Урок насекомые вредители культурных растений и переносчики заболеваний

Обновлено: 05.10.2024

1 LOGO Урок биологии

2 Цели урока Раскрыть разнообразие насекомых- вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; Дать представление о биологических особенностях некоторых вредных насекомых и способах борьбы с ними.

3 Так связаны насекомые с растением. К цветку подлетает бабочка. Гусеницу заражает наездник. В стебле окуклилась другая гусеница бабочки. На листьях вздутия (галлы) с личинками насекомых внутри. На верхнем листе личинки пилильщиков. Под ними яйца златоглазок на стебельках. В листе ходы минирующих мух. Личинка жука грызет корни, а тли высасывают сок.

4 Короед типограф Жуков-короедов много. Каждый вид оставляет на коре свой рисунок, по которому его можно узнать Такой рисунок выгрызает на коре ели жук-короед- типограф. Центральный ход выгрызен самкой, боковые личинками, питавшимися древесиной

5 Развитие рыжего соснового пилильщика (6-9 мм) в хвойных лесах Евразии. У этого вида ярко выражен половой диморфизм: у самцов черное тело и перистые усики, самки рыже- желтые с обычными усиками.

6 Вредители полевых культур Азиатская или перелетная саранча Хлебный жук- кузька Клоп-черепашка Перелетная саранча

8 Клоп вредная черепашка повреждает хлебные злаки. Это насекомое прокалывает хоботком еще не созревшие зерна и высасывает содержимое, резко снижая урожай.

9 Тля Эти насекомые высасывают сок растений и таким образом угнетают их развитие. Тли могут переносить вирусы, вызывающие болезни растений

10 Рапсовый клоп, сосущий сок крестоцветных растений.

11 Жук-усач Личинки жуков- короедов и жуков-усачей, питаясь корой и древесиной, прогрызают длинные ходы в стволах, ослабляя деревья

12 Сельскохозяйственным животным вредят слепни и оводы. Питающиеся кровью слепни мучают домашний скот своими укусами и вызывают потерю в массе, снижают удои молока. Личинки оводов, которые развиваются под кожей млекопитающих, вызывают воспаление.

13 Вредители огорода Медведка Колорадский жук Долгоносики Капустные мухи Медведка

14 Вредители сада Майский жук Непарный шелкопряд Сосновый и еловый короед Листоед тополевый Майский жук

15 Вредитель тополей и дуба Во Франции считается съедобным

16 Зеленая яблонная тля повреждает молодые листья и верхушки побегов яблони. Эта тля бывает крылатой и бескрылой.

17 Гусеница непарного шелкопряда

19 Розанная орехотворка (3 мм) образует шарики (галлы) на побегах роз и шиповников

22 Мухи переносят яйца аскарид, различных микробов, в том числе возбудителей таких опасных болезней, как дизентерия и брюшной тиф. Муха осенняя жигалка может переносить возбудителей такого опасного заболевания, как сибирская язва.

23 Всем известно, как мухи ходят по потолку вверх ногами. Секрет трюка в том, что у них на конце лапок есть липкие волосатые подушечки, которые цепляются с любой поверхностью так, что мухи (да и другие насекомые) бегают по потолку и по гладкой вертикальной поверхности стекла.

24 муха цеце Африканская муха цеце переносит трипаносому – возбудителя смертельно опасной для человека сонной болезни

26 Малярийный комар назад

27 Методы борьбы с насекомыми вредителями 1. физическим методам относятся сбор (и последующее уничтожение) гусениц или яиц насекомых и ловля наземных насекомых (например, свекловичного долгоносика или пешей саранчи) с помощью вырытых в грунте ловчих канавок. Личинок малярийных комаров уничтожают, разливая на поверхности водоема керосин, который закупоривает дыхательные трубочки личинок, и они погибают.

28 химический способ растения для уничтожения обитающих на них вредителей обрабатывают ядохимикатами. Выгребные ямы и другие места размножения личинок комнатных мух обрабатывают хлорной известью. Тараканов уничтожают различными ядами. Однако у насекомых-вредителей довольно быстро появляются особи, приобретшие нечувствительность к ядовитому веществу. Кроме того, из-за применения ядохимикатов гибнут многие полезные насекомые, а также птицы, съевшие отравленных насекомых.

30 Агротехнические методы При этом практикуется посев и посадка растений с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть ко времени появления вредителей; тщательная уборка полей (она лишает пищи личинок вредных насекомых); уничтожение некоторых сорных растений, на которых насекомые размножаются, а потом нападают на полевые и огородные культуры.

31 Биологический метод Он заключается в использовании естественных врагов насекомых – паразитов (например, наездников) и хищников (например, божьих коровок). В лесу люди, заботящиеся о природе, охраняют и расселяют муравейники рыжих лесных муравьев, в садах развешивают искусственные гнездовья для мелких насекомоядных птиц, в лабораториях специально разводят наездников, паразитирующих на сельскохозяйственных вредителях. Так, с капустной белянкой борются, выпуская крохотного наездника трихограмму, самка которого откладывает свои яйца в яйца капустной белянки. В биологической борьбе используют также бактерии, которые вызывают болезни насекомых-вредителей, и грибы, паразитирующие на них. Споры этих грибов специалисты рассеивают над зараженными полями или садами.

32 Биологические методы борьбы Наездники паразитические перепончатокрылые. Самка разыскивает жертву и откладывает на нее или в нее свои яйца. Вышедшие из яиц личинки развиваются, поедая жертву, отчего жертва гибнет. Здесь трихограмма заражает яйцо бабочки.

33 Охрана и привлечение насекомоядных птиц, летучих мышей, хищных насекомых (например, божьих коровок), использование естественных врагов насекомых-вредителей (например, наездников), использование биологических препаратов, вызывающих болезни насекомых Клоп вредная черепашка Тля Яблонный цветоед Яблонная плодожорка Свекловичный долгоносик

34 Вишневая муха, личинки которой повреждают плоды вишни и черешни.

35 Стрижевая кровососка паразит стрижей.

36 Вши Вши – мелкие бескрылые насекомые с уплощенным телом, небольшой головой, короткими усиками. Ноги у вшей вооружены особыми коготками, при помощи которых насекомые прикрепляются к волосам человека, к шерсти млекопитающих, перьям птиц. Яйца (гниды) тоже прикрепляются к волосам. Питаются вши кровью человека. Вши являются переносчиками сыпного и возвратного тифа. человечья вошь

37 Тюленья вошь паразит ластоногих. Вши живут как паразиты на млекопитающих, высасывая их кровь. Известно около 300 видов

38 Блохи. Это бескрылые насекомые длиной до 5 мм. Их гладкое тело сплющено с боков. Такая форма тела приспособлена к обитанию в шерсти зверей и в перьях птиц. Голова и грудь у блох маленькие, а брюшко крупное. Задние ноги прыгательные. Ротовой аппарат колюще-сосущий. Питаются блохи кровью. Они могут передавать человеку таких возбудителей болезней, как чума, туляремия, сыпной тиф. Блохи развиваются с полным превращением. При этом их червеобразные личинки живут в норах грызунов, во влажной пыли и мусоре человеческого жилья Крысиная блоха

40 Рогохвост большой Личинки рогохвостов питаются древесиной, повреждая деревья.

41 Самка наездника афалины откладывает яйца в злейшего врага садов кровяную тлю, попавшую в Россию из Америки. Наездник жукоед томикобия для своего потомства выбирает жуков- короедов. Его самка пробуравливает своим яйцекладом покровы жука и помещает яйцо внутрь его тела. Развивающаяся личинка наездника поедает ткани жука, убивая его, и вылезает на свободу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условие для наилучшего обобщения и закрепления знаний учащихся о значении насекомых в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: Показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.

Развивающие: развитие познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию самостоятельного поиска знаний; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: развивать коммуникативные навыки при работе в группах; воспитывать экологическую культуру.

Методы: словесные-диалог,частично поисковый.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологии: технология критического мышления с элементами проблемного обучения,игровой технологии, здоровьесберегающей технологии,ИКТ

Межпредметная связь: литература, математика.

I. Организационный момент.Стадия вызова

Добрый день, меня зовут Анна Владимировна. Сегодня на уроке мы с вами попробуем окунуться в мир фауны.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение.Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать на урок Момуса-бога смеха! Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу

Пчела - древний символ человечества. В Египте пчела символ рождения, смерти и воскрешения, трудолюбия. На Руси пчела была и образом царской мощи и мудрости.В христианстве пчела стала символом трудолюбия.

II. Проверка дз (индивидуальное задание)ПРОВЕРИМ ДЗ

Обменяйтесь с соседом по парте. Взаимопроверка. ОЦЕНКА 1

1.К общественным насекомым относят пчел, муравьев,термиты,осы,шмели. да

2.В пчелиной семье главная пчела матка.Живет она около 5 лет да

3.Совокупность врожденных форм поведения,закрепленных за определенным видом животных- это рефлекс (инстинкт) нет

4.Разводить шелкопряда стали в Японии около 3000 лет назад. (Китай) нет

5.Апполон занесен в Красную книгу. Да

6.Трутни пр инимают участие в сборе нектара Нет

7.Перга — это пропитанная медом пыльца. Да

8.Самки тутового шелкопряда откладывают яйца,которые называются греной. Да

Запишем в дневники ДЗ П.___,творческое задание на выбор: подготовить небольшое стихотворение о насекомых-вредителях; или составить синквейн.

ВОСПИТ.МОМЕНТЗдоровьесберегающие технологии

Проверим как вы сидите за партой. Руки? – НА МЕСТЕ!Ноги? – НА МЕСТЕ!Локти? – У КРАЯ! Спина? – ПРЯМАЯ!

Актуализация знаний.Отгадаем загадки

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

Позн.задача:Может ли муравей гидрометеослужбу посрамить

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо.

В уголке сплёл гамачок.

Не солнце, не огонь,

Самого не видно,А песню слышно.(Комар)

Я думал: ног не унесу,

Есть и у храбрости границы!

Сегодня встретилась в лесу

Мне помесь гуся и синицы.

А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт.

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет.

С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это — (БОЖЬЯ КОРОВКА)

Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая. (ПЧЕЛА)

Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо … (Стрекоза)

Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят. (таракан)

Кто за печкою поёт,
Спать мне ночью не даёт? (сверчок)

У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть -
Никогда не счесть. (блоха

Тип Членистоногие.О каких классах данного типа шла речь в загадках?(насекомые,пауки)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Какие задачи мы должны поставить на уроке? Что мы должны изучить?ТЕМА УРОКА.

Проблемный вопрос. Могут ли насекомые- вредители быть полезными человеку?На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Мотивация учащихся: рассказ-загадка

Изучение нового материала

А теперь используя текст, по которому вы сейчас работали,составьте кластер

2к-переносчики заболеваний ОЦЕНКА 3

1) Наука о насекомых? (энтомология)


2) Это кровососущая муха считается самой опасной среди представителей семейства настоящих мух, т.к. является переносчиком возбудителей смертельной для человека сонной болезни.(муха цеце).


3) Этих личинок комаров очень любят рыбы. Как они называются? (Мотыль)

4) Судя по названию, которое дал ему Карл Линней Матисс религиоза – это прожорливый хищник отличается определенной набожностью. Кто это? (Богомол)

6) Так называется и жук семейства пластинчатоусых и птица отряда удодов и крупное млекопитающее отряда непарнокопытных. Что это за жук? (Жук-носорог)

7) В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем его мы? (Божья коровка)

8) Как называется личинка бабочки? (гусеница)

9) Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображения можно было увидеть на амулетах и украшениях. (Скарабей)

10) Какая бабочка названа в честь эталона мужской красоты, и такое название имеет космический корабль? (Аполлон) ОЦЕНКА 4

Отдых наш – физкультминутка,занимай свои места!(Мадагаскар )

Божья коровка Саранча ОЦЕНКА 5

Задание № .Познавательная задача

Каждая гусеница плодожорки портит 2 яблока.Средний урожай яблони 600 яблок.Сколько бабочек должны отложить яйца,чтобы уничтожить урожай 1 яблони, если одна бабочка откладывает 100 яиц? ОЦЕНКА 6

Вид-Пчела медоносная ОЦЕНКА 7

Задание №. Капитаны команд должны будут от имени насекомого рассказать о повреждении культурных растений или о заболеваниях

Муха колорадский жук ОЦЕНКА 8

Насекомых-вредителей и насекомых-переносчиков заболеваний так много. Как сними бороться?А как вы сними боретесь?

1)физические (сбор)

2)химические (пестициды)Применяют этот вид методов осторожно. Почему? (поскольку вместе с вредителями могут погибнуть и полезные животные).
3)агротехнические (посев и посадку растений проводят с расчетом чтобы растения успели окрепнуть до появления насекомых)

4)биологический (охране и привлечению насекомоядных птиц и летучих мышей;развитию насекомых — естественных врагов насекомых-вредителей;

Можем ли мы теперь ответить нв наш проблемный вопрос,который прозвучал в начале урока?Могут ли вредители насекомые быть полезными человеку?На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

-Русские ученые внесли немалый вклад в развитие науки о насекомых-энтомологии.Восп.момент

Русский ученый Тихомиров получил искусственный партеногенез у шелкопрядов; М. С. Ганин описал новый тип развития перепончатокрылых, Н. В. Бобрецкий установил особенности развития двукрылых, а Н. А. Холодковский — прямокрылых. П. И. Бахметьев начал изучать анабиоз, А. О. Ковалевский открыл у насекомых зародышевые листки. На протяжении 19 в. крупными научными экспедициями и отдельными учеными (в России Семеновым-Тян-Шанским, Пржевальским, Роборовским и др.) были собраны обширнейшие материалы по энтомологии.

Вредители-насекомые Переносчики заболеваний

На лепестках нашей ромашки мы видим названия насекомых вредителей и переносчиков заболеваний,которых мы должны изучить.Испольуя знания,которые у вас уже имеются и учебник на с.

назовите отряд,к которому относится насекомое и вред,который оно наносит человеку,животным,природе.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Личинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др.

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трудно было? Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами”

Заключение. Вывод.
Вы обдумайте мой рассказ,не заучивая фраз.И задумайтесь о том:Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?И к чему все привело?Расскажите еще раз –

И запомните рассказ.

ОЦЕНИВАНИЕ ПО ЛИСТАМ. Выставление оценок. Самооценка.

Рефлексия.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ.

С насекомыми наш окружающий мир более яркий и радостный.
Вспомните, как над золотыми головками хмеля летают шмели, вспомните неповторимое звучание пчелиной арфы в ветвях цветущей липы, с детства знакомую песню кузнечика. Пусть все это оставит неизгладимый отпечаток в вашем сердце как красота жизни, как память о самом дорогом. То что человек любит и чем дорожит.

Сегодняшний урок закончим "Эстафетой доброты”. Необходимо передавать рукопожатие. Я начинаю"Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова должна вернуться ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей . Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!”.


С помощью данного урока учащиеся расширят знания о насекомых – вредителях растений (капустная совка, долгоносик, колорадский жук, капустница, тли, яблонная плодожорка), насекомых – паразитах и переносчиках заболеваний животных и человека(вши, блохи, комары, мухи), узнают об их отрицательной роли. Познакомятся с биологическими особенностями некоторых вредных насекомых и способах борьбы с ними.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека"

С тех пор как человек начал выращивать растения, засевая большие площади одной культурой, насекомые, питающиеся растениями, получили возможность массового размножения. Так сложились комплексы насекомых-вредителей зерновых, крестоцветных, паслёновых и других растений.

Значительный вред зерновым культурам наносит группа хлебных клопов-черепашек. Черепашки прокалывают хоботком молодые сочные зёрна, вводят в них слюну, растворяющую клейковину, и высасывают содержимое. В результате этого от зерна остаётся лишь сморщенная оболочка, а колос становится белым. Клопы откладывают яйца на листья злаков. Вышедшие личинки сначала сосут соки листьев, а затем переходят на питание зерном.


Среди бабочек встречается множество вредителей овощных культур. Например, репница, капустная белянка, повреждающие капусту и другие крестоцветные культуры. Верхняя поверхность крыльев капустной белянки мучнисто-белой окраски с тёмными углами и двумя тёмными пятнами у самок. Гусеницы белянок зеленоватого цвета с чёрными точками и жёлтыми полосами. Они очень прожорливы. Сначала они соскабливают мякоть листьев капусты, а затем прогрызают в листьях отверстия. Гусеницы старших возрастов объедают капусту так, что от листьев остаются только жилки.


Повреждает капусту и капустная совка. Её бабочки летают в середине лета в ночное время. Самки откладывают до 2000 яиц. Гусеницы питаются и развиваются около 50 дней. Сначала они повреждают листья на поверхности кочана, а затем проделывают ходы внутрь, засоряя кочан экскрементами. Повреждённые кочаны плохо хранятся и гниют. Кроме капусты, капустная совка повреждает лук, горох, лён, гладиолусы.


Колорадский картофельный жук – опаснейший вредитель картофеля. Он повреждает также томаты, баклажаны и другие паслёновые растения. Родина жука – Северная Америка. В конце первой мировой войны он был завезен в Западную Европу, и в настоящее время расселился по всей Европе до Урала. Взрослый жук имеет буровато-жёлтую окраску, выпуклую форму. На жёлтых надкрыльях есть десять чёрных продольных полос. Он способен быстро размножаться. При хороших погодных условиях за год успевает развиваться два-три поколения вредителя. Жуки активно питаются, затем откладывают на нижней поверхности листьев по 25 – 30 ярко-оранжевых яиц. Через 5 – 15 суток из яиц выходят красные личинки. Они интенсивно обгрызают листья и через две-три недели перемещаются в почву для окукливания и превращения в половозрелых особей. Вышедшие молодые жуки снова питаются и уходят на зимовку в почву. Весной они выходят не одновременно, поэтому развитие и питание личинок и жуков продолжается весь сезон и приводит к сильному повреждению растений.


Среди жуков большой вред различным сельскохозяйственным растениям наносят жуки-щелкуны. Личинки щелкунов – проволочники – имеют вытянутое, сильно хитинизированное твёрдое тело. Живут в почве около четырёх лет. Питаются подземными частями растений, повреждают корни, клубни, корневища.


В плодовых садах наиболее многочисленны и вредоносны тли (из отряда Равнокрылые), яблонный цветоед (из отряда Жесткокрылые), и яблонная плодожорка (из отряда Чешуекрылые). Всего в садах встречается более тысячи видов вредных насекомых.

Тли имеют колюще-сосущий ротовой аппарат и питаются соками растений. Они вызывают ухудшение нормального питания и развития растений, их усыхание.


Яблонного цветоеда можно найти в садах ранней весной. Жуки повреждают цветочные почки. Они прогрызают в них отверстия и откладывают яйца внутрь, где и развиваются личинки, питающиеся пестиками и тычинками. Липкие выделения личинок склеивают лепестки бутона, поэтому бутоны не распускаются, а лепестки буреют. Внутри бутона личинка окукливается, и из куколки выходит жук, повреждающий плоды.



Насекомые могут наносить человеку и домашним животным самый различный ущерб – от простого беспокойства до заражения опасными болезнями.

На людях паразитирует человеческая вошь. Вши, паразитирующие на теле и в волосяном покрове головы, вызывают зуд, нарушают сон, мешают трудовой деятельности человека. Самка откладывает за жизнь до 300 яиц, которые приклеивает к волосам и нитям одежды. Яйца вшей удлинённые, овальные, беловато-жёлтые, их называют гнидами. Из яйца развивается личинка, которая проходит несколько возрастов и превращается во взрослую особь. Два-три раза в сутки вошь сосёт кровь хозяина. Живут вши около 38 дней. Слюна этих насекомых токсична и может содержать возбудителей различных заболеваний, например сыпного тифа.

Укусы раздражают кожу, вызывают зуд. Паразитирование на человеке вшей называют педикулёзом. Основная мера профилактики педикулёза – соблюдение правил личной гигиены.

Сходное воздействие оказывают на человека постельный клоп, блохи, кровососущие комары, слепни, мошки. Иногда секрет слюнных желез этих насекомых вызывает у человека аллергию. Особенно опасны насекомые – переносчики возбудителей заболеваний человека и животных. Они могут переносить различные инфекционные заболевания – сонную болезнь и малярию, брюшной тиф и дизентерию, сибирскую язву и чуму.

Постельный клоп встречается в жилище человека по всему земному шару. От переднего края головы отходит хоботок, приспособленный для прокола тканей и сосания крови. На людей клопы нападают обычно ночью и сосут кровь, а день они проводят в укрытиях – за обоями, в мебели.

Блохи – бескрылые насекомые. Передвигаются в основном прыжками. Они прыгают на 50 сантиметров в длину и на 30 вверх, имея длину тела всего 3-4 миллиметра. Питаются блохи кровью, имеют колюще-сосущий ротовой аппарат. В момент питания блоха может передавать возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная – чума. В Европе от чумы в средние века погибло 25 миллионов человек, а во всём мире – 75 миллионов.

Комары населяют все континенты, кроме Антарктиды. Самки питаются кровью животных и человека. Перед тем, как самка начинает пить кровь, она вводит в кожу своей жертвы слюну, которая вызывает зуд, отёк и покраснение в месте укуса, а в некоторых случаях и тяжёлую аллергическую реакцию. Комары являются переносчиками опасных заболеваний, например малярии.

Слепни похожи на крупных мух. Их укусы очень болезненны. Токсические вещества, находящиеся в слюне, приводят к покраснению и болезненному отёку кожи. Слепни также являются переносчиками опасных заболеваний – сибирской язвы, туляремии и других.


Комнатные мухи распространены по всему земному шару. Самки имеют размеры около 7 миллиметров. Тело и лапки тёмного цвета, покрыты волосками. На лапках есть коготки и липкие подушечки, позволяющие мухам передвигаться по любым поверхностям. Контактируя со сточными водами, бытовыми отходами, они загрязняют пищу, разносят возбудителей брюшного тифа, цисты дизентерийной амёбы, яйца паразитических червей.


Такую же роль могут играть тараканы, муравьи, зелёные мухи и другие насекомые, обитающие в жилище человека и рядом с ним.

Чтобы предупредить заражение человека и животных, необходимо бороться с переносчиками возбудителей заболеваний.


Распространение кишечных инфекций предупредит борьба с мухами и другими насекомыми, живущими рядом с человеком. Для предупреждения распространения малярии уничтожают места размножения комаров – осушают мелкие лесные лужи, заболоченные водоёмы, разводят в прудах рыб, поедающих водных личинок и куколок комаров. Для предупреждения эпидемии сыпного тифа следует соблюдать правила личной гигиены, бороться с вшивостью. Также необходимо поддерживать чистоту в жилых помещениях.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

учитель биологии МКОУБСОШ №2п. Бреды

  • В чем выражается отрицательное влияние насекомых на культурные растения, животных и на здоровье человека. Вспомните:
  • Какие полевые и плодово- ягодные культуры повреждаются насекомыми?
  • Какие заболевания переносятся насекомыми?

Вредители сельскохозяйственных культур

Нашествие саранчи

Тля высасывает

соки растений

Черепашка повреждает

хлебные злаки

Личинки свекловичного

долгоносика питаются

корнями свеклы.

Завязями яблонь питаются личинки яблоневого цветоеда.

Личинки и взрослые особи

колорадского жука уничтожают

листья картофеля

Личинки капустной белянки питаются

листьями капусты.

Личинки яблонной плодожорки

развиваются в яблоках

Личинки огневок живут в муке

Личинки платяной моли

портят изделия из шерсти

Слепни питаются кровью животных

Слепни одолели

Личинки оводов развиваются

под кожей млекопитающих

Комары: малярия,

комариные энцефалиты.

Муха цеце: сонная болезнь

Осенняя жигалка:

сибирская язва

Обыкновенная муха: дизентерия, брюшной тиф,

переносит яйца аскарид, различных микробов.

Черные тараканы и прусаки загрязняют и портят своими экскрементами продукты питания.

Переносят болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Выделения тараканов часто вызывают аллергию у людей.

Вши: переносят возбудителей

сыпного и возвратного тифа.

Клопы питаются

Блохи питаются

Передают человеку возбудителей таких

болезней, как чума, туляремия, сыпной тиф.

    • Посев и посадку растений проводят с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть ко времени появления вредителей.
    • Уничтожают сорные растения. Поля тщательно убирают

    Методы борьбы с вредными насекомыми

    Муравейники рыжих муравьев

    Искусственные гнездовья для

    мелких насекомоядных птиц

    В лабораториях разводят наездников.

    С капустной белянкой

    борются, выпуская

    наездника трихограмму, самка которого откладывает яйца в яйца капустной белянки.

    Божья коровка- хищник.

    • Среди насекомых есть вредители культурных растений и пищевых запасов, много переносчиков опасных заболеваний человека и домашних животных.
    • Люди борются с вредителями, наносящими ущерб с помощью физических, химических, агротехнических и биологических методов.
    • Вредители сельскохозяйственных культур;
    • Методы борьбы с вредителями (физические, химические, агротехнические, биологические).

    вредителей сельскохозяйственных растений.

    2. Назовите наиболее распространенных насекомых, которые являются переносчиками

    возбудителей заболеваний человека.

    3. Дайте оценку эффективности методов борьбы

    с вредными насекомыми.

    4. Используя информационные ресурсы, определите принадлежность насекомых,

    Читайте также: