Урок распространение плодов и семян

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

Развивающая: формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, анализировать, делать выводы, находить в тексте сведения для заполнения схем, развивать навыки самостоятельной работы.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.

Форма урока: комбинированный.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний учащихся.

Диктант. Допишите предложения.

1. Важнейшие функции плода …(защита и распространение семян).

2. Плод состоит из …(околоплодника и семян).

3. Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи это … (околоплодник).

4.Семена образуются из … (семязачатка).

5. По количеству семян плоды разделяются на … (односемянные и много –
семенные).
6. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают … (сочные и сухие плоды).

7. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…(ягода).

8. Какие растения имеют плод костянку: (вишня, слива, абрикос и т.д.).

9. Семянка - сухой или сочный плод … (сухой).

10. Сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной .
кожурой единственного семени … (зерновка).

11. Плод коробочка развивается у …(льна, мака, табака и т.д.).

12. Плод тыквина имеется у растений … (тыквы, арбуза, огурца и т.д.).

II I . Формирование новых знаний.

Учитель: Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.

- Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?

- Задумываемся, почему плоды боярышника красные, семена клена имеют крылья, а орех лещины одет в твердый панцирь?

– Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

(ответы детей)

Природа не поскупилась на разнообразие плодов и семян, и придумала приспособления для продолжение их рода. В природе очень мало растений, которые сами разбрасывают семена.


2. Способы распространения плодов и семян.

Существуют разные способы распространения семян.

Самостоятельная работа с учебником.

- Пользуясь учебником, составьте схему

ветром водой животными человеком саморазбрасыванием

3. Приспособления для распространения семян.

- А теперь давайте выясним, какие приспособления имеют семена для распространения.

3.1. Какие вы можете привести примеры, распространения семян ветром?

- Покажите их по таблице на доске. Одновременно идет показ слайдов с фото растений каждой группы.

- Итак, выяснили, как помогает ветер, семена летят с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Это и есть специальные приспособления.

- А теперь давайте выясним приспособления для распространения у других растений.

Водой, животными и человеком, саморасбрасыванием. Работа ведется аналогично, учащиеся заполняют таблицу.

Работа с рабочей тетрадью № стр. (таблица заполняется по ходу урока)

Способы распространения плодов и семян

крылатые выросты (крылатки)

Животными и человеком

3.2. Какие вы можете привести примеры, распространения семян в одой?

Ответы уч-ся: (Способствует этому то, что плоды с наружи покрыты губчатой, волокнистой кожурой. Она лёгкая, и служит для того, чтобы плоды могли плавать и распространяться морскими течениями).

3.3. Объяснение учителем. Способы саморасбрасывания.

Отскакивание плодов при падении (каштан, дуб).

Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (горох, бешенный огурец, фиалка)

Рассыпание семян при качании стебля (мак, тюльпан)

3.4. Какие вы можете привести примеры, распространения семян ж ивотными и человеком?
Ответы уч-ся: (Крючочки, мелкие размеры, твердая оболочка, семена с придатками, содержащими масла – лакомство для насекомых)

- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?

(распространение плодов и семян)

- Что вы узнали сегодня на уроке?

(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)

Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются)

Это солнышко сорвем

Много зерен соберем,

Их пожарим, погрызем,

А приедут гости

Им дадим по горсти.

(подсолнух, животными, человеком)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

(одуванчик, ветром, парашютики)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(рябина, птицами и животными)

Кто не прикасается,

За того цепляется

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник, животными)

Что за диво: плод плюется

Целым в руки не дается.

(Бешеный огурец, саморазбрасыванием).

- Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?

Решите головоломку “Способы распространения плодов и семян”

Поделитесь своими впечатлениями? Кто может похвалить себя? За что?

Расскажите. Кто недоволен собой? Что не получилось?

О чем узнали и какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими знакомыми и родителями?

Вы все сегодня на уроке были активными и внимательными. Спасибо всем за работу.

VII . Дом. задание. П. 31, в. 1-5.

Одуванчик.
Одуванчик растёт везде: на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне. В жизни одуванчика несколько страниц. Первая - зелёная, когда растение ещё не успело зацвести. Затем открывается замечательная – жёлтая страница. Многочисленные маленькие цветочки сидят в корзинках, прижавшись, друг к другу, как весёлые братья и сёстры. Но вот цветки отцвели – корзинка закрылась. Пройдёт какое – то время – и она развернётся белым шаром. И полетят по ветру семена на крошечных парашютиках. Так открывается белая страница жизни одуванчика.

Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у осок, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром либо прилипают к водоплавающим птицам и вместе с ними улетают далеко от родных мест. Другие плывут по воде, удерживаясь на собственных воздушных поясах и пузырях. Способствует и то, что плоды с наружи покрыты губчатой, волокнистой кожурой. Она лёгкая, и служит для того, чтобы плоды могли плавать и распространяться морскими течениями.
Есть и у нас в средней полосе дерево — труженик и помощник, растущее у водоемов, которое обязано своим распространением рекам, ручьям, речушкам. Это ольха.

4. Саморасбрасыванием.
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов жёлтой акации можно услышать лёгкое потрескивание – это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет. В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1)Образовательные: уточнять и закреплять знания учащихся о жизни растительного мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.

2) Развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие устной речи.

3) Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.

Личностные результаты: Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; Ответственно относятся к выполнению учебных задач; Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные: Способствовать развитию у обучающихся умений: выделять главное, осуществлять сравнение, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли, ставить учебную задачу под руководством учителя, выдвигать простейшие гипотезы; работать с информацией и преобразовывать её; оценивают свою работу своих одноклассников.

Предметные: знают строение плода, его функции, способы размножения плодов; умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.

Используемые технологии: ИКТ (презентация), игровая деятельность, технология проблемного обучения (путём постановки проблемных вопросов), здоровье сберегающая технология.

1.Организационный момент.

1)Приветствие, фиксация отсутствующих.

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

3) Организация внимания школьников.

2.Повторение и обобщение знаний.

- Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).

- Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).

- Какую основную функцию выполняют плоды? (защиты от действия неблагоприятных факторов среды - высыхания, механических повреждений, низких и высоких температур и др. )

Класс объединяется в группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.

- Соберите в корзинку сочные плоды (абрикос, вишня, томат, яблоки, арбуз, огурец).

- Соберите в корзинку сухие плоды (жёлудь, пшеница, кукуруза, горох, мак, капуста).

- Соберите в корзинку односемянные плоды (абрикос, авокадо, слива, желудь, орех, вищня )

- Соберите в корзину многосемянные плоды (яблоко, арбуз, дыня, перец, лимон, мак, боб, огурец)

3. Формирование новых знаний (Метод словесный – рассказ с использованием презентации).

Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько семян, при помощи которых растения размножаются. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим ещё об одной фунции плодов – это участие их в распространении семян.

Слайд 3- Оказывается, семена в природе распространяются.

Слайд 5 - Распространение семян с помощью ветра

Слайд 7 – У клёна есть крыловидные выросты.

Слайд 8 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.

Слайд 9 – Распространение семян, с помощью животных.

Слайд 10 –Распространению плодов и семян также способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.

Слайд 11 - Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Слайд 12 - Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.

Слайд 13 - Отгадайте загадку:

-Выпускает он листы

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь.

Слайд 14 - отгадка (Репейник-лопух) – Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.

Слайд 15 - Распространение семян с помощью воды. Водой распространяются соответсвенно водные растения, а также те растения, которые растут над водой вдоль берегов. Плод приспособлен к плавучести при помощи образования воздушных полостей внутри него. Например, в волокнистой части кокоса находится много воздуха, поэтому кокосы не тонут и достигают соседних островов. Губчатым плодом окружены семена кувшинок, что не дает им утонуть. Так же при помощи воды распространяются осока, ольха.

Слайд 16,17 – В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется саморазбрасыванием.

Тянет к солнцу лепесток

И от ветра он качается

Низко, низко к земле наклоняется.

А потом опять поднимается

И всем мило улыбается! (здоровье сберегающая технология)

Физкультминутка - способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.

Слайд 18 - таблица, основные моменты

4. Закрепление материала по теме урока

(Форма: фронтальный опрос)

- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке? (распространение плодов и семян).

- Что вы узнали сегодня на уроке?(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).

- Какое значение для природы имеет распространение семя? (благодаря распространению плодов и семян происходит расселение вида, увеличивается занимаемая им площадь).

Проблемные вопросы (использовала технологию проблемного обучения):

Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?

(В результате налёта воробьёв плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшить прорастание семени, а потом вместе с помётом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида).

2. Почему дачник должен собирать фасоль и горох, не дожидаясь полного высыхания створок плода? (Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этихрастений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет.)

- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать не только растения, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению.

Дом зелёный, тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём,

Их пожарим, погрызём,

А приедут гости –

Им дадим по горсти.

(подсолнух, животными и растениями).

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют.

(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).

Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за

шерсть животных или одежду человека).

5. Домашнее задание.

Пересказ параграфа 12;

Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока " Распространение плодов и семян". С целью создать условия для развития универсальных учебных действий; сформировать знания о способах распространения плодов и семян у растений, о биологическом значением процесса; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения; способствовать развитию у обучающихся умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли.

Ф.И.О. Батырева В.Д.

Предмет: биология
Класс: 6 класс

Технологическая карта урока

Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий (УУД):

Предметные результаты:

- сформировать знания о способах распространения плодов и семян у растений, о биологическом значением процесса;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.

Метапредметные результаты:

- способствовать развитию у обучающихся умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли.

- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

- расширить границы мировоззрения учащихся пониманием способов распространения плодов и семян;

- воспитывать бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста, выделяя главное, проводить анализ и обобщение;

- устанавливать причинно-следственные связи (способы распространения и черты приспособленности),

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Коммуникативные УУД

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять функции, формулировать и высказывать свое мнение, координировать его с мнением партнеров; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль) ;

- самостоятельно организовывать рабочее место.

Регулятивные УУД

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

- развитие внутренней мотивации к изучению реальных биологических процессов.

Планируемые результаты:

Знать: способы распространения плодов и семян.

Уметь: анализировать тексты, рисунки, выявлять черты приспособленности к распространению; оформлять отчёт.

Методы: беседа, проблемно-поисковый, наглядный,

Деятельность учителя. Содержание урока.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Проверка домашнего задания.

Дидактическая игра "Собери в корзину плоды" (см. приложение)

Целеполагание и мотивация.

-Почему дуб не дождался смены?

(Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно).

(Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно.)

- Какую проблему будем обсуждать на уроке?

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

- Сформулируйте тему нашего урока и цель.

("Распространение плодов и семян."

Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.)

- Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян.

- Где вы можете получить информацию об этом?

(Учебник, дополнительная литература, Интернет. ).

- Предложите план работы для достижения цели.

1. Способы распространения семян.

2. Черты приспособленности к распространению.

3. Примеры растений.

Первичное усвоение нового материала.

Предлагает найти информацию в предложенном материале из дополнительной литературы или в параграфе учебника, рассмотреть иллюстрации(гербарные образцы или плоды(семена) растений.

Оказывает помощь, если возникают затруднения. Организует работу в группах.

( Изучить способ распространения плодов и семян, выявить черты приспособленности, выводы оформить на листах. Способ распространения не называется).

Создание ситуации реализации навыков самостоятельной деятельности, групповой работы, применения полученных знаний на практике, самоконтроля.

1лист - способ распространения,

2 лист- приспособления к распространению,

3 лист - примеры растений).

I гр. Распространение с помощью ветра.

II гр. Распространение водой.

III гр. Распространение саморазбрасыванием.

IV гр. Распространение с помощью животных.

V гр. Распространение с помощью человека.

Физкультминутка.

Способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.

Руки вверх и руки вниз , на носочки поднялись . То присели, то пригнулись и опять же улыбнулись.

Первичная проверка понимания.

Отчет групп о поделанной работе. Заполнение таблицы ( см. приложение).

- К какой вывод можно сделать?

( У растений есть помощники: ветер, вода, животные, человек. Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян).

- Теперь знаете, как происходит процесс распространения плодов и семян у растений. Давайте вернемся к нашей таблице.

-Какую информацию отображает таблица?

- Какай вывод можно сделать?

( растения имеют приспособления к распространению)

- Как по вашему мнению могли возникнуть приспособления у растений к распространению плодов и семян?

Первичное закрепление.

- Решите головоломку "Способы распространения плодов и семян" (использование интерактивной доски).

Контроль усвоения, коррекция.

Проверка правильности выполнения.

Информация о домашнем задании.

Прочитать параграф 14, ответить на вопросы1-4 устно; задание 1, стр. 78 или подберите загадки, интересные факты о способах распространения ( дополнительно по желанию)

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог.

- Достигли ли мы цели урока?

- Что было самым трудным? Интересным?

- Что понравилось или не понравилось?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

- Ощущали ли вы взаимопомощь в группе?

-Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание?

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Выполняют задания, представляют отчет о выполненной работе.

Воспринимают информацию, анализируют, выделяют проблему, предлагают пути ее решения.

Используют навыки коллективной деятельности, партнёрства для выполнения общих задач.

Работают с источниками информации, обменив

аются полученными знаниями, формулируют выводы, оформляют результаты своих поисков в информационных листах.

Выполняют упражнения, снимают физическую и психо-эмоциональную усталость.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

Используют полученные знания для решения задания. Работают с интерактивной доской.

Осмысливают собственное состояние, фиксируют изменения.

Работают с рефлексивными листами. Проводят самоанализ и самооценку.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Предметные: закрепление знаний о многообразии и классификации плодов.

Познавательные:

Регулятивные : умение контролировать время и управлять им, принимать решение на основе переговоров.

Коммуникативные : умение работать в группе: распределять функции, корректировать работу друг друга, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Познавательные : умение анализировать текст, самостоятельное выделение и формулирование цели; умение строить речевое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение увидеть проблему, задач,( выразить её словесно)

составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, формулировать цель, тему урока, вырабатывают план дейсвий, определяют средства и сроки для выполнения работы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Предметные: изучают способы распространения семян, выявляют черты приспособленности к распространению.

Познавательные: смысловое чтение текстов (определение основной и второстепенной информации), извлечение информации в соответствии с поставленной целью, установление причинно-следственных связей, преобразование информации из одной формы в другую

( текст в таблицу)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, постановка вопросов, управление поведением партнёра.

Регулятивные : рефлексия способности к самоуправлению. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; умение осознанно трудиться над поставленной целью; бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.

Личностные: понимание важности сохранения своего здоровья.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: делать выводы по результатам работы.

Познавательные УУД: структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные:

Регулятивные:

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, самоопределение.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека.

Регулятивные: самоконтроль

Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.

1. Дидактическая игра " Собери в корзину плоды".

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте выполнения которого учитель оценивает работу. Можно использовать рисунки, фотографии плодов, муляжи, натуральные объекты и карточки с названием растений, имеющих названную группу плодов.

I гр. В корзину собрать сочные односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

II гр. В корзину собрать сочные многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

III гр. В корзину собрать сухие односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

IV гр. В корзину собрать сухие многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.

2. Дополнительный материал к самостоятельной работе. "Распространение плодов и семян".

I гр. Распространение с помощью ветра.

В конце апреля - начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую "метель". Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это - семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.

Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.

Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле" рассеивает семена.

II гр. Распространение водой.

Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой и сейшельской пальмы. До середины XVIII века, еще до открытия Сейшельских островов, европейские мореплаватели лишь изредка встречали гигантские орехи плавающими среди океана. Находили их и у западных берегов Суматры, примерно за 400 км от их родины. Их считали волшебными созданиями океана. Когда были открыты и обследован Сейшельские острова, выяснилось настоящее происхождение орехов. Кокосовая пальма растёт на побережьях тропических морей, на островах, атоллах. Её гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.

Плавучесть семян растений, обитающих на морских побережьях в приливно - отливной зоне, обеспечивается присутствием воздухоносной ткани в семенной кожуре, опробковением плодов или наличием заполненной воздухом полости в косточках( Геттарда великолепная).

III гр. Распространение саморазбрасыванием.

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.

Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы ( желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг.

IV гр. Распространение с помощью животных.

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. (Использовать гербарий, открытки)

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.

Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.

V гр. Распространение с помощью человека.

Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил. ) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков. Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы - коренные жители Америки - называют подорожник "следом белого человека". А из Америки к нам были завезены амборозия - злейший сорняк южных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.


Урок расширяет знания учащихся об оплодотворении, образовании плодов и семени и ознакомит с разнообразием плодов в природе.

Описание разработки

Цель:

Образовательная. Расширить знания учащихся об оплодотворении, образовании плодов и семени ; ознакомить с разнообразием плодов в природе , дать понятие " сухие " и " сочные " плоды ; раскрыть процесс распространения плодов и семян в природе и значение плодов в жизни человека .

Развивающая. Развивать умение сравнивать биологические процессы в природе, умение наблюдать и делать соответствующие выводы и обобщения .

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде , к природе родного края ; воспитывать научное мировоззрение, что семя - это будущее растение .

Тип урока. Усвоение новых знаний .

Форма урока. Комбинированный.

Ход урока

І.Организационный момент : порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой .

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

ІІ . Актуализация опорных знаний учащихся .

а ) - В начале урока мы проведем небольшую проверочную работу: восстановить текст , частично поврежден Сороконожкой . И пусть слова Конфуция " Достаточно, чтобы слова выражалы смысл " стимулирует работу ваших мыслей.

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуются . Плоды бывают . и . Односеменной сочный плод называется . , он встречается в . Сочные многосеменные плоды называются . , они образуются в . Односеменные сухие плоды называются . , они встречаются в . . Сухие многосеменные плоды называются . , они образуются в . . Плоды - это приспособление для .

Биологическая мини - викторина

1. Какие приспособления позволили покрытосеменным стать доминирующей группой в растительном мире?

2. В чем заключается биологическое значение двойного оплодотворения?

3. С чего образуются плод и семя?

4. Какие условия необходимы для образования у растений плодов и семян?

ІІІ . Мотивация учебно - познавательной деятельности учащихся.

Начинается демонстрацией плодов , среди которых есть луковица , корнеплоды свеклы , моркови , редьки и клубни картофеля.

Чтобы избежать отождествления плодов с другими органами растений, употребляемых в пищу , учащимся предлагается ответить на такой проблемный вопрос : можно луковицу , корнеплоды и клубни отнести к плодам? Ответ обоснуйте .

Сравнение помогает учащимся сделать вывод , что только плоды имеют семена , в других органах ( корнеплодах , клубнях , луковицах ) его нет.

Следующее проблемный вопрос, который ставится ученикам:

- Доказать , что плод - это орган , который дает начало следующим поколениям?

ІV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.

Информационная подборка интересных фактов о растениях, в которых созревают удивительные плоды.

редька полевая ежегодно образует 160 семян,

фиалка трехцветная - 2500 семян ,

одуванчик лекарственный - 5000 семян ,

мак самосейка - 20000 семян ,

тополь черный - 28000000 семян .

Когда идешь тропинкою
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо - шарики
На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки

Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

Формулировка ученикам цели урока : изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе. Такое разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособлений к распространению семян.

Очень редко случается так, что семена прорастают на материнском растении (растения манговых зарослей ). Большинство семян распространяются на значительные расстояния. Как вы думаете, какой в этом биологический смысл? Это позволяет растениям распространяться на дальние расстояния и заселять новые территории.

Известно несколько способов распространения семян:

1. Автохория. Этот способ характерен для таких растений как : бешеный огурец , акация , горох , фасоль .

2. Анемохория. Семена для этого способа должны обладать небольшим весом и иметь специальные приспособления. Малый вес имеют такие семена, как : орхидея, грушанки . Одуванчик, ива, тополь, иван- чай - имеют различные выросты в виде хохолков или волосков. А какими средствами у клена, ясеня, березы? Выросты в виде крылышек .

3. Гидрохория . Как вы думаете для каких растений характерен данный вид распространения? Для водных или околоводных растений. Осока , ольха , кокосовая пальма .

4. Зоохория , антропохория . В процессе эволюции многие растения выработали особые приспособления к этому типу распространения . Какие приспособления встречаются у растений для распространения с помощью животных ? Лопух . Он имеет особые выросты в виде крючков , шипиков , липучек , которые прикрепляются к шерсти животных , одежде человека и переносятся на большие расстояния .

5. Орнитохория. Сочные плоды имеют яркую окраску и тем самым привлекают внимание птиц. Они поедают их и переносят далеко от материнского растения.

6. Мирмекохория. Распространение с помощью муравьев.

V. Закрепление изученного материала. Осмысление объективных связей.

На этом этапе урока учитель обращается к учащимся с вопросом : какое значение имеют плоды и семена в природе и жизни человека ?

Ученики делают выводы: семена и плоды не только обеспечивают размножение и распространение растений на большие расстояния , многие из них являются пищей для животных и человека.

Читайте также: