Учись растить в себе любовь протоиерей валериан кречетов

Обновлено: 05.10.2024

В этот сборник вошли интервью, которые отец Валериан дал в последние годы различным журналам, интернет-сайтам, телевидению на самые злободневные темы современной жизни, а также лекции-беседы со слушателями Высших Богословских курсов при Московской Православной духовной академии. Отец Валериан говорит о духовных проблемах и бедах современных христиан, о традиции и важности сохранения преемства в Церкви, о духовничестве и своих духовных наставниках, вспоминает о той православной России, которую уже потеряли, но дыхание которой еще ощущается, и одно прикосновение к ней бывает целительным для наших мятущихся душ. Говорит отец Валериан о проблемах семьи – как о проблемах человечества. Сам батюшка большой специалист в этом вопросе, и в этом – особенно: ведь дело в том, что у него семеро детей и 35 внуков.

Фотография книги Учись растить в себе любовь

Имя протоиерея Валериана Кречетова, опытного духовника и одного из старейших пастырей нашей Церкви, известно многим. В сборник вошли интервью, которые отец Валериан дал в последние годы различным журналам, интернет-сайтам, телевидению на самые злободневные темы современной жизни, а также лекции-беседы со слушателями Высших Богословских курсов при Московской Православной духовной академии.

ЧАСТЬ II. ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ – ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Учись растить в себе любовь – 159
Обучение основам – 177
О воспитании родителей – 200
Самостоятельность – это ответственность – 231
О молодежных субкультурах – 240
Таланты нам даны для духовного совершенствования – 255
Когда труд – радость – 267
Любовь никогда не перестает – 282
Сонаследники вечной жизни – 302

ЧАСТЬ III. ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ ИЗ ПОДМОСКОВНОГО СЕЛА
Возвращение на землю – 341
Хлеб в поте лица – 364
Исцеление расслабленных – 389
Диво всемирное – 413

Именной указатель – 435

Купить книгу "Учись растить в себе любовь" с оптовой скидкой можно при заказе любых позиций на сумму от 7 000 рублей.


-Добрый вечер дорогие братья и сестры! У микрофона Виктор Саулкин, и я рад сообщить нашим слушателям, что сегодня в нашей студии протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Божьей Матери и Новомучеников в селе Акулово, под Москвой.

Истина есть Кто, это жизнь, это Христос. И вот поэтому- то истина себя защищает, так еще было в древности.

Истина - это то, что есть. Когда - то был такой отец Сергий в нашей Академии. Он говорил, что истина - это есть она, это то, что есть.

У нас путают некоторые вещи. В свое время прекрасно сказал святитель Николай Сербский. Он сказал, что первые люди немного знали, но все понимали. Потом стали знать больше, понимать меньше.

Ну, а со временем, видимо, может, много будут знать, но ничего не понимать. Вот именно понимание, это и есть главное в истине.

Поэтому любящим истину Господь открывает эту истину, а это и есть истинная жизнь.

Ведь у нас путают две вещи, оглядываясь на то, что происходит, но это же вот есть, оно есть! С одной стороны его нет в духовном смысле.

-То есть, то, что от любви, от Бога - оно существует?

-То, что от любви - оно живет, а остальное существует.

То, что существует, не все живет, потому что жизнь - это то, что всегда. А не жизнь - это то, что есть, а потом его нет.

Почему у нас иногда эти вещи не понимая путают.

Есть именно это понятие духовное понятие добра и зла.

У нас различают: человек совершил преступление - да, это плохо.

Совершил какое- то дело - это хорошее, это плохое.

Да, но он-то совершает в отношении себя самого.

Допустим, человек пьет, курит, травит себя, прежде всего, он себе самому делает вред. Он отравляет свой организм, в общем, приближает свой конец, свои органы приводит в негодность.

Когда он соприкасается с другим, он приносит зло еще и другому своим поведением, оно имеет локальную форму, от исходящего.

Почему часто старается кто-то в другом человеке, как вот в детстве говорят- заводит его, старается, чтобы он разозлился. И если человек не реагирует на это, тот начинает беситься. Тот, кто пытается в другом, это зло пробудить.

Самое удивительное, что в этом отношении зло - это и грех, и уход в небытие. Оно не может жить, оно будет умирать. Ну, существует пока до Страшного суда, а потом отойдет.

-И что замечательно в этом отношении, даже православные люди эту истину воспринимали - и писатели, и поэты.

Это действительно беда, потому что большая часть людей просто не знают ни Евангелия, ни Священного Писания, да что там говорить.

-Я приезжал в Оптину, где издавались первые книги.

-Так вот это гордыня. А кстати, в отношении Толстого очень интересно, была такая Нина Алексеевна, старушка, дочка хирурга Мартынова. Приезжала к нам в храм часто, потом я ее хоронил.

Она рассказывала впечатления ее отца. Когда его пригласили ко Льву Николаевичу как врача, они не ожидали, как это сейчас называют, был такой пиар вокруг этой личности. Это в самом деле такая личность, такая глыба, великий писатель.

Вот почему интересно говорить с людьми - современниками.

Так вот, очень интересно, что люди увлекались этим революционным духом. Но, по сути, революционный дух, это: все до основания разрушим, а вот что потом получится, неизвестно. Но разрушить сначала. Поэтому этот дух противления, разрушения, это дух бунтарский. Это дух сатаны.

-Первые революционеры- падшие ангелы.

-Совершенно верно. Это все имеет глубокие корни еще до человека, человек потом к этому духу присоединился.

Как говорил Николай Сербский, человек имеет природный дух, который делает выбор между духом адским и Божьим духом. И вот куда он склоняется.

Это опять же принесло пользу, а не произвело бы шума.

-Батюшка, эти слова, которые обличают всех революционеров, в том числе и декабристов.

С премудростью святая простота.

Когда я начал заниматься наукой я мало веровал, теперь уверовал и достиг известных высот в науке.

Так вот простой народ очень просто говорил. Он говорил, что дух бунтарства не может ничего доброго принести. Вот это разрушение всего и вся, ничего не создающее.

Только сегодня разговаривал с одним интересным человеком.

Атеизм -это то, что не имеет положительной стороны. Это отрицание, ведь должно быть что- то положительное. Вместо чего- то что- то. И вот эта истина в жизни свидетельствуется.

Только в состоянии благодушия человек может сориентироваться правильно. Вот когда была революция, то Господь поставил светильник нашей Церкви, Патриарха Тихона. Тихона тишайшего.

Именно такого тихого, потому что нужна была любовь, и эта любовь могла сориентироваться только в тех обстоятельствах.

Только любовь может это разуметь, и через смирение, через любовь человек может понять, если ему Господь откроет то, что происходит.

Вот замечательно, что обычно, когда что- то проходит, то потом что то забывается, что- то остается.

Ну, я думаю, подмечено точно, но выражено не совсем верно.

Здесь не свойство человека, хотя оно, в какой то, степени присутствует, а свойство самой этой сущности, сущности добра и зла.

Добро- оно живет, поэтому оно помнится. А зло, оно переживет, оно прошло и все, его нет. Его нет, и не было уже.

И это его небытие и возрождает из прошлого.

Почему враг старается, чтобы у человека добро осталось, тогда у него злопамятство появляется. Он это зло помнит, вот это то, чего как раз и не нужно делать.

Это заповедь Божия: если будешь отвечать на зло, злом, то и в тебе появится зло. А когда тебе причиняют зло, когда на тебя воздействуют злом - старайся, чтобы в тебе зло не возникло.

Даже если не можешь, то погаси в себе зло с Божьей помощью.

Кстати замечательно в свое время написал Александр Сергеевич Пушкин. Я когда вспомнил его: что прошло - то будет мило. Думаю, кто же сказал, Тютчев? Нет, не похоже, кажется, это Александр Сергеевич Пушкин.

Вот его стихотворение:

«Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись

В день уныния смирись.

День веселья верь, настанет.

Сердце в будущем живет.

все мгновенно, все пройдет.

Что пройдет, то будет мило.

Мне понравилось стихотворение, правда, мне захотелось немного Пушкину подсказать как священнику, просто. И я добавил немножечко:

«Если жизнь тебя обманет

- не печалься, не сердись.

В день уныния смирись,

а смеялись- помолись,

День веселья верь, настанет.

Сердце будущим живет.

все мгновенно, все пройдет.

Что придет, то будет мило,

Так что история идет, дополняется. Мне очень нравятся высказывания Белинского и Пушкина насчет Евангелия. Я когда- то услышал это и был поражен- неужели это Белинский так сказал, а это он так сказал:

-Батюшка, а от неистового Виссариона такого никто не ожидал таких слов!

-А здесь видите, в чем дело. Мы забываем, что человек находится между двумя мирами, как сказал святитель Николай Сербский. И он может от одного мира принимать и от другого мира принимать, смотря по своему состоянию. Господь, как всегда, стремится к человеку, но человек не всегда может принять то, что ему Господь посылает. Он иногда принимает, но, поддаваясь земному, отрывается, и возникает что- то иное.

Есть классический пример. У апостола Петра. Господь его спрашивает: За кого принимают Меня люди?

А вы за кого принимаете?

- За Сына Божьего!

Господь говорит Петру:

- Но Мне много нужно пострадать и быть убиенным.

Апостол говорит: Может, это не делать как - нибудь?!

И Он тому же Петру, с которым говорил пять минут назад, говорит:

- Отойди от Меня, сатана!

Вот эти все революционные движения, порывы, понимаете дух- то мира, и дух революционный - не тот дух. Потому что есть Дух Божий, Он иной, но в нем то и вся сила.

Вот замечательно в этом отношении о премудрости Божьей говорит святитель Николай Сербский, есть замечательные книги.

Он говорит нам: «Всем этим управляет промысел Божий и Высшая Премудрость. Нет такого лукавства ни на земле, ни в аду, которое могло бы обмануть вечную, небесную мудрость. Во многих поединках она выглядит побитой в глазах тех, кто думает, что битва окончена. Но, она смотрит вдаль, и видит день своей победы. Когда противники ее кличут победу, она молчаливо записывает кажущееся убытком своим в прибыль.

В конце ее противники раскрывают рты, пораженные, от ужаса. ….Она никогда в борьбе небесной не теряет преимущество, и отступают пред нею как побитые. Но в конце она их развевает как солому, и ее руки как прутики ломают железо… Взмахом руки поворачивает тучи летящих стрел назад на стреляющих. Одной мыслию своею она поднимает падающих, возвышает малых, сокрушенных милует. А дыхание ее - неодолимой силы.

Замечательные слова. Это как раз часто и в наше время происходит.

Поэтому сейчас, слава Богу, у нас второй храм построен.

И монастыри восстанавливаются, Дивеево, Соловки, Валаам, где было 800 мучеников, да что там говорить.Одним словом, и свидетельство есть.

Я один замечательный пример услышал, когда один приходит к старцу и говорит: Что это у тебя все получается и внимается?

Тот говорит: Так терпение ведь нужно!.

Он говорит: Ну что такое терпение?! Терпишь-терпишь, ничего не меняется. Ну, все равно, что воду решетом носить.

А тот ему отвечает: А ты дождись зимы.

Так мы дождались зимы.

Вот мы когда были свидетелями, у нас не хватает сил даже, насколько сильна потребность духовная.

-Батюшка, вот удивительные слова, когда противники небесной мудрости взрывали, разрушали храмы - они торжествовали. Им казалось, что это навсегда.

-Вот, святитель Николай говорил слова, такие- прямо горящие.

У него вообще есть такие слова, конечно, в наше время слышать их некоторым может быть и странно, но это говорит святитель, святой.

Такая сделка выгодна, когда за недорогую цену покупаешь сокровище.

-Но что произошло у нас в 1917 году? Держава погибла, а сонм ново-мучеников в России воссиял.

-Больше того, когда к этому еще добавилась Великая отечественная война, а я тогда застал ее. Тогда еще началось обращение, и солдаты все с благословениями, с ладанками, с молитвами прошли войну. Кирилл, наш старец, и множество других. Я застал этих людей, которые прошли войну. А талант- то не погибнет?

- Нет, он раскроется в быту. Вот ангел говорит ему….

-Интересно, как понимать: раскроется в быту?! Ведь до этого ангел говорил, что причина не в одряхлении. Что через сердца людей проросло стремление к материальному.

-Ну, тут видите, в чем дело. Он говорит о том, что есть свобода внешняя и свобода внутренняя, он говорит о золотой свободе.

«Свобода государства не может эту свободу увеличить и несвободу уменьшить. Это благо сокрыто внутри души, нам ее не украсть, храм не разрушить, огнем не спалить, смертью не уничтожить.

-У святителя Николая?

Я слышал такое изречение: «Несколько таких бы святителей туда

-Звонок пришел, говорите.

-Здравствуйте. Раба Божия Лидия беспокоит. Мои дети смущаются, что я им подарила свечки, привезенные моей приятельницей из Иерусалима, обожженные на Гробе Господнем. 33 свечи я разделила себе, зятю и детям. Но зять считает, что не положено делить эти 33 свечи. Я смущаюсь.

-Вы знаете, я не совсем понял, что смущает зятя, потому что когда мы делимся какой- то святыней, мы делимся и земным состоянием, поэтому в этом нет ничего плохого. А что же если святыней делятся между собой? Я думаю, что плохого нет. Сила благодати часто не зависит от количества и от размеров чего- то, а от веры и восприятия.

Вот что значит, когда появляется смирение - как раз является благодать.

-Батюшка, вы сегодня вспоминали замечательные строки Александра Сергеевича Пушкина и говорили, что мы мало знаем о многих людях.

-И вот в четверг, 2 февраля, состоится вечер, посвященный 120- летию со дня рождения Цветаевой. Мы приглашаем наших слушателей. А о Марии Ивановне мы тоже ничего не знаем. Я ее представляю с такой бунтарской душой, хотя она и переживала тяжелые времена.

-Я не очень знаком с ее произведениями, честно говоря, но отец Николай Гурьянов относился к ней хорошо. Это известно.

И дело в том, что иной этот бунтарский дух, он просто как дань времени. Это не есть что-то глубинное.

Вот тот же Александр Сергеевич, он же тоже увлекался? И такие вещи выдавал! Я уж не говорю о Евгении Онегине.

-Батюшка, возвращаясь снова к теме революции и бунтарства, я никак не могу понять, как православные люди в 1917 году могли выходить на митинги. А вот вы сегодня сказали, что у человека во гневе, раздражительного, исчезает способность мыслить и рассуждать.

-Да. Это злоба помрачает добрые помыслы. Когда человек озлобляется - у него пропадает доброта. А похотливость меняет ум, он становится беспомощным. Потому что отступает благодать, а без благодати, что такое человек? Это игрушка в лапах бесов.

-То есть, дорогие братья и сестры, то о чем приходится много говорить в последнее время в эфире - все эти протесты, митинги, сборища лишают людей возможности самостоятельно действовать и мыслить, и делают их игрушками.

-А потом дело все в том, что народ подметил, когда начинают все низвергать: вместе с водой выплеснули ребенка.

Ведь что- то было хорошее, и последующие пользуются тем, что до них жило и было.

-Мне очень нравится притча, такая назидательная!

-Батюшка еще звонок. Мы слушаем вас.

-Это где в Евангелии написано, вы не можете сказать?

-Да я немножечко отклонилась.

Вы простите, когда цитируют Евангелие нужно цитировать дословно.

-По-моему, наша слушательница открыла не ту книгу.

Нет такого в Евангелии, я не слышал даже приблизительно.

Что нельзя отвечать злом на зло - это да, но дальше это что такое?

-Батюшка, мы вот о новомучениках, сегодня, и исповедников вспоминаем. Как сохранить живую связь с ними, с такими людьми, как иеромонах Серафим Орлов?

Именно это, оно- то в жизни и бывает, мы даже пересматриваем те же произведения, классику, потом уже по- новому смотрим на них.

-Дело в том, что ваш батюшка покойный отец Серафим, отец Сергий и многие новомученики, отец Николай Гурьянов, им пришлось жизнью своей доказать, что христианство - это жизнь. То есть они прошли невероятно тяжелые испытания.

А у нас сегодня, в наше время, этот мир, земля прорастает сквозь душу, как говорил святитель Николай, многим не дает в себе любовь взращивать. И мы духовно вроде бы чтим исповедников, ново-мучеников, их труды, а к себе не применяем. Очень трудно эту связь в себе удержать.

То есть если любовь была и прошла, значит, это была не любовь.

И поэтому то, что проходит, оно самолюбие. Мы любили то, что нам нравилось, как- то забывая о Боге. Вот это очень непросто.

Вот так и любовь, все ненужное, все, что против любви, нужно отбрасывать. А это, прежде всего, любовь не раздражается.

Вот гнев мужа, сказано в Святом Писании, он правды не соделывает.

В гневе не поступишь так, как подобает.

И поэтому одним из самых любимых дьявольских оружий является раздражение, а за ним следующий гнев.

Себя победишь - и будешь непобедим.

-Да в том- то и дело, что когда любовь у человека, то он о себе столько не думает, а старается, все- таки, думать о другом.

Очень хорошо сказал Святитель Феофан: Где кончается саможаление, там начинается спасение. А ведь все равно эта жизнь проходит.

Потому что ты в этом каешься, и это смиряет человека.

А другого - это его дело.

-То есть не хранить в себе зло?

-Не нужно носить в себе это зло. А то тащат всю жизнь. Две вещи делают люди безумные- переживают то, что уже прошло или то, что еще не наступило.

Кстати об этом прекрасно говорит святитель Михаил Грибановский.

Он говорит, что Господь учит жить настоящим моментом. Жить, как говорится, не грешить. А что прошло, прости Господи, если что не так. А то, что будет, то, что Бог даст.

Если мы что- то планируем - нужно помнить, что без Бога -то мы не до порога.

Очень мне нравятся слова апостола Иакова: «Вы, говорящие: завтра пойдем туда- то, сделаем то- то, вы не знаете, что завтра с вами будет.

-Батюшка, вы, когда то рассказывали, что Слово Божье часто ограждает от искушений. То есть не просто формально мы говорим: Если Бог даст, если Богу угодно, а это очень важно так мыслить и так говорить даже.

-Да конечно. Отец Сергий Орлов говорил: Нужно свою душу перестраивать?

А в отношении того, как будет и что будет, и как будет происходить, нужна такая добродетель как терпение. Это старец сказал: Терпение нужно.

Кстати, отец Иоанн Крестьянкин приезжал к отцу Сергию на исповедь, он давно его знал и в свое время его чуть не поставили на поклоны, за то, что он не поверил, что откроется дверь. Отец Сергий твердо верил, что дверь откроется.

-А отец Иоанн тогда не поверил.

-Да, ну по молодости тогда было, и он так строго, он, конечно, смиренный был старец. И вот мне отец Иоанн встречается, он с сыном приезжал и говорит: Читал Апостола Иакова? Батюшка, да вроде немножечко знаю. Вот говорит, у кого не хватает мудрости, тот просит мудрости. Да я знаю, говорю.

- Что такое терпение? Это искусство в обстоятельствах жизни поступить так, чтобы не нагрешить.

-Очень интересное изъяснение.

Я думаю: Что же такое?

- Да вот уж не знаем что делать!

Я говорю: А сколько ему времени?

- Ну, это, наверное, зубы режутся.

У меня своих двое внуков, я представляю, что это такое.

Она говорит: Да что же делать?

Я говорю: «Слушай, вот человек рождается и начинает есть, а зубов- то нет, и ест-ест без зубов.

Тут зубы начинают вылезать, потом ест-ест, они начинают вываливаться, и все равно ест. Иногда все вывалятся - и все равно ест.

Значит зубы не для еды, прежде всего.

Когда зубы начинают вылезать?! Перед тем как начинает говорить, что бы держал язык за зубами. А если свое назначение зубы не выполняют, не держат язык, то начинают вываливаться. Вот одна из причин, почему мы теряем зубы.

А мне говорят: Батюшка, а вы знаете, сколько сейчас один зуб стоит отремонтировать?

Я думаю: Теперь понятно как наши предки были дальновидны. Говорили: Молчание это золото!

-Вот это и есть жизнь, христианство это жизнь!

Действительно молчал бы, жил с тещей и молчал. А то начинают: дай мне квартиру! Дай то-се!

-Наша передача подходит к концу, и чтобы раскрыть два этих изречения, нужен, наверное, не один год. Батюшка, мы вас всегда ждем, потому что христианство - это жизнь, и мы только к этому прикоснулись. И учимся растить в себе любовь.

Мы бы вас, Батюшка, просили бы не оставлять надолго Радонеж.

-Да, действительно. Понимаете, я вот сказал насчет молчания, терпения. Это наша повседневная жизнь.

Так что Бог в помощь всем, желающим спастись!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Молитвы на каждый день †

Молитвы на каждый день †

Молитвы на каждый день † запись закреплена

Учись растить в себе любовь. Это очень важно. Потому что без любви собственно человек не живет. Это существование. Беда в том, что у нас потеряли сущность. И немногие задумываются над сущностью.
Протоиерей Валериан Кречетов

Людмила Комлева

🙏🏻
🙏🏻
🙏🏻

Алексей Щедрин

Икона Сретения (Встречи) Пресвятой Богородицы с матерью пророка и крестителя Господня Иоанна, праведной Елисаветой.

Читайте также: