Укажите способ записи следующего алгоритма начало выкопать в земле ямку опустить в ямку саженец

Обновлено: 05.10.2024

8 класс. Блок-схемы алгоритмов

Урок № 11

Тема: Представление алгоритма в виде блок-схемы

Цель урока: повторить основные виды алгоритмов, научить учащихся составлять блок-схемы алгоритмов, определять результат алгоритма по составленной блок-схеме, по словесной форме алгоритма составлять блок-схему; развивать алгоритмическое, логическое мышление, внимание, память; формировать основные действия ИКТ-компетентности; воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Ответ: описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи

  • Какие типовые алгоритмические конструкции вы знаете?

Ответ: линейная, циклическая, разветвляющаяся

Любой самый сложный алгоритм можно составить, комбинируя различные алгоритмические конструкции, которые мы знаем.

Рассмотрим различные формы представления алгоритмов.

Пример. Процесс покупки хлеба в магазине.

  1. взять у мамы деньги
  2. пойти в магазин
  3. выбрать хлебобулочные изделия
  4. оплатить стоимость покупки
  5. принести хлеб домой

Аналогично, в виде последовательности действий можно описать решения многих задач. Такое описание алгоритма естественным языком является словесной формой представления алгоритмов. Этот способ очень удобен, если требуется приблизительное описание сути алгоритма. Но он не всегда ясно и точно выражает идею.

Чаще всего алгоритм составляют (описывают) словесно, а затем, для его более наглядного представления, используют графическую форму – блок-схему. Блок-схема составляется из стандартных графических объектов:

Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

hello_html_m25db2906.jpg

Составим представление в виде блок-схемы различных алгоритмических структур.

Вопрос: какой алгоритм называется линейным?

Ответ: алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом, называется линейным.

Рассмотрим алгоритм посадки дерева:

  • выкопать в земле ямку
  • опустить в ямку саженец
  • засыпать ямку с саженцем землей
  • полить саженец водой

С помощью блок-схемы данный алгоритм можно изобразить так, как показано на рисунке.

Ситуация, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречаются крайне редко. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки.

Вопрос: какой алгоритм называется разветвляющимся?

Ответ: форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется ветвлением.

Разветвляющийся алгоритм имеет две формы представления: полную и неполную.

Рассмотрим каждую на примерах:

Пример 1. ЕСЛИ уроки выучены, ТО иди гулять, ИНАЧЕ учи уроки.

В виде блок-схемы это будет выглядеть следующим образом:

Пример 2. ЕСЛИ низко ласточки летают, ТО будет дождь.

В виде блок-схемы это будет выглядеть следующим образом:

hello_html_m4e288446.jpg

В первом случае разветвляющийся алгоритм имеет полную форму, а во втором - неполную.

На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.

Форма организации действий, при которой выполнение одно и той последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением). Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом или алгоритмом с повторениями.

hello_html_m33027524.jpg

Рассмотрим два варианта: условие поставлено в начале цикла, условие поставлено в конце цикла.

Пример 1. Рассмотрим алгоритм

      1. смотрю телевизор вечером
      2. если время меньше полуночи, то выполнить действие 1
      3. если уже полночь, то завершаю просмотр

      Блок-схема будет выглядеть следующим образом:

      В данном случае выполнение условия приводило к продолжению работы цикла. Как только условие перестало выполняться, то работа цикла завершилась. Такой вид цикла называется ЦИКЛ с предусловием.

      Пример 2. Рассмотрим алгоритм:

      1. покрасим доску
      2. если доски закончились, то завершаем работу
      3. если есть еще доска, то перейти к ней и выполнить действие 1

      Блок-схема будет выглядеть следующим образом:

      hello_html_4a9f83e9.jpg

      В этом случае сначала выполняется действие, а затем проверяется условие и если оно не выполняется, то цикл продолжает работу. В случае выполнения условия, цикл завершает работу. Такой вид цикла называется ЦИКЛ с постусловием.

      Задание 1. Определить результат работы алгоритма, представленного в виде блок-схемы

      hello_html_m557af914.jpg

      Ввести числа: 12, 4, 25, 8

      Ответы: 9, 0, 19, 5

      Задание 2. По условию задачи составить блок-схему: В корзине имеются белые и черные шары. Нужно белые шары положить в белую коробку, а черные – в черную.

      hello_html_3aca5705.jpg

      • Какие виды алгоритмических структур использовались при решении данной задачи?

      Задание 3. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по ее блок-схеме 1

      hello_html_m50a1bb7f.jpg

      Ответ: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет

      hello_html_609dda11.jpg

      Ответ: Семь раз отмерь – один раз отрежь.

      hello_html_7bca0fe0.jpg

      Ответ: Готовь сани летом, а телегу зимой

      1. Домашнее задание:
            1. Составить блок-схему любой известной русской пословицы
            2. Составить блок-схему к сказке "Колобок"

            1 Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006


            Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

            Список вопросов теста

            Вопрос 1

            Наибольшей наглядностью обладают … формы записи алгоритмов.

            • графические
            • построчные
            • словесные
            • рекурсивные
            Вопрос 2

            Запись алгоритма в виде набора высказываний на обычном разговорном языке называется …

            • словесным описанием
            • построчной записью
            • программой на школьном алгоритмическом языке
            • блок-схемой
            Вопрос 3

            Условным обозначением блока начала и конца в блок-схеме является …

            • прямоугольник
            • овал
            • параллелограмм
            • ромб
            Вопрос 4

            Укажите способ записи следующего алгоритма:
            1. Обозначить первое из заданных чисел Х, второе - Y.
            2. Если Х = Y, то перейти к п.8.
            3. Если Х > Y, то перейти к п.4, иначе перейти к п.6.
            4. Заменить Х на X - Y.
            5. Перейти к п.2.
            6. Заменить Y на Y - X.
            7. Перейти к п.2.
            8. Считать Х искомым результатом.

            • Словесное описание
            • Построчная запись
            • Блок-схема
            • Программа на школьном алгоритмическом языке
            Вопрос 5

            Необходимо найти значение следующего выражения:
            y = 6*d − (x + 22).
            Укажите порядок следования вариантов ответа при построчной записи алгоритма решения задачи.

            • Ввести значения x и d
            • Умножить 6 на d
            • Сложить x и 22
            • Вычесть из 6*d сумму (x + 22)
            • Вывести y как результат вычисления выражения
            Вопрос 6

            Дополнительных знаний не требуют … формы записи алгоритмов.

            • графические
            • рекурсивные
            • словесные
            Вопрос 7

            Условным обозначением блока обработки данных в блок-схеме является …

            • параллелограмм
            • овал
            • прямоугольник
            • ромб
            Вопрос 8

            Укажите способ записи следующего алгоритма:
            алг посадка дерева
            нач
            выкопать в земле ямку
            опустить в ямку саженец
            засыпать ямку землей
            полить саженец водой
            кон

            • Словесное описание
            • Построчная запись
            • Блок-схема
            • Школьный алгоритмический язык
            Вопрос 9

            Необходимо найти значение следующего выражения:
            y = (x + 2) + (b − 3).
            Укажите порядок следования вариантов ответа при построчной записи алгоритма решения задачи.

            • Ввести значения x и b
            • Сложить x и 2
            • Вычесть 3 из b
            • Сложить (x + 2) и (b − 3)
            • Вывести y как результат вычисления выражения
            Вопрос 10

            Укажите способ записи следующего алгоритма:
            Чтобы найти НОД двух чисел, составьте таблицы из двух столбцов и назовите их Х и Y. Запишите первое из заданных чисел в столбец Х, а второе - в столбец Y. Если данные числа не равны, замените большее из них на результат вычитания из большего числа меньшего. Повторяйте такие замены до тех пор, пока числа не окажутся равными, после чего число из столбца Х считайте искомым результатом.

            Линейный алгоритм

            Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом.

            Посадка дерева (словесное описание, запись в виде нумерованного списка)

            1) выкопать в земле ямку;

            2) опустить в ямку саженец;

            3) засыпать ямку с саженцем землёй;

            4) полить саженец водой.

            Приготовление бутерброда (в виде блок-схемы)


            Алгоритм с ветвлением

            В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идёт дождь, мы берём зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем лёгкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека.

            Логику принятия решения можно описать так:

            ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ

            Алгоритм с ветвлениями или разветвляющийся алгоритм - форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов.

            Виды ветвления:

            Полное ветвление

            Пример:

            Словесное описание

            ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся, ИНАЧЕ валяйся на диване

            Блок-схема


            Неполное ветвление

            Пример:

            Словесное описание

            ЕСЛИ назвался груздем, ТО полезай в кузов

            Блок-схема


            Задача: Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (более лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?


            Алгоритм с повторением

            На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.

            Алгоритм с повторением или цикл - форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.


            Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций.

            Алгоритм Эратосфена

            1. Выписать все натуральные числа от 1 до n

            3. Подчеркнуть наименьшее из неотмеченных чисел

            4. Вычеркнуть все числа, кратные подчеркнутому на предыдущем шаге

            5. Если в списке имеются неотмеченные числа, то перейти к шагу 3, в противном случае все подчеркнутые числа – простые

            Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

            Домашнее задание: § 3.3 – 3.4 читать Р.Т. № 26-28 стр.96-97 № 3 в § 3.3

            • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
            • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

            Описание презентации по отдельным слайдам:

            Домашнее задание: § 3.3 – 3.4 читать Р.Т. № 26-28 стр.96-97 № 3 в § 3.3

            Домашнее задание: § 3.3 – 3.4 читать Р.Т. № 26-28 стр.96-97 № 3 в § 3.3

            Фомы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы Учитель: Соловченкова Е.А.

            Фомы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы Учитель: Соловченкова Е.А.

            Словесный Формульный Табличный Графический - с помощью блок- схем. Способы пр.

            Словесный Формульный Табличный Графический - с помощью блок- схем. Способы представления алгоритмов

            Блок-схема — запись алгоритма при помощи условных обозначений.

            Блок-схема — запись алгоритма при помощи условных обозначений.

            ОВАЛ НАЧАЛО ИЛИ КОНЕЦ

            ОВАЛ НАЧАЛО ИЛИ КОНЕЦ

            ПАРАЛЛЕЛОГРАММ ВВОД ИЛИ ВЫВОД

            ПАРАЛЛЕЛОГРАММ ВВОД ИЛИ ВЫВОД

            РОМБ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

            РОМБ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

            ПРЯМОУГОЛЬНИК ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ

            ПРЯМОУГОЛЬНИК ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ

            Блок-схема — запись алгоритма при помощи условных обозначений. Условные обозн.

            Блок-схема — запись алгоритма при помощи условных обозначений. Условные обозначения: начало или конец алгоритма; ввод или вывод данных; выполнение действий; ветвление алгоритма по условию.

            НАЧАЛО ПОДОЙТИ К ПЕРЕХОДУ ДОЖДАТЬСЯ ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА ПЕРЕЙТИ УЛИЦУ КОНЕЦ Алгори.

            НАЧАЛО ПОДОЙТИ К ПЕРЕХОДУ ДОЖДАТЬСЯ ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА ПЕРЕЙТИ УЛИЦУ КОНЕЦ Алгоритм действий человека при переходе улицы

            Типы алгоритмов

            Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно

            Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно

            Алгоритм посадки дерева Выкопать в земле ямку; Опустить в ямку саженец; Засып.

            Алгоритм посадки дерева Выкопать в земле ямку; Опустить в ямку саженец; Засыпать ямку с саженцем землей; Полить саженец водой.

            Начало Выкопай в земле ямку Опустить в ямку саженец Закопать ямку с саженцем.

            Начало Выкопай в земле ямку Опустить в ямку саженец Закопать ямку с саженцем землей Полить саженец водой Конец

            ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Работа 11. № 6 Работа 10. № 5

            ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Работа 11. № 6 Работа 10. № 5

            • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
            • по всем предметам 1-11 классов

            Курс повышения квалификации

            Дистанционное обучение как современный формат преподавания

            • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

            Курс повышения квалификации

            Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

            • Курс добавлен 23.11.2021
            • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


            Курс повышения квалификации

            Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

            • Курс добавлен 31.01.2022
            • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
            • ЗП до 91 000 руб.
            • Гибкий график
            • Удаленная работа

            Дистанционные курсы для педагогов

            Самые массовые международные дистанционные

            Школьные Инфоконкурсы 2022

            Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

            5 561 709 материалов в базе

            Другие материалы

            Вам будут интересны эти курсы:

            Оставьте свой комментарий

            • 15.11.2015 1442
            • PPTX 648.5 кбайт
            • 1 скачивание
            • Оцените материал:

            Настоящий материал опубликован пользователем Соловченкова Евгения Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

            Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

            Автор материала

            40%

            • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
            • Для учеников 1-11 классов

            Московский институт профессиональной
            переподготовки и повышения
            квалификации педагогов

            Дистанционные курсы
            для педагогов

            663 курса от 690 рублей

            Выбрать курс со скидкой

            Выдаём документы
            установленного образца!

            Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

            Время чтения: 11 минут

            В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

            Время чтения: 2 минуты

            Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

            Время чтения: 1 минута

            Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

            Время чтения: 3 минуты

            ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

            Время чтения: 2 минуты

            Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

            Время чтения: 1 минута

            Время чтения: 2 минуты

            Подарочные сертификаты

            Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

            Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

            Читайте также: