Удобрения 6 класс биология

Обновлено: 04.07.2024

урок по УМК В.В.Пасечника "Минеральное питание растений". представлен подробный конспект урока, презентация к уроку, включен региональный компонент.

ВложениеРазмер
урок в 6 классе 1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 37 6.02.2008

Минеральное питание растений.

Задачи: познакомить с процессом поглощения растениями раствора минеральных веществ,

расширить знания о почве, её значении для растений;

познакомить с основными видами удобрений;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать бережное отношение к почве как природному ресурсу.

I. Организация внимания

II. Актуализация изученного.

Но прежде, чем начать изучение новой темы, вспомните, что такое корень, какие зоны мы рассматриваем в корне, какой химический состав имеют растения.

Я предлагаю вам выполнить различные виды работ:

Мы работаем по таблице.

  1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень? (корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения)
  2. Какую зону корня я показываю? (чехлик)
  3. Какова его функция? (защитная)
  4. Как называется эта зона корня? (корневых волосков, всасывающая)
  5. Какова её функция?
  6. Назовите эту зону корня. (деления, роста)

Проверим правильность заполнения схемы.

Ребята, закончили работу с карточками. (собрать)

Мы убедились, что растения, как и все живые организмы состоят из химических веществ. Каким же образом растения получают эти вещества? Ответ на этот вопрос мы получим в ходе урока.

Растения обязательно должны получать главнейшие элементы питания:

АЗОТ, ФОСФОР, КАЛИЙ.

Азот ускоряет рост листьев и стеблей, необходим растению в начале развития.

Фосфор –способствует развитию корневой системы, ускоряет созревание плодов повышает зимостойкость и засухоустойчивость растений.

Калий – участвует в обмене веществ растения.

Кроме основных, растения нуждаются и в других элементах: меди, кобальте, железе. Но они необходимы растению в настолько малых количествах, что получили название - микроэлементы. Недостаток элементов сразу сказывается на растениях, и по внешнему виду можно определить, в чём нуждается растение.

1) При недостатке азота листья и стебли растений становятся жёлтыми, иногда красными, ослабевает рост листьев, образуются короткие и тонкие стебли.

2) При недостатке калия у растений замедляются обменные процессы, листья желтеют и постепенно отмирают

3) Фосфорное голодание приводит к ослаблению роста растений, слабому развитию корней, листья становятся тёмно-зелёными с красно-фиолетовым оттенком.

Все названные нами химические элементы входят в состав минеральных солей.

1)Каким же образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Сухие соли растение не может использовать. Правильно, они должны быть растворены в воде. А вода – такой же необходимый элемент питания для всех живых организмов.

2) Откуда поступает вода в растения?

(Из почвы, и несёт с собой растворённые минеральные соли.)

3) Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы? (Корень)

(демонстрация компьютерной модели)

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения.

Эта модель демонстрирует поступление растворённых веществ в растение или минеральное питание растений.

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображённому в учебнике на стр. 146. (рис. 115)

Работа с учебником. Корневое давление.

Мы убедились, что вода и растворённые в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

(ответы детей – из почвы). Как вы думаете, почему с давних времён человек с трепетом и заботой относится к почве? (кормит, дает урожай)

Вы правильно понимаете. Но не везде можно вырастить хлеб, развести сады и виноградники. Это возможно только на плодородных почвах.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой.

Посмотрите на экран. Перед вами - карта почв России. На территории нашей страны – несколько видов почв, вы можете определить по легенде (условным обозначениям), что на территории нашей страны более 10 видов почв, но самые плодородные из низ – черноземы. Они показаны на карте серым цветом. Мы с вами живём на юге России, в Ставропольском крае.

Обратимся к картам почв СК, они у вас на столах.

Какие почвы расположены у нас в крае? Какие виды почв преобладают в городах КМВ?

Мы безмерно богаты:

Ведь в станицах и сёлах

Почвы самые лучшие –

Их зовут чернозёмы!

Именно чернозёмы отличаются своим плодородием, способностью обеспечивать полноценное минеральное питание растений.

Чтобы знать состав почвы и уметь различать виды почв, ваши сверстники в школе №3 провели исследовательскую работу. Ребята исследовали состав почвы, но результаты этого проекта оказались утеряны по техническим причинам. Я предлагаю вам посмотреть фильм и восстановить результаты исследования.

У вас на столах лежат макеты схемы, которую надо восстановить, вы можете по ходу просмотра делать пометки в ней, а затем мы вместе обсудим и сделаем выводы.

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ И СМОТРИТЕ!

(Демонстрация видеофильма и обсуждение с последующим заполнением схемы)

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Чтобы восполнить недостаток элементов питания, в почву вносят удобрения.

Органические –это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных или растений(перегной, торф).

Минеральные – искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают: азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы: бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Демонстрация коллекции минеральных удобрений .

Удобрения помогают восстановить ресурсы почвы, но вносить их нужно, соблюдая определённые сроки и правила. Иначе, излишек химических веществ будет накапливаться в почве, затем в растении, и далее - в организме человека, а это уже может нанести вред здоровью.

Сегодня на уроке мы узнали о необходимых растению питательных веществах, пути их поступления в растение, о составе почвы и видах минеральных удобрений. Посмотрим, насколько вы внимательны были на уроке.

1) Выполните тестовое задание, которое находится у вас на столах.

(тест) с проверкой на доске.

Теперь обменяйтесь листками с заданиями и проверьте друг друга. Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки.-5

Удобрения - вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения - это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Органические удобрения - удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Корневое давление - давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание - процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски - выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно - зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Правильный ответ:

Почва — это верхний слой земли, который обладает плодородием, т. е. способностью создавать условия для развития растений, обеспечивать их достаточным количеством влаги и минеральных веществ.

Урожай выращиваемых растений зависит прежде всего от плодородия почвы. Для нормального роста и развития растений нужно, чтобы почва содержала все необходимые элементы питания.

Каждый год растения забирают из почвы часть минеральных веществ и её плодородие снижается. Чтобы запас питательных веществ не иссякал, нужно регулярно вносить в почву удобрения .


agricultureg8909411dd640.jpg

Органические удобрения — это навоз, компост, птичий помёт, перегной, торф. Они представляют собой продукты жизнедеятельности живых организмов или их остатки.

Минеральные удобрения — это вещества, содержащие азот (мочевина, аммиачная селитра, натриевая селитра), фосфор (суперфосфат, аммофос, костная мука), калий (зола, калийная соль). Эти три группы удобрений ( азотные , фосфорные и калийные ) нужны растениям в больших количествах.

Требуются также микроудобрения , содержащие бор, молибден, медь, марганец, цинк, кобальт и другие элементы, которых растениям нужно совсем немного. Эти вещества влияют на урожайность, увеличивают устойчивость растений к заболеваниям.

Удобрения вносят перед посадкой, а также в период развития растений. Органические удобрения вносят в почву осенью, а минеральные — перед посевом семян. По мере роста и развития растений проводят их подкормки необходимыми элементами питания.

Для подкормки растений используют те вещества, которые им нужны в данный период жизни. Во время активного роста растений в почву вносят больше азотных удобрений, а при созревании урожая — больше калийных и фосфорных. Количество необходимых растению минеральных веществ определяется его видом (например, для моркови и картофеля требуется большое количество калийных удобрений, а для кукурузы и капусты нужно много азота).

Правильное внесение удобрений позволяет получать высокие урожаи. Но использовать удобрения нужно строго по норме, так как излишек может повредить растениям, а полученный урожай может оказаться даже вредным для человека.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

8.10.19 ТЕМА: УДОБРЕНИЯ Д/з: §25

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

8.10.19 ТЕМА: УДОБРЕНИЯ Д/з: §25

8.10.19 ТЕМА: УДОБРЕНИЯ Д/з: §25


Минеральные вещества Органические вещества Вещества растений Вода Соли Белки.

Минеральные вещества Органические вещества Вещества растений Вода Соли Белки Жиры Углеводы Витамины


рост отток органических веществ к корням цветение и созревание плодов P (пэ).

рост отток органических веществ к корням цветение и созревание плодов P (пэ) - фосфор N (эн) - азот K - калий

Почва — это верхний слой земли, обладающий плодородием Плодородие — способнос.

Почва — это верхний слой земли, обладающий плодородием Плодородие — способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой



Минеральные Органические УДОБРЕНИЯ Азотные Фосфорные Навоз Перегной Торф Птич.

Минеральные Органические УДОБРЕНИЯ Азотные Фосфорные Навоз Перегной Торф Птичий помёт Калийные Хорошо растворяются в воде Плохо растворяются в воде

Органические удобрения – это отмершие части растений и продукты жизнедеятельн.

Органические удобрения – это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных; В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Следует систематически восполнять запасы…… §25, стр. 95 -.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Следует систематически восполнять запасы…… §25, стр. 95 - прочесть

Внесение удобрений с учетом потребностей растений позволяет экономить средств.

Внесение удобрений с учетом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 703 материала в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.06.2020 3039
  • PPTX 5.4 мбайт
  • 432 скачивания
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дикаев Заурбек Сайпудинович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Важность корневого питания растений заключается в том, что помимо воды из почвы растение получает важнейшие минеральные вещества.

Хорошо известно, что для правильного и спокойного роста растений и их развития из семян и до зрелости необходимо 16 различных химические элементов.

Три из этих элементов – углерод, кислород и водород.

Их растения получают непосредственно из воздушной среды, в процессах дыхания и фотосинтеза.

А 13 остальных должны обеспечиваться почвой, удобрениями или различными органическими материалами.

Они разделены на:

Макроэлементы – такие как N, P, K и Микроэлементы – Fe, Mn, B, Cu, и другие.

Культурные растения особо нуждаются в дополнительном питании, поэтому плодородие почвы повышают с помощью удобрений, содержащих тот или иной элемент питания.

По составу удобрения разделяют на:

– макроудобрения (азотные, фосфатные и калийные);

– микроудобрения, содержащие ряд микроэлементов.

Азотные макроудобрения: содержат в качестве основного питательного элемента азот.

Одними из основных задач, которые выполняют азотные удобрения, являются образование новой листвы, уплотнение корневой системы, развитие цветков и плодов.

Особенно необходимо азотное питание плодово-ягодным культурам, поскольку влияние азотных удобрений сказывается не только на количестве плодов, но и на их качестве. Существуют популярные и наиболее питательные азотные удобрения химического происхождения, такие как: карбамид (или мочевина) и натриевая селитра. Эти удобрения вносят весной.

Фосфатные удобрения: удобрения, содержащие в своем составе фосфор, особенно положительно влияющий на плодовые и ягодные растения. Фосфор благотворно влияет на качество и скорость созревания плодов и ягод, а также повышает морозоустойчивость культур.

По степени растворимости фосфатные удобрения разделяют на: водорастворимые, например суперфосфат; труднорастворимые в воде, но растворимые в слабых кислотах (например, фосфоритная мука). Обычно, фосфатные удобрения вносят в комплексе с органическими удобрениями заблаговременно до посадки, т.е. осенью.

http://blog.siebert-huenfeld.de/wp-content/uploads/2012/04/Tomatenbild.jpg

Применение калийных удобрений способствует повышению иммунитета растений к различным заболеваниям.

Овощные теплолюбивые культуры при полноценном калийном питании лучше переносят холодные температуры и неблагоприятные погодные условия.

Значение калийных удобрений очень важно и в том случае, если растение испытывает острую нехватку калия, его стебель плохо развивается, имеет изогнутую форму, бледную окраску.

Содержащие хлор калийные удобрения (такие как калийные соли) принято вносить осенью, поскольку хлор нейтрализуется под воздействием холодных температур и вымывается вместе со снегом. Не содержит хлор сульфат калия, его можно вносить в малых дозах и весной и летом. Нельзя добавлять калийные удобрения в период восхода семян и образования корневой системы.

Микроэлементы чаще всего вносят в качестве комплексных удобрений. Потребность растений в микроэлементах возрастает с повышением доз органических и минеральных удобрений.

По происхождению удобрения разделяют на химические (или минеральные) и органические. Химические мы рассмотрели выше. С ними обращаться стоит очень осторожно, не превышая дозировку. Поэтому чаще всего используют органические удобрения: животного и растительного происхождения.

Ярким примером растительных удобрений являются сидераты – растительные растворы. Наиболее питательный раствор получается из рубленой крапивы, разбавленной водой и перебродившей за пару недель.

Читайте также: