожидать своего часа для вкусных борщей и салатов. Ура!


Что и говорить, сельская местность сама по себе предполагает работу на земле. Не отставали в этом плане и школы. Летом у ребят начиналась пятая, трудовая, четверть. Школьники работали на пришкольных участках: ухаживали за высаженными ранее овощами, цветами, собирали урожай, ставили эксперименты. В годы перестройки финансирование школ резко ухудшилось. Не до теплиц тогда было. Брошенные на произвол судьбы, они разрушались, грядки зарастали травой. Но руководство и педагоги школ Бадарминска, Ершово и Подъеланки решили во что бы то ни стало сохранить пришкольные огороды. К тому же в те годы подсобные хозяйства стали большим подспорьем в обеспечении питанием детей.

Образовательная работа по растениеводству в этих школах и сейчас ведется непрерывно. Например, в Ершовской школе на уроках технологии по домоводству девочки изучают, как правильно подготавливать почву и семена, знакомятся со способами посадки и уходом за растениями, с севооборотом, пикировкой и пр. А мальчики в мастерской изготавливают ящики под рассаду, черенки для инструментов. Все полученные знания школьники потом используют на практике, которая начинается в феврале-марте.

Работы на пришкольных участках района много. Самый большой по площади – школьный огород в Подъеланке. Сейчас совместными усилиями школьники и педагоги выращивают овощи на более чем 1 гектаре земли! На территории школы – несколько цветочных клумб, 8 кустов смородины, а также картофель и капуста, плюс большая теплица, в которой растут томаты, огурцы, перцы. Грядки с морковью, свеклой, луком выращивают на 8 сотках приусадебного участка съемной квартиры для учителей. Каждый год школа собирает хороший урожай. В этом сезоне, например, ребята собрали 215 кг томатов, около 100 кг огурцов, 112 кг перца, 100 кг свеклы, 500 кг моркови. Урожай картофеля также оказался богатым – 100 мешков, это почти три тонны.

В Ершово участок небольшой – всего 15 соток. Но довольно стабильный урожай позволяет обеспечить школу и детсад овощами до декабря – января и сэкономить на покупке овощей у поставщиков 30-40% денег. На вырученные средства поварам удается значительно расширить меню, обогатить его большим количеством мясных продуктов.

Без помощи сложно

Руководители сельских школ в один голос утверждают, что работа на пришкольных участках благотворно влияет на их учеников: вырабатывает чувство ответственности, учит внимательно и бережно относиться к природе, прививает вкус и культуру поведения. В этих школах не увидишь разоренных клумб или испорченных горшечных растений, ребята дружно, сообща работают и учатся.

В Усть-Илимске небольшие школьные хозяйства имеют школы №13 и №17. Здесь в теплицах ребята занимаются выращиванием самых разнообразных цветочных культур. Нестандартно подошли к созданию школьного хозяйства в 17-й школе. Тут теплица располагается. на крыше. Каких растений в ней только нет! Это розы, несколько видов цветущих кактусов, плодоносящие лимоны и мандарины, гранат, пальмы, выращенные из косточек, есть даже ананас, хурма, виноград, который уже дает урожай. А в 13-й школе теплица площадью 214 кв. м находится на территории школы. Обе теплицы отапливаются, и поэтому растения радуют глаз своей зеленью и пышным цветением круглый год.

Конечно, и в городских школах трудно содержать теплицы, которые со временем ветшают, здесь педагоги также вынуждены просить помощи у родителей учеников на приобретение земли, семян и удобрений. Но отказываться от трудовой и образовательной практики они не собираются – ведь это замечательная возможность воспитать в ребенке самые лучшие качества.

Всем винегрета!


Синее пюре, хлебная котлета и салат из вчерашних продуктов — такой натюрморт кого хочешь заставит повернуться в сторону фастфуда. В ивановских школах уверены, что улучшить качество питания в столовых можно не только за счет увеличения финансирования. Один из вариантов — удешевление и повышение качества обедов за счет овощей, фруктов, зелени и ягод, выращенных на пришкольных садово-огородных участках.

В Иванковской школе Фурмановского района такой участок был всегда, с момента открытия в начале 1980-х годов. Директор учебного заведения Галина Жаренова отмечает, что здесь всегда работали творческие и инициативные педагоги, которые бережно передавали школьное сельхознаследство из поколения в поколение.

На участке размером около гектара есть свой сад, питомник, овощной, цветочный, экспериментальный отделы. На грядках растут капуста, картошка, свекла и морковь, кабачки, лук и зелень, в теплице — огурцы и помидоры, в саду зреют ягоды и фрукты, в питомнике подрастают крошечные сосны, дубы, ели и ивы, на небольшом поле колосятся рожь и овес. Школьники учатся не только сажать растения и ухаживать за ними, но и ставят опыты, сравнивают сорта, наблюдают, делают выводы. Выращивание редких растений они называют своим хобби.

дети-школьники в саду

В прошлом году у нас цвел лен, и это было так красиво, — вспоминает ученица школы Екатерина Иванова и добавляет, что больше всего любит момент сбора урожая. — Это такое счастье, когда ты держишь в руках то, что выросло благодаря твоим заботам, на твоих глазах. Мы с ребятами собираем овощи и ягоды, но чаще всего это делают учителя. Работники столовой рассчитывают, сколько из собранного пойдет на обед сейчас, а что, после подготовки к хранению, будет убрано на зиму.

Когда завершается сбор овощей с огородов, в школах проходит Праздник урожая, или День осени. Молодой педагог Елена Махмуди рассказывает, что когда несколько лет назад пришла работать в Михалёвскую школу, была приятно удивлена необычной традицией — готовить праздничный винегрет из овощей, выращенных на приусадебном участке, которого хватает на всех гостей.

По словам директора школы, всё, что выросло на участке, идет в столовую, превращаясь в дополнительный витаминный стол. В основном это салаты, которые добавляются к обычному меню — борщам и рассольникам, картофельному пюре, соленьям, пирожкам с капустой, яблоками и ягодами, морсам, травяным чаям и компотам. Школьное питание тщательно продумывается заведующей школьной столовой совместно с врачами-диетологами, и в каждый из пяти учебных дней дети получают разные блюда и салаты.


Теплые уроки

Мне запомнились уроки труда, где мы занимались выращиванием овощей и зелени, запомнились какой-то особенной теплотой, — рассказывает ивановский врач-психотерапевт Вера Мочалова про свои школьные годы. — Теперь, будучи психотерапевтом, я знаю о том, что подобные занятия помогают развить эмоционально-чувственную сферу, эмоциональный интеллект ребенка. Кроме того, наблюдение за ростом овощей успокаивает, благотворно влияет на психику. Малыш учится созидать, и это очень ценно.

Замдиректора по учебно-воспитательной работе ивановской школы № 50 Анастасия Зенкова вспоминает, что раньше приучали к труду с самого детства — школьники пололи грядки, поливали цветы.


Осень — время сбора урожая. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на школьном приусадебном участке используется для организации питания учащихся в школьной столовой. Сентябрьская погода порадовала тёплым солнечным деньком. В этом году в нашей школе выращен богатый урожай овощей. Сотрудники МОБУ Ургушевс кая СОШ собрали с пришкольного участка картофель, свеклу, морковь, лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп и др. Осталось убрать богатый урожай капусты. Но это уже после первых морозов. Для питания учащихся школы этих овощей хватит на весь учебный год. Выращенные за лето овощи разнообразят питание в школьной столовой.

Читайте также: