Урок оплодотворение у цветковых растений

Обновлено: 05.10.2024

Оборудование: таблица “Развитие покрытосеменного растения”, муляжи плодов, модель цветка, экран, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний и умений

  • Что такое дыхание?
  • Какие клетки растения интенсивно дышат?
  • Какой газ поглощается при дыхании, а какой выделяется?
  • В какое время суток происходит дыхание у растений?
  • Откуда в растении берутся вещества, участвующие в процессе обмена веществ?

III. Изучение нового материала

На слайде 1 презентации (см. Приложение) обозначена тема урока. План урока (слайд 2)

Учитель. Назовите главные части цветка. Какое строение имеют тычинка и пестик?

  1. Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. (слайд 3). Это важный процесс, без которого не происходит образование плодов и семян. Опыление может происходить различными способами. Заполнение схемы в рабочей тетради.
  2. Перекрестное опыление. Раскрыть биологическое значение перекрестного опыления, его преимущества перед половым.
  1. Насекомоопыляемые растения (слайд 4). Работа в тетради.
  • Крупные одиночные цветки, мелкие собраны в соцветия;
  • Яркая окраска околоцветника;
  • Наличие нектара, аромата (он не всегда приятен для человека);
  • Особое строение пыльцевых зерен.
  1. Ветроопыляемые растения. Признаки цветков ветроопыляемых растений (слайд 5). Работа с учебником (с. 89). Найти признаки ветроопыляемых растений.
  • Цветки мелкие, невзрачные;
  • Не имеют нектарников;
  • Большинство лишены запаха;
  • Образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая;
  • Тычинки на длинных, свисающих нитях;
  • Растения растут большими скоплениями;
  • Зацветают до распускания листьев.
  1. Размножение растений. Размножение – увеличение числа себе подобных особей. Бесполое и половое размножение. Сущность бесполого и полового размножения (слайд 6).
  2. Оплодотворение. Что происходит после опыления? Что такое оплодотворение? Строение тычинки и пыльцы (таблица). Образование пыльцевой трубки 2-х спермиев.
  3. Строение семязачатка. Строение зародышевого мешка. Яйцеклетка и центральная крупная клетка (таблица).
  4. Оплодотворение – процесс слияния двух гамет (слайд 7), учебник, рис.153. Назовите фамилию ученого, открывшего двойное оплодотворение.
  5. Образование плодов и семян (слайд 8).

1 спермий + яйцеклетка зигота зародыш
2 спермий + центральная клетка эндосперм
покровы семязачатка семенная кожура
зародыш + эндосперм + семенная кожура семя
стенки завязи стенки плода (околоплодник)
завязь плод.

10. Развитие покрытосеменных (рис. на с. 80), таблица.

IV. Закрепление знаний

  1. Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов?
  2. Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет?
  3. Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой:
Одна пчела летит, за ней вторая.
Вот целый рой, какая благодать!
Летят, березки щедро опыляя,
Рожь опылят – ведь им не привыкать.
Какой сегодня день хороший!
Ну, ветерок родной, не подкачай.
Опыли-ка картофель, горошек –
Будет щедрый у нас урожай!

Рефлексия

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я первоцветным лугом
Один или с хорошим другом,
Который сам не любит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты –
Все улеглось! Одно осталось ясно,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
(Н. Рубцов)

Какое обращение красной нитью проходит через эти стихи? Какие меры по охране растений необходимо соблюдать?

Содержимое разработки

Урок 50. Оплодотворение у цветковых растений

сформировать представление о биологической сущности оплодотворения у цветковых растений, о значении оплодотворения для образования плодов и семян; обобщить знания о цветке как органе семенного размножения;

развивать умения выделять главное, анализировать, сравнивать;

способствовать развитию навыка коммуникативного общения.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Проверка выполнения заданий 37, 40 на с. 79—81 рабочей тетради.

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Вводное слово учителя с демонстрацией видеофильма.

— О каком жизненно важном свойстве организмов идет речь в загадке?

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Размножение)

— Что происходит после опыления? Что такое оплодотворение?

3.2. Ознакомление с темой урока и постановка целей.

4. Изучение нового материала

4.1. Вводная беседа.

— Давайте вспомним строение цветка.

— В период цветения происходят важнейшие явления в жизни цветка. Что за явления происходят в это время? (Опыление)

— Какие виды опыления вам известны? (Самоопыление, перекрестное и искусственное опыление)

— А как же образуется семя? (В результате оплодотворения)

4.2. Демонстрация презентации. Ознакомление со строением семязачатка и пыльника.

4.4. Работа в парах. Учащимся раздаются карточки, на которых в произвольном порядке записаны этапы процесса двойного оплодотворения:

второй спермий сливается с крупной диплоидной центральной клеткой (образуется триплоидный эндосперм — запас питательных веществ для зародыша);

пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика (опыление);

два спермия перемещаются по пыльцевой трубке и попадают внутрь семязачатка;

первый спермий сливается с яйцеклеткой (образуется диплоидная зигота — зародыш);

после оплодотворения начинается процесс формирования семени и плода: из покровов семязачатка — семенная кожура, из завязи — плод;

из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка.

Учащиеся должны составить правильную последовательность двойного оплодотворения.

Озвучивание, обсуждение и коррекция результатов. Запись последовательности двойного оплодотворения в тетрадь.

Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика (опыление) — из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка —два спермия перемещаются по пыльцевой трубке и попадают внутрь семязачатка — первый спермий сливается с яйцеклеткой (образуется диплоидная зигота — зародыш) — второй спермий сливается с крупной диплоидной центральной клеткой (образуется триплоидный эндосперм — запас питательных веществ для зародыша) — после оплодотворения начинается процесс формирования семени и плода: из покровов семязачатка — семенная кожура, из стенки завязи — околоплодник.

Вывод. Результат оплодотворения:

1-й спермий + яйцеклетка = зигота = зародыш;

2-й спермий + центральная клетка = эндосперм;

покровы семязачатка = семенная кожура;

зародыш + эндосперм + семенная кожура = семя;

стенка завязи = околоплодник;

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

6.2. Фронтальная беседа.

— В чем преимущество двойного оплодотворения?

— Как вы думаете, почему дождливая погода во время цветени яблонь огорчает садоводов?

— Почему одно дерево после цветения дает плоды, а другое — нет?

— Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой:

Одна пчела летит, за ней вторая.

Вот целый рой, какая благодать!

Летят, березки щедро опыляя,

Рожь опылят — ведь им не привыкать.

Какой сегодня день хороший!

Ну, ветерок родной, не подкачай.

Опыли-ка картофель, горошек —

Будет щедрый у нас урожай!

7. Информация о домашнем задании

§ 50 (с. 152—154); выполнить задание 38 на с. 80 рабочей тетради.

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

Учитель зачитывает стихотворение:

Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брожу я первоцветным лугом

Один или с хорошим другом,

Который сам не любит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты —

Все улеглось! Одно осталось ясно,

Что мир устроен грозно и прекрасно,

Что легче там, где поле и цветы.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян

Цели: познакомить с особенностями полового размножения у покрытосемянных растений; дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Ключевые слова и понятия: оплодотворение, двойное оплодо­творение, половые клетки, гаметы, зигота, спермии, яйцеклетка, центральная клетка, пыльцевые зерна, пыльцевая трубка, заро­дышевый мешок, центральная клетка, пыльцевход (микропиле), семязачатки, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, семя, эндосперм, околоплодник.

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Что такое опыление?

Каково его значение?

Что такое самоопыление?

Какие существуют приспособления у растений к самоопы­лению?

Что такое перекрестное опыление?

Каково его биологическое значение?

Какие существуют приспособления у растений к перекрест­ному опылению?

Какие растения являются насекомоопыляемыми?

Какие у них существуют приспособления к опылению на­секомыми?

Какие приспособления к опылению конкретными насеко­мыми встречаются в природе?

Каковы особенности ветроопыляемых растений?

Какие растения являются ветроопыляемыми?

Каково значение искусственного опыления?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о том, что цветок является генеративным органом растения.

Вспомните, какова основная функция цветка. (Размноже­ние, т. е. образование семян.)

Что должно произойти, чтобы образовались семена? (Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.)

Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с ты­чинок на пестик.)

Какие органы цветка играют наиболее важную роль? (Глав­ными частями цветка являются тычинки и пестик.)

Какова роль тычинок? (Тычинкиявляются мужским генера­тивным органом цветка.)

Какова роль пестика? (Пестик — женский репродуктивный орган цветка.)

Итак, мы знаем, что для образования плодов и семян и, следо­вательно, для выполнения цветком своей генеративной функции необходимо, чтобы пыльца попала с пыльников тычинок на рыль­це пестика, т. е. произошло опыление. У растений есть огром­ное количество приспособлений не только для распространения пыльцы, но и для удержания пыльцевых зерен на рыльце пестика.

Подумайте, какие могут быть приспособления у пыльце­вых зерен для удержания их на рыльце пестика. (Учащиеся высказывают предположения.)

Оболочка пыльцевого зерна может иметь особые выросты, крючочки, способствующие удержанию пыльцы на рыльце пе­стика.

А какие приспособления могут быть у пестиков для удер­жания на них пыльцы? (Учащиеся высказывают предполо­жения.)

Рыльца пестиков часто выделяют особую липкую жидкость, способствующую удержанию на нем пыльцы.

(В процессе рассказа учитель демонстрирует детям таблицы, модели пестика и тычинки, разборную модель цветка и т. д.)

Но вот пыльца попала с пыльников тычинок на рыльце пе­стика. Что же происходит дальше? Пыльцевое зерно, которое со­стоит из двух клеток — вегетативной и генеративной, оказавшись на рыльце пестика, сначала набухает, а потом прорастает сквозь рыльце и столбик пестика, превращаясь в длинную тонкую пыль­цевую трубку.

Как вы думаете, за счет деления какой из клеток происходит рост пыльцевой трубки? (Ответы учащихся.)

Рост пыльцевой трубки осуществляется с помощью вегета­тивной клетки пыльцевого зерна. Постепенно пыльцевая труб­ка врастает в полость, расположенную внутри завязи пестика, на внутренних сторонах которой расположены семязачатки. От их количества зависит, сколько семян образуется впоследствии.

У каких растений завязь содержит только один семязачаток? (У вишни, сливы, пшеницы, ржи в завязи пестика развивается по одному семязачатку.)

Приведите примеры растений, в завязи которых развивает­ся несколько семязачатков. (У мака, хлопчатника, огурца, томата и т. д.)


К моменту созревания внутри каждого семязачатка форми­руется зародышевый мешок, внутрь которого ведет узкий канал — пыльцевход (микропиле). В зародышевом мешке напротив пыль­цевхода расположена яйцеклетка (женская половая клетка, или гамета), а в центре — крупная центральная клетка.

По мере роста пыльцевой трубки по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки с крупными ядрами. Это мужские гаме­ты, или спермии, образующиеся в результате деления генератив­ной клетки пыльцевого зерна. После того как пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой, происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота

Необходимо отметить, что гаметы (как женская, так и муж­ская) обладают гаплоидным (одинарным) набором хромосом. Тогда как все остальные клетки организма имеют диплоидный (двойной) набор хромосом.


Как вы думаете, какой набор хромосом будет у зиготы? (От­веты учащихся.)

Зигота образуется в результате слияния двух гаплоидных кле­ток, соответственно, имеет диплоидный набор хромосом.

Но что же происходит со вторым спермием? Второй спермий сливается с центральной клеткой. Таким образом, у цветковых растений оплодотворение происходит дважды. Такой тип опло­дотворения называют двойным, впервые он был описан в 1898 г. русским ботаником С.Г. Навашиным.

Зигота, образовавшаяся при слиянии гамет, многократно делится, в результате чего из нее развивается многоклеточный зародыш растения. Из центральной клетки, слившейся со вторым спермием, в результате многократного деления образуется особая ткань — эндосперм.

Вспомните, каково значение эндосперма. (В клетках эндо­сперма происходит накопление питательных веществ, необ­ходимых для развития зародыша.)


После оплодотворения тычинки, венчик, а иногда и чашечка цветка засыхают и опадают. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру. В результате из семязачат­ка развивается семя, состоящее из зародыша, запасающей ткани эндосперма и семенной кожуры. Стенки завязи разрастаются, набухают, и из них образуется околоплодник — стенка плода, за­щищающая его от неблагоприятных воздействий. Иногда в фор­мировании плода могут принимать участие и другие части цветка.

У некоторых растений плоды могут образовываться и без оплодотворения, но в них не будет семян. Это свойство растений широко используется человеком при выведении новых сортов культурных растений. Например, это всем известный виноград кишмиш без косточек, некоторые сорта мандаринов.

Как вы думаете, каким способом размножают эти растения? (Вегетативным путем.)

Закрепление знаний и умений

Взаимная проверка усвоения материала учащимися

цессе написания вопросов или же на протяжении всей работы могут пользоваться тетрадью, учебником и любыми наглядными материалами, находящимися в классе. Работы сдают учителю, который на свое усмотрение и с учетом предварительной догово­ренности может выставить оценки в журнал.

Прочитать параграф, знать основные термины.

Уметь рассказать про последовательность этапов двойного оплодотворения по схеме. Зарисовать схему двойного оплодотво­рения в тетрадь, подписать все основные этапы.

Творческое задание. Вылепить из пластилина на листе плотного картона полуобъемную схему двойного оплодотворения у покры­тосемянных растений.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Рассмотреть строение семени фасоли и сравнить его с изо­бражением строения семязачатка. Из каких частей семязачатка образуется зародыш, из каких частей — семенная кожура? При помощи лупы рассмотреть пыльцевход на семени фасоли. Каково его значение? Как он образовался? Найти пыльцевход на изобра­жении семязачатка. Каковы его функции?

Исследовать плоды различных растений (яблоко, томат, огурец, апельсин, фасоль, вишня, слива и т. д.). Найти семена и сочный околоплодник. Какова функция околоплодника? Опре­делить примерное количество семязачатков в завязи пестика этого растения. По каким признакам это можно вычислить?

Оплодотворение цветковых растений

"Опыление. Двойное оплодотворение"

Двойное оплодотворение у цветковых растений. ОГЭ. ЕГЭ. Биология.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Поурочный план Дата ________________

Предмет: биология

Учитель: Волкова Т.В.

Тема урока № 37: Оплодотворение, особенности оплодотворения у цветковых растений, биологическое значение оплодотворения.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: стандартный

Цель урока: расширить знания учащихся об особенностях оплодотворения у цветковых растений.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с процессом оплодотворения у цветковых растений, с особенностями формирования плодов и семян, подготовка к ЕНТ;

Развивающие: способствовать формированию коммуникативных умений путем организации работы в парах и группах; оценивать и корректировать собственную деятельность; работать с дополнительными источниками информации, развивать умения применять, полученные знания для выполнения заданий повышенной сложности;

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к процессу овладения знаниями.

Оборудование: презентация, рисунки, приложения 1-3.

«Приход наш и уход загадочны – их цели

Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец?

Содержание учебного материала

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

I . Орг.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть Вас сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на рабочий лад и начнем наш урок.

II . Актуализация

А). Устно:

Какой предмет мы проходим в этом году?

Что изучает общая биология?

Какая система называется живой?

Какие критерии живых систем вы знаете?

На каком из них мы остановились?

Что такое размножение?

Какие виды размножений вы знаете?

С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов?

Какими способами могут делиться клетки?

Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?

Б). Работа в парах:

Работая в парах, используя слайд презентации, приложение № 1, ответьте на ряд вопросов:

Что такое “гаметы”?

Как происходит оплодотворение?

Что образуется в результате?

III . Мотивация урока

Половое размножение у покрытосеменных (цветковых) растений связано с цветком, в нем происходит формирование плода с семенами, который несет зародыш будущего растения.

Как называется процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика? (Опыление).

Как вы считаете, почему после опыления плод сразу не завязывается?

А вот, какой процесс для этого необходим, мы и разберем на уроке.

Исходя из темы, работая в группах, самостоятельно сформируйте цель урока.

Работа в группах

IV . Изучение н/м:

А). Работа с классом:

1. Какие преимущества появляются у покрытосеменных ( цветковых) в отличие от голосеменных растений? ( появление цветка и плода).

2. Каково их значение в жизни растения? (цветок способствует опылению, а плод защищает семена и способствует их распространению).

3. Какое строение имеет цветок? (цветоножка, цветоложе, чашечка из чашелистиков, венчик из лепестков, тычинки и венчика).

4. Какой бывает околоцветник и чем он образован?

5. Что относится к главным частям цветка?

6. Из чего образованы тычинки и пестики? ( из особых листьев – спорофиллов).

Б). Работа в группах по заданиям:

Используя материал на стр. 181 параграфа 36 под редакцией Т.Касымбековой, изучите, обсудите в группах и выступите перед классом с предложенным заданием:

Какое строение имеет тычинка, и каково её значение?

( Строение тычинки: тычиночная нить, пыльник. В пыльниках созревает пыльца).

Какое строение имеет пестик, и каково его значение?

(Строение пестика: рыльце, столбик, завязь. В завязи пестика образуются семязачатки).

Какие процессы у цветковых растений предшествуют образованию семян?

(Опыление и оплодотворение).

Какой процесс преобладает у покрытосеменных растений в развитии?

(Спорофит преобладает над гаметофитом у покрытосеменных (цветковых) растений).

Отчеты групп.

В). Объяснение учителя:

1. Для того чтобы понять механизм оплодотворения у покрытосеменных (цветковых) растений давайте с вами познакомимся с процессом формирования гамет у них.

Будьте внимательны, так как после объяснения вы должны будете выполнить ряд заданий .

У высших споровых растений большая часть жизненного цикла представлена диплоидной фазой – стадией спорофита.

З адание: выпишите определение данного понятия из приложения №2).

Однако гаплоидные клетки, образующиеся в результате мейоза, - микроспоры и мегаспоры , дают начало редуцированному мужскому и женскому гаметофитам , которые гаплоидны . Работа с приложением №2.

З адание: выпишите определение гаметофита из приложения №2).

В свою очередь, они формируют мужские половые клетки (гаметы) – спермии и женские – яйцеклетки.

2. Знакомство с процессами микроспорогенеза и микрогаметогенеза у цветковых растений (работа с приложением №2) .

hello_html_1b9b1736.jpg

Микроспорогенез – процесс образования микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльника) :

образование пыльцевого зерна происходит в тычинках;

тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника;

каждый пыльник образуется двумя половинками, в которых развивается по две пыльцевые камеры – микроспорангии;

в них имеются особые диплоидные клетки - микроспороциты (2n);

каждый микроспороцит притерпевает мейоз и образует четыре микроспоры (n);

внутри пыльцевого гнезда микроспора увеличивается в размерах.

Микрогаметогенез – процесс превращения микроспор в мужские гаметофиты.

ядро микроспоры делится митотически и образуется два ядра: вегетативное и генеративное;

из генеративной позже образуются два спермия;

вегетативное принимает впоследствии участие в образовании пыльцевой трубки;

на поверхности бывшей микроспоры образуется прочная целлюлозная оболочка с порами. Через поры в дальнейшем прорастают пыльцевые трубки.

Таким образом, в результате этих процессов каждая микроспора превращается в пыльцевое зерно (пыльцу)мужской гаметофит . Зрелое пыльцевое зерно состоит из двух (вегетативной и генеративной) или трех (вегетативной и двух спермиев) клеток.

3. Знакомство с процессами мегаспорогенеза и мегагаметогенеза (работа с приложением №2) :

Образование женского гаметофита (зародышевый мешок) происходит в семязачатке , который находится внутри завязей пестика .

Семязачаток – это видоизмененный мегаспорангий, защищенный покровами.

hello_html_m3857fc9d.jpg

Мегаспорогегез – процесс формирования мегаспор :

на верхушке семязачатка имеется узкий канал – пыльцевход;

вблизи пыльцевхода начинает развиваться диплоидная клеткамегаспороцит (2n);

мегаспороцит делится путем мейоза и дает четыре гаплоидные мегаспоры (n);

три мегаспоры вскоре разрушаются, четвертая наиболее удаленная от пыльцевхода дает начало женскому гаметофиту - зародышевому мешку;

зародышевый мешок растет.

Мегагаметогенез – формирование женского гаметофита:

ядро мегаспоры делится митозом три раза, образуя восемь гаплоидных ядер (n), которые располагаются по четыре двумя группами:

однавблизи пыльцевхода - места проникновения спермия,

а другая на противоположном полюсе зародышевого мешка:

от каждого полюса отходит по одному ядру в центр зародышевого мешка – это полярные ядра. Они могут сливаться, образуя одно центральное ядро;

у пыльцевхода располагается одна яйцеклетка и две клетки синергиды, которые после оплодотворения яйцеклетки разрушаются ;

н а противоположном полюсе – три клетки антиподы, которые участвуют в доставке к клеткам зародышевого мешка питательных веществ, а затем исчезают.

Таким образом , восьмиядерный зародышевый мешок и есть зрелый женский гаметофит.

Двойное оплодотворение (с использованием приложения №3):

Вспомните, что называется оплодотворением?

Какие клетки участвуют в нем?

Оплодотворение у растений состоит из следующих этапов:

После попадания пыльцевого зерна, эпидермальные клетки рыльца выделяют раствор сахарозы, которая стимулирует прорастание пыльцы. Пыльцевое зёрно набухает и всё его содержимое, одетое наружной оболочкой (экзиной), начинает выпячиваться через поры, образуется пыльцевая трубка , которая проникает вглубь столбика по направлению к завязи.

При прорастании на рыльце пестика нескольких пыльцевых трубок лишь одна из них достигает зародышевого зерна и проникает через микропиле. При соприкосновении конца пыльцевой трубки с синергидами она разрывается, а синергиды разрушаются. Два спермия вместе с содержимым пыльцевой трубки попадает внутрь зародышевого мешка:

Один из них сливается с гаплоидным ядром яйцеклетки , в результате чего образуется зигота, дающая начало зародышу.

Схема:

1-й спермий( n ) + яйцеклетка ( n ) зигота (2 n ) митоз мноклеточный зародыш (2 n )

В данном случае имеет место гетерогамия (или анизогамия), поскольку количество цитоплазмы, вносимое в зиготу яйцеклеткой, значительно больше того, которое поступает со спермием. Тем не менее, с цитоплазмой спермия у некоторых растений могут передаваться и пластиды.

Второй спермий , проникший в зародышевый мешок, сливается с центральным диплоидным ядром . Так возникает триплоидное ядро, дающее начало питательной ткани – триплоидному эндосперму.

Схема

2-й спермий ( n ) + центральная клетка (2 n ) триплоидная клетка (3 n ) эндосперм (3 n )

Антиподы также разрушаются или дегенерируют.

5.Значение двойного оплодотворения.

Работая в группах, обсудите ответы и выскажите мнение своей группы на поставленные вопросы по теме:

Как вы думаете, в чём заключается биологическое значение двойного оплодотворения?

( примерный ответ: Биологическое значение оплодотворения состоит в том, что при слиянии мужских и женских половых клеток, происходящих обычно из разных организмов, образуется новый организм, несущий признаки отца и матери. При образовании половых клеток в мейозе возникают гаметы с разным сочетанием хромосом, поэтому после оплодотворения новые организмы могут сочетать в себе признаки обоих родителей в самых различных комбинациях. В результате этого происходит колоссальное увеличение наследственного разнообразия организмов.

Найдите связь между двойным оплодотворением и господствующим положением покрытосеменных растений на Земле.

( примерный ответ: Значение двойного оплодотворения заключается в том, что обеспечивается активное развитие питательной ткани уже после оплодотворения. Поэтому семяпочка у покрытосеменных не запасает питательных веществ впрок и, следовательно, развивается гораздо быстрее, чем у многих других растений, например, голосеменных. Этим и объясняется господствующее положение покрытосеменных растений на Земле).

Читайте также: