Управление озеленением городских территорий

Обновлено: 05.10.2024

В статье изложены способы решения проблем благоустройства муниципальных территорий.

Ключевые слова

Текст научной работы

Благоустройство и озеленение является одной из самых важных сфер деятельности муниципального хозяйства. Поэтому в этой сфере создаются такие условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Именно так создаются условия для комфортной, удобной жизни для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. При выполнении определенного комплекса мероприятий экологическое состояние и внешний облик городов и поселков значительно улучшается, создаются более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Вследствие этого появляется необходимость системного решения проблемы благоустройства и озеленения городов и поселков.

В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования в городе условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса жизни 3.

Одной из функций зеленых насаждений поселений является создание и обеспечение благоприятной окружающей среды населения. Для городских поселений вопрос охраны зеленых насаждений рассматривается с двух аспектов:

  • охрана насаждений от общего антропогенного воздействия;
  • охрана насаждений при градостроительной деятельности.

Органы местного самоуправления наделены всеми необходимыми полномочиями в законодательной, социальной, экономической, градостроительной сферах для того, чтобы осуществить полнокровное комплексное развитие территорий и поселений, решение назревших социальных, экологических и других задач. Значительно расширились права муниципалитетов в вопросах собственно градостроительного развития и управления хозяйством, формирования для этого необходимых экономических, финансовых и других ресурсов [9].

Органы местного самоуправления в сфере благоустройства:

  • разрабатывают и утверждают решением представительного органа муниципального образования правила благоустройства территории муниципального образования;
  • организуют работу административных комиссий и уполномоченных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования;
  • организуют контроль за соблюдением правил производства земляных работ и своевременного восстановления дорожного полотна, зеленных насаждений и других элементов благоустройства;
  • закрепляют объекты внешнего благоустройства общего пользования за муниципальными унитарными предприятиями или специализированными организациями по договору;
  • заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз бытового мусора;
  • составляют ежегодный план благоустроительных работ [10].

К видам работ по благоустройству территории относятся:

  • уборка территории, включающая в себя регулярную очистку тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и льда, газонов - от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;
  • содержание элементов внешнего благоустройства;
  • озеленение территории муниципального образования;
  • содержание и эксплуатация дорог;
  • освещение населенных пунктов муниципального образования

Процесс благоустройства включает в себя, прежде всего, проектирование системы благоустройства, реализацию благоустроительного проекта, содержание и техническую эксплуатацию, ремонт и реконструкцию системы благоустройства объекта и его элементов.

Проектирование благоустройства территории осуществляется любой проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и получившей заказ на выполнение этой работы. Проект благоустройства является составной частью как градостроительной, так и архитектурно-строительной документации.

Проведение работ по благоустройству осуществляется широким кругом лиц. Физические и юридические лица обязаны соблюдать чистоту и порядок на территории муниципального образовании в соответствии с принятыми правилами благоустройства территории муниципального образования. За их нарушение согласно закону субъекта Российской Федерации виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Критерием комфортности принятых решений по благоустройству следует считать их соответствие нормативным показателям, обеспечивающим:

  • полноту предоставления услуг в сфере социально-бытового благоустройства;
  • номенклатуру малых архитектурных форм и планировочных элементов, размеры и доступность планировочных элементов благоустройства;
  • требуемые санитарно-гигиенические и экологические условия

В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности среды городов и поселков из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Уровень благоустройства и озеленения территорий – один из показателей качества среды обитания, а целенаправленная деятельность по формированию благоприятной среды обитания населения составляет суть государственной градостроительной политики[11].

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние производственной и рекреационной деятельности горожан природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому испытанию. Благоустройство и озеленение - сложное многоотраслевое направление городского хозяйства, имеющее большое значение в жизни и функционировании города и является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства.

  1. Датий А.В.
  2. Креймер В.Д.
  3. Власенко А.В.
  4. Фесюн А.Д.
  5. Мартынова М.В.
  6. Агеева Н.С.
  7. Артамонова Н.М.
  8. Селиванов Б.С.
  9. Субботин С.М.
  10. Калинина М.Н.

Список литературы

Цитировать

Комплексное благоустройство городских территорий представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на создание и поддержание экологически, функционально, эстетически и информативно организованной городской среды.

Содержимое публикации

Особенности управления благоустройством территории муниципального образования

Комплексное благоустройство городских территорий представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на создание и поддержание экологически, функционально, эстетически и информативно организованной городской среды.

Возникновение потребности в управлении, как относительно самостоятельной функции, связано с развитием общественного разделения труда. Равно как и любому специфическому производству, сектору услуг благоустройства необходимо управление.

Управление – это целенаправленное воздействие руководящих органов на муниципальный сектор благоустройства муниципального хозяйства для ее ориентации на удовлетворение потребностей граждан в услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемой прибыли.

От качества управления напрямую зависят не только результаты работы сектора благоустройства, но также и выбор методов и средств для их достижения. Также важна роль управления в муниципальном секторе благоустройства услуг в способствовании увеличению эффективности общественного производства за счет создания условий, которые высвобождают время граждан и благоприятствуют высокопроизводительному труду.

К управлению муниципальным сектором благоустройства относится:

1) Определение интересов и потребностей граждан в оказании услуг;

2) Определение целей обслуживания граждан и рыночного распределения ресурсов;

3) Организация кооперированного труда работников, которые оказывают услуги.

В основе управления лежит знание теории и практики экономики, права, государственного строительства, философии, этики, психологии, эстетики и прочих наук, однако оно имеет также и специализированную направленность. Очень важное и всевозрастающее значение в управлении процессом обращения и производства услуг играет знание работниками этой сферы социальной психологии, этики отношений между людьми, которая принята в цивилизованном обществе.

В связи с этим на качество управления муниципальным сектором благоустройства, эффективность работы всей системы сервиса и уровень удовлетворенности граждан услугами очень сильно влияет уровень культуры работников.

В сфере городского благоустройства перед органами местного самоуправления стоят такие задачи:

– организация благоустройства, озеленения территории населенных пунктов, защиты, охраны, использования и воспроизводства городских лесов и особо охраняемых природных территорий, которые расположены в границах населенных пунктов поселения;

– создание благоприятных условий для массового отдыха жителей населенных пунктов, а также обустройство мест массового отдыха граждан;

– организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов, а также освещение улиц;

– организация сбора, вывоза мусора и бытовых отходов.

На сегодняшний день объектом управления в сфере благоустроительных услуг являются муниципальный сектор благоустройства местного хозяйства с трудовыми коллективами и отдельными лицами, совокупность нравственных, правовых, социально-экономических и прочих отношений, которые возникают между людьми при производстве и обращении услуг.

Чтобы создать условия конкурентного рынка, межотраслевой благоустроительный комплекс может выступать объектом регулирования в сфере благоустройства.

Благоустроительный комплекс представляет собой совокупность географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ним организаций разных форм собственности, которые действуют в сфере благоустройства.

– уборка мусора, его утилизация;

– благоустройство, ремонт тротуаров и дорог.

При определении объектом управления благоустроительный комплекс, следует принимать во внимание, что данные комплексы ответственны не только за свою прибыльность, но также и за социально-экономические процессы в муниципальном образовании, т.е. имеют сильно выраженную социальную составляющую в оценке их эффективности.

Благоустроительный комплекс можно характеризовать, как:

– систему, поскольку благоустроительный комплекс – это сочетание разнокачественных и разнофункциональных объектов (социально-бытовых объектов, организационных компонентов, производственно-технических элементов и природной среды), которые имеют упорядоченные взаимосвязи, придающие сочетанию объектов такие качества как целостность (т.е. приобретение сочетанием объектов новой функции — создание среды обитания человека, которая ориентирована на удовлетворение его потребностей); автономность (т.е. стремление к внутренней упорядоченности элементов, темпов и пропорций их развития);

– устойчивую систему (т.е. стремление элементов к развитию, способному обеспечить наиболее высокие качества среды обитания, наиболее полное удовлетворение потребностей населения);

– сложную систему, поскольку ее отдельные элементы сами по себе являются системами;

– большую систему, поскольку при социально-экономическом развитии благоустроительного комплекса, безусловно, возможно появление качеств и структур, которые сложно или даже невозможно предвидеть.

Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий и решение конкретных задач. К основным задачам благоустройства относятся:

– привлечение инвестиций в инфраструктуру, жилищное строительство и коммунальное хозяйство;

– предвидение и превентирование негативных общественных последствий имущественного и социального расслоения города;

– организация земельных отношений и правил оборота недвижимости;

– планомерный контроль экологической ситуации в населенном пункте.

Система благоустройства и озеленения муниципального образования представляет собой систему принятия решений, ориентированных на экологическое, социально-экономическое, архитектурно-планировочное и инженерное решение территории муниципального образования.

– организация благоустройства, озеленения территории населенных пунктов, защиты, охраны, воспроизводства и использования городских лесов и особо охраняемых природных территорий, которые расположены в границах населенных пунктов поселения;

– создание благоприятных условий для массового отдыха жителей населенных пунктов, а также обустройство мест массового отдыха граждан;

– организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов, а также освещение улиц;

– организация сбора, вывоза мусора и бытовых отходов.

К главным видам деятельности органов местного самоуправления в области благоустройства относятся: прогнозирование, проектирование, программирование.

Под прогнозной деятельностью в сфере благоустройства подразумевается результат комплексной оценки градостроительной и экологической ситуации, анализа экономических, строительных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и социальных условий и выявление тенденций развития территории города с использованием метода научно-обоснованного предвидения. Общая цель прогнозирования заключается в создании необходимой информационной базы для принятия долгосрочных градостроительных решений, а также разработка данных решений в виде моделей, стратегий, вариантов. Прогнозирование – это средство получения необходимого общего представления о желаемых или возможных путях и параметрах развития. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных градостроительных прогнозов.

Объекты прогнозирования в благоустройстве имеют следующую классификацию:

– город как сложная динамическая система;

– отдельные подсистемы города, идентифицированные по функциональному, структурному или отраслевому признаку;

– отдельные территориальные образования города.

К задачам прогнозирования относятся:

– принятие административных решений в области городского развития;

– выработка жилищной, инвестиционной, градостроительной политики;

– подготовка предложений по системам городского управления;

– подготовка предложений для составления целевых муниципальных программ в области городского планирования и благоустройства;

– подготовка предложений для разработки градостроительной проектной документации.

При разработке плана стратегического развития города принимаются во внимание документы экономического и градостроительного прогнозирования территориального развития города.

Основной документ прогнозирования – долгосрочная стратегия градостроительного развития города, разрабатываемая органами местного самоуправления на срок 25–30 лет. Внесение обоснованных изменений в стратегию допускается по решению Городской Думы, Советом муниципального образования.

На сегодняшний день очень распространена практика принятия муниципальных целевых программ по благоустройству территории.

Целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на достижение четко очерченной градостроительной цели, которая имеет техническое, экономическое, социальное и культурное измерение, с определением состава и содержания мероприятий, объема требуемых финансовых и других ресурсов, источников их поступления и механизмов реализации программных мероприятий.

Муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются согласно утвержденному плану первоочередных мероприятий реализации генерального плана развития города, или на основе документации экономических и градостроительных прогнозов и принимаются представительным органом местного самоуправления. Программы по благоустройству финансируются за счет средств местного бюджета по соответствующему разделу доходной части в пределах, утвержденных на текущих финансовый год. Как правило, муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются на срок 1–5 лет.

К обязательным видам муниципальных программ относятся:

1) программа по улучшению жилищных условий населения с учетом сноса фенольного и ветхого жилья, а также строительства нового жилого фонда;

2) программа по озеленению городских территорий;

3) программа ночного освещения населенного пункта;

4) программа по размещению визуальной информации и рекламы;

5) экологическая программа;

6) программа по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, главными направлениями благоустройства и озеленения городской территории являются:

– деятельность по территориальному планированию, ориентированная на создание условий для устойчивого социально-экономического развития населенного пункта;

– создание системы управления недвижимостью и земельными ресурсами, улучшение инвестиционного климата;

– развитие жилищного строительства всех форм собственности;

– организация систем транспортной и инженерной инфраструктур, озеленение городской территории, обеспечение условий экономии ресурсов;

– создание условий, чтобы обеспечить граждан сферой социальных услуг (в т.ч. обеспечение малоимущих жильем), объектами бытового, культурного и спортивного обслуживания, здравоохранения и образования;

– сохранение культурного наследия, охрана окружающей среды, предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, сфера благоустройства относится к числу важных объектов муниципального управления. Она характеризуется разнообразными видами деятельности и значительным разнообразием предоставляемых услуг и благ. Развитие и функционирование сферы благоустройство осложняется наличием ряда острых проблем, к которым относятся управленческие, имущественные, экологические, финансовые, экономико-организационные и прочие. Успешное решение данных проблем возможно лишь на пути упорядочения управленческого процесса и формирования эффективной системы управления с учётом особенностей данной сферы, повышения ответственности всех его участников, решения имущественных вопросов, формирования конкурентной среды и усиления функций регулирования со стороны муниципального образования.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ)


Постоянно увеличивающееся количество автомобилей на дорогах, дымящие трубы заводов пагубно сказываются на экологическом состоянии города, что негативно отражается на здоровье и самочувствии его жителей. Для того чтобы улучшить экологическую обстановку рекомендуется регулярно проводить городское озеленение.

Что такое городское озеленение

Озеленение городских территорий – это ряд мер по благоустройству города, нацеленные на его улучшение внешнего вида и экологического состояния. Основную роль в озеленении играют древесные растения, а также кустарники и травы. Растения для городского озеленения сокращают негативные воздействия многих негативных факторов.

Преимущества городского озеленения

  • Кроны деревьев отлично поглощают шум, который производится автомобильным транспортом.
  • Деревья и кустарники для городского озеленения снижают содержание углекислого газа в атмосфере, они производят кислород, благодаря чему воздух становится более приемлемым для дыхания.
  • Деревья для городского озеленения сокращают скорость ветра, а также задерживают частицы пыли.
  • Зеленые насаждения отлично украшают улицы. Разница до и после озеленения будет огромная.
  • Летом деревья закрывают дорожное полотно от прямых солнечных лучей, что значительно увеличивает срок его службы.
  • Большое количество зелени в летнюю жару увеличивает влажность воздуха, что благоприятно сказывается на самочувствии людей.


Какие работы проводятся при городском озеленении

Городское озеленение подразумевает обустройство площадок, дорожек и откосов, а также высадку деревьев и кустов, оборудование газонов и цветников. Данный процесс является достаточно сложным и требует немало усилий, чтобы получить прекрасный декоративный и санитарно-гигиенический результат. Деревья должны быть посажены в молодом возрасте, а для того чтобы достичь необходимый результат могут понадобиться годы. Посадочный материал для этих целей, как правило, выращивается в специальных парниках. Для сокращения срока ожидания могут использоваться взрослые растения с развитой системой ветвей, но в данном случае на озеленение участка потребуется гораздо больше финансов.

Какие растения используются для городского благоустройства

Чаще всего для городского благоустройства выбираются выносливые растения, которые подходят для определенной климатической зоны. Стоит тщательно отнестись к выбору растений, чтобы они не погибли с приходом первых морозов. Растения также должны не погибать от контакта с вредными веществами производственных и промышленных предприятий.

Как осуществить благоустройство города

Чтобы сохранить чистоту воздуха, многие горожане решают заняться озеленением города. Любой житель мегаполиса мечтает благоустроить собственный город, а этот процесс, прежде всего, начинается с разработки проектной документации, подготовительных работ, мощении. Также могут быть оказаны следующие услуги: расчистка территорий, удаление пней, завоз специального грунта. Чтобы все работы были проведены правильно, стоит доверить эту работу людям, разбирающимся в этом деле. Специалисты могут осуществить строительство спортивных зон и детских площадок.

растения для городского озеленения

Очень важно, чтобы в городе существовали зоны отдыха. Поэтому в процессе благоустройства города должны быть проведены работы по устройству таких зон и газонов. Обязательным условием является разбивка цветников, клумб и длинных цветников, включающих в свой состав наборы различных растений и цветов (миксбордер). Если в городе есть скалы, то на них тоже устанавливаются цветники – рокарии. Также можно разместить цветы в специальных кашпо (подвесных).

Городское вертикальное озеленение подразумевает не только цветы, но и воду: могут быть установлены фонтаны (разных размеров и типов), а также водопады, если есть возможность и позволяет территория.

Еще одним обязательным условием является посадка деревьев. Почти в любом городе огромная нехватка насаждений, а деревья очень важны не только для красоты, но и для здоровья населения. Мастера также могут осуществлять озеленение крыш, вертикальное озеленение. Помимо этого, в дальнейшем постоянно будет проводиться сервисный уход за всем посаженным.

Также процесс реализации отличается определенными правилами. Например, чтобы разместить посадочные места, необходимо действовать в соответствии с посадочным чертежом. Процесс регулирует и ведомость посадочного материала. Что касается размещения корневой системы саженца, то корни растения должны четко распределяться в яме и без загибов. После посадки засыпаются корни, а затем выравнивается все вокруг саженца при помощи мягкого шпагата.

Озеленение территории должно постоянно обновляться, поскольку именно оно улучшает экологию и придает улицам ухоженный вид. Нормы озеленения городских территорий описаны в специальных документах. Озеленение участка предполагает посадку различных деревьев (в соответствии с климатом) и разных кустарников. Ландшафтным дизайном должен заняться высококвалифицированный специалист, поскольку площади, улицы города должны выглядеть идеально. Виды городского озеленения: объемное и партерное озеленение актуальны на данный момент. В первом случае осуществляется озеленение деревьями, во втором – клумбами, газонами и цветниками.

Зеленые насаждения в городе выполняют сразу несколько важных функций. Во-первых, они позволяют формировать нормальную экосистему: принимают участие в очистке воздуха, дают приют мелким животным, птицам и насекомым, укрепляют почву корнями. Во-вторых, растения благоприятно влияют на психологическое здоровье человека, обеспечивают комфортную среду жизни. В-третьих, озеленение города является частью его архитектурного облика, зонирует общественное пространство.

Терминология, требования к высадке растений указаны в СП 82.13330.2016, СНиП III-К.2-67, ГОСТ 28329-8 и других документах. Согласно им, нормы озеленения городских территорий таковы:

  • насаждения должны составлять не менее 40% общей площади города;
  • на душу населения должно приходиться не меньше 6-7 м2 зеленых зон;
  • насаждения должны находиться на расстоянии не более 20 минут пешей ходьбы от жилой застройки.

Основные проблемы озеленения городов

  • Интенсивное уничтожение насаждений в ходе развития инфраструктуры. Имеющееся озеленение городских территорий часто не в силах выстоять против коммерческого строительства. Это привело к тому, что многие крупные города России, например, Санкт-Петербург, не соответствуют минимальным государственным стандартам. Эта проблема требует не столько пересмотра существующих требований, сколько поиска новых путей организации озеленения города.
  • Сниженное качество насаждений. Согласитесь, между заросшей кустарником промзоной и ухоженным парком есть большая разница. Именно поэтому так важна разработка комплексной программы озеленения города.

Варианты озеленения территорий

Вопреки расхожему мнению, виды озеленения городских территорий не ограничиваются высадкой деревьев. Сюда также относя газоны, цветники, растительные изгороди и т.д. Не стоит забывать и о наиболее современной тенденции – вертикальном озеленении города. Последний вариант особенно актуален в свете непрерывно уплотняющейся застройки.

Кроме того, вертикальная концепция озеленения города позволяет намного увеличить общую площадь насаждений. Такие проекты должны быть учтены еще на стадии разработки здания, чтобы в нем были предусмотрены навесные фасадные элементы для посева зелени, отдельные террасы. Интересным видом озеленения города является биобетон, относительно недавно разработанный испанскими учеными. Этот материал обеспечивает благоприятную среду для прорастания мхов и лишайников без вреда для строительных конструкций.

Читайте также: