Урок технологии 7 класс уход за комнатными растениями

Обновлено: 05.10.2024

Цель урока: Расширить представление учащихся о разнообразии комнатных растений, сформировать первоначальные навыки по уходу за комнатными растениями и их размещением в интерьере квартиры.

- познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека;
- познакомить с классификацией комнатных растений;
- познакомить с правилами ухода за различными видами комнатных растений;
- научить приемам посадки комнатных растений.

- развивать творческие способности учащихся при расстановке комнатных растений в интерьере квартиры;
- развивать кругозор, познавательный интерес;
- развивать эстетические способности.

- воспитание художественного мышления при оформлении интерьера;
- воспитание трудолюбия и аккуратности.

МТО урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока, рабочая тетрадь, карточки-задания, эскизы кухни и комнатных растений, черенки цветов разных видов, горшки для цветов разных размеров и из разных материалов, материал для дренажа, земляная смесь, совок садовый, лейка, хозяйственные перчатки.

МВУ: объяснительно-иллюстративный, практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент (2 мин.)

- Проверка готовности класса к уроку.

Сегодня мы продолжаем изучать раздел программы “ Технология ведения дома” и тема нашего урока “ Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями и их размещение в интерьере квартиры”. Мы с вами уже знакомы с такими понятиями как “интерьер”, “основные части интерьера”, “характерные особенности жилища” и т.д. Так давайте еще раз вспомним, что обозначают эти понятия. Я предлагаю вам поработать с карточками “Технологического лото”.

(метод обучения – тестовое задание)

“Технологическое лото” (работа по группам). Учащимся предлагаются два конверта: в одном- термин, во втором- определение. Задача: подобрать к термину правильное определение.

3. Изложение нового материала (15 мин.)

(метод обучения – рассказ с элементами демонстрации; метод опережающего обучения).

Учитель технологии: Никому не надо доказывать, что комнатные растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить в наше время дом без цветов или окно не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений мы, жители города, стараемся восполнить дефицит общения с природой. Выбор комнатного растения пусть не великое, но все таки искусство, и для того, чтобы не ошибиться, нужно знать его азы. Поэтому на сегодняшнем уроке мы вместе с вами выясним:

- Какую роль в жизни человека играют комнатные растения?

- Что необходимо для их нормального роста и развития?

- Что включает в себя уход за комнатными растениями и как их разместить в интерьере?

Учитель биологии: Чтобы правильно выбрать комнатное растение мы себе зададим четыре вопроса, а ответы на них помогут нам составить небольшой список видов комнатных растений, которые удовлетворят вашим условиям содержания.

Хотим ли мы, чтобы растения радовали нас в течении всего года?

Показ слайдов 1-4.

В зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей и сложностей использования в интерьере все многообразие комнатных растений можно подразделить на несколько групп.

Декоративно-лиственные растения. Они привлекают либо красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.), либо яркой и пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы и др.).

Декоративно-цветущие растения. Эту группу растений выращивают исключительно ради красивого, эффектного цветения (азалия, цикламены, пеларгонии и др.).

Лианы. Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стебли (аспарагусы, пассифлора, плющи и др.).

Суккуленты. Эти растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы (кактусы, агавы, алоэ и др.)

Как много у нас с вами времени и умения для занятия комнатными растениями дома? Показ слайдов 5-8.

Растения какого размера и облика нам требуется?

Учитель технологии: Немаловажную роль в этом вопросе играет и правильный подбор посуды для цветов. Вы, наверное, обращали внимание на то, что комнатные растения нелепо смотрятся в посаженных горшках, так как форма и размер растения не сочетаются с внешним обликом цветочного горшка. И сейчас девочки ознакомят нас с видами цветочных горшков, как правильно подобрать цветочный горшок.

Какие условия необходимы комнатным растениям?

Показ слайдов 10-14

Главное для цветов – свет и тепло. По степени любви к освещению комнатные растения разделяют на: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Светолюбивые растения- кактусы, агавы, жасмин, кливия, пеларгония; теневыносливые-аспагарус, фуксия, бегония; тенелюбивые- плющ, папоротники, филодендроны.

Разборчивы растения и по отношению к земле. Для комнатного цветоводства используют смеси, состоящие из компостной, листовой, дерновой, парниковой земли и песка.

Важным в уходе за растениями является полив. Как избыточный полив, так и его недостаток приводит к повреждению прежде всего корневой системы у растения, а в дальнейшем – к ослаблению всего растения, нередко и к его гибели.

Обильный полив – такого полива требует большинство тропических растений: бегония. Фикусы, лимон и др.

Умеренный полив – растения поливают не сразу после просыхания земли, а спустя день - два. Так поливают: аспарагус, хлорофитум, пальмы, аспидисперу и др.

Редкий полив – растения оставляют сухими в течении нескольких дней и даже недель. Это относится к кактусам, алоэ, глоксиниям, гиппеаструму и др.

Немаловажную роль в уходе за растениями в уходе за растениями играет и подкормка. Подкормку растения осуществляют весной и летом. Растения можно подкармливать только растворами слабой концентрации, так как высокое содержание солей может вызвать ожоги корневой системы.

Правильная посадка растения – одно из условий ухода. / Показ слайдов 15

При посадке на дно горшка поверх дренажного отверстия кладут черепок выпуклой стороной верх, затем дренаж слоем 2-3 см. Затем насыпают подготовленную земляную смесь. Растения сажают так, чтобы горшок был заполнен не до краев, а оставалось место для полива. После посадки растение поливают несколько раз теплой водой и хорошо опрыскивают. В следующие 3-4 дня оно должно быть равномерно увлажненным. Затем поливают как обычно, давая подсохнуть земле.

Учитель технологии: Я благодарю выступающих за исчерпывающую информацию по всем интересующим нас вопросам и предлагаю перейти к практической части нашего урока.

4. Практическая работа. ( 30 мин.)

Сейчас каждая группа выполнит посадку черенка выбранного комнатного растения применяя знания которые вы сегодня получили. На ваших столах приготовлены горшки для посадки, земляная смесь, дренаж, инструменты, перчатки, инструкционные карты, карточки-задания.

- Инструктаж по охране труда:

! - быть внимательными и аккуратными во время работы;
! - пользоваться защитной одеждой;
! - соблюдать порядок выполнения работы;
! - правильно применять рабочий инвентарь;
! - соблюдать правила личной гигиены.
- Самостоятельная работа по группам.
- Текущий инструктаж.
- Анализ выполненной работы:
! - назовите комнатное растение выбранное для посадки;
! - расскажите об особенностях данного растения;
! - укажите возникшие сложности при выполнении практического задания;
! - заполните информационный лист.

5. Закрепление нового материала. (15 мин.)

Показ слайдов 16-19

(метод обучения - мини-проект)

Работа учащихся по карточкам – задания “Эскиз кухни”.

Вы знаете функциональные зоны квартиры, одной из них является зона кухни. Кухня, одно из “производственных” помещений в доме, как правило, самое маленькое. Раньше кухня предназначалась исключительно для приготовления пищи, то в сегодняшних условиях кухня выполняет функции столовой, а иногда и гостиной. Цветы в кухне размещают так же часто, как в гостиной. Рекомендуется для озеленения кухни использовать неприхотливые растения как бегония, бальзамин, традисканция, сциндаптус, каланхоэ, которые терпимы к повышенной циркуляции воздуха, влажности, теплу и освещенности. При размещении комнатных цветов в кухонном помещении следует помнить некоторые правила: цветы не должны мешать приготовлению пищи и выполнению другой работы; следует избегать мест расположения возле раковины и плиты; лучше размещать цветы на подоконниках. Задание: на эскизе кухни расположите предлагаемые растения и обоснуйте ваш вариант.

6. Анализ и оценка урока. (10 мин.)

Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы узнали о роли комнатных растений в жизни человека, классификацию комнатных растений, получили первоначальные навыки посадки и размещения комнатных растений в интерьере. И я надеюсь, что используя эти знания, вы сможете украсить, оживить свою квартиру. Помните, что даже несколько горшочков с любимыми цветами не только украсят ваш дом, делая его более уютным, но и улучшат настроение, снимут напряжение. Комнатные растения понижают содержание углекислого газа в воздухе, поглощают пыль, очищают и увлажняют воздух, уничтожают вредоносные микроорганизмы. И в качестве пробы сил предлагаю вам дома выполнить творческий проект “Комнатные растения в интерьере”.

Выставление оценок, их аргументация.

7. Домашнее задание. Уборка рабочих мест. (8 мин.)

- Выполнить мини-проект на тему “Комнатные растения в интерьере” (любой функциональной зоны); 41-44 – читать.

Конспект урока по профессионально - трудовому обучения ( цветоводство и декоративное садоводство) для учащихся VIII вида 7 класс. к уроку прилагаются все необходимые материалы. в процессе урока учащиеся изготавливают памятку по уходу зак омнатными растениями ( материалы к ней также прилагаются)

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_uhod_za_komnatnymi_rasteniyami._izgotovlenie_pamyatki_7_klass.doc 245 КБ
pamyatka_po_uhodu_za_komnatnymi_rasteniyami.docx 815.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ школа – интернат №3 г. Тольятти

Тема: Уход за комнатными растениями.

Цель : создать памятку по уходу за комнатными растениями.

- систематизировать и обобщить представления учащихся о способах ухода за комнатными растениями.

- развитие умения действовать по заданному алгоритму( составить самостоятельно этот алгоритм)

- коррекция аналитической деятельности : анализа и синтеза с опорой на словесный и наглядный материал.

- воспитание интереса к изучению комнатных растений и интереса к занятию цветоводством.

ТСО и оборудование : проектор, ноутбук, экран.

Учащиеся на полях своих тетрадей зарисовывают смайлик в соответствии со своим настроением.

Для того, чтобы узнать тему нашего урока необходимо решить кроссворд.

ОТВЕТЫ: 1.Колеус, 2 . кротон, 3. маратна, 4. каланхоэ, 5. фиалка, 6. кактус, 7. бегония, 8. пеперомия, 9. герань.

Итак, теперь мы можем ответить на вопрос:

  1. Какой раздел цветоводства мы с вами изучаем? ( комнатное цветоводство)

Сегодня мы с вами будем вспоминать правила и виды работ по уходу за комнатными растениями и составим памятку по уходу за комнатными растениями.

  1. Актуализация и систематизация знаний учащихся .

Для того, чтобы вспомнить нам, те знания, которые вы получили в 6 классе, необходимо ответить на вопросы теста.

  1. Выберите, что нужно любому комнатному растению для жизни.

2.Какие виды растений ты знаешь?

3.Какой уход нужен комнатным растениям

4.Какой водой нужно поливать комнатные растения?

б)водой комнатной температуры

5. Как правильно полить растение?

а)ближе к стеблю

б)дальше от стебля

  1. В какое время года нужно чаще поливать комнатные растения?
  1. С помощью чего удаляют пыль с растений с мелкими листьями?

Ответы:1-а,б,в, г, д; 2- а, в,г; 3-а,б,в,д,е, 4 – б, 5 – а, 6 – а , 7 – г, 8 – а,в, д,е.

7. Практическая работа.

Сейчас каждый из вас с помощью заготовок, которые вы получили составит памятку по уходу за комнатными растениями.

  1. Какие виды полива вам знакомы? ( в землю горшка, в поддон)
  2. Приведите примеры растений, которые требуют данные виды полива. ( в землю – герань, фикус, кротон, в поддон – фиалка, алоэ, каланхоэ)
  3. В какое время суток лучше поливать растения зимой, летом? ( летом – вечером, зимой – утром)
  4. Какова температура воды для полива? ( 23-24 градуса)
  1. Какие инструменты необходимы для рыхления почвы? ( заостренные палочки, рыхлители)
  2. Чего необходимо опасаться при рыхлении почвы? ( Не повредить корни растений)
  1. С помощью каких инструментов необходимо удалять пыль с:

–гладких крупных листьев ( влажной тряпочкой или губкой)

- с ворсисвых листьев и кактусов ( сметать кисточкой)

- с мелких листьев ( опрыскивать сифоном)

  1. С помощью каких инструментов можно произвести удаление сухих листьев с комнатных растений? ( листья – ножницами, ветки – ножом)
  1. Какой уход необходимо производить и горшком и поддоном комнатного растения?

( поддон – промывать, горшок – протирать тряпочкой)

10. Для чего, прежде чем завести какое – либо растение необходимо с начало узнать его особенности и особенности ухода за ним.

( чтобы ухаживать за ним так, как оно того требует и создавать ему необходимые условия)

Какую тему мы сегодня начали повторять?

Чем мы сегодня занимались ?

Какие трудности вы испытывали, что у вас получилось?

Что понравилось? Что не понравилось?

Каждому ученику раздаются картинки с комнатными растениями. Ученик должен схематично составить алгоритм ухода за комнатным растением.

( картинки: фикус, кротон, фиалка, герань)

*при выполнении задания учащиеся могут пользоваться записями в тетрадях, паспортами изученных растений, памяткой по уходу за комнатными растениями.

1. Учитель составляет примерный рассказ по уходу за одним из комнатных растений .

2.Каждый ученик составляет мини – рассказ про то растение, алгоритм ухода за которым он составил.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Уход за комнатными растениями.

Цель : создать памятку по уходу за комнатными растениями.

- систематизировать и обобщить представления учащихся о способах ухода за комнатными растениями.

- развитие умения действовать по заданному алгоритму( составить самостоятельно этот алгоритм)

- коррекция аналитической деятельности : анализа и синтеза с опорой на словесный и наглядный материал.

- воспитание интереса к изучению комнатных растений и интереса к занятию цветоводством.

ТСО и оборудование : проектор, ноутбук, экран.

Организационный момент . Приветствие . Организация рабочего места.

Учащиеся на полях своих тетрадей зарисовывают смайлик в соответствии со своим настроением.

Для того, чтобы узнать тему нашего урока необходимо решить кроссворд.

ОТВЕТЫ: 1.Колеус, 2 . кротон, 3. маратна, 4. каланхоэ, 5. фиалка, 6. кактус, 7. бегония, 8. пеперомия, 9. герань.

Итак, теперь мы можем ответить на вопрос:

Какой раздел цветоводства мы с вами изучаем? ( комнатное цветоводство)

Сегодня мы с вами будем вспоминать правила и виды работ по уходу за комнатными растениями и составим памятку по уходу за комнатными растениями.

Актуализация и систематизация знаний учащихся .

Для того, чтобы вспомнить нам, те знания, которые вы получили в 6 классе, необходимо ответить на вопросы теста.

Выберите, что нужно любому комнатному растению для жизни.

2.Какие виды растений ты знаешь?

3.Какой уход нужен комнатным растениям

4.Какой водой нужно поливать комнатные растения?

б)водой комнатной температуры

5. Как правильно полить растение?

а)ближе к стеблю

б)дальше от стебля

В какое время года нужно чаще поливать комнатные растения?

С помощью чего удаляют пыль с растений с мелкими листьями?

Какие комнатные растения тебе известны?

Ответы:1-а,б,в, г, д; 2- а, в,г; 3-а,б,в,д,е, 4 – б, 5 – а, 6 – а , 7 – г, 8 – а,в, д,е.

6 . ФИЗМИНУТКА

7. Практическая работа.

Сейчас каждый из вас с помощью заготовок, которые вы получили составит памятку по уходу за комнатными растениями.

Какие виды полива вам знакомы? ( в землю горшка, в поддон)

Приведите примеры растений, которые требуют данные виды полива. ( в землю – герань, фикус, кротон, в поддон – фиалка, алоэ, каланхоэ)

В какое время суток лучше поливать растения зимой, летом? ( летом – вечером, зимой – утром)

Какова температура воды для полива? ( 23-24 градуса)

Какие инструменты необходимы для рыхления почвы? ( заостренные палочки, рыхлители)

Чего необходимо опасаться при рыхлении почвы? ( Не повредить корни растений)

С помощью каких инструментов необходимо удалять пыль с:

– гладких крупных листьев ( влажной тряпочкой или губкой)

- с ворсисвых листьев и кактусов ( сметать кисточкой)

- с мелких листьев ( опрыскивать сифоном)

С помощью каких инструментов можно произвести удаление сухих листьев с комнатных растений? ( листья – ножницами, ветки – ножом)

Какой уход необходимо производить и горшком и поддоном комнатного растения?

( поддон – промывать, горшок – протирать тряпочкой)

10. Для чего, прежде чем завести какое – либо растение необходимо с начало узнать его особенности и особенности ухода за ним.

( чтобы ухаживать за ним так, как оно того требует и создавать ему необходимые условия)

8. Рефлексия.

Какую тему мы сегодня начали повторять?

Чем мы сегодня занимались ?

Какие трудности вы испытывали, что у вас получилось?

Что понравилось? Что не понравилось?

Практическая работа ( 2 урок)

Каждому ученику раздаются картинки с комнатными растениями. Ученик должен схематично составить алгоритм ухода за комнатным растением.

( картинки: фикус, кротон, фиалка, герань)

*при выполнении задания учащиеся могут пользоваться записями в тетрадях, паспортами изученных растений, памяткой по уходу за комнатными растениями.

Обобщение знаний.

1. Учитель составляет примерный рассказ по уходу за одним из комнатных растений .

12. ФИЗМИНУТКА

2.Каждый ученик составляет мини – рассказ про то растение, алгоритм ухода за которым он составил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету "Цветоводство" по теме "Уход за комнатными цветами" по углубленной трудовой подготовке в школе VIII вида.

Цель: закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Образовательные: формирование навыков ухода за комнатными растениями, развитие умения работать самостоятельно;

Коррекционно-развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся (память, внимание, мышление) через наглядные средства обучения; способствовать развитию слуховой и зрительной памяти; учить детей использовать в своей речи предметную терминологию; формировать навыки логического мышления; вырабатывать навыки культуры труда.

Воспитывающие: воспитание аккуратности при выполнении практической работы.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснение, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование: карточки, картинки, компьютер, слайды, комнатные растения, инвентарь.

I. Организационный момент.

Формирование сознательной дисциплинированности.

II. Повторение пройденного материала.

1. Какие комнатные растения вы знаете? (фиалка, фикус, кактусы, молочай, пеларгония).

2. Скажите, а почему растения в классе называются комнатными растениями? Ответ: Потому что эти растения выращиваются в помещении.

3. Почему их выращивают в помещениях? Ответ: Потому что их родина далекие страны, где не бывает зимы и у нас они могут расти и цвести только в квартирах.

5. Что нужно делать, чтобы растения хорошо цвели и росли?

(Ответы: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать).

6. Как нужно ухаживать?

1.Рыхлить землю, чтобы корни могли дышать. 2.Поливать растения.

3.Опрыскивать листья из пульверизатора.

4.Протирать листья от пыли тряпочкой или кисточкой.

5.Подкармливать растения специальными удобрениями.

7. А как правильно протирать от пыли? (Кладем на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем).

Работа с карточками.

Работа с тестами.

Выбери, что нужно любому комнатному растению для жизни:

2. Какие виды растений ты знаешь?

Какой уход нужен комнатным растениям?

б) удаление пыли;

е) рыхление почвы.

Какой водой нужно поливать комнатные растения?

а) из - под крана;

б) водой комнатной температуры;

5. Как правильно поливать растения?

а) ближе к стеблю;

б) дальше от стебля;

6. В какое время года надо чаще поливать комнатные растения?

7. С помощью чего удаляют пыль с растений с мелкими листьями?

а) влажной тряпочкой;

б) влажной губкой;

г) сифоном (опрыскивателем).

8. Какие комнатные растения тебе известны?

Это занятие будет посвящено изучению и отработке приемов ухода за цветами.


Беседа учителя с учащимися.

Сегодня же на уроке мы поговорим об одном из этих слагаемых – о комнатных растениях.

Комнатные растения – пожалуй, самое естественное и самое необходимое украшение любого интерьера, будь то комната в городской квартире, рабочий кабинет, школьный класс или загородный дом. Они не только облагораживают помещение, зрительно изменяя его размеры и форму, но и очищают воздух, радуют глаз пышной листвой, красивыми цветами или, например, диковинными колючками

Растения очищают воздух помещений, выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность. Основная масса растений, используемых во внутреннем озеленении - выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом.

Важным в уходе за растениями является полив. Как избыточный полив, так и его недостаток приводят к повреждению, прежде всего корневой системы у растения, а в дальнейшем - к ослаблению всего растения, нередко и к его гибели

Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Правила ухода за комнатными растениями:

1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.


Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.


Практическая работа в парах.

Проделайте эту работу с комнатным растением, стоящим на вашей парте.


Краткая запись в тетрадь.

Новые слова: поддон, инвентарь.

Дополнительное объяснение

Первичное закрепление полученных знаний.

1. Назовите правила ухода за комнатными цветами?

2. Как рыхлят почву в цветочных горшках?

3. Как поливают растения?

4. Расскажите о процессе мытья цветов.

5.Какие подготовительные работы проводят перед этим?

6.Расскажите, как обрезают сухие листья.

7. Почему надо следить за чистотой цветочных горшков и подставок?

Подведение итога занятия.

В ходе занятия мы познакомились и отработали на практике приемы ухода за цветами.

Читайте также: