Урок уход за комнатными растениями

Обновлено: 08.07.2024

Тема: Уход за комнатными растениями. (Чистка и мытье комнатных растений).

1. Уточнить и закрепить знания детей о видах ухода за растениями.

2. Закрепить знания названий комнатных растений (кактус,, астра, щучий хвост, ноготки, георгин, герань, фиалка)

3. Научить детей очищать комнатные растения от пыли, на разных видах комнатных растений.

4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Методы и приё мы: словесный – беседа, объяснение; практический – уход за растениями; наглядный – демонстрация растений; игровой – дидактические, познавательные игры.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Прежде чем начать наше занятие, послушайте внимательно стихотворение.

Можно вырастить цветы

На большой планете

В каждом уголке Земли.

Если на рассвете

Дружно будут их сажать

Взрослые и дети.

Можно вырастить цветы

В маленьком вазоне.

На девятом этаже

Дома, на балконе.

Можно вырастить цветы

Ведь не зря в краю у нас

Говорят от века:

- Ребята, о чем это стихотворение? (О цветах. О том. что их можно вырастить везде, только нужно приложить к этому немного труда и руки.)

- Молодцы, а сейчас давайте проверим ваше настроение. У вас на партах лежат цветы разных расцветок. Вы должны из этих цветов составить букет. Если у вас настроение хорошее, веселое, то букеты ваши будут яркие разноцветные. А если у вас настроение плохое, скучно или грустно вам, то ваш букет будет однотонным.

(Проверка букетов).

2. Введение в тему.

-Ребята, скажите, где растут растения? (На улице и в помещении).

-Как мы называем цветы, которые растут на улице? (Садовые)

- Как мы называем цветы, которые растут у нас дома или в школе?

(Комнатные).

-Правильно, комнатные растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства их – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы.

- Посмотрите на экран. Что, вы, видите? (Слайд №1) (Цветы)

-Кто, знает, как эти цветы называются (Кактус, астра, щучий хвост, ноготки, георгин, герань.)

- Посмотрите, внизу есть подсказка, это название цветов. Мы с вами разобрали, где какой цветок. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Комнатные растения Садовые растения.

-Давайте проверим, правильно ли вы распределили названия цветов. Сейчас вы поменяетесь карточками со своим соседом по парте.

Комнатные растения Садовые растения.

щучий хвост георгин

Научимся правильно очищать цветы от пыли.

- Ребята, скажите, что бы наши растения хорошо росли, были красивые, что для этого нужно делать? (Ухаживать за растениями нужно)

-А кто знает, какие виды ухода за комнатными растениями бывают?

(Ответ детей)

-Посмотрите на экран.

(Слайд №5) Полив

- Ребята, для чего мы поливаем комнатные растения? (Что бы они хорошо расли)

- Если мы не будем поливать цветы, что с ними пройзайдет? (Земля высохнет и корни растения высохнут и растение погибнет)

- Как узнать, что комнатное растение нужно палить? (Потрогать пальцем землю, если сухая, то полить)

- Какой водой нужно поливать комнатные растения (Отстоявшейся, комнатной температуры)

- Ребята, как вы думаете, как часто нужно поливать комнатные растения? (Если цветы влаголюбивые, то поливать можно каждый день, а остальные по мере необходимости.)

- Ребята, но вы должны запомнить одно правило цветы нужно поливать в меру, нельзя заливать цветы.

- Если цветок заливать, что с ним пройзайдет? (Цветок погибнет – сгниет.)

(Слайд № 6) Пересадка

- Кто знает, что значит пересаживать растения? (При пересадке удаляется большая часть старой земли. А затем сажаем растение в свежую землю.) Пересадку производить лучше весной, до начала роста растения.

(Слайд № 7) Рыхление

- Ребята, для чего мы рыхлим землю? (Для того что бы вода лучше проходила к корням растения. Что бы проходил воздух к корням растений.)

- Когда нужно рыхлить землю в вазоне? (На следующий день после полива)

- Кто знает, как правильно рыхлить землю? (Рыхлить ближе к вазону для того, что бы не повредить корни растений.)

(Слайд №8) Перевалка

- Кто знает, что значит перевалка растения? (Когда растению становится тесен вазон, тогда берут вазон большего размера насыпают землю на дно вазона ставят растение и досыпают землю по краям вазона)

(Слайд №9) Чистка

- Что такое чистка комнатных растений. (Это мытье)

- Для чего нужно мыть комнатные растения (Для того, что бы удалить с растений пыль.)

- Как часто нужно мыть комнатные растения. (По мере загрязнения растений.)

- Скажите, цветы с большими гладкими листьями как нужно мыть? (Протереть влажной, мягкой тряпочкой.).

- Как нужно мыть растения с мелкими гладкими листьями? (Обрызгивать с пулевезатара)

- Как нужно мыть кактусы? (Кисточкой смести с них пыль)

- Как нужно мыть цветы с опушенными листьями? (Кисточкой смести с них пыль)

4. Практическая часть.

- Мы с вами разобрали все виды ухода за комнатными растениями. А сейчас мы с вами научимся мыть комнатные растения. Вы будете работать в парах.

1-я пара будет протирать листья влажной тряпочкой. Какие растения нам подходят для такого рода деятельности (Растения с широкими листьями)

2-я пара будет опрыскивать цветы из пулевезатора. Какие растения нам подходят для такого рода деятельности (Растения с мелкими листьями)

3-я пара будет кисточками сметать пыль с растений. Какие растения нам подходят для такого рода деятельности (кактусы и растения с опушенными листьями)

Когда пары поработали немного. Пары меняются местами. И так пока все не попробуют все виды деятельности.

5. Подведение итогов.

- Я буду приходить к вам в класс иногда, и смотреть, как вы ухаживаете за цветком и правильно ли вы ухаживаете за ним.

Но что бы фиалка вас радовала своей красотой и цветением, что нужно делать? (Ухаживать за ней)

- Как вы будете ухаживать за фиалкой? (Поливать,чистить, рыхлить землю)

-Какой водой будете поливать? (Отстоявшейся, комнатной температуры)

-Как узнаем что цветок нужно полить (Потрогаем землю пальчиком)

-Как будем очищать фиалочку от пыли? (Кисточкой сметать пыль)

-А как будем рыхлить землю (Не глубоко и возле вазона)

- Молодцы вы все запомнили о чем мы говорили на занятии, поэтому я думаю что вы справитесь с уходом за цветком.

- Ребята, я хочу закончить наше занятие прочитав не большое стихотворение.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

- У вас на партах лежат цветочки. Если вам занятие понравилось и вам было интересно и вы узнали что-то новое, тогда поднимите разноцветный цветок. А если вам было скучно не интересно на занятии, поднимите розовый цветок.

Прикреплённые файлы:

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей, правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:

· расширить знания о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся в классе;

· обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека;

- познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

ВложениеРазмер
Уход за комнатными растениями 294.17 КБ
презентация к уроку "Комнатные растения 263.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 487 Выборгский район Санкт – Петербург

Конспект открытого урока по природоведению

в 5г классе VШ вид (1 вариант)

учитель биологии: Малюгина Нина Федоровна

Дата проведения : 05 марта 2015год

Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Цел ь: Расширить знания учащихся о комнатных растениях, о значении правил ухода за комнатными растениями.

  1. Образовательные :
  • расширить знания учащихся о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся в классе;
  • обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
  1. Развивающие:
  • познакомить содержанием правил по уходу за комнатными растениями ;
  • научить приемам ухода за комнатными растениями.
  1. Воспитывающие :
  • воспитывать экологическую культуру; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
  • прививать любовь к природе.
  1. Коррекционные :
  • развивать мышление, связную речь, память, воображение;
  • Развивать внимание и наблюдательность;
  • Развивать умение слушать, вступать в диалог.

Форма урока: комбинированный

Методические приемы : объяснение нового материала, закрепление, обобщение изученного материала

Методы мероприятия : словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практическая работа.

Форма организации занятия : индивидуальная, групповая.

Возрастная категория : 5 класс

УМК: учебник, карточки-инструкции.

  • раздаточный материал: карточки содержанием о комнатных растениях, их изображением, с текстом загадок;
  • презентация к уроку

Оборудование : таблицы, карточки; комнатные растения разных видов; инвентарь по уходу за растениями;

- наблюдение, распознавание и описание;

- компьютерные средства обучения.

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, когда мы свои знания будем применять самостоятельно в практической деятельности.

- Надеемся, вы сегодня пришли с хорошим настроением в школу, и оно останется таким до конца урока.

- У вас на партах смайлики. Выберете то, что соответствует вашему настроению сейчас, и покажите нам.

- Спасибо, хорошо! Будем надеяться, что ваше настроение станет не хуже, а может и лучше, а для этого улыбнитесь друг другу.

Учитель: Тему данного урока мы определим вместе с вами.

-Для этого вы должны будете отгадать загадку, которая и подскажет чему будет посвящен наш урок: Очищают воздух,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут и растут (комнатные растения)

-Как вы думаете, о каких растениях мы будем говорить сегодня на уроке? (о комнатных растениях)

-Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с комнатными растениями, которые есть в нашем классе. А также, поговорим какие условия надо создать для их жизни рядом с нами, как мы можем заботиться о них, чтобы эти растения радовали нас своей красотой.

-Но, сначала вспомним, что мы уже знаем о комнатных растениях?

Фронтальная беседа с учащимися.

На листочках вопросы. Прочитать и дать устно ответ.

1. Чем похожи комнатные растения? Какие части во внешнем строении они имеют?

Корень. ______._______ .________

2. Как вы думаете, живые ли комнатные растения? Почему? Докажите.

3 . Какие условия для растений необходимо создать:

почва______, _______, _________,_______, _______.

4. Я тоже в комнате расту,
И пусть я без цветов –
Тебе я ранки залечу
Без всяких докторов. ____________

5. Значение комнатных растений для человека

( дать ответы на вопросы по сложности ответа)

слабые учащиеся №1 и №4 средние № 2 и №4 сильные №3 и №5

IV. Объяснение нового материала

Учитель: Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остаются зелёными и даже цветут в домашних условиях?

(Ученики высказывают свои предположения)

Учитель: Чтобы содержать растения дома, надо знать условия их жизни, научиться за ними ухаживать, помогать им расти и радовать нас своей красотой. Необходимо внимательно наблюдать за их внешними признаками, знать, как можно помочь растению.

Вот сегодня на уроке и поговорим, как можно позаботиться о комнатных растениях?

Учитель: Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют такие летучие вещества, которые пагубно влияют на различных микробов. Они создают благоприятную среду, хорошо влияют на настроение людей, придают помещению уют и комфорт и являются их украшением.

Давайте сегодня мы побудим натуралистами.

Представим, что мы купили комнатное растение..

Сейчас поближе познакомимся с комнатными растениями.

Узнаем небольшую о нем информацию, для того чтобы найти ему место в квартире, как правильно за ним ухаживать

Для этого выполним следующее - задание №2

(Раздать содержание о растении).

Найти ответ на вопрос:

1 . Название комнатного растения, что оно обозначает

2 . Родина этого растения, признаки внешнего вида

3 . Условия содержания в квартире

слабые-№1 средние -№2 сильные-№3

- Ребята, определите, кто на какой вопрос будет давать ответ.

2. Хоть мы ростом низковаты
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем наш дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски. (Фиалки)

1 .Узамбарская фиалка

.Фиалка появилась в 19 веке, родом комнатная фиалка из Африки. На своей родине вырастает до 30 см

Сен – Поль отослал цветы отцу, а тот в свою очередь отправил их директору ботанического сада. Барон даже не подозревал, что найденные им цветы увековечат в своем названии его имя - они были названы сенполиями, а европейцы назвали их фиалками

3. Условия содержания фиалок :

1. Фиалки любят много света, но не терпят прямых солнечных лучей. Поэтому ставить их лучше на северное или западное окно

2. Растение нужно беречь от сквозняков

3. Очень важно, в чем растет этот цветок. Горшок должен быть небольшим, Землю лучше брать специальную, легкую и рыхлую.

4.Земля в горшке с фиалкой должна быть влажной, чтобы корни не загнили. Поливать в поддон

  1. Своими узкими листами
    Озеленю ваш дом.
    И всех отдельными кустами
    Я награжу потом.
    (Хлорофитум)

2. Родина – Южной Африка

2. Хлорофитум: неприхотливое комнатное растение. Хлорофитум быстро растет.

относится к светолюбивым растениям, предпочитает яркий рассеянный свет.. Хорошо растет около восточного или западного окна

Летом и весной комнатное растение хлорофитум требует обильного полива, а зимой – умеренного

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час.

Вывод: Учащиеся сообщили некоторые факты из жизни комнатных растений. Эти рекомендации можно использовать для ухода за растениями в домашних условиях. IV. Здоровьесберегающая пауза

  1. На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
    Поднялись цветочки. ( медленно встают)
    К солнцу потянулись, ( тянутся на носочках, подняв руки вверх)
    Солнцу улыбнулись. (разводят руки в сторону, ладонями вверх)
    К солнышку листочки (поворачиваются вправо- влево, руки на поясе)
    Повернут цветочки, (соединяют ладошки над головой)
    Развернут бутоны, (раскрывают ладошки бутоны)
    В солнышке утонут.

Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.

- Чтобы комнатные растения всегда были здоровыми и красивыми, нужно правильно их размещать в комнате и хорошо за ними ухаживать.

Чтобы правильно это делать познакомимся с Памяткой по уходу за комнатными растениями и только тогда приступим к выполнению задания№3

При этом мы будем выполнять следующие виды заданий:

1.Полив комнатных растений

2. Удаление пыли с листьев

Памятка по уходу за комнатными растениями

Комнатные растения нужно ставить в хорошо освещенных местах.

  1. Нужно поливать растения, чтобы почва всегда была влажной и не пересыхала. Если почва пересохнет, погибнут молодые корни растения. Если же воды будет слишком много, то корни могут сгнить.
  2. Вода, которой мы поливаем растения, должна быть комнатной температуры и ни в коем случае не холодной. Чтобы вода была нужной температуры, можно налить ее в какой-либо сосуд и оставить в помещении на 2 часа. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром
  3. Поливать растения надо так: носик лейки поставить на край горшка, лить по краю горшка понемножку. Ждать пока вода впитается
  4. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.
  5. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой или опрыскивают водой.
  6. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
  7. Рыхлить землю нужно очень аккуратно по краю горшка и желательно после полива .
  8. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Каждое задание должен выполнять один из членов вашей группы

сильный ученик - удаление пыли с листьев; опрыскивание растений №5 и №6

средний - полив растения; № 2 и №3

слабый – рыхление почвы №8 и № 9

учитель активно помогает учащимся.

Беседа по памятке с учащимися, какие способы ухода они выбрали по своему заданию

1 группа – руководитель Алена.

Учитель: Алена, как ты будешь ухаживать за фиалкой ?

Уч-к : фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут загнить. Поливать нужно через поддон.

Учитель : Галя, расскажи как ты проводила свою заботу о растении? Пыль с мелких листьев осторожно удаляют кисточкой.

Учитель : Лида расскажет как можно рыхлить землю в горшочке?

2 группа – руководитель Слава.

Учитель : Слава (удаление пыли с листьев алоэ ) мыть мокрой кисточкой или мокрой губкой, чтобы не обломать шипы .

Учитель м ожет обратиться индивидуально к другим детям:

- Павел , как ты будешь поливать хлорофитум?

- Максим . Когда и как можно рыхлить почву? Расскажи о значении рыхления для корней?

3 группа - руководитель Дима .

Учитель: Дима напомни нам, пожалуйста, как правильно поливать растения?

( носик лейки поставить на край горшка, лить по всей земле понемножку. Ждать пока вода впитается )

- Тимофей. Как правильно надо рыхлить землю рыхлить землю в горшке ? (бегония)

Уч-к : аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже .

Учитель: Для чего нужно рыхлить землю?

Уч-к : чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли.

- Саша. Напомн, нам как ты будешь собирать пыль с крупных листьев? (роза)

Рустам убирает пыль с мелких листьев

Дети приступают к выполнению своего задания.

Выполняют способы заботы о растениях.

Учитель смотрит за ходом выполнения заданий, помогает при необходимости.

После выполнения заданий инвентарь убирают на место

(беседа по тесту с детьми по ходу за растениями).

1.Где надо ставить большинство комнатных растений?

а) в тени б) ближе к свету в)в затененных местах

2.Как по- научному называется герань?

а) пеларгония б)сансевьера в)аспарагус

3.Как надо поливать растение?

а ) Сильной струей сверху б) держа лейку сбоку в) держа лейку сверху

4.Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?

а) чтобы почва была мягкой б) чтобы к корням проходил воздух

в) чтобы земля не давила на корни

5.Почему комнатные растения весь год зеленые?

а) за ними хорошо ухаживают б) они находятся в теплом помещении

в) их привезли из стран. где нет зимы

тест ( для средних учащихся )

1.Какое растение является лекарственным?

а) кактус б) алоэ в) плющ

2.какой должна быть вода для полива?

а) холодной б) горячей в) комнатной температуры

3 .Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?

а) чтобы почва была мягкой б) чтобы к корням проходил воздух

в) чтобы земля не давила на корни

4. Почему комнатные растения весь год зеленые?

а) за ними хорошо ухаживают б) они находятся в теплом помещении

в) их привезли из стран. где нет зимы

тест ( для слабых учащихся )

1.как надо убирать пыль с листьев?

а) кисточкой б) влажной губкой в) сильной струей воды

2. какой должна быть вода для полива?

а) холодной б) горячей в) комнатной температуры

3.какой должна быть вода для полива?

а) холодной б) горячей в) комнатной температуры

ответы проверить, если позволит время.

Учитель: Хочу, ребята, дать вам небольшие рекомендации, если вы решили поселить у себя дома комнатное растение, но не уверены, как за ним правильно ухаживать, нужную информацию можно найти в специальных книгах о комнатных растениях или в интернете.

Помните, если вы будете соблюдать правила ухода за растениями, будете любить свое растение, то оно обязательно будет вас радовать.

VI. Обобщение изученного материала

Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?

Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие

Учитель: Что вы делали, чтобы цветы стали такими?

Учитель: Ребята, какие пословицы о труде вы знаете?

Дети вспоминают и называют. В помощь им на стенах висят пословицы:

  • умелые руки не знают скуки;
  • дело мастера боится;
  • кончил дело- гуляй смело;
  • без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Памятки вклеить в рабочую тетрадь

- Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились на уроке?
  • Что сделали полезного?
  • Появилось ли у вас желание еще принять участие в практической работе?
  • Поднимите свой смайлик: изменилось ваше настроение или нет.

IХ . Домашнее задание

  • Выучить правила ухода за комнатными растениями.
  • Нарисовать любое комнатное растение

Знаете ли вы, что:

  • что цветы чувствуют атмосферу;
  • к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их;
  • у цветов характер как у маленьких детей;
  • обижать цветы нельзя!

Хорошо ли чувствуют себя ваши комнатные растения? Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями (как нам кажется), а они болеют, плохо себя чувствуют? У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья? Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? (Свет, тепло, вода, почва)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: уход за комнатными растениями

познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в классной комнате; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями

создать условия для развития творческих способностей, умения сотрудничать при работе в группе;

вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми, учителем по решению проблемы озеленения школьного двора;

воспитывать любовь к природе, к красоте, патриотические чувства к Родине;

прививать желание хранить и приумножать наш мир (в школе, дома, в посёлке, в России).

Оборудование: комнатные растения, таблица “В мире цветов”, карточки с текстами о комнатных растениях, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация ученика, выставка книг о комнатных растениях, памятки “Правила ухода за комнатными растениями”.

Организационный момент. ( Слайд 1)

Я сорвал цветок, - и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня мы с вами продолжим изучать удивительный мир растений, поговорим о новой группе растений, а пока повторим изученный на прошлых уроках материал.

На какие группы делятся растения по форме? ( Деревья, кустарники, травы.) Назовите примеры. ( Слайд 2)

На какие группы делятся растения по месту обитания? (дикорастущие и культурные) (Слайд 3)

Выполните задания на листочках. ( Задание выполняют по вариантам)

Редис, крапива, берёза, полынь, чеснок, одуванчик, астры , малина, душица, рожь, василек, морковь.

- Поменяйтесь листочками, проверьте правильность выполнения по слайду. Поставьте оценку.
(слайд 4)

Какие бывают группы культурных растений? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные).

- Посмотрите на экран. Правильно ли дополнена растениями эта карточка? (слайд 5)

Культурные растения.

декоративные

(Учащиеся находят ошибки и доказывают правильный вариант: пшеница – зерновая культура, огурцы – овощная, лён – прядильная, а пионы – декоративная. Слайд 6.).

- Спасибо, ребята. Вы хорошо усвоили пройденный материал. И теперь мы можем идти дальше.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. ( слайд 6)

- Ребята, мы с вами знаем, что есть дикорастущие и культурные растения. Посмотрите, на столе стоят цветы. Какие это цветы? А в какую группу они относятся? (Дети обсуждают этот вопрос и предполагают, что они должны быть в отдельной группе). Действительно, комнатные растения состоят в отдельной группе.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.(слайд 7)

- У кого дома есть комнатные растения? Кто любит выращивать комнатные растения? Что вы о них уже знаете? А что бы вы хотели о них ещё узнать? ( Выслушиваются ответы детей.) На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить, ну, а, если не найдем ответа, поработаем дома и расскажем на следующем уроке.

- Ребята, а что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми? Чтобы охватить все стороны этого вопроса мы будем работать по следующему плану:

- Сделаем выводы: комнатным растениям необходимы: правильное освещение, достаточное количество воды, тепло, свежий воздух, дозированное удобрение, забота человека. ( Слайд9 )

4. Формирование умений и навыков по теме.

VII. Правила ухода за комнатными растениями.

(слайд10)1.Чтение памятки “Правила ухода за комнатными растениями”.

Правила ухода за комнатными растениями:

Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

1) Практическая работа по уходу за комнатными растениями. (На партах горшочки с цветами, работа в парах).

2) Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения, за которым они ухаживали на уроке.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры

Гипотеза: В нашей школе отдаётся предпочтение самым неприхотливым комнатным растениям

Цель: Познакомить с самыми распространенными комнатными растениями

Комнатные растения, безусловно, обладают особой энергетикой, и без них, по-настоящему уютного дома не создать! Дом приобретет совершенно иной вид, если в нем появится хотя бы одно домашнее растение в горшочке, они придадут особое очарование нашему интерьеру.

Среди комнатных растений много разнообразных видов, представителей разных семейств. Их обычно делят на красивоцветущие (фуксия, пеларгония, цикламен, азалия, сенполия) и декоративнолистные, часто с красивыми и пестрыми листьями (диффенбахия, хлорофитум, пальмы, монстера, филодендрон, лавр, мирт и др.)- Немало любителей-цветоводов выращивают и коллекционируют такие прекрасные декоративные растения, как сенполии (комнатные фиалки), бегонии (декоративнолистные и красивоцветущие) и многие другие. Наиболее популярны сейчас кактусы и суккуленты.

В интерьерах используются, как правило, наиболее неприхотливые растения. Это виды с жесткими кожистыми листьями (сансевиерия, монстера, диффенбахия, драцена, фикус). Используются в озеленении помещений ампельные и вьющиеся растения (колумнея, плющ, традесканция, пеперомия и др.). Некоторые виды выращиваются ради декоративных, а иногда и съедобных плодов (лимон, апельсин, гранат, комнатный перец). Подбирая разные виды можно иметь цветущие растения почти на протяжении всего года.

В комнатных условиях выращивают также хвойные и лиственные породы. В Японии, например, издавна принято выращивать в комнатах ель, сосну лиственницу, дуб, сливу, вишну и др., при этом особыми приемами замедляют их рост, в результате чего получаются карликовые растения.

Происходят комнатные растения из тропических и субтропических областей земного шара. Растения тропического происхождения хорошо выносят высокую температуру, но им необходима повышенная влажность воздуха. Субтропические виды (олеандр, лавр, мирт, китайский розан и др.) успешно развиваются зимой лишь при пониженной температуре (10-12 градусов). На южных окнах лучше развиваются кактусы и суккуленты, происхождящие из открытых пустынных мест. На окнах, обращенных к северу хорошо растут различные папоротники и хвойники.

Необходимо отметить, что некоторые красивоцветущие декоративные растения ядовиты (молочаи, из-за млечного сока, олеандр и др.). При работе с ними надо соблюдать осторожность, чтобы их сок не попал на кожу.

Пользу или вред приносят комнатные растения?

Ответ на этот вопрос мы решили узнать у учащихся школы. В опросе принимали участие учащиеся с 1 по 11 класс

Урок технологии в 5 классе по теме "Уход за комнатными растениями. Пересадка растений". Цель урока:получить знания о комнатных растениях, о способах пересадки, изучить правила ухода за растениями.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Локотская средняя общеобразовательная школа

Рыльский район Курская область



Уход за комнатными растениями.

Коськова Оксана Павловна

План – конспект урока технологии

Тема: Уход за комнатными растениями. Пересадка растений.

Цели: получение знаний об основных требованиях к условиям содержания комнатных растений; изучить историю выращивания комнатных растений; изучить многообразие комнатных цветов; выяснить какие комнатные цветы чаще всего встречаются в наших домах и как они влияют на настроение человека.

Образовательная: формирование начальных знаний расстановки комнатных растений в зависимости эстетики жилища.

Воспитывающая: развитие эстетически – художественного вкуса.

Развивающая: развитие познавательного интереса обучающихся к предмету и самостоятельности учащихся.

Тип урока: Комбинированный: урок изучение нового материала и урок закрепление знаний с использованием деятельностных технологий.

Методы: обьяснительно - иллюстративный; частично-поисковый с элементами проблемного и проектного обучение.

Формы: фронтальный; индивидуальный, работа в группах.

Профориентационная работа: обобщение первоначальных знаний о профессиях дизайнер.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, слайд-презентация по теме, книги о комнатных растениях, иллюстрации с вариантами комнатных растений, алгоритм размещения растений, кроссворд по теме, карточки с заданиями, учебники, рабочие тетради.

Межпредметные связи: биология, рисование, история, информатика, литература, русский язык.

Оборудование. Словарные слова, комнатные растения, приспособления для ухода за комнатными растениями, дидактический материал, горшки для цветов.

Организационный момент.

- проверка явки учащихся;

- заполнение классного журнала;

- визуальная проверка готовности обучающихся к уроку.

Вот звенит уже звонок

Начинается урок

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады! Здравствуйте!

А теперь за парты сели

На меня все посмотрели.

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

На уроке будьте старательными

Будьте спокойными и внимательными.

Всё пишите, успевайте,

Слушайте, не перебивайте.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в увлекательное путешествие в далёкие страны, чтобы узнать много интересного. А девиз нашего урока такой:
Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!

II. Повторение пройденного материала.

-А теперь отгадайте загадку и скажите, какую тему мы сейчас повторим?

Из стран далеких, из заморских стран, пересекая океан,

Попали к нам чудесные цветы

Окраски разной, дивной красоты

Теперь они живут у нас в домах,

На окнах, полках и столах

Очищают воздух, создают уют

И круглый год цветут.

Дети: (Комнатные растения)

Учитель: - Почему они так называются?

Дети: -Те растения, которые содержат и разводят в жилых помещениях называются комнатными.

Учитель: - Посмотрим, как вы знаете комнатные растения! С помощью загадок давайте определим знаете ли вы цветы:

- Назовите и охарактеризуйте основные группы растений.

Декоративнолистные;

Декоративноцветущие;

Декоративноцветущие горшечные растения;

Кактусы – растения суккуленты.

- Назовите какие бывают группы растений по внешнему виду.

1) Растения с прямостоячими стеблями

2) Розеточные

3) Злаковидные

4)Кустистые

5)Шаровидные

6)Лианы и ампельные растения

Учитель: Но как сделать так, чтобы растения хорошо росли, радовали нас густой листвой и пышным цветением? Сегодня мы это узнаем.

III . Введение в тему.

- Теперь мы отгадаем кроссворд с помощью загадок.

1.Накрыт бокал с водицей ежовой рукавицей. Кактус

2. Вырос кустик пышный

На окне не лишний

С тонкими усами

На концах с кустами. Хлорофитум

3.Лист с горбочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет

Зато лечит нас в любой час. Алоэ.

4. На длинной толстой ножке

Огромные лепешки. Диффенбахия

-Какое ключевое слово получилось? Уход

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Тема сегодняшнего урока уход за комнатными растениями.

Комнатные растения – это кусочек природы у нас дома и за ними надо правильно ухаживать.

-Чтобы растения были здоровы, красивы внешне необходимо их пересаживать.

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Уход за комнатными растениями. Пересадка растений. (Запишите тему урока.)

А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке? Изучение правил и приёмов ухода за растениями.

Педагог делает резюмирующее заключение:

Итак, цель нашего занятия: получение знаний об основных требованиях к условиям содержания комнатных растений, познакомиться с историей их появления в жилище человека. Узнаем, какую роль играют растения в жизни человека. Научиться ухаживать за комнатными растениями, на практике пересадить комнатное растение.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать и какова же их роль в жизни человека.

IV . Изучение нового материала.

Первые комнатные растения появились в Египте в III в. до н.э., на рисунках пирамид и статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов.

Ни кому не надо доказывать, что растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить в наше время дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений люди стараются восполнить дефицит общения с природой. Каждый цветок несет в дом не только красоту, но и много полезных свойств для человека. Все без исключения растения выделяют особые летучие вещества —фитонциды. Эти вещества убивают микробов, они как бы дезинфицируют воздух.

Жизнь человека связана с природой. С древних времен люди, используя цветы, украшали свои жилища, святилища, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед Отечеством (надевали венки из лавра) и т.д.

В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

Беседа: вы уже многое знаете о комнатных растениях. Какую роль они играют в жизни человека? (Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.);

Какова роль комнатных растений в интерьере жилища? (Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища);

Как влияют комнатные растения на организм человека? (Своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность.
Уход за комнатными растениями.
- В чем, на ваш взгляд, заключается уход за растениями? Каждому комнатному растению необходим уход, который заключается в следующем свете, воде, почве, удобрении.

-Чтобы растения были здоровы, красивы внешне необходимо:

Рыхлить - когда почва становится плотной, ее нужно рыхлить, рыхление – второй полив, у корней рыхлим на поверхности, землю, которая находится дальше от корней можно рыхлить глубже;

Опрыскивать - необходимо опрыскивать растение вечером, когда нет солнца, чтобы лучи не сожгли листья растений;

Подкармливать – надо хотя бы раз в месяц растения;

Протирать пыль - у растений с большими листьями – тряпочкой, у маленьких и с пушистыми листьями – кисточкой, слегка придерживаем снизу левой рукой, протираем правой, слегка влажной тряпочкой;

Пересаживать - по мере необходимости.

Мы с вами много работали и немного устали. Давайте отдохнем

Физкультминутка.

Все встанем и на минутку превратимся в розу. (Презентация)

Ядовитые комнатные растения

молочай, олеандр, диффенбахия, манстера, фикус,эуфорбия

Многие прекрасные растения, которыми мы себя окружаем, вовсе не безопасны. Вещества, содержащиеся в них, могут при контакте вызвать раздражение кожи или даже отравление. Только не надо портить себе радость от растений. Надо просто обращаться с ними правильно:
*Ухаживая за ними, надевайте резиновые перчатки и, главное, следите за тем, чтобы сок не попал в глаза, в рот или какую-нибудь не зажившую ранку.

*Если в доме есть маленькие дети, то лучше отказаться от опасных растений до той поры, пока малыши не начнут понимать, что такое опасность.
*Домашние животные тоже не всегда так умны, как это принято считать. Кошки с удовольствием обгрызают, а птицы поклевывают зеленую поросль, - но увы, она часто бывает ядовитой.

Видеоролик

V . Проверка усвоения и понимания нового материала.

В нашей школе очень много растений, давайте, угадаем кабинет по цветам. (Презентация)

Важным элементом ухаживания за комнатными растениями является пересадка растения в другой горшочек. Сейчас на улице весна – самое время для этого действия.

Различают три вида пересадки: ( записать в тетрадь )

1. Собственно пересадка, когда корневая система максимально очищается от старой земли.

2. Перевалка – при которой ком земли с корнем сохраняется. Его осторожно вытаскивают из горшка и затем сажают, в новый горшок, не разбивая.

3. Замена верхнего слоя земли. Этот способ годится для тех растений, которые вы не можете пересадить ( из – за размера, например ). Тогда вы разрыхляете (если требуется) верхний слой земли, удаляете его и заменяете на новый.

Я предлагаю выполнить практическую работу.

Техника безопасности и организация рабочего места.

• Аккуратно разложить нужные инструменты, и надеть фартук и печатки;

• В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте;

• Использовать инструменты по назначению;

• Работать внимательно, не мешая друг другу;

• Остаток земли аккуратно смести в ящик;

• Не нужные отходы выбросить в мусорное ведро;

• После работы вымыть руки с мылом;

Принадлежности и материалы: горшок, совок, керамзит, крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, газета, перчатки, лейка с водой.

Извлеките растение из горшка (выполняйте работу над специально расстеленной для этого газетой.)

Сделайте дренаж для нового горшка.

Дренаж – это рыхлый слой на дне горшка, необходимый для удаления лишней влаги из почвы. Без дренажного слоя мокрая земля соприкасаясь с дном горшка будет закисать. Растение может погибнуть.

Выберите почвенную смесь соответствующую растению.

Выполните перевалку (пересадку).

Поместите растение в слабоосвещенное место класса.

Уберите за собой рабочее место.

В ходе п/р учитель задает воросы:

Скажите, чем отличается перевалка от пересадки растения?

Как правильно поливать растение?

Почему после пересадки растение не следует помещать на освещенное место?

Физминутка

- А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело!

VII . Закрепление полученных знаний.

-Посмотрим, как вы усвоили нашу тему?

VIII . Итог урока.

Вспомните цель урока?

Что мы узнали сегодня на уроке?

Вот и получилась наша ромашка. Посмотрите, какая она красивая, как у неё много лепестков и какая у неё большая сердцевинка. Это благодаря вашей активной работе.

IX . Рефлексия

В заключении хотелось бы сказать вам всем спасибо за работу и поддержку.

А о том, как вы чувствовали себя на моём уроке, я узнаю из букета который вы сейчас составите.

Выходите и приклейте цветок того цвета который соответствует вам.

Голубой- не комфортно

X . Оценивание работ детей за урок. Выставление оценок.

XI . Домашнее задание

Литература:

1. Технология: Учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана –Граф, 2000. – 240с.: ил.

2. Современный интерьер вашего дома/ Сост. А. В. Белоус. – Мн.: Миринда, 1999.– 448 с.: ил. – (Азбука быта).

3. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях / Пер. с англ. О.И. Романовой. – М.: Кладезь –Букс, 2001. – 255 с.: ил.

4. Блеклок Дж. Аранжировка цветов / Пер. с англ. Н. Падалко. – М.: ФАИР –ПРЕСС, 2000. – 256 с.: ил. – (Грандиозный мир).

Читайте также: