Урок 6 класс классификация покрытосеменных растений

Обновлено: 07.07.2024

Задание классу: из предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами.

Семенами Спорами
сосна мхи
ель хвощи
папоротники

2. Объявление темы и целей урока.

2.1. Выявление отличительных черт покрытосеменных и голосеменных растений.

Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений-цветковые растения.

Задание классу: в тексте параграфа 17 найти, от какой группы растений произошли покрытосеменные растения. (Ответ: от древних голосеменных растений.)

Учитель: к отделу цветковых растений относится 250 тысяч видов. Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняли господствующее положение на Земле.

Рассмотрите коллекцию цветковых растений, найдите органы растений, которые были у голосеменных растений (корень, стебель, листья).

- Какой орган появился у цветковых растений? (Цветок.)

Вывод: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка-органа семенного размножения.

Вопрос: чем покрыто семя у цветковых растений? (Плодом.)

- Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (У голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхности чешуи шишек.)

2.2. Жизненные формы покрытосеменных растений.

Заполнить в рабочей тетради таблицу № 53.

Покрытосеменные растения отличаются и по продолжительности жизни. Работа с рисунком 56 параграфа 17.

В рабочей тетради заполнит таблицу 55.

2.3. Классификация покрытосеменных растений.

Вопрос: на какие группы делятся цветковые растения? (Ответ: класс, семейство, род.)

- Какие классы цветковых растений существуют? (Ответ: однодольные, двудольные.)

Работа с таблицей.

  1. Зародыш семени с двумя семядолями.
  2. Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше или эндосперме.
  3. Листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование.
  4. Черешок листа редко бывает влагалищным.
  5. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину.
  6. Зародышевый корешок семени быстро развивается в главный корень.
  7. Обычно древесные и травянистые формы.
  1. Зародыш семени с одной семядолей.
  2. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме, у некоторых – в зародыше.
  3. Листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование.
  4. Черешок листа слабо выражен, но часто представлен как листовое влагалище.
  5. Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.
  6. Зародышевый корешок развит слабо, и при прорастании от стеблевой части побега обычно отходят сразу несколько придаточных корней, которые формируют мочковатую корневую систему.
  7. Обычно травы, редко древесные формы.

На уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. У класса однодольных растений- лилейные и злаковые.

3. Закрепление нового материала и проверка уровня усвоения.

Цель: Создание условий для формирования у учащихся знаний об отделе Покрытосеменные.

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.
  • способствовать формированию у учащихся анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы.
  • развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;
  • преодоление препятствий, способность к мобилизации сил.
  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • формирование систематизированных представлений об отделе Покрытосеменные;
  • овладение умением анализировать полученную информацию.
  • помочь учащимся определять признаки покрытосеменных, отличать их от голосеменных, знать жизненные формы, способы питания и размножения, значение отличать двудольные растения от однодольных растений;

Формы обучения : фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные понятия : покрытосеменные, однодольные, двудольные, автотрофы, гетеротрофы, жизненные формы, ксилема, камбий, эфемеры.

I.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.

II.Актуализация знаний. (5 мин)

Ребята на прошлом уроке мы, какую тему изучали? (Голосеменные). Хорошо.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Устная проверка.

1. Кто такие голосеменные? (растения, у которых семена расположены, открыто на поверхности чешуй шишек).

2. Какие растения относятся к отделу голосеменные? (секвой, ель, сосна, пихта, гинкго, эфедра)

3. Как размножаются? (семенами с помощью ветра)

4. Листья видоизменены в? (хвою)

5. Какие ткани хорошо развиты? (образовательная, проводящая, покровная, фотосинтезирующая, механическая, запасающая)

6. К каким жизненным формам относятся? (в основном деревья, кустарники и лианы, трав нет)

7. Каково значение в природе отдела Голосеменные? (очищают воздух, содержат фитонциды, дом для животных, использование древесины в хозяйственной деятельности, получении бумаги, мебели, использование шишек в питании, лечении болезней. Участвуют в почвообразовании)

8. Как отличить ель от сосны?

III.Мотивация . (3 мин)

Учитель: Какие еще растения размножаются семенами? (цветковые или покрытосеменные).

Почему же их так называют? (семя закрытое, находится внутри плода).

Это один из самых крупных отделов царства растений, насчитывает более 240 000 видов. Они распространены по всему земному шару. Их можно встретить в пустынях, болотах, рядом с водоемами, в горах. Есть влаголюбивые и сухолюбивые (ксерофиты, гидрофиты, мезофиты). Они имеют разный вегетационный период, есть эфемеры, у которых очень короткий вегетационный период, всего несколько недель (подснежники, тюльпаны, лютик, ветреница). Другие могут жить до 2000 лет платан восточный или чинар, древесное растение Италии.

Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Многие виды вошли в число культурных растений: капуста, морковь, томаты, огурцы и т. д.).

Цель урока: Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями.

Итак, сегодня мы должны:

План работы на уроке:

1. Дать характеристику покрытосеменным растениям.

2. Приводить примеры покрытосеменных растений.

3. Знать их среду обитания.

4. Жизненные формы покрытосеменных.

5. Давать сравнительную характеристику покрытосеменным и голосеменным растениям.

6. Способы питания

8. Рассмотреть на какие классы делят отдел (однодольные и двудольные)

IV. Открытие новых знаний: (15 мин)

Работа с учебником

1.Покрытосеменные растения это отдел высших растений, у которых имеется цветок, как орган полового размножения и плод.

2. К покрытосеменным относят: дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста.

3. Обитают в разных климатических зонах – от жаркого тропического пояса до холодных тундр. Обитают на кислых, соленых, плодородных и неплодородных почвах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Классификация покрытосеменных растений.

Цель урока: сформировать у школьников понятие о классификации покрытосеменных растений;

Оборудование и материалы: фотографии, схемы и плакаты, позволяющие иллюстрировать разные покрытосеменные растения и показать их классификацию.

Базовые понятия и термины: систематика, покрытосеменные растения, класс Двудольные растения, класс Однодольные растения.

Концепция урока: опираясь на уже имеющиеся у школьников знания о покрытосеменных растениях, дать классификацию отдела Цветковые или Покрытосеменные растения.

Тип урока: урок изучения нового материала

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный этап - 3 мин
  2. .Проверка домашнего задания - 5 мин
  3. .Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности - 7 мин
  4. .Изучение нового материала - 15 мин
  5. .Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся - 8 мин
  6. .Подведение итогов урока - 4 мин
  7. .Домашнее задание - 3мин

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация опорных знанийи мотивация учебной деятельности

Беседа

Как вы думаете, по каким признакам можно разделить цветковые растений на группы?

IV. Изучение нового материала

1.Деление покрытосеменных на классы

Цветковые растения делят на два класса — Двудольные и Однодольные — в зависимости от количества семядолей в зародыше семени. Они отличаются целым рядом признаков. Вот эти признаки:

Признаки двудольных растений

Признаки однодольных растений

Зародыш семени имеет 2 семядоли.

Корневая система стержневая.

Деревья, кусты, травянистые растения.

В стеблях есть камбий, за счет которого они растут в толщину.

Листья простые и сложные, с черешками, часто с изрезанными краями. Жилкование сетчатое.

Цветки чаще четырехчленные и пятичленные.

Околоцветник чаще двойной.

Опыление чаще насекомыми.

Зародыш семени имеет 1 семядолю.

Корневая система мочковатая.

Травянистые растения, изредка деревья.

В стеблях, как правило, нет камбия, и они не растут в толщину.

Листья простые, чаще без черешка, с цельными краями. Листья длинные, потому что растут некоторое время за счет образовательной ткани, которая расположена у основания листка. Жилкование дуговое или параллельное.

Цветки главным образом трехчленные.

Околоцветник чаще простой.

Опыление чаще ветром.

Чтобы точно определить, к какому классу относится растение, одного признака недостаточно, нужна совокупность признаков.

Это связано с тем, что встречаются случаи нетипичного строения растений как однодольных, так и двудольных.

Например, подорожник — двудольное растение, но он имеет мочковатую корневую систему и дуговое жилкование. Вороний глаз — однодольное растение, но жилкование листьев у него сетчатое.

По количеству видов двудольных растений почти в три раза больше, чем однодольных.

К двудольным растениям относятся почти все деревья и кустарники (кроме хвойных) — липа, дуб, ива, рябина, ясень, орешник, шиповник и др.; и многие травы — одуванчик, клевер, цикорий, сурепка и др.

Двудольными являются большинство культурных растений — плодово-ягодные, овощные, зернобобовые, масличные, волокнистые.

Это - яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, картофель, свекла, морковь, огурцы, тыква, помидоры, бобы, фасоль, горох, соя, подсолнечник, горчица, лен и многие другие.

К однодольным относятся все культурные и дикорастущие злаки пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, пырей, овсюг, а также лилии, ирисы, пальмы.

Классы делятся на порядки, порядки — на семейства.

Важнейшие семейства двудольных растений: Розовые, Капустные или Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Астровые, Сложноцветные.

К классу однодольных принадлежит одно из главнейших семейств отдела Цветковые — Злаки, которые дают человечеству основные пищевые и кормовые культуры.

V.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа в тетради

Выполнение заданий, предложенных к теме данного урока.

Работа с учебником

Школьники читают текст параграфа и отвечают на вопросы учителя.

Вопросы для повторения и обсуждения

  1. На какие классы делятся цветковые растения?
  2. Назовите основные признаки двудольных и однодольных растений?
  3. Почему для определения принадлежности цветковых растений к классу нужна совокупность признаков?
  4. К какому классу покрытосеменных относится наибольшее коли­чество видов?
  5. Какие из перечисленных растений принадлежат к двудольным: рябина, рожь, овес, ясень, липа, свекла, пальма, кукуруза, цикорий, яблоня, пырей, сурепка, просо, соя, подсолнечник, одуванчик, рис, пшеница, ячмень, клевер?

VI.Подведение итогов урока

VII.Домашнее задание

Изучить материал учебника к теме урока, выполнить задания в рабочей тетради.

Автор: Иванова Оксана Анатольевна

Населенный пункт: Пермский край, п. Куеда

Тип урока – урок открытия нового знания

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Коммуникативные – строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию своей деятельности;

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами;

Личностные – формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознать необходимость бережного отношения к природе

Планируемые результаты: выделять оснавные признаки класса однодольные и двудольные; описывать отличительные признаки семейств класса; распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Царство Растения делится на 2 подцарства Высшие и низшие растения. В чем основное отличие высших и низших растений?
  2. Какие растения относят к высшим?
  3. Какие растения называют семенными?
  4. Какие растения относятся к голосеменным?
  5. Почему голосеменные растения получили такое название?
  6. Каковы основные отличия покрытосеменных от голосеменных?
  7. Каковы основные черты покрытосеменных растений?
  8. Почему покрытосеменные растения получили такое название?
  9. Почему покрытосеменные растения занимают господствующее положение на Земле?
  10. Что такое классификация растений?
  11. Какие группы (таксоны) мы используем при классификации растений?
  12. У меня в руках мой паспорт, который имеет фотографию, написано как меня зовут, где я родилась, по какому адресу я проживаю и т.д. Могу ли я поставить знак равенства между моим паспортом и классификацией растений? Если да, то почему, если нет, то тоже почему. (да, так как, используя классификацию (таксономические единицы) мы можем определить место растения в большом разнообразии представителей царства Растения и его особенности).
  1. Работа по теме урока

Посмотрите на кластер, который по мере изучения царства Растения заполнялся. Какие таксономические единицы мы в нем использовали? (Царство, подцарство, отдел).

Какие таксономические единицы нам необходимо изучить, чтобы классификация (паспорт) растения был (а) закончен(а)? (класс, семейство, род, вид)

Чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (изучать таксономические единицы для классификации покрытосеменных растений)

Сегодня на уроке мы будем работать в парах и микрогруппах по 3-4 человека. У вас на столе лежит пакет материалов с дополнительными источниками информации, карточка, которую вы будете заполнять по ходу урока. Итак, мы начинаем.

Какая таксономическая единица идет после отдела? (класс)

На какие классы можно разделить отдел Покрытосеменные растения? (на класс двудольные и класс однодольные)

На экране изображены 2 представителя покрытосеменных растений. Посмотрите на картинки и скажите, какое растение относится к классу однодольных, а какое к двудольным. По каким признакам растения сравнивались?

  • По количеству семядолей
  • По особенностям строения листьев
  • По характеру корневой системы
  • По строению цветка

Читайте также: