Урок 6 класс размножение покрытосеменных растений 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения

  • выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений.
  • сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве.
  • сформировать практические навыки: размножать растения вегетативным способом

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, работа с книгой, доклады, практическая работа

I. Организационный момент (проверка готовности класса).

II. Проверка знаний: диктант. Учащиеся выполняют на листочках. По мере выполнения

Работы производится взаимопроверка. Листочки учащиеся сдают учителю. Оценки в журнал выставляются в конце урока.

1. У основания молодых побегов располагаются.

2. На концах молодых побегов располагаются.

3. Перенос пыльцы голосеменных осуществляется при помощи

4. Женские гаметы находятся.

5. Мужские половые клетки называются.

6. Из зиготы развивается.

7. Из семязачатка голосеменных развивается.

8. Ткань, содержащая запас питательных веществ называется.

9. У голосеменных зародыш будущего растения образуется внутри.

1. мужские шишки

2. женские шишки

4. в семязачатках

III. Изучение нового материала

1. Объявление темы и постановка целей

Фронтальная беседа с классом

1. Какие способы размножений растений вы знаете?

2. Почему размножение называют вегетативным?

3. Какие вегетативные органы цветковых растений вы знаете?

Учитель формулирует определение вегетативного размножения; учащиеся записывают его в словарь.

Способность размножаться — важное свойство всех живых организмов. В определенную Пору жизни размножается каждое растение.

Вегетативное размножение растений- это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов-корней, стеблей, листьев их частей или их видоизменений, а также групп клеток.

Вегетативное размножение у диких растений широко распространено. Некоторые из них Редко размножаются семенами. К числу таких растений относятся, например, ландыш, многие виды луковичных растений и другие.

2. “Устный журнал” Способы вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Объяснение нового материала проводится в форме устного журнала. Каждый доклад обучающихся сопровождается комментариями учителя с демонстрацией слайдов презентации к уроку. Параллельно учащиеся заполняют схему (Приложение 1)

Побег является одним из главных вегетативных органов высших растений. Он состоит из стебля, на котором размещены почки и листья.

Побеги бывают двух видов– надземные и подземные.

Доклад “Размножение подземными побегами”.

“Видоизмененные подземные побеги” – это корневище, луковица, клубнелуковица, клубень.

Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.

Корневище является подземным побегом, имеющим чешуевидные листья, придаточные корни и почки. У пырея корневища толстые и ветвистые. У купены и ириса имеются укороченные и мясистые корневища, а у кувшинки и кубышки они самые толстые из всех растений. Слайд 4.

Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. В нем в чешуйках листового происхождения запасаются органические вещества, стебель в луковице трансформируется в донце. С помощью луковиц осуществляется вегетативное размножение. Луковицы образуются у однодольных семейства Амариллисовые (гиацинт, нарцисс), семейства Лилейные (лук, тюльпан, лилия), реже у двудольных растений.

Клубнелуковица – также видоизмененный подземный побег, имеющий утолщенный стебель, где запасаются питательные вещества, придаточные корни, растущие на нижней поверхности клубнелуковицы, и защитный покров из засохших оснований листьев.

Клубнелуковицы характерны для шафрана, гладиолуса, иксии, безвременника. Слайд 6.

Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Этот побег имеет чешуевидные листья, которые быстро опадают, и почки, находящиеся в пазухах листьев.”[1] Слайд 7.

Доклад “Размножение надземными побегами”

“Надземные (воздушные) побеги являются ассимилирующими, по оси которых расположены листья. Ассимилирующие побеги очень разнообразны по внешнему облику.

Во многих случаях, помимо основной функции фотосинтеза, такие побеги выполняют роль запасающего и опорного органа растения, а также функцию вегетативного размножения. Размножение надземными побегами очень разнообразно. Например, лесная земляника размножается усами. Слайд 8,9. От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов — усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь. Укоренением кусочков надземных стеблей в природе могут размножаться деревья — тополь, ива.

Сломит ветер небольшую веточку, унесет на влажную почву да еще прижмет ее чем-нибудь к земле — и вот она уже укоренилась, начало расти деревце.

Наблюдая за укоренением побегов и стеблей в природе, человек стал размножать Многие растения кусочками побегов — стеблевыми черенками и отводками.

Стеблевыми черенками Слайд 10. размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).

Отводками Слайд 11. растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к Земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.

Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.”[2]

Доклад “Размножение корнями.

“Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.

Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”. Слайд 12. [4]

Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях. Слайд 13.

Доклад “Размножение листом”

“Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.

Размножение целым листом Слайд 14 производится для размножения суккулентов, растений имеющих мясистые, сочные листья, бегонии Рекс. С нижней стороны листьев бегонии Рекс следует заранее сделать надрез на всех толстых жилках. Сочные и мясистые листья суккулентов следует предварительно подсушить в течение двух дней. Почву для размножения целым листом посыпают влажным песком. Затем в мокрый песок погружают крупные листья нижней частью, а мелкие листочки кладут плашмя и слегка вдавливают их в песок. У бегонии Рекс листья очень крупные по размеру, поэтому их нужно положить нижней стороной на поверхность песка, после чего прижать в нескольких местах.

Размножение частью листа Слайд 15, 16. поводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера, стрептокарпус. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии - 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30 +35С) и очень аккуратный полив.

Размножение целым листом и черешком Слайд 17. характерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.

Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.

Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.”[3]

Рассказ учителя о размножении прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)

Прививка – приживление части одного растения на другое. Слайд 18,19,20.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

а) почкой прививка проводится летом;

б) черенком прививка проводится весной.

Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.

Подвой – растение, к которому прививают.

Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.

Рассказ учителя о размножении культурой ткани.

Культура тканей – способ выращивания растения из клеток образовательной ткани.

Позволяет выращивать в более короткие сроки, в любое время, большое количество не Зараженного посадочного материала (орхидеи, гвоздики, картофель). Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют?

Об этом прочитайте в учебнике на странице 189.

3. Значение вегетативного размножения..

Задание: прочитать материал учебника на стр. 190 “Значение вегетативного размножения и выписать в тетрадь.

1. Растения быстро расселяются на новой территории.

2. Иногда семенное размножение затруднено. (сныть, земляника), тогда размножение растений происходит благодаря вегетативному размножению

3. Сохраняются все признаки материнского растения.

4. Успешная конкуренция с другими растениями.

Для проверки слайд 21.

IV. Практическая работа “Вегетативное размножение комнатных растений”. На Партах находятся инструктивные карточки (Приложение 2) с одним видом вегетативного

размножения, комнатное растение, необходимое оборудование (стакан с водой, скальпель, горшок с почвой, одноразовый пластиковый стаканчик) для проведения практической работы. Слайд с инструкцией по ТБ 22.

V. Закрепление изученного материала (слайды 23-33):

1.Ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения растений это:

А) усы; Б) корневище; В) клубень; Г) луковица.

2. Подземный, реже надземный побег с очень коротким уплощенным стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями это:

А) корневище; Б) луковица; В) клубень; Г) привой.

3.Часть побега приживляемую к другому растению того же или близкого вида называют:

А) подвоем; Б) привоем; В) клубнем; Г) стеблем.

4.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:

А) прививка; Б) корневые отпрыски; В) корнеплоды; Г) клубни.

5.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:

А) прививка; Б) черенкование; В) листовые черенки; Г)корневые черенки.

6. Появление побегов на корнях - это способ размножения:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

7. Герань размножается:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

8. Ежевика и черная малина размножаются:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

9. Камнеломка размножается

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.


1.а 2.б 3.б 4.б 5.б 6.а 7. черенками 8.корневыми отпрысками 9.усами( ползучими побегами)

VI. Вывод: сегодня на уроке мы изучили особенности вегетативного размножения и познакомились с многообразием способов вегетативного размножения.

IV. Домашнее задание: параграф 43

V. Подведение итогов урока.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

5.Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2013

6.Список интернет-ресурсов, использованных при составлении презентации (Приложение 3)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Половое размножение покрытосеменных растений.

«Природа не молчит. Простой цветок из моего сада подсказал мне.

Постигни человек, - сказал он мне, - мое рождение, мой рост – и ты

Цель урока: сформировать у обучающихся представление об опылении и его видах, изучить особенности полового размножения у покрытосеменных расте-ний, дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Планируемые результаты, УУД:

1. личностные:

формирование эмоционально-ценностного отношения к процессу изучения биологии;

формирование гуманного отношения к живому через восхищение, удивление.

2. метапредметные

познавательные:

формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать,

умение работать с текстом и рисунками учебника.

коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух;

развитие навыков сотрудничества ;

отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

регулятивные:

составление плана и последовательности действий;

развитие познавательного интереса обучающихся

3. предметные:

научиться объяснять особенности строения и приспособленность цветков к опылению насекомыми, ветром;

определять практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применения в сельском хозяйстве;

определять биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений;

различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы обучения: словестные, наглядные, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, работа с учебным текстом.

Форма проведения занятия: рассказ, беседа, работа по карточкам.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 класс.

1. Организационный момент

2. Опрос учащихся с целью подготовки к изучению нового материала.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

4. Изучение нового материала

5. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

6. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание

1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Садитесь.

2. Опрос учащихся с целью подготовки к изучению нового материала.

1. Какие растения относятся к отделу Покрытосеменные?

2. Дайте определение размножению.

3. Какой орган у цветковых является генеративным. (Цветок).

4. Дайте определение цветку.

3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Читается учителем рассуждение голландского философа Бенедикта Спинозы, которое является эпиграфом нашего урока.

Чтобы раскрыть удивительную тайну жизни растений, вспомним строение цветка.

1. Вспомните из каких частей цветок состоит?

2. Назовите важнейшие части цветка.

3. Какое строение имеют пестик и тычинка? Что в них образуется? Какой из них является мужским органом, а какой женским?

4. В каком процессе принимают участие главным части цветка.

5. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Дайте определение процессу оплодотворения?

Оплодотворение – процесс слияния мужской и женской гамет.

Проблемный вопрос. Что же необходимо для того, чтобы оплодотворение произошло?

Ответ. Для оплодотворения необходимо опыление.

Актуализация опорных знаний.
Беседа

В посаженные большие по площади сады стараются привезти в период цветения ульи с пчелами. Как вы думаете, для чего это делается? ( Выслушиваются мнения учеников)
Какая цель нашего урока?

Запись темы урока в рабочей тетради.
4. Изучение нового материала.

Что называется опылением?

1.Опыление — это процесс переноса пыльцы из пыльников тычинок на рыльце пестика. (слайд)

Определить виды опыления с помощью текста параграфа. Дать определение. (слайд).

Самоопыление – процесс переноса пыльцы из пыльников на рыльце пестика своего же цветка.

Перекрестное опыление – процесс переноса пыльцы из пыльников тычинок одно-го цветка на рыльце пестика другого цветка того же или другого растения.

Искусственное опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика челове-ком. Проводит он перенос пыльцы с помощью мягкой кисточки, ткани или резины.

Вопрос. Как осуществляется перенос пыльцы?

Ответы. Перенос пыльцы при перекрестном опылении осуществляется насекомыми или ветром, реже водой, еще реже — птицами и млекопитающими.

Просмотр фильма об опылении. Нацелить на внимательный просмотр, чтобы правильно заполнить таблицу. (таблицы раздаются обучающимся перед уроком) Заполняется таблица обучающимися. На работу дается 3 минуты. Проверка таблицы. (слайд). (Слайд по разнотравью)

Как приспособлены цветки растений к самоопылению? Какие растения самоопыля-ются?

С какой целью проводят искусственное опыление? Найти ответ в тексте учебника.

Проводится человеком, что бы повысить урожайность, в селекции для получения новых сортов растений и в безветренную погоду.

Дополнение учителя. А знаете ли вы, ребята, что о приеме искусственного опыле-ния знали уже в древние времена. Так, на рынках Вавилона и позднее у арабов про-давали тычиночные соцветия финиковой пальмы. Купив, их развешивали между пестичными соцветиями пальм. Пыльца попадала на рыльце пестичных цветков, в результате получался высокий урожай финиковой пальмы. С тех времен искусст-венное опыление используют для выведения новых сортов и повышения урожай-ости некоторых растений.

Почему в природе чаще встречается у растений перекрестное опыление, а не само-опыление? Высказывание учащихся.

Вопрос учащимся. Значение опыления? Ответ. Обеспечение встречи мужских и женских гамет.

2. Оплодотворение.

В чем особенность оплодотворения цветковых?

Объяснение учителя сопровождается показом слайдов.

Пыльца, попавшая на рыльце пестика состоит из множества пыльцевых зерен.

(рис. 101 и слайд) Пыльцевое зерно образуется в результате деления клетки в пыльнике и покрыто 2 оболочками, наружная имеет в основном неровности. Пыльцевое зерно состоит из двух клеток, из вегетативной и генеративной. В это время в завязи тоже происходят изменения. В семязачатках, которые находятся на внутренней стороне стенки завязи в результате деления его клеток, образуется зародышевый мешок с клетками. Одна, из них является яйцеклеткой, другая – центральной. (слайд) Яйцеклетка находится напротив пыльцевхода – узкого канала на вершине семязачатка , а центральная – в центре зародышевого мешка. Снаружи семязачаток имеет покровы, выполняющие защитную функцию.

Пыльцевое зерно на рыльце пестика набухает. Вегетативная клетка начинает делиться, образуя длинный вырост — пыльцевую трубку . Генеративная клетка проникает в пыльцевую трубку, делится и образует 2 спермия – неподвижные мужские гаметы. Трубка прорастает в рыльце, затем проходит столбик пестика, проникает в завязь и доходит до пыльцевхода семязачатка. Спермии все время находятся в кончике пыльцевой трубки. Пыльцевая трубка для спермиев является лифтом, который доставляет спермии в зародышевый мешок.

В семязачатке, а именно — в зародышевом мешке, происходит оплодотворение. Пыльцевая трубка входит в пыльцевход и лопается. Из нее спермии попадают в зародышевый мешок. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой — с центральной клеткой зародышевого мешка. (слайд)

Отвечают на вопрос. Дают определение двойному оплодотворению.

Двойное оплодотворение – это процесс слияния первого спермия с яйцеклеткой и второго спермия с крупной центральной клеткой зародышевого мешка. (запись в тетрадь)

Двойное оплодотворение происходит только у цветковых растений.

Что образуется в результате оплодотворения?

Ответы учеников. Из зиготы, которая образуется при оплодотворении яйцеклетки, развивается зародыш семени, а из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка — запасающая ткань семени — эндосперм. Из покровов семязачатка формируется семенная кожура, а из стенок завязи – околоплодник. (слайд и запись в тетрадь)

Количество семян зависит от количества семязачатков. Если в завязи один семяза-чаток, значит, в плоде будет одно семя, например, в плодах вишни, абрикоса и др. В плодах мака свыше тысячи. Плод защищает семя от неблагоприятных условий.

Кем и когда было открыто двойное оплодотворение? Русским ученым С. Г. Навашиным в 1898 г.

В чем заключается биологический смысл двойного оплодотворения?

Оно имеет очень большое значение для растений, так как свойствами двух организмов обогащается не только зародыш семени, который образуется из зиготы, но и запасающая ткань, которая обеспечивает его питательными веществами.

5. Закрепление и систематизация знаний.

1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета? (Для привлечения ночных насекомых)

2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности пшеницы? (Пшеница – ветроопыляемое растение)

3. Предположим, что цветки данного растения опыляются животными, не разли-чающими цвета. Какие особенности должно иметь это растение? (Аромат, нектар)

4. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произош-ло? ( Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)

5. Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, а потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (самоопыление)

6. В чем заключается биологическая роль пыльцевой трубки.

7. Какие женские клетки участвуют в процессе оплодотворения и где они располо-жены?

8. В чем сущность двойного оплодотворения?

9. Почему опыление является первым и главным условием для образования плодов и семян на месте цветка? (происходит встреча гамет)

10. В чем заключается преимущество полового размножения перед бесполым?

11. Почему растения, выросшие из семян, отличаются от того растения с которого были взяты плоды с семенами?

12. Во время цветения яблонь в сады привозят ульи с пчелами. Для чего это делают?

13. В плодах черемухи развивается одно семя, а в плодах яблони несколько

семян. С чем это связано?

6. Рефлексия.

Вопросы к учащимся:

(опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек, опыление предшествует оплодотворению.)

2. Какой момент урока больше запомнился и почему?

7. Подведение итогов урока, выводы учителя. Не сомневаюсь, что нам сегодня удалось понять еще и самое главное: у цветов есть свой язык красоты, свои особен-ности. Как мудра природа и как можно бережнее должен человек относиться к ней!

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений.

ВложениеРазмер
tekhnologicheskaya_karta_uroka.vegeta.razmn_.docx 43.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОБГОУ ДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования

Урок биологии в 6 классе по теме

Маклакова Вера Ивановна,

Технологическая карта урока по формированию УУД

Автор УМК В.В.Пасечник

Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Тип урока : усвоение новых знаний

Цель и задачи занятия: создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений:

Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, его практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека; формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;

Регулятивных УУД - (продолжение) формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества ; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе по алгоритму: - Я; - Мы; - Дело .

Оборудование: раздаточный материал для групп, цветные маркеры, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветочные горшки с приготовленной почвой, комнатные растения: колеус, традесканция, хлорофитум, сингониум; стаканы с водой, резиновые перчатки, черенки комнатных растений /сенполии, традесканции, хлорофитума/, легенды и цветы о стихах.

Методы: фронтальная беседа, проблемно-поисковый, наглядный, практический.

Образовательная технология: технология работы в группах, проблемная технология.

Условные обозначения: личностные УУД (Л); познавательные УУД(П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р);

Краткое описание этапов занятия

УУД, формируемые на занятии

1. Организационно-мотивационный этап.

Добрый день, ребята! Наш урок я хотела бы начать с разговора о прекрасном. /Тихо звучит музыка, на столе у учителя букет лилий/.

- Одна древняя легенда гласит, что когда Адам и Ева были изгнаны из райского сада на земле появились удивительные цветы.Горько плакала прородительница рода человеческого и всюду, куда падали её слёзы, распускались белоснежные цветы- лилии.

Именно с этим цветом в руке явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтобы сообщить радостную весть о рождении Сына Всевышнего. С тех пор у христиан считается этот цветок символом чистоты и непорочности. Лилии часто дарят невестам, чтилось это растение на Руси и как символ мира. И если белый цветок считается символом невинности и чистоты, то красный олицетворяет застенчивость - по его лепесткам как бы разлилась краска стыда.

В настоящее время садоводами выведено огромное количество лилий, которые отличаются окраской лепестков, размерами. Разводят лилии и комнатной культуре.

Вопрос: А вы любите цветы? Какой цветок у вас любимый? /Ответы учащихся/ Демонстрация слайда №I

Каждый цветок - как упавшая, с неба звезда. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов.

Демонстрация слайда №2

Личностные УУД: самоопределение ; смыслообразование; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам;

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Звучит музыка,на экране слайд № 3

- На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

- Знаете ли вы, какими способами человек размножает необходимые ему растения?

-всегда ли мы только сеем семена?

- какие способы размножения различают у растений?

-что такое размножение?

-что такое орган растения?

_ на какие две группы разделяют органы цветкового растения?

- как можно быстро озеленить свою квартиру, дом, класс?

-давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

/ дети высказывают свои предположения, формулируют тему урока /

Демонстрация слайда №4

Личностные УУД: самоопределение ; смыслообразование; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам;

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

3. Изучение нового материала. Работа в группах.

- Ребята, вы успешно прошли вступительное испытание. Следующий этап - вводный инструктаж.

- Вегетативное размножение - это один из способов бесполого размножения растений. Принципиальной особенностью вегетативного размножения является полное соответствие материнскому организму или той его части, из которой оно получено. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского онанизма. Современные учёные называют потомство, полученное в результате такой процедуры, клопом, а сам процесс- клонированием. В основе вегетативного размножения растения лежит его способность к регенерации.

Демнстрация сладов №5-15

Работа в группах. Демонстрация слайда №16

Помощь в выполнении задания вам окажет раздаточный материал.

Учащиеся выполняют задание в группах, изучают тексты учебника, раздаточный материал, заполняют таблицы и план-схему.

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам;

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей; использование знаково-символических средств;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

Демонстрация слайда № 17

Демонстрация слайда № 18

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; умение оценивать ситуацию , содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии , уважительно относиться к педагогу и сверстникам;

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей; использование знаково-символических средств;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, доказательство и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

5. Лабораторная работа по размножению комнатных растений

Работа в группах.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивным карточкам.

Демонстрация слайда № 19

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело;

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения практических задач;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; прогнозирование- предвосхищение результата;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

5. Подведение итогов. Рефлексия

- Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?

Домашнее задание: п.43; Демонстрация слайда № 20

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ; оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ;

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Регулятивные УУД: контроль, оценка; волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения;

- Вегетативное размножение имеет широкое распространение в природе, в практической деятельности человека.

  • вегетативное размножение способствует расселению растений, быстрому захвату новых площадей питания, успешной конкуренции с другими видами;
  • из вегетативных органов возможно образование новых особей в тех условиях, половое размножение затруднено или невозможно ( низкая освещенность, отсутствие опыления), что способствует сохранению видового многообразия;
  • в результате вегетативного размножения новые особи повторяют свойства материнского организма; образующиеся организмы достаточно крупные, поэтому имеют явные преимущества перед мелкими и слабыми проростками, появившиеся из семян;
  • способствует не только сохранению ценных сортов растений, но и выведению новых;
  • дает возможность получить большое количество посадочного материала и высокие урожаи.

Демонстрация слайда № 20

- Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что наша совместная работа принесет результат, а созданный с вашей помощью зеленый уголок в школе или дома будет не только дарить хорошее настроение, но и сохранять здоровье.

- Пусть в ваших сердцах всегда теплится огонек заботы. Добра, любви к окружающему нас миру!

Личностные УУД: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; оценивание усвояемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ;

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Регулятивные УУД: контроль, оценка; волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения;

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.

Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения традесканция.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся познакомятся с видами опыления и особенностями оплодотворения растений.

Половое размножение покрытосеменных растений.

Цель. Создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях полового размножения покрытосеменных.

Образовательные: определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян; познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению строения цветка, этапов полового размножения у цветковых растений.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

Ученик научится

Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым.

Ученик получит возможность научиться

Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;

-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Мотивация к учебной деятельности.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на Земле.

Но дар ее бесценный.

Их яркость нежная всем возрастам мила,

В гирлянде, в вазе ли – они везде прелестны,

А в зелени садов - тем более уместны.

О каком объекте живой природы идет речь?

Этот объект – красивейшее создание природы. И нет на Земле ничего прекраснее и нежнее этого хрупкого и драгоценного дара природы. В тоже время он является органом полового размножения. А другой можно назвать результатом этого процесса.

Какое строение имеет цветок?

Чем являются тычинки?

Из чего состоит пестик?

Пестик является женской частью цветка. Тычинка является мужской частью цветка.

В пыльниках тычинки образуются пыльцевые зёр­на, или пыльца.

Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок. Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал — пыльцевход. Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок, состоящий из восьми клеток: по три клетки на полюсах, и две клетки в центре, сливаясь, образуют центральную клетку. На одном из полюсов находится крупная яйцеклетка.

Как вы думаете, какова основная функция цветка?

Таким образом, мы выяснили, что цветок - орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.

Изучение новой темы.

Но что должно произойти, чтобы образовались должно произойти плоды с семенами?

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами.

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения у одних растений может быть очень короткой, у других длинный. Например: у некоторых кувшинковых цветение длится 20-25 минут, бамбука всего 1 ночь, виктории регии – 4 дня.

Чтобы образовались семена должно произойти опыление. Итак, опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Если пыльца попадает с тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то такой процесс называется самоопылением. Так опыля­ются пшеница, рис, горох, фасоль. При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследствен­ные признаки. Вот почему потомст­во, образовавшееся в результате процесса самоопыления, очень похо­же на родительское растение.

А если пыльца цветка одного растения переносится на рыльце пестика цветка другой особи, то происходит перекрёстное опыление. При перекрёстном опылении происходит перераспределение наследственных признаков отцовского и материн­ского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родите­лей.

Разберёмся, как пыльца может попасть с тычинки на пестик. Чаще опыление происходит с помощью ветра или участием животных (насекомых, птиц и даже летучих мышей), а также с помощью воды и человека.

У водных растений перенос пыльцы осуществляет вода. У некоторых водных растений (элодея, валлиснерия) пыльца переносится водой. У таких растений оболочка пыльцы содержит много жирных веществ, благодаря которым пыльца плавает, не смачивается водой, не разбухает и не лопается.

Задание. Стр. 135 выделить признаки насекомоопыляемых растений

Стр – 136. Выделить признаки ветроопыляемых растений.

Растения, которые опыляются с помощью насекомых, называются насекомоопыляемыми. Опылителями являются пчёлы, шмели, бабочки, жуки. Насекомые-опылители посещают цветки ради сбора пыльцы и нектара, которые служат для них пищей. У насекомоопыляемых растений выработался ряд приспособлений для привлечения опылителей. Многие растения имеют ярко окрашенные цветки, которые хорошо заметны на фоне зелёной листвы. Многие цветки выделяют сахаристую жидкость — нектар. У душистого табака, маттиолы цветки раскрываются в ночное время и издают приятный аромат, который привлекает ночных бабочек. Цветки рябины, наоборот, имеют неприятный запах, но он привлекает мух, которые их и опыляют. Для многих жуков пищей является пыльца, ради сбора которой они и посещают цветки. Перемазавшись в пыльце, они перелетают с одного растения на другое и переносят прилипшие к телу пы­линки на рыльца пестиков соседних цветков.

Растения, у которых опыление происходит с помощью ветра, называются ветроопыляемыми. Они имеют мелкие невзрачные цветки, лишённые нектарников и в большинстве случаев, не имеющих запаха, свисающие пыльники на длинных тычиночных нитях, длинные пестики с широкими рыльцами для улавливания большого количества пыльцы. Пыльца лёгкая и образуется в большом количестве. Многие ветроопыляемые растения (орешник, ольха, берёза) растут большими скоплениями и цветут рано весной, когда на деревьях еще нет листьев, которые могли бы помешать распространению пыльцы.

Человек иногда сознатель­но переносит пыльцу с тычинок одного растения на рыльца пестиков другого растения. Та­кое опыление называют искусственным. Его осуще­ствляют с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений. Переносят пыльцу чистой сухой кисточкой.

Демонстрация растений: определите вид опыления и по каким признакам вы определили.

Процесс оплодотворения — очень важный биологический процесс. Под оплодотворением понимают слияние двух половых клеток — гамет. При половом размножении происходит слияние двух гамет и образуется особая клетка – зигота. Из которой в дальнейшем образуется новый организм. Запишем формулу полового размножения: гамета + гамета = зигота.

При попадании на рыльце пестика пыльцевое зерно прорастает и превращается в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка образуется в результате деления вегетативной клетки. Генеративная клетка пыльцевого зерна перемещается в пыльцевую трубку, делится и образует два спермия. Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодо­творение, и образуется зигота.

Второй спермий сливается с централь­ной клеткой и образуется эндосперм, в котором накапливаются запасы питатель­ных веществ. Они необходимы для питания и развития Таким образом, у цвет­ковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота, а вто­рой спермий сливается с крупной центральной клеткой, и в результате образуется эндосперм. Этот процесс от­крыл в 1898 г. русский ботаник, академик Сергей Гаврилович Навашин и назвал его двойным оплодотворением. Двойное оп­лодотворение характерно только для цветковых расте­ний зародыша.

Разберёмся, что же происходит с цветком после двойного оплодотворения. Сначала начинает образовываться эндосперм и в его клетках постепенно накапливаются запасные питательные вещества. После этого начинает делиться зигота. Из зиготы образуется зародыш — зачаток нового организма. Для своего развития он использует питательные вещества, накапливающиеся в клетках эндосперма.

После оплодотворения весь семязачаток разрастается и превращается в семя.

Параллельно с развитием семени завязь преобразуется в зрелый плод.

Стенки завязи образуют стенку плода — околоплодник. Околоплодник защищает семена от неблаго­приятных воздействий.

Если в образовании плода принимают участие только стенки завязи, то такой плод называется истинным (горох, томат). В образовании плода могут участвовать разросшиеся цветоложе, основания тычинок и лепестков. Такие плоды называются ложными (шиповник, яблоко).

Внутри плода развиваются семена. Таким образом, плод состоит из околоплодника и семян.

Закрепление.

Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой.

Одна пчела летит, за ней вторая

Вот целый рой, какая благодать!

Летят, березки, щедро опыляя,

Рожь опылят – ведь им не привыкать

Какой сегодня день хороший!

Ну, ветерок родной, не подкачай

Опыли-ка картофель, горошек -

Будет щедрый у нас урожай.

Одинокий цветок одуванчика

Беззаботно дрожит на ветру.

Как на нашей грядке

Расцвел горошек сладкий.

Мушки, пчелки налетать,

Будем урожая ждать.

Вместе с ландышем цвели

В поле, за рекою.

А сейчас вопросы от Знайки.

Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого цвета и желтого?

Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет?

Цветок томата еще в бутоне был закрыл марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление?

Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло?

Читайте также: