Убрав урожай с огородов охотники начали собираться в тайгу на всю зиму

Обновлено: 19.09.2024

Формы обучения: индивидуальная, групповая (работа в парах), фронтальная.

  • Ознакомление учащихся с общей характеристикой деепричастий, рассмотрение грамматических признаков данной части речи.
  • Формирование умений отличать деепричастия от причастий, наречий, других частей речи.
  • Формирование навыка разграничения основного и добавочного действия.
  • Развитие у учащихся способностей к самостоятельной аналитической деятельности через работу с текстом параграфа, раздаточным материалом.
  • Развитие творческих и логических способностей через составление структурно – логических схем (кластеров).
  • Развитие у школьников умений полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике.

1. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.

На доске записан текст:

Октябрь выдался тёплым и сухим. Лишь по ночам замерзали лужицы, оттаивая к полудню. Убрав урожай с огородов, охотники начали собираться в тайгу на всю зиму.

- Прочитав текст, определите общие и отличительные грамматические признаки выделенных слов.

- Выделенные слова отвечают на вопрос как? (что делая? что сделав?).

- В предложениях выделенные слова являются обстоятельствами.

- Слова оттаивая, убрав имеют разный вид (первое слово несовершенного вида, второе – совершенного).

- Скорее всего, они образованы от глаголов, как и причастия, но имеют другое строение, иные вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, после чего на доске и в тетрадях записывается тема урока – “Деепричастие как часть речи”.

Учитель раздаёт школьникам графическую таблицу – “Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)” (приложение №1) и предлагает самостоятельно заполнить две первые графы по теме урока.

Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах.

Учитель опрашивает школьников, а затем заполняет такие же графы на доске, опираясь на высказывания учеников.

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ
1.Деепричастие – это часть речи.

2.Деепричастие изучается в разделе “Морфология”.

3.Деепричастие схоже с причастием, так как обе части речи образованы от глаголов.

4.Деепричастие имеет вид (совершенный и несовершенный).

2.Как изменяется деепричастие?

3.Каким способом и при помощи каких морфем образуется деепричастие?

Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы “Знаю”, “Хочу узнать” по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графу “Категория информации” (роль деепричастия в предложении, образование деепричастий, грамматические признаки и т.д.).

- Откуда у вас сведения о деепричастии?

- Прочитал в учебнике.

- Слышал раньше от учителя.

- Узнал от одноклассника и др.

Учитель предлагает заполнить графу “Источники информации”, после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации станет текст, с которым будут работать учащиеся.

2. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом параграфа № 26 “Деепричастие как часть речи” и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся (приложение №2).

Учащиеся знакомятся с материалом, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – “Узнал(а)”. Напротив каждого вопроса пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали в графе “Хочу узнать”) записывают ниже.

3.С тадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; активное переосмысление школьником собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний; постановка учеником новых целей обучения; построение дальнейшего маршрута обучения.

По итогам работы учитель опрашивает учеников и, опираясь на их ответы, заполняет на доске третью графу.

2.Деепричастие не изменяется.

3. Деепричастия образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффиксов –а-, -я-, -в-, -вш-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-.

4. Как и причастия, деепричастия образованы от глаголов.

Как и наречия, деепричастия не изменяются.

Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, возвратными и невозвратными.

Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов.

Новая информация (которую не запрашивали)

1. Деепричастие чаще всего относится к глаголу – сказуемому (редко к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным).

2. Деепричастия широко употребляются в книжной речи (как в поэзии, так и в прозе).

Учитель предлагает дополнить графы “Категория информации” и “Источник информации”.

Ответы учащихся по графе “Категория информации”:

- Употребление деепричастий в русском языке.

- Глагольные признаки деепричастия.

- Наречные признаки деепричастия.

Ответы учащихся по графе “Источник информации”:

- Раздаточный материал учителя.

- А что бы вы хотели ещё узнать о деепричастии? Дополните графу “ Хочу узнать” своими вопросами.

- От всех ли глаголов можно образовать деепричастия?

- Есть ли среди деепричастий антонимы и синонимы?

- Много ли деепричастий, которые вышли из активного употребления (т.е. стали устаревшими словами)?

- Есть ли деепричастия или схожие формы в других языках?

- Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

- Справочники и энциклопедии.

Для подведения итогов урока и закрепления изученного материала учитель предлагает школьникам составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме “Деепричастие”.

Учащиеся в парах работают над созданием структурно – логических схем (кластеров), после чего несколько групп представляют свои работы.

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся следующее задание: продолжить предложение с деепричастным оборотом, подобрав из представленных вариантов верные.

1. моё одеяло оказалось на полу.

2. я обнаружил одеяло на полу.

3. я позвонил однокласснику.

4. раздался телефонный звонок.

5. моя голова сильно болела.

6. я почувствовал сильную головную боль.

7. мы отправились на рыбалку.

8. необходимо пойти в институт.

Учащиеся выбирают верные варианты (№ 2,3,6,7), комментируют свои ответы.

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.

Домашнее задание:

1. Опираясь на дополнительные вопросы графы “Хочу узнать”, подобрать материал о деепричастии. При выполнении задания использовать дополнительную литературу, Интернет, иные источники информации.

2. Подготовить устный рассказ на тему “Деепричастие как часть речи”, опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).

3. Из произведений художественной литературы выписать три – четыре предложения с деепричастиями, обозначив основное и добавочное действия.

В качестве учебного пособия предлагается использовать учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба; науч.ред. Н.М.Шанский.

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ(А)
КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАЦИИ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Деепричастие – это неизменяемая часть речи (особая форма глагола), которая обозначает добавочное действие при основном и отвечает на вопросы как? (что делая? что сделав?).

Деепричастия образуются от глаголов: думать – думая, цепляться – цепляясь.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы: сказать (что сделать?) – сказав (что сделав?), думать (что делать?) – думая (что делая?).

Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным: бегая (невозвратное), кривляясь (возвратное).

Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов: играть с братом – играющая с братом – играя с братом.

В предложении деепричастие бывает обстоятельством: Роняя снег, проходят тучи. Проходят – это основное действие, выраженное глаголом – сказуемым. Роняя – это добавочное действие, выраженное обстоятельством. Деепричастие относится к глаголу – сказуемому (редко примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным).

Действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия: Шумит, размахивая вершинами деревьев, старый лес. (лес шумит и размахивает).

Как и причастия, деепричастия образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффиксов –а-, -я-, -в-, -вш-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-: постучать – постучав - постучавши, строить – строя, быть – будучи, жалеть – жалея – жалеючи.

Деепричастия схожи с наречиями тем, что обе части речи не изменяются.

Деепричастия широко употребляются в книжной речи (как в поэзии, так и в прозе): Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. (М.Ю.Лермонтов).

Часто деепричастия употребляются во фразеологических оборотах: сломя голову, спустя рукава, положа руку на сердце, не покладая рук, затаив дыхание, задрав нос.

(Год из жизни Богатыревых)

Амурские звероловы (Год из жизни Богатыревых) - i_001.jpg

Прорвав теснины Малого Хингана, Амур раздается вширь на неоглядной заболоченной Сунгарийской низменности, меняя свое направление с южного на северо-восточное. Недалеко от Хабаровска он разветвляется на два рукава. Левый, более полноводный, течет в прежнем направлении, а правый устремляется на юго-восток, но, натолкнувшись на западные отроги Сихотэ-Алиня, поворачивает и сливается с левым. В широком русле реки разбросано множество мелких и больших островов. В большую воду некоторые из них затопляются, в малую — подступают к ним песчаные косы. Окаймленные густыми тальниками, они покрыты высоким вейником — труднопроходимой травой. На песчаных гривках островов растут редкие корявые дубки и осины. Релки чередуются с извилистыми заливами и мелководными озерами, зеркальную гладь которых устилают узорчатые листья водяного ореха — чилима, а на иных и широкие круглые — лотоса.

На одной из таких песчаных грив, на северо-восточной части острова, расположен пышный огород охотника-промысловика Богатырева. Кроме обычных в этих местах картофеля, капусты и помидоров на грядках растут синие баклажаны, сладкий перец, арбузы и дыни. Заканчивается последний месяц лета, и хозяин, в ожидании сбора урожая, живет на огороде в легком шалаше, сооруженном из ивняка и накрытом снопами вейника. Из ближнего правобережного поселка Богатырев привозит на остров соль, хлеб да спички, остальное — все свое, выращенное в огороде или заготовленное в тайге впрок. В ближнем заливе ловит Богатырев жирных сазанов и карасей. Амур — река рыбная, только не ленись!

Вскоре лодка мягко ткнулась носом в золотистый песок берега, и из нее ловко выпрыгнул молодой еще мужчина в кожаной куртке и высоких резиновых сапогах.

— Здравствуй, Иван Тимофеевич, дорогой мой! — И с этими словами Перекатов обнял по-сыновьи Богатырева за плечи. — Забрался на свою заимку и думаешь, не найду тебя?

— Здравствуйте, здравствуйте, Олег Константинович! Вот уж не ждал! Рад такому гостю!

Глаза Богатырева щурились, лицо озаряла добрая улыбка, говорившая о большой взаимной симпатии двух давно не видевшихся людей и чрезвычайно обрадовавшихся неожиданной встрече.

— За поклон спасибо, а теперь пойдем в шалаш, попотчую тебя чем бог послал. Там и о новостях потолкуем.

Они направились к немудреному жилью Богатырева. Проходя вдоль огородных грядок, охотовед изумился:

— Да у тебя и впрямь бахча! Гляди-ко, арбузы какие. В этом-то верных килограммов шесть будет!

— Ежели руки приложить, у нас все вырастить можно. Арбузы у меня на чистом песке, да прежде чем посадить их, я в каждую лунку по десятку ведер свежей землицы подвалил да бумажными колпачками рассаду попервости прикрывал. Вот и погнало плети в рост.

Подойдя к шалашу, охотовед опустился на пустой ящик, служивший хозяину табуреткой, скинул шапку и достал папиросы.

— Хорошо у тебя, Иван Тимофеевич, красота-то какая вокруг. Пожить бы с тобой здесь!

— За чем же дело стало? Оставайся, вот и поживем вместе, рыбки половим. Ты, поди, проголодался, — и с такими словами Богатырев придвинул гостю низенький легкий столик и выложил на него несколько подрумяненных карасей, печенных у костра на ивовых палочках. — Отведай, а я схожу выберу арбуз поспелее.

Вскоре он принес темно-зеленый арбуз; от легкого нажима ножа плод звонко лопнул. Красная зернистая сердцевина была сладкой и прохладной, она приятно утоляла жажду, вызванную солоноватой рыбой.

— Ешь на здоровье. Арбузами еще никто не объедался.

После радушного угощения Перекатов ополоснул лицо и руки, закурил и подсел к Ивану Тимофеевичу.

— Нынче, Иван Тимофеевич, промысловый сезон у нас будет напряженный. Заготовительные планы пушнины высокие, а тут еще зверя живьем брать нужно на экспорт.

Лицо старого охотника оживилось:

— Поди, на отлов тигра агитировать приехал?

— На этот раз тигров ловить не будете. А вот кабанов вам предстоит с десяток поймать, изюбров пару, ну а харз, выдр, росомах — сколько удастся. По соболям план твердый: сто двадцать, и ни одного больше.

— Уж больно ты загодя планировать любишь. В тайге — не на ферме, как подфартит, а то и сотни не возьмешь. Или, скажем, сто тридцать возьмем, так что, протокол составлять будешь?

— Я тебя, Иван Тимофеевич, очень уважаю. Охотник ты отличный, но пойми, что планы по добыче соболя перевыполнять нельзя: вид лимитированный. Раньше, когда всякого зверя было много, охотился ты по принципу: чем больше добыл — тем лучше. Сколько нашел, столько взял. Теперь запасы зверя подсчитаны, план отлова ученые определяют. Нужно зверя и на расплод оставлять. Пришла пора и охотнику сдерживаться. Отстрелял норму, занимайся другим делом, а попался тебе соболь — полюбуйся на него, но не трогай.

— Не дело ты говоришь, Перекатов, — возразил Богатырев, — мои отец и дед были на Амуре охотниками и, коль зверя нашли, обязательно изоблавят. И ничего, еще и на мой век хватает. Да какой охотник от зверя отвернется, свой фарт упустит?

— Не спорю, так было, да теперь не те времена. Я знаю, хочешь ты, чтобы и внукам зверь в изобилии достался, не правда ли, Тимофеич?

— А как же, зверя с расчетом бить надо.

— Ну, вот и я об этом же толкую! — воскликнул, улыбаясь, Перекатов.

— Ладно, будет здоровье, так справимся с заданием. Бригада у меня надежная. Словом, не подведем. Только и ты промхоз подшевели, чтобы транспортом обеспечил да капканами снабдил.

Богатырев с интересом выслушал подробный рассказ охотоведа, как и когда начинается завоз охотников на угодья, где предполагается ловить зверя, как будет организован прием у них добытой пушнины и зверя.

— Да, добрые вести ты мне привез. Давай-ка арбуз доедай, не ленись, не больно-то вас там в городе балуют ими, — и он протянул гостю добрый ломоть сахарного, истекающего соком лакомства.

— Ты прав, хотя и много привозят к нам фруктов, но большей частью они недозрелые, не такие сладкие.

Разомлев от горячего солнца, Перекатов растянулся на траве.

— Чего нового в газетах? — осведомился Богатырев.

— Особых новостей нет. ФРГ договор с нами подписала.

— Про японцев что пишут?

— Торговать с ними будем, — уклончиво ответил охотовед.

Богатырев присел на колодину. Пышная серебристая борода, ниспадавшая на его широкую грудь, и черные густые брови делали его схожим с Ильей Муромцем. Перекатов невольно залюбовался им и, как всегда в такие минуты, отметил про себя, насколько сильны в Богатыреве черты истинного русского человека.

— Ты прав, Иван Тимофеевич. Землица наша добрая, хотя трудновата в обработке. Да что и говорить, крепкими корнями мы в эту землю вросли, потом и кровью ее полили, своими косточками удобрили. Но как же можно ее не любить? Ведь родная она нам! Богатыревы триста лет на Амуре живут. Мой дед сказывал, что его родители были с Усть-Зейской слободы, в ней они всю жизнь прожили, там и схоронены.

— А что, Иван Тимофеевич, не топит тебя?

— Всяко бывает. Только я заметил: ежели лед весной лезет на берег протоки и остается на нем — быть наводнению. Если ледоход прошел и льдин на берегу не осталось, плесы чистые — на островах сидеть можно, не затопит.

Читайте также: