Урок биологии покрытосеменные растения

Обновлено: 05.10.2024

  • углубить и обобщить знания учащихся об особенностях среды обитания, строения и многообразии покрытосеменных растений;
  • раскрыть их преимущество перед голосеменными растениями;
  • показать господствующее положение покрытосеменных в растительном покрове Земли;
  • охарактеризовать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений;
  • раскрыть значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
  • обосновать необходимость бережного отношения к покрытосеменным и их охраны.

Планируемые результаты обучения

  • формирование систематизированных знаний о чертах усложнения организации покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными, о признаках сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных, о приспособленности покрытосеменных к условиям среды и их разнообразии; об отличительных признаках однодольных и двудольных растений;
  • формирование умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений, устанавливать их преимущества перед голосеменными; различать однодольные и двудольные растения;
  • объяснение роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
  • описание изучаемых биологических объектов, проведение их сравнительной характеристики;
  • формирование и развитие компетентности в области использования интернет - ресурсов.
  • развитие представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнения строения покрытосеменных;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности покрытосеменных растений для природы и человека и необходимости ответственного, бережного отношения к ним и их местообитанию.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: таблицы; живые экземпляры комнатных растений; гербарии; мультимедийная презентация “Покрытосеменные растения”; наборы муляжей плодов культурных растений; Красная книга растений.

I. Организационный момент.

II. Актуализация и контроль знаний о преимуществах семенного размножения; об особенностях строения голосеменных; о многообразии голосеменных; о размножении голосеменных; об экологической роли голосеменных и их значении в жизни человека. (Контроль знаний с использованием таблиц; проверка умения узнавать отдельные голосеменные по гербариям, по шишкам и хвое).

Учитель: Ребята, назовите отделы, входящие в царство растения?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные и Покрытосеменные. Слайд 3

Учитель: Правильно. С какими из этих отделов мы уже знакомы?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные.

Учитель: Значит, тема сегодняшнего урока?

Учащиеся: Покрытосеменные растения.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с отделом покрытосеменные. Второе название этих растений - цветковые растения.

III. Работа по теме урока.

1. Общая характеристика отдела Покрытосеменные растения (беседа с демонстрацией гербарий и мультимедийной презентацией).

Учитель: Покрытосеменные растения образуют один из наиболее крупных отделов царства растений (около 240 тыс. видов). Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений. Слайд 4

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Покрытосеменные, или Цветковые, растения получили такое название? (Отвечают, используя гербарии растений)

Учащиеся: Наличие органа полового размножения - цветка; расположение семяпочек в завязи пестика, развитие плода из завязи.

2. Основные черты отличия покрытосеменных растений от голосеменных.

Самостоятельная работа учащихся с таблицей 2 параграфа 24 учебника. Беседа по результатам работы.

Отличия покрытосеменных от голосеменных:

- опыление производится животными, ветром, водой, возможно самоопыление;

- есть рыльце, способствующее улавливанию и прорастанию пыльцы;

- имеются деревья, кустарники и травянистые формы;

- большинство являются автотрофами, но есть гетеротрофы. Слайд 5

Сходство покрытосеменных и голосеменных:

- многообразие видов. Слайд 6

Учитель: Сопоставление этих признаков свидетельствует о том, что покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные. Это дает покрытосеменным растениям возможность произрастать в самых разных условиях окружающей среды. Слайд 7

3. Характеристика классов отдела Покрытосеменные – двудольные и однодольные.

Учитель: Все растения отдела Покрытосеменные разделяются на два больших класса – Двудольные и Однодольные. Слайд 8

Учащиеся с помощью рисунка 124 и таблицы 3 самостоятельно изучают основные различия между двудольными и однодольными растениями. Класс делится на две группы. Одна группа выбирает гербарии однодольных растений, вторая - гербарии двудольных растений. Задача каждой группы: объяснить по какому признаку растение относится к тому или иному классу.

Отличительные признаки двудольных и однодольных растений.

1. Количество семядолей? (однодольные – 1, двудольные – 2). Слайд 9

2. Где находятся запасные питательные вещества? (у однодольных – в эндосперме, у двудольных – в зародыше). Слайд 10

3. Тип жилкования листьев? (у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – перистое или сетчатое). Слайд 11

4. Строение проводящей системы? (у однодольных – состоит из многих отдельных пучков, у двудольных – имеет кольцевое строение). Слайд 12

5. Тип корневой системы? (у однодольных – мочковатая корневая система, у двудольных – стержневая корневая система). Слайд 13

6. Примеры. (однодольные – пшеница, рожь, овес, лук, нарцисс, ирис и др., двудольные – дуб, береза, яблоня, арбуз, томат и др.). Слайд 14

4. Значение покрытосеменных растений и их охрана.

Учитель: По количеству видов однодольных растений в природе меньше, чем двудольных растений, но значение растений этих двух классов в природе и для человека одинаково велико.

IV. Закрепление знаний о покрытосеменных растениях, их жизненных формах; о многообразии, строении, роли покрытосеменных в природе и жизни человека. Выполнение задания №1 в рабочей тетради по данной теме.

Учитель: Что нового и интересного вы получили для себя? Где вы можете использовать полученные знания?

VI. Домашнее задание.

Изучить текст, рисунки, таблицы § 24 учебника. Выполнение заданий №3, №4 в рабочей тетради.

Список используемой литературы.

1. Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.

2. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил.

3. Биология. 6 класс. Опорные схемы: учебное пособие/ О.Н.Хюннинен. – Москва: Дрофа. 2010 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Эпиграфы к уроку:

( Я.А.Коменский)

Корень учения горек, да плод сладок. (Пословица)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями организации, происхождения и многообразием покрытосеменных растений.

образовательные:

формирование представлений о единстве органического мира,

развивающие:
создание условий для формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры; продолжить развитие умений отвечать на вопросы, выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развитие у учащихся сенсорного восприятия, интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферы, повышение познавательного интереса к предмету.

воспитательные:

создание условий для увлеченного учения, воспитание чувства ответственности и гордости за результат познавательной деятельности; развитие экологической грамотности.

Методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии, раздаточный дидактический материал, корзина, подносы, муляжи фруктов и овощей.

Тип урока: Комбинированный.

I . Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которым мы всегда очень рады.

Прозвенел и смолк звонок,

Все друг другу повернулись

Все друг другу улыбнулись.

Повернувшись и ко мне,

Улыбнитесь-ка и мне.

Начинаем наш урок,

Запасаем знаний впрок!

- Ну, что же, пожалуй, приступим! Сегодня вы работаете в группах по четыре человека.

II. Актуализация опорных знаний.

- Пока участники № 1 проходят биологические лабиринты по пройденной теме, остальные работают устно.

Устный фронтальный опрос.

- Какие царства живых организмов существуют в природе?

- Кто такие прокариоты и эукариоты? Представители каких царств к ним относятся?

- Перечислите характерные признаки царства растений.

- На какие подцарства подразделяется царство растений?

- К какому подцарству растений относятся водоросли? Почему?

- Что такое эволюция?

- Установите в правильной хронологической последовательности следующие группы растений: Моховидные, Водоросли, Голосеменные, Папоротниковидные, Псилофиты .

Работа 1-2 учащихся с рисунками у доски.

- Представители каких отделов растений представлены на рисунке? (Слайды)

- Какое растение представлено на рисунке под № 8? (Мать-и-мачеха.)

- К какому отделу растений относится это растение? (Учащиеся затрудняются ответить.)

III. Определение темы и целей и задач урока.

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, попробуйте отгадать загадку:

Есть чашечка, да не разобьешь,

Есть венок, да не разовьешь,

Есть тычины, да очень хрупки,

Есть пестик, да без ступки:

И все это-вместе

Да на своем месте. (Строение цветка.)

- Действительно, речь в загадке идет о цветке. Сегодня на уроке мы начинаем изучать самую молодую, но самую многочисленную и богатую видами группу растений, насчитывающую около 250 тыс. видов растений – Цветковые.

Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях.

- Ребята, попробуйте сформулировать основные цели нашего урока.

(Возможный вариант ответа: Изучить новый отдел растений –Покрытосеменные; выявить их отличительные признаки, особенности строения; узнать об их происхождении и значении в природе и жизни человека.)

IY. Изучение нового материала.

1. Происхождение Покрытосеменных.

Первые цветковые растения появились около 135 миллионов лет назад ,

в мезозойскую эру, в конце юрского - начале мелового. Вопрос о предке Покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым, но наиболее вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных папоротников.

2. Органы цветковых растений.

- Какие органы имеются у растений, представленных на гербариях? (Корень, побег: стебель и лист, цветок, плод с семенами.)

- Какие органы есть у растений, представленных на гербариях, которых не было у других растений, ранее вами изученных? (Цветы и плоды.)

- Какие органы растения относятся к вегетативным и какую функцию они выполняют? ( Это корни и побеги. Они выполняющие функцию питания и обмена веществ с окружающей средой, а также опорную функцию. )

- Какие органы растения относятся к генеративным (репродуктивным)? (Это цветки, плоды, семена. Они служат для семенного (полового) размножения.)

- К каким органам относятся овощи, находящиеся на ваших подносах?

(Картофель – видоизмененный побег; свекла и морковь, репа – видоизмененные корни (корнеплоды); луковица – видоизмененный побег; капуста белокочанная – видоизмененный побег.)

Есть травка с загадкой,

С хищной повадкой:
Комара и мушку
Заманит в ловушку. (Растение-хищник – росянка)

- Какие органы растения играют роль ловчего аппарата у росянки? (Листья.)

У нас, ребята, в классе,

Всё глядит в окошко,

Он ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Голова без шапки

От холода ёжится?

- Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус)

- Какие органы представляют колючки кактуса, в связи с чем они появились? (Листья. Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при испарении и защищаться от поедания животными.)

3. Строение цветка. Конструкторское бюро.

hello_html_m73549620.jpg

- Ребята, как вы думаете, какие части цветка являются главными? (Пестик и тычинки.)

- Каково биологическое значение цветка ? ( Цветок – это орган, служащий для генеративного (полового) размножения растений.)

- Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив условные обозначения. Вспомнив, условные обозначения, попробуйте составить формулу цветка вишни по описанию: Цветок правильный; чашелистиков – 5, сросшихся; лепестков – 5, свободных; тычинок много; пестик – 1. ( (5 ) Л 5 Т П 1 )

- Как правило, цветки у большинства Покрытосеменных растений располагаются не по одиночке, а группами, в определенном порядке, образуя соцветия. Каково биологическое значение соцветий?

( Соцветия привлекают насекомых для опыления и более успешно опыляются ветром .)

- Раз уж мы затронули опыление, назовите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений . (Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или соцветия, они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом. Ветроопыляемые растения имеют мелкие невзрачные цветки, собранные в соцветия, мелкую, легкую и сухую пыльцу.)

Работа с раздаточным материалом: Определить типы соцветия по предложенным схемам и приведите примеры растений с данным видом соцветий.

1 группа: кисть, зонтик.

2 группа: колос, сложный колос.

3 группа: головка, корзинка.

4 группа: початок, метелка (сложная кисть).

(Кисть – ландыш, черемуха, смородина; зонтик – вишня, яблоня, герань; колос - подорожник, осока, орхидея; сложный колос – пшеница, рожь, ячмень; головка – клевер, люцерна; корзинка – ромашка, подсолнечник, одуванчик; початок – кукуруза, аир болотный; метелка (сложная кисть) – сирень, виноград, овес, рис; щиток – герань, земляника лесная, груша)

- Ребята, как вы считаете почему второе название отдела Цветковых растений – Покрытосеменные? (Потому, что их семена защищены, располагаются внутри плода.)

- Из какой части цветка образуется плод и из чего он состоит ? (Плод развивается из завязи цветка. Состоит из семян и околоплодника. )

- Каково биологическое значение плодов? (Плоды обеспечивают защиту и созревание семян; участвуют в расселении растений.)

Осень в гости к нам пришла,

Урожай нам принесла.

А вот и лукошко.

Осень в него сложила

Свои плоды немножко.

- Ребята, ваша задача – определить виды плодов, находящихся в корзине.

(Томат, виноград, перец и баклажан – ягода; огурец и патисон – тыквина; яблоко и груша – яблоко; персик, вишня и слива – костянка; апельсин и лимон – померанец; пшеница – зерновка; подсолнечник – семянка, лещина – орех.)

6. Систематика Покрытосеменных. Классы Двудольные и Однодольные.

- В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и Однодольные растения. Попробуйте выявить их отличительные особенности.

Работа с раздаточным и гербарным материалом. Заполнение таблицы.

Отличительные признаки одно- и двудольных растений.

Однодольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых зародыш c емени состоит из одной семядоли. Примерами таких растений являются пшеница, лилия, тюльпан, осока, пальма.

Двудольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых зародыш семени состоит из двух семядолей. Характерными представителями класса являются дуб, клен, береза, лавр, виноград, картофель, подсолнечник.

7. Жизненные формы.

- Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных представлены разными жизненными формами: деревьями, кустарниками и травами. (Слайд)

- Вспомните характерные признаки разных жизненных форм.

Y . Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

* узнал ли я что-то новое,

* смогу ли применить эти знания на практике,

* достаточно ли активно работал на уроке.

- И, в завершении, осталось поставить оценку нашей совместной деятельности.

* Понравился ли вам урок?

* Интересно ли вам было на уроке?

* Понятными ли для вас были все действия на уроке?

Поднимите руки, кто оценил нашу совместную деятельность на “5”, на “4”, на “3”.

Приложение

Физкультминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)
Ветер сильный прилетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперед-назад)
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Мы размялись от души
Вновь за парты сесть спешим .
(Дети садятся за парты).

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов, выполнение практических заданий; организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Тема урока Покрытосеменные растения

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов, выполнение практических заданий; организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний о растениях отдела Покрытосеменные, их многообразии; сформировать представление о жизненных формах и продолжительности жизни покрытосеменных растений; изучить роль покрытосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека

Планируемые результаты:

Школьники будут актуализировать знания об особенностях строения растений отдела Покрытосеменные.

Уметь выявлять группы покрытосеменных растений по жизненной форме и продолжительности жизни

Уметь находить сходство и отличия между покрытосеменными и ранее изученными группами растений и выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных растений в сравнении с голосеменными.

Метапредметные

1. Познавательные:

научиться находить и использовать существенную информацию из учебника, дополнительных текстов – смысловое чтение, из собственного жизненного опыта, анализировать, структурировать, преобразовывать её из одной формы в другую;

учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения.

2. Коммуникативные:

учиться слушать и понимать речь другого человека.

учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество, определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия;

учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

3. Регулятивные:

учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку.

Осознавать единство и целостность мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы

Личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия, изучаемые на уроке: покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, жизненные формы: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние, многолетние растения

Учащийся должен знать: признаки, свойственные покрытосеменным растениям; особенности строения покрытосеменных растений; значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: различать покрытосеменные растения; называть черты отличия между споровыми и семенными растениями, давать характеристику покрытосеменным растениям

Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы: проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Организационный этап. (мотивирование на учебную деятельность) (1мин.)

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Актуализация знаний (3 мин. – 2 мин на выполнение , 1 мин на проверку и самооценивание)

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И голосеменные: сосны, пихты, ели,

Но властелины царства не они

Как вы думаете, почему?(ответы учащихся).

Вам сложно ответить на этот вопрос.

Я попрошу вас о следующем. На слайде вы видите изображения растения. Вы должны распределить предложенные объекты в три группы:

Проверка правильности выполнения задания, Объяснение принципов выбора детьми. Самооценивание .

Создание проблемной ситуации.(2 мин.)

Какие из растений не вошли ни в одну группу?

Что у них общего?

Что образуется на месте цветка?

Где располагаются семена? (окружены или покрыты плодом)

Какова тема сегодняшнего урока? Формулирование темы урока

Слайд №4 – тема урока

Целеполагание.

Планирование (2 мин). (поиск путей решения проблемы)

Формулирование целей урока

Что бы вы хотели узнать на уроке. Составление плана конспекта в виде отдельных листочков с вопросами на доске. По мере изучения листочки убираются.

Почему растения называются покрытосеменными

Каковы общие особенности покрытосеменных растений

Как делятся покрытосеменные растения по внешнему виду

Многообразие растений по срокам жизни

Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде чем появились покрытосеменные. Что же объединяет все эти растения?

Характерные признаки покрытосеменных растений Почему же их называют Покрытосеменные? – 3 мин (2 мин на выполнение, 1 мин на проверку и самооценивание)

Используя текст о покрытосеменных растениях, укажите, какие признаки отличают покрытосеменные от других растений

Кто выполнил задание – поднимают руку

Главной особенностью покрытосеменных растений является то, что у них образуется цветок, даже если растение за свою жизнь цветет только один раз.

– Какую роль играют цветки для растений? (Они привлекают насекомых, которые их опыляют.)

Слайд №4. (Имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто).

Сравните свои ответы по ключу и оцените правильность выполнения задания №2 в оценочном листе

Жизненные формы растений -2 мин

– В настоящее время известно более 250 тысяч разных видов покрытосеменных растений.

Как же классифицировать эти растения? На какие бы группы вы распределили покрытосеменные растения. (работа с учебником рис.80 на с. 49, зад. №75 в Р.т. на с. 49) – 1мин.

Среди них встречаются травы, кустарники, деревья.

– Приведите примеры деревьев, кустарников и трав.

Рассмотрите растения, изображенные на слайде. Найдите существенные отличия жизненных форм растений друг от друга.

Динамическая пауза – 1мин

А теперь я предлагаю немного размяться

Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, рис. 81 На с. 130 ) -2 мин( 1 мин на работу с рисунком, 1 мин на проверку)

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Двулетние растения полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Многолетние растения цветут и живут намного больше двух лет.

Многообразие покрытосеменных по условиям произрастания, по размерам ( демонстрация слайдов презентации) 1 мин

– Где можно встретить цветковые растения? (На всех материках.)

Самое маленькое растение на планете – Вольфия бескорневая. Её крошечный листочек имеет диаметр не более 2мм.

Самый большой цветок имеет Раффлезия Арнольда. Диаметр цветка -1м , вес около 6 кг.

Самые большие листья у южноамериканского растения Виктория амазонская. Диаметр ее листьев достигает двух метров. Они способны выдержать вес в несколько десятков килограмм.

Роль цветковых растений в природе и жизни человека

– Какую роль в природе и для человека играют цветковые растения?

Обобщает все ответы учащихся:

1) Выделяют кислород, необходимый для дыхания.

2) Являются местом обитания многих животных.

3) Служат пищей для животных и человека.

4) Используют в сельском хозяйстве и в качестве корма для животных.

5) Применяют для получения тканей (хлопок, лен).

6) Служат основой лекарственных препаратов.

7) Используют для украшения городов, садов, домов.

– В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (Очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников.)

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (5 мин.= 4 мин на выполнение + 1 мин на проверку)

Решение проблемы

Предлагаю сравнить голосеменные и покрытосеменные растения и ответить на вопрос: почему голосеменные и покрытосеменные называются высшими семенными растениями и в чем их преимущества перед высшими споровыми растениями?

Работают с таблицей (работа в парах)

Покрытосеменные

Голосеменные

Органы растений

Корень, стебель, лист, цветок, плод, семя

Корень, стебель, лист, семя

Форма листьев

Расположение семени

Семена, защищенные оболочками плода

Семена лежат открыто на чешуйках шишек

Жизненные формы

Деревья, травы, кустарники

Проверка правильности заполнения таблицы

– Теперь вы можете ответить на вопрос: почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

(Они имеют различные формы: травы, кустарники, деревья; образуют цветки, плоды, которые защищают их от неблагоприятных условий; могут расти в различных условиях)

Первичное закрепление(4мин. На выполнение) – не проверяют.

Выполнение дифференцированных заданий

Часть А. Выберите один правильный вариант ответа

1. Особенность строения покрытосеменных растений – это:

А) наличие цветков и плодов; Б) размножение семенами;

В) почвенное питание; Г) фотосинтез на свету.

2. Семена находятся внутри плода у:

А) Сфагнума Б) Ели В) Вишни Г) Лиственницы

3.В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются

А) мхи; Б) папоротники;

В) голосеменные; Г) покрытосеменные;

4. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является

А) Наличие цветка Б) Размножение спорами

В) Размножение семенами Г) Отсутствие органов и тканей

Часть В. Установите соответствие между названиями растений и отделами, к которым они принадлежат

Название растения: Отделы:

А) Ромашка 1. Голосеменные

Б) Туя 2.Покрытосеменные

Дополнительные задания


П очему яблоню относят к покрытосеменным растениям?

В приведенном ниже списке названы органы растения. Все они за одним исключением имеются у современных покрытосеменных.

Выпишите название органа, который выпадает из общего

ряда и не характерен для растения, изображенного на

рисунке. Объясните свой выбор.

Органы: корень, шишка, лист, плод, семя.

Домашнее задание. (2 мин).

На гербАх многих стран имеются изображения растений или животных. Цветы каких растений изображены на гербАх?

Рефлексия.(2 мин).

Давайте вспомним, какую цель мы ставили пред собой на уроке. Как вы считаете, удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок помог вам больше узнать о многообразии растений.

А вы знаете, что сегодня на уроке

Самым сложным для меня сегодня было…

Ребята, спасибо большое вам за работу на уроке. Я довольна нашей работой и общением с вами сегодня.

Будуновой Абидат Набигуллаевны.

На уроке был реализован современный подход к обучению, отражающий логику развёртывания нового учебного материала и логику формирования УУД. В начале урока учителем грамотно было проведено мотивирование учащихся к учебной деятельности, в результате чего детьми была сформулирована тема, согласно которой учащиеся совместно с учителем определили цель и задачи.

В процессе урока осуществлялись такие учебные действия, как целеполагание, мотивация учащихся, постановка проблемного вопроса, самостоятельное добывание информации, выполнение дифференцированных заданий. Учениками постоянно осуществлялась функция самоконтроля и самооценки. Ученики чётко осознавали и понимали, для чего они выполняют то или иное задание. Учитель грамотно подобрал виды деятельности – работа в парах, выполнение тестовых заданий, работа с книгой и рисунками, самостоятельный поиск информации, которые были наиболее эффективны для выполнения задач и достижения поставленных целей. Также учитель использовал современные методы и технологии обучения – частично – поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), исследовательские (практические действия с последующим доказательством), проблемного обучения, дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии. На уроке использовалась мультимедиасистема и материал электронного пособия по биологии, что повысило интерес учащихся к учебной и поисковой деятельности. Для учащихся на уроке была организована атмосфера открытия нового.

В течение всего урока отрабатывались навыки учебной самостоятельности, а также организована совместная деятельность учителя и учеников. Также можно отметить благоприятную эмоциональную атмосферу и чёткое дозирование нагрузки. В конце урока учителем грамотно была организована образовательная рефлексия. Различные типы заданий формировали следующие универсальные учебные действия:

личностные (определение степени соответствия собственных действий поставленной цели, результатов деятельности: называют тему и задачи урока отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения),

регулятивные (самостоятельные обнаружение и формирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности, высказывание гипотез, предположений, планирование достижения целей и учет средств достижения),

познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение логического рассуждения, включающее установление причинно – следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации в учебном материале),

коммуникативные (умение работать в парах, учитывая разные мнения, формулировать собственное, задавать вопросы, контролировать действия партнера, владеть диалогической формой речи).


Покрытосеменные таблица

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, или ЦВЕТКОВЫЕ

Покрытосеменные (Цветковые) — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является; 1) наличие цветка в качестве органа полового размножения 2) замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные), 3) двойное оплодотворение.

Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками и кустарничками.

Общая характеристика Цветковых растений:

  • древесные, кустарниковые и травянистые формы
  • однолетние, двулетние и многолетние растения
  • более 250 000 видов
  • повсеместное распространение (на всех континентах и во всех средах обитания)
  • семенное и вегетативное размножение
  • генеративные органы — цветки
  • после двойного оплодотворения происходит развитие семени с запасом питательных веществ; семя защищено околоплодником и находится внутри плода

Широкое распространение и разнообразие строения цветковых растений обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт:

  1. наличие цветка — органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения;
  2. образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды;
  3. двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный (а не гаплоидные, как у голосеменных) эндосперм;
  4. редукция гаметофита: мужской гаметофит — пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной (генеративная делится, образуя два спермия). Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка.

Классы Покрытосеменных (Цветковых)

Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные.

цветковые растения

Признаки двудольных растений:

  1. Зародыш имеет 2 семядоли, прорастающие надземно, с 3 проводящими пучками.
  2. Лист на черешке с сетчатым или ветвящимся жилкованием.
  3. Проводящая система состоит из одного кольца проводящих лучков, с камбием; во флоэме присутствует паренхима; кора и сердцевина дифференцированы.
  4. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в славный корень.
  5. Жизненные формы древесные и травянистые.
  6. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4.

однодольные цветковые

Признаки однодольных растений:

  1. Зародыш с одной семядолей, прорастающей подземно, имеет два главных проводящих лучка.
  2. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием.
  3. Проводящая система состоит из многих отдельных пучков; камбий отсутствует; паренхима во флоэме отсутствует; кора и. сердцевина не имеют четкой дифференциации.
  4. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней.
  5. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны.
  6. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4.

Основные различия между Двудольными и Однодольными

Жизненный цикл Цветковых растений

Цикл развития цветкового растения

Цикл развития. Нажми для увеличения картинки!

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Покрытосеменные таблица

Читайте также: