Урок листорасположение жилкование листа

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Технологическая карта урока по биологии

в 7 классе по теме:

Автор учитель биологии высшей квалификационной категории

Слинка Светлана Владимировна

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме:

Ознакомление учащихся с видами расположения листьев на стебле и жилкования листьев.

Обучающие: содействовать организации учебной деятельности по изучению листорасположения и жилкования листьев на природных объектах, схемах, картинках;

Развивающие : развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению листорасположения и жилкования листьев, содействовать развитию внимания, аналитического мышления, самостоятельной деятельности учащихся;

Воспитательные: создавать ситуацию успеха в достижении поставленной цели, способствовать формированию навыков исследовательской и поисковой работы, самоорганизации и сотрудничества; бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма обучения: индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический, практический, здоровьесберегающие.

Обеспечение: рабочая тетрадь, ручка, ТСО, сопровождающая компьютерная презентация, раздаточный материал, учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения/ Н.Д. Лисов. – Минск: Народная асвета, 2009 – 119 с.

1. Организационно-мотивационный этап:

А) приветствие (1 мин)

б) мотивация на повторение изученного материала (1 мин)

2. Проверочно-коррекционный этап:

А) проверка домашнего задания (7 мин)

Б) коррекция и оценка результатов деятельности (1 мин)

3. Операционно-познавательный этап:

А) актуализация опорных знаний (2 мин)

Б) введение нового материала (5 мин)

В) организация частично-поисковой деятельности учащихся (10 мин)

Г) физкультминутка (3 мин)

Д) Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала (7 мин)

Е) Вторичное закрепление знаний, самопроверка знаний (5 мин)

Ж) Обобщение и систематизация знаний (2 мин)

4. Комментированное домашнее задание (1 мин)

5. Контрольно-рефлексивный этап :

А) подведение итогов урока и выставление отметок (1 мин)

Б) рефлексия (1 мин)

Прогнозируемы результаты урока

Учащиеся Знают:

- листорасположение, его виды;

- жилкование, его виды;

Учащиеся Умеют:

- определять по таблицам виды листорасположений и жилкований листьев;

- приводить примеры растений с определенным листорасположением и жилкованием листьев.

Учащиеся Понимают:

- значение жилок для растения;

- применение иерархической структуры сетчатого жилкования в классификационных моделях.

Основные понятия урока:

Жилка, жилкование: дуговое, линейное, сетчатое; листорасположение: очередное, мутовчатое, супротивное.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности помещения к занятию;

- Организация внимания школьников;

-Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Мотивация на проверку домашнего задания:

Проверка степени усвоения содержания учебного материала

Разноуровневые задания, наглядные задания,

Работа по заданному шаблону

Учитель раздает задания, демонстрирует слайды, слушает ответы, комментирует ответы учащихся, (Просматривает выполненные учащими задания, выставляет отметки и комментирует ответы по возможности).

1 уровень: Подпишите элементы строения листа.

2 уровень. Определите типы листьев по способу прикреплениях их к стеблю. Определить верные и неверные утверждения. Исправьте неверные.

3-4 уровень. Определите тип листа у растений.

5. Ответьте на вопросы, заданные гимназистам.

Почему во время дождя можно спрятаться под деревом и остаться сухим?

Проверка происходит в парах, поменявшись заданиями, учащиеся проверяют работу своего соседа по парте и одновременно повторяют материал по слайдам презентации.

Все вместе определяют листовые пластинки на 3-4 уровень.

Все думают и отвечают на вопросы 5 уровня.

3.Актуализация опорных знаний

Подготовка учащихся к активному осознанному усвоению учебного материала Актуализация субъективных знаний уч-ся

Учитель соглашается с ответом.

Изучили форму, количество и способ крепления к стеблю, не знают листорасположение и жилкование.

4. Постановка познавательной задачи. Определение темы урока

показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

постановка перед уч-ся учебной проблемы

Учитель соглашается с предполагаемыми ответами, записывает тему на доске.

Записывают в тетрадь тему урока.

5-1. Введение первого блока нового материала

Изучение листорасположения и жилкования,

Демонстрация слайда, объяснение типов листорасположения.

Прослушиваю объяснение учителя, обращают внимание на интерактивный момент слайда.

Слушают, смотрят на слайд презентации.

Интерактивная разминка с обучающим элементом

Учитель рисует палочки на доске, просит прикрепить к нему листья разными способами: 1-ый ряд очередное, второй - супротивное, третий - мутовчатое. После выполнения задания, можно откорректировать, полученные результаты, обратить внимание на правильность расположения листьев.

Учащиеся подходят к доске, прикрепляют листья соответственно заданиям.

Учащиеся слушают, смотрят на полученные модели листорасположения.

5-2. Введение первого блока нового материала

Постановка проблемного вопроса

Демонстрация слайда, со скрытыми изображениями листьев.

Просьба определить, почему черточки, обозначающие листья, не лежат в одной плоскости.

Учитель соглашается с ответом или корректирует полученные ответы.

7.Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися первого блока нового материала

Организуется работа по повторению листорасположения

На основе изученного материала,

Требуется дать осмысленный ответ на основе личностного жизненного опыта о знаниях по растениям

Учитель предлагает учащимся определить листорасположение на картинках слайда, привлекаем внимание учащихся, тем что, позволяем выбрать неизвестную заранее картинку растения.

Определяют растения, определяют листорасположение

5-3. Введение второго блока нового материала

Первичная проверка второго блока нового материала

Частично-поисковый, работа с литературой.

Что такое жилка?

Прочитайте на странице 98 определение жилки.

Какие ткани входят в состав жилки?

Что они обеспечивают?

Что такое жилкование?

Какие бывают типы жилкования?

Демонстрация слайда с интерактивным эффектом рисования жилок.

Зарисуйте схему жилкования в рабочей тетради.

Показ слайда со схемами жилкования..

Проверьте, что у вас получилось?

Читают, проговаривают в слух прочитанное.

Зарисовывают схематично жилкование.

Сверяют полученные рисунки.

8. Вторичное закрепление знаний, самопроверка знаний

Выполнение лабораторной работы №3

Работа в малых группах

Работа с литературой

Выполнение лабораторной работы предусматривает определение формы листа,

А также подключено закрепление нового материала о дополнительное определение листорасположения и жилкования листьев.

В ходе работы, учащиеся получают для описания по 2 листа: простой и сложный, которые описывают по плану.

Результаты работы будут озвучены после выполнения работы.

Выполняют лабораторную работу по заданной технологической карте, работу проводят в малых группах, с использованием учебника.

9.Обобщение и систематизация знаний

Тренировочное задание на выявление степени понимания изученного материала

Игровой, словесный, наглядный

На доске изображена картинка состоящая из точек,

Учащихся просят озвучить описание листьев из проведенной лабораторной работы и по описанию листьев растений выбрать правильные позиции по соединению точек рисунка.

Отвечают, соединяют точки, получают рисунок.

10.Комментированное домашнее задание

Учитель сообщает учащимся, что они должны прочитать §33, ответить на вопросы после параграфа устно.

И предложить заинтересованным учащимся выполнить следующее задание:

Зарисуйте лист растения, который по вашему мнению может существовать на другой планете.

Дайте морфологическое описание такого листа, объясните почему вы решили, что такой лист не существует на Земле

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. Задают уточняющие вопросы.

11.Подведение итогов урока, выставление отметок

Итак, юные космобиологи подведем итоги сегодняшнего урока: что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Выставляем комментированные отметки наиболее успешным работам учащимся, и оцениваем работу наиболее активно работающих на уроке учащихся.

Учащиеся предоставляют дневники на отметки.

Вытяните карточку себе на память, и подумайте о том, что можно сказать о вашем листе.

Спасибо за работу на уроке! До свидания!

Учащиеся вытягивают карточки с нарисованными листьями и календариками себе на память .

Разноуровневые задания для проверки домашнего задания. (уровень 1-3)

Задание 1. Подпишите элементы листа

Задание 2. Назовите типы прикрепления листа к стеблю.

Лист - осевой орган растения.

Листья бывают простые и сложные.

Лист – вегетативный орган растения.

Черешковые листья крепятся к стеблю черенком.

Расчлененные листья являются сложными.

Сидячие листья не имеют черешка.

Прилистники имеются у листьев всех растений.

Основная функция листа фотосинтез .

Земляника имеет простой лист.

Выберите правильные ответы из перечня заданий и соединив последовательно точки вы получите рисунок.

Найдите правильное описание листьев растений. Л- листорасположение, Ж - жилкование

hello_html_m7ba9cb4.jpg

2.Простой, черешковый, Л - супротивное, Ж – пальчатое сетчатое (21-23-22-31)

2.Простой, черешковый, Л - супротивное, Ж – перистое сетчатое (32-31-24-27)

3.Простой, сидячий, Л - очередное, Ж – пальчатое сетчатое (27-31-24-32-28)

1.Пальчато-сложный, черешковый, Л-очередное, Ж – перистое сетчатое (9-15-13-7)

2.Простой, черешковый, Л - супротивное, Ж –пальчатое сетчатое (9-13-7-12)

3.Простой, черешковый, Л - очередное, Ж – перистое сетчатое (9-7-13-15)

1.Простой, черешковый, Л-супротивное, Ж – перистое сетчатое (4-5-3-1-2)

2.Перисто-сложный, черешковый, Л- супротивное, Ж - пальчатое сетчатое (2-1-3-12)

3.Перисто-сложный, черешковый, Л - очередное, Ж – перистое сетчатое (1-5-3-12)

1.Простой, черешковый, Л-очередное, Ж – перистое сетчатое (27-23-29-20-22)

2.Простой, черешковый, Л - супротивное, Ж – перистое сетчатое (23-20-29-27-24)

1. Пальчато-сложный, черешковый, Л- очередное, Ж – перистое сетчатое (11-2-4-1-24)

2. Перисто-сложный, черешковый, Л- супротивное, Ж – перистое сетчатое (11-12-13-9)

3.Трочато-сложный, сидячий, Л - очередное, Ж – перистое сетчатое (10-11-4-5-12)

2.Простой, сидячий, Л - супротивное, Ж – перистое сетчатое (21-25-30-28)

3.Простой, влагалищный, Л - очередное, Ж – параллельное (25-30-21-26-19)

1.пальчато-сложный, Л - очередное, Ж – пальчатое сетчатое (9-17-26-30)

2.перисто-сложный, Л - супротивное, Ж – перистое сетчатое (24-19-9-17-15)

3.тройчато-сложный, Л-очередное, Ж – перистое сетчатое (19-17-15-9-24-13)

В листе выделяют листовую пластинку , черешок , основание . У основания листа могут быть прилистники .

строениелистаleafstructurelapustruktūraw1189.jpg

Листовая пластинка является основным местом, в котором происходит фотосинтез. Черешок листа прикрепляет его к стеблю и поворачивает в наилучшее положение по отношению к свету.

типлистаtypeofleaflapuveidsw925.jpg

Черешковые листья — у крапивы, липы, клёна, берёзы, яблони, вишни и др. Сидячие листья — у одуванчика, алоэ, льна, цикория, пшеницы и др.

По форме листовой пластинки листья можно разделить на округлые, яйцевидные, овальные, стреловидные и др.

Листья различаются также по краю листовой пластинки . Например, у тополя цельный край листовой пластинки , а у берёзы — пильчатый.

Края_листьев_leaf_edges_lapu_malas.jpg

У простых листьев одна листовая пластинка. Такие листья у липы, сирени, одуванчика, ландыша и других растений.

простые_листья_simple_leaves_vienkāršas lapas.jpg


Рис. \(4\). Простые листья

Сложными называют листья, у которых несколько листовых пластинок прикреплены к общему черешку. При этом они соединены с общим черешком своими основаниями или собственными маленькими черешками. Сложные листья у люпина, шиповника, клевера, каштана и многих других растений.

сложныелистьяcompoundleavessaliktaslapasw1320.jpg

На листовых пластинках обычно хорошо заметны жилки . Это проводящие пучки, состоящие их клеток проводящей и механической ткани. Жилки обеспечивают поступление в лист воды и минеральных солей и выведение из листа органических веществ, образовавшихся при фотосинтезе, а также служат опорой для основной ткани листовой пластинки.

Чтобы определить вид растения по специальному определителю, надо уметь различать жилкование листа и расположение его на стебле.


Данный видеоурок описывает внешнее строение листа и многообразие видов листьев. Описываются виды листьев с примерами из растительного мира: сидячие листья и черешковые, различия листьев по многообразию форм листовых пластин. Учащиеся узнают, что листья бывают простые, как у берёзы, и сложные, как у рябины. На заключительном этапе видеоурока даётся представление о типах жилкования листьев.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Внешнее строение листа. Жилкование"

Лист является частью побега. Познакомимся со строением листа, жизненными процессами, которые в нём протекают, значением листьев в жизни растений.

Листья различных видов растений очень отличаются друг от друга. У одних растений листья очень крупные, у других – совсем мелкие. Например, в оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию амазонскую, которая родственна нашим кувшинкам. Лист виктории так велик, что на него, как на плот, может сесть маленький ребенок, и лист удержит его на воде.


Лист – боковой плоский орган растения, который выполняет функции фотосинтеза, газообмена и испарения воды. В клетках листа находятся хлоропласты с хлорофиллом, в которых и происходит фотосинтез.

Вода для фотосинтеза поступает из корня. Часть воды испаряется через листья, чтобы предотвратить перегрев растений. Процесс испарения воды листьями называется транспирация.


Углекислый газ поступает в листья из воздуха, а из листьев выделяется кислород, который образуется при фотосинтезе. Этот процесс называется газообмен.


Внешне листья разных растений сильно отличаются, но между ними много общего. У большинства растений лист состоит из двух частей: листовой пластинки и че­решка. Листовая пластинка – это расширенная часть листа, в большинстве случаев она имеет зелёную окраску. Листовая пластинка выполняет основные функции листа. Снизу она переходит в черешок – зауженную стеблеобразную часть листа. При основании черешка иногда развиваются вырос­ты — прилистники.


Черешок соединяет листовую пластинку со стеб­лем. Такие листья называют черешковыми. Черешко­вые листья имеют дуб, клён, берёза, липа. У листь­ев таких растений, как алоэ, столетник, лён, черешков нет, они прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки. Их называют сидячими.


Черешок может изменять свое положение в пространстве, и вместе с ним меняет своё положение и листовая пластинка. Благодаря этому листья располагаются так, чтобы не затенять друг друга и освещаться максимально. Это очень важно для процесса фотосинтеза. Такое расположение листьев называется листовой мозаикой.


Листья могут иметь различную форму: линейную, округлую, сердцевидную, стреловидную, пальчаторасчленённую и перисторасчленённую.


По форме края пластинки листья также раз­нообразны. Например, лист липы имеет зубчатый край, осины — пильчатый, сирени — цельнокрайний.

Листья разделяют на простые и сложные. Простые листья состоят из одной листовой пластинки. Они характерны, например, для берёзы, клё­на, дуба.


Сложные листья состоят из нескольких листовых плас­тинок, соединённых с общим черешком небольшими череш­ками. Сложные листья бывают нескольких видов. Если листочки прикрепляются к верхушке общего черешка, листья называются пальчато-сложными (такие листья характерны для люпина, конского каштана). Если листочки прикрепляются по всей длине по обе стороны черешка, листья называются перистосложными (такие листья характерны для гороха, рябины). Тройчатосложный лист формируется из трёх листочков, прикреплённых к верхушке общего черешка (у земляники, клевера).


Листовые пластинки растений пронизаны жилками, которые образованы расположенными в толще листа проводящими и механическими тканями. Жилки проводят растворы питательных ве­ществ и придают листу прочность.

Расположение жилок в листе называется жилкованием. Жилкование у разных растений различное.


В зависимости от числа главных жилок выделяют несколько типов жилкования.

Если жилки расположены параллельно одна другой, такое жилкование на­зывают параллельным. Оно встречается у многих однодольных растений (пшеница, рожь, кукуруза, лук).

При дуговом жилковании жилки идут почти параллельно краю листовой пластинки, но сближаются у её верхушки и у основания. Так расположены жилки у листьев ландыша, подорожника.

Сетчатое жилкование типично для листьев дву­дольных растений, например, фиалки трехцветной, дуба. Жилки в таких листьях, как правило, много­кратно ветвятся и образуют сплошную сеть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, различать растения (особенно местные) по листьям.создание условий для осознания и осмысления признаков бокового органа растения – листа, его внешнего строения, функциях.

Развивающая: продолжить формирование умений: выделять главное, конкретизировать, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: создание условий для появления интереса к биологии; формирования трудолюбия, целеустремлённости, коммуникативных и рефлексивных качеств личности; культуры поведения.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

I.Организационный момент.

Закройте глаза и представьте: вы- листья, висящие на дереве. Стоит отличная погода: светит солнышко, поют птички. Вдруг налетел сильный ветер и вы берётесь за руки, боясь того что он вас унесёт. Ветер ослабевает и начинается дождь. Вам становится грустно и печально, вы прижимаетесь друг к другу плечами. Дождик постепенно прекращается, тучи расходятся, выглядывает солнышко и погода вновь прекрасная. Вы улыбаетесь и желаете друг другу удачи.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть и думаю, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки биологии. Пусть у нас на уроке биологии сегодня царит только взаимопонимание и уважение друг к другу.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой! – дети

II. Актуализация опорных знаний.

Быть растением – круто!
Быть растением – класс!
Потому что люди,
Жить не могут без нас!

Учитель - Уважаемое растение, здравствуйте. Разрешите взять у вас интервью.
Растение - Да, разрешаю.
Учитель - Я думаю, раз Вы – живой организм, значит состоите из органов?
Растение - Да.
Учитель - Давайте у ребят спросим, вдруг они знают, из каких органов Вы состоите?
Учащиеся - Растения состоят из корня, стебля, листьев, плодов, цветов.
Учитель - Правильно?
Растение - Да, верно.
Учитель - А вы не согласитесь у нас поприсутствовать?
Растение - С удовольствием.
Учитель - Ребята, о каких органах растений вы уже знаете? Каково их значение?(опрос учащихся)

Сейчас вашему вниманию будет предоставлено немного интересной информации о растениях

Человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений вокруг нас! Вот только некоторые из них:

Самый большой цветок − раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра.

Самое толстое дерево – баобаб. При высоте – 20 м и обхвате ствола – 20 м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.

Самое раскидистое дерево – баньян. Ширина кроны достигает до 500 м.

Самое быстрорастущее растение – бамбук. Суточный прирост – до 0,75 метров.

Список этот можно продолжать и продолжать. Вы его будете пополнять, изучая биологию.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока нам нужно отгадать кроссворд. Если правильно отгадаем все слова, получим ключевое слово, которое и будет означать тему нашего урока.

Краткий опрос -Кроссворд

Явление, наблюдаемое осенью в природе

Расположение почек на побеге

Осевая часть побега?

Стебель – это ….орган


Мы ж лёгкое племя, цветём и блестим

И краткое время на сучьях гостим.

Всё красное лето мы были в красе,

Играли с лучами, купались в росе!

Отгадайте что у меня в мешке? (полный мешок осенних листьев)

- Сама осень пришла к нам на урок.

Сейчас мы с ней пообщаемся, попрощаемся с листочками, так как они сделали свое доброе дело и облетели с деревьев, потому что накопили много вредных веществ, очистили воздух и теперь превратятся в удобрения, когда сопреют в лесу или в поле и опять принесут пользу новым растениям и их листочкам (учащиеся трогают листья)

Изучение нового материала

Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев.

Сегодня на уроке мы с вами разберемся во всем разнообразии листьев, изучим их - -- типы и формы,

- расположение на стебле.

Но сначала с опорой на личный жизненный опыт дайте определение, что такое лист? (Дети отвечают).

Лист – это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функции фотосинтеза- образование органических веществ, необходимых для жизни растений, этот процесс происходит только на свету. Транспирации (испарения) - в результате ее создается сосущая сила листьев и осуществляется терморегуляция. Поэтому даже в самую жаркую погоду лист не перегревается. Испаряющаяся вода охлаждает его.
И газообмен, вследствие газообмена растение днем выделяет кислород - продукт фотосинтеза, и углекислый газ, выделяющийся постоянно - продукт дыхания.

4. Мотивация учебной деятельности

-На доске я моделирую свой кластер (слова в кластере:

(листорасположение, жилкование, сидячий, простой, черешковый,сложный)

-Что вы, ребята можете о нем сказать?
(новые слова)

-А как вы думаете, для чего я
его сделала?
(чтобы показать нам то,
что мы сегодня должны изучить)

-А какова цель нашего урока?
(мы должны изучить вопросы о
листорасположении, о жилковании,
о простых и сложных листьях)

-(обобщаю цель урока) Мы сегодня узнаем о листе, как о важной составной части побега; познакомимся с особенностями внешнего строения; научимся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования

Как вы считаете, из каких частей состоит лист?

1). Части листа
Внешне листья разных растений разнообразны, но почти всегда в них можно различить листовую пластинку, черешок и основание, которым лист прикрепляется к стеблю.
Листовая пластинка - обычно плоская, наиболее важная часть листа. Именно здесь идут процессы фотосинтеза, газообмена и испарения.
Черешок - суженая часть листа между пластинкой и основанием. Он направляет лист к свету, а также ослабляет удары по листовой пластинке ветра, дождя, града.
От основания листа иногда развиваются выросты - прилистники. Они играют защитную функцию - защищают листья в почке (береза, липа, осина), после раскрытия почки они сбрасываются. А у ряда растений (горох, шиповник) прилистники сохраняются в течение всей жизни и несут те же функции, что и листовая пластинка.

2). Листья простые и сложные

По тому как листовые пластинки разделены, могут быть описаны две основные формы листьев. Простой лист состоит из единственной листовой пластинки и одного черешка. Хотя он может состоять из нескольких лопастей, промежутки между этими лопастями не достигают основной жилки листа. Простой лист всегда опадает целиком. – липа, дуб, клен)

3). Виды сложных листьев

Среди сложных листьев, у которых отдельные листочки прикреплены своим и черешками к общему черешку листа, различают: тройча-тосложиые, пальчатое ложные и перистооложные.

У тройчатосложных лист состоит из трех листочков — например ракитник;

у пальчато-сложных черешки листочков прикрепляются к главному черешку в одной точке и листочки расходятся радиально, например конский каштан;

у перисто- сложных листочки расположены по длине черешка, по обе его стороны; при этом различают парноперистые листья, попарно расположенные на общем черешке, (например желтая акация), и непарноперистые, у которых верхушка листа заканчивается одним непарным листочком, —рябина, ясень обыкновенный, орех грецкий.

4). Жилкование листьев

– Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают)

Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить рисунок - жилки - это

сосудисто-волокнистые пучки листа.

Способ расположения жилок называют жилкованием листа.

Выделяют несколько типов жилкования: параллельное, дуговое, сетчатое.

Например, лист осины украшает тончайшая сеточка из жилок. Такое жилкование называется сетчатым.

У длинного заостренного листа гладиолуса все крупные жилки расположены параллельно друг другу. Такое жилкование называется параллельным.

В листе подорожника все жилки, кроме центральной, изогнуты как дуги. И жилкование называется дуговым. Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных.

Физкультминутка

Сейчас мы с вами немного отдохнем, проведя физкультминутку. Но выполняя физические упражнения, будем ещё думать о жизненных формах растения. По названию растения определить его жизненную форму (подорожник, береза, смородина, тополь, тюльпан, шиповник, одуванчик, клен, крыжовник, клубника, дуб) .

Трава – присесть.

Кустарник – повороты туловища влево и вправо.

Дерево – стоя поднять руки вверх.

5). Форма листовых пластинок

– Глядя на листья данных комнатных растений, (сингониум, фикус, хлорофитум, сосна) сравните и скажите по какому признаку могут ещё отличаться листья? (Дети отвечают: по форме листовых пластинок

Назвать форму листьев помогут вам три подсказки: яйцо, линейка и круг. Соотнесите подсказки к соответствующим листьям. (Дети называют соответствия)

Листья разных растений отличаются друг от друга и по форме листовых пластинок. Форма листа кувшинки называется округлой, а у гладиолуса – линейной, форма листьев жасмина – яйцевидная. Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловидные, сердцевидные, продолговатые и др.

6). Листорасположение (гербарий)

7). Форма края листовой пластинки


1 – цельнокрайний

Итак, мы с вами рассмотрели основные признаки, по которым можно различать листья. Но есть и еще ряд дополнительных признаков, по которым тоже можно различать листья.

А – различия по форме основания листовой пластинки.

Б - различия по форме верхушки листовой пластинки.

В– различия по наличию прилистников

Г – по расчленению листовой пластинке

Об этом вы можете почитать в дополнительной литературе

IV. Закрепление материала

1. Лист, не имеющий черешок называется:

а) черешковый; б) сидячий

2. Сосудисто-волокнистые пучки листа называются:

а) жилки; б) прожилки

3. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок:

а) простой; б) сложный

4. Лист, состоящий из одной листовой пластинки:

а) простой; б) сложный

5. Жилкование, при котором жилки похожи на дуги:

а) сетчатое; б) параллельное; в) дуговое

Ответы: 1б; 2а; 3б; 4а; 5в

Рассказ с ошибками. Найти ошибки и объяснить их.

Незнайка писал письмо Звездочке.

"Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони - сетчатое".

По изученному материалу напишите мне синквейн.

1 – понятие (одно слово);

2 – прилагательные (два слова);

3 – глаголы (три слова);

4 – предложение (из четырех слов);

5 – существительное (одно слово).

4. В парке лежат листья.

Синквейн на тему Лист

лист
простой сложный
поглощает консервирует питает
уплощенный боковой орган побега
пластинка с черешком

А теперь ребята, вернемся к кластеру. Можем ли мы убрать поставленные вопросы (можем, т.к. изучили весь материал)

6. Рефлексия

А чему вы научились?

Что узнали нового?

Начертите в своих тетрадях шкалу оценок, назовите ее старание и отметьте на ней, насколько вы старались сегодня на уроке.(оценки за урок)

Ребята, любите Родину – ту, где вы живете, ее природу, самую красивую в мире, берегите свой дом. Мы хорошо поработали с вами, и в память об этом уроке я дарю вам эти красивые осенние листья. Мне было приятно работать с вами, надеюсь, что и ваше настроение не испортилось от нашего общения.

Плоды – урок прошел полезно, плодотворно.

Цветок – урок хороший.

Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.

Я хочу сказать, что вашей работой я довольна, продолжайте пополнять свой багаж знаний в таком же духе. Урок окончен! До свидания.

Читайте также: